Научная статья на тему 'Стратегическое планирование деятельности автономных и бюджетных образовательных учреждений с помощью дорожных карт'

Стратегическое планирование деятельности автономных и бюджетных образовательных учреждений с помощью дорожных карт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
653
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / РЕФОРМА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ / УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ / ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чулков А. С.

Несмотря на продолжающиеся реформы в социально-культурной сфере, ряд вопросов по финансированию автономных и бюджетных образовательных учреждений остается нерешенным. В настоящей статье автором рассматривается инновационный инструмент стратегического планирования дорожные карты, даются практические рекомендации по его применению на различных уровнях системы образования России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чулков А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование деятельности автономных и бюджетных образовательных учреждений с помощью дорожных карт»

Бюджетная политика

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОНОМНЫХ И БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ДОРОЖНЫХ КАРТ

А. С. ЧУЛКОВ, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономического анализа, статистики и финансов Кубанский государственный университет

Несмотря на продолжающиеся реформы в социально-культурной сфере, ряд вопросов по финансированию автономных и бюджетных образовательных учреждений остается нерешенным. Рассмотрим инновационный инструмент стратегического планирования — дорожные карты и практические рекомендации по его применению на различных уровнях системы образования России.

В настоящее время, когда кроме привычного бюджетного планирования особую актуальность приобретает прогнозирование, многие ученые-экономисты и практики на различных уровнях бюджетной системы РФ взяли на вооружение такие англоязычные термины, как «technology foresight» (технологическое прогнозирование), «business-planning» (бизнес-планирование) и «technology roadmapping» (построение технологических дорожных карт), не всегда до конца представляя, что скрывается за этими названиями.

Таким образом, задача разобраться в сущности этих терминов является как никогда своевременной. Остановимся подробнее на дорожных картах, а именно на дорожном картировании прежде всего в сфере образования, поскольку на финансирование раздела бюджетной классификации РФ 0700 «Образование» направляется до 30 %

от общего объема расходов консолидированного бюджета России.

Понятие «дорожное картирование» внедрилось, как и вся концепция бюджетирования, ориентированного на результат, в отечественный бюджетный процесс на основе зарубежного опыта. Дорожная карта — это наглядное представление пошагового сценария развития определенного объекта, т. е. отдельного продукта, класса продуктов, услуги, некоторой технологии, группы смежных технологий, бизнеса, компании, объединяющей несколько бизнес-единиц, целой отрасли, индустрии и даже плана достижения политических, социальных и иных целей, например урегулирования международных конфликтов и борьбы с особо опасными заболеваниями [2].

Дорожное картирование увязывает между собой видение, стратегию и план развития объекта и выстраивает во времени основные шаги этого процесса по принципу «прошлое — настоящее — будущее». Дорожные карты позволяют просматривать не только вероятные сценарии, но и их потенциальную рентабельность, а также выбирать оптимальные пути с точки зрения ресурсной затратности и экономической эффективности.

Результатом изысканий в области дорожного картирования становится план-сценарий развития

объекта с учетом альтернативных путей и возможной «расшивки» потенциально узких мест.

В общем случае, дорожные карты нацелены на информационную поддержку процесса принятия управленческих решений по развитию объекта картирования. Но существуют специфические цели, которые выделяются некоторыми учеными, а именно решение проблемы объекта (локальные дорожные карты) или инновационное развитие объекта (данные дорожные карты носят, как правило, более масштабный, междисциплинарный характер).

Отметим также, что отечественная теория менеджмента в бюджетной сфере пока не относит дорожные карты к инструментам стратегического управления, считая их лишь удобным и наглядным способом интерпретации вариантов развития объекта картирования, который облегчает понимание ситуации и помогает принимать необходимые решения.

Обычно дорожная карта представляется в форме графической схемы, алгоритма, отображающего важнейшие шаги и ожидаемые результаты этих шагов в «узлах». «Узел» карты — это этап развития объекта и одновременно пункт принятия управленческих решений, а отрезки между «узлами» — это причинно-следственные связи между ними. Также на схеме могут отображаться необходимые инвестиции, возможные риски и отдача.

Все дорожные карты включают прогноз развития своего объекта на долгосрочную перспективу. Как правило, это около 10 лет с разбивкой на более мелкие подпериоды. Причем, заметим, горизонты дорожного картирования могут быть самыми различными в зависимости от специфики объекта: будь то потребительский продукт, характеризующийся относительно коротким жизненным циклом, или целая технологическая сфера, или индустрия, развивающаяся десятилетиями под воздействием самых разнообразных факторов. При этом будущее, прогнозное состояние объекта уже экспертно задано. Дорожная карта только наглядно отражает путь его достижения.

Все дорожные карты вне зависимости от характера объекта картирования должны четко демонстрировать экономический эффект от их выполнения и обосновывать оптимальность предлагаемых альтернатив развития именно с позиций экономической эффективности использования ресурсов в каждой точке принятия решений [1].

Все дорожные карты являются достаточно дорогим инструментом планирования. Поскольку составление и реализация любого долгосрочного плана

всегда связаны с рисками самой различной природы, для создания дорожной карты необходимо формирование целой рабочей группы, в которую должны входить специалисты самого разнообразного профиля — ученые, финансисты, технологи, социологи, маркетологи и многие другие, причем в зависимости от масштаба объекта картирования количество специалистов может существенно различаться.

Дорожная карта является интерактивным инструментом, позволяющим немедленно вносить какие-либо изменения и уточнять сценарии развития объекта. Иногда дорожное картирование используется как синоним бизнес-планирования либо форсайта. Попробуем разобраться в тонкостях пересечений этих терминов, имея, однако, в виду, что понятие «дорожная карта» не имеет достаточно четкой дефиниции.

Итак, согласно Современному экономическому словарю бизнес-план — это план, программа осуществления бизнес-операции, действий фирмы, содержащие сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.

Нетрудно видеть, что бизнес-план, по сути, представляет собой последовательность шагов, т. е. сценарий управляемого развития организации, позволяющий к тому же обосновать экономическую эффективность этого развития. Пожалуй, это единственное сходство с дорожной картой. В отличие от бизнес-планирования дорожное картирование подразумевает вариативность путей развития своего объекта. К тому же бизнес-план — это всегда план предпринимательской деятельности в ее классическом понимании, а дорожная карта может нести сценарии развития более широкого диапазона объектов. Поэтому дорожное картирование по сфере применения и возможностям прогнозирования несколько шире, нежели бизнес-планирование.

Форсайт (от англ. foresight — предвидение) — методика долгосрочного прогнозирования научно-технологического и социального развития, основанная на опросе экспертов. Форсайт представляет собой систему методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе. Обычно в каждом из форсайт-проектов применяется комбинация различных методов, в числе которых:

— метод Дельфи;

— SWOT-анализ;

— мозговой штурм;

— построение сценариев;

— деревья релевантности;

— анализ взаимного влияния и другие инструменты.

Разработка и представление дорожной карты могут служить частным методом представления результатов форсайта. Форсайт как целая группа методов долгосрочного прогнозирования научно-технологического и социального развития намного шире дорожного картирования в инструментальном плане, сосредоточен на глобальных вопросах того или иного общественного сектора, а посему более масштабен. Однако общим свойством рассматриваемых категорий является их вариативность, допущение и рассмотрение различных сценариев и формирование разнообразных прогнозов [2].

В России дорожное картирование пока не очень распространенный инструмент планирования, поэтому как таковые унифицированные методические подходы и алгоритмы формирования дорожных карт еще не сформированы, структура и форма данного документа жестко не заданы, а весь процесс картирования отличается высокой степенью творчества.

Дорожные карты создаются не только для наглядного представления информации о возможных альтернативах развития объекта картирования и упрощения принятия управленческих решений. Сам по себе процесс формирования дорожной карты — это некая ревизия имеющегося потенциала развития изучаемого объекта, обнаружение узких мест, угроз и возможностей роста, потребности в ресурсном обеспечении и т. д. Причем осуществляется этот анализ на основании многоаспектного экспертного обсуждения рассматриваемого объекта людьми самой разной специализации.

Можно указать следующие причины, по которым отечественным автономным и бюджетным учреждениям следует использовать инструментарий дорожного картирования. Создание дорожной карты — это, прежде всего, эффективное планирование всех областей и факторов, которые задействованы в развитии.

Дорожные карты включают такую точную характеристику, как время. Создание дорожных карт помогает руководителям учреждений удостовериться в том, что в нужный момент они будут обладать технологиями и мощностями, необходимыми для осуществления своей стратегии и планов.

Дорожные карты являются связующим звеном между стратегией бизнеса, данными о потребителях государственной (муниципальной) услуги и решениями. С помощью дорожных карт обнаруживаются пробелы (недочеты) в планах, что позволяет избежать, а не решать возможные проблемы в будущем.

Дорожная карта вырабатывает своеобразный «путеводитель» для руководителей автономных и бюджетных учреждений, позволяя, таким образом, идентифицировать промежуточные результаты и корректировать направления деятельности [1].

Создание дорожных карт подразумевает обмен информацией между представителями учреждения, потребителями государственной (муниципальной) услуги и другими заинтересованными в развитии объекта картирования сторонами. Используя дорожную карту, можно весьма доступно объяснить обществу, в каком направлении движется та или иная сфера государственного управления.

Еще более важную роль дорожные карты играют в области фундаментальной науки, поскольку в ней цель стратегического планирования заключается в привлечении инвестиций, причем решение о вложении средств обычно принимают люди, не являющиеся профессиональными учеными. При естественном недостаточно глубоком уровне знакомства инвестора с проблематикой и языком фундаментальных исследований дорожная карта фактически выступает в качестве своего рода рекламного проспекта.

В любом случае дорожная карта исследований и разработок может обеспечить заинтересованность государства (в случае фундаментальной науки) и бизнеса (в случае прикладной науки) в результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и разъяснить социальное значение и рыночные перспективы последних.

Прогностические возможности технологического дорожного картирования могут быть применены в процессе формирования приоритетов государственной научно-технической политики в той или иной сфере, а также в ходе планирования мероприятий по ее реализации.

В европейской практике дорожного картирования отправной точкой являются потребности общества в государственных или муниципальных услугах, удовлетворяемые при помощи формулирования государственного (муниципального) задания. Эти задания наряду с организациями, их разрабатывающими и использующими, образуют так называ-

емые технологические платформы. Так, на начало 2013 г. в Европе насчитывалась 31 технологическая платформа, утвержденная Европейским советом. Технологические платформы сформированы в тех областях, в которых исследования обеспечивали бы конкурентоспособность, экономический рост и благосостояние Европы как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Европейские технологические платформы образуются с участием:

— государства;

— местного самоуправления;

— ведущих научно-исследовательских институтов и лабораторий;

— ключевых компаний крупного и среднего бизнеса.

Созданные платформы получают возможность лоббирования интересов своего сектора и оказания влияния на приоритетные исследования в среднесрочном и долгосрочном периодах [1].

В нашем государстве как таковые технологические платформы не сформированы и не закреплены законодательно, а неким их аналогом в части концентрации государственных ресурсов и усилий являются приоритетные направления науки. Все они утверждаются Президентом РФ по рекомендации Координационного совета (рабочей группы Минобрнауки России) не реже одного раза в четыре года. При этом формирование и корректировка перечня предусматриваются на основании анализа предварительной экспертной информации о важнейших инновационных продуктах и технологиях, предположительно имеющих решающее значение для создания этих продуктов в течение ближайших 10 лет. В число опрашиваемых экспертов входят представители научного (академического, образовательного, отраслевого) и производственного секторов.

Если проиллюстрировать разрабатываемый в ходе формирования перечня технологий экспертный прогноз развития потребностей общества в государственных (муниципальных) услугах, то при использовании дорожных карт можно сформировать новый полноценный инструмент управления, позволяющий наделить отечественную бюджетную и социально-культурную политику наглядностью, прозрачностью, гибкостью и вариативностью.

План деятельности Минфина России на 2013 — 2018 гг. выделяет следующие этапы дорожного картирования для учреждений бюджетной сферы.

Этап 1. Подготовка исследования, определение необходимости проведения исследования.

Определение решаемой посредством картирования проблемы или реализуемой при его помощи возможности. Формирование списка субъектов, заинтересованных в проведении этого исследования, а именно, представителей государства, коммерческого сектора, общества. Оценка степени заинтересованности каждого субъекта в формировании дорожной карты. Формирование единого руководства исследованием, поскольку составление дорожной карты является весьма дорогим мероприятием и требует значительного времени, поэтому необходим руководящий орган исследования. Постановка целей исследования и оценка времени, необходимого для его проведения. Определение необходимых объемов финансирования.

Этап 2. Разработка дорожной карты, определение человеческих потребностей в услуге. На данном этапе возможно использование сценариев технологического развития. Дорожная карта может рассматривать несколько методик и компонентов в зависимости от сложности оказываемой услуги. Определение ключевых качеств, характеристик и критериев эффективности, которыми должны обладать государственные (муниципальные услуги). Определение альтернатив и временных сроков их развития.

Сложная цель может потребовать определенных изменений в законодательстве или же оказываемая услуга может оказывать влияние на достижение нескольких целей. При параллельном рассмотрении нескольких альтернатив на дорожной карте должны быть определены так называемые точки принятия решения, когда необходимо решить, стоит ли и дальше рассматривать эту альтернативу. Для определения ресурсного обеспечения реализации дорожной карты необходимо определить потребность в материальных, кадровых, интеллектуальных, временных и прочих ресурсах. В отчетном документе по дорожным картам должно содержаться достаточно информации для осуществления выбора и принятия инвестиционных решений.

Этап 3. Реализация технологической дорожной карты.

1. Экспертиза и утверждение дорожной карты. Для того чтобы дорожная карта действительно была объективной и реализуемой, необходима ее оценка широким кругом экспертов от государства, науки, общественности и бизнеса, поэтому отчет по дорожной карте должен быть распространен среди представителей указанных аудиторий, которые могут оценить документ и предложить определенные коррективы.

2. Разработка и выполнение плана реализации технологической дорожной карты. План реализации должен включать в себя рекомендации по инвестиционным решениям, указывать на необходимые средства и временные рамки их реализации. Необходимыми условиями успешной реализации дорожной карты являются оценка промежуточных результатов, ее актуализация и модернизация, пересмотр и обновление, внесение корректив [5].

На уровне субъектов РФ процесс разработки дорожных карт в отраслях социальной сферы, направленный на повышение эффективности образования и науки, начался в соответствии с п. 1 «б» Перечня поручений Президента РФ по итогам совещания по вопросам бюджетов субъектов Российской Федерации от 22.12.2012 № Пр-3411.

Региональная дорожная карта разрабатывается в соответствии с положениями Федеральных законов от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и от 29.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с последними изменениями и дополнениями). При разработке дорожной карты рекомендуется также основываться на указах Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и следующих документах, утвержденных Правительством РФ:

— Плане мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденном распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 № 2620-р;

— Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг на 2013—2018 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р;

— государственной программе РФ «Развитие образования», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 № 2148-р;

— государственной программе РФ «Развитие науки и технологий», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20.12.2012 № 2433-р.

При подготовке плана мероприятий региональной дорожной карты рекомендуется:

— учитывать особенности субъекта РФ;

— ориентироваться на мероприятия дорожной карты;

— уточнять и конкретизировать мероприятия дорожной карты в соответствии с компетенцией органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, образовательных организаций.

При этом приоритетными мероприятиями региональной дорожной карты должны стать мероприятия:

— по совершенствованию и поэтапному повышению оплаты труда педагогических работников соответствующих уровней образования;

— по обеспечению доступности дошкольного образования [4].

Рекомендации по подготовке плана мероприятий региональной дорожной карты в части высшего образования относятся к субъектам РФ, в чьем ведении имеются организации высшего образования. При разработке плана мероприятий региональной дорожной карты в области науки рекомендуется включать мероприятия по развитию науки в субъектах РФ, обеспечивающие достижение значений целевых показателей, включенных в дорожную карту.

При подготовке материалов по финансовому обеспечению мероприятий региональной дорожной карты на период до 2015 г. включительно рекомендуется указывать объем бюджетных средств, заложенных в консолидированном бюджете, объем внебюджетных средств, а также дополнительную потребность, а начиная с 2016 г. — планируемую потребность. Объем средств рекомендуется указывать в разрезе мероприятий дорожной карты. В финансово-экономическом обосновании рекомендуется указывать объем оказываемых услуг (работ) и данные о стоимости единицы услуги (работы).

Рассмотрим непосредственное использование методов дорожного картирования на различных уровнях образовательной системы России, выделив основные проблемы и обозначив пути их решения.

В настоящее время в системе дошкольного образования особенно актуально стоит проблема разработки мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные учреждения. Одним из мероприятий, направленных на решение проблемы, может служить создание дополнительных мест в государственных (муниципальных) образовательных организациях различных типов, а также вариативных форм дошкольного образования. На практике это может быть реализовано при помощи

разработки современных экономичных типовых проектов зданий дошкольных образовательных учреждений, а также разработки поэтапного плана строительства новых зданий детских садов, модульных и быстровозводимых зданий.

В целях создания условий для развития негосударственного сектора дошкольного образования необходимо разработать и реализовать пилотный проект государственной поддержки предпринимателей, организующих деятельность негосударственных дошкольных организаций, в части предоставления помещений на специальных условиях и стартового капитала. Практически это может быть воплощено в жизнь путем разработки мероприятий по поддержке предпринимателей, организующих деятельность частных дошкольных организаций, в части предоставления помещений на специальных условиях и стартового капитала.

Не менее остро стоит проблема кадрового обеспечения системы дошкольного образования, возможными путями решения которой могут являться:

— разработка должностных инструкций педагога дошкольного образования, включающих характер взаимодействия педагога с детьми, направленного на развитие способностей;

— стимулирование инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников;

— разработка программ повышения квалификации и переподготовки педагогических работников дошкольного образования;

— разработка персонифицированной модели повышения квалификации педагогических работников дошкольного образования с доведением средств по нормативу на повышение квалификации до дошкольных образовательных организаций.

Кроме того, для получателей услуги особую актуальность приобретает вопрос разработки и внедрения системы оценки качества дошкольного образования. На региональном уровне выход представляется в проведении социологических и психолого-педагогических исследований в области дошкольного образования, направленных на выявление факторов, влияющих на качество дошкольного образования, а также ожиданий родителей и образовательного сообщества относительно качества дошкольного образования. Дальнейшим шагом будет являться разработка методических рекомендаций по подготовке экспертов для независимой аккредитации дошкольных образовательных учреждений в соответствии с требованиями

развития способностей, стимулирования инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников.

С целью оптимизации оплаты труда сотрудников дошкольных учреждений необходимо перейти к механизму эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дошкольного образования при помощи формулирования требований к условиям выполнения трудовой деятельности педагогическими и другими категориями работников дошкольных образовательных организаций, направленной на достижение показателей качества этой деятельности.

В сфере общего образования остро стоит проблема внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Комплекс мероприятий по обеспечению условий для внедрения ФГОС должен включать в себя планирование и создание условий для обучения учащихся по новому ФГОС, а именно:

— закупку оборудования и материалов, учебников и методических пособий;

— повышение квалификации педагогов;

— создание сетей по обмену передовым опытом.

Особое внимание должно быть уделено разработке методологии и инструментария для мониторинга готовности обучающихся к освоению образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и профессионального образования, комплексного мониторинга готовности учащихся основной школы к выбору образовательной и профессиональной траектории и мониторинга уровня социализации выпускников основных общеобразовательных организаций.

Актуальной является проблема разработки и внедрения системы оценки качества общего образования. Планируемыми мероприятиями по решению указанной проблемы могут стать разработка и утверждение положений и регламентов функционирования региональной системы оценки качества общего образования, в том числе с учетом федеральных методических рекомендаций по показателям эффективности деятельности подведомственных учреждений общего образования, их руководителей и основных категорий работников, в том числе в связи с использованием дифференциации заработной платы педагогических работников.

Тесно связано с вышеназванной проблемой внедрение механизмов эффективного контракта с

педагогическими работниками в системе общего образования. Органам государственной власти субъектов РФ могут быть рекомендованы дифференциация размера средней заработной платы педагогических работников государственных учреждений с учетом квалификации, качества и результативности их деятельности и других характеристик, а органам местного самоуправления — планирование дополнительных расходов местных бюджетов на повышение оплаты труда педагогических работников общеобразовательных организаций в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 97 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Наиболее важной проблемой в период реформирования бюджетных учреждений в сфере дополнительного образования является расширение потенциала всей системы дополнительного образования детей. В ряде регионов еще необходимо осуществить следующие мероприятия:

— организовать практическую работу по формированию государственного (муниципального) заказа на услуги дополнительного образования детей и финансового обеспечения его реализации;

— в целях повышения эффективности реорганизовать действующую сеть учреждений дополнительного образования детей;

— обеспечить сетевое взаимодействие, интеграцию ресурсов школ и учреждений дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности, организаций негосударственного сектора;

— обновить учебные программы;

— внедрить новые информационные технологии дополнительного образования детей;

— развить инфраструктуру, в том числе для исследовательской и конструкторской деятельности;

— модернизировать систему организации летнего образовательного отдыха детей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для укрепления потенциала системы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования и повышения ее инвестиционной привлекательности необходимо создать в каждом субъекте РФ многофункциональные центры прикладных квалификаций и направлений подготовки при выборе образовательных программ для реализации пилотных проектов многофункциональных центров прикладных квалификаций, сформировать систему сбора и актуализации данных о востребованных региональными рынками труда профессиях и направлениях подготовки с учетом текущего и

перспективного спроса и уровня оплаты труда по результатам запросов в центры и службы занятости населения и организаций. Также необходимо привлечь потенциальных работодателей к формированию содержания, методик преподавания и финансированию образовательных программ многофункциональных центров прикладных квалификаций, а также к участию в итоговой аттестации выпускников.

Мероприятия по повышению эффективности и качества услуг в сфере высшего образования в субъектах РФ, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту, в целом должны проходить в соответствии с общими тенденциями на федеральном уровне управления:

— внедрение образовательных программ прикладного бакалавриата;

— приведение образовательных программ подготовки магистров в соответствие с новыми требованиями;

— разработка и утверждение методики расчета учредителем финансового обеспечения государственного задания на реализацию образовательных услуг высшего образования с учетом уровня оплаты труда профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего образования;

— поэтапное повышение заработной платы профессорско-преподавательского состава вузов.

Особенно актуальным на протяжении последнего десятилетия представляется создание опережающего научно-технического задела в РФ по приоритетным направлениям развития науки и технологий через развитие фундаментальных и прикладных научных исследований. Достичь этого можно при помощи формирования вокруг мегапроектов, расположенных на территории региона (муниципального образования), исследовательских кластеров и инновационной инфраструктуры, стимулирующих развитие научно-технологического потенциала регионов, включая его кадровую составляющую, приток в регион талантливых отечественных и зарубежных молодых кадров, территории в целом, расположенных на ней высокотехнологичных и наукоемких производств, притока в регион российских и иностранных инвестиций, а также развивая сеть государственных и негосударственных научных фондов.

В заключение следует отметить, что технологическая дорожная карта является «мягким» инструментом прогнозирования и государственного управления развитием технологий. Она не лишена

недостатков. В частности, она достаточно дорога, сложна, поскольку требует углубленной экспертизы и достаточно длительного времени на разработку, что делает ее неприменимой или ограниченно применимой для динамично развивающихся технологических областей. Однако использование данного механизма позволит сосредоточить усилия государства на согласованном развитии отечественного образования и науки, технологий и техники, на укреплении и реализации научно-технического потенциала.

Список литературы 1. Дорожная карта по переходу к Национальной системе компетенций и квалификаций. М.: Агентство стратегических инициатив, 2012.

2. Жигалов Д., Канивец А. Оценка деятельности автономных и бюджетных учреждений. М.: Фонд «Институт экономики города», 2011.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ.

4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

5. План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 № 2620-р. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.