DOI: 10.48647ZIFES.202L33.34.009
Л.А. Печищева
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО ИНДИИ И ЯПОНИИ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ
Аннотация. Статья посвящена анализу индийско-японского стратегического партнерства как важного фактора обеспечения национальных интересов двух стран и региональной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 2000-е гг. стали новой отправной точкой в развитии индийско-японского стратегического сотрудничества, которое вышло за рамки сугубо декларативного и приобрело более тесный характер. Заключенные в 2000-х гг. договоры и соглашения между Индией и Японией о региональном и глобальном партнерстве поэтапно реализовываются, поскольку для Японии Индия имеет огромное значение не столько как экономический партнер, сколько как политический союзник, с которым есть вероятность более успешного ограничения китайского политического и торгово-экономического влияния в АТР.
Однако в будущем возможно и расширение экономической повестки, поскольку активно развивающийся индийский рынок уже сейчас обладает высокой ёмкостью для дорогостоящих потребительских товаров, среди которых — автомобили, цифровая техника, различные телекоммуникационные системы. Что касается геополитических аспектов, то тут многое будет зависеть от складывающегося нового баланса сил в регионе, в рамках которого Индия и Япония в настоящий стремятся нащупать выгодную для себя перспективу. С одной стороны, Индия по-прежнему стремится придерживаться
политики неприсоединения, с другой же, наблюдая за усилением КНР в Южной Азии, особенно путем вовлечения Пакистана и Бангладеш в орбиту китайской инициативы «Новый Шёлковый путь», понимает, что Япония, чьи интересы во многом схожи с индийскими, станет надежным стратегическим партнером не только в АТР, но и в Южной Азии.
Ключевые слова: Индия, Япония, стратегическое партнерство, Азиатско-Тихоокеанский регион, инициатива КНР «Новый Шёлковый путь».
Автор: Печищева Людмила Александровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета. E-mail: [email protected]
Pechishcheva L.A.
India-Japan strategic partnership in the Asia-Pacific region
Abstract. The article is devoted to India-Japan strategic partnership as an important factor in ensuring the national interests of the both countries and regional security in the Asia-Pacific region. The 2000s became a new starting point in the development of India-Japan strategic cooperation that had highly a declarative character. Treaties and agreements between India and Japan were gradually implemented on regional and global partnership in the 2000s, as for Japan, India is of a great importance not only as an economic partner, but as a political one, which is likely more successful to restrict China's political and economic influence in the Asia-Pacific region.
However it is possible that in the future the economic agenda will be expanded, since the rapidly developing Indian market already has a high capacity for expensive consumer goods, including cars, digital equipment, and various telecommunications systems. As for the geopolitical matters, its status will depend much on the emerging new balance of power in the region, within which India and Japan are currently trying to find a favorable perspective for themselves. On the one hand, India still strives to adhere to the non-alignment politics, on the other hand, taking a look at the strengthening of China in South Asia, especially by involving Pakistan and Bangladesh in its "New Silk Road" Initiative, India understands that Japan, whose interests are similar to India's in many aspects, will become a reliable strategic partner not only in the Asia-Pacific region, but also in South Asia.
Keywords: India, Japan, strategic partnership, Asia-Pacific region, China's "New Silk Road" Initiative.
Author: Liudmila A. PECHISHCHEVA, Cand. of Sciences (History), Assistant Professor of the Department of Foreign Regional Studies and International Relations, Russian State University for the Humanities. (e-mail: [email protected]).
Индия и Япония:
грани стратегического сотрудничества
После распада биполярной системы международных отношений Индия не рассматривалась японским правительством как один из ключевых политических и экономических партнеров. Поэтому в 1990-х гг. взаимная политическая риторика индийского и японского лидеров носила общий характер и не подразумевала конкретных шагов по укреплению двустороннего сотрудничества. В этот период правительство Японии обращало внимание больше на урегулирование внутренних социально-экономических вопросов в стране, выстраивало торгово-экономические отношения с американскими и западноевропейскими партнерами, а также расширяла рынки сбыта для своей промышленной и IT-продукции. Индия, претворив в жизнь экономические реформы 1990-х гг., стремительно развивалась, в политическом плане продолжая придерживаться курса «неприсоединения» и избегая создавать какие-то союзы и внешнеполитические блоки [Pajon].
Однако благодаря стремительным геополитическим преобразованиям и мире, и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в частности, изменился и баланс сил на международной арене. Набирающий политическую и экономическую мощь Китай стал активно продвигать свои национальные интересы, стремясь занять место регионального лидера, отодвигая Японию на второй план [Fung].
Неслучайно Япония в 2000-х гг. разворачивает свой внешнеполитический курс в сторону Индии, подписав с ней в августе 2000 г. документ под названием «Японо-индийское глобальное партнёрство в XXI в». К концу 2000-х гг. прагматичная и последовательная внутренняя политика позволила Индии войти в десятку ведущих экономик мира, а значит, улучшить инвестиционный климат и уровень
жизни вкупе с покупательной способностью населения [Japan-India Joint Declaration...].
В 2006 г. Индия и Япония подписали «Совместное соглашение о японо-индийском стратегическом и глобальном партнёрстве», в котором была заложена институциональная основа для последующих встреч и консультаций на высоком и высшем уровне. К тому же, в документе были прописаны и совместные военно-морские учения, как в закрытом режиме, так и с участием третьих стран при наличии общего согласия на такие шаги. В 2007 г. правительство Японии провозгласило новую внешнеполитическую стратегию «Ось свободы и процветания», в которой особая роль была отведена Индии, крупнейшей «азиатской демократии», разделяющей такие демократические ценности, как права и свобода человека, а также принципы рыночной экономики [Japan-India Partnership in a New Asian Era...].
В 2015 г. между Индией и Японией было заключено соглашение об «Особом стратегическом и глобальном партнёрстве», которое еще больше расширило положения предыдущего документа. Так, Индия, занимающая геостратегически выгодное положение и стремящаяся сохранить политическую гибкость, становилась для Японии своего рода гарантом региональной стабильности в Южной Азии и АТР. Поэтому соглашение было направлено на развитие индийско-японского сотрудничества в области безопасности, а также создало механизм работы в формате «два плюс два», который подразумевает ежегодные обмены визитами министров обороны и ино-странныхдел [Tokyo Declaration...].
Более того, ещё с 1990-х гг. индийским правительством проводился курс «Смотри на Восток» (LookEast), цель которого — расширить торгово-экономические отношения и политическое взаимодействие со странами Юго-Восточной Азии. При Нарендре Моди этот курс был преобразован в концепцию «Действуй на Востоке» (ActEast), которая предполагала изменение статуса Индии не только как регионального, но и глобального игрока, а также укрепление стратегического сотрудничества с ключевыми партнерами в АТР, в том числе с Японией и Австралией [Шелест].
С 2017 г. стали проводиться регулярные встречи в формате «два плюс два», и в 2019 г. на индийско-японском саммите должно было состояться подписание соглашения по военно-транспортному со-
трудничеству. Однако этого не случилось, саммит перенесли на неопределённый срок, хотя этот документ однозначно укрепил бы и без того тесное военное взаимодействие между двумя странами, в результате чего Япония могла бы получить доступ к индийским военно-морским базам на Андаманских и Никобарских островах, а Индия — к японским военно-морским объектам в Джибути (Восточная Африка) [Нш].
С начала 2000-х гг. КНР как один из глобальных акторов системы международных отношений, стремится укрепить свои позиции в различных регионах мира. Си Цзиньпин анонсировал в 2013 г. инициативу «Новый Шёлковый путь», нацеленную на оптимизацию пространственной структуры экономического развития всего евразийского региона [Кулинцев]. Как США, так и Япония с Индией обеспокоены возрастающим политическим и экономическим влиянием КНР не только в мире, но и в АТР, поэтому заключают различные блоки и союзы. В период президентства Барака Обамы были сняты персональные санкции с победившего на индийских выборах премьер-министра Нарендры Моди, наложенные на него в 2005 г. при президенте США Дж. Буше-младшем после мусульманских погромов в штате Гуджарат в 2002 г. (Моди занимал тогда должность главного министра штата Гуджарат) [Строкань]. По мнению правозащитных организаций, властям штата необходимо было сделать всё возможное, чтобы не допустить многочисленных жертв.
В период президентства Дональда Трампа в 2016 г. США и Индия подписали соглашение по военной логистике «ЛЕМОА», благодаря чему упрочились союзнические отношения между ними. Были анонсированы и некоторые военно-технологические договорённости (о статусе главного партнёра, предоставлении военной техники на уровне стран НАТО и Израиля, возможной передаче списанного, но действующего авианосца и т. д.) [Лебедева]. К тому же, по заявлениям Нарендры Моди, США можно рассматривать как ключевого партнера для социально-экономического преобразования Индии.
Если взять во внимание региональные проблемы, то и у Индии есть неразрешенные территориальные споры с КНР в Гималаях, и Япония пока не договорилась с Китаем о закрытии территориальных вопросов в Восточно-Китайском море. С целью сохранения стабильности и региональной безопасности в АТР, Индия и Япо-
ния, заключая новые соглашения и договоры, укрепляют сотрудничество в области торговли и экономики, а также в военной сфере. «В свою очередь, Южная Азия является наиболее безопасным для Японии регионом для демонстрации внешнеполитической самостоятельности в отличие от Юго-Восточной Азии, где сильны негативные настроения относительно усиления Японии» [Стапран].
10 сентября 2020 г. было подписано соглашение о взаимном обеспечении поставок и услуг между военными структурами Индии и Японии с целью обеспечения региональной безопасности и экономического развития. «Соглашение устанавливает такие рамки, как процедуры урегулирования для взаимного предоставления поставок и услуг между силами самообороны Японии и индийскими вооруженными силами», — говорится в заявлении японского внешнеполитического ведомства ^Иеёоп].
Таким образом, стратегическое сближение Индии и Японии неслучайно, поскольку оно продиктовано политической, социально-экономической нестабильностью и стремительно меняющейся расстановкой сил в АТР.
Будущее
индийско-японского стратегического сотрудничества
Перспективы индийско-японского стратегического сотрудничества, находящегося сегодня в стадии поступательного развития, преимущественно будет зависеть от того, какую нишу займут Индия и Япония в формирующейся новой региональной системе международных отношений.
Нарендра Моди стремится сделать Индию не только влиятельным региональным центром, но и вывести страну на новый уровень. К примеру, это активное участие Индии совместно с Японией, Германией и Бразилией в Группе 4 ^4), цель которой заключается в модернизации ООН посредством расширения числа постоянных членов Совета Безопасности Организации [Страны группы четырёх призвали...]. К тому же, это и активное участие Индии в международных делах и международных организациях (ВТО, МВФ, Большая 20, ШОС и т. д.), а также в крупных объединениях таких, как
БРИКС. Став премьер-министром Индии, Моди провозгласил программу «Делай в Индии» (Make in India!), призванную запустить новый этап индустриализации страны, стимулировать темпы роста индийской экономики, развивать промышленность, а также сделать всё возможное, чтобы Индия добилась мирового признания. С такими глобальными планами возросла и конкуренция между Индией и Китаем.
Для Японии важно иметь сильного и надежного партнера в АТР с целью проведения комплексной политики по ограничению роста китайского влияния в Южной и частично Юго-Восточной Азии. Поэтому на стыке XX-XXI вв. начался новый виток развития стратегического сотрудничества двух стран. С 2005 г. стали ежегодными индийско-японские встречи на высшем уровне. Важным шагом является и подписание в 2006 г. стратегического документа — «Японо-индийской совместной декларации о стратегическом и глобальном партнерстве».
Для Японии и Индии необходимо укреплять и торгово-экономические отношения в АТР. Индия, однако, в 2019 г. не стала участвовать в принятии окончательного варианта соглашения по Всестороннему региональному экономическому партнерству (ВРЭП) странами-участницами АСЕАН, так как индийское правительство опасалось перенасыщения внутреннего рынка более дешевыми китайскими товарами после снятия ввозных пошлин [Индия не стала подписывать соглашение...]. В итоге, 15 ноября 2020 г. страны-участницы АСЕАН пока без Индии подписали соглашение по Всестороннему региональному экономическому партнерству (ВРЭП) о создании крупнейшей в мире зоны свободной торговли, на долю которой приходится практически треть населения земного шара, ВВП и глобальной торговли [Страны Азии подписали соглашение...]. По прогнозам экспертов, в рамках ВРЭП Япония сможет расширить рынки сбыта своей продукции и увеличить экспорт технологий, запустить инфраструктурные проекты, а также укрепить сотрудничество со странами-участницами этого соглашения в различных областях.
Оба государства имеют тесные отношения с США, ЕС, РФ, кроме того, они стремятся сохранить баланс сил в АТР, укрепить региональную безопасность, решить территориальные споры с КНР и
расширить двустороннее гуманитарное сотрудничество. Стремясь сохранить внеблоковый статус, Индия, тем не менее, понимает выгоды союзнических отношений с Японией, поскольку обе страны обеспокоены растущей геополитической нестабильностью в АТР. Кроме того, у Индии не решены территориальные противоречия и с Пакистаном, с которым Китай укрепляет политические и торгово-экономические отношения, что также не может не волновать индийское правительство, наблюдающее активное участие Пакистана совместно с Бангладеш во многих проектах в рамках китайской инициативы «Новый Шёлковый путь».
Библиографический список
Индия не стала подписывать соглашение об участии в торговом блоке ВРЭП // Коммерсантъ. 04.11.2019. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4148466 (дата обращения: 10.10.2020).
Кулинцев Ю. «Один пояс — один путь»: инициатива с китайской спецификой // РСМД, 22.05.2015. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ analytics/odin-poyas-odin-put-initsiativa-s-kitayskoy-spetsifikoy/?sphrase_id=35137676 (дата обращения: 10.10.2020).
Лебедева Н.Б. Индия—АСЕАН: двадцать пять лет спустя (грани отношений и внешние факторы) // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2017. №35. С. 78—101.
Стапран Н.В. Стратегическое партнерство Японии и Индии // Ежегодник Япония. 2008. № 37. С. 68—79.
Страны Азии подписали соглашение о крупнейшей зоне свободной торгов-ли//РИА новости. 15.11.2020. URL: https://ria.ru/20201115/strany-1584687609.html (дата обращения: 15.11.2020).
Страны «группы четырех» призвали не медлить с реформой Совбеза ООН // РИА новости. 25.11.2019. URL: https://ria.ru/20191125/1561580292.html (дата обращения: 13.10.2020).
Строкань С. Индийский премьер заклинает Америку // Коммерсантъ. 01.10.2014. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2579123 (дата обращения: 15.10.2020).
Шелест ДПолитика Нарасимха Рао «Смотри на Восток» как инструмент формирования будущего Индии // РСМД. 09.05.2018. URL: https://russiancou ncil.ru/blogs/dvfu/34158/ (дата обращения: 15.10.2020).
Fung K; Iiz,aka H; Siu A. Japanese Direct Invest in China // China Economic Review, 2003, Volume 14, Issue 3. P. 304—315.
Hui T; Hussain N. Japan-India: An Indigenous Indo-Pacific Axis // The Diplomat, March 2020. URL: https://thediplomat.com/2020/03/japan-india-an-indigenous-indo -pacific-axis/ (дата обращения: 17.10.2020).
Japan-India Joint Declaration. Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https:// www.mofa.go.jp/region/asia-paci/india/joint0112.html (дата обращения: 15.10.2020).
Japan-India Partnership in a New Asian Era: Strategic Orientation of Japan-India Global Partnership. Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www.mofa. go.jp/region/asia-paci/india/partner0504.html (дата обращения: 17.10.2020).
Pajon C; Saint-Mezard I. The Japan-India Economic Partnership. A Politically Driven Process. Paris: IFRI Centre for Asian Studies Report, 2018. 35 p.
Tokyo Declaration for India-Japan Special Strategic and Global Partnership. Ministry of External Affairs, Government of India. URL: https://www.mea.gov.in/ bilateral-documents.htm?dtl/23965/Tokyo+Declaration+for+India++Japan+Special +Strategic+and+Global+Partnership (дата обращения: 08.10.2020).
Whedon B. India and Japan, Both in Territorial Disputes with China, Sign Military Cooperation Pact // Breitbart.com. 10.09.2020. URL: https://www.breitbart.com/asia/ 2020/09/10/india-japan-sign-military-cooperation-pact/ (дата обращения: 21.10.2020).
References
Fung K; Iiz,aka H; Siu A (2003). Japanese Direct Invest in China // China Economic Review, Volume 14, Issue 3. P. 304—315.
Hui T; Hussain N (2020). Japan-India: An Indigenous Indo-Pacific Axis // The Diplomat. URL: https://thediplomat.com/2020/03/japan-india-an-indigenous-indo-p acific-axis/ (accessed: 17 October, 2020).
Indiya ne stala podpisyvat soglashenie ob uchastii v torgovom bloke VREP. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4148466 (accessed: 10 October, 2020) (In Russian).
Japan-India Joint Declaration. Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https:// www.mofa.go.jp/region/asia-paci/india/joint0112.html (accessed: 15 October, 2020).
Japan-India Partnership in a New Asian Era: Strategic Orientation of Japan-India Global Partnership. Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www.mofa.go. jp/region/asia-paci/india/partner0504.html (accessed: 17 October, 2020).
Kulintsev Yu (2015). «Odin poyas — odin put»: initsiativa s kitaiskoi spetsifikoi // RIAC. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/odin-poyas-
odin-put-initsiativa-s-kitayskoy-spetsifikoy/?sphrase_id=35137676 (accessed: 10 October, 2020) (In Russian).
Lebedeva N(2017). Indiya — ASEAN: dvadtsat pyat let spustya (grani otnoshenii i vneshnie factory) // Yugo-Vostochnaya Asiya: aktualnye problemy razvitiya, № 35. P. 78—101. (In Russian).
Pajon C; Saint-Mezard I (2018). The Japan-India Economic Partnership. A Politically Driven Process. Paris: IFRI Centre for Asian Studies Report, 35 p.
Shelest D (2018). Politika Narasimkha Rao "Smotri na Vostok" kak instrument formirovaniya buduschego Indii // RIAC. URL: https://russiancouncil.ru/blogs/dvfu/ 34158/ (accessed: 15 October, 2020) (In Russian).
Stapran N (2008). Strategicheskoe partnerstvo Yaponii i Indii // Ezhegodnik Yaponiya, № 37. P. 68—79. (In Russian).
Strany Asii podpisali soglashenie o krupneishei zone svobodnoi torgovli. URL: https://ria.ru/20201115/strany-1584687609.html (accessed: 15 November, 2020) (In Russian).
Strany "gruppy chetyrekh" prizvali ne medlit s reformoi Sovbeza OON // URL: https://ria.ru/20191125/1561580292.html (accessed: 13 October, 2020) (In Russian).
Strokan S (2014). Indiiskyi premier zaklinaet Ameriku // Kommersant. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2579123 (accessed: 15 October, 2020) (In Russian).
Tokyo Declaration for India-Japan Special Strategic and Global Partnership. Ministry of External Affairs, Government of India. URL: https://www.mea.gov.in/bila teral-documents.htm?dtl/23965/Tokyo+Declaration+for+India++Japan+Special+Str ategic+and+Global+Partnership (accessed: 08 October, 2020).
Whedon B (2020). India and Japan, Both in Territorial Disputes with China, Sign Military Cooperation Pact // Breitbart.com. URL: https://www.breitbart.com/asia/202 0/09/10/india-japan-sign-military-cooperation-pact/ (accessed: 21 October, 2020).