к посильной для каждого, но обязательной познавательной деятельности.
Преимущества метода проектов: системное закрепление знаний по другим учебным предметам. Часто знания, необходимые ученикам для работы над проектом, "подстегивают" его интерес к другим дисциплинам;
развитие навыков и умений планирования, исследования и систематизации полученных данных;
развитие социальных (работа в команде) и физических умений и навыков;
развитие уверенности в своих силах. Дети учатся подходить к окружающему их миру творчески, обретают уверенность в том, что они могут улучшить свою жизнь и жизнь других людей.
Например: «Памятник поставят исполину -мальчику с винтовкою в руках» (7 класс) - проект «Памятник жертвам фашизма в Великой Отечественной войне», знаменитые люди Кубани - проект «Спортивные надежды Кубани» (5, 9 классы). «Мир животных и растений моей малой Родины» -проект «Пути решения экологических проблем микрорайон школы» (6 класс), - проект «Будущее -за нами»
Проблемные уроки - форма организации обучения учащихся на основе создания проблемной ситуации. На таком уроке перед школьниками либо ставится, либо вместе с ними определяется проблема. Цель проблемного обучения - активизация познавательной сферы деятельности учащихся на основе выявления причинно-следственных связей.
Проблемное обучение - это, прежде всего, обучение умению находитьновые способы решения сложившихся противоречий. Задача учителя - организовать учебную деятельность на основе активизации мышления учащихся на всех этапах урока. Характер познавательной деятельности учащихся может быть различным: одни решают, используя вопросы и ответы; другие - методом анализа ситуации; третьи - методом диагностики и выводов; четвертые - подбором и т. д.
Без знаний закономерностей мыслительной деятельности обучающихся дать урок проблемного обучения практически невозможно.
Например: «Экологические проблемы малой Родины и пути их решения» (11 класс), «Географический портрет Краснодарского края, проблемы и
перспективы развития территории» (9 класс), «Кубань православная. Действующие православные храмы станицы и края» (10 класс).
На занятиях использую ИКТ, что позволяет совершать виртуальные экскурсии. Разрабатываю к ним презентации. Это позволяет сделать процесс обучения более наглядным и содержательным.
Таким образом, уроки кубановедения - один из важнейших элементов исторического образования в школе. Изучение краеведческого материала, знакомство с историей Кубани помогает конкретизировать факты истории России, углубить знания, повысить интерес к истории своего народа, развить духовные потребности, воспитать нравственные качества личности: патриотизм, любовь и чувство гордости за свою Родину.
С учетом вышесказанного учебно-воспитательный процесс в школе необходимо организовать так, чтобы дети могли присваивать духовные, материальные и соционормативные ценности культуры определенного региона, многонационального общества. Для этого учащиеся должны изучать основные виды культуры этносов, проживающих на одной территории: язык, изобразительное искусство, литературу, музыку, графику, скульптуру, театр, фольклор, этикет, декоративно-прикладное искусство; традиции, ритуал, обычаи, нравы, понятия и оценки; памятники истории и культуры родного края. То есть, организовать деятельность по интеграции региональной культуры и учебного процесса, что будет способствовать формированию у них начал гражданского согласия и толерантности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998. - 254 с.
2. Ильченко Л.П. Взаимосвязь развития гражданского согласия и толерантности личности в процессе обучения в общеобразовательной и высшей школах. Анапа, 2012.
3. Лукашенкова Ж.В. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеурочной деятельности (из опыта работы учителя). - Смоленск, 2013.
4. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. - М: Педагогика, 1987. - 144 с.
STRATEGIC PARTNERSHIP AS A FORM OF INTERACTION OF UNIVERSITIES IN THE EUROPEAN HIGHER EDUCATION AREA
Fedotkina O.
PhD in Economics, Assistant professor, Financial University under the Government
of the Russian Federation
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ В ЕВРОПЕЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Федоткина О.П.
к.э.н., доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Abstract
The article carries out a research of changes in university international strategic partnership in the conditions of globalization and internationalization of the high education. The models of international strategic partnership are presented depending on the types of integration ties and the complexity of partnership relations.
Аннотация
В статье проведено исследование изменений в международном стратегическом партнерстве университета в условиях глобализации и интернационализации высшего образования. Представлены модели международного стратегического партнерства в зависимости от типа интеграционных связей и сложности партнерских отношений.
Keywords: strategic partnership, international activity, academic mobility, internationalization
Ключевые слова: стратегическое партнерство, международная деятельность, академическая мобильность, интернационализация
В условиях экономики знаний Университеты становятся субъектами глобализации, формируя и осуществляя стратегии, которые позволяют им управлять и контролировать процессы интернационализации через интеграцию международного, межкультурного и глобального измерений во всех аспектах деятельности университета. Современный Университет оценивается или рейтингуется, среди прочего, по степени его интернационализации с точки зрения студентов, преподавателей, исследователей и сотрудников, участвующих в международных проектах.
Расширение и углубление международных партнерских отношений университетов является ответом на повышение уровня конкуренции, наличие финансовых, кадровых, управленческих и информационных ограничений. В этих условиях университеты становятся все более избирательными в выборе партнеров для сотрудничества, с целью обеспечения его эффективности [1].
Приоритетной задачей современного Университета становится установление и развитие институциональных международных отношений на основе модели «Университет - стратегический партнер», которые направлены на долговременное сотрудничество путем создания устойчивых академических сетей, укрепления обменов студентами и персоналом, обмена знаний и практик [5].
Согласно исследованию ПЕ^иВ [3] - Стратегическое партнерство является формализованным союзом между двумя или более высшими учебными заведениями, сформированном в результате преднамеренного процесса, при котором партнеры обмениваются ресурсами и используют дополнительные сильные стороны для достижения определенных общих целей. Стратегическое сотрудничество связано со стратегическими целями и задачами академической единицы, колледжа или университета в целом. Это указывает на многомерное взаимодействие между вовлеченными учреждениями и подразумевает совместное проведение научно-исследовательских и образовательных мероприятий (эффект синергии).
Национальные правительства многих стран также ориентируют высшие учебные заведения развивать международные стратегические партнерства. Самой масштабной программой в области образования, сильной компонентой которой стала
поддержка международных стратегических партнерских отношений, является программа Европейского Союза Erasmus+ (2014-2020 гг.) [2].
Стратегический подход к построению институциональных отношений приносит с собой необходимость разработки конкретных институциональных партнерских политик университета. Стратегическое партнерство университета выстраивается с теми партнерами, которые имеют наибольшее стратегическое значение для его интернационализации с позиции долгосрочности, мультидисциплинарности и устойчивости. Выбор стратегических партнеров должен отражать интересы Университета и иметь потенциал для расширения международного обучения, исследований, взаимодействия и предпринимательства.
В 2014 году Европейская ассоциация международного образования (EAIE) провела обширный опрос среди специалистов высшего образования, работающих в области интернационализации в Европейском пространстве высшего образования (EHEA), результаты и анализ которых были опубликованы в The EAIE Barometer: International strategic partnerships [6]. Университеты были обследованы на предмет их восприятия тенденций и событий на местах. По мнению респондентов, активность интернационализации, демонстрирующая наибольший рост за последние три года, -это число международных стратегических партнерств. 79% респондентов сообщили, что международные стратегические партнерские отношения представлены в институциональных стратегиях интернационализации их вузов, что указывает на усиление акцента на институциональные обязательства и стратегическое партнерство. Несмотря на данную тенденцию по всей Европе, наблюдается разница в количестве партнерств в каждой отдельной стране и отдельном университете, о котором сообщают респонденты. Самый высокий средний показатель по стране был в Испании (184), а самый низкий средний показатель был отмечен респондентами из Албании (20) . Среднее значение EHEA составляет 71 партнерство на один университет (рисунок 1). Различное количество стратегических партнерств указывает на то, что существуют национальные и институциональные особенности трактовки «стратегического» партнерства. Кроме того, число партнерств может указывать на международное присутствие университета, но само по себе не является достаточным показателем эффективности
его международной деятельности. Важнейшее значение имеет не столько качество партнерских отношений, сколько охват и вид совместной деятельности, а также устойчивость партнерских отношений.
Рисунок 1 - Среднее количество международных стратегических партнерств по странам Европейского
пространства высшего образования
Университеты все более осторожно относятся к тем, с кем они сотрудничают, и отказываются от практики более ранних лет заключения соглашений о сотрудничестве без стратегического рассмотрения [1].
Хотя многие респонденты сообщили о наличии большого числа стратегических партнерств, активность этих партнерств была различной. Так, 19% респондентов сообщили, что все их стратеги-
ческие партнерские отношения активны, 47% сообщили, что большинство из них активно, 24% сообщили, что некоторые из них были активными и 1% сообщили, активных партнёрств не было (10% указали, что они не знают, сколько из них было задействовано в международных стратегических парт-нерствах).
Виды международного стратегического партнерства Университета (рисунок 2).
Рисунок 2 - Виды международного стратегического партнерства в Европейском пространстве
высшего образования
1. Академическая мобильность преподавателей и студентов. Данный вид партнерства является доминирующим в международной деятельности университетов Европы: 89% респондентов указали, что обмен студентами включен в их стратегическое партнерство, 81% - обмен академическими кадрами является частью их партнерских отношений.
2. Совместная научно-исследовательская и инновационная деятельность. Около две трети респондентов указали, данный вид деятельности был включены в их план развития стратегического сотрудничества.
3. Совместные образовательные программы / программы «двух дипломов» (совместные или двойные степени). Более половины респондентов указали, что совместные или двойные степени включены в стратегические партнерские отношения, чуть менее половины были ориентированы на поддержку обмена сотрудниками, разработку учебных программ и обмен знаниями.
4. Другие виды международной деятельности университетов, включая развитие потенциала вуза и виртуальное сотрудничество, были менее распространены (около пятой части респондентов или меньше (для каждого).
5. Образование для бизнеса - еще один вид стратегического сотрудничества, которая не широко распространена в партнерских моделях многих вузов, хотя она приоритетна в программе Erasmus + и рассматривается как основной аспект будущего стратегического партнерства наряду с исследованиями и совместными и двойными степенями.
Оценивая влияние международных стратегических партнерств на деятельность Университета, необходимо выделить следующие аспекты:
- ширина взаимодействия. Стратегические международные партнерства в значительной степени влияют на два направления. Во-первых, они способствуют междисциплинарному подходу в обучении, с привлечением преподавателей и студентов на всех уровнях и от всего университета. Во-вторых, они включают все мероприятия, непосредственно связанные со всеми видами деятельности Университета.
- глубина взаимодействия. Стратегические международные партнерства предоставляют возможность Университета перехода от простых к сложным моделям взаимодействия между партнерами.
- поддержка преподавателей. Международное стратегическое партнерство базируется на значительном и постоянном интересе преподавателей и исследователей к конструктивному партнерскому сотрудничеству при централизованной координации международной деятельности Университета.
- взаимовыгодное сотрудничество. Стратегические международные партнерства предоставляют взаимную выгоду партнерам. Они повышают ценность для университетов-партнеров, увеличивая их способность предоставлять уникальные образовательные и научные возможности для студентов, преподавателей и исследователей.
- устойчивость. Успешные стратегические международные партнерства априори должны быть долгосрочными. Первоначальные инвестиции осуществляются в форме начального финансирования, чтобы облегчить первоначальное взаимодействие между преподавателями и международными службами в партнерских учреждениях. Эта централизованная финансовая поддержка будет уменьшаться по мере развития институциональных отношений.
Основными критериями эффективного сотрудничества в рамках международного стратегического партнерства являются:
1. Аналогичное направление и вид деятельности. Партнеры должны быть одинаково сфокусированы на совместной деятельности в своих образовательных программах и научных направлениях, иметь собственные сильные стороны.
2. Исторические и существующие связи международной деятельности университетов.
3. Взаимный интерес и обязательство. Руководство университетов-партнеров должно в равной степени способствовать развитию стратегического партнерства и готовы выделять финансовые и иные ресурсы для обеспечения успеха партнерства.
4. Совместимые административные структуры. Международные службы в партнерских университетах должны быть одинаково мотивированными и активными в поддержке нового стратегического партнерства.
5. Взаимодействие факультетов партнерских университетов. Без интереса и поддержки преподавателей партнерство имеет мало шансов на успех. Первоначально эти связи будут развиваться на основе академической мобильности и проведении совместных конференций, семинаров для объединения групп преподавателей.
6. Логистика и практические аспекты партнёрства, а именно: соответствие академических календарей потенциальных партнеров; языковые компетенции студентов и преподавателей; сопоставимая разница во времени между географическим положением партнерских учреждений для синхронизации дистанционного обучения или взаимодействия; безопасность и управления рисками.
Направления разработки политики международного стратегического партнерства:
- инвентаризация количества существующих партнерств, оценка эффективности их реализации;
- оценка существующих партнерств, не классифицированных как «стратегические», с позиции потенциала достижения институциональных целей (интернационализации);
- разработка механизма эффективной реализации существующих партнерских отношений и / или ликвидации неактивных или устаревших партнерских отношений;
- определение приоритетных географических регионов для развития международного стратегического партнерства;
- увеличение широты и глубины отдельных партнерств, которые могут стать стратегическими.
- гармонизация стратегических партнерств с существующей институциональной стратегией Университета;
- понимание институциональной миссии и потребностей (типов) учреждений, с которыми Университет сотрудничает для эффективного взаимодействия и диалога, а также соблюдения баланса сотрудничества и конкуренции;
- тщательное проектирование структуры управления и мониторинга системой международного стратегического партнерства.
Таким образом, институциональные обязательства, согласование с институциональной стра-
тегией интернационализации и демонстрация эффективного воздействия одинаково важны для того, чтобы международные партнерства считались стратегическими. Однако партнерские отношения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям, не обязательно устарели или нежизнеспособны. Они могут по-прежнему вносить вклад в реализацию стратегии интернационализации вуза, и осуществляемые мероприятия могут развиваться как стратегические приоритеты.
В зависимости от стратегических моделей интеграционных связей и сложности партнерских отношений можно выделить следующие модели международного стратегического партнерства (рисунок 3) [4].
О 10 20 30 40 50 60 70 80 90 Рисунок 3 - Формы и форматы международного стратегического партнерства
1. Многоуровневый образовательный комплекс непрерывного обучения:
- развитие академического обмена студентами, преподавателями и сотрудниками;
- предоставление возможностей международного обучения, в том числе для студентов, которые не учатся за границей (internationalization at home);
- проведение совместных индивидуальных исследовательских проектов;
- организация и проведение совместных конференций, семинаров, симпозиумов;
- разработка и реализация современных образовательных программ и повышение их качества, на основе принципа непрерывного совершенствования;
- расширение спектра совместных образовательных программ / программ «двух дипломов»
(совместные или двойные степени) с международными партнерами.
2. Международные научно-исследовательские альянсы / международные научно-образовательные сообщества университетов:
- обеспечение лидерства в научных исследованиях в наиболее востребованных областях на основе реализации совместных научно-исследовательских и образовательных проектов, в том числе с университетами развивающихся стран;
- совместные инициативы по передаче технологий;
- увеличение количества совместных публикаций в ведущих научных журналах;
- расширение возможностей для совместных / двойных программ PhD;
- обеспечение эффективного применения возможностей международного финансирования
совместных научно-исследовательских и образовательных проектов;
- стратегические инвестиции в совместные научно-исследовательские и образовательные проекты / исследовательские кластеры.
3. Общественно-политический альянс экс-пертно-научного плана:
- создание совместных кампусов на основе объединения образовательных ресурсов и технологий университетов-партнеров;
- продвижение on-line обучения;
- формирование группы совместных профессоров для обеспечения непрерывности в поддержке учебных и сопутствующих потребностей междисциплинарных программ;
- реализация страновых / региональных стратегий для выявления и определения приоритетности новых возможностей для транснационального образования;
- совместное решение глобальных проблем здравоохранения, образования, экономического развития, окружающей среды, энергетики, конфликтов, неравенства, прав человека и социальной справедливости.
Таким образом университет, ориентируясь на имеющийся опыт международной деятельности, создает целостную международную стратегию партнёрства с университетами-партнерами (учреждениями), которые разделяют его принципы и
ценности и являются стратегически выгодными для развития Университета (эффект синергии). При этом международное стратегическое партнерство должно исходить из важности своего значения для национальной экономики и всего общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Deardorff, D.K., de Wit, H., Heyl, J., & Adams, T. (Eds.). (2012). The SAGE handbook of international higher education. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications.
2. Discover Erasmus+. (2015). The new EU programme for education, training, youth, and sport for 2014-2020. Retrieved from tp://ec.europa.eu/pro-grammes/erasmus-plus/discover/index_en.htm.
3. Matthias Kuder Current Trends in Strategic Partnerships (IIE/DAAD, 2016)
4. online survey on international strategic partnerships conducted by the Institute of International Cooperation (New York) in cooperation with Freie Universität Berlin, Jan-March 2015
5. Sandström A.-M., Weimer L. International strategic partnerships. European Association for International Education (EAIE), 2015.
6. The EAIE Barometer: „International Strategic Partnerships"Published by the European Association for International Education (EAIE) Copyright © January 2016 EAIE