УДК 331.522 ББК 65.240.502
Д 75
К.В. Дрокина
Аспирант кафедры менеджмента Таганрогского технологического института Южного федерального университета, г. Таганрог. Тел.: (8634) 37 17 04, е-mail: krdrokina@mail. т.
Стратегическое партнерство государства, университетов и бизнес-структур как необходимое условие сбалансированности рынка труда Юга России
(Рецензирована)
Аннотация. Основной темой работы является рассмотрение возможности и необходимости применения стратегического партнерства между государством, университетами и бизнес-структурами. Цель работы - развитие теоретических положений и разработка практических рекомендаций по созданию системы стратегического партнерства. Предметом исследования являются отношения, возникающие между государством, университетами и бизнес-структурами в результате стратегического партнерства. Результатом исследования является формирование системы стратегического партнерства, которое будет способствовать сбалансированности рынка труда Юга России и преодолению основной его проблемы - структурной безработицы.
Ключевые слова: стратегическое партнерство; рынок труда; структурная
безработица; сбалансированность рынка труда; Юг России.
K.V. Drokina
Post-graduate student of Management Department of the Taganrog Institute of Technology,
Southern Federal University, Taganrog. Ph.: (8634) 37 17 04, e-mail: [email protected].
Strategic partnership of the state, universities and business structures as the necessary condition of labor market balance in the South of Russia
Abstract. The main subject of work is consideration of possibility and need for application of strategic partnership between the state, universities and business structures. An attempt is undertaken to develop theoretical provisions and practical recommendations for creation of a system of strategic partnership. The author examines the relations between the state, universities and business structures arising as a result of strategic partnership. The result of research is formation of a system of strategic partnership which will promote a labor market balance in the South of Russia and which will overcome its main problem - the structural unemployment.
Keywords: strategic partnership; labor market; structural unemployment; a labor market; balance, South of Russia.
В настоящее время в регионах России наблюдается значительная дифференциация по обеспеченности и качеству трудового и человеческого капитала. Сравнивая Юг России с другими регионами, необходимо отметить следующие его характеристики: высокие
показатели рождаемости и продолжительности жизни населения в регионе, значительный уровень безработицы, самые низкие доходы и уровень заработной платы в России. Все вышеперечисленное приводит к социальной напряженности в регионе.
К основным проблемам и особенностям рынка труда Юга России можно отнести
следующие: высокую степень “самозанятости” населения; несоответствие спроса и предложения на рабочую силу в разрезе специальностей; наличие скрытой безработицы; проблематичность трудоустройства определенных социальных групп населения (молодежь без опыта работы, женщины, инвалиды); низкую эффективность служб занятости населения; стихийность рынка труда и оторванность системы образования от требований конкретных работодателей. В результате учебные заведения готовят специалистов, не востребованных на рынке труда. Проблемы и особенности регионального рынка труда во многом совпадают с общероссийскими проблемами [1].
Что же касается территориального дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, то он возникает вследствие дифференциации социально-экономического развития различных субъектов Юга России, а также недостаточной трудовой мобильности рабочей силы. Выделяют так называемые регионы-локомотивы (Краснодарский край, Ростовская область, Ставропольский край, Волгоградская область) и проблемные регионы (наихудшая экономическая ситуация наблюдается в Чеченской республике и Республике Ингушетия). Остальные субъекты Юга России можно отнести к регионам в стадии трансформации.
Анализ распределения структуры численности безработных по уровню образования в РФ, проведенный на основании статистических данных [2], позволил получить результаты, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Структура численности безработных по уровню образования в РФ по состоянию на 2010 год (в процентах к итогу)
Уровень образования Российская Федерация Южный федеральный округ Ростовская область
Не имеют основного общего образования 1,1 0,9 1,3
Основное общее 10,1 8 10,7
Среднее (полное) общее 32,5 29,4 29,5
Начальное профессиональное 20,8 20,1 18,4
Среднее профессиональное 20,7 24 21,7
Высшее профессиональное 14,8 17,6 18,4
Данные таблицы 1 показывают схожесть основных тенденций как для России, так и для Южного федерального округа и Ростовской области. Наибольший удельный вес в структуре безработных составляют лица со средним (полным) общим образованием. Немного уступает данному показателю численность безработных со средним и начальным профессиональным образованием.
Важное значение для ликвидации структурных диспропорций спроса и предложения работников имеет повышение уровня качества рабочей силы, соответствующего развитию инновационной экономики.
Такие диспропорции на рынке труда объясняются, с одной стороны, несоответствием спроса на образовательные услуги потребностям рынка труда. С другой стороны, высшее образование не имеет строгих квалификационных требований к вакансиям, вследствие чего формирует структуру специальностей, не соответствующую региональной экономике. Многие выпускники после окончания вузов работают не по специальности либо занимают должности, не требующие высшего образования. Вследствие инертности системы образования по отношению к рынку труда возникает существенный временной лаг между перестройкой структуры и состава специальностей. Российские работодатели предъявляют претензии по поводу уровня подготовленности выпускников, делая акцент на оторванности знаний выпускника, приобретенных в вузе, от реальной ситуации; отсутствии практического
опыта применения полученных в университете знании.
Современное состояние российского рынка труда характеризуется “разгосударствлением”, что обостряет проблему социальной незащищенности работников. Перечисленные проблемы рынка труда Юга России обусловливают необходимость государственного регулирования трудовых отношений.
Однако, помимо государственного регулирования регионального рынка труда, существуют также иные формы влияния на сферу высшего профессионального образования(союзы работодателей, профессиональные союзы, биржи труда, службы занятости). Схема их взаимодействия представлена на рисунке 1.
__У_____
СОЮЗЫ РАБОТОДАТЕЛЕЙ \
ГОСУДАРСТВЕННЫ Е ОРГАНЫ
______*1__________
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ^ СОЮЗЫ
Ии
-I
БИРЖИ ТРУДА, СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ
Рисунок 1. Схема взаимодействия субъектов рынка труда региона
Институты союзов работодателей и профессиональных союзов как в России, так и в субъектах РФ пока недостаточно развиты, их наличие имеет скорее формальный характер. Это отображено на рисунке 1 с помощью пунктирных линий.
В свою очередь, два субъекта “работодатели-работники” выделены в отдельную сферу, поскольку чаще всего они приспосабливаются к интересам друг друга без вмешательства государственных органов. Большее значение для их взаимодействия играют службы занятости и биржи труда, поскольку они предоставляют в нужный момент актуальную информацию об имеющихся вакансиях либо соискателях.
Проведенный анализ некоторых источников литературы [3, 4] позволил представить взаимосвязь целей и задач государственного регулирования рынка труда в виде рисунка 2.
Вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда, организаций труда и конфликтных ситуаций и т.д.
Принятие законов в области социальнотрудовых отношений в стране Контроль за исполнением законов в области социальнотрудовых отношений в стране Выработка и реализация политики и рекомендаций законов в области социальнотрудовых отношений в стране
Задачи государственного регулирования рынка труда
и
Цели государственного регулирования рынка труда
Ж
Первичные Вторичные
Сокращение уровня Краткосрочные:
-> безработицы Преодоление структурной
безработицы, модернизация
Повышение уровня институтов рынка труда
занятости населения
<-
Среднесрочные: Снижение общего уровня безработицы, устойчивое функционирование институтов рынка труда
<-
Долгосрочные:
Смягчение причин, вызывающих циклическую безработицу
Рисунок 2. Взаимосвязь целей и задач государственного регулирования рынка труда
В настоящее время предпринимаемые в России меры по формированию партнерства между университетами и бизнес-структурами характеризуются отсутствием системного и целенаправленного характера. Как показывает практика, в основном предприятия-работодатели взаимодействуют с университетами путем предоставления студентам мест для прохождения производственной практики и заказа определенной тематики дипломных работ в русле интересов работодателей.
Подтвердим эти рассуждения таблицей 2, в которой представлены результаты опроса респондентов о сложившейся ситуации [5].
Таблица 2
Распределение мнений респондентов о направлениях взаимодействия предприятий-работодателей с вузами
Варианты ответа Ответы, %
Прохождение производственной практики 47
Заказы на выполнение дипломных проектов 27
Трудоустройство студентов 13
Встречи со студентами и другие формы знакомства с предприятиями 12
Заказы на выполнение курсовых проектов 10
Заказы на исследования 7
Участие в качестве экспертов в конференциях, олимпиадах, конкурсах по специальности 4
Учреждение специальных стипендий и других вознаграждений лучшим студентам 3
Предоставление информации о своем предприятии для разработки учебных пособий 3
Ведение бизнеса совместно с вузом 2
В источнике [5] выделяются следующие недостатки взаимодействия предприятий-работодателей и высших учебных заведений:
1) отсутствие готовности предприятий к финансовым взаимодействиям с вузами;
2) существующая хаотичность в сотрудничестве работодателей с вузами;
3) отсутствие на предприятиях специальных программ по работе с "новоиспеченными" выпускниками вузов;
4) недостаточное информирование работодателей о возможных способах взаимодействия с вузами;
5) незначительная роль предприятий-работодателей в процессе подготовки выпускаемых на рынок труда специалистов и др.
В связи с этим возникает вопрос о необходимости и актуальности создания модели взаимодействия триады "бизнес-структуры", "университеты" и "государство" с целью достижения сбалансированности рынка труда в условиях современных социальноэкономических преобразований в России.
Подтверждение необходимости указанной триады можно найти и в работах профессора Стенфордского университета и Центра исследований в области предпринимательства Бизнес-школы Эдинбургского университета Генри Ицковица. Он является автором и пропагандистом новой модели организации инновационного процесса, названной им "тройной спиралью". Данная модель основана на положении о том, что в современном обществе центральное место в инновационной деятельности занимает университет. Именно университет вступает в тесное сотрудничество с бизнесом, во многом берет на себя функции его отделений, а также становится главным центром приложения государственных усилий по развитию инноваций. Прежний университет превращается в предпринимательский, сохраняя при этом всю академическую составляющую, делает упор на формирование в студентах предпринимательских начал.
Модель "тройной спирали" объединяет инновационные усилия университетов, бизнес-структур и государства, оставляя центральную роль университету и, по мнению Г. Ицковица, подходит для рыночного и нерыночного общества [6].
Бизнес уже приходит к пониманию стратегии, основанной на инновациях, а власть (в лице государства) в модели “тройная спираль” является слабым звеном. Г. Ицковиц считает, что “...на первых этапах именно она должна сделать первый шаг. 3,5-5% ВВП на науку и инновации - вот одно из требований к власти” [7, 8].
Необходимо отметить, что актуальность проблем постоянного сотрудничества рынка труда, системы образования и бизнес-структур подтверждается и на международном уровне. Так, требования к содержанию, условиям труда, его оценке, рабочему месту, характеру социально-трудовых отношений формализованы в Концепции Достойного Труда Международной организации труда. Вопросам приоритета образования для расчета индекса развития человеческого потенциала, качества получаемого образования посвящена Концепция Человеческого Развития (разработана по Программе развития ООН).
Для обеспечения баланса указанных взаимоотношений между государством, университетами и бизнес-структурами представим модель стратегического партнерства субъектов Юга России, удовлетворяющую взаимозависимые интересы указанных субъектов
рынка труда и эффекты от их взаимодействия (рис. 3).
БИЗНЕС- ... СТРУКТУРЫ' ГОСУДАРСТВО "УНИВЕРСИТЕТЫ
Заказы йа научные наследования, участие в •'научных конференциях, < -> Предоставление бизнес-структурам налоговых и иных льгот, гарантий по <- > Проведение научных , исследований, НИОКР'Ч,
4- *
олимпиадах займам Целевая подготовка
Укрепление материальной и учебной баз <- < -> Получение от бизнес-структур финансовых <- > студентов по заказу бизнес-структур и государства
ресурсов
Предоставление мест для
-> Прогнозирование потребностей экономики в Консалтинговые услуги, экспертные услуги, аудит
прохождения практики и трудоустройство <- V " <- >
выпускников специалистах различных категорий Обучение и повышение
квалификации представителей бизнес-структур
Учреждение стипендий студентам, участие в ..попечительском совете
<- < -> Финансирование науки и образования <~ >
Участие государства в**'* • финансировании.НЙР, учебного процесса
Участие представителей БС в учебном процессе <- < -> Контроль, регулирование со стороны государства
В заимо выгодно е сотрудничество "триады" субъектов Подгото вка специалис -тов, востребованных на рынке труда РЕЗ УЛ эТА’ 7 ПЫ в 1НАР|Т НЕрСТВАпособности выпускников и бизнес-структур. Социальноэкономическое и инновационное развитие Развитие НИР вуза
ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРУКТУРНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ РЫНКА ТРУДА ЮГА РОССИИ
Рисунок 3. Модель стратегического партнерства (на примере Юга России)
Сам термин "стратегическое партнерство" обозначает расширенное взаимовыгодное сотрудничество с государственными органами власти, университетами и бизнес-структурами (БС), направленное на формирование и развитие эффективных механизмов взаимодействия указанных субъектов и их отношений.
Как иллюстрирует рисунок 3, основной целью создания такой модели стратегического партнерства является совместное осуществление бизнес-структурами, государством и университетами конкретных мер, направленных на обеспечение сбалансированности рынка труда Юга России.
Необходимо отметить, что на модель стратегического партнерства региона оказывают влияние такие факторы, как социально-экономическая ситуация в регионе; состояние нормативно-правовой базы региона; потенциал субъектов стратегического партнерства. Такая модель удовлетворяет взаимозависимые интересы субъектов рынка труда и дает возможность оценить результаты стратегического сотрудничества.
В результате формирования модели стратегического партнерства на Юге России могут быть достигнуты следующие результаты:
- сотрудничество "триады" субъектов (бизнес-структур, государства и университетов) станет взаимовыгодным;
- в университетах будет развиваться научно-исследовательская работа;
- на рынке труда будет повышаться конкурентоспособность как выпускников, так и бизнес-структур;
- самое главное - будут выпускаться специалисты, востребованные конъюнктурой рынка труда.
Необходимо отметить, что помимо предложенной модели стратегического партнерства между государством, университетами и бизнес-структурами, преодолению структурной безработицы на Юге России также могут способствовать следующие меры [9]: 1) создание системы прогнозирования потребности в рабочей силе региона в профессионально-квалификационном разрезе; 2) создание системы контроля качества образования, которая будет "подстраивать" систему образования под потребности рынка труда региона; 3) обеспечение достаточного финансирования программ по содействию занятости населения; 4) обеспечение постоянной связи работодателей с центрами занятости населения и биржами труда с целью максимальной информированности безработных об имеющихся вакансиях в информационной базе данных региона.
Таким образом, результаты проведенного исследования подтверждают отсутствие системности и низкую эффективность разрабатываемых и реализуемых программ по взаимодействию бизнес-структур, государства и университетов, а также существование рассогласованности интересов указанных субъектов.
Вследствие этого одним из способов решения проблемы несбалансированности рынка труда Юга России может стать формирование системы стратегического партнерства "Бизнес-структуры - Государство - Университеты", синергетический эффект от реализации которой будет способствовать развитию инновационной составляющей российской экономики.
Примечания:
1. Дрокина К.В. Рынок труда Юга России: особенности, проблемы // Региональные проблемы перехода к инновационной экономике: материалы междунар. науч. конф.: в 4 ч. Кемерово: Изд-во Кемеров. ин-та (филиал) РГТЭУ, 2011. Ч. II. С. 45-48.
2. Труд и занятость в России 2011: стат. сб. Федеральной службы государственной статистики (Росстат). М.: Росстат, 2011. 637 с.
3. Кашепов А.В., Сулакшин С.С., Малчинов А.С. Рынок труда: проблемы и решения: монография. М.: Науч. эксперт, 2008. 232 с.
4. Деккушев РБ. Организационно-экономические отношения и процессы государственного регулирования воспроизводства трудовых ресурсов депрессивных территорий: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Ростов н/Д, 2012. 27 с.
5. Назарова Н.А. Управление формированием системы социального партнерства в
сфере высшего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Пенза, 2009. 24 с.
6. Медведев Ю. Профессор вошел в тройную спираль. Какая инновационная модель подходит России? // Российская газета. Федеральный выпуск № 5368 (289). URL: http://www.rg.ru/2010/12/22/innovacii.html
7. Литвинова А. Ученые не нашли катализатора для инновационной экономики //
РБК daily: ежедневная деловая газета. URL: http://www.rbcdaily.ru/2010/12/07/
focus/562949979256628.
8. Дежина И.Г., Киселева В.В. Государство, наука и бизнес в инновационной системе России // Научные труды Института экономики переходного периода. № 115Р. М.: Изд-во ИЭПП, 2008.
9. Дрокина К.В. Структурная безработица как основная проблема российского рынка труда // Актуальные проблемы социально-экономического, политического и правового развития современной России: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. ППС, студентов, аспирантов и молодых ученых. Ростов н/Д: Изд-во РИНХ, 2011. С. 86-91.
References:
1. Drokina K.V. Labor market in the South of Russia: features and problems // Regional problems of transition to innovative economy: Materials Intern. Sci. Conf. in 4 parts. Kemerovo: Publishing house Kemerovo Institute (branch) of RGTEU, 2011. Part II. P. 45-48.
2. Work and employment in Russia 2011: statistical year-book of Federal Service of the State Statistics (Russian Federal Service of State Statistics). M.: Russian Federal Service of State Statistics, 2011. 637 p.
3. Kashepov A.V., Sulakshin S.S., Malchinov A.S. Labor market: problems and decisions: monograph. M.: Scientific expert, 2008. 232 p.
4. Dekkushev R.B. Organizational and economic relations and processes of state regulation of reproduction of a manpower of depressive territories: Author’s Summary of Dissertation for Candidate’s degree. Rostov-on-Don, 2012. 27 p.
5. Nazarova N.A. Management of formation of a system of social partnership in the professional higher education: Author’s Summary of Dissertation for Candidate’s degree. Penza, 2009. 24 p.
6. Medvedev Yu. The professor entered into a threefold spiral. What innovative model
suits Russia? // Russian newspaper. Federal issue No. 5368 (289). URL:
http://www.rg.ru/2010/12/22/innovacii.html
7. Litvinova A. Scientists did not find the catalyst for innovative economy // RBC Daily: Daily Business Newspaper. URL: http://www.rbcdaily.ru/2010/12/07/focus/562949979256628.
8. Dezhina I.G., Kiselyova V.V. The state, science and business in innovative system of Russia // Proc. of Institute of Economy in Transition Period. No. 115Р. M.: IEPP Publishing House, 2008.
9. Drokina K.V. Structural unemployment as the main problem of the Russian labor market // Actual Problems of Social and Economic, Political and Legal Development of Modern Russia: Materials of II All-Russian Sci. Conf. of Teachers, Students, Graduate Students and Young Scientists. Rostov-on-Don: RINKH Publishing House, 2011. P. 86-91.