Научная статья на тему 'Стратегический подход к управлению бюджетом'

Стратегический подход к управлению бюджетом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегический подход к управлению бюджетом»

олигопольных региональных рынках// Современные социально-экономические проблемы труда: матер. Всеросс. НПК. - Воронеж: ВГУ, 2005. С. 112-115.

Мамыкова Ж.Д.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ БЮДЖЕТОМ

Северо-Казахстанский государственный университет им.М.Козыбаева, Республика

Казахстан, г.Петропавловск

Сегодня Казахстан стоит на рубеже нового этапа социальноэкономической модернизации и политической демократизации.

Правильное бюджетное планирование должно учитывать государственные цели с объемом доходов, требуемых для их достижения, и ориентироваться на решение ключевых, определяющих для планируемой системы целей и задач, планомерную концентрацию ресурсов, необходимо и решено внедрить новый метод, называемый бюджетным программированием [1].

Бюджетное программирование основывается на трех следующих принципах:

- определение программной стратегии развития;

- определение ресурсов бюджета;

- планирование бюджетных программ.

Определение программной стратегии развития реализуется в стратегических планах, индикативных планах и государственных, отраслевых и региональных программах.

В основе бюджетного программирования лежит процесс бюджетирования.

Бюджетирование - это процесс, направленный на обеспечение достижения стратегических целей с помощью бюджетов, на основе сбалансированных финансовых показателей.

Планирование бюджета является процессом разработки предложений по определению объемов поступлений бюджета на планируемый период и направлений их использования с учетом приоритетности и в соответствии с задачами социально-экономического развития [2].

Цель бюджетного прогнозирования - на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, области.

Базой для бюджетного прогнозирования являются: среднесрочный план социально-экономического развития республики или региона; среднесрочная фискальная политика на предстоящий трехлетний период; статистическая информация по основным макроэкономическим показателям (объем и динамика производства валового внутреннего продукта; темпы инфляции; объемы производства и продажи продукции (услуг); размеры инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования, включая бюджет-

ные; величина фонда оплаты труда; объемы и рост прибыли); приоритеты социально-экономической политики; предполагаемые доходы и расходы хозяйствующих субъектов, размер их имущества, в т.ч. данные о поступлении и использовании доходов от государственного имущества; объем доходов населения; данные об исполнении бюджетов разных уровней и др.

Существует два подхода к формированию бюджета арифметический и стратегический.

Арифметический подход базируется на концепции «главное - это узнать «сколько» - сколько денег будет в бюджете следующего года, сколько денег потребуют себе разные департаменты, сколько нужно «срезать» с этих заявок, чтобы не допустить перерасхода [3]. Если у такого подхода к формированию бюджета и есть какая-то цель, то эта цель - сбалансировать доходы и расходы» [3].

Стратегический подход на против базируется на целях государственной (региональной) политики. В основе данного подхода лежит общестратегический план развития страны/области, включающий приоритетные направления финансирования, которые определяются, исходя из особенностей развития страны/области в прошлом и поставленных целей достижения определенных рубежей в будущем.

Общестратегический план развития относится к многолетним планам. Примерами многолетних планов могут служить средне- и долгосрочные программы и концепции социально-экономического развития, программы развития отраслей и регионов и т.д. многолетние финансовые планы и многолетние бюджеты являются планами доходов, расходов и заимствований государства, рассчитанными на несколько лет вперед они представляют собой важный инструмент финансовой и экономической стабилизации.

Бюджет как план отличается от любого другого типа планов следующими существенными характеристиками [4]:

- Количественный характер;

- Иерархические отношения;

- Контрольная функция;

- Права на получение бюджетных средств;

- Первичный характер расходов государства по отношению к доходам.

Бюджет представляет собой метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, также представленных количественно (под количественной мерой для бюджета подразумевается денежная мера).

В [4] определены основные элементы процесса бюджетного планирования на многолетнюю перспективу:

- Перспективный финансовый план

- Среднесрочный прогноз социально-экономического развития

- Концепции и программы социально-экономического развития

- Разработка проектировок основных показателей республиканского бюджета на среднесрочную перспективу в Министерстве финансов одновре-

менно с проектом республиканского бюджета на очередной финансовый год

- Республиканские/областные целевые программы

- Программы, связанные с управлением государственного долга

- Отдельные нормы, связанные с регулированием межбюджетных отношений.

Наиболее последовательно стратегический подход к формированию бюджетов реализуется в программно-целевом подходе (ПТЦП). Программноцелевой подход (ПТЦП) предполагает комплексное системное решение проблем путем выработки целей, формирования множества альтернативных стратегий их достижения и обоснованного использования средств достижения целей. Принципы ПЦП реализуются через регламентацию процедур планирования и управления и, в конечном итоге, через систему целевых программ.

Одним из современных направлений программно-целевого подхода к бюджетированию является бюджетирование, ориентированное на результат, призванная связать решения о произведении расходов с ожидаемой отдачей от этих расходов, их результативностью и эффективностью.

Бюджетное прогнозирование является методологическим подходом к управлению бюджетом, в западных странах такая методология получила название бюджетирование ориентированное на результат или концепция (модель) ”бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования” (БОР). Ее суть - распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

Пионерами в области БОР являются США, Новая Зеландия, Австралия, Нидерланды, Великобритания и Швеция. Позже всех на модель бюджетного планирования, ориентированного на результат стали переходить Франция и Г ермания.

Современные представления о бюджетировании, ориентированном на результат (БОР), берут начало из концепции Программно-целевого планирования (ПЦП), развитой в 60-70 годы XX века в СССР, и системы РРББ (Планирование - Программирование - Бюджетирование), спроектированной в США в конце 50-х - начале 60-х годов. Приведем сравнительный анализ затратной и результативной моделей бюджетного планирования и управления государственными расходами согласно работе [5] (табл. 1)

Ключевым звеном в системе БОР является мониторинг результативности. По его итогам власти принимают решение о целесообразности продолжения финансирования той или иной бюджетной программы в объемах, заложенных в предыдущем финансовом году.

Таблица 1

Сравнительный анализ затратной и результативной моделей бюджетного _______планирования и управления государственными расходами____________

Традиционная (затратная) модель бюджетного планирования Бюджетирование, ориентированное на результат

Годовой горизонт планирования. Слабая увязка со стратегией развития территории. Горизонт планирования от 3 до 5 лет.

Цель бюджета - утвердить суммы расходов каждому бюджетополучателю по дробным статьям различных типов бюджетной классификации в целях их жесткого контроля. Задача бюджета - установление приоритетов расходов, предоставление простора для оперативного управления, создание стимулов для экономии средств. Тесная увязка бюджетных расходов с приоритетами государственной (региональной) политики. Расходы привязаны к функциям, программам, услугам, видам деятельности и их результатам.

Планирование бюджета проводится снизу-вверх. При планировании главным является обоснование потребности в ресурсах (финансовых, кадровых и проч.). Планирование идет в основном в разрезе ведомств и их смет. Планирование осуществляется сверху вниз. Исходным при планировании деятельности является обоснование приоритетов и ожидаемых результатов. Бюджетные расходы «привязываются» к показателям результатов через расчеты их результативности. Основным становится программный метод планирования. Устанавливаются долгосрочные переходящие лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой.

Управление бюджетом сводится главным образом к контролю его исполнения по статьям расходов и бюджетным росписям. Перераспределение средств между статьями и разделами крайне затруднено. Остатки средств на бюджетном счете ликвидируются в конце года. Руководителям государственных (региональных) органов и их подразделений предоставляется возможность оперативного управления средствами (переброски между статьями и периодами расходов). Лимитируется лишь общая сумма ассигнований (глобальный бюджет) на определенные функции и виды деятельности. Фиксированная величина бюджета стимулирует его относительную экономию за счет рационализации деятельности.

Преобладает внешний контроль, осуществляемый центральными или специализированными ведомствами. Проводится предварительное подтверждение расходных и доходных операций вышестоящими или специализированными контрольными органами. Приоритет отдается упреждающему внутреннему контролю. Ответственность за принятие решений делегируется на нижние уровни. Проводится мониторинг и последующий внешний аудит финансов и результатов деятельности. Предварительного подтверждения расходов и доходов в рамках установленных лимитов ассигнований не требуется.

Согласно [5] интересна действующая в Великобритании система увязки приоритетов развития на национальном, региональном и муниципальном уровнях. Верхний горизонт планирования представлен пятилетним стратегическим планом развития территории. Среднесрочный уровень представлен двухлетним планом-графиком мероприятий по реализации стратегии (обновляется и уточняется по итогам каждого финансового года) и трехлетним финансовым планом (бюджет). Целевые ориентиры план-графика и финансового плана конкретизируют долгосрочные цели, отраженные в стратегическом

плане. Первый финансовый год максимально детализирован. Два последующих года представлены укрупнено. Такая система позволяет в максимальной степени задействовать потенциал модели регионального финансового управления, ориентированной на результат.

Опыт Великобритании наглядно показывает, что применение бюджетирования, ориентированного на результат, позволяет определить подходы к решению следующих задач [5]:

- распределение бюджетных ресурсов не по видам затрат, а по стратегическим целям;

- предоставление услуг, на которые население реально предъявляет спрос;

- контроль над издержками на бюджетные услуги путем выбора наиболее экономичного способа их предоставления;

- сравнение расходных программ и выбор наиболее экономичных из них по результатам оценки эффективности и результативности расходов;

- сопоставление услуг с точки зрения их качества с подобными услугами в других странах, регионах и городах;

- повышение прозрачности и обоснованности бюджетных расходов;

- определение положительного общественного эффекта от услуги, а не только стоимости ее предоставления;

- смещение акцента с внешнего контроля за целевым расходованием средств на повышение внутренней ответственности и внутреннего контроля за эффективностью расходов;

- учет последствий принимаемых решений по объему и структуре расходных статей бюджетов.

В странах, которые применяют принцип программно-целевого бюджетирования, уменьшение ассигнований при необходимости сокращения бюджетных расходов может производиться за счет использования механизмов ранжирования программ. В этом случае сокращению подлежат менее значимые и общественной точки зрения программы, имеющие относительно низкую эффективность и результативность.

Программно-целевое управление государственными расходами и соответствующее ему бюджетирование, принятое в ряде развитых стран, способно повысить эффективность государственных расходов за счет концентрации ресурсов на действительно важных для общества направлениях.

Использование программно-целевых принципов в бюджетном процессе является отражением практики управления государственными расходами, ориентированного на результат.

Список использованных источников

1. Кайрат Келимбаев. Материалы Мажилиса по финансам и бюджету «Новые принципы бюджетной системы Республики Казахстан».

2. «Бюджетный кодекс Республики Казахстан». Кодекс Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года N 548. Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., N 8-9, ст. 53; "Казахстанская правда" от 6 мая 2004 года N 94.

3. Кейвено Дж, Килш.Дж., Стратегический подход к формированию бюджета. М.: ЯТ1, Союз Российских городов, 1997, с.4.

4. Отчет центра фискальной политики при поддержке Агентства Международного развития США «Внедрение среднесрочного финансового планирования в бюджетный процесс Российской Федерации», М., 2002.

5. Серпилин А. Опыт Великобритании в области регионального управления и бюджетирования, ориентированного на результат// Материалы программы «Международного сотрудничества».

6. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана, Октябрь 1997.

Мартышенко Н.С., Старков А.С.

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО

ТУРИСТСКОГО РЫНКА

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

При рассмотрении маркетинга как реализации цепочки нужда ^ потребности ^ ценности ^ товары ^ рынки ^ потребители важным является выявление тех нужд и потребностей, удовлетворение которых будет для производителя или продавца наиболее прибыльным. Такая задача решается методом сегментирования, цель которого заключается в проведении более подробного анализа всего спектра потребительских запросов в рамках целевого сегмента/сегментов. Рынки практически не бывают статичными. По мере роста уровня доходов потребителей туристских услуг появляются новые потребности и новые рыночные сегменты [1].

Нами [3-6] проводились исследования рынка потребителей услуг туристского комплекса Приморского края с целью выявления его потребностей и мотиваций потребителей, а также тенденций развития этого рынка. Актуальность тематики исследований обусловлена тем, что сегодня туризм стал весомой компонентой национального дохода многих стран.

Исследования имели следующие цели:

- оценить уровень и долю расходов населения на туристские услуги;

-определить потенциальную емкость рынка туристских услуг;

- определить, какие характеристики туристского продукта являются наиболее важными для потенциального потребителя;

- выявить какие факторы влияют на выбор туристского продукта.

Анализ динамики туристских потоков в Приморском крае показал, что

идет увеличение численности выездных потоков российских граждан, проживающих в Приморском крае. Туризм в Приморье является выездным. Объем выездного потока туристов в 6 раз превышает въездной поток. Более чем на 93% выездной туристский поток представляют российские граждане, проживающие на территории Приморского края, и выезжающие в Китай, т.е. Приморье является территорией-донором туристов для этой страны. Причем, жители края составляют более половины потока российских туристов в этом направлении. В то же время ежегодно увеличиваются сезонные (преимущественно летние) туристские потоки из сопредельных краев и областей российского Дальнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.