Научная статья на тему 'Стратегический подход к развитию туризма в контексте моделирования структурных изменений экономики региона'

Стратегический подход к развитию туризма в контексте моделирования структурных изменений экономики региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
405
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ТУРИЗМ / СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / РЕГИОН / ЭКОНОМИКА / STRATEGIC MANAGEMENT / TOURISM / STRUCTURAL CHANGES / REGION / ECONOMY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Леонидова Е. Г.

Целью данного исследования стало определение основных проблем при стратегировании туризма на региональном уровне для разработки направлений его дальнейшего развития в регионе в контексте структурных преобразований экономики. Достижение данной цели предполагает изучение существующих подходов к стратегированию, анализ опыта стратегического управления туризмом в регионах, разработку направлений его развития. Новизна результатов состоит в формировании стратегических направлений развития туризма для Вологодской области, способствующих структурным изменениям экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic-Based Approach in Developing of Tourism in the Context of Modeling Structural Changes in the Regional Economy

The goal of this study is a need for scientific substantiation of the use of a strategic approach to the development of the tourism sector in the region, considered as the direction of structural changes in the economy. For achieving this goal it is necessary to explore the existing approaches to strategizing, analyze the experience of strategic management of tourism in the regions, determine ways to developing this sphere. The novelty of this study consists in the formation of strategic areas of develop

Текст научной работы на тему «Стратегический подход к развитию туризма в контексте моделирования структурных изменений экономики региона»

Э01 10.22394/1726-1139-2019-12-133-141 <

X

Стратегический подход к развитию туризма |

в контексте моделирования §

V» * со

структурных изменений экономики региона*

Леонидова Е. Г. <

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр т Российской академии наук», г. Вологда, Российская Федерация, eg_leonidova@mail.ru

РЕФЕРАТ

Целью данного исследования стало определение основных проблем при стратегировании туризма на региональном уровне для разработки направлений его дальнейшего развития в регионе в контексте структурных преобразований экономики. Достижение данной цели предполагает изучение существующих подходов к стратегированию, анализ опыта стратегического управления туризмом в регионах, разработку направлений его развития. Новизна результатов состоит в формировании стратегических направлений развития туризма для Вологодской области, способствующих структурным изменениям экономики региона.

Ключевые слова: стратегическое управление, туризм, структурные изменения, регион, экономика

Для цитирования: Леонидова Е. Г. Стратегический подход к развитию туризма в контексте моделирования структурных изменений экономики региона // Управленческое консультирование. 2019. № 12. С. 133-141.

Strategic-Based Approach in Developing of Tourism in the Context of Modeling Structural Changes in the Regional Economy

Ekaterina G. Leonidova

Federal State Budgetary Institution of Science Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences (VolSC RAS), Vologda, Russian Federation, eg_leonidova@mail.ru

ABSTRACT

The goal of this study is a need for scientific substantiation of the use of a strategic approach to the development of the tourism sector in the region, considered as the direction of structural changes in the economy. For achieving this goal it is necessary to explore the existing approaches to strategizing, analyze the experience of strategic management of tourism in the regions, determine ways to developing this sphere. The novelty of this study consists in the formation of strategic areas of development of the tourism sector in the region, contributing to structural changes in the economy.

Keywords: strategic management, tourism, structural changes, region, economy

For citing: Leonidova E. G. The Development of Corporate Environmental Responsibility // Administrative consulting. 2019. N 12. P. 133-141.

Введение. Достижению темпов роста российской экономики выше показателей ведущих мировых держав (Китая, США, Индии, Японии и Германии) препятствуют сложившиеся структурные ограничения. Они состоят в том, что ее структура в настоящее время определяется доминированием сырьевых секторов [15]. Ориентация

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ. Грант № 18-010-01012 А «Моделирование структурных изменений экономики региона на основе межотраслевого баланса как инструмент обоснования экономической политики».

2 на развитие добывающей промышленности и связанная с ней зависимость от экс-^ порта энергоресурсов не способствуют процессам новой индустриализации и уси-о ливает отставание от развитых стран, наращивающих долю высокотехнологичной о продукции в выпуске. Существующая ограниченность внутреннего спроса, падение со реальных денежных доходов населения, невысокая доля на рынке инновационных х товаров обусловливают необходимость трансформации сложившейся структуры н- экономики. В последнее время в научной литературе растет число исследований < по проблематике структурной экономической политики [11; 12; 15; 19]. т Среди экспертов развернулась дискуссия по поводу того, каким образом модифицировать сложившиеся пропорции, чтобы стимулировать экономический рост. Так, например, одним из направлений реализации структурной политики рассматривается определение новых отраслей, способных изменить структурные пропорции экономики. Среди них особое место занимает туризм. Он дает 3,5% мирового ВВП, что составляет около 6 трлн долл., играя важную роль во многих экономиках мира [10]. Обеспечивая создание новых рабочих мест, тем самым содействуя росту занятости, туристская отрасль рассматривается в качестве катализатора социально-экономического развития территории [2]. Потребление населением услуг туризма и смежных с ним отраслей активизирует внутренний потребительский спрос, образуя резерв для инвестиций, тем самым меняя структурные пропорции экономики. В научных исследованиях подчеркивается роль туризма в формировании позитивных тенденций в развитии процессов структурных изменений экономики регионов РФ [3].

Согласно исследованию экспертов Высшей школы экономики, посвященного выявлению отраслей-драйверов для 10 развитых и 30 развивающихся стран, торговля и гостинично-ресторанный бизнес, который является одной из важнейших составляющих туризма, весьма значимы для экономического роста обоих типов экономик, особенно для развитых стран (табл. 1).

Анализ работ авторов, занимающихся проблемами российского туризма [2; 3; 10], показал, что среди прочих для Российской Федерации весьма актуальна проблема внутреннего недопотребления отечественных туристских услуг, связанная с недостаточным внутренним спросом, переориентацией на импорт [3]. Таким образом, возможности туризма как отрасли, способной изменить структурные пропорции экономики в стране и ее регионах, весьма ограничены.

Успешность развития туризма как на национальном, так и на региональном уровне во многом зависит от использования стратегического подхода в управлении. Вместе с тем, зачастую его функционирование на принципах стратегического управления сопровождается рядом трудностей. При этом именно на региональном уровне исследователями отмечается недостаточное понимание значения стратегирования туризма для социально-экономического развития, а также соблюдения органами власти теоретико-методологических основ стратегического планирования. Т. Н. Гри-горенко и Л. Н. Казьмина характеризуют сложившуюся ситуацию в отношении принимаемых стратегий развития туризма в регионах как «полный «винегрет» региональных туристских мероприятий, не связанных едиными целями как внутри региона, так и с задачами стратегии на федеральном уровне» [2, с. 17].

В связи с этим целью данного исследования стало определение основных проблем при стратегировании туризма на региональном уровне для разработки направлений его дальнейшего развития в регионе в контексте структурных преобразований экономики. Это требует изучения существующих подходов к стра-тегированию, анализа опыта стратегического управления туризма в регионе, разработки направлений его развития. Новизна результатов состоит в формировании стратегических направлений развития туризма для Вологодской области как региона с высоким туристическим потенциалом, способствующих структурным изменениям экономики региона.

Таблица 1 <

Отрасли-драйверы экономического роста в развитых и развивающихся странах*

Table 1. Sector-drivers of economic growth in developed and developing countries

Страны 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Развитые - - + +/- - ++ + +/- - -

Развивающиеся - - ++ +/- - + +/- +/- + +/-

* Знак «+» или «-» означает направление и силу воздействия роста сектора на экономический рост в целом.

Условные обозначения: 1 — сельское хозяйство, 2 — добыча ископаемых, 3 — обрабатывающее производство, 4 — услуги ЖКХ, 5 — строительство, 6 — торговля, гостинично-ресто-ранный бизнес, 7 — транспорт, хранение и связь, 8 — финансовый сектор, страхование, недвижимость, бизнес-услуги, 9 — государственные услуги, 10 — общественные, социальные и частные услуги.

Источник: Структурные изменения в российской экономике и структурная политика. Аналитический доклад / НИУ ВШЭ; под науч. рук. Е. Г. Ясина. М., 2018.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили труды зарубежных и российских ученых, занимающихся исследованием проблем структурных изменений экономики, экономического роста и развития [1; 11; 12; 19], в том числе на основе стимулирования туризма [15]. Социально-экономическая значимость туризма для экономики отражена в работах многих исследователей. Среди них можно выделить работы, посвященные изучению влияния туризма на экономический рост [17;18; 20-27]. Различным аспектам развития туризма на основе стратегического подхода уделено внимание в трудах российских ученых. В частности, исследователями Сочинского научно-исследовательского центра Российской академии наук указывается на ряд проблем, возникающих при стратегировании туризма на региональном уровне, а именно: рассогласованность интересов всех участников данного процесса, недостаток его методологического обеспечения, отсутствие успешных практик создания крупных проектов в данной отрасли [14]. Экспертами Архангельского научного центра Уральского отделения Российской академии наук на основе анализа стратегических документов отмечается, что в настоящее время отсутствует методический инструментарий количественной оценки проработанности стратегий и программ развития [13]. В других работах учеными подчеркивается необходимость создания технологических платформ с целью повышения конкурентоспособности регионального туристского продукта, выступающих как инструмент решения крупных стратегических задач отрасли [16]. Вместе с тем, анализ перечисленных работ позволил заключить, что разработкам конкретных направлений развития туризма в контексте структурных изменений экономики региона уделено недостаточно внимания.

Исследование теоретико-методологических основ стратегического управления, обобщение опыта стратегирования туристской отрасли в регионах базируется на общенаучных методах сравнения, обобщения, анализа, синтеза и др. Для обоснования стратегических направлений развития туризма региона в контексте структурных изменений экономики были использованы такие методы, как OTSW-анализ и PEST-анализ.

Результаты исследования. Одной из проблем, влияющих на успешность функционирования туризма на национальном и региональном уровнях, является бессистемность ее развития. В частности, с начала рыночных преобразований в российской экономике курирование туризма в стране и регионах осуществлялось различными управленческими структурами, которыми зачастую он не рассматривался в качестве перспективной и высокодоходной отрасли народного хозяйства. Лишь к концу 2018 г.

2 сложилось окончательное понимание о туризме как драйвере роста экономики, ^ когда Федеральное агентство по туризму из подчинения Министерства культуры о РФ перешло в ведение Министерства экономического развития РФ. В 2019 г. этим о ведомством на смену Стратегии развития туризма Российской Федерации до 2020 г. со готовится новый стратегический документ, определяющий основные ориентиры х развития отрасли до 2035 г. По итогам окончания реализации существующей Стран- тегии развития туризма следует отметить, что текущая ситуация в российском ту-< ризме не оказывает значительного влияния на ее позитивные изменения [10]. т В новой Стратегии предполагается, что к 2035 г. частота путешествий россиян возрастет в два раза, а вклад отрасли в валовой внутренний продукт (ВВП) увеличится до 6%1. Для сравнения: в 2017 г. данный индикатор составлял около 4% ВВП (см. рисунок).

Обобщение работ авторов, занимающихся анализом опыта регионального управления туризмом на основе принципов стратегического подхода [2; 3; 13; 14], свидетельствует об имеющихся недостатках при реализации стратегического планирования стратегической деятельности. В частности, отмечается, что стратегиро-вание туризма в российских регионах в большей части происходит без проведения углубленного анализа [14].

Кроме того, исследователями указывается, что «частой практикой для многих региональных стратегий и программ социально-экономического развития является размытая, аморфная формулировка ожидаемых результатов, без указания объективных количественных критериев и индикаторов оценки их достижения; отсутствие в них механизмов финансового обеспечения и контроля выполнения проектируемых бюджетных ограничений; размытость административной ответственности между несколькими организационными структурами органов исполнительной власти и пр.» [3, с. 155].

Таким образом, сложившаяся ситуация в управлении отраслью требует более тщательного изучения методологических принципов ее стратегирования. По мнению автора, в наибольшей степени теоретико-методологические основы и методический инструментарий по созданию системы стратегического регионального управления, отвечающего современным реалиям, отражены в работах основоположника школы российского стратегирования В. Л. Квинта [4-9]. Его подход к стратегическому управлению, успешно апробированный в России и за рубежом, признан методологически грамотным и широко используется теоретиками и практиками стратегирования. В дальнейшем формирование стратегических направлений развития региона будет осуществлено в соответствии с данными принципами.

В качестве объекта данного исследования выступает Вологодская область, экономику которой характеризуют следующие структурные ограничения, наблюдаемые в 1995-2016 гг.: сокращение роли товарного производства в экономике; нестабильность структуры образования доходов; отставание нормы накопления от нормы сбережения [11]. Регион обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, в котором развитие туризма считается достаточно перспективным, в том числе с точки зрения структурных преобразований экономики.

В 2020 г. заканчивается действие Стратегии развития туризма Вологодской области2. В связи с этим актуализируется поиск путей дальнейшего развития отрасли.

1 Правительство нацелилось на увеличение вклада туризма в ВВП почти вдвое [Электронный ресурс] // РосБизнесКонсалтинг. 6 июля. 2019. Ш_: https://www.rbc.ru/business/06/07/2019/ 5d1f500f9a7947e797bc1628?utm_source=yxnews&utm_medium=desktophttps://www.rbc.ru/busine ss/06/07/2019/5d1f500f9a7947e797bc1628?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 07.07.2019).

2 О Стратегии развития сферы туризма Вологодской области до 2020 г. (с изменениями на: 22.12.2014) [Электронный ресурс]. Постановление Правительства Вологодской области

% А

4

2,9

3,8

3,2

3'3 3,3 3'4

3,0

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Рис. Доля туризма в ВВП России, в % к итогу Fig. Travel and tourism direct contribution to Russia's GDP, in % to the resulting value

Источник: данные Росстата.

Согласно методологическим принципам стратегирования, изложенными в работах В. Л. Квинта [4-9], определению стратегических направлений туризма региона предшествует мониторинг трендов, определяющих развитие сектора на глобальном, национальном и региональном уровнях; анализ внешней и внутренней среды; определение конкурентных преимуществ отрасли; разработка стратегических приоритетов, миссии, видения целей и задач.

Выявленные тенденции, определяющие развитие отрасли, а также результаты проведенного PEST- и OTSW-анализа, позволили сформулировать стратегические приоритеты туризма региона. В первую очередь реализации подлежат те из них, которые обеспечены конкурентными преимуществами (табл. 2).

Формулировка миссии отрасли происходит на основе определения ее функций. Для Вологодской области функции туризма можно определить, как: эффективное использование имеющегося туристско-рекреационного потенциала региона; удовлетворение разнообразных рекреационных потребностей потребителей туристских услуг в высококачественном отдыхе; повышение вклада в экономику региона (повышение доходов субъектов бизнеса, создание новых рабочих мест, стимулирование развития смежных отраслей). Миссия туризма региона с учетом выявленных функций отрасли может быть сформулирована следующим образом: «Создание благоприятных условий для развития туристской отрасли в регионе, что позволит удовлетворить в полном объеме рекреационные потребности туристов в высококачественном отдыхе, увеличивая ее вклад в социально-экономическое развитие».

Обсуждение и выводы. По результатам проведенного стратегирования были определены основные конкурентные преимущества туризма Вологодской области. Открывающиеся возможности для развития отрасли вкупе с ее выявленными сильными сторонами дают основание для создания регионального диверсифицированного туристского продукта на основе уникального туристско-рекреационного потенциала и использования информационных технологий, улучшающих качество обслуживания российских и зарубежных туристов. При осуществлении диверсификации туристского продукта необходимо учитывать отличительные характеристики

от 11 августа 2008 г. № 1547 // Кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-техни-

ческой документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/423862227

0

1

о

V CD

Таблица 2

Соответствие стратегических приоритетов развития туризма Вологодской области

конкурентным преимуществам

Table 2. Compliance of the strategic priorities of the development of the tourism sector in the region competitive advantages

Стратегические приоритеты Конкурентные преимущества

Повышение диверсификации туристского продукта Растущий спрос туристов на разнообразные виды туристической деятельности со стороны российских и зарубежных туристов

Содействие информационно-маркетинговому обеспечению Потребность населения в оказании туристских услуг путем использования информационных технологий, необходимость в повышении туристической привлекательности региона

Создание условий для стимулирования спроса на туристский продукт Спрос на получение туристских услуг региона со стороны малодоходных групп населения

Повышение качества туристского продукта Растущая необходимость в повышении уровня обслуживания туристов и предоставлении туристских услуг, отвечающих мировым стандартам качества

Источник: составлено автором.

видов туристской деятельности. В частности, видится целесообразным развивать те из них, которые в силу специфики способны увеличивать туристский поток (например, событийный туризм).

При этом необходимо отметить сдерживающие факторы развития туризма Вологодской области. Так, к угрозам, которые могут повлиять на функционирование туристской отрасли в перспективе, относятся растущая конкуренция других регионов (в том числе северных стран), низкий уровень развития туристической инфраструктуры в муниципальных образованиях региона, а также уменьшение реальных доходов населения, что может сказаться на объемах туристского потребления.

По результатам исследования определено, что стратегирование туризма на федеральном и региональном уровнях зачастую осуществляется без должного научно-методического обеспечения, что сказывается на функционировании отрасли, не способствуя реализации ее потенциала как перспективного направления структурных изменений экономики. Обосновано, что использование методологических принципов стратегирования В. Л. Квинта позволяет учесть не только ограничения и возможности внешней и внутренней среды, но и тренды, определяющие развитие отрасли в перспективе, а также имеющуюся ресурсную базу для выявления конкурентных преимуществ. На основе выявленных конкурентных преимуществ установлено, что отрасль может реализовать четыре стратегические приоритета, подкрепленных конкурентными преимуществами. Реализация данных направлений содействует увеличению внутреннего потребительского спроса, тем самым меняя структурные пропорции экономики Вологодской области.

Литература

1. Гизатуллин Х. Н. Проблемы управления структурными преобразованиями региональной экономики / Х. Н. Гизатуллин, Ф. Н. Гарипов, З. Ф. Гарипова // Экономика региона. 2018. № 1. С. 43-52.

2. Григоренко Т. Н., Казьмина Л. Н. Приоритеты в области развития внутреннего и въездно- < го туризма России на современном этапе // Вестник Национальной академии туризма. s

2015. № 4. C. 14-17. §

3. Десятниченко Д. Ю., Десятниченко О. Ю. Теоретические аспекты формирования стратегии развития сферы рекреации и туризма в регионе // Управленческое консультирование. 2

2016. № 4. С. 150-157. ®

4. Квинт В. Л. К истокам теории стратегии. 200-летие издания теоретической работы генерала Жомини. СПб.: ИПЦ СЗИУ — фил. РАНХиГС. 2017. н

5. Квинт В. Л. Качество жизни и ценности в национальных стратегиях развития / В. Л. Квинт, <

B. В. Окрепилов // Вестник Российской академии наук. 2014. С. 412-425. ш

6. Квинт В. Л. Концепция стратегирования / В. Л. Квинт. СПб. : ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2019. Т. I.

7. Квинт В. Л. Поиск и исследование философских корней теории стратегии. Взаимосвязь философского и стратегического мышления // Управленческое консультирование. 2016. № 1. С. 15-21.

8. Квинт В. Л. Разработка стратегии: мониторинг и прогнозирование внутренней и внешней среды // Управленческое консультирование. 2015. № 7. С. 6-11.

9. Квинт В. Л. Стратегическое управление и экономика. М. : Бизнес Атлас. 2012.

10. Кружалин В. И., Кружалин К. В., Шабалина Н. В. Состояние российского туризма, проблемы и перспективы // Вестник Национальной академии туризма. 2016. № 1. C. 10-13.

11. Лукин Е. В., Ускова Т. В. Проблемы структурной трансформации региональной экономики // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 6.

C. 26-40.

12. Миронов В. В. О диагностике текущего состояния российской экономики и среднесрочных перспективах ее роста // Вопросы экономики. 2019. № 2. C. 5-35.

13. Смиренникова Е. В. Оценка проработанности стратегических и программных документов, регулирующих вопросы развития туризма в северных регионах России / Е. В. Смиренникова, А. В. Кармакулова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 4 (34). С. 236-252.

14. Сорокин Д. Е. О проблемах стратегирования развития туризма в регионах России (на примере Краснодарского края и города-курорта Сочи) / Д. Е. Сорокин, В. Н. Шарафутдинов, Е. В. Онищенко // Экономика региона. 2017. Т. 13. Вып. 3. С. 764-776.

15. Сухарев О. С. Структурная динамика экономики России: к новой модели роста // Вопросы территориального развития. 2016. № 4 (34) [Электронный ресурс]. URL: http://vtr.vscc. ac.ru/article/1975 (дата обращения: 20.08.2019).

16. Шарафутдинов В. Н. Туристские технологические платформы как инструмент обеспечения конкурентоспособности региональных турпродуктов / В. Н. Шарафутдинов, Е. В. Онищенко, А. И. Наконечный // Регион: экономика и социология. 2019. № 1. C. 114-132.

17. Balaguer J., Cantavella-Jorda M. Tourism as a long-run economic growth factor: The Spanish case // Applied Economics. N 7. 2002. P. 877-884.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Carrera E. J. S., Risso W. A., Brida J. G. Tourism's Impact on Long-Run Mexican Economic Growth // Economics Bulletin. 2008. N 21. P. 1-8.

19. Freire C. Economic diversification: A model of structural economic dynamics and endogenous technological change // Structural Change and Economic Dynamics. N 49. 2019. P. 13-28.

20. Haddad E. A., Porsse A. A., Rabahy W. Domestic tourism and regional inequality in Brazil. Tourism Economics. 2013. N 1. P. 173-186.

21. Lee C.-C., Chang C.-P. Tourism development and economic growth: A closer look at panels // Tourism Management. N 1. 2008. P. 180-192.

22. Li H., Li Chen J., Li G., Carey G. Tourism and regional income inequality: Evidence from China. Annals of Tourism Research. 2016. N 58. P. 81-99.

23. Massidda C., Etzo I. The determinants of Italian domestic tourism: A panel data analysis. Tourism Management. 2012. N 33. P. 603-610.

24. Na W. Research on the tendency of national domestic tourism. Journal of Chemical and Pharmaceutical Research. 2014. N 6. P. 1862-1865.

25. Pratt S. The economic impact of tourism in SIDS. Annals of Tourism Research. 2015. N 52. P. 148-160.

26. Sindiga I. Domestic tourism in Kenya. Annals of Tourism Research. 1996. Vol. 1. P. 19-31.

27. Tsukui M., Takumi I., Kagatsume M. Repercussion effects of consumption by domestic tourists in Tokyo and Kyoto estimated using a regional waste input-output approach. Journal of Economic strictures. 2017. N 1. P. 1-17.

< Об авторе:

s Леонидова Екатерина Георгиевна, научный сотрудник Федерального государственного q бюджетного учреждения науки «Вологодский научный центр Российской академии наук» i (ФГБУН ВолНЦ РАН); eg_leonidova@mail.ru

^ References

i—

о 1. Gizatullin Kh.N., Garipov F. N., Garipova Z. F. Problems of management of structural transfórmate tions in the regional economy // Economy of Region [Ekonomika regiona]. 2018. Vol. 14. N 1. P. 43-52. (In rus)

2. Grigorenko T. N., Kaz'mina L. N. Priorities in domestic and inbound tourism development in Russia at the present stage // Bulletin of National Tourism Academy [Vestnik natsional'noi akademii turizma]. 2015. N 4. P. 14-17. (In rus)

3. Desyatnichenko D.Y, Desyatnichenko O.Y Theoretical Bases of Forming Innovative Regional Development Strategies in the Sphere of Recreation and Tourism. Administrative Consulting. 2016; N 4. P. 150-157. (In rus)

4. Kvint V. L. To sources of the theory of strategy. 200 years of theoretical work of the general of Zhomini. SPb. : Publishing Center of NWIM — branch of RANEPA, 2017 (Series Library of the Strategist). (In rus)

5. Kvint V. L., Okrepilov V. V. Quality of life and values in national strategy of development // Bulletin of the Russian Academy of Sciences [Vestnik rossiyskoy akademii nauk]. 2014. N 5. P. 412-425. (In rus)

6. Kvint V. L. Strategy concept / SPb. : Publishing Center of NWIM — branch of RANEPA [IPTs SZIU — fil.RANKhiGS]. 2019. (In rus)

7. Kvint V. L. Search and Investigation of Philosophical Base of the Theory of Strategy. Interrelation of Philosophical and Strategic Thinking. Administrative Consulting. 2016. N 1. P. 15-21. (In rus)

8. Kvint V. L. Strategy development: monitoring and forecasting of internal and external environment // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2015. N 7. P. 6-11. (In rus)

9. Kvint V. L. Strategic Management and Economy in the Global Emerging Market. M. : Business Atlas, 2012. P. 626. (In rus)

10. Kruzhalin V. I., Kruzhalin K. V., Shabalina N. V. Current state, problems and prospects of Russian tourism. // Bulletin of National Tourism Academy [Vestnik natsional'noi akademii turizma]. 2016. N 1. P. 10-13. (In rus)

11. Lukin E. V., Uskova T. V. Structural transformation issues in regional economy. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast // [Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz]. 2018. Vol. 11. N 6. P. 26-40.

12. Mironov V. V. On the diagnostics of the current state of the Russian economy and its medium-term growth prospects. // Voprosy Ekonomiki. 2019. N 2. P. 5-35. (In rus)

13. Smirennikova E. V., Karmakulova A. V. Estimation of elaboration of strategic and program policy documents regulating questions of tourism development in northern regions of Russia // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast [Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz]. 2014. N 4 (34). P. 236-252.

14. Sorokin D. E., Sharafutdinov V. N., Onishchenko E. V. On the Problems of Strategic Development of Tourism in the Regions of Russia (Case of the Krasnodar Region and the Resort City of Sochi) // Economy of Region [Ekonomika regiona]. 2017. N 13 (3). P. 764-776. (In rus)

15. Sukharev O. S. Structural Dynamics of Russia's Economy: Toward a New Growth Model // Territorial development issues [Voprosy territorial'nogo razvitiya]. 2016. N 4 (34) [Electronic resource]. URL: http://vtr.vscc.ac.ru/article/1975 (date of access: 20.08.2019) (In rus)

16. Sharafutdinov V. N., Onishchenko E. V., Nakonechny A. I. Tourism Technological Platform as a Tool to Ensure the Competitiveness of Regional Tourism Products // Region: Economics and Sociology [Region: ekonomika i sotsiologiya]. 2019. N 1. P. 114-132.

17. Balaguer J., Cantavella-Jorda M. Tourism as a long-run economic growth factor: The Spanish case // Applied Economics. N 7. 2002. P. 877-884.

18. Carrera E. J.S., Risso W. A., Brida J. G. Tourism's Impact on Long-Run Mexican Economic Growth // Economics Bulletin. 2008. N 21. P. 1-8.

19. Freire C. Economic diversification: A model of structural economic dynamics and endogenous

technological change // Structural Change and Economic Dynamics. N 49. 2019. P. 13-28. <

20. Haddad E. A., Porsse A. A., Rabahy W. Domestic tourism and regional inequality in Brazil. Tourism s Economics. 2013. N 1. P. 173-186. §

21. Lee C.-C., Chang C.-P. Tourism development and economic growth: A closer look at panels // ^ Tourism Management. N 1. 2008. P. 180-192. 2

22. Li H., Li Chen J., Li G., Carey G. Tourism and regional income inequality: Evidence from China. ® Annals of Tourism Research. 2016. N 58. P. 81-99. ^

23. Massidda C., Etzo I. The determinants of Italian domestic tourism: A panel data analysis. h-Tourism Management. 2012. N 33. P. 603-610. <

24. Na W. Research on the tendency of national domestic tourism. Journal of Chemical and m Pharmaceutical Research. 2014. N 6. P. 1862-1865.

25. Pratt S. The economic impact of tourism in SIDS. Annals of Tourism Research. 2015. N 52. P. 148-160.

26. Sindiga I. Domestic tourism in Kenya. Annals of Tourism Research. 1996. Vol. 1. P. 19-31.

27. Tsukui M., Takumi I., Kagatsume M. Repercussion effects of consumption by domestic tourists in Tokyo and Kyoto estimated using a regional waste input-output approach. Journal of Economic strictures. 2017. N 1. P. 1-17.

About the author:

Ekaterina G. Leonidova, research associate at the Federal State Budgetary Institution of Science Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences (VolSC RAS); eg_leonidova@ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.