Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОДВИЖЕНИЮ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ '

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОДВИЖЕНИЮ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное образование / образовательный продукт / продвижения программ / дополнительные профессиональные программы. / additional education / educational product / program promotion / additional professional programs.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Оттева И.В.

Проблема продвижения программ дополнительного профессионального образования в современных высших учебных заведениях, вызвана изменениями в сфере знаний и быстрым развитием технологий, которые требуют постоянного обновления профессиональных навыков и особенностью функционирования самих учебных заведений. Актуальность работы обусловлена отсутствием достаточного научного, методического и практического материала относительно проблем, с которыми сталкиваются учебные заведения, включают недостаток информации о предлагаемых образовательных продуктах, низкую мотивацию студентов и персонала, а также сложности совмещения обучения с основной деятельностью. Методы: анализ, синтез, дедукция и систематизации научных источников по проблеме исследования. Результаты. Для решения их решения предлагается использовать синергетический эффект от внедрения и использования различных инструментов продвижения программ ДПО т.к. цифровые технологии и онлайн-ресурсы, создавать мотивационные программы, устанавливать партнерские связи с работодателями и профессиональными сообществами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Оттева И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC APPROACH TO THE PROMOTION OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION PROGRAMS IN THE CONTEXT OF MODERN UNIVERSITY

The problem of promoting programs of additional professional education in modern higher educational institutions is caused by changes in the field of knowledge and the rapid development of technology, which require constant updating of professional skills and the peculiarities of the functioning of the educational institutions themselves. The relevance of the work is due to the lack of sufficient scientific, methodological and practical material regarding the problems faced by educational institutions, including a lack of information about the educational products offered, low motivation of students and staff, as well as the difficulty of combining training with their main activities. Methods: analysis, synthesis, deduction and systematization of scientific sources on the research problem. Results. To solve these problems, the author proposes to use the synergistic effect from the introduction and use of various tools for promoting additional education programs because digital technologies and online resources, create motivational programs, establish partnerships with employers and professional communities.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОДВИЖЕНИЮ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ »

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Научная статья

https://doi.org/10.23672/SAE.2024.4.4.023 УДК 37

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОДВИЖЕНИЮ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Оттева И.В.

Тихоокеанский государственный университет

Аннотация. Проблема продвижения программ дополнительного профессионального образования в современных высших учебных заведениях, вызвана изменениями в сфере знаний и быстрым развитием технологий, которые требуют постоянного обновления профессиональных навыков и особенностью функционирования самих учебных заведений. Актуальность работы обусловлена отсутствием достаточного научного, методического и практического материала относительно проблем, с которыми сталкиваются учебные заведения, включают недостаток информации о предлагаемых образовательных продуктах, низкую мотивацию студентов и персонала, а также сложности совмещения обучения с основной деятельностью. Методы: анализ, синтез, дедукция и систематизации научных источников по проблеме исследования. Результаты. Для решения их решения предлагается использовать синергетический эффект от внедрения и использования различных инструментов продвижения программ ДПО т.к. цифровые технологии и онлайн-ресурсы, создавать мотивационные программы, устанавливать партнерские связи с работодателями и профессиональными сообществами.

Ключевые слова: дополнительное образование, образовательный продукт, продвижения программ, дополнительные профессиональные программы.

STRATEGIC APPROACH TO THE PROMOTION OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION PROGRAMS IN THE CONTEXT OF MODERN UNIVERSITY

Irina V. Otteva

Pacific National University

Abstract. The problem of promoting programs of additional professional education in modern higher educational institutions is caused by changes in the field of knowledge and the rapid development of technology, which require constant updating of professional skills and the peculiarities of the functioning of the educational institutions themselves. The relevance of the work is due to the lack of sufficient scientific, methodological and practical material regarding the problems faced by educational institutions, including a lack of information about the educational products offered, low motivation of students and staff, as well as the difficulty of combining training with their main activities. Methods: analysis, synthesis, deduction and systematization of scientific sources on the research problem. Results. To solve these problems, the author proposes to use the synergistic effect from the introduction and use of various tools for promoting additional education programs because digital technologies and online resources, create motivational programs, establish partnerships with employers and professional communities.

Keywords: additional education, educational product, program promotion, additional professional programs.

Введение. В современном мире, где темпы технологического прогресса неумолимо ускоряются, непрерывное образование становится необходимостью для специалистов всех отраслей. Тенденции развития экономики и образования, ускоряющееся развитие информационных технологий, жизнь в быстроизменяющихся условиях, значительное расширение форм, способов и форматов получения знаний и навыков задает определённый вектор развития основного дополнительного образования.

В этом контексте, вузы играют ключевую роль, предлагая программы дополнительного профессионального образования (ДПО), которые позволяют выпускникам оставаться конкурентоспособными на рынке труда [1].

Продвижение данных программ - задача сложная, но крайне важная и является неотъемлемой частью работы любого предприятия не зависимо от форм собственности и видов детальности, помогающей привлечь внимание потенциальных

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

клиентов и повысить узнаваемость бренда. Существует множество различных видов и форм продвижения, включая рекламу, РЯ, прямой маркетинг, событийный маркетинг, контент-маркетинг и множество других в т.ч. инновационных видов маркетинговых коммуникаций. Каждый из этих методов имеет свои особенности и преимущества, и успешная стратегия продвижения обычно включает в себя комплексное использование нескольких подходов, адаптированных под целевую аудиторию и особенности товара или услуги.

Продвижение дополнительных профессиональных программ имеет свои особенности и требует особого подход. Важно создать целевую стратегию продвижения, которая бы включала в себя точно определенные цели, аудиторию и каналы коммуникации. Дополнительные профессиональные программы как правило ориентированы на уже работающих специалистов или тех, кто стремится повысить свой профессиональный уровень, поэтому необходимо понимать их потребности и мотивацию. Кроме того, важно учитывать особенности образовательного процесса и акцентировать внимание на практической ценности программы для участников.

Другим важным аспектом является правильный выбор коммуникационных каналов. Поскольку аудитория дополнительных профессиональных программ зачастую уже занятыми людьми, целевой контакт может быть ограничен. Поэтому эффективное продвижение таких программ требует умения использовать целенаправленные коммуникационные инструменты, такие как етаП-рассылки, социальные сети, профессиональные платформы, вебинары и другие форматы, которые позволяют донести информацию до аудитории и привлечь их внимание к программе.

Обсуждение. Результаты. Сегодняшний потребитель образовательных услуг стремится к получению знаний «здесь и сейчас». В ответ на это требуется разработка гибких и модульных программ ДПО, которые можно адаптировать под индивидуальные запросы слушателей. Персонализированный подход позволяет повысить заинтересованность слушателей и эффективность обучения, это связано с быстро меняющимися требованиями рынка труда и необходимостью обновления навыков и знаний. Гибкие образовательные программы предоставляют возможность обучающимся выбирать только те модули, которые наиболее соответствуют их индивидуальным потребностям и интересам, что позволяет сохранить высокий уровень заинтересованности обучающихся, поскольку они имеют возможность изучать темы, которые действительно соответствуют их конкретным потребностям. Такая гибкость обучения способствует улучшению мотивации и стимулирует активное участие обучающихся в процессе обучения.

Одной из главных особенностей персонализированного подхода в образовании является воз© Новикова А.К.

можность адаптации программы под индивидуальные запросы каждого слушателя. Это может включать в себя различные формы обучения, такие как онлайн-курсы, вебинары, интерактивные задания и практические занятия, благодаря чему слушатели получают знания и навыки, наиболее необходимые для их сферы деятельности или карьеры. Персонализация образования позволяет адаптировать курсы под конкретного слушателя, учитывая его уровень знаний, интересы и профессиональные потребности. Это может быть достигнуто путем предоставления выбора из различных модулей и тем, индивидуального тьюторства или консультаций, а также возможности для самостоятельного изучения и практического применения полученных знаний.

Когда учебный процесс адаптирован к потребностям и интересам слушателей, они более замо-тивированы на обучение, осознанное и активное усвоение материала, развитие критического мышления и успешное применение полученных знаний в практической деятельности.

Интеграция цифровых технологий - ещё один ключевой момент продвижения ДПО. Организация онлайн-курсов, вебинаров, использование УЯ и АЯ для иммерсивного опыта делает процесс обучения более доступным и интерактивным. УЯ и АЯ технологии позволяют слушателям погрузиться в виртуальное или дополненное пространство и взаимодействовать с ним, что особенно важно и полезно при обучении практическим навыкам или для создания симуляций сложных ситуаций, которые трудно воссоздать в реальной жизни.

Организация онлайн-курсов и вебинаров дает возможность получать знания и навыки удаленно, без необходимости посещения традиционных аудиторий. Это особенно актуально для людей, которые не могут посещать учебные занятия в определенное время или проживают в удаленных регионах. Онлайн-форматы позволяют учиться в своем собственном темпе, делая обучение более гибким и индивидуализированным [5].

Мобильные приложения, предназначенные для образовательных целей, несут важную функцию обеспечения удобства и доступности обучения, позволяют слушателям получать доступ к материалам курсов в любое удобное время, что особенно актуально для занятых людей, которые получают возможность обучаться во время своего рабочего дня, в пути или даже во время перерывов.

Цифровые технологии вносят значительный вклад в реализацию современных программ ДПО, делая обучение более интерактивным, гибким и эффективным. Их использование повышает уровень удовлетворенности слушателей, и способствует более глубокому усвоению материала и развитию практических навыков.

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Интерактивные платформы и онлайн-курсы предлагают возможность для самостоятельного изучения материала, выполнения заданий и получения обратной связи в режиме реального времени, позволяют развивать навыки путем практического применения полученных знаний.

Интеграция цифровых технологий и партнерство с бизнесом помогут обеспечить релевантность и эффективность образовательного процесса. Персонализация обучения и гибкий доступ к образованию сделают его более доступным и эффективным для слушателей.

Важным направлением развития и продвижения ДПО является разработка программ в партнёрстве с представителями бизнеса, что позволяет формировать курсы, максимально соответствующие текущим потребностям рынка труда. Компании заинтересованы в таких программах как способе повышения квалификации своих работников.

Сотрудничество с бизнес-партнерами позволяет активно вовлекать представителей различных отраслей в процесс разработки и актуализации учебных программ. Они могут делиться своими знаниями, опытом и ожиданиями от курсов, что помогает более точно определить необходимые компетенции и навыки для рынка труда. Такое партнерство позволяет ориентироваться на текущие требования и тенденции в отрасли, учитывать быстро меняющиеся запросы рынка труда и внедрять актуальные технологии и методы обучения, кроме того это позволяет выпускникам ДПО быть готовыми к современным вызовам и потребностям на рынке труда.

Для компаний вовлечение их сотрудников в процесс обучения через программы ДПО является важным инструментом повышения квалификации и развития персонала, позволяет компаниям сохранять конкурентоспособность, повышать эффективность работы и адаптироваться к изменениям в бизнес-среде. Они могут быть заинтересованы в индивидуально разработанных программ ДПО, которые будут точно соответствовать их потребностям и специфике деятельности.

Таким образом, разработка программ ДПО в партнерстве с представителями бизнеса является важным шагом в обеспечении актуальности и успешности образования, позволяет формировать курсы, отвечающие требованиям рынка труда, и способствует развитию бизнеса и повышению квалификации работников.

Сотрудничество с организациями, установление контактов с их представителями, имеющими большое влияние и устойчивую репутацию отраслях и сферах деятельности предоставляя им преимущества и поддержку на протяжении всего сотрудничества даст возможность проведения совместных мероприятий, обмениваться экспертизой и ресурсами, а также получать рекомендации для дальнейшего продвижения программ

ДПО, при этом следует быть гибкими и готовыми адаптироваться к изменяющимся потребностям и ожиданиям партнеров.

Партнерские отношения требуют особого внимания и навыков разработки гибких образовательных программ удовлетворяющих специфические, часто меняющиеся потребности, а также разработки различных программ лояльности, таких как предоставление эксклюзивного доступа к материалам, ресурсам, курсам, участие в различных бонусных программах.

Создание коммуникативных платформ, таких как форумы, сообщества или онлайн-платформы, где можно общаться и делиться своими знаниями и практиками, опытом, идеями и информацией в сфере образования и повышения квалификации повысит лояльность и приверженность к образовательному учреждению через построение долгосрочных взаимовыгодных партнерских отношений и может трансформироваться в взаимовыгодный обмен опытом не только между образовательной организацией и бизнес-партнёром, но и между самими партнерами.

Чтобы информация о программах достигла потенциальных слушателей, без активной маркетинговой деятельности не обойтись. Это может быть работа со СМИ, проведение открытых лекций и семинаров для широкой аудитории, использование социальных сетей для привлечения интереса к курсам ДПО [2,3].

Маркетинговые усилия являются важной частью продвижения программ ДПО. Установление партнерских связей с представителями СМИ, формирование рабочих отношений с журналистами и поддержка публикаций в соответствующих изданиях выполняют роль в формировании заинтересованности и привлечении внимания к программам повышения квалификации.

Чтобы распространить информацию о курсах и их преимуществах необходимо разрабатывать пресс-релизы и информационные материалы, где подробно описываются цели и особенности обучения, квалификация преподавателей, а также успехи слушателей, которые уже прошли программу. Распространение таких материалов позволит потенциальным клиентам получить полную и точную информацию о предлагаемых вами курсах.

Выбор качественных и уважаемых СМ, возможность участвовать в интервью и публикациях, где эксперты предоставляют свои знания и опыт, является тем инструментом, который позволит привлечь интерес широкой аудитории, подтвердить свой авторитет и экспертность, вызвать доверие у потенциальных клиентов.

Работа с журналистами и изданиями позволяет распространить информацию о курсах, подчеркнуть их преимущества и может включать проведение пресс-конференций, организацию рекламных кампаний или участие в образовательных

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

мероприятиях. Необходимо создать четкую стратегию сотрудничества с СМИ, определить цели и задачи, чтобы распределить ресурсы и достичь наилучших результатов.

Онлайн-присутствие становится все более важным и использование возможностей социальных сетей и интернет-платформ, таких как блоги или форумы, для публикации материалов и взаимодействия с аудиторией, так же способствует привлечению внимания программам ДПО. В целом, сотрудничество со СмИ является мощным инструментом маркетинга, позволит достичь широкой аудитории, привлечь интерес и повысить осведомленность о программах ДПО.

Проведение бесплатных лекций и семинаров открывает возможность познакомить потенциальных слушателей с программами ДПО и могут привлечь внимание СМИ, создать узнаваемость программ и являются отличным способом привлечь новую аудиторию и познакомить ее с программой ДПО. При организации открытых лекций и семинаров важно выбрать интересные и актуальные темы, которые будут привлекать внимание целевой аудитории, это может быть обзорная лекция, где представятся основные темы и перспективы программы ДПО или более углубленные семинары, на которых будут представлены конкретные навыки и методики.

Социальные сети - мощный инструмент для привлечения внимания и создания сообщества вокруг программ ДПО. Создание страниц и групп в популярных социальных сетях, где публикуется информация о курсах, освещаются новости, анонсы предстоящих курсов, публикуются отзывы от студентов, интересные статьи и исследования в той или иной области профессиональной деятельности поможет привлечь и удержать внимание целевой аудитории.

Согласно современным исследованиям, использование социальных медиа имеет важное значение для привлечения внимания потенциальной аудитории и успешного продвижения программ дополнительного профессионального образования (ДПО). Благодаря возможности быстрого и массового распространения информации, социальные сети предоставляют идеальную платформу для достижения широкой аудитории и привлечения ее внимания к предлагаемым программам.

Однако для эффективного использования социальных медиа в продвижении программ ДПО, необходимо не только создание присутствия в различных социальных сетях, но и постоянный анализ и адаптация подходов. Важно учитывать, что социальные медиа-платформы постоянно развиваются и меняются, поэтому стратегии и тактики использования социальных медиа также должны быть гибкими и подвергаться регулярной переоценке.

Для эффективного привлечения аудитории через социальные медиа, необходимо уделить

внимание составлению привлекательного и информативного контента, который будет интересен и полезен для потенциальных участников программ ДПО. Это может быть в виде публикации актуальных статей, исследований, кейсов или проведения вебинаров и онлайн-конференций. Важно также учесть особенности каждой социальной медиа-платформы и адаптировать контент под них, чтобы обеспечить оптимальное взаимодействие с аудиторией.

Помимо контента, активное взаимодействие с аудиторией является ключевым элементом успешного использования социальных медиа. Ответы на вопросы, комментарии и обратную связь со стороны участников помогают поддерживать диалог и укреплять взаимодействие с аудиторией, что способствует установлению доверия и укреплению бренда.

И наконец, следует подчеркнуть, что использование социальных медиа является лишь одним из инструментов продвижения программ ДПО. Разнообразные маркетинговые стратегии, включая традиционные средства массовой информации, сетевое маркетинговое взаимодействие и прямые коммуникации с потенциальными клиентами, также могут быть важными дополнениями к использованию социальных медиа.

Использование платных рекламных кампании повысит видимость программ ДПО, позволит достичь конкретных целевых групп и аудиторий, наиболее заинтересованных в обучении. Мониторинг результатов и анализ эффективности социальных медиа кампаний, изучение статистики по просмотрам, вовлеченности и конверсиям, даст возможность к оптимизации стратегии продвижения и достижения наибольшего воздействия.

Таким образом, для успешного привлечения аудитории и продвижения программ ДПО, использование социальных медиа должно быть включено в общую стратегию маркетинга и подкреплено контентом и взаимодействием, которые соответствуют интересам и потребностям целевой аудитории.

Заключение. Для эффективного продвижения программ ДПО необходимо использовать синер-гетический эффект от использования и внедрения различных инструментов и методов продвижения, рассмотренных в данной статье, которые будут учитывать особенности целевой аудитории и требования времени.

Разработка адаптированных и модульных программ ДПО, учитывающих индивидуальные запросы слушателей и персонализированный подход к обучению, использование современных информационных технологий, с одной стороны создаст удобный и конкурентоспособный контент, способствующий улучшению качества образования и повышению интереса к обучению, а с другой позволит улучшить визуализацию своего продукта сделает его узнаваемым и продава-

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

емым. Взаимодействие с различными СМИ, использование социальных медиа так же служит целям популяризации программ ДПО позволяя повысить их узнаваемость, экспертность, при-

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

влечет ещё больше внимания к предлагаемым возможностям, поможет передать ценность и преимущества обучения в рамках программы.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

4. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 626 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (вступает в силу с 01.03.2023).

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

References:

1. Federal Law of December 29, 2012 № 273-FZ «On Education in the Russian Federation».

2. Passport of the national project «Education» (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects, protocol dated December 24, 2018 № 16).

3. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of November 09, 2018 № 196 «On approval of the Procedure for organizing and implementing educational activities for additional general educational pro-grams».

4. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of July 27, 2022 № 626 «On Approval of the Procedure for Organization and Implementation of Educational Activities for Additional General Education Programs» (effective from 01.03.2023).

5. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of August 23, 2017 № 816 «On approval of the Procedure for the use of organizations engaged in educational activities, e-learning, distance learning technologies in the implementation of educational programs».

Информация об авторе

Оттева Ирина Владимировна

кандидат экономических наук, доцент,

Тихоокеанский государственный университет;

доцент высшей школы медиа,

коммуникаций и сервиса,

Высшая школа медиа, коммуникаций и сервиса;

Институт социально-политических технологий

и коммуникаций, г. Хабаровск

00376@mail.ru

Irina V. Otteva

Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor, Pacific State University; Associate Professor, Higher School of Media, Communications and Service,

Higher School of Media, Communications and Service; Institute of Socio-Political Technologies and Communications, Khabarovsk 00376@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.