Научная статья на тему ' стратегический подход к проблеме развития малых городов России (на примере города Железногорска Красноярского края)'

стратегический подход к проблеме развития малых городов России (на примере города Железногорска Красноярского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему « стратегический подход к проблеме развития малых городов России (на примере города Железногорска Красноярского края)»

право снижать объемы выделенных средств на реализацию конкретного мероприятия. Частному бизнесу в такой ситуации достаточно сложно формировать свою инновационную стратегию.

Таблица 2

Примеры кластерных программ в некоторых европейских странах

Великобритания Великобритания Германия Германия

Кластеры, развиваемые региональными агентствами развития Микро- и нанотехнологи-ческая сеть Bioregio Innoregio

Срок реализации С 1999 г. 2003-2008 гг. 1996-2006 гг. 1996-2006 гг.

Основное содержание программы Создание: - регионального Фонда для стимулирования инноваций; - инкубаторов; - экспертных групп по направлениям специализации кластера Содействие: - в совместных (бизнес и наука) исследовательских проектах; - в обеспечении исследовательским оборудованием (при наличии рекомендации от регионального агентства развития) Содействие в совместных (бизнес и наука) исследовательских проектах, выдвинутых в регионах; Поддержка в учреждении венчурных компаний (специализирующихся в сфере биотехнологий) Содействие в совместных (бизнес и наука) исследовательских проектах, выдвинутых в регионах; Поддержка частных НИОКР (гранты и кредиты); Поддержка центра биотехнологий администрацией региона

Центральный орган, ответственный за реализацию программы. Министерство торговли и промышленности Министерство торговли и промышленности Федеральное министерство образования и исследований Федеральное министерство образования и исследований

Бюджет Около 77 млн. евро 135 млн. евро (базовый фонд 60 млн. евро, 75 млн. евро для исследований на весь срок программы) 60 млн. евро 230 млн. евро

Регион Вся страна (Региональные агентства развития в 12 регионах, примерно 10 кластеров в каждом) Вся страна 3 специальных территории (включая Мюнхен и Гейдельберг) и 14прочих территорий 23 территории

Организация, ответственная за организацию программы в регионе Региональные агентства развития Региональные агентства развития Открытые акционерные общества Открытые акционерные общества

Дерябин Н.И.

к.т.н., доцент, профессор МАИ, Президент Фонда поддержки информационных технологий в авиационной и

ракетно-космической промышленности.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)

Проблема развития малых городов является актуальной не только для России, но и практически для всех стран Содружества Независимых Государств (СНГ). В том числе и для относительно быстро развивающихся Республик Беларусь и Казахстан.

Так, президент КИМЭП1 доктор Ч. Бэнг о современных малых городах СНГ сказал: «Города, построенные во времена Советского Союза, перестали соответствовать реалиям современности. В условиях динамично развивающейся экономики Казахстана проблемы развития городов, их инфраструктуры, связанные с этим социальные вопросы приобретают особую актуальность, и их решение становится ключевым фактором сбалансированного развития экономики в целом»2. Кроме того, в своей статье автор из Казахстана пишет: «Советский Союз развивался по единому плану, города создавались на условиях социального равенства и социальной защиты граждан при распределении жилья и при отсутствии частной собственности на него, без рыночной экономики, без конкуренции. После известного крушения социалистической системы и развала СССР в Казахстане была введена частная собственность на жилье, на средства производства, рыночная экономика, что привело к изменениям в политике, экономике и резкому расслоению общества по доходам. При таком изменившемся социально-экономическом положении в Казахстане прежнее устройство населенных пунктов перестает устраивать новое общество. Оно привело ко многим городским проблемам (в сфе-

1 КИМЭП - Казахстанский институт менеджмента, экономики и прогнозирования официально учреждён 14 января 1992 года Президентом Республики Казахстан. Н.А. Назарбаев предложил известному учёному из США, одному из «отцов» южнокорейского экономического чуда, Ч.И. Бэнгу создать принципиально новое учебное заведение как с национальным, так и с иностранным профессорско-преподавательским составом, ориентированным на высокие стандарты образовательных учреждений Европы и Америки. В настоящее время в институте реализуются программы магистратуры в области экономики, делового администрирования, международных отношений, международной журналистики и СМИ, а также функционирует факультет непрерывного образования.

2 http://articles.gazeta.kz/art.asp?aid=87312

ре коммунальных услуг, в охране правопорядка, в состоянии городского бюджета), которые вызывают у жителей, особенно малых городов, неудовлетворенность».

На официальном Интернет-портале Президента Республики Беларусь размещена информация о реализации Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы1. Там сказано, что программа «направлена на кардинальное повышение уровня и качества жизни населения, выравнивание условий его жизнедеятельности в городах и сельской местности, городских поселениях различных категорий, обеспечение людей стабильной работой и достойной заработной платой. На решение этих вопросов и направлена организационно-практическая работа облисполкома и исполнительной власти на местах... За 3 года реализации Государственной программы в малых горпоселениях создано более 14 тысяч новых рабочих мест, численность занятого в экономике населения составила 125,7 тыс. человек. Уровень безработицы по сравнению с 2006 годом снизился с 1,7 до 1%. Численность малых предприятий увеличилась на 821 единицу и составила 1279. Рост объемов промышленного производства составил 145,7% к 2005 году (задание на пятилетку 147,5-158%), потребительских товаров - 159,5% (153,2-164,9%). Заработная плата в декабре 2009 года возросла по сравнению с декабрем 2005 года более чем в 2 раза и составила 858,7 тыс. рублей. По территории малых и средних горпоселений освоено более 1,5 трлн. рублей инвестиций, введено в действие свыше 277 тыс.кв. м жилой площади».

Эти примеры достаточно убедительно показывают необходимость государственного стратегического подхода к решению проблемы развития малых городов России. Конечно, здесь тоже есть вполне успешные малые города, как, например, Железногорск, который находится в Красноярском крае, но говорить о системном решении данной проблемы в стране сегодня вряд ли приходится. Потому что таких малых городов как указанный Железногорск в России слишком мало, и решающим фактором его развития стала отнюдь не единая государственная стратегия, а совсем иные предпосылки. Этот город существует с 1954 года и является центром закрытого административно-территориального образования (ЗАТО), где «находятся военно-промышленные объекты с особым режимом. Особый статус получило в связи с секретными градообразующими предприятиями оборонной (атомной и, позже, космической) промышленности. До недавнего времени город не отмечался на гражданских картах»2. В состав ЗАТО с общей численностью населения около 100 тыс. человек кроме города входят четыре посёлка с населением от 500 до 6000 человек. Аналогичным достаточно успешным малым городом России является и город Саров в Нижегородской области (наукоград РФ) с населением около 90 тыс. человек. Это тоже город-ЗАТО, в котором находится Российский федеральный ядерный центр. Но поскольку автор имеет непосредственное отношение к космической промышленности, целесообразно остановиться именно на Железногорске.

Одним из градообразующих предприятий Железногорска является ОАО «Информационные спутниковые системы» (ИСС) имени академика М.Ф. Решетнёва3, подведомственное Российскому космическому агентству. Это 100-процентное государственное предприятие (корпорация), включающее в себя ещё девять российских предприятий космической промышленности (НПП КП «Квант» из г. Ростова-на-Дону, НПП «Геофизика-Космос» из г. Москвы, «Сибирские приборы и системы» из г. Омска, НПЦ «Полюс» из г. Томска и т.д.). Фактически все эти предприятия до официального их объединения (указ Президента РФ от 09.06.2006 г.) уже являлись виртуальной корпорацией при выполнении заказов по космической тематике. Они и сегодня остались самостоятельными предприятиями, но объединёнными через совет директоров единой стратегией управления. Это позволило сохранить приоритетность заказов космической промышленности на всех предприятиях, вошедших в корпорацию, созданную на базе ОАО ИСС. Конечно, базовое предприятие выбрано не случайно. Возьмём для примера один из показателей, весьма характерный для информационного общества, которое имеет место во всех развитых странах. В 2003-2004 годах тогда ещё Росавиакосмосом проводилось анкетирование всех предприятий авиационной и ракетно-космической промышленности на предмет их информационно-технического обеспечения. Так вот в НПО ПМ (название предприятия ОАО ИСС в то время) соответствующее подразделение подчинялось непосредственно Генеральному директору и Генеральному конструктору, что является важнейшим фактором стратегического подхода в развитии данного направления. Следует отметить: такое понимание было лишь у небольшого числа руководителей в обследуемых отраслях - не на всех даже предприятиях были необходимые подразделения. Кроме того, результаты обследования выявили: на 10 работников НПО ПМ приходилось 3,3 компьютера при среднем показателе в отрасли - 1,5. При этом 1500 рабочих мест на предприятии были объединены в единый информационный комплекс. Иначе говоря, ещё 7 лет назад базовое предприятие созданной корпорации (холдинга) было в числе наиболее продвинутых предприятий космической отрасли.

Итак, что же дало создание корпорации на базе ОАО ИСС? Обратимся к интервью генерального конструктора и генерального директора ОАО «Информационные спутниковые системы» им. М.Ф. Решетнёва (Н. Тестоедову), данному 26.10.2010 года журналу «Новости космонавтики».

Во-первых, за период с 2005 до конца 2010 года численность сотрудников предприятия ОАО ИСС увеличилась на 25%: с 5672 до 7130 человек. Во-вторых, по состоянию на 1 октября 2010 года средняя зарплата на предприятии составила 33300 рублей, что для космической отрасли достаточно много (даже для московских предприятий). В-третьих, предприятие не испытывает дефицита кадров, в том числе и высококвалифицированных. Немалую роль здесь играет многоуровневая работа с вузами, колледжами, аспирантурой и т.д. В-четвёртых, постоянно оказывается помощь со-

1 http://www.president.gov.by/ press44352.htm

2 http://ru.wikipedia.org/wiki

3

ОАО ИСС - ведущий российский разработчик и производитель спутников связи, телевещания, навигации и геодезии. Примерно 2/3 спутников, входящих в орбитальную группировку России, являются продукцией предприятия (http://ru. wikipedia. о^/гоМ/).

трудникам в приобретении жилья. Либо посредством частичной компенсации процентов по ипотечным кредитам. Либо предприятие покупает для работников жильё и предоставляет им право последующего выкупа в рассрочку. В-пятых, значительно повысилась рентабельность предприятия. Если объём реализации в 2005 году был 3 млрд. руб., то в 2009 он стал 14 млрд. 121 млн. рублей. А, например, прибыль в 2009 году составила 900 млн. рублей. При этом объём производства за указанный период увеличился в 6,5 раз. Эти показатели, пожалуй, одни из самых высоких в космической отрасли. Следует отметить, что все предприятия, входящие в холдинг, работают по единой системе корпоративных стандартов. А значит, и указанные выше стратегические подходы в управлении и организации производственных процессов у всех должны быть аналогичными. Хотя результаты могут и отличаться. И даже, скорее всего, отличаются в силу пребывания предприятий в разных административно-территориальных образованиях, что при нынешнем низком уровне государственного территориального планирования в стране будет оказывать существенное влияние. Но об этом несколько позже. А сейчас имеет смысл кратко охарактеризовать муниципальную деятельность города Железно-горска, которая тоже создаёт определённые предпосылки для успешной деятельности ОАО ИСС. Чем располагает город? Какова его транспортная инфраструктура? Какие объекты образования, культуры, религии, спорта имеются в городе? Есть ли научные организации, в том числе и несвязанные с космической и атомной промышленностью? Воспользуемся данными википедии1

Городской и пригородный транспорт

В городском общественном транспорте имеется несколько маршрутов муниципальных автобусов № 1, 3, 6, 9, 10, 20, 22, 25, 32, 44, 119 а также такси. В 2007 году введены маршруты коммерческих автобусов № 11, 12, 13, а в 2010 - 12п.

В пределах ЗАТО с 1958 действует служебная линия внутригородского электропоезда, часть пути которой проходит в тоннеле. Линия используется только для доставки рабочих на территорию ГХК2.

Линия имеет длину 30 километров (в том числе 5 под землёй) и 3 станции («Соцгород», «Вольная», «Комбинат»), последняя из которых сооружена подземной, близкой к стандартам метрополитена.

Линия начинается у юго-западной границы ЗАТО, вблизи посёлка Тартат, проходит через основной жилой массив города, далее идёт вдоль берега реки Енисей, затем скрывается в подземном тоннеле горно-химического комбината.

В качестве подвижного состава используется 5 восьмивагонных электропоездов («электричек»).

Наука

• Красноярский государственный проектно-изыскательский институт «ВНИПИЭТ»

• Восточно-Сибирский филиал «Ипромашпрома»

Образование

• Филиал Сибирского Федерального университета

• Сибирский филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России

• Филиал Красноярского педагогического университета имени В. П. Астафьева

• Филиал Сибирского Государственного Аэрокосмического Университета

• Краевая Школа космонавтики

• Городской дворец творчества детей и молодежи

• СЮТ (Станция юных техников)

• Детская школа искусств

• Детская художественная школа

• СЮН (Станция юных натуралистов)

• Красноярский промышленный колледж - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ"»

Культура

Библиотеки

• Центральная городская библиотека имени М. Горького

• Центральная городская детская библиотека им. Гайдара

• Научно-техническая библиотека ОАО «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнева

• Научно-техническая библиотека ГХК

• Отдел письменных источников Музейно-выставочного центра

Музеи

• Музейно-выставочный центр (открыт с 1988 года)

• Музей Горно-Химического комбината (открыт 26 февраля 2010 года)

• Музей Археологии, филиал Музейно-выставочного центра в пос. Подгорном

Театры

• Железногорский театр оперетты

• Железногорский театр кукол «Золотой ключик»

Парки

• Парк культуры и отдыха им. С. М. Кирова (Городской лесопарк)

• Зоопарк

1 http://ru.wikipedia.org/wiki

2

ГХК - ФГУП «Горно-химический комбинат».

Другие культурные объекты

• Дворец культуры имени 40-летия Октября

• Дом культуры «Юность» в пос. Подгорном

• Центр досуга

• Кинокомплекс «Космос» Церкви

• Собор Михаила Архангела

• Храм Воскресения Христова в пос. Подгорном (строится) Спорт

• 3 ДЮСШ

• стадион «Труд»

• 3 бассейна

• 3 спорткомплекса

• Горнолыжная трасса

• Яхт-клуб

• Велоклуб «Звезда»

• Клуб любителей бега «Победа»

Итак, инфраструктурный арсенал (как производственный, так и социальный) города со 100-тысячным населением довольно внушительный. А как обстоят дела в Железногорске с перспективами развития города? Есть ли соответствующий стратегический план? Если есть, то, какие приоритеты в нём обозначены? Обратимся к официальному сайту администрации города Железногорск1. На городском сайте размещен «Стратегический план развития ЗАТО Железногорск на период 2004-2010 годы». Заслуживает интереса его оглавление: Введение

1. Конкурентные позиции Железногорска

1.1. Анализ существующей ситуации

1.2. Надвигающиеся перемены и основные вызовы

1.3. Анализ конкурентных преимуществ и недостатков Железногорска

2. Основные сценарии действий городского сообщества

3. Миссия, направления развития, точки роста

4. План действий по достижению целей «Энергетика» - О том, где мы будем брать тепло «ЖКХ» - О том, каким будет наш город «Кадры» - О том, где и как мы будем работать «Инвестиции» - О том, как мы будем развивать бизнес «Власть» - О том, как мы будем работать с властью «ЖОЗ» - О том, как мы будем заботиться о здоровье

5. Организационная структура по реализации - Как и кем это будет реализовано

Уже само содержание рассматриваемого плана отражает серьёзный системный подход его авторов. Особенно радует наличие деклараций о миссии и ценностях (руководящих принципах). Приведём соответствующие выдержки из стратегического плана Железногорска:

«Миссия, желаемый облик будущего

Анализ сильных и слабых сторон социально-экономической инфраструктуры города и перспективных возможностей его развития показал, что оптимальной стратегией ЗАТО Железногорск может выступать его развитие как федерального ядерного центра и центра космических технологий.

Желаемый облик будущего зато Железногорск объединяет следующие составляющие:

1) Железногорск - привлекательное место проживания, характеризующееся ростом основных экономических показателей уровня жизни, безопасности, других социальных норм;

2) Железногорск - район крупной и средней промышленности и науки, предоставляющий кроме того членам сообщества все возможности для реализации частной инициативы в бизнесе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) Действия органов местного самоуправления в сочетании с инвестиционным потенциалом предприятий обеспечивают привлечение инвестиционных ресурсов в экономику, повышение благосостояния населения, решение проблемы занятости и поступательного развития ЗАТО.

Вышеуказанные элементы образа будущего Железногорска будут способствовать сохранению и развитию города при реализации любого из двух вышеуказанных наиболее вероятных сценариев. В этих условиях ЗАТО Железногорск необходимо наращивать преимущества перед другими городами (причем не только Красноярского края, так как деятельность многих предприятий ЗАТО направлена на глобальный рынок), повышать инвестиционную привлекательность для проектов, поступления от которых увеличат доходную часть местного бюджета, а также создадут рабочие места для населения.

При планировании стратегии развития ЗАТО Железногорск выделены два периода - первый (переходный) до 2010 г., второй (долгосрочный) до 2020 г. Мероприятия, включенные в стратегический план развития, рассчитаны на переходный период, но являются подготовительными для достижения целей долгосрочного периода.

1 http://www.admk26.ru

Миссия города

1) миссия города на переходный период до 2010 г.

Железногорск - федеральный центр по хранению и, в дальнейшем, по переработке ОЯТ, по производству полупроводникового кремния, безопасной эксплуатации объектов атомной энергетики, центр космических технологий, многопрофильный промышленный центр, выгодное пространство для инвестиций и комфортное место для жизни.

2) миссия города на долгосрочный период до 2020 г.

Железногорск - центр наукоемких производств, центр разработки, развития и передачи инновационных технологий, территория, привлекательная для размещения бизнеса, развитие которого обеспечивает повышение качества жизни, увеличение занятости, доходов бюджета и населения.

В основе стратегии развития ЗАТО Железногорск лежат следующие принципы и преимущества развития города.

Принципы развития города:

1) развитие многопрофильной модели производства в городе на основе различных форм собственности с опорой на высокий научно-образовательный потенциал;

2) активное развитие многопрофильных экономических связей Железногорска с другими субъектами хозяйственной жизни в Красноярске, Красноярском крае, на межрегиональном и международном уровне;

3) сохранение исторически сложившегося высокого уровня жизни горожан;

4) создание условий для привлечения в инновационные проекты молодых специалистов.

Преимущества, которые получает ЗАТО Железногорск, избирая стратегию своего развития:

1) выявление новых уникальных направлений развития предприятий и инновационной активности города на региональном, федеральном и международном уровнях;

2) раскрытие сильных сторон города «вовне», преодоление его закрытости, обоснование целесообразности перспективного инвестирования в городские проекты;

3) сохранение сложившегося уровня культуры городской жизни, противостояние таким разрушительным социальным явлениям, как наркомания, алкоголизм, гражданская пассивность и криминализация жизни.

«Точки роста» и стратегические направления развития

Обоснование точек роста

Результаты анализа ситуации в ЗАТО Железногорск и динамики ее развития, оценка конкурентоспособности экономики ЗАТО, анализ конкурентоспособности и потенциала развития базовых отраслей, соотнесение выявленных сильных сторон и возможностей позволяют выделить основные точки роста, которые и должны определять приоритетность и направления дальнейших действий в рамках разрабатываемой стратегии. Стратегия должна ориентироваться на развитие внутренних сильных сторон, устранение слабых, использование внешних возможностей и нейтрализацию внешних угроз.

Главные точки роста:

Промышленный и научно-производственный сектор (градообразующие предприятия) как основной источник формирования доходов населения и бюджета, определяющий рынок труда; влияющий через политику заработной платы на покупательную способность населения и развитие малого предпринимательства.

Малый бизнес и предпринимательство как средство повышения качества жизни населения, надежный социальный амортизатор на рынке труда, один из источников доходов муниципального бюджета, средство выравнивания доходов населения.

Муниципальный сектор экономики как средство повышения обеспеченности населения социальными услугами, повышения качества жизни и привлекательности проживания на территории ЗАТО, что необходимо для удержания и привлечения квалифицированных трудовых ресурсов.

Эти сектора экономики и станут наиболее вероятными точками роста ЗАТО в перспективе до 2010 гг.

Стратегические направления развития (приоритеты развития)

1) энергообеспечение;

2) совершенствование кадрового обеспечения;

3) повышение инвестиционной привлекательности;

4) улучшение взаимодействия с федеральными и региональными органами власти;

5) формирование здорового образа жизни».

Каждое из этих направлений подробно рассматривается в стратегическом плане развития Железногорска. В силу ограниченного объёма данной статьи закончим его рассмотрение и анализ. Заинтересовавшиеся читатели могу продолжить этот процесс самостоятельно. Хочу лишь добавить, что можно было бы, наверное, отразить в плане развития города и некоторые социально-моральные ценности, но здесь, скорее всего, сказалось влияние всеобщего падения духовно-моральных принципов в стране. Хотя, судя по всему, администрации города удалось сохранить ориентацию на некоторые социальные ценности (руководящие принципы), которые были задекларированы нацией ещё в советское время:

□ Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.

□ Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.

□ Коллективизм и товарищеская взаимопомощь.

□ Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми.

□ Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.

□ Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.

В любом случае «Стратегический план развития.» Железногорска заслуживает самой высокой оценки и является прекрасным примером для подражания в малых городах России. Чем больше в стране будет таких городов, тем больше надежд на процветание России в будущем. Поэтому неплохо было бы изучить данный документ и в более высоких инстанциях исполнительной и законодательной власти государства российского. Надеюсь, что стратегия этого чудесного города, обозначенная на период до 2020 года, станет ещё более эффективной и успешной.

Ранее говорилось о низком уровне государственного территориального планирования в стране, которое оказывает существенное влияние на перспективу развития малых городов России. Понятно, что для решения данного вопроса в стране необходима соответствующая законодательная база. И такая работа ведётся. Автор, являясь экспертом российского Экспертного сообщества «Российский сетевой интеллект», в декабре 2010 года участвовал в рецензировании проекта Федерального закона «О территориальном планировании в Российской Федерации», который был разработан в Центре проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. Проект федерального закона «О территориальном планировании в Российской Федерации» подготовлен на основе результатов углубленного интервью органов государственной власти свыше 60 субъектов Российской Федерации, проведенного Центром проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования в апреле-июне 2010 года1.

В пояснительной записке к проекту закона написано: «Территориальное измерение процессов социально -экономического развития имеет принципиальное значение для любой страны. Для России территориальное планирование приобретает особенную значимость, учитывая большую площадь территории и разнообразие географических и климатических условий страны.. Учитывая важность территориального планирования не только с точки зрения социально-экономического развития регионов, но и с позиции обеспечения территориальной целостности и национальной безопасности России, государственная политика в сфере территориального планирования должна преследовать следующие стратегические цели:

- сбалансированное развитие регионов России;

- эффективное размещение производительных сил по территории страны;

- обеспечение предоставления определенного объема и набора социальных и иных услуг всем гражданам независимо от региона проживания;

- сокращение необоснованных различий в уровне социально-экономического развития регионов России.

Достижению указанных целей стратегического территориального планирования препятствуют комплекс проблем, наиболее значимыми из которых является несовершенство правовой регламентации территориального планирования».

А в самом проекте закона даны следующие ключевые определения:2

«территориальное планирование - взаимосогласованная деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по эффективному размещению производительных сил и инфраструктуры в пределах территории страны в соответствии с установленными схемами территориального планирования и генеральными планами поселений и городских округов;

документы территориального планирования - схемы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, генеральные планы поселений и городских округов;

эффективное размещение производительных сил и инфраструктуры - размещение производительных сил и инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, необходимой в целях обеспечения государственными гарантиями в части предоставления определенного объема и набора социальных и иных услуг всем гражданам независимо от региона проживания, сокращения различий в уровне социально-экономического развития и наращивания экономического потенциала субъектов Российской Федерации, а также обеспечения территориальной целостности и национальной безопасности страны;

эффективная заселенность - освоенность пригодной для проживания территории страны с плотностью населения, достаточной для ее социально-экономического развития, обеспечения территориальной целостности и безопасности страны».

Далее в проекте документа обозначена цель закона о территориальном планировании и раскрываются заложенные в нём принципы:

«Целью настоящего Федерального закона является установление порядка разработки и принятия документов территориального планирования, направленных на обеспечение сбалансированного развития регионов России, эффективного размещения производительных сил, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры на территории страны, предоставления определенного объема и набора социальных и иных услуг всем гражданам независимо от региона проживания, а также сокращения необоснованных различий в уровне социально-экономического развития регионов России.

Принципы территориального планирования в Российской Федерации

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации территориальное планирование в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

1 www.rusrand.ru

2 http://www.rusrand.ru/experts/experts/experts_546.html

а) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

б) согласованность документов территориального планирования с документами в сфере стратегического развития;

в) разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

г) баланс интересов Российской Федерации в целом, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при осуществлении территориального планирования;

д) обеспечение реализации гражданами своих конституционных и иных прав и законных интересов на территории всех субъектов Российской Федерации;

е) эффективность территориального планирования».

Не будем далее углубляться в законодательные тонкости проекта этого документа (читатель при желании может самостоятельно ознакомиться с ним на указанном выше сайте), отметим лишь некоторые аспекты, связанные с законом о территориальном планировании.

Во-первых, такой закон просто необходим при решении проблемы развития малых городов России. И не только малых, но и всех без исключения муниципальных образований.

Во-вторых, поскольку речь идёт о стратегическом территориальном планировании, то и используемый подход, и заложенные принципы должны быть соответствующими. Подход необходим системный, а принципы должны исходить из основ стратегического управления (что автор и отразил в своей рецензии на проект закона). Это означает, что закон должен четко исполняться на всех без исключения уровнях иерархии государственной власти. А у нас сегодня в стране, к сожалению, «кто платит, тот и заказывает музыку» и под него «пляшут» все, кому он платит. Поэтому, финансирование всех этапов реализации закона должно быть строго централизованным. Иначе системный подход будет нарушен. Кроме того, необходимо исключить всякую возможность несоблюдения иерархии в последовательности реализации всех этапов закона. В общем случае строгое соблюдение иерархических принципов в любом процессе управления означает невозможность для нижестоящего уровня сказать «не хочу» или «не могу», а для вышестоящего уровня - «не буду» или «не знаю». Потому что «не хочу» или «не могу» трактуется как прямое неповиновение приказу вышестоящего руководства (саботаж). А слова «не буду» или «не знаю» («не умею») у высшего уровня иерархии воспринимаются как полнейший непрофессионализм (профнепригодность). Именно поэтому основы стратегического управления категорически исключают такие варианты как неприемлемые. Иначе ни о какой реальной стратегии говорить не имеет смысла. Ведь человек, который «не знает» будет всегда говорить подчинённым, что он предоставляет им полную свободу действий и в случае неудач станет обвинять их во всех смертных грехах, обосновывая это неумением подчинённых правильно работать. Хотя виноват во всём он сам, так как не может принять грамотного решения самостоятельно и дать чётких указаний подчинённым, организовав при этом чёткий контроль их исполнения. Чаще всего, таким образом, поступают некомпетентные чиновники, утверждающие, что рынок всё отрегулирует сам, и призывающие всех граждан и государственные предприятия и даже научные и образовательные учреждения страны заниматься собственным бизнесом, пытаясь таким образом снять с себя обязанности по управлению государственными процессами. Нередко, наверное, по инициативе таких чиновников, при распределении госзаказа устраиваются абсолютно бессмысленные, если не сказать вредные, с позиций государственных интересов конкурсы. Бессмысленные потому, что довольно часто исполнителем определённого госзаказа в стране может быть только одно единственное предприятие или корпорация (как, например, ИСС), которая фактически, и вынуждена оформлять конкурсные документы. Особенно это относится, конечно, к уникальным оборонным заказам, которые нельзя разместить за рубежом.

Если исходить из армейской интерпретации сказанного о иерархических принципах управления, то солдат всегда должен беспрекословно исполнять приказ, а командир в любой ситуации должен принимать грамотное и единственное правильное решение. А для чиновничьего аппарата данная трактовка, кроме того, означает неприемлемость для нижестоящего уровня иерархии сказать «не хочу» или «не могу» не только начальству, но и любому гражданину страны, обратившемуся к тому или иному государственному служащему. Даже в том случае, если вопрос находится не в его компетенции, чиновник обязан помочь, подсказав гражданину к кому, когда и в какую службу следует обратиться. Иными словами, чиновники в России должны усвоить, что не граждане что-то должны им, а совсем наоборот, должны чиновники, потому что они живут за счёт населения страны, граждане которой являются их клиентами. А клиент, как известно во всём цивилизованном мире, всегда прав, потому что непрофессионализм чиновников, также как и продавцов в магазине, в конечном итоге оплачивается клиентом. И чем больше таких чиновников в стране, тем дороже это обходится нации. Поэтому, только искоренив непрофессионализм на всех без исключения уровнях управленческой иерархии, можно говорить о государственном стратегическом управлении в России. И лишь тогда законы1 будут существовать не только на бумаге, но и реально участвовать в процессе управления страной. Следовательно, в России опять же всё упирается в кадровое обеспечение государственного аппарата. А пока этот вопрос ждёт грамотного и неотложного решения. Остаётся надеяться, что в ближайшее время он всё-таки будет решен и тогда проблема развития всех без исключения малых городов России обретёт реальные позитивные перспективы.

1 «Законы изобретены для блага граждан», - сказал римский политик, философ и оратор Цицерон Марк Туллий (106-43 гг. до н.э.). И добавил: «Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели».

Список литературы

1. Дерябин Н.И. Виртуальная революция: миф или реальность? Стратегическое управление оборонным комплексом России в информационном обществе XXI века. - М.: МАИ, 2007.

2. Дерябин Н.И. Виртуальная революция: миф или реальность? Квантовая психология или философия жизни в XXI веке. - М.: МАИ, 2007.

3. З. Дерябин Н.И. Концепция стратегического управления оборонным комплексом России в информационном обществе XXI века // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. - М.: ИНИОН РАН, 2010. - Вып. 5, ч. 1.

4. Дерябин Н.И. Кадровое обеспечение высокотехнологичных отраслей России в информационном обществе XXI века // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. - М.: ИНИОН РАН, 2010. - Вып. 5, ч. 2.

5. Дерябин Н.И. Концепция развития нанотехнологий в инновационном обществе // Информационные и телекоммуникационные технологии. - М., 2010. - № 10.

6. Дерябин Н.И. Квантовая психология или философия жизни в XXI веке // Футурологический конгресс: будущее России и мира. Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 4 июня 2010 г.). - М.: Научный эксперт, 2010.

7. Дерябин Н.И. Концепция кадрового обеспечения оборонного комплекса в условиях информационного общества // Информационные и телекоммуникационные технологии. - М., 2010. - № 10.

8. Дерябин Н.И. Квантовый скачок. Эволюция сознания человека. - М.: Амрита-Русь, 2011.

Дробышевская Л.Н.

д.э.н., профессор Кубанского государственного университета1 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В РЕГИОНАХ РФ

В настоящее время процесс формирования РИС идет во многих российских регионах. Неотъемлемой частью регионального инновационного развития является его системно-деятельностная компонента. Формой её проявления является стратегическое управление инновационным развитием территории. Региональное инновационное развитие предполагает наличие системы деятельности высокого порядка сложности, призванной обеспечивать конструктивное решение задач стратегического управления развитием нововведений. Существуют различные пути преобразования сложных социальных систем. Способ построения региональной инновационной системы и способ осуществления вмешательства имеют значительные последствия для процесса преобразований в регионе. В России преобладает традиционная концепция преобразования сложных экономических систем, в том числе создания РИС. Ее сущность заключается в том, что прежде всего достигается соглашение всех участников региона по целям, которые надо достичь, и по объектам, которые надо изменить, в процессе преобразований. Затем приглашаются эксперты, которые разрабатывают адекватную стратегию преобразований для достижения поставленных целей в сотрудничестве с участниками региональной инновационной системы. Затем стратегия применяется, а результаты измеряются и оцениваются. Если цели не достигнуты, стратегия должна быть изменена, либо участники должны поставить другие цели. Затем процесс преобразования начинается заново.

Традиционная концепция разработки РИС имеет существенные недостатки:

- при построении системы крайне сложно заранее определить ясные цели преобразований; цели часто изменяются в ходе преобразования;

- сложно разработать полную стратегию преобразования, которую можно будет реализовать полностью, даже в том случае, если максимальное количество региональных участников вовлечены в разработку стратегии;

- процесс постепенного достижения оптимального решения слишком длительный и не учитывает риски возможных значительных изменений в системе по ходу реализации проекта;

- зависимость от внешних экспертов, которые разрабатывают стратегию, может вызвать проблемы, связанные с недостаточным пониманием экспертами особенностей региона. С другой стороны, эксперты зачастую не включены в процесс реализации стратегии, и не могут контролировать, насколько корректно она реализуется;

- в ходе построения РИС очень сложно точно измерить воздействие и успех вмешательства стратегии построения, что необходимо для того, чтобы решить, продолжать или изменить концепцию построения региональной инновационной системы.

В последние десятилетия в странах ЕС для преодоления недостатков, присущих традиционному подходу, были предложены новые парадигмы изменения сложных экономических и социальных систем. Традиционная экспертно-ориентированная концепция была в основном замещена дискурсивным подходом, реализация которого также начинается с определения потребности в институциональных и организационных преобразованиях. На этом этапе осуществляется разработка концепции РИС (без предварительного соглашения о целях и объектах). Кроме того, не разрабатывается прямая стратегия вмешательства. Вместо этого развитие и преобразование инновационной системы региона видится как постоянный процесс развития. Предполагается, что через взаимодействие с сетями организаций внутри региона инициируется процесс постоянного изучения результатов преобразований, на этом этапе происходит апробация предложенной концепции, что значительно усиливает инновационность территориальных участников2.

1 Дробышевская Лариса Николаевна. E-mail: ld@seatrade.ru

2 Шинсток Г. Методология разработки инновационной стратегии региона на основе дискурсивного подхода // http://www. innosys.spb.ru/?id=666

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.