Научная статья на тему 'Стратегический подход к повышению конкурентоспособности животноводства'

Стратегический подход к повышению конкурентоспособности животноводства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПК / ЖИВОТНОВОДСТВО / КОНКУРЕНТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щетинина И.В., Кендюх Е.И.

В современных условиях глобализации экономики, мировой социально-политической нестабильности, усиления конкуренции на рынках АПК для каждой организации, страны и региона становится актуальной проблема обеспечения продовольственной безопасности на основе повышения конкурентоспособности производства и продуктов питания, среди которых особое место занимает продукция животноводства. Это требует разработки и реализации конкурентных стратегий на базе проведения тщательного анализа и объективной оценки конкурентоспособности отечественного животноводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щетинина И.В., Кендюх Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегический подход к повышению конкурентоспособности животноводства»

УДК 631.145 (571./ 1/.5) СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЖИВОТНОВОДСТВА

И.В. Щетинина, д. экон. н., профессор, ГНУ «Сибирский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства»

Е.И. Кендюх, к. экон. н., доцент Северо-Казахстанский ГАУ им. М. Козыбаева

В современных условиях глобализации экономики, мировой социально-политической нестабильности, усиления

конкуренции на рынках АПК для каждой организации, страны и региона становится актуальной проблема обеспечения

продовольственной безопасности на основе повышения

конкурентоспособности производства и продуктов питания, среди которых особое место занимает продукция

животноводства. Это требует разработки и реализации конкурентных стратегий на базе проведения тщательного анализа и объективной оценки

конкурентоспособности отечественного животноводства. Ключевые слова: АПК, животноводство, конкурентный

UDC 631.145 (571./ 1/.5) STRATEGIC APPROACH TO IMPROVE COMPETITIVENESS OF THE LIVESTOCK REARING

Shchetinina I.V., Dr. Econ. Sci., Prof. Siberian Research Institute of Agricultural Economics Kendyuh E.I., Cand. Econ. Sci., Ass. Prof.

North Kazakhstan State University named M. Kozybayev

In the current conditions of globalized economy, the world's socio-political instability, of increasing competition in the markets of the AIC for each organization, for the country and the region it has become urgent the problem of food security based on improving of the competitiveness of the production and food-stuffs , between which a special place is occupied by livestock rearing products. This requires the development and implementation of competitive strategies on the basis of careful analysis and objective assessment of the competitiveness of the domestic livestock rearing.

Keywords:

competitive

AIC, livestock rearing, potential,

потенциал, конкурентоспособность, competitiveness, strategy стратегия

Повышение конкурентоспособности АПК и обеспечение продовольственной безопасности должно быть связано со стратегией развития экономики страны. Необходимо на правительственном уровне разработать стратегию развития АПК, составной частью которой должны стать стратегические положения по повышению конкурентоспособности животноводства.

С учетом стратегии развития экономики страны и стратегических положений по повышению конкурентоспособности отечественного АПК необходимо разработать стратегии, содержащие положения по повышению конкурентоспособности животноводства на региональном и муниципальном уровне, а также во всех сельскохозяйственных организациях с учетом комплекса объективных и субъективных внешних и внутренних факторов, содержащие положения по повышению конкурентоспособности производства и продукции.

Взаимоувязанный комплекс указанных стратегий позволит хозяйствующим субъектам ориентироваться в своей производственно-хозяйственной деятельности и, повышая эффективность хозяйственно-экономической и маркетинговой деятельности, обеспечить высокую конкурентоспособность производства и животноводческой продукции на внутреннем и на внешнем рынках.

При разработке стратегических положений по повышению конкурентоспособности животноводства, в первую очередь необходимо определить основную цель и задачи, стоящие перед АПК, и выявить ключевые проблемы.

Для выявления уровня конкурентоспособности

товаропроизводителей по отдельным видам животноводческой продукции и производства можно определить показатели конкурентоспособности собственного товара, производственного (ресурсного) потенциала и аналогичных компонентов конкурента. Для этого по каждому из анализируемых показателей установить соотношение его фактической величины к величине гипотетического (эталонного, базового) товара или производственного (ресурсного) потенциала по формуле:

X хГ

я = -; Я|' = --(1)

хп хп

где я - коэффициент конкурентного потенциала собственных показателей;

х - величина показателя товара либо производственного (ресурсного)

потенциала;

хп - величина показателя гипотетического товара, производственного (ресурсного) потенциала;

ЯГ - коэффициент конкурентного потенциала показателей 1-го конкурента;

Х|' - величина показателя товара, производственного (ресурсного) потенциала 1-го конкурента.

Далее сравнить отставание либо опережение собственного коэффициента конкурентного потенциала от коэффициентов

потенциальных конкурентов по формуле:

К = Я / (2)

где К - коэффициент сравнительной конкурентоспособности определенного параметра (товара, ресурсного потенциала и т.д.).

Если К > 1, то конкурентоспособность данного вида животноводческой продукции в сравнении с конкурентами можно считать высокой.

Если К < 1, то конкурентоспособность низкая. Необходимо изучить конкурентные преимущества производства и продукции такого конкурента и разработать мероприятия для повышения конкурентоспособности своей продукции.

Расчеты могут самостоятельно выполнить предприятия АПК, их животноводческие подразделения, К(Ф)Х и другие товаропроизводители, тем самым определив свое место в рыночной конкурентной среде и причины такого положения, исходя из значений рассматриваемых показателей.

Указанные формулы могут применяться не только к отдельным организациям, но и к АПК регионов (районов, стран). Для того чтобы определить уровень преимущества или отставания рассматриваемого производственного параметра, например, Илийского района по сравнению с другими районами Алматинской области Республики Казахстан, можно рассчитать коэффициенты сравнительной конкурентоспособности по таким важным показателям, как энерговооруженность, трудообеспеченность и другие (табл. ).

Таблица. -Сравнение некоторых показателей Илийского района _с районами - конкурентами Алматинской области_

Наименование района Коэ ффициент с юнкурентос сравнительной пособности

совокупного почвенного показателя энергообес печенности энерговоор уженности трудообесп еченности

Аксуский 1,48 1,06 0,92 1,19

Алакольский 1,43 1,07 1,04 1,23

Балхашский 1,54 0,53 1,05 0,49

Енбекшиказахский 1,05 1,18 0,81 1,61

Ескельдинский 0,98 1,07 0,95 1,19

Жамбылский 1,03 1,29 0,88 1,54

Карасайский 0,89 1,04 1,24 0,95

Каратальский 1,33 0,95 0,84 1,12

Кербулакский 1,60 0,96 1,27 0,84

Коксуйский 1,67 0,84 0,39 0,86

Панфиловский 1,14 1,07 0,78 1,42

Райымбекский 1,82 1,04 0,13 0,95

Саркандский 1,21 1,01 0,09 1,28

Талгарский 0,87 1,25 1,19 1,16

Уйгурский 1,90 0,75 0,10 0,76

Таким образом, основными конкурентами сельскохозяйственных организаций Илийского района в Алматинской области по совокупному почвенному показателю являются Уйгурский, Райымбекский, Коксуйский, Кербулакский и некоторые другие районы области. Исходя из этого, в Илийском районе необходимо провести все возможные почвенные мероприятия, чтобы повысить конкурентный потенциал по этому направлению.

По энергообеспеченности серьезными конкурентами Илийского района можно считать лишь Жамбылский и Талгарский районы. Разрабатывая стратегию повышения конкурентоспособности животноводства Илийского район, целесообразно изучить, что позволило данным районам-конкурентам достичь такой энергообеспеченности.

По энерговооруженности конкуренцию животноводству Илийского района составляют Карасайский и Кербулакский районы, что также необходимо изучить и использовать для достижения конкурентных преимуществ по данному направлению.

По трудообеспеченности серьезную конкуренцию Илийскому району составляют Енбекшиказахский, Жамбылский, Панфиловский и Саркандский районы. Необходимо проанализировать, за счет каких факторов эти районы получили такое преимущество и разработать мероприятия, позволяющие сократить при необходимости отставание по данному показателю.

Аналогично могут быть исследованы конкурентные преимущества и проблемы по видам животноводческой продукции, но с учетом специфических для каждого вида показателей, отражающих качество. Это особенно важно для производства в дальнейшем молочных и мясных продуктов питания, составляющих основу продовольственной безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.