Научная статья на тему 'Стратегический подход к формированию сбалансированных государственных программ социально-экономического развития Арктической зоны субъекта РФ и оценка их регулирующего воздействия на качество жизни в регионе'

Стратегический подход к формированию сбалансированных государственных программ социально-экономического развития Арктической зоны субъекта РФ и оценка их регулирующего воздействия на качество жизни в регионе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
69
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MANAGEMENT / GOVERNMENT PROGRAMS / MUNICIPAL PROGRAMS / EFFECTIVENESS / QUALITY OF LIFE / УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Макарова С.Н.

Статья посвящена проблемам программно-целевого управления социально-экономическим развитием РФ и субъектов РФ. Нами разработан стратегический подход к формированию государственной программы Красноярского края по развитию Арктической зоны региона, направленной на повышение качества жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic Approach to the Formation of a Balanced State of Socio-Economic Development of the Arctic Zone of the Russian Federation and the Subject of Regulatory Impact Assessment of the Quality of Life in the Region

The article investigates the Management by Objectives of socio-economic development of the Russian Federation and the subjects of the Russian Federation. We have developed a strategic-sky approach to the formation of the state program of the Krasnoyarsk Territory Development of the Arctic zone of the region, aimed at improving the quality of life.

Текст научной работы на тему «Стратегический подход к формированию сбалансированных государственных программ социально-экономического развития Арктической зоны субъекта РФ и оценка их регулирующего воздействия на качество жизни в регионе»

Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. Supplement (2015 8) 154-165

УДК 336.13

Strategic Approach to the Formation of a Balanced State of Socio-Economic Development of the Arctic Zone of the Russian Federation and the Subject of Regulatory Impact Assessment of the Quality of Life in the Region

Svetlana N. Makarova*

Siberian Federal University 79 Svobodny, Krasnoyarsk, 660041, Russia

Received 15.12.2014, received in revised form 15.01.2015, accepted 16.02.2015

The article investigates the Management by Objectives of socio-economic development of the Russian Federation and the subjects of the Russian Federation. We have developed a strategic-sky approach to the formation of the state program of the Krasnoyarsk Territory Development of the Arctic zone of the region, aimed at improving the quality of life.

Keywords: management, government programs, municipal programs, effectiveness, quality of life. Research area: economics.

Стратегический подход к формированию сбалансированных государственных программ социально-экономического развития Арктической зоны субъекта РФ и оценка их регулирующего воздействия на качество жизни в регионе

С.Н. Макарова

Сибирский федеральный университет Россия, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79

Статья посвящена проблемам программно-целевого управления социально-экономическим развитием РФ и субъектов РФ. Нами разработан стратегический подход к формированию

© Siberian Federal University. All rights reserved Corresponding author E-mail address: msn2004@list.ru

- S 154 -

*

государственной программы Красноярского края по развитию Арктической зоны региона, направленной на повышение качества жизни населения.

Ключевые слова: управление, государственные программы, муниципальные программы, эффективность, качество жизни.

Научная специальность: 08.00.00 - экономические науки.

В целях ускорения перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития необходимо усиление программно-целевой компоненты в деятельности государства, переход к проектным формам взаимодействия государства и бизнеса на основе софинансирования проектов, связанных с развитием инфраструктуры, повышением качества жизни населения.

Государственная программа субъекта РФ представляет собой документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития субъекта РФ.

Государственные программы, являясь мощным инструментом развития Арктической зоны субъекта РФ, должны быть нацелены на реализацию крупномасштабных инвестиционных, структурных и научно-технических проектов, которые направлены на решение проблем, входящих в сферу ответственности федеральных и региональных органов государственной власти.

В то же время, как отмечается в Бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике в 2015-2017 гг.», планирование мер социально-экономического развития и бюджетное планирование по-прежнему остаются недостаточно скоординированными. Задачи социально-экономической политики и итоги их реализации по-прежнему рассматриваются отдельно от вопросов бюджетной поли- S

тики. Государственные программы пока не стали инструментом выработки и реализации государственной политики на долгосрочную перспективу. Часть государственных программ нуждается в доработке.

Объективная потребность решения задачи повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления обусловливает необходимость выработки технологии программного бюджетирования, поскольку для российского бюджетного процесса невозможно прямое копирование того или иного варианта программного бюджетирования, успешно реализованного в одной или нескольких странах (Jeffrey and Miran, 2012; Ferrari and Manzi, 2014).

Формирование отечественной системы программно-целевого управления социально-экономическим развитием территории связано с разработкой вопросов финансовой самостоятельности муниципальных образований (Бочко, 2014; Коротина, 2012).

Стратегический подход к формированию Программы социально-экономического развития Арктической зоны Красноярского края

Приоритеты государственной политики в области социально-экономического развития Красноярского края как субъекта, территория которого входит в состав Арктической зоны Российской Федерации, определены:

• «Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике

на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденными Указом Президентом РФ 18 сентября 2008 г.;

• «Стратегией развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», утвержденной Президентом РФ 8 февраля 2013 г.;

• государственной программой РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2014 г.

В соответствии с вышеперечисленными документами стратегическими приоритетами государственной политики Красноярского края как субъекта, территория которого входит в состав Арктической зоны Российской Федерации, являются:

• реализация конкурентных преимуществ Красноярского края в сервисном обеспечении мореплавания по трассам Северного морского пути и проектов освоения континентального шельфа Арктической зоны РФ;

• модернизация и развитие инфраструктуры арктической транспортной системы Красноярского края;

• развитие ресурсной базы Красноярского края за счет расширения номенклатуры, повышения качества и конкурентоспособности продукции нефтяного и газового комплексов, освоения новых перспективных месторождений, в том числе запасов редко -земельных металлов, создания новых производств;

• использование возобновляемых источников энергии и местных видов топлива в интересах обеспечения энергонезависимости и диверсификации

- S 156

топливно-энергетического баланса региона;

развитие туристско-рекреационного комплекса региона, активизация арктического туризма и расширение экологически безопасных видов туристской деятельности в регионе, в том числе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера; сохранение и обеспечение защиты природной среды Красноярского края, ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в Арктике;

улучшение качества жизни населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Красноярском крае;

расширение фундаментальных и прикладных научных исследований по созданию научных основ для надежно -го функционирования систем жизнеобеспечения и повышения эффективности производственной деятельности в арктических условиях; активное взаимодействие Красноярского края с регионами приаркти-ческих и сопредельных государств, направленное на укрепление на двусторонней основе и в рамках региональных организаций, в том числе Арктического совета, добрососедских отношений, активизацию экономического, научно-технического и культурного взаимодействия, создание благо -приятных условий для приграничного сотрудничества;

создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

Для решения указанных стратегических задач особую значимость приобретает координация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере социально-экономического развития Арктической зоны Красноярского края и внедрение механизмов мониторинга и комплексного анализа состояния и перспектив развития ключевых направлений экономики в Арктической зоне Красноярского края.

Устойчивое социально-экономическое развитие Арктической зоны Красноярского края должно осуществляться на основе системного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций и гражданского общества с использованием механизмов государственно-частного партнерства при реализации ключевых инвестиционных проектов, участия государства и муниципалитетов в устранении инфраструктурных ограничений экономического развития, решении социальных проблем, а также создания экономических механизмов стимулирования хозяйственной деятельности.

Предлагается сбалансировать государственные программы Красноярского края и муниципальные программы развития Арктической зоны Красноярского края в единой государственной программе с выделением следующих подпрограмм:

• социально-экономическое развитие Туруханского муниципального района;

• социально-экономическое развитие Эвенкийского муниципального района;

• социально-экономическое развитие Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района;

• социально-экономическое развитие г. Норильска.

Муниципалитеты, относящиеся к Арктической зоне Красноярского края, играют ключевую роль при решении задач регионального и муниципального уровня. Органы государственной власти Красноярского края в рамках своих полномочий должны принимать активное участие в формировании предложений по повышению эффективности управления социально-экономическим развитием Арктической зоны Красноярского края, а также в выработке и обеспечении реализации мер государственного регулирования.

Органы местного самоуправления должны участвовать в реализации мер государственной программы Красноярского края, включая разработку и реализацию соответствующих муниципальных программ.

Результатом такого взаимодействия будет:

• совершенствование системы государственного управления Арктической зоной Красноярского края через создание межведомственной комиссии по реализации государственной политики в Арктической зоне Красно -ярского края для координации выполнения иных государственных и муниципальных программ на территории Арктической зоны Красноярского края;

• организация процесса управления территорией посредством согласования вопросов размещения объектов капитального строительства между различными уровнями власти;

• обеспечение территориальной привязки осуществления стратегических приоритетов экономического и социального развития Арктической зоны Красноярского края с учетом выбора наиболее эффективных вариантов ее ресурсного обеспечения, реализации

конкурентных преимуществ макрорегиона в глобальной экономике;

• разработка и реализация системы мер государственной поддержки и стимулирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в Арктической зоне Красноярского края, прежде всего в области освоения ресурсов углеводородов, других полезных ископаемых и водных биологических ресурсов, за счет внедрения инновационных технологий, развития транспортной и энергетической инфраструктуры, современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, совершенствования таможенно-тарифного и налогового регулирования;

• разработка и апробация моделей комплексного управления прибрежными зонами в арктических территориях;

• организация получения полной, достоверной, своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Арктической зоне Красноярского края;

• создание на базе ведомственных информационных ресурсов единого государственного интегрированного статистического ресурса и обеспечение возможности оперативного доступа к нему заинтересованных пользователей статистической информации;

• мониторинг результатов реализации комплекса государственных и муниципальных программ на территории Арктической зоны Красноярского края в целях выработки предложений по подготовке кадровых ресурсов для

повышения эффективности реализации государственной политики на территории Арктической зоны Красноярского края.

Формирование и реализация государственных программ социально -экономического развития Красноярского края

В Красноярском крае переход к программному управлению социально-экономическим развитием региона осуществляется с 2006 г. Первые ведомственные целевые программы были приняты в 2007 г. С 01.01.2009 г. краевые целевые программы, формируемые в составе краевого бюджета Красноярского края, были преобразованы в долгосрочные целевые программы. С 01.01.2014 г. отменены ведомственные и долгосрочные целевые программы, введены новые государственные программы Красноярского края.

Под государственной программой Красноярского края понимается документ, определяющий цели и задачи, направленные на осуществление государственной политики в установленных сферах деятельности, и содержащий систему мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам, а также меры по управлению государственной собственностью Красноярского края. Государственная программа Красноярского края направлена на обеспечение достижения целей и задач социально-экономического развития Красноярского края, повышение результативности расходов краевого бюджета. В отличие от структуры действовавших до 01.01.2014 г. долгосрочных целевых программ государственная программа края включает в себя подпрограммы и отдельные мероприятия программы, реализуемые органами исполнительной власти Красноярского края в соответствии с их полномочиями.

Таблица. Динамика количественных показателей программных расходов краевого бюджета Красноярского края в 2007-2014 гг.

Показатель 2007 (факт) 2008 (факт) 2009 (факт) 2010 (факт) 2011 (факт) 2012 (факт) 2013 (факт) 2014 (предварительный отчет)

Количество главных распорядителей бюджетных средств в ведомственной структуре расходов бюджета, всего, в том числе: 53 52 46 47 42 44 44 37

- реализующих ведомственные целевые программы 25 18 17 16 17 16 15 0

- реализующих долгосрочные целевые программы (государственные программы ) нет нет 12 23 30 24 24 28

Количество ведомственных целевых программ 25 18 17 16 17 16 15 0

Количество долгосрочных целевых программ (государственных программ) всего, в том числе: нет нет 33 37 44 51 53 20

- продолжительностью 3 года нет нет 33 37 40 42 42 20

- продолжительностью 4 года нет нет 0 0 1 5 2 0

- стратегического развития продолжительностью 5 и более лет нет нет 0 0 3 5 8 0

Количество долгосрочных целевых программ (государственных программ) межведомственных, имеющих более одного главного распорядителя бюджетных средств нет нет 16 18 22 21 23 17

Количество долгосрочных целевых программ (государственных программ), имеющих одного главного распорядителя бюджетных средств нет нет 17 19 22 30 30 3

Результаты анализа количественных показателей программных расходов краевого бюджета Красноярского края в 2007-2014 гг. представлены в табл.

В Красноярском крае в 2009-2010 гг. долгосрочные программы, сроком пять

лет и более, отсутствовали и совпадали с ведомственными целевыми программами по продолжительности. Это негативная тенденция, поскольку долгосрочные программы должны были формироваться в соответствии со стратегией развития

публично-правового образования на более длительный период.

С 2011 г. появились долгосрочные программы, реализующие задачи стратегического развития Красноярского края до 2020 г.:

• «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Красноярском крае» на 2010-2012 гг. и на период до 2020 г.;

• «Переселение граждан, проживающих в городском округе город Норильск и городском поселении город Дудинка Красноярского края, в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации» на 2011-2020 гг.;

• «Развитие объектов социальной сферы, капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда муниципальных образований город Норильск и Таймырский (Долгано-Ненецкий) муниципальный район» на 2011-2020 гг.

Все действующие с 01.01.2014 г. государственные программы Красноярского края составлены на трехлетний период. Это отрицательный факт, так как свидетельствует об отсутствии перехода к долгосрочному бюджетному планированию, взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования в соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ «О бюджетной политике в 20152017 гг.».

Общее количество программ сократилось до 20, однако они включают 78 подпрограмм, что сопоставимо с общим количеством ведомственных и долгосрочных программ в 2013 г. (68 программ).

В 2014 г. 3 из 20 новых государственных программ Красноярского края являются «ведомственными», т. е. имеют одного главного

распорядителя: «Развитие лесного комплекса»; «Развитие информационного общества»; «Содействие занятости населения». Учитывая, что 61 из 78 подпрограмм, входящих в государственные программы Красноярского края, также имеют только одного главного распорядителя бюджетных средств, считаем преждевременным отказ органов государственной власти Красноярского края от использования в бюджетном процессе ведомственных целевых программ.

Оценка регулирующего воздействия

программно-целевого управления социально-экономическим развитием Арктической зоны Красноярского края на качество жизни в регионе

Одной из причин недостаточно высокого качества жизни в отдельных публично-правовых образованиях Арктической зоны Красноярского края является низкий уровень участия органов исполнительной власти и организаций в реализации федеральных и региональных целевых программ и проектов, направленных на социально-экономическое развитие территорий. Программное планирование инновационной и инвестиционной деятельности в бюджете публично-правового образования позволит радикально улучшить состояние социальной инфраструктуры, мотивирует частных инвесторов к развитию экономической деятельности.

В органах государственного управления и экспертном сообществе пока не сформировали единый подход к механизму внедрения программного бюджета на региональном и муниципальном уровнях. Один из наиболее актуальных вопросов: «должны ли субъекты РФ и муниципальные образования повторять конструкцию государственных программ РФ или им необходимо ориентироваться в первую очередь на собственные приоритеты

социально-экономического развития?» (Истомина, 2014; Мильдзихов, 2014).

По нашему мнению, учитывая возможность предоставления из федерального бюджета субсидий на поддержку аналогичных программ, представляется целесообразным при установлении перечня государственных программ публично-правового образования ориентироваться на государственные программы федерального уровня.

На территории Арктической зоны Красноярского края планируется реализация следующих государственных программ РФ.

Мероприятия государственной программы РФ «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)» для целей их реализации сгруппированы и включены по отраслевому и функциональному принципам в состав федеральных целевых программ:

• содействие повышению доступности воздушных перевозок населения, в том числе в части развития региональных и внутрирегиональных перевозок;

• государственная поддержка авиапредприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:

• навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства на трассах Сев-морпути.

В рамках мероприятия по созданию инфраструктуры системы обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ в труднодоступных местах, особо сложных условиях и на критически важных объектах федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в РФ» предусматривается:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• эффективное материальное, техническое, информационно-коммуникационное и иное обеспе-

чение организаций системы МЧС России;

• переоснащение организаций системы МЧС России современными образцами техники, оборудования, вооружением, военной и специальной техникой в рамках государственного оборонного заказа;

• организация и проведение противо-фонтанных работ на нефтяных и газовых скважинах;

• снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• развитие системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;

• создание комплексной системы прогнозирования, выявления, анализа, оценки риска аварий на опасных объектах, надежности систем обеспечения технологической безопасности, последствий возможных аварий, управления рисками.

Одно из основных мероприятий подпрограммы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» государственной программы РФ «Региональная политика и федеративные отношения» направлено на поддержку социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера. Предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию региональных целевых программ, утверждаемых в форме государственных программ субъектов РФ или подпрограмм государственных программ субъектов РФ и предусматривающих поддержку общественных инициатив и мероприятий, направленных на формирование и укрепление гражданского патриотизма и россий-

ской гражданской идентичности, а также на реализацию мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России, укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений.

В рамках федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы» предусмотрены мероприятия:

• обеспечение доступности услуг электросвязи на территории РФ;

• совершенствование механизмов управления с использованием радиочастотного спектра;

• развитие национальных информационных ресурсов;

• развитие электронного правительства;

• повышение качества государственного управления за счет создания и внедрения современных информационных технологий;

• развитие сервисов на основе информационных технологий в области образования, науки и культуры;

• поддержка региональных проектов в сфере информационных технологий.

В рамках федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012-2020 годах» планируются следующие мероприятия:

• региональные геолого-геофизические и геолого-съемочные работы;

• создание государственной сети опорных геолого-геофизических профилей, параметрических и сверхглубоких скважин;

• гидрогеологическая, инженерно-геологическая и геоэкологическая съемка;

• мониторинг состояния и охраны геологической среды;

• государственное геологическое информационное обеспечение;

• подготовка локализованных ресурсов условного топлива на территории Восточной Сибири;

• подготовка разведанных запасов АВС1, преимущественно на территории Сибирского федерального округа и континентальном шельфе РФ.

В рамках государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. осуществляется компенсация расходов лиц, работающих в организациях сферы образования, финансируемых из федерального бюджета и расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Реализация государственных программ Красноярского края позволит достичь следующих социально-экономических показателей, влияющих на качество жизни населения, проживающего в Арктической зоне Красноярского края.

В рамках государственной программы Красноярского края «Развитие транспортной системы» планируется предоставление субсидии Эвенкийскому муниципальному району на устройство и содержание автозимников.

В Красноярском крае ведется работа по реализации заключительного этапа создания Федерального казенного предприятия (ФКП) «Аэропорты Красноярья» путем передачи шести имущественных комплексов аэропортов Диксон, Енисейск, Хатанга, Байкит, Ванавара, Тура из краевой собственности в собственность РФ с последующим закреплением на праве оперативного управления ФКП «Аэропорты Красноярья».

Государственной программой Красноярского края «Развитие инвестиционной, инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства на территории края» планируется создание и развитие техноло-

гического кластера обеспечения шельфо-вой добычи в Арктике, морехозяйственного сервисного кластера, инновационного кластера арктических технологий и туристско-рекреационного кластера.

Реализация государственной программы Красноярского края «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности» позволит достичь следующих результатов:

• обеспечить устойчивое теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение потребителей муниципального образования город Норильск, повысить надежность и безопасность эксплуатации инженерных систем, повысить эффективность использования инженерных объектов;

• обеспечить сохранность жилищного фонда муниципального образования город Норильск, переселить в благо -устроенное жилье граждан из аварийных и ветхих жилых домов, снизить бюджетное финансирование на переселение жителей из аварийного жилищного фонда, повысить эффективность использования муниципального жилищного фонда;

В целях повышения инвестиционной привлекательности при реализации пилотного проекта модернизации жилищно-коммунального комплекса Красноярского края разработано 4 проекта строительства источников когенерации энергии (тепловой и электрической): мини-ТЭЦ в с. Ванавара Эвенкийского муниципального района (3 проекта) и с. Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (1 проект).

Целью государственной программы Красноярского края «Создание условий для сохранения традиционного образа жизни

коренных малочисленных народов Красноярского края и защиты их исконной среды обитания» является создание условий для сохранения традиционного образа жизни малочисленных народов.

За счет решения задачи по предоставлению мер государственной поддержки предполагается повысить уровень жизни малочисленных народов и лиц, ведущих традиционный образ жизни, обеспечить доступность некоторых видов государственных услуг для жителей отдаленных населенных пунктов, создать условия для занятости (самозанятости) населения северных территорий Красноярского края в традиционных видах хозяйственной деятельности, а также для сохранения и популяризации культуры, языков, национальных видов спорта и промыслов малочисленных народов. Реализация государственной программы и прочие мероприятия позволят улучшить качество предоставляемых государственных услуг и мер государственной поддержки.

Существенное влияние на реализацию запланированных государственных программ может оказать селективная государственная политика развития Арктической зоны РФ, при проведении которой должны применяться особые подходы к осуществлению бюджетной, налоговой, тарифной и социальной политики, а также особые механизмы прямого участия государства в развитии экономики, включая размещение государственных заказов, создание и действие государственных корпораций, создание особых экономических зон, распределение средств институтов развития РФ и ряда других.

Кроме того, достижению целей и решению задач будет способствовать активное участие Красноярского края в работе Государственной комиссии по вопросам развития Арктической зоны РФ, иных коллегиальных

органов, создаваемых при Правительстве РФ, Президенте РФ и его представительствах, федеральных ведомствах, а также при организациях международного сотрудничества в Арктическом регионе.

Ресурсное обеспечение программных мероприятий необходимо осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном, краевом, муниципальных бюджетах на соответствующий финансовый год и на плановый период. Внебюджетное финансовое обеспечение может осуществляется за счет средств предприятий, институтов развития, международных финансовых институтов на реализацию перспективных инфраструктурных, социальных, инновационных, природоохранных проектов.

Заключение

Основными механизмами реализации стратегического развития Арктической зоны Красноярского края являются государственные программы Красноярского края, отдельные мероприятия (прежде всего направленные на инфраструктурное развитие региона) государственных программ РФ, федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы, муниципальные программы.

Также решение различных программных задач во многом зависит от успешной реализации программ крупных компаний, предусматривающих мероприятия, направленные на освоение и развитие территории Арктической зоны Российской Федерации.

Рост количества и объемов финансирования государственных и муниципальных программ в Красноярском крае свидетельствует о расширении использования органами государственной власти и местного самоуправления программно-целевого принципа в своей деятельности. Однако функционирование

большинства главных распорядителей бюджетных средств остается вне рамок программных мероприятий, что свидетельствует о значительном количестве органов государственной власти, исполняющих контрольно-надзорные и обеспечительные функции. Необходимо усилить работу по их включению в процесс формирования и исполнения программного бюджета.

В Красноярском крае долгосрочные программы продолжительностью более шести лет отсутствуют. Эта негативная тенденция должна быть преодолена, поскольку долгосрочные программы должны формироваться в соответствии со стратегическими направлениями развития Арктической зоны Красноярского края.

Необходимо продолжить работу по формированию программных целей и мероприятий, реализуемых совместными усилиями различных органов государственной власти и местного самоуправления, по совершенствованию организации их деятельности в процессе управления социально-экономическим развитием Арктической зоны Красноярского края.

Отрицательным фактом является низкая инвестиционная и инновационная направленность государственных программ Красноярского края. Необходимо расширить использование программно-целевых принципов в управлении инновационным развитием Красноярского края, формируя соответствующие бюджетные программы.

Отмечаем слабое участие в реализации федеральных целевых программ на территории Арктической зоны Красноярского края. Учитывая возможность предоставления из федерального бюджета субсидий на поддержку аналогичных программ, представляется целесообразным при установлении перечня бюджетных программ Красноярского края

ориентироваться на цели и задачи государственных программ РФ.

В процессе реализации государственных программ РФ и Красноярского края возникают следующие проблемы системного характера: неконкретность цели и несогласованность ее с задачами, мероприятиями; преобладание ведомственных показателей результативности программы; слабая межотраслевая увязка

мероприятий программ; отсутствие временной системы управления рисками.

Решению указанных проблем будет способствовать создание системы сбалансированных государственных программ, которая обеспечит интегрирование бюджетного планирования в процесс формирования и реализации стратегии развития Арктической зоны РФ.

Список литературы

1. Бочко В.С. (2014). Развитие территорий муниципальных образований с использованием программного метода // Экономика региона. № 1. С. 33-43.

2. Истомина Н.А. (2014). Общегосударственные и территориальные цели развития в рамках реализации концепции бюджетирования, ориентированного на результат // Финансовая аналитика: проблемы и решения. № 36. С. 29-36.

3. Коротина Н.Ю. (2012). Проблемы обеспечения финансовой самостоятельности муниципальных образований // Социум и власть. № 3. С. 67-71.

4. Мильдзихов З.Т. (2014). Финансовый механизм и проблемы реализации государственных программ (на примере исполнения федерального бюджета) // Вестник Академии права и управления. № 36. С. 162-165.

5. Jeffrey, C., Miran, S. (2012). Fiscal policy multipliers on subnational government spending. American Economic Journal: Economic Policy, 4 (2), 46-68. DOI:10.1257/pol.4.2.46.

6. Ferrari, P., Manzi, G. (2014). Citizens evaluate public services: a critical overview of statistical methods for analysing user satisfaction. Journal of Economic Policy Reform, 17 (3), 236-252, http:// dx.doi.org/10.1080/17487870.2014.909313.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.