Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЛИ МАСТЕР ПЛАН?'

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЛИ МАСТЕР ПЛАН? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1076
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН / МАСТЕР ПЛАН / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН / ДИСКУССИЯ / АРХИТЕКТУРА ДОКУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / ТЕЛЬ-АВИВ-ЯФФО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герцберг Лора Яковлевна

После поручения Президента РФ В.В. Путина Правительству РФ разработать предложения по замене генеральных планов крупных городов стратегическими планами активизировался процесс разработки мастер-планов городов, приравненных к стратегическим планам, и одновременно развернулась дискуссия по вопросу «чем мастер-планы отличаются от генеральных планов». В этой связи в статье рассматриваются три актуальных вопроса: в чём различия между мастер-планами и генеральными планами, идентичен ли мастер-план стратегическому плану, нужно ли заменять генеральный план стратегическим или необходимы оба документа. Кроме того, в статье рассматривается Указ Президента РФ от 08.11.2021 № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации», в котором отмечается необходимость разработки архитектуры документов стратегического планирования, однако, при её отсутствии в соответствии с правительственными поручениями, намечается разработка мастер-планов 25-ти городов Дальнего Востока, уже имеющих многочисленную документацию по вопросам стратегического и пространственного планирования. В заключении отмечается, что существующий хаос в системе стратегического планирования должен быть заменён «архитектурой» упорядоченных документом с указанием их связи и последовательности разработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC OR MASTER PLAN?

After President V.V. Putin ordered the Government of the Russian Federation to develop the proposals to replace the master plans of large cities with strategic plans, the process of developing master plans of cities equated to strategic plans was intensified. At the same time the discussion on the question of "what is the difference between master plans and general plans" was unfolded. In this regard, the following three actual questions are considered in the article: what are the differences between master plans and general plans; is the master plan identical to the strategic plan; is it necessary to replace the general plan with a strategic plan, or both documents are necessary? In addition, the article discusses Mr. Putin's Decree dated November 8, 2021 No. 633 "On Approval of the Fundamentals of State Policy in the Sphere of Strategic Planning in the Russian Federation", which notes the need to develop an architecture of strategic planning documents. In its absence, Government instruction continues to indicate the need to develop master plans for 25 cities of the Russian East, which already have numerous documentations on socio-economic and spatial planning. In conclusion, it is noted that the existing chaos in the strategic planning system should be replaced by an "architecture" of the ordered documents indicating their connection and sequence of development.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЛИ МАСТЕР ПЛАН?»

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

DOI 10.22337/2077-9038-2022-1-60-67

УДК 711-1

Герцберг Лора Яковлевна (Москва). Доктор технических наук, член-корреспондент РААСН. Главный научный сотрудник ФГБУ «Центральный научно-исследовательский и проектный институт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства». Эл.почта: Lgertz24@maiL.ru.

Gertsberg Lora Ya. (Moscow). Doctor of technical sciences, corresponding member of the RAACS. Chief researcher of the FGBU "The Central Institute for Research and Design of the Ministry of Construction and Housing and Communal Services of the Russian Federation". E-maiL: Lgertz24@maiL.ru.

Стратегический план или мастер план?

После поручения Президента РФ В.В. Путина Правительству РФ разработать предложения по замене генеральных планов крупных городов стратегическими планами активизировался процесс разработки мастер-планов городов, приравненных к стратегическим планам, и одновременно развернулась дискуссия по вопросу «чем мастер-планы отличаются от генеральных планов». В этой связи в статье рассматриваются три актуальных вопроса: в чём различия между мастер-планами и генеральными планами, идентичен ли мастер-план стратегическому плану, нужно ли заменять генеральный план стратегическим или необходимы оба документа. Кроме того, в статье рассматривается Указ Президента РФ от 08.11.2021 № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации», в котором отмечается необходимость разработки архитектуры документов стратегического планирования, однако, при её отсутствии в соответствии с правительственными поручениями, намечается разработка мастер-планов 25-ти городов Дальнего Востока, уже имеющих многочисленную документацию по вопросам стратегического и пространственного планирования. В заключении отмечается, что существующий хаос в системе стратегического планирования должен быть заменён «архитектурой» упорядоченных документом с указанием их связи и последовательности разработки.

Ключевые слова: стратегический план, мастер план, генеральный план, дискуссия, архитектура документов стратегического планирования, устойчивое развитие, междисциплинарный подход, Тель-Авив-Яффо.

Strategic or Master Plan?

After President V.V. Putin ordered the Government of the Russian Federation to deveLop the proposaLs to repLace the master pLans of Large cities with strategic pLans, the process of deveLoping master pLans of cities equated to strategic pLans was intensified. At the same time the discussion on

© Герцберг Л.Я., 2022

Academia. Архитектура и строительство, 2022, № 1, стр.60 -67.

the question of "what is the difference between master pLans and generaL pLans" was unfoLded. In this regard, the foLLowing three actuaL questions are considered in the articLe: what are the differences between master pLans and generaL pLans; is the master pLan identicaL to the strategic pLan; is it necessary to repLace the generaL pLan with a strategic pLan, or both documents are necessary? In addition, the articLe discusses Mr. Putin's Decree dated November 8, 2021 No. 633 "On ApprovaL of the FundamentaLs of State PoLicy in the Sphere of Strategic PLanning in the Russian Federation", which notes the need to deveLop an architecture of strategic pLanning documents. In its absence, Government instruction continues to indicate the need to deveLop master pLans for 25 cities of the Russian East, which aLready have numerous documentations on socio-economic and spatiaL pLanning. In concLusion, it is noted that the existing chaos in the strategic pLanning system shouLd be repLaced by an "architecture" of the ordered documents indicating their connection and sequence of deveLopment.

Keywords: strategic pLan, master pLan, generaL pLan, discussion, architecture of the strategic documents, sustainabLe deveLopment, interdiscipLinary approach, TeL-Aviv-Yafo.

В рамках поручения президента РФ В.В. Путина в 2018 году Правительству подготовить предложения по замене генеральных планов городов стратегическими планами активизировался процесс по замене генеральных планов городов мастер-планами, которые приравниваются к стратегическим планам. На урбанистическом форуме 2018 года заместитель председателя Правительства РФ М.Ш. Хуснуллин, заявил: «... мы не будем больше делать генплан, мы будем делать мастер-план...». Это звучит как ответ на указанное выше поручение В.В. Путина. Марат Чабдаров, бывший глава ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России, сказал следующее: «Мастер-план - это документ стратегического пространственного планирования города. Такое планирование носит долгосрочный характер

1 Генплан или мастер-план? Поговорим без обид... (https://ardexpert ru/articLe/16350).

и фокусируется на ограниченном числе целей и задач. В отличие от сегодняшнего генплана, сконцентрированного на вопросах землепользования и размещения в городе тех или иных объектов, концептуальная часть мастер-плана чётко связана со стратегиями социально-экономического и пространственного развития и обоснованно показывает то, каким будет город»1. В градостроительных кругах развернулась дискуссия по вопросу каковы различия между этими двумя видами документов. В этой связи представляется уместным и актуальным рассмотреть следующие вопросы: 1) каковы различия между мастер-планом и генеральным планом; 2) можно ли приравнять мастер-план и современный стратегический план; 3) нужно ли вообще заменять генеральный план стратегическим планом или существует необходимость в разработке этих двух документов.

Различия между мастер-планом и генеральным планом

Мнения градостроителей по поводу различий между генеральными планами и мастер-планами чрезвычайно разнятся. С одной стороны, высказываются следующие соображения: «по составу мастер-план похож на известные в прошлом документы по планировке территории и застройке: ТЭО или ПДП; мастер-план включает проект застройки, и его целесообразно разрабатывать для конкретных застройщиков; мастер-план может разрабатываться для чего угодно: участка городской территории, агломерации, квартала; мастер-план появляется там, где нужен новый взгляд на развитие территории - быстрый рост или наоборот, стагнация, смена функции или транспортной ситуации, когда, например, нужно организовать новый трамвайный маршрут. В отличие от генплана, мастер-план - очень гибкий и постоянно обновляющийся документ. Генплан отвечает на вопрос "что?", а мастер-план - на вопросы "что?", "как?", "зачем?"». Академик РААСН О.В. Малинова отмечала, что «мастер план «разговаривает на языке потребителя и содержит более детальные разработки, основанные на мнении населения». Это действительно так, но известно, что строительство в городах на 70-80% осуществляется за счёт частных инвесторов, мнение которых является определяющим и далеко не всегда совпадает с мнением населения. В то же время она подчёркивала, что «мастер-план не может быть документом, заменяющим, подменяющим и девальвирующим генеральный план» [1].

Другое, прямо противоположное мнение состоит в том, что разницы между этими документами нет. Например, доктор архитектуры К.В. Кияненко считает, что определения мастер-плана, с которыми приходилось сталкиваться, можно вполне считать представлениями о добром старом генеральном плане2. Дискуссии по этому вопросу начались в 2018 году, не утихли и сейчас. Например, на Гайдаровском форуме-2022

этому вопросу была посвящена специальная сессия, на которой её ведущий - вице-губернатор Санкт-Петербурга В.Н. Княгинин, дискутировал с представителями организаций, являющихся основными разработчиками мастер-планов в России: директором НИИПИ генплана г. Москвы Т. Гук, партнёром КБ «Стрелка» А. Муратовым и заместителем генерального директора фонда «Дом РФ» А. Финогеновым3.

Обсуждался ряд вопросов: что такое мастер-план, какие задачи он решает, в чем особенности разработки мастер-планов для городов с численностью населения менее 1 млн человек, сколько стоит его разработка, каковы социальные эффекты, является ли он документом прямого действия и др. Основные отличия мастер-плана ведущие разработчики этого документа в России видят в следующем: «мастер-план позволяет на понятом населению языке объяснить будущее города, предотвратить градостроительные конфликты, соединяет стратегическое и социально-экономическое планирование, является городской стратегией комплексного развития, в условиях ограниченных ресурсов позволяет выделить предпочтительные действия; мастер-план - документ системы приоритетов, инструмент конкуренции». Генплан же трактуется как «нормативный образ будущего»4. Судя по всему, эти доводы не удовлетворили Княгинина В.Н., не удовлетворяют они и нас. Действительно, генеральный план в том виде, как его сейчас трактует градостроительный кодекс, имеет пассивный характер, отражает, как уже отмечалось, планируемые мероприятия и нормативные ограничения в использовании территории. С другой стороны, мастер план не имеет правового статуса и не является документом прямого действия. Каким же образом он может предотвращать градостроительные конфликты? Необходимость в использовании градостроительных нормативов при разработке мастер планов тоже никто не отменял, «старый, добрый генеральный план» также определял первоочередные (приоритетные) мероприятия, учитывал стратегии социально-экономического развития, а по действующей редакции Градостроительного кодекса просто отражает все мероприятия, предусмотренные стратегиями социально-экономического развития.

Если за основу сравнения этих двух документов брать традиционные технологии разработки генеральных планов, то ответы на вопросы, поставленные В.Н. Княгининым, звучат не очень убедительно. Что же касается зарубежной терминологии в области стратегического пространственного планирования, то следует отметить, что существующие разночтения в названии документов связаны с неупорядоченностью терминологического аппарата в области градостроительства и национальными особенностями стран в его использовании. В Америке больше используется понятие генеральный план (general plan), в Европе - мастер план (master plan) В

2 Генплан или мастер-план? Поговорим без обид... (https://ardexpert.ru/article/16350).

3 Агрегация мирового и российского опыта мастер-планирования: от слов к практике (https://gaidarforum.ru/ru/programme-2022/2557/).

4 Там же.

качестве подтверждения можно привести выдержки из нескольких зарубежных статей: «иногда мастер-план называют комплексным планом (comprehensive pLan), планом будущего землепользования (future Land use pLan), базовым планом (basic pLan), генеральным планом (generaL pLan) или другим термином» [2], или другая статья: «комплексный план также известен как генеральный план, мастер план или план землепользования, предназначенный для руководства будущими действиями города или округа» [3].

Можно отметить две основные причины поддержки введения «нового документа» для России - мастер-плана: новое название позволяет 1) избежать ограничений в разработке генеральных планов, диктуемых градостроительным кодексом, и 2) ответить на поручение В.В. Путина Правительству РФ о замене генеральных планов крупных городов новым документом. Ограничения в разработке генпланов были введены градостроительным кодексом скорее всего для того, чтобы решить основную проблему традиционных генеральных планов, заключающуюся в низком уровне реализации градостроительных решений. Она решается путём отображения в генеральных планах планируемых мероприятий, под которые в программах выделено финансирование. Вместо того чтобы придумывать новое название документа, как бы заменяющего генеральный план, целесообразно существенно откорректировать действующий градостроительный кодекс. Эта задача давно назрела, но никак не решается. Необходимо не просто отображать на картах планируемые мероприятия или по требованиям муниципальных администраций закреплять произведённые, зачастую незаконные, отводы земельных участков, а формировать комплексную политику развития города, агломерации, определяющую необходимые действия для формирования устойчивого города и очерёдность их реализации, что является задачей нового документа - стратегического плана.

Можно ли считать мастер-планы современными

стратегическими планами

Замена генпланов мастер-планами, в рамках поручения В.В. Путина Правительству РФ - заменить генеральные планы стратегическими планами, позволяет предположить тождественность на практике этих двух документов. Возможно, такая идентификация связана с разработкой голландскими специалистами для Перми стратегического мастер-плана, где в одном названии документа объединены два понятия: стратегический план и мастер-план. Ранее уже отмечалась неупорядоченность за рубежом терминологического аппарата, как в области обозначения видов градостроительной документации, так и в определении объекта проектирования. Например, Стратегический план Лондона в самом тексте именуется как региональный план Большого Лондона, Лондонской агломерации [4; 5]. Однако анализ содержания документов пространственного планирования позволяет чётко определить разницу между документами стратегического пла-

нирования. Генеральный план или мастер-план, схемы территориального планирования - это всё документы, входящие в систему стратегического пространственного планирования, поскольку на прогнозируемый период в них разрабатываются стратегии пространственного развития и функционально планировочной организации территории. Однако, очевидно, что меры, предпринимаемые на правительственном уровне по развитию системы стратегического планирования (закон о стратегическом планировании, замена генеральных планов крупных городов стратегическими планами, Указ президента «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации») -это реакция на тот бум, который мы наблюдаем в зарубежных странах, связанный с формированием принципиально новой системы стратегического планирования и новых документов - стратегических планов.

Необходимость в создании стратегических планов связана с ростом масштаба многочисленных угроз существованию жизнедеятельности на планете и, конечно, существованию городов. Очевидно, чтобы противостоять этим угрозам, города должны быть более устойчивыми. Существует множество определений понятия «устойчивость». Одно из них, наиболее полное (определение ООН) - это «способность системы, сообщества или общества, подверженного угрозам сопротивления, абсорбировать, приспосабливаться к воздействию опасности и восстанавливаться после неё своевременным и эффективным образом, в том числе за счёт сохранения и восстановление его основных структур и функций» [6]. Как минимум, можно выделить следующие составляющие устойчивого развития городов: экономическая, социальная, демографическая, экологическая, психологическая устойчивость. Этот набор свидетельствует о том, что обеспечение устойчивого развития городов - сложная межотраслевая задача, соответственно, её решение в составе стратегического плана требует междисциплинарного подхода, предполагающего участие представителей структур, ответственных за проведение соответствующей политики (экономической, экологической, социальной и др.). Все эти составляющие должны быть увязаны между собой и направлены на реализацию цели устойчивого развития. Силами одной проектной градостроительной организации, даже состоящей из квалифицированных специалистов разного профиля, такие документы не разрабатываются. Участие муниципальных структур, мэров городов и других ответственных лиц, профессиональных экспертов, согласование с общественностью, бизнесом, государственными структурами более высокого уровня, оценка на ресурсообоснованность - залог разработки и реализации эффективного устойчивого плана. Важно также определить статус стратегического плана. Стратегический план Большого Лондона является документом № 1 после стратегии безопасности, с ним должны быть согласованы все отраслевые стратегии, утверждается он только после проведения экологической экспертизы [5].

Оценивая мастер-план Рима (утверждён в 2008 году), специалисты отмечали, что он не является стратегическим планом, поскольку это не комплексный документ. Основная его задача - повысить конкурентоспособность Рима как мирового туристического центра. Он не содержит видения города для всех. «Проблема современного городского планирования состоит не в том, как строить в городе, а как построить устойчивый город для всех. Это уже проблема не просто физического планирования. Это проблема комплексного, единого всеобъемлющего планирования, включающего как физическое, так и социально-экономическое планирование. Мы очень далеки от обучения такому планированию, по крайней мере в Италии». Далее отмечается, что Стратегический план использует модель бизнес-программирования и представляет собой набор «объективно ориентированной городской политики» [7; 8]. Как видно из этих статей, даже для некоторых европейских стран существует потребность в обучении такого рода планированию. Естественно, она существует и в России. В 2020 году вышла книга автора настоящей статьи Л.Я. Герцберг «Стратегическое пространственное планирование (отечественный и зарубежный опыт)» [4], в которой определено, что такое стратегическое планирование, приводятся существующие в Европе системы

Е Профиль города

Команда планировщиков, ведущая Рабочая группа, анализирующая

профессиональные исследования ситуацию по выделенным зонам

_ь. О

I Видение города

Определение командой планировщиков целей и политика развития для каждой зоны

Определение рабочей группой видения развития каждой зоны

Видение города, цели, политика развития

Команда планировали ков - курс действий

Рабочая группа — курс действий

Разработка документа видение города

III Реализация

Включение городского видения в муниципальные рабочие планы

Реализация выбранных проектов

IV Мониторинг

Мониторинг муниципальных планов

Использование индикаторов для мониторинга ситуаций в городе

Общественный комитет Комитет управления

стратегического планирования и сравниваются с системой стратегического планирования в России, подробно рассматривается методика разработки одного из лучших на сегодняшний день документов - Стратегического плана Большого Лондона, и реализация его основных положений в генеральном плане Сити (центральной деловой части Лондона). Возможно, сразу сложно воспринять, а главное, реализовать такой подход к разработке стратегических планов. Поэтому представляется целесообразным привести ещё один методический пример разработки стратегического плана, выполненного, как и стратегический план Большого Лондона, в 2017 году, - «Стратегический план Тель-Авив-Яффо» [12]. Следует отметить, что долгосрочный стратегический курс и соответствующие ему руководящие принципы политики для города были опубликованы ещё в 2005 году. Поэтому спустя почти 13 лет была возможность убедиться, что эти документы работают, одновременно появилась необходимость адаптировать видение города к меняющейся реальности и ожидаемым вызовам в будущем.

Тель-Авив-Яффо входит в число ста устойчивых городов [100RC]. Сеть «100RC» впервые была создана Фондом Рокфеллера. В стратегическом плане города выявлены проблемы и пути устойчивого развития. План состоит из четырёх основных этапов:

1. Видение города, планы действий для реализации видения;

2. Интеграция всех действий;

3. Проекты, необходимые для реализации видения будущего города;

4. Мониторинг и надзор.

Стратегический план охватывает десять направлений: 1) общество и сообщество; 2) городская экономика; 3) устойчивая среда; 4) городская среда (застроенная ткань и открытое пространство); 5) культура; 6) образование; 7) туризм; 8) устойчивый транспорт; 9) репутация Тель-Авива-Яффо в мегаполисе и в Израиле; 10) человеческий капитал в муниципалитетах. Каждым направлением занималась специальная команда, состоящая из представителей различных соответствующих муниципальных отделов, а также эксперт-консультант, которому помогал Руководящий комитет, возглавляемый старшим менеджером в городе.

В процессе планирования было проведено три семинара, посвящённых направлениям, в которых принимала участие группа заинтересованных лиц. Результаты семинаров были рассмотрены членами команды и интегрированы в документы плана. Разработки планировочной мастерской и другие профессиональные документы были размещены на муниципальном сайте для получения обратной связи от широкой публики. На этапе «Городской профиль» около четырёхсот онлайн-анкет заполнялись населением. Специальная команда отвечала за интеграцию работы, проделанной различными

Рис. 1. Процесс разработки стратегического плана города Тель-Авив-Яффо, Израиль (источник: The Stratege Plan for Tel Aviv-Yafo)

5 SWOT-анализ - метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats.

группами специалистов, и за составление интеграционных документов для каждого этапа процесса планирования:

1. Видение города, миссия города;

2. Анализ существующих проблем и проблем, с которыми город столкнётся в ближайшем будущем;

3. SWOT-анализ5 сильных и слабых сторон, возможностей и угроз развитию города.

В документе отмечается, что составление плана не является разовым мероприятием, необходим постоянный мониторинг и обновление. Процесс планирования возглавляли городской инженер, отдел стратегического планирования, различные отделы мэрии. На схеме 1 показаны основные этапы, которые завершаются разработкой отчётов. Отчёт по разделу «Профиль города» содержит анализ существующей ситуации в разных областях, охватываемых стратегическим планом, и завершается изложением основных проблем и вызовов, с которыми город столкнётся в будущем. Кроме того, отчёт включает обзор современных профессиональных подходов и теорий,связанных с развитием процессов урбанизации, и примеры их применения в разных городах и странах. Методика анализа базируется на SWOT-анализе (выявление сильных и слабых сторон, возможностей и угроз) [9].

Анализ позволил выявить актуальные задачи развития города:

- сохранение разнообразия в городе;

- поддержание творческого духа и новаторства, которые характеризуют город;

- сохранение плюрализма и терпимости;

- поддержка культурных и творческих начинаний, атмосферы свободы; развитие общественных пространств, организация уличной среды;

- устранение стрессов, возникающих в результате увеличения плотности населения;

- поддержание статуса Тель-Авива-Яффо как экономического и культурного центра в условиях растущей конкуренции со стороны других городов;

- пересмотр отношений с центральным правительством: бюджеты, полномочия, законодательство;

- повышение авторитета города - глобального инновационного культурного, туристического центра;

- повышение способности города справляться с острыми потрясениями.

В плане отмечается, что все эти задачи должны решаться в рамках общей глобальной задачи: поддержание разумного баланса между сохранением города, ставшего экономическим и культурным центром в мегаполисе и в Израиле, и его дальнейшим развитием как глобального города, с одной стороны, и обеспечение качества жизни и благополучия его жителей, с другой стороны. Сочетание этих двух целей требует поиска правильного баланса при управлении и развитии различных аспектов жизнедеятельности в городе. Всё это не общие фразы и благие по-

желания. План содержит перечень конкретных действий и отобранных проектов для реализации целей. В то же время, как и все стратегические планы, он не имеет топографической привязки, вместо этого в планах приводятся схемы, как, например, в Стратегическом плане Большого Лондона, или иллюстрации отдельных положений, как в данном проекте, например, развитие общественных пространств (рис. 2), выход города к морю (рис. 2).Поэтому стратегический план не может заменять генеральный план, который разрабатывается на топографической основе, конкретизирует и привязывает стратегические мероприятия к определённым территориям. Но он должен предшествовать генеральному плану крупных городов, для того чтобы согласовывать отраслевую политику, подчинить их единым целям и обеспечить устойчивое развитие городов.

Новой системе стратегического планирования надо обучаться, адаптировать её к особенностям российской системы стратегического планирования (наличие двух ветвей стратегического планирования - социально экономического и пространственного, ограниченные полномочия и финансовые ресурсы городов, высокая финансовая зависимость от государства).

Необходимо учитывать, что разработка стратегических планов крупных городов, агломераций является прогрессивным мировым трендом, и, соответственно, должна состояться и в России. Уже сейчас многие элементы такого планирования могут быть использованы в отечественном стратегическом планировании.

Рис. 2. Израиль. Общественные пространства. Тель-Авив-Яффо, Израиль (источник: The Strategic Plan for Tel Aviv-Yafo)

Рис. 3. Выход города к морю. Тель-Авив-Яффо, Израиль (источник: The Strategic Plan for Tel Aviv-Yafo)

Нужно ли заменять генеральный план стратегическим планом?

В предыдущем разделе уже содержится ответ на этот вопрос: стратегический план необходим, в том числе чтобы разрабатывались эффективные генеральные планы, то есть эти два документа дополняют, а не заменяют друг друга. Но для разработки нового документа недостаточно овладение методиками стратегического планирования, должна быть откорректирована и упорядочена вся система стратегического планирования, определён статус стратегического плана. В недавнем Указе Президента Российской Федерации от 08.11.2021 № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» отмечается, что «существующая система стратегического планирования нуждается в совершенствовании в части научно-методологического, информационно-аналитического и кадрового обеспечения с целью создания условий для долгосрочного устойчивого социально-экономического и научно-технологического развития Российской Федерации, обеспечения национальной безопасности и эффективного стратегического управления... Цель стратегического планирования - создание условий для долгосрочного устойчивого социально-экономического и научно-технологического развития Российской Федерации, обеспечения национальной безопасности и эффективного стратегического управления».

В качестве одой из первостепенных задач отмечается необходимость формирования архитектуры документов стратегического планирования (иерархическая система последовательно связанных документов стратегического планирования, обеспечивающая преемственность целей, сбалансированная по задачам и их ресурсному обеспечению). Отмечается также необходимость мониторинга реализации документов стратегического планирования.

На фоне неупорядоченной иерархии документов стратегического планирования намечается массовая разработка «нового документа» - мастер-плана. По итогам восточного экономического форума (ВЭФ-2021) дано поручение В.В. Путина разработать планы развития всех столиц регионов ДФО, также городов с населением более 50 тыс. человек. Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков сообщил, что «по поручению главы государства необходимо разработать мастер-планы городов, являющихся административными центрами субъектов ДФО, городов с населением свыше 50 тыс. человек, а также городов Тында и Северобайкальск. Это 22 города. Также мы предлагаем включить в программу центры экономического роста - Большой Камень, Корсаков и Советскую

Гавань. Итого получается список из 25-ти городов, по которым под руководством губернаторов соответствующих субъектов до августа 2022 года необходимо разработать мастер-планы. Одним из пионеров станет Якутск, команда города подготовила проект развития города "1Т-столица". Миссия Якутска - стать лучшим городом в мире на вечной мерзлоте». Также он отметил, что «в январе 2022 года градостроительный совет, в который войдут ведущие российские и международные архитекторы, урбанисты, главные архитекторы дальневосточных городов и ответственные лица субъектов ДФО, утвердит стандартизированный подход к анализу текущей ситуации в городах и разработку технического задания на мастер-планы. До марта 2022 года градостроительный совет отберёт до десяти мастер-планов, находящихся в наибольшей степени проработки. Главная цель мастер-планов - повышение индекса качества городской среды, утверждённого Минстроем России»6. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой России) и фонд «ДОМ.РФ» разработали руководство по повышению индекса качества городской среды

Необходимость в разработке мастер-планов на Дальнем Востоке связывается с изменением стратегического вектора его развития, с задачей не только сократить отток населения, а, наоборот, привлечь его. Для этого должно быть повышено качество городской среды за счёт осуществления реновации изношенной инфраструктуры и жилого фонда, модернизации и строительства новых объектов социальной инфраструктуры, развития новой современной экономики. Потребность в необходимых ресурсах не определена, но указаны выделяемые средства. Фактически речь идёт о разработке планов реновации городов, существенно отличающихся по численности населения, - от 11 тыс. до 600 тыс. жителей. При этом следует отметить, что планирование разработки мастер-планов осуществляется при наличии многочисленной проектной документации. Например, Гипрогор разработал и уже откорректировал генеральный план г.о. Хабаровск на период до 2040 года с выделением первой очереди - 2027 год [10], существует план социально-экономического развития. Владивосток имеет мастер-план, разработанный ведущей японской инжиниринговой компанией «Никкэн Сэккэй» с участием представителей консалтингового бюро «Стрелка» и известных архитекторов Владивостока7 [15].

Японская сторона обещает принять участие в реализации отдельных объектов, намеченных в мастер-плане. План разработан без топографической привязки, рассматривается как концептуальный эскиз, некоторое подобие стратегического плана в соответствии с которым должны

6 Мастер-планы шести городов Приморья должны разработать в следующем году для получения финансирования (https://www.newsvl.ru/ vlad/2021/12/09/204878/).

7 Владивосток глазами японца: мастер-план по развитию города представили общественности (https://primamedia.ru/news/698124/).

быть внесены изменения в существующий генеральный план. Мастер-план «Большого Владивостока», то есть столицы Приморья и её агломерации, включая город Спутник, планируется представить на Восточном экономическом форуме в 2022 году [11]. КБ «Стрелка» собирается разработать мастер-план центральной части Владивостока [12]. Сейчас уже рассматривается первый этап мастер-плана реновации. Якутск имеет генплан, в который были внесены изменения в 2019 году [13] и т.д. Кроме того, города имеют стратегии социально-экономического развития, для регионов и отдельных муниципальных районов разработаны схемы территориального развития. Теперь появятся мастер-планы. Как все эти документы должны корреспондировать между собой, поскольку, как отмечено в Указе Президента, архитектура документов стратегического планирования не разработана.

* * *

Резюмируя всё выше сказанное, необходимо отметить следующее.

• Существующий хаос в системе стратегического планирования должен быть заменён «архитектурой» упорядоченных документом с указанием их связи и последовательности разработки.

• Необходимо обучение современной системе стратегического планирования как междисциплинарной деятельности. При наличии стратегических планов повысится обоснованность и уровень реализации генеральных планов.

• Тенденция заменить генеральные планы мастер планами, добавив некоторые элементы стратегического планирования, не способствует повышению эффективности стратегического пространственного планирования, противоречит мировой практике, где эти два документа идентичны и только отражают национальные особенности в использовании терминологического аппарата в области стратегического пространственного планирования.

• Не развивая комплексный подход к пространственному планированию, отечественная наука рискует отстать от прогресса, достигнутого в этой области развитыми странами.

Библиографический список

1. Малинова, О.В. О формировании территориального планирования в Российской Федерации в целях комплексного устойчивого развития территории. Мастер-план // Academia. Архитектура и строительство. - 2020. - № 1. - С. 5-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. What is... Planning? What are... Master plans [Электронный ресурс] // CUPPAD. - Режим доступа: https:// www.amherstnh.gov>mp-zo-fact-sheet (дата обращения 20.02 2022).

3. Planning and Zoning - The Purpose of the Comprehensive Plan [Электронный ресурс] // Iowa State University.

Extension and Outreach Extension Store. - Режим доступа: https://store.extension.iastate. (дата обращения 20.02 2022)

4. ГерцбергЛ.Я. Стратегическое пространственное планирование (отечественный и зарубежный опыт) : Монография / Л.Я. Герцберг. - М. : Новая реальность, 2021 - 148 с.

5. The London plan [Электронный ресурс] // Mayor of London. - Режим доступа: сyberlem'nka.ru/article/n/ onlaynovoe-prostranstvo-nauchnyh-kommunikatsiy-1/ viewer (дата обращения 20.10 2020).

6. Концепция устойчивости: последствия для безопасности [Электронный ресурс] // Iowa State University. Extension and Outreach Extension Store. - Режим доступа: https://store.extension.iastate. connections-qj. org>article...ustoychivosti...dlya...i (дата обращения 20.02 2022).

7. The 2000 master plan for Rome: A plan without a strategy [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. taylorfrancis.com/chapters/mono/10.4324/9780203710937-16/2000-master-plan-rome-plan-without-strategy-franco-archibugi (дата обращения 12.02.2022).

8. FinalRomeMasterPlan.pdf [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.comune.roma.it/PCR/resources/ cms/documents/Final_Rome_Master_Plandefinitivo.pdf (дата обращения 10.02.2022).

9. The strategic plan for Tel Aviv -Yafo [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://resilientcitiesnetwork.org/ downloadable_resources/Network/Tel-Aviv-Yafo-Resilience-Strategy-English.pdf (дата обращения25.02.2022).

10. Генеральный план г.о. Город Хабаровск [Электронный ресурс] // Гипрогор. Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.giprogor.ru/project/482-generalnyj-plan-goroda-krasnoyarska-2 (дата обращения22.02.2022).

11. Мастер -план «Большого Владивостока хотят представить на ВЭФ в 2022 году. [Электронный ресурс] // РИА-новости. Недвижимость. - Режим доступа: https:// realty.ria.ru/20211220/vladivostok-1764245234.html (дата обращения25.02.2022 ).

12. КБ «Стрелка» разработает мастер-план центральной части Владивостока [Электронный ресурс] // Владивосток. Официальный сайт. - Режим доступа: http://vlc.ru/event/ news/61910 (дата обращения 24.02.2022).

13. Градостроительный совет Якутска рассмотрел изменения в генплан города [Электронный ресурс] // Aartyk.ru. Хроника, события и факты. -Режим доступа: https://ysia. ru/gradostroitelnyj-sovet-yakutska-rassmotrel-izmeneniya-v-genplan-goroda/ (дата обращения 24.02.2022 ).

References

1. Malinova, O.V. O formirovanii territorial'nogo planirovaniya v Rossiiskoi Federatsii v tselyakh kompleksnogo ustoichivogo razvitiya territorii. Master-plan [On the formation of territorial planning in the Russian Federation

for the purpose of integrated sustainable development of the territory. Master Plan]. In: Academia. Arkhitektura i stroitel'stvo [Academia. Architecture and construction], 2020, no. 1, pp. 5-10. (In Russ., abstr. in Engl.).

2. What is... Planning? What are... Master plans. In: CUPPAD. Access mode: https://www.amherstnh.gov>mp-zo-fact-sheet (Accessed 02/20/2022). (In Engl.)

3. Planning and Zoning - The Purpose of the Comprehensive Plan. In: Iowa State University. Extension and Outreach Extension Store. Website. Access mode: https://store. extension.iastate. (Accessed 02/20/2022). (In Engl.)

4. Gertsberg L.Ya. Strategicheskoe prostranstvennoe planirovanie (otechestvennyi i zarubezhnyi opyt) : Monografiya [Strategic spatial planning (domestic and foreign experience: Monograph]. Moscow, Novaya real'nost' Publ., 2021, 148 p.

5. The London plan. In: Mayor of London. Website. Access mode: yberleninka.ru/article/n/onlaynovoe-prostranstvo-nauchnyh-kommunikatsiy-1/viewer (Accessed 10/20/2020). (In Engl.)

6. Kontseptsiya ustoichivosti: posledstviya dlya bezopasnosti [The Concept of Sustainability: Security Implications]. In: Iowa State University. Extension and Outreach Extension Store. Website. Access mode: https:// store.extension.iastate. connections-qj.org > article... ustoychivosti...dlya...i (Accessed 02/20/2022). (In Engl.)

7. The 2000 master plan for Rome: A plan without a strategy. Access mode: https://www.taylorfrancis. com/chapters/mono/10.4324/9780203710937-16/2000-master-plan-rome-plan-without-strategy-franco-archibugi (Accessed 02/12/2022). (In Engl.)

8. FinalRomeMasterPlan.pdf. Access mode: https://www. comune.roma.it/PCR/resources/cms/documents/Final_ Rome_Master_Plandefinitivo.pdf (Accessed 02/10/2022). (In Engl.)

9. The strategic plan for Tel Aviv-Yafo. Access mode: https://resilientcitiesnetwork.org/downloadable_ resources/Network/Tel-Aviv-Yafo-Resilience-Strategy-English.pdf (Accessed 02/25/2022). (In Engl.)

10. General'nyi plan g.o. Gorod Khabarovsk [General plan of the City of Khabarovsk]. In: Giprogor. Ofitsial'nyi sait [Giprogor. Official website]. Access mode: http:// www.giprogor.ru/project/482-generalnyj-plan-goroda-krasnoyarska-2 (Accessed 02/22/2022). (In Russ.)

11. Master-plan «Bol'shogo Vladivostoka khotyat predstavit' na VEF v 2022 godu. [They want to present the master plan for Greater Vladivostok at the WEF in 2022]. In: RIA-novosti. Nedvizhimost' [RIA-news. Real estate]. Access mode: https:// realty.ria.ru/20211220/vladivostok-1764245234.html (Accessed 02/25/2022 ). (In Russ.)

12. KB «Strelka» razrabotaet master-plan tsentral'noi chasti Vladivostoka [KB Strelka will develop a master plan for the central part of Vladivostok]. In: Vladivostok. Ofitsial'nyi sait [Vladivostok. Official site]. Access mode: http://vlc.ru/ event/news/61910 (Accessed 02/24/2022). (In Russ.)

13. Gradostroitel'nyi sovet Yakutska rassmotrel izmeneniya v genplan goroda [The town planning council of Yakutsk considered changes to the general plan of the city]. In: Aartyk. ru. Khronika, sobytiya i fakty [Aartyk.ru. Chronicle, events and facts]. Access mode: https://ysia.ru/gradostroitelnyj-sovet-yakutska-rassmotrel-izmeneniya-v-genplan-goroda/ (Accessed 02/24/2022 ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.