Научная статья на тему 'Стратегический образ развития региональной социальной инфраструктуры в России'

Стратегический образ развития региональной социальной инфраструктуры в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
417
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОН / ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ульянова О.Ю.

Регионы используют социальную инфраструктуру в качестве фактора повышения качества жизни и реализации общенациональных целей развития, и одновременно она становится перспективной сферой бизнеса, пространством эффективной диффузии инноваций. Вектор развития социальной инфраструктуры направлен в сторону современных инновационных преобразований, связанных с экологизацией и гуманизацией научно-технического прогресса, что реализуется в применении рыночных и нерыночных форм инвестиционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегический образ развития региональной социальной инфраструктуры в России»

5(356) - 2014

Инновации и инвестиции Innovations and investments

УДК 332.12:331.105

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИИ

STRATEGIC IMAGE OF DEVELOPMENT OF THE REGIONAL SOCIAL INFRASTRUCTURE IN RUSSIA

Ольга Юрьевна УЛЬЯНОВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и экономической политики, Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет E-mail: olga_uljanova@mail.ru

Регионы используют социальную инфраструктуру в качестве фактора повышения качества жизни и реализации общенациональных целей развития, и одновременно она становится перспективной сферой бизнеса, пространством эффективной диффузии инноваций. Вектор развития социальной инфраструктуры направлен в сторону современных инновационных преобразований, связанных с экологизацией и гуманизацией научно-технического прогресса, что реализуется в применении рыночных и нерыночных форм инвестиционной деятельности.

Ключевые слова: социальная инфраструктура, регион, инвестиции, государственно-частное партнерство.

Социальная инфраструктура занимает значительное место в экономике страны, поскольку элементы инфраструктуры обеспечивают условия и уровень жизни общества, удовлетворение его потребностей и запросов, дает возможность классифицировать регионы по уровню развития.

Сущность социальной инфраструктуры состоит в создании условий для воспроизводства челове-

Ol'ga Iu. UL'IANOVA,

Doctor of Economics Sciences, Professor of the Department of Economic Theory and Economic Policy, Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering E-mail: olga_uljanova@mail.ru

The modern role of the regional social infrastructure is to integrate the interests of economic entities and interests of government agencies in the system service economy. Regions use social infrastructure as a factor of improvement of quality of life and realization of the national development purposes, and at the same time it is the perspective business sphere, of the effective diffusion space of the innovations. The development vector of the social infrastructure is directed towards the modern and innovative changes, that are associated with ecologization and humanization of scientific and technical progress. This is implemented in the application of the investment market and non-market forms.

Keywords: social infrastructure, region, investment, public-private partnership.

ческого капитала, удовлетворения существующих материальных и духовных потребностей общества и формирования новых, необходимых для наращивания человеческого потенциала. В информационно-индустриальном обществе [1] радикально меняется характер общественного накопления, формой которого выступают знания, информация, нематериальные богатства (инвестиции в культур-

ное развитие, образование, рекреацию, здравоохранение, улучшение жилищных условий). В условиях постиндустриального общества социальная инфраструктура становится приоритетным компонентом в интегральной инфраструктуре.

Исследование генезиса идей о сущности социальной инфраструктуры позволяет утверждать, что ей было уделено внимание задолго до обозначения самого явления. Предпосылки функционирования национального хозяйства были исследованы в трудах А. Смита об изучении материальных условий для рациональной организации производства; утопистов А. Сен-Симона, Ш. Фурье о создании условий для жизнедеятельности общества; Р. Оуэна -о воплощении идеи об удовлетворении культурно-бытовых потребностей общества. Ученые различных научных направлений - демографы, социологи, экономисты, архитекторы - предпринимали попытки по осмыслению сущности и роли социальной инфраструктуры в общественном развитии.

Проблема создания условий для эффективной производственной деятельности индивидуумов обусловлена логикой общественного развития. Усложнение экономических связей и отношений привело к решению предпринимателями задач организации инфраструктуры в рамках национальной экономики. Взаимообусловленность и взаимозависимость закономерностей и экономических интересов были выражены в формировании элементов инфраструктуры, обеспечивающих воспроизводство человеческого капитала, т. е. выполняющих некоторые социальные функции.

По мере общественного развития, усложнения взаимоотношений человека с природой, гуманизации производства, повышения интеллектуальных и профессиональных требований к человеку среда его жизнеобеспечения становится таким же объективным фактором существования и деятельности, без которых не может протекать производственный процесс. Кроме того, при эффективном использовании рабочего времени возникла необходимость организации свободного времени, удовлетворения материальных и нематериальных потребностей.

На протяжении общественного развития усиливается социальная направленность традиционных элементов производственной инфраструктуры (транспорта, средств связи и др.), приспособление их для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. Объектом исследования стали такие элементы инфраструктуры, как

предприятия общественного питания, бытового обслуживания и другие, которые создают благоприятные условия для социального развития. Жилищная сфера, здравоохранение, образование, туризм в большей мере рассматриваются как неотъемлемая часть предпосылок для обеспечения качества жизни, воспроизводства человеческого капитала. Актуальным становится исследование инфраструктуры нематериального производства, которая создает условия для функционирования системы жизнеобеспечения человека в социальной сфере, объединяемые под дефиницией «социальная инфраструктура».

В советской экономической литературе часто отождествлялись понятия «непроизводственная сфера» и «социальная инфраструктура» [10] или «социальная сфера» и «социальная инфраструктура» [11].

Дефиниция «инфраструктура» постепенно получила распространение в значении не только условий функционирования и развития материального производства, но и эффективного решения важных социальных задач. По мнению Ж. Тощен-ко [6], социальная инфраструктура представляет собой устойчивую совокупность вещественных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект и которые создают условия для рациональной организации всех видов деятельности -трудовой, общественно-политической, культурной и семейно-бытовой. В свою очередь С. Носова [4] считает, что социальная инфраструктура включает подготовку и переподготовку кадров, профилактическое здравоохранение, условия для содержания детей, сохранение окружающей среды, розничную торговлю и общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, условия для обеспечения отдыха, культуру.

Данные суждения отражают, как складывалась единая точка зрения на сущность социальной инфраструктуры. В научной литературе встречается отождествление социальной инфраструктуры и непроизводственной сферы. Эти понятия одно-порядковые, но не идентичные по содержанию и целевому назначению. Определению этой сферы соответствует определение «социальная инфраструктура».

Между дефинициями «социальная инфраструктура» и «непроизводственная сфера» существуют различия. С одной стороны, в социальную инфраструктуру не включаются отрасли непроизводствен-

ной сферы, не участвующие в формировании фонда личного потребления (государственный аппарат, вооруженные силы и др.). С другой стороны, содержание социальной инфраструктуры шире, чем непроизводственная сфера. В отличие от непроизводственной сферы социальная инфраструктура включает в себя такие элементы материального производства, как продолжение производственного процесса, производственные услуги бытового обслуживания и другие, которые в системе общественного воспроизводства выполняют две функции: участвуют в создании национального дохода и оказывают услуги обществу [9].

Социальная инфраструктура участвует в воспроизводственном процессе человеческого капитала.

Имеются также различия между понятиями «социальная сфера» и «социальная инфраструктура». Под социальной сферой принято понимать комплекс отраслей, предназначенных для обеспечения требуемого уровня и качества жизни общества. Если социальная сфера охватывает интересы классов и социальных групп, наций и народностей, отношения общества и личности, условия труда и быта, здоровья и досуга, то социальная инфраструктура включает сферу услуг и духовных благ [5]. Социальная сфера является обязательным компонентом народнохозяйственных комплексов. Практически все отрасли экономики имеют то или иное отношение к социальной сфере, обслуживают и удовлетворяют социальные потребности людей. На социальные нужды работает не только пищевая и легкая промышленность, но и машиностроение, приборостроение, энергетика. Во многом социально ориентированы сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт, связь, торговля, общественное питание [2]. К социальным отраслям народного хозяйства правомерно отнести ЖКХ, обеспечивающее в рабочем состоянии жилые здания, лифты, водоснабжение, канализацию, теплоснабжение, энергообеспечение, а также строительство жилых зданий и объектов социально-культурного назначения.

В других случаях под социальной инфраструктурой понимается совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (торговли, общественного питания, бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи, здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры, искусства, кредитования и государственного страхования) [9]. По мнению

автора, перечисление объектов социальной инфраструктуры не отражает в полной мере сущности и эффективности ее развития. Совокупность объектов и их изменение учитывают при строительстве социального комплекса городов и объектов различного территориального уровня для обеспечения качества жизни граждан.

Наиболее приемлемым является рассмотрение социальной инфраструктуры в связи с основными сферами деятельности человека (трудовой, социально-политической, социально-культурной, бытовой, охраны природной среды и здоровья человека). Вместе с тем социальная инфраструктура обслуживает не отдельные стороны, а совокупность жизнедеятельности индивидуума и общества. Системный подход к условиям, обеспечивающим производственную организацию и свободное время общества, предполагает гармоничное развитие социального организма и отдельных его составных частей. Внимание к воспроизводству человеческого капитала особенно оправдано, когда происходит смена технологических парадигм и технологических укладов.

Роль социальной инфраструктуры заключается в ее воздействии на эффективность современной экономической системы, поскольку элементы социальной инфраструктуры становятся ключевыми индикаторами шестого технологического уклада [8].

Исходя из изложенных определений, следует выявить имманентные признаки социальной инфраструктуры, которые характеризуются присущими ей специфическими чертами (рис. 1). Имманентные признаки социальной инфраструктуры показывают ее социальную значимость и возможность применения конкурентного механизма, а также капиталоемкость и длительность окупаемости инвестиций для инвестиционных субъектов.

Социальная инфраструктура обеспечивает условия эффективной жизнедеятельности индивидуума в основных сферах общества. Ее особенностью является то, что одни инфраструктурные элементы невозможно заменить другими, поскольку они действуют в системе, взаимодействуя и дополняя друг друга.

Задачи социального развития, которые решаются социальной инфраструктурой, количественно определяются как разность между величинами нормы и достигнутого уровня. Ставится задача более равномерного распределения элементов социальной инфраструктуры по территории в зависимости

Рис. 1. Признаки социальной инфраструктуры [7]

от количества проживающих граждан. Большое значение она приобретает при изучении проблем развития городов и регионов, урбанизированных территорий. Эффективное регулирование этих процессов основано на учете особенностей жизнедеятельности социума.

Социальную инфраструктуру целесообразно подразделять по территориально-отраслевому признаку. Особенностью такого деления элементов является привязанность их к определенной территории. Наиболее сложным и важным является исследование уровня экономической территории, в соответствии с которым социальная инфраструктура изучается в рамках замкнутой социально-экономической системы. Границы инфраструктуры зависят от ранга рассматриваемых социальных проблем, задач, выдвигаемых в определенном периоде, от масштаба уже созданного ранее потенциала, комплексов.

В связи с этим целесообразно проводить компаративный анализ показателей социальной инфраструктуры с показателями других экономических единиц, который является основой для разработки и корректировки концепции развития социальной инфраструктуры. На этом уровне вводятся определенные поправки к коэффициентам ее развития в зависимости от институциональных особенностей региона.

Территориальная асимметрия инфраструктуры отчетливо проявляется на внутрирайонном уровне, но незначительно - на межрайонном. Современная концепция инфраструктуры предусматривает нивелировку межрегиональных различий. Если по уровню развития производственной инфраструктуры между экономическими районами особых различий нет (за небольшим исключением), то в

развитии социальной инфраструктуры есть существенные межрегиональные различия, преодоление которых становится одной из важнейших задач региональной политики. Если учитывать современную тенденцию трансформации социальной инфраструктуры в сферу жизнеобеспечения общества, то становятся очевидными важность и глубина исследуемой проблемы.

Социальная инфраструктура представляет собой категорию региональной экономики, так как на этом уровне происходит системное обслуживание хозяйства и ее отраслей. Эта сфера функционирует на различных уровнях, здесь сталкиваются отраслевые и территориальные интересы субъектов собственности и субъектов хозяйствования. Региональный интерес заключается в обеспечении высокого качества средового обустройства жизни общества путем формирования региональной социальной инфраструктуры. Актуальность регионального интереса сопряжена с необходимостью учета территориального фактора, предоставлением регионам хозяйственной самостоятельности и развития отношений собственности.

Таким образом, социальная инфраструктура создает необходимые условия для полноценной жизни общества и наращивания человеческого потенциала. Социальная инфраструктура рассматривается как самостоятельная система более высокого порядка, объединяющая отрасли и элементы, имеющие единую общую цель - обеспечение жизнедеятельности общества и формирование условий для социально-экономического развития региона, а также связанные между собой соответствующими отношениями различной сложности и степени взаимовлияния. Своеобразие социальной инфраструктуры состоит в том, что в ее отраслях существуют

и взаимодействуют как рыночные (частные), так и нерыночные (государственные) формы решения социальных проблем.

Таким образом,региональная социальная инфраструктура - это сложная диверсифицированная система элементов, обеспечивающая социокультурное, экономическое и инвестиционно-инновационное развитие региона [7].

В зависимости от сложившегося расселения устанавливается система территориального распределения социальной инфраструктуры, состав, организация и технико-технологический уровень. Это обеспечивает соответствующее качество обслуживания общества, степень удовлетворения его потребностей в благах, формирование определенного образа жизни. Так, в сельской местности функционирование элементов социальной инфраструктуры имеет специфику по сравнению с этим же показателем в городской местности, определяемую территориальной рассредоточенностью сельских

Рис. 2. Функции региональной социальной инфраструктуры [7]

поселений, удаленностью от регионального центра, развитием дорожного хозяйства, природно-климатическими условиями.

Социальная инфраструктура территориального деления является необходимым элементом конкретизации общих проблем. Чем ниже уровень социальной организации, тем более ограничен набор элементов. Главным критерием эффективности функционирования элементов инфраструктуры выступает степень удовлетворения потребностей общества посредством предоставления качественных услуг. Элементы социальной инфраструктуры с позиции удовлетворения первичных, базисных потребностей общества не могут быть ничем заменены, поскольку обеспечивают его жизнедеятельность.

Развитие социальной инфраструктуры регионов должно быть относительно равномерным, поскольку асимметрия социально-экономического пространства страны оказывает значительное воздействие на структуру и эффективность экономики,

социально-экономическую политику, стратегию и тактику институциональных преобразований. Для сглаживания резких диспропорций необходимы синхронность и согласованность экономической политики как на уровне государства в целом, так и на уровне регионов, наличие стратегической программы регионального развития, наращивание ресурсов, повышение эффективности их использования.

Асимметрия развития региональной социальной инфраструктуры объясняется полнотой выполнения ею функций (рис. 2) [7]. К общим функциям относятся системо-

образующая, интеграционная, воспроизводственная, регулятивная.

Системообразующая функция - от того, как сформулирована цель, насколько четко определены методы и возможности ее достижения, в значительной степени зависит решение задач оптимизации общественного развития, диффузия достижений научно-технической прогресса, эффективное использование ресурсов и возможностей современного общества.

Целевыми функциями региональной социальной инфраструктуры являются:

- функция обеспечения жилищными условиями. Жилищная система является приоритетом в ряду элементов региональной социальной инфраструктуры. Согласно иерархии потребностей по А. Маслоу, жилищные условия относятся к базисным потребностям индивидуума и общества в целом. Обеспечение жилищными условиями является важнейшей социальной целью, достижение которой определяет стабильность социума;

- функция обеспечения медицинскими услугами. Здоровье нации - важная составляющая экономического благосостояния страны. Средняя продолжительность жизни - один из важнейших показателей здоровья населения - с 1950 по 1990 г. увеличилась в развивающихся странах больше, чем за всю историю их существования. Значение обеспечения медицинскими услугами возрастает по мере увеличения дохода людей. Согласно закономерностям Э. Энгеля, повышение доходов приводит к большему расходу средств на медицинские, образовательные и рекреационные услуги. Медицинская система включает в себя такие характеристики, как высокая эластичность спроса по доходу, быстрый научно-технологический прогресс и растущая изоляция потребителей от цен. Ее роль как социальной системы, предотвращающей процесс деградации нации, и фактора экономического развития страны чрезвычайно велика. Обеспечение качественными медицинскими услугами возможно в результате организации партнерского союза между рынком и государством;

- функция формирования культурного уклада общества. К социально-культурной сфере относится широкий перечень видов деятельности: киноиндустрия, радио - и телевещание, издательская деятельность, телекоммуника-

ции, художественные студии, спортивные организации и клубы и т. д. Роль культурной сферы по мере развития общества возрастает, что объясняется удовлетворением культурных потребностей, ее воздействием на качество человеческого капитала и расширением культурного пространства. Каждый этап общественного развития формирует определенный культурный уклад, сохраняя культурные ценности и наследие предыдущего;

- функция обеспечения инвестиций в человеческий капитал. Экономическую отдачу от инвестиций в образование можно рассматривать как дополнительный доход в течение жизнедеятельности индивидуума. На каждом этапе экономического развития целесообразно формировать баланс между инвестициями в человека и инвестициями в оборудование;

- функция обеспечения рекреационными услугами. По мере повышения качества жизни возрастает спрос на рекреационные услуги. В состав рекреационной системы входят услуги по туризму, обеспечение отдыха и гостиничное обслуживание и др.

Интеграционная функция - включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности экономических субъектов, происходящие под воздействием ценностей и институтов. Данная функция обеспечивает объединение отраслей инфраструктуры в единый комплекс на конкретной территории. Интеграция сопровождается упорядочением системы взаимодействя, увеличением и частотой контактов, а также способствует укреплению экономических отношений между хозяйственными единицами и отраслями, повышению эффективности их деятельности и инвестиционно-инновационной активности. Все это приводит к устойчивости и целостности элементов социальной инфраструктуры.

Воспроизводственная функция - обеспечивает перманентность воспроизводственного процесса факторов производства и его необратимость во времени. В условиях постиндустриального общества изменяется роль материальных факторов производства, выраженная в достижении нового качества экономического роста страны и ее регионов. Элементы социальной инфраструктуры становятся стратегическими точками инновационного прорыва. Знаниеемкие отрасли инфраструктуры (здравоохранение, образование, научно-исследовательская

сфера, жилищная отрасль и др.) обнаруживают высокие темпы роста занятости и валового продукта. Реализация воспроизводственной функции предполагает сохранение, восстановление и приращение факторов производства.

Регулятивная функция - состоит в том, что функционирование элементов инфраструктуры обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества, снижение остроты социальных конфликтов, что приводит к формированию нового уклада. Предмет конфликта - это и есть его внутренняя причина, основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого экономические субъекты вступают в противоборство.

Если определенный вид деятельности не упорядочен или не урегулирован, индивидуумы немедленно начинают его институционализировать. Динамичность общества означает, что в нем постоянно происходят изменения и одновременно с изменениями - конфликты и разногласия. Регулятивная функция опирается на культурную составляющую, ценности и институты.

Наряду с общими функциями, которые социальная инфраструктура выполняет как элемент интегральной инфраструктуры, выделены ее специфические функции.

Конкуренция между элементами инфраструктуры. Инфраструктурные элементы конкурируют между собой, что характеризует развитие одних и замедление других. В социальной инфраструктуре существуют приоритетные инфраструктурные элементы, которые достигают мультипликативного эффекта и способны дать толчок для инвестиционно-инновационного развития социальной инфраструктуры и региона в целом.

Функция, снижающая социальные конфликты. Социальная инфраструктура необходима для снижения остроты социальных конфликтов, которые возникают в результате разнонаправленности интересов технического и социального развития общества. Конфликт рассматривается в качестве решающего или одного из решающих факторов социального развития, акцентируя внимание на его позитивных функциях. Основная идея социальной инфраструктуры состоит не в устранении конфликтов, а в уменьшении или устранении их разрушительного влияния и использовании их позитивных возможностей. Возникновение конфликта сохраняет социальную систему от окостенения, требуя технических новшеств и созидательности.

Высокий уровень развития социальной инфраструктуры обеспечивает социальную безопасность региона, предоставляя индивидууму возможность социального выбора и перспективы.

Транслирующая функция (функция трансляции социального опыта). Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Социальная инфраструктура нуждается в непрерывной технической модернизации и внедрении технических новаций на каждом этапе общественного развития. Достижения материальной культуры переходят из поколения в поколение, формируя и наращивая культурное наследие общества.

Коммуникативная функция. Информация, произведенная в социальной инфраструктуре, распространяется как внутри инфраструктуры для управления и контроля за ее функционированием и развитием, так и во взаимодействии с другими видами интегральной инфраструктуры. Носителем информации являются индивидуум и общество региона в целом.

В системе общественного воспроизводства социальная инфраструктура как подсистема региональной экономики выполняет многогранные функции. Она является сферой производства и потребления материальных и духовных благ: охрана здоровья, удовлетворение культурных потребностей, создание жилищно-коммунальных услуг и других условий для жизнедеятельности индивидуума и общества. В совокупности выполняемых задач эта функция направлена на обеспечение расширенного воспроизводства человеческого капитала и нового качественного состава человеческого фактора.

Развитие социальной инфраструктуры служит обязательным условием вовлечения в хозяйственный оборот новых экономических ресурсов и эффективного их использования, оптимизации размещения производительных сил страны. Целесообразно сопоставлять направляемые в ее развитие инвестиции не с расширением масштабов производства, а с уменьшением негативных экс-терналий за счет этих инвестиций. Эффективность функционирования инфраструктурных объектов четко проявляется в снижении издержек, максимизации прибыли и росте валового и регионального дохода. Это обеспечивается в результате того, что технически развитая инфраструктура, основанная на непрерывной диффузии инноваций, позволяет эффективно функционировать основному и неосновному производству и, следовательно, произво-

дить блага с минимальными издержками. Таким образом, высокий уровень технического состояния инфраструктуры способствует экономическому росту региона.

В любой модели экономических систем создание инфраструктурных объектов чаще всего является прерогативой государства. По существу, это традиционная форма государственного участия. Это означает, что источником финансирования создания и развития социальной инфраструктуры являются государственные средства. Создание объектов инфраструктуры требует значительных первоначальных инвестиций из-за капиталоемкости проектов, которые обладают длительным сроком окупаемости, поэтому частные субъекты не заинтересованы в инвестировании в реализацию инфраструктурных проектов. В мировой практике взаимовыгодный компромисс в реализации интересов государства и частных субъектов разрешается на основе формирования государственно-частного партнерства (ГЧП). Оно получило широкое распространение в мировой практике (Германия, Франция, Китай, Великобритания и др.). Доля инфраструктуры, находящейся под государственным контролем и являющейся объектом ГЧП, составляет до 30 % валового внутреннего продукта развитых стран.

Для обеспечения опережающего развития региональной социальной инфраструктуры необходимо расширить спектр применения ГЧП при решении стратегических задач модернизации экономики России. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года ГЧП выступает одним из перспективных инструментов стимулирования экономики.

Для развития социальной инфраструктуры важна согласованность процессов строительства новых инфраструктурных объектов с территориальным планированием региона. В противном случае несогласованность действий на региональном уровне приводит к убыткам субъектов инфраструктурных отраслей и ограничивает привлечение инвестиционных субъектов в регион. С подобными проблемами сталкивается регион, когда инвесторов не привлекают малонаселенные районы для строительства жилых комплексов и других объектов инфраструктуры, их в большей степени интересует точечная застройка.

В Волгоградской области был принят закон от 29.11.2011 N° 2257-ОД «Об участии Волгоградской области в государственно-частном партнерстве».

Согласно ему объектами соглашения о ГЧП в социальной инфраструктуре могут выступать:

- транспорт общего пользования;

- объекты образования, спорта, отдыха и туризма, иные объекты социально-культурного назначения;

- объекты здравоохранения и объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения. Практика реализованных проектов подтверждает, что важнейшей преференцией для инвесторов является строительство объектов инфраструктуры за счет бюджетных средств, что позволяет экономить до 20 % от объема инвестиций на реализацию проекта. Для управления, координации и контроля за выполнением соглашений проекта со стороны государства создан отдел государственно-частного партнерства администрации Волгоградской области, функции которого заключаются в пошаговом сопровождении этапов реализации проекта. Также возможно создание коммерческой структуры, полностью контролируемой государством, которая заключает соглашения о реализации проектов ГЧП с заинтересованными инвесторами.

Волгоградская область является одним из инвестиционно привлекательных регионов Юга России. Перспективы ГЧП в Волгоградской области существуют в отраслях социальной инфраструктуры (см. таблицу).

В Волгоградской области на принципах ГЧП реализуется масштабный инвестиционный проект по освоению Гремячинского калийного месторождения. В рамках проекта осуществляется строительство горно-обогатительного комбината в Котельниковском районе. Инвестор ОАО «Минерально-химическая компания «ЕвроХим» берет на себя не только производственную составляющую, но и ведет на условиях партнерства с федеральными и областными властями масштабный социальный проект по строительству инфраструктуры.

Перспективы реализации ГЧП в Волгоградской области

Сфера реализации Особенности форм и механизмов

Строительство социального жилья Активно поддерживается государством через механизм ипотеки

Объекты инфраструктуры здравоохранения Бизнес начинает активно развиваться в этих сферах, но при достаточном участии в них государства либо в форме бюджетных ресурсов, либо льготных условий для вложения инвестиций

Объекты инфраструктуры образования

Комплекс комбината состоит из более чем 20 зданий производственного и хозяйственного назначения. Их соединят инженерными сетями и конвейерными галереями. Одновременно на принципах ГЧП строится и социальная инфраструктура: появятся новые микрорайоны, учреждения образования и медицины, дорожные, коммунальные и другие объекты. В настоящее время уже возведены три жилых дома на 96 квартир, общежитие на 200 мест и поселок для размещения 1 000 рабочих. Кроме того, построен банно-прачечный комбинат, спорткомплекс и столовая. Сейчас заложено еще 6 многоквартирных домов и гостиница, а в дальнейшем в Котельниковской промышленной зоне появятся два детских сада, школа на 600 мест, больница на 250 коек, поликлиника на 500 посещений и культурно-досуговый центр.

По оценкам администрации Волгоградской области, после запуска первой очереди инвестиционного проекта во все уровни бюджета поступит порядка 5 млрд руб. налогов, а после выхода на проектную мощность Котельниковская промзона будет пополнять казну на общую сумму порядка 10 млрд руб. ежегодно.

Следующим перспективным проектом для развития ГЧП является реконструкция оздоровительного комплекса «Эльтон-2». Со стороны государства предусмотрены налоговые льготы. Объем инвестиций - 0,98 млрд руб. Инвестором выступает ЗАО «Ямалгазинвест», которое уже вложило в строительство 230 млн руб.

Оздоровительный комплекс расположен на площади 2,5 га рядом с озером Эльтон. Здесь размещены пять коттеджей со всеми удобствами и две гостиницы на 200 мест, а также грязелечебница и поликлиника. При возведении коттеджей использовались современные технологии, трубопроводы проложены из стекловолокна. В 2012 г. работы первой очереди санатория находятся в стадии

Список литературы

1. Абалкин Л. И. Размышления о долгосрочной стратегии, науке и демократии // Вопросы экономики. 2006. № 12. С. 5-12.

2. Курс экономики: под ред. Б. А. Райзберга. М.: ИНФРА-М, 2003.

3. Мамонтов О. Многолетние проблемы, связанные со строительством санатория «Эльтон-2», наконец-то, решаются // Новые деловые вести. URL: http://www. ndwesti. ru/fascicle/2012/6/877/14642/.

завершения. Выполнена отделка зданий водогрязелечебницы, гостиниц VIP - и эконом-класса, пяти двухэтажных коттеджей и благоустройство прилегающей территории.

С 2012 г. прорабатывается концепция строительства второй очереди санатория «Эльтон-2». Предполагается, что вторая очередь будет включать в себя физиолечебницу, столовую, гостиницы, гараж с мастерской, предприятие по оказанию бытовых услуг и другие дополнительные объекты инфраструктуры. Далее планируется реализация третьей очереди, в составе которой жилые здания для персонала, многофункциональное здание санатория, магазин, парк и автодороги. В санатории «Эльтон-2» будет 600 мест, его пациенты смогут получать медицинские услуги высокого уровня и проживать в комфортных условиях. Планируется, что в 2016 г. региональный бюджет получит в виде налогов 97,9 млн руб. [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, благодаря высокоразвитой инфраструктуре снижаются трансакционные издержки при производстве услуг, обеспечиваются непрерывность и быстрота воспроизводства, ускоряется кругооборот экономических ресурсов, продукта, дохода. Таким образом, социальная инфраструктура - это не только своего рода полигон для инновационного развития внутренней экономики, но и возможность решения социальных проблем в рыночной экономике.

Современная концепция региональной социальной инфраструктуры отражает условия воспроизводства человеческого капитала и социального развития. Исследуемая инфраструктура является ключевым индикатором современного технологического уклада, соответствующего тенденциям постиндустриального общества. Чем выше уровень развития социальной инфраструктуры, тем выше инвестиционно-инновационная активность экономических субъектов и конкурентоспособность региона.

4. Носова С. С. Социалистическая инфраструктура в воспроизводственном процессе. М.: Экономика, 1984.

5. ТощенкоЖ. Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. М.: Наука, 1980.

6. Тощенко Ж. Т. Социология. М.: Прометей, Юрайт, 1999.

7. Ульянова О. Ю. Развитие жилищной системы в региональной социальной инфраструктуре: инвестиции, инновации, культура. Волгоград: ВолГУ, 2008.

8. Ульянова О. Ю., Ященко С. О. Социальная инфраструктура как ключевой индикатор современного технологического уклада общества // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 15. С. 109-115.

9. Шарипов А. Ю. Социальная инфраструктура в концепции ускорения. Новосибирск: Новосибирский ун-т, 1990.

10. Шепотько Л. А., Плонский В. Я., Прокопа И. В. Капитальные вложения в социальную инфраструктуру села. М.: Экономика, 1983.

11. Экономические и социальные проблемы агропромышленного комплекса. Киев: Наукова Думка, 1986. С. 52-53.

List of references

1. Abalkin L.I., Reflections on the long-term strategy, science and democracy [Razmyshleniia o dolgosrochnoi strategii, nauke i demokratii], Voprosy ekonomiki - Problems of economics, 2006, no. 12, pp. 5-12.

2. Economy course [Kurs ekonomiki], ed. B.A. Rayzberg, Moscow: INFRA-M, 2003.

3. Mamontov O. The long-term problems connected with construction of sanatorium «Elton-2», at last, are solved [Mnogoletnie problemy, sviazannye so stroitel'stvom sanatoriia «El'ton-2», nakonets-to, reshaiutsia], Novye delovye vesti - New business messages, Available at: http://www. ndwesti. ru/fasci-cle/2012/6/877/14642/.

4. Nosova S. S. Socialist infrastructure in the reproductive process [Sotsialisticheskaia infrastruktura v vosproizvodstvennom protsesse], Moscow: Ekonomika, 1984.

5. Toshchenko Zh. T. Social infrastructure: the nature and development [Sotsial'naia infrastruktura: sushchnost' i puti razvitiia], Moscow: Nauka, 1980.

6. Toshchenko Zh. T. Sociology [Sotsiologiia], Moscow: Prometei, Iurait, 1999.

7. Ul 'ianova O. Iu. Development of housing system in a regional social infrastructure: investments, innovations, culture [Razvitie zhilishchnoi sistemy v regional'noi sotsial'noi infrastrukture: investitsii, in-novatsii, kul'tura], Volgograd: VolGU, 2008.

8. Ul 'ianova O. Iu., Iashchenko S. O. Social infrastructure are as a key indicator of modern technological structure of society [Sotsial'naia infrastruktura kak kliuchevoi indikator sovremennogo tekhnologichesko-go uklada obshchestva //], Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika - Regional economics: theory and practice, 2007, no. 15, pp. 109-115.

9. Sharipov A. Iu. Social infrastructure in the concept of acceleration [Sotsial'naia infrastruktura v kontseptsii uskoreniia], Novosibirsk: Novosibirskii universitet, 1990.

10. Shepot'ko L. A., Plonskii V. Ia., Prokopa I. V. Capital investments in the social infrastructure of the village [Kapital'nye vlozheniia v sotsial'nuiu infras-trukturu sela], Moscow: Ekonomika, 1983.

11. Economic and social problems of agriculture [Ekonomicheskie i sotsial'nye problemy agropromy-shlennogo kompleksa], Kiev: Naukova Dumka, 1986, pp. 52-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.