Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: КОНТЕКСТ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН'

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: КОНТЕКСТ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система менеджмента качества / контекст / компания / заинтересованные стороны / quality management system / context / company / interested individuals

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронов Геннадий Геннадьевич, Клейменова Наталья Леонидовна, Воронов Геннадий Геннадьевич, Соляник Анатолий Иванович, Прибыткова Олеся Васильевна

В статье рассмотрены требования к определению внутренних и внешних факторов для компании, установлены правила управления контекстом для понимания потребностей и ожиданий заинтересованных сторон. Определена ответственность за рассматриваемыми факторами, заинтересованными сторонами, риски и возможности при планировании в СМК. Рассмотрен порядок определения, анализа, оценки и мониторинга внешних и внутренних факторов. Для формирования контекста применена методика SWOT-анализа. Приведены примеры для постановки стратегических и операционных целей в области качества компании. Определены приоритетные области, для которых будет устанавливаться взаимосвязь отношений с внешними и внутренними факторами. Рассмотрен алгоритм измерения показателей результативности, указанных в карте заинтересованных сторон при функционировании СМК компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воронов Геннадий Геннадьевич, Клейменова Наталья Леонидовна, Воронов Геннадий Геннадьевич, Соляник Анатолий Иванович, Прибыткова Олеся Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC MANAGEMENT: CONTEXT INVOLVING INTERESTED INDIVIDUALS

The article discusses the requirements for determining internal and external factors for a company, and establishes rules for context management to understand the needs and expectations of interested individuals. Responsibility for the factors under consideration, interested individuals, risks and opportunities when planning in the QMS is determined. The procedure for identifying, analyzing, assessing and monitoring external and internal factors is considered. To form the context, the SWOT analysis technique was used. Examples are given for setting strategic and operational goals in the field of company quality. Priority areas have been identified for which relationships with external and internal factors will be established. An algorithm for measuring performance indicators specified in the map of interested individuals during the functioning of the company's QMS is considered.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: КОНТЕКСТ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН»

Ерохин Александр Павлович, старший преподаватель, [email protected], Россия, Москва, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет),

Денискин Юрий Иванович, д-р техн. наук, профессор, yurideniskin@gmail. com, Россия, Москва, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет,

Васин Григорий Александрович, студент, Россия, Москва, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)

QUALITY ASSURANCE OF AIRPLANE WING DESIGN PROCESS WITH ELIMINATION CURVATURE OSCILLATIONS OF SURFACE

A.P. Erokhin, Y.I. Deniskin, G.A. Vasin

The possibility of developing electronic models of structural parts of an aircraft unit is determined by the quality of the electronic geometric model of its outer surface. The influence of the presence of unspecified kinks on the magnitude of the possible equidistant displacement of the surface of the aircraft assembly was studied. Smoothing of surface frame curves was carried out using a technique that uses as convexity criteria the conditions for the existence of a basic integral curve, which is an 8th degree polynomial.

Key words: electronic geometric model of the surface, airfoil, smoothing.

Erokhin Alexander Pavlovich, senior lecturer, a-erokhin@yandex. ru, Russia, Moscow, Moscow Aviation Institute (National Research University),

Deniskin Yury Ivanovich, doctor of technical sciences, professor, [email protected], Russia, Moscow, Moscow Aviation Institute (National Research University),

Vasin Grigory Alexandrovich, student, Russia, Moscow, Moscow Aviation Institute (National Research University)

УДК 65.11

Б01: 10.24412/2071-6168-2024-3-432-433

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: КОНТЕКСТ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ

СТОРОН

Г.Г. Воронов, Н.Л. Клейменова, Г.Г. Воронов, А.И. Соляник, О.В. Прибыткова

В статье рассмотрены требования к определению внутренних и внешних факторов для компании, установлены правила управления контекстом для понимания потребностей и ожиданий заинтересованных сторон. Определена ответственность за рассматриваемыми факторами, заинтересованными сторонами, риски и возможности при планировании в СМК. Рассмотрен порядок определения, анализа, оценки и мониторинга внешних и внутренних факторов. Для формирования контекста применена методика SWOT-анализа. Приведены примеры для постановки стратегических и операционных целей в области качества компании. Определены приоритетные области, для которых будет устанавливаться взаимосвязь отношений с внешними и внутренними факторами. Рассмотрен алгоритм измерения показателей результативности, указанных в карте заинтересованных сторон при функционировании СМК компании.

Ключевые слова: система менеджмента качества, контекст, компания, заинтересованные стороны.

Управление заинтересованными сторонами является центральным аспектом управления проектами, которому уделяется большое внимание как в научной литературе, так и в рекомендациях для практических работников [1, 2].

Заинтересованные стороны используют различные тактики и стратегии (например, стратегии влияния на заинтересованные стороны), чтобы влиять на решения компании прямо или косвенно. Примеры стратегий влияния включают наращивание ресурсов, создание коалиций и эскалацию конфликта [3, 4].

Для компаний устанавливают требования к определению внутренних и внешних факторов, которые имеют отношение к их намерениям и стратегии развития, а также способны достигать намеченных результатов системы менеджмента качества (СМК) [5]. Документированная процедура «Контекст и заинтересованные стороны» описывает взаимодействие компании с подразделениями, участвующими в основных направлениях деятельности из Руководства по качеству для управления контекстом (среды), т.е. условий, в которых функционируют компании направленные на определение направлений для постановки целей в области качества с учетом выбора уровней управления рисками и возможностями.

Процедура регламентирует порядок формирования, рассмотрения, мониторинга, анализа, утверждения и оценки рисков и возможностей внутренних и внешних факторов для компании. Основной задачей является установить, документировать и поддерживать в рабочем состоянии правила управления контекстом, понимать потребности и ожидания заинтересованных сторон компании.

В соответствии с разработанной процедурой, матрицей распределения ответственности из Руководства по качеству, должностными обязанностями сотрудников, приказами и распоряжениями руководства компании установлена ответственность за:

- определение внешних и внутренних факторов, относящихся к намерениям и стратегии развития и влияющих на его способность достигать намеченных результатов СМК.

Таблица 1

Перечень внешних факторов с результатами оценки возможностей и рисков, которые имеют отношение к намерениям и стратегии развития компании и влияют

на достижение целей в области качества

Фактор внешней среды Возможности Внешние риски (угрозы) Мониторинг и анализ факторов по возможностям и угрозам

Наименование возможности Наименование угрозы Вероятность реализации Наименование угрозы Влияние фактора Вероятность возможности Ответственность Периодичность Документ мониторинга и анализа

Сильное 3 Среднее 2 Слабое 1 Сильное 3 Среднее 2 Слабое 1

1. Международная политика, макроэкономика и внешние рынки Высокая 3 Высокая 3

Средняя 2 Средняя 2

Низкая 1 Низкая 1

2. Государственная экономика, внутренний рынок РФ и отраслевые политики Высокая 3 Высокая 3

Средняя 2 Средняя 2

Низкая 1 Низкая 1

3. Заказчики (и их потребители). Отношение заказчиков и конечных потребителей к продуктам и услугам компании Высокая 3 Высокая 3

Средняя 2 Средняя 2

Низкая 1 Низкая 1

4. Конкуренты Высокая 3 Высокая 3

Средняя 2 Средняя 2

Низкая 1 Низкая 1

5. Инновации, технические и технологические решения Высокая 3 Высокая 3

Средняя 2 Средняя 2

Низкая 1 Низкая 1

6. Поставщики, аутсор-серы, контрагенты и партнеры Высокая 3 Высокая 3

Средняя 2 Средняя 2

Низкая 1 Низкая 1

7. Законодательно-нормативные требования (налоги, экология, лицензии, правила безопасности и т.д.). Требования надзорных органов. Высокая 3 Высокая 3

Средняя 2 Средняя 2

Низкая 1 Низкая 1

8. Социальные условия и обязательства Высокая 3 Высокая 3

Средняя 2 Средняя 2

Низкая 1 Низкая 1

При определении стейкхолдеров проводится анализ и устанавливаются правила мониторинга изменений и реализации требований;

- определение рисков и возможностей, имеющих отношение к внешним и внутренним факторам, а также требованиям заинтересованных сторон и подлежащих рассмотрению при планировании в СМК. Устанавливаются правила оценки результативности этих действий [6, 7].

Рассмотрим порядок определения, анализа, оценки и мониторинга внешних и внутренних факторов.

Контекст организации (условия, в которых функционирует организация) определяется внутренними и внешними факторами, которые положительно или отрицательно влияют на достижение целей в области качества. Для формирования контекста компанией используется методика ВШОТ-анализа.

Совещание «День качества» должно быть проведено не позднее конца января текущего года. Протокол «Дня качества» по анализу контекста компании с определением внешних и внутренних факторов с учетом рисков и возможностей должен быть утвержден не позднее января до начала проведения координационного совета по СМК.

При выборе внешних и внутренних факторов необходимо рассмотреть варианты основных намерений и стратегий развития компании, для которых необходимо установить уровень отношений при выборе направлений для постановки целей в области качества [8-10]. Высшему руководству в рамках матрицы распределения ответственности из Руководства по качеству следует рассмотреть следующие намерения и стратегии развития для учета их при определении положительных возможностей и нежелательного (отрицательного) влияния в виде рисков для внутренних и внешних факторов с примерами постановки стратегических и операционных целей в области качества:

1. Положение на рынке.

Примеры постановки целей в области качества: завоевание лидерства; увеличение доли рынка до определенного размера; освоение новых рынков (предложение услуг на международном рынке) и т.д.

2. Инновации (технические, технологические, проектные и др.).

Примеры постановки целей в области качества: освоение новых технологий; применение новых видов материалов и т.д.

3. Маркетинг и продажи.

Примеры постановки целей в области качества: создание нового имиджа (диверсификация видов работ, обслуживание конечных потребителей и т.д.); улучшение взаимодействия с заказчиками и потребителями (увеличение количества заказчиков, предложение новых видов услуг и т.д.); предоставление уникальных услуг для заказчика и т.д.

4. Продукты и услуги.

Примеры постановки целей в области качества: повышение качества оборудования и услуг; оптимизация планирования производства; снижение рисков процессов разработки, производства оборудования и т.д.

5. Экономика и финансы.

Примеры постановки целей в области качества: рациональное использование финансовых ресурсов (минимизация дебиторской задолженности и т.д.); обеспечение оптимальной рентабельности (увеличение рентабельности с 10 % до 15 % и т.д.); снижение издержек; и т.д.

6. Управление персоналом.

Примеры постановки целей в области качества: мотивация персонала (премирование за достижение целей в области качества, участие в прибыли сотрудников и т.д.); повышение квалификации (освоение новых методов проектирования и т.д.).

7. Корпоративный менеджмент.

Примеры постановки целей в области качества: снижение рисков и угроз; повышение качества бизнес-процессов; улучшение условий труда; электронный документооборот; обеспечение ресурсами и т.д.

8. Другие намерения и стратегии развития.

По итогам рассмотрения вариантов намерений и стратегий развития высшее руководство компании определяет приоритетные области, для которых будет устанавливаться взаимосвязь отношений с внешними и внутренними факторами при заполнении таблиц 1 и 2 данной процедуры.

При определении факторов проводится анализ и устанавливаются правила мониторинга;

- определение заинтересованных сторон, которые оказывают или могут оказать влияние на способность компании оказывать услуги (согласно области применения СМК из Руководства по качеству), отвечающие требованиям потребителей и применимым к ним законодательным и нормативным правовым требованиям.

Таблица 2

Перечень внутренних факторов с результатами оценки возможностей и рисков, которые имеют отношение _к намерениям и стратегии развития компании и влияют на достижение целей в области качества_

Мониторинг и

Сильные стороны Общества Слабые стороны Общества анализ факторов по возможностям

и угрозам

Влияние я Влияние я

фактора м X факто ра Вероятность возможнс сти ■л X и

Фактор внутренней среды Наименование сильной стороны Сильное 3 Среднее 2 Слабое 1 н и о X X ш а н и н ш а н О н и о X Т X ч о X а <и И Документ монитор и анализа Сильное 3 Среднее 2 Слабое 1 н и о н н е а т и н е а т О Периодичность Документ монитор и анализа

1. Лидирующая Высокая 3 Высокая 3

Средняя 2 Средняя 2

Низкая 1 Низкая 1

2. Управление персоналом Высокая 3 Высокая 3

Средняя 2 Средняя 2

Низкая 1 Низкая 1

3. Управление ресурсами Высокая 3 Высокая 3

Средняя 2 Средняя 2

Низкая 1 Низкая 1

4. Управление про- Высокая 3 Высокая 3

цессами и деятель- Средняя 2 Средняя 2

ностью Низкая 1 Низкая 1

5. Управление клю- Высокая 3 Высокая 3

чевыми показателя- Средняя 2 Средняя 2

ми Низкая 1 Низкая 1

Контроль за использованием в проектной документации актуальных требований заинтересованных сторон осуществляют нормоконтролеры в подразделениях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Измерение показателей результативности, указанных в карте заинтересованных сторон, осуществляется в рамках карт процессов СМК и подготовки отчета о функционировании СМК компании, в который в том числе входят:

- при оценке соответствия работ и услуг;

- степени удовлетворенности потребителей;

- результатов деятельности и результативности системы менеджмента качества;

- успешности планирования;

- результативности действий, предпринятых в отношении рисков и возможностей;

- результатов деятельности внешних поставщиков.

Список литературы

1. Шемелова А.Д., Дворянинова О.П., Клейменова Н.Л., Орловцева О.А. Разработка алгоритма внедрения механизма управления качеством и безопасностью на основе требований потребителя в системе менеджмента каче-

ства // Моделирование энергоинформационных процессов. Сборник материалов VII национальной научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 349-354.

2. Vuorinen L., Martinsuo M. Value-oriented stakeholder influence on infrastructure projects // International Journal of Project Management. 2019. V. 37(5). Р. 750-766.

3. Cintra R.F., Ribeiro I., Fava H.L., Costa B.K. Stakeholder management: evidence on the performance of publicly traded companies // Revista de Administrado da UFSM. 2023. V. 16(2). P. 1-34.

4. Amor-Esteban V., Galindo-Villardón M.P., García-Sánchez I.M., David F. An extension of the industrial corporate social responsibility practices index: New information for stakeholder engagement under a multivariate approach // Corporate Social Responsibility and Environmental Management. 2019. V. 26(1). P. 127-140.

5. Васильева О.В., Назина Л.И., Квашнин Б.Н., Клейменова Н.Л. Анализ рисков при проведении внутреннего аудита на предприятии с интегрированной системой менеджмента // Фундаментальные исследования. 2017. № 8-1. С. 136-140.

6. Torelli R., Balluchi F., Furlotti K. The materiality assessment and stakeholder engagement: A content analysis of sustainability reports // SSRN Electronic Journal. 2023. V. 27(2). P. 470-484.

7. Stocker F., Arruda M.P., Keysa M.C. de Mascena, Boaventura Joao M.G. Stakeholder engagement in sustainability reporting: A classification model // Corporate Social Responsibility and Environmental Management. 2020. V. 27(5). P. 2071-2080.

8. Juntunen J.K., Halme M., Korsunova A., Strategies for Integrating R.R. Stakeholders into Sustainability Innovation: A Configurational Perspective // Corporate Social Responsibility and Environmental Management. 2020. V. 36(3). P. 331-355.

9. Wijethilake Ch., Lama T. Sustainability core values and sustainability risk management: Moderating effects of top management commitment and stakeholder pressure // Business Strategy and the Environment. 2019. V. 28(1). P. 143154.

10. Gambrill E., Shlonsky A. The need for comprehensive risk management systems // Journal. 2016. V. 15. Р.

79-107.

Воронов Геннадий Геннадьевич, магистрант, eco-inna@mail. ru, Россия, Воронеж, Воронежский государственный университет инженерных технологий,

Клейменова Наталья Леонидовна, канд. техн. наук, доцент, [email protected], Россия, Воронеж, Воронежский государственный университет инженерных технологий,

Воронов Геннадий Геннадьевич, аспирант, [email protected], Россия, Воронеж, Воронежский государственный университет инженерных технологий,

Соляник Анатолий Иванович, д-р. техн. наук, профессор, [email protected], Россия, Воронеж, Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная),

Прибыткова Олеся Васильевна, старший преподаватель, pribytkov_aleks@mail. ru, Россия, Воронеж, Воронежский государственный университет инженерных технологий

STRATEGIC MANAGEMENT: CONTEXT INVOLVING INTERESTED INDIVIDUALS G.G. Voronov, N.L. Kleymenova, G.G. Voronov, A.I. Solyanik, ОУ. Pribytkova

The article discusses the requirements for determining internal and external factors for a company, and establishes rules for context management to understand the needs and expectations of interested individuals. Responsibility for the factors under consideration, interested individuals, risks and opportunities when planning in the QMS is determined. The procedure for identifying, analyzing, assessing and monitoring external and internal factors is considered. To form the context, the SWOT analysis technique was used. Examples are given for setting strategic and operational goals in the field of company quality. Priority areas have been identified for which relationships with external and internal factors will be established. An algorithm for measuring performance indicators specified in the map of interested individuals during the functioning of the company's QMS is considered.

Key words: quality management system, context, company, interested individuals.

Voronov Gennady Gennadievich, master, [email protected], Russia, Voronezh, Voronezh State University of Engineering Technologies,

Kleymenova Natalia Leonidovna, candidate of technical sciences, docent, klesha78@list. ru, Russia, Voronezh, Voronezh State University of Engineering Technologies,

Voronov Gennady Gennadievich, postgraduate, gvoronov@yandex. ru, Russia, Voronezh, Voronezh State University of Engineering Technologies,

Solyanik Anatoly Ivanovich, doctor of technical sciences, professor, dir@asms-vrn. ru, Russia, Voronezh, Academy of Standardization, Metrology and Certification (educational),

Pribytkova Olesya Vasilyevna, senior lecturer, pribytkov_aleks@mail. ru, Russia, Voronezh, Voronezh State University of Engineering Technologies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.