Научная статья на тему 'Стратегический консорциум: «Зеленые» и «Умные» города – будущее России'

Стратегический консорциум: «Зеленые» и «Умные» города – будущее России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственное управление / цифровая экономика / «зеленые» и «умные» города / управление потенциалами / программы ЭВМ / индекс развития города / индекс развития предпринимательства / экономика города / public administration / digital economy / green and smart cities / potential management / computer programs / city development index / business development index / city economy
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегический консорциум: «Зеленые» и «Умные» города – будущее России»

Медведева Л.Н.1

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНСОРЦИУМ: «ЗЕЛЕНЫЕ» И «УМНЫЕ» ГОРОДА -

БУДУЩЕЕ РОССИИ

Ключевые слова: государственное управление, цифровая экономика, «зеленые» и «умные» города, управление потенциалами, программы ЭВМ, индекс развития города, индекс развития предпринимательства, экономика города.

Keywords: public administration, digital economy, green and smart cities, potential management, computer programs, city development index, business development index, city economy.

Введение

Вектор развития человечества - концентрация населения в городах, мегаполисах, что указывает на необходимость разработки моделей городов, которые будут функционировать в будущем. Из многочисленных моделей наиболее перспективными представляются проекты создания «зеленых» и «умных» городов, создающих благоприятные условия для труда и отдыха, творчества и предпринимательства. Большинство российских городов были созданы в ХХ веке. Изменившиеся условия хозяйствования, рост благосостояния населения, сделали города мало приспособленными для дальнейшего проживания. В частности, увеличивающиеся количество автомобилей практически парализовало движение на дорогах; а малометражные квартиры с низкими потолками и маленькими кухнями не обеспечили использование многофункциональной бытовой техники, «умных устройств» и экомебели. Стремление человека жить в уникальной и безопасной среде с множеством разноплановых функций, с индивидуальностью во всем, поставило перед архитекторами и управленцами задачу искать новые подходы в развитии городских ресурсов, в создании моделей, которые бы обеспечивали конкурентоспособность и были устремлены в будущее. В реестре городских поселений России выделяется группа средних промышленно развитых городов, которые имеют высокий показатель городского валового продукта, которые могут развиваться как «зеленые» или «умные» города. Об усилении внимания к вопросам развития городов говорит и тот факт, что принятая в Минстрое России программа развития городов определяет именно развитие «умных городов» в XXI веке2.

Материалы и методы. В ходе исследования применялись методы системного анализа и аналогий, использовался экономико-моделированный подход в обосновании моделей «зеленых» и «умных» городов. Изучались первоисточники, исторические и статистические материалы, раскрывающие предпосылки создания на базе средних промыш-ленно развитых городов «зеленых» и «умных» городов. В качестве аппарата исследования использовались прогнозные и абстрактные умозаключения, позволяющие обосновать применение зеленых и умных технологий в городском хозяйстве в XXI веке.

Результаты и обсуждение. «Зеленые» города стали объектом изучения в конце XX века, после принятия международной программы по устойчивому развитию цивилизации3. Города по задумке авторов, должны были отвечать жестким требованиям в отношении выбросов углерода в атмосферу, количества произведенных бытовых отходов, применению возобновляемых источников энергии и увеличению зеленых насаждений. Термин «smart city» (умный город) появился в конце 1960-х годов, когда с появлением мощных вычислительных устройств появилась идея оптимизировать городское управление и планирование, обеспечить быстрый информационный обмен между горожанами и властью. Термин Smart Grid («умная сеть») впервые был использован работе Майкла Берра (Michael T. Burr) и обосновывал использование электронного процесса для более эффективного вложения инвестиций в городскую экономику. В 2010 году научно-исследовательским институтом Economist Intelligence Unit (EIU) было проведено исследование по определению индекса зеленого города и установлению рейтинга «ряда европейских городов на соответствие требованиям зеленой экономики». Во внимание принимались такие показатели, как: состояние воды, почвы, воздуха; эффективность функционирования объектов энергетики, транспорта, водоотведения и утилизации отходов; количество зданий с низким уровнем энергопотребления. В результате индекс самых «зеленых городов» получили: Амстердам, Берлин, Бремен, Брюссель, Копенгаген, Франкфурт, Гамбург, Хельсинки. Исследование проводилось так, что горожане в

1 Медведева Людмила Николаевна - д.э.н., профессор кафедры «Экономика и менеджмент» Волжский политехнический институт (филиал ВолгГТУ), г. Волгоград. E-mail: [email protected]

2 Медведева Л.Н. Стратегии развития российских городов / Л.Н. Медведева, Я.М. Старовойтова // Горизонты экономики. 2013. - №2 (7). - С. 89-95.

Навстречу «зеленой экономике»: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности - обобщающий доклад для представителей властных структур / ЮНЕП, 2011. - www.unep.org/greeneconomy

режиме онлайн на специальных вебсайтах могли отслеживать соответствие своих городов требованиям «зеленых городов»1.

«Умные города» создавались архитекторами и проектировщиками по заказу властей и инвесторов. В число самых «умных» городов вошли: эко-город Тяньцзинь (Китай), инфраструктура которого включает множество авторских решений в области использования ВИЭ, утилизации отходов, экономии воды и видеонаблюдения; эко-город Масдар (ОАЭ), в котором большинство процессов управления переведены в режим онлайн, а городской транспорт полностью работает от электричества. Сегодня ученые выделяют несколько основополагающих элементов при создании модели «умных» городов (см. табл. 1). Концепции «зеленых» и «умных» городов могут быть привлекательны для властей вновь создаваемых городов, а также для властей существующих городов, с целью проведения реновации и перевода на цифровую экономику.

Таблица 1

Основные структурные элементы проекта «умный» город

Наименование Система Назначение

Smart Energy В области энергетики (энергопоставки, энергосбережение, ВИЭ) Система обеспечивает управление спросом на электроэнергию, экономию, применение ВИЭ

Smart Water В области управления водными ресурсами, экологической безопасности Система обеспечивает работу интеллектуальных счетчиков на базе узкополосного интернета по учету воды; анализ схем потребления и утечек воды; оптимизирует использование ресурсов

Smart Buildings В области строительства умных домов Система интегрирует инженерные и информационные сети в единую систему управления (BMS — building management system)

Smart Transportation В области создания интеллектуальных транспортных и логистических схем. Система охватывает большое количество различных технологий и обеспечивает управление транспортом и логистикой в городе

Smart Government В области предоставления государственных услуг Обеспечивает соединение баз данных с веб-интерфейсами; позволяет задавать алгоритмы городского планирования

Отдельные составляющие «умного города» успешно работают в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Омске, Екатеринбурге, Уфе, Благовещенске, Самаре, Волгограде; цифровые решения реализуются в Иннополисе, Сколково. Если концепция «зеленых» городов отдает приоритет природоподобным технологиям в городском хозяйстве, то концепция Smart City, в большей мере, нацелена на использование интеллектуальных и информационно-коммуникационных технологий на всех уровнях управления городом. Минстрой России в ближайшее время намерен запустить в 18 муниципалитетах пилотный проект «умный город» с целью добиться значительных улучшений в транспортной сфере (повысить мобильность пассажироперевозок); в здравоохранении (снизить затраты при диагностике заболеваний); в образовании (улучшить доступ к знаниям); в финансовой сфере (повысить безопасность финансовых потоков, ускорить транзакции). Исследование показывает, что применение IT-технологий в городской экономике позволяет снизить потребление энергии на 30%, потери воды - на 20%, повысить экономическую и социальную активность горожан - на 20%. В зарубежных публикациях «умный» город, как «эффективная интеграция физических, цифровых и человеческих систем в искусственно созданной среде с целью обеспечить устойчивое, благополучное и всестороннее будущее для граждан» (Британский институт стандартов (British Standard Institution, BSI), представляется в проектах, реализованных на практике. Однако сам термин «умный город» остается достаточно неясным и предполагает множество толкований и определений. Некоторые полагают, что «умный» город это сотня объединенных в сеть видеокамер и датчиков; другие относят сюда города, «опутанные интеллектуально-коммуникационными сетями».

Основным заказчиком в развитии моделей «зеленых» и «умных» городов должны выступать органы власти, которые по своим обязанностям, на основе общественного мнения, должны формировать долгосрочное видение будущего города. По одному из вариантов развития «умного» города в нем должны присутствовать: системы видеонаблюдения и фотовидеофиксации; интеллектуальные транспортные системы; профессиональная радиосвязь и широкополосный доступ (LTE, 5G); IoT - Интернет вещей; беспилотные автомобили; дополненная и виртуальная реальность; геоинформационные технологии и навигация. Обеспечивать работу таких систем должны многочисленные видеокамеры, датчики, сенсоры, компьютерные программы. Добиться унификации процессов в управлении городами должны ISO-стандарты: ISO 37120:2014 «Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни»; ISO 37151:2015 «Интеллектуальные инфраструктуры коммунального хозяйства. Принципы и требования к системе рабочих показателей» и программы ЭВМ, в числе которых: «Интеллектуальная транспортная инфраструктура города (ИТС)», которая имеет в своем арсенале: детекторы транспортного потока; адаптивные (умные) светофоры; средства автоматической фиксации нарушений ПДД; электронные средства безостановочной оплаты проезда; паркоматы; подключенные информационные табло; системы автоматизированного управления освещением; автоматические дорожные метеостанции; дорожные контроллеры. Исследование позволило определить четыре основных пути «расширения интеллектуальных возможностей» города. Первый путь - «якорь» - предусматривает создание в городе одного общего приложения, позволяющего решать большинство задач; второй - «платформа» - связан с созданием базовой инфраструктуры, необходимой для поддержки интеллектуальных приложений и сервисов; третий - «бета-город» - доказывает необходимость использования нескольких приложений, которые в комплексе дают полную картину для приня-

1 Качество воздуха. - http://www.airqualitynow.eu/; Озоновое загрязнение. - http://www.eea.europa.eu/maps/ozone/map; Состояние воды для купания. - http://www.eea.europa.eu/themes/water/interactive; Качество воздуха в мире. - http://itunes.apple.com/ us/app/world-air-quality; Загрязнение воздуха. - http://itunes.apple.com/us/app/expair; Радиация в воздухе. - http://itunes.apple. com/gb/app/cloud-health-radiation-monitor

тия стратегического решения; четвертый - «умный дом», согласно которому, основу для развития «умных» городов должны составить «умные» дома1. Стратегический консорциум, состоящий из властей, предпринимателей и горожан, в свою очередь, должен определить один из возможных путей развития «умных» городов. Минстроем России разрабатывается рейтинг городов на базе инновационных критериев, отражающих «умное» развитие ЖКХ, формирование доступной, комфортной и безопасной городской среды, создание инновационной городской инфраструктуры, цифрового строительства и территориального планирования, развитие интеллектуальных транспортных систем. В число базовых показателей развития «умного» города может входить создание онлайн-банка «умных» решений и технологий, инструментов, повышающих качество управления городскими ресурсами2. В табл. 2 показаны технологические решения, задачи, выгоды от внедрения интеллектуальных приложений в области энергетики в «умном» городе.

Таблица 2

Задачи, технологические решения и выгоды от внедрения интеллектуальных приложений

в области энергетики в «умном» городе

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ SMART GRID: ЧЕТЫРЕ КЛЮЧЕВЫХ ОБЛАСТИ

Первая Вторая Третья Четвертая

smart-счетчики, smart-датчики гибкие системы передачи переменного тока; сверхпроводящие кабели, полупроводниковая силовая электроника интегрированные интерфейсы, технологии управление спросом на энергию, методы планирования энергосистем интегрированные средства коммуникации

ЗАДАЧИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ В ТЕХНОЛОГИЯХ SMART GRID:

повышение надежности энергоснабжения повышение качества энергоресурсов интерфейс взаимодействия потребителей с поставщиками энергии потребитель полноправный участник рынка

ВЫГОДЫ ОТ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМ SMART GRID

удельные доходы от оснащения 1 точки учета энергии по 1 группе стран ЕС: с 94 до 766 Евро удельные доходы от оснащения 1 точки учета по 2 группе стран ЕС от 77 до 654 Евро

Одной из составляющих концепций «зеленый» и «умный» город является платформа пространственного развития. В научных публикациях представлена большая палитра взглядов, объясняющих пространственное построение городов: модель «концентрических зон» Э. Берджесса3, в которой внутреннее пространство города представлено в виде функциональных зон; секторальная модель Х. Хойта4, объясняющая целесообразность размещения городских кварталов вдоль автомобильных дорог; «многоячеистая теория» К. Харриса и Е. Ульмана, в которой центр города представлен в виде множества «мини-центров»; теория «правильного города» М. Уайта и В. Кристаллера5, раскрывающая взаимосвязь «ядра - Центра» с « коридорами - функциональными зонами»; концепция И. Маергойза6, которая выделяет в городах зоны с разным уровнем антропогенной нагрузки (интегрально-пространственные, территориально-отраслевые, линейно-сетеузловые зоны). Пространственное строение городов представлено на рис. 1.

I

А - концентрическое 1. Центральный деловой район. 2. Транзитная зона. 3. Жилая зона рабочего класса. 4. Престижная жилая зона. 5. Зона жилья маятниковых мигрантов В - секторальное 1-3. Жилые зоны (по убыванию стоимости жилья). 4. Образовательно-культурная зона. 5. Зона транспорта. 6. Промышленная зона. 7. Центральное «ядро» С - многоядерное 1. Центральный район. 2. Зона оптовой торговли, сферы обслуживания. 3-5. Жилые зоны (по возрастанию стоимости). 6. Деловой район. 7. Промышленная зона. 8. Зона пригородного жилья. 9. Зона пригородной промышленности Б - зональное 1. Центральный деловой район. 2. Зона оптовой торговли, сферы обслуживания. 3-5. Жилые зоны (по возрастанию стоимости жилья). 4. Промышленная зона.

Рисунок 1.

Научно обоснованные модели пространственного построения городов

1 Материалы по теме умный город. - http://www.tadviser.ru/index.php

2 Макаров В. Моделирование развития экономики региона и эффективность пространства инноваций / В. Макаров, С. Айвазян, М. Афанасьев, А. Бахтизин, А. Нанавян // Форсайт. - М., 2016. - Т. 10, № 3. - С. 76-90.

3 Берджесс Э. Рост города: введение в исследовательский проект // Современная американская социология - http://socioline. ru/_seminar/library/history/mas/02_berges.php; Burgess E. The city / E. Burgess, R. McKenzie, P. Park. - Chicago: Univ. of Chicago Press, 1922.

4 Лаппо Г.М. География городов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 480 с.

5 Christaller W. The Central Places of Southern Germany. - Englewood Cliffs (N.J.): Prentice-Hill, 1966.

6 Маергойз И.М. Территориальная структура хозяйства. - Новосибирск: Наука, 1986. - 304 с.

В большинстве моделей пространственного построения городов можно выделить две группы: первая - отдающая предпочтение природоподобным технологиям; вторая - нацеленная на использование 1Т-технологий в инфраструктуре городов. В моделях современных городов общественные здания является ядрами проектировочных решений, в свою очередь, природные объекты (парки, скверы, пруды) выступают как дополняющий элемент, подчеркивая приоритет коммерческой составляющей. Такая модель все больше отделяет горожанина от природы и порождает, в большинстве случаев, чувство одиночества и дискомфорта.

Одной из площадок для развития моделей «зеленых» и «умных» городов может стать группа промышленно развитых средних городов1. Для оценки уровня их развития и возможности использования в качестве площадки для развития «зеленых» городов можно использовать индекс развития города - СБ1. В нем отражается уровень благосостояния, здоровья и образования горожан; состояние инфраструктуры (оборудование жилых помещений водопроводом, канализацией, электричеством, телефоном); уровень организации сбора и удаления отходов (очистка сточных вод, удаление твердых отходов); объем получаемого городского продукта. Расчет СБ! проводится по формуле:

где j - субиндекс /-го среднего города, j-го показателя,

1 ij

П - число показателей.

Любой компонент сводного индекса является интегральным и может включать ряд составляющих. Например, при оценке общего состояния инфраструктуры учитывается соотношение: 25% водопровод, 25 канализация, 25 электричество, 25% телефон. Величина CDI измеряется в диапазоне от 0 до 100, чем ближе к 100, тем выше уровень развития города, тем выше возможности развития «зеленого» города. Расчет индекса развития среднего города - CDI представлен в табл. 3. Также для более полной оценки состояния города можно использовать индекс общественного развития - HDI. Для определения уровня развития «зеленых» и «умных» городов могут применяться показатели, используемые для оценки уровня «человеческого развития» (Human Development Project)2. Уровень жизни городского населения определяется не только достигнутым благосостоянием, но и отсутствием социальной дискриминации, доброжелательным отношением к пенсионерам и инвалидам, возможностью горожан участвовать в общественной жизни. Качество жизни горожанина может оцениваться с помощью когнитивной и аффективной составляющей, а также индексом удовлетворенности человека трудом, индексом удовлетворенности человека жизнью.

Таблица 3

Индекс развития средних промышленно развитых городов России, 2016 г.

Индекс В том числе субиндексы

№ Города развития инфра- благоустройство здоровья образования городского

города структуры жилища населения населения продукта

1 Магнитогорск 68,58 60,20 89,00 41,90 82,70 69,10

2 Нижний Тагил 65,60 60,10 90,50 41,10 80,10 53,60

3 Волжский 58,82 59,40 91,00 44,50 83,00 38,70

4 Череповец 75,16 60,80 89,50 40,80 82,00 81,70

5 Сургут 75,90 67,70 90,50 42,20 83,60 95,70

6 Стерлитамак 60,98 60,00 90,00 42,00 83,40 29,50

7 Комсомольск-на-Амуре 58,50 65,20 88,30 41,60 80,70 16,70

8 Таганрог 58,24 60,40 87,90 43,20 80,90 18,30

9 Нижневартовск 95,50 67,70 89,00 42,20 85,50 193,10

10 Братск 60,24 61,60 86,40 39,40 84,00 29,80

11 Новороссийск 57,84 63,80 86,10 42,30 82,70 14,30

12 Нижнекамск 82,86 62,70 91,10 42,80 82,20 135,50

13 Старый Оскол 68,42 59,50 89,30 42,80 84,00 66,50

14 Норильск 76,22 68,90 90,90 41,70 83,40 96,20

15 Дзержинск 59,82 58,00 89,40 41,30 84,50 25,90

16 Орск 58,38 61,60 90,60 41,80 82,20 16,70

Способность горожанина примерить на себя «одежду зеленого города» можно отследить по индексу счастья (Happy Planet Index).

1 Комарова О.П. Концепт-стратегия «зеленых городов» на базе промышленно развитых средних (монография) / О.П. Комарова, Л.Н. Медведева, К.Ю. Козенко; ФГБНУ ВНИИОЗ. - Волгоград: Крутон, 2015. - 256 с.

2 Валентей С. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры / С. Валентей, Л. Нестеров // Вопросы экономики. - М., 1999. - № 2. - С. 92-93. В Программе развития ООН (ПРООН) были использованы два показателя - «индекс человеческого развития» (ИЧР), «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП).

Перечень показателей, определяющих потенциал развития «зеленых сельских поселений»

№№ Показатель Ед. изм.

Промышленный потенциал

1. Стоимость основных фондов в расчёте на душу населения руб./чел.

2 Фондоотдача (объём ВГП на один рубль основных фондов) ру<5.

3 Степень износа основных фондов на конец года %

4 Объём инновационной продукции в общем объёме продукции %

Инфраструктурный потенциал

5 Утилизация отходов, кг/чел

6 Наличие автомобилей на 1000 человек ед.

7 Наличие водопровода со степенью очистки воды до 100% ед.

8 Число абонентов сотовой связи и интернета в расчёте на 1000 человек ед.

Финансовый потенциал

9 Доля инвестиций в основной капитал в валовом городском продукте %

10 Объём инвестиций в основной капитал в расчёте на душу населения руб/чел.

11 Затраты на НИОКТР по отношению к валовому городскому продукту %

12 Расходы бюджета на социальные мероприятия в расчёте на душу населения руб/чел.

Человеческий потенциал

13 Доля работников с высшим образованием в общей численности занятых %

14 Доля населения занятого производительным трудом, в расчёте на 100 тыс. населения %

15 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении лет

16 Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума %

Для учёта весомости данных показателей в модели города целесообразно применить метод многомерного сравнительного анализа на основе расчета эвклидовых расстояний. По методике оценка каждого I — го показателя производиться по формуле:

к^ =--—- - прямой показатель (3),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тах(ху)

_ min (x)

и kj _-— - обратный показатель (4),

где: Xу - значение I — го показателя в городе,

тах( х1), т1п( х1) - показатель-эталон, в качестве которого могут быть выбраны оптимальные (пороговые) значения показателей развития «зеленого» города.

Один из показателей, который может использоваться для определения перспектив развития города, - индекс развития предпринимательства. Индекс развития предпринимательства как обобщающий модуль нормативного вектора с 25 компонентами рассчитывается по формуле:

R J

M

II?

i _1

(5),

Хп

где Я - сводный индекс развития предпринимательства;

п - номер показателя;

М - общее количество показателей;

Хп - локальный расчетный критерий.

Он представляет собой сумму индексов (11) входящих в него показателей (1 = 1, 2,..., М): Методом экспертных оценок определяется вес значимости (к1) для каждого из 1-ых показателей: от 1 до 0,9 - очень высокая; от 0,8 до 0,6 -высокая; от 0,5 до 0,1-низкая1. Исследование показало, что успех в реализации концепции «зеленого» города во многом зависит от финансового состояния города. Результаты проведенного анализа финансового состояния среднего города могут быть представлены в виде матрицы «контрагенты» и «платежи», где а^ - соответствует платежам контрагентов, где 1 - номер столбца, ] - номер строки соответствует контрагентов города (см. табл. 6).

1 Рогачев А.Ф. Формирование промышленно-инвестиционной политики в среднем городе на основе методов экономико-математического моделирования / Л.Н. Медведева, А.Ф. Рогачев; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Волгоградский гос. ун-т». - Препринт. - Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2012. - 15 с.

Матрица финансового состояния среднего города, полученная на основе проведенной диагностики

i=1 i=2 i=3 i=4 i=5 i=6 i=7

Внеш. среда Население ОМС ГРОП Инфраструктура МБ ВОВ

1=1 Внеш. среда aзl a5l

1=2 Население a32 a42 a62 a72

1=3 ОМС alз a43 a5з a63 &73

1=4 ГРОП a34 a64 a74

1=5 Инфраструктура al5 aз5

1=6 МБ ^6 a36 a46 a76

1=7 ВОВ a27 a37 ^7 ^7 a67

При анализе матрицы видно, что в каждой ячейке отражается финансовый поток от одного контрагента к другому. Расчет сальдо для каждого из контрагентов осуществляется по следующим формулам:

7 7

Сальдо населения = ^ 2 — ^ а2 ■ (6).

i=\ ;=1

7 7

Сальдо ОМС = ^ — ^ а31 (7).

i=1 1=1

77

Сальдо градообразующего предприятия: = ^ ai 4 — ^ а4(8).

i=1 1=1

77

Сальдо инфраструктуры: = ^ ai5 — ^ а5^ (9).

i=1 1=1 77

Сальдо малого бизнеса: = ^ ai6 — ^ а6(10).

i=1 1=1

Также в расчет общего сальдо среднего города берутся платежи (суммы) отношений городских контрагентов с внешними контрагентами:

66

Сальдо города = — ^ ^а^ = ^Сальдо с контрагентами (11).

[ =1;71 = 2 1 =1;7 I = 2

Величина сальдо моногорода и динамики его изменений указывает на уровень развития города и дает оценку его возможностей в развитии «умного города»1. Разрабатываемая властями программа развития «умного» города должна включать такие разделы, как: нормативное регулирование цифровой среды; информационная инфраструктура; подготовка кадров для цифровой экономики; обеспечение информационной безопасности2. Базовый набор программы «умный город» представлен в табл. 7

Таблица 7

Базовый набор составляющих модуля «умный город»

Первый блок - система управления ЖКХ

1. Системы контроля инженерной инфраструктуры в зданиях

2. Система дистанционного учета коммунальных ресурсов

3. Системы дистанционного контроля и управления жилищно-коммунальными услугами «умный водоканал», «умная теплосеть»

4. Онлайн-сервис для обращения граждан по вопросам ЖКХ

5. Онлайн- сервис для заявок на реализацию энергосервисных контрактов

6. Онлайн - сервис для проведения общих собраний собственников домов

7. Онлайн - сервис для мониторинга состояния лифтового хозяйства

8. Онлайн - сервис для мониторинга уровня концентрации бытового газа

9. Онлайн - сервис для оказания дополнительных услуг жителям домов

Второй блок - система управления отходами

10. Онлайн - сервис для управления твердыми коммунальными отходами

11. Онлайн - сервис для обращения граждан по вопросам обращения с отходами

Третий блок - охрана природы и экология

12 Система экологического мониторинга

13 Онлайн - сервис для обращений граждан по вопросам экологической ситуации

1 Шохнех А.В. Экономико-математическое моделирование управления развитием средних и моногородов с использованием когнитивных карт / А.Ф.Рогачев, А.В. Шохнех, Л.Н. Медведева // Аудит и финансовый анализ. - М., 2017. - № 2. - С. 122-124.

2 Приказ Минстроя России от 31 октября 2018 г. № 695/пр «Об утверждении паспорта ведомственного проекта Цифровиза-ции городского хозяйства "Умный город"». - http://www.minstroyrf.ru/upload/iblock/9fe/pasport-proekta-31.10.2018

Четвертый блок - общественные пространства и общественная безопасность

14 Система управления наружным освещением

15 Система управления и мониторинга общественных пространств

16 Система информирования пассажиров о графике и маршрутах транспорта

17 Система управления городским парковочным пространством

18 Система видеонаблюдения в городе

19 Системы контроля за состояниям зданий, окружающей среды, инженерных систем

20 Система мониторинга общественной безопасности

Пятый блок - транспорт и логистика

21 Автоматизированная система управления дорожным движением

22 Система управления оплатой пользования городским транспортом и взаиморасчетов с перевозчиками и операторами платных услуг

Шестой блок - городское управление

23 Единая интеллектуальная система управления городом

24 Городская информационная модель

25 Цифровая топографическая модель

26 Система территориального планирования на базе информационной модели

27 Система оперативного мониторинга систем жизнеобеспечения города

28 Сервисы электронного голосования, получения и обработки «обратной связи» от жителей города

29 Система сбора и анализа больших данных

Ожидаемые научные результаты. Цифровые и зеленые технологии - это константы в инновационном обновлении общества и инструменты формирования экономики будущего. Стратегический консорциум в обеспечении будущего города должен произвести оценку имеющихся ресурсов; переосмыслить подходы в управлении инфраструктурой и системами города; принять программы по использованию 1Т-технологий и искусственного интеллекта во всех процессах городской экономики. Правительственная стратегия создания умных городов в России исходит из понимания: первое, использование достижений науки, техники, технологий; второе - создание удобной и безопасной среды обитания для всех горожан; третье - обеспечить внедрение природоподобных технологий в городскую инфраструктуру. Чтобы сделать город «умным» необходимо заручится поддержкой населения, синхронизировать деятельность всех городских служб и онлайн-сервисов; обеспечить привлечение инвестиций в городскую экономику. Одним из этапов в развитии «зеленых» и «умных» городов могут стать программы для ЭВМ. На рис. 2 представлены программы для управления ресурсами в «зеленом» городе.

росшИСЖАЖ ФЩШРАЩШС

СВИДЕТЕЛЬСТВО

о г асу дарственной регистрации программы для ЭВМ

№ 2017663127

СИСТЕМА ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА «ЗЕЛЕНЫЙ ГОРОД»

I [ргвообтелп'сои: Федеральное государствен» бшЬмсетно* ¿брЛШШШЯЪЫМ учрё&е&яыы лысшего ойрвншяиым «Вол-со-срв&скый 'i¡cyúajH:m«eнный технический унИФЛрстмж» 1Во.иГГУ) (KU)

Литпры: сч. ни обороте

®

2017619844

Двга noCTynnsHHi 03 йКТИбрн 201? Г.

Л*та TOcjajpíTMHHdh ртгиптяинн

й Геестре прссреыы для ЭВМ 24 НОЯ&рт 20 Í 7 А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

J^iMoeotiiimeib с.доагбы

по НИМШММВНРННв ерЛлтинмост»

! *

m

СВИДЕТЕЛЬСТВО

о государственной регистрации программы для ЭВМ

№ 2017663126

НЕЙРОННАЯ СЕТЬ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУ НКЦИ ОН И РОНАНИЯ С ИСТЕМ 1,1- И.Ц.НЫЙ ГОРОД»

п^кзвооблалатслъ: федерал ьн ос государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный технический университета (ВочгГТУ! (RU)

Авторы: г.н. на обороте

ф

Заявка .V? 2017619846

Дата поступления 03 октября 2017 Г.

Дата государственной регистрации

с Реестре программ для ЭВМ 24 ноября 2017 Я

Руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собствен ноет ti

шйгяййгавшевагайЕШйвайЁ

ПГбТГЕЖбнйЖЕЖЖЖЕЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖв ЖЖЖЖЖЖЖЖ^

Рисунок ¿.

Свидетельство государственной регистрации программ для ЭВМ в области управления «зелеными» городами1

а Щ й Й й 3: 'Л

1 Свидетельство о государственной регистрации программа: для ЭВМ RUS 2017663126 от 03.10.2017 года «Нейронная сеть для определения эколого-экономической эффективности функционирования системы «зелёный город» / Кабанов В.А., Медведева Л.Н., Старовойтов М.К., Ломакин Н.И., Медведев А.В., Жабунин А.Ю., Максимова О.Н., Лясин Д.Н., Соловьева Е.А., Федотова Г.В.; Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ RUS 2017663127 от 03.10.2017года «Система искусственного интеллекта для прогнозирования бюджета "зеленый город"» / Кабанов В.А., Медведева Л.Н., Мелихов В.В., Сазонов С.П., Шаховская Л.С., Ломакин Н.И., Тимошенко М.А., Александров А.В., Попова Я.А., Плотников В.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.