Научная статья на тему '"СТРАТЕГИЧЕСКИЙ" ФАКУЛЬТЕТ: ЦЕЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ В ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

"СТРАТЕГИЧЕСКИЙ" ФАКУЛЬТЕТ: ЦЕЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ В ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / НАУЧНОСТЬ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ / QUALIFICATION IMPROVEMENT / SCIENTIFIC APPROACH / METHODS OF EDUCATION / FORMS OF TRAINING / QUALIFICATION REQUIREMENTS / EDUCATIONAL PROCESS / PROFESSIONAL LEVEL OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беспалов Александр Николаевич, Кащеев Александр Михайлович, Кузин Валерий Алексеевич

В научной статье раскрыты современные формы и методы подготовки специалистов в области обороны на стратегическом уровне, а также предложения выпускников по совершенствованию образовательного процесса на факультете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беспалов Александр Николаевич, Кащеев Александр Михайлович, Кузин Валерий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"STRATEGIC" FACULTY: GOALS AND PROSPECTS QUALIFICATION IMPROVEMENT OF FEDERAL AND REGIONAL LEADERS IN THE GENERAL STAFF MILITARY ACADEMY OF THE RUSSIAN FEDERATION'S ARMED FORCES

This scientific article identifies up-to-date forms and policies of training of defense specialists on strategic level and graduates' suggestions on improving of educational process on the Faculty.

Текст научной работы на тему «"СТРАТЕГИЧЕСКИЙ" ФАКУЛЬТЕТ: ЦЕЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ В ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

чСШВЖШО

А.Н. БЕСПАЛОВ,

A.M. КАЩЕЕВ,

B.А. КУЗИН

A.N. BESPALOV, A.M. KASCHEEV, V.A. KUZIN

«СТРАТЕГИЧЕСКИЙ» ФАКУЛЬТЕТ: ЦЕЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

«STRATEGIC» FACULTY: GOALS AND PROSPECTS

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЕЙ В ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

QUALIFICATION IMPROVEMENT OF FEDERAL AND REGIONAL LEADERS IN THE GENERAL STAFF MILITARY ACADEMY OF THE RUSSIAN FEDERATION'S ARMED FORCES

r< A-\

Сведения об авторах: Беспалов Александр Николаевич - начальник факультета переподготовки и повышения квалификации - заместитель начальника Военного института (управления национальной обороной) по учебной работе ВАГШ ВС РФ, генерал-лейтенант запаса (г. Москва);

Кащеев Александр Михайлович - старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории (исследования проблем функционирования НЦУО РФ и ситуационных центров федеральных и региональных уровней) научно-исследовательского управления (исследования проблем государственного управления научно-исследовательского центра Военного института (управления национальной обороной) ВАГШ ВС РФ, генерал-лейтенант запаса, кандидат военных наук (г. Москва);

Кузин Валерий Алексеевич - научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории (исследования проблем функционирования НЦУО РФ и ситуационных центров федеральных и региональных уровней) научно-исследовательского управления (исследования проблем государственного управления научно-исследовательского центра Военного института (управления национальной обороной) ВАГШ ВС РФ, полковник запаса (г. Москва).

Аннотация. В научной статье раскрыты современные формы и методы подготовки специалистов в области обороны на стратегическом уровне, а также предложения выпускников по совершенствованию образовательного процесса на факультете.

Ключевые слова: повышение квалификации, научность, методы обучения, формы подготовки, квалификационные требования, учебный процесс, уровень подготовки.

Information about the authors: Alexander Bespalov - Head of the Faculty of retraining qualification improvement - Deputy Head of the Military Institute (National Defense Management Directorate) for educational process of the General Staff Military Academy of the Russian Federation's Armed Forces Lieutenant-General (Rtd.) (Moscow);

Alexander Kascheev - Senior Researcher of the Research Laboratory (Research of the Functioning Issues of the National Center for Defense Management of the Russian Federation and the Regional (Territorial) Situation Centers of the Russian Federation) of the Research Directorate (Research of Public Administration Problems) of the Research Center of the Military Institute of the General Staff Military Academy of the Russian Federation's Armed Forces, Lieutenant-General (Rtd.), candidate of Military Sciences (Moscow);

Valerij Kuzin - Researcher of the Research Laboratory (Research of the Functioning Issues of the National Center for Defense Management of the Russian Federation and the Regional (Territorial) Situation Centers of the Russian Federation) of the Research Directorate (Research of Public Administration Problems) of the Research Center of the Military Institute of the General Staff Military Academy of the Russian Federation's Armed Forces, colonel (Rtd.) (Moscow).

Summary. This scientific article identifies up-to-date forms and policies of training of defense specialists on strategic level and graduates9 suggestions on improving of educational process on the Faculty.

Keywords: qualification improvement, scientific approach, methods of education, forms of training, qualification requirements, educational process, professional level of training.

Обеспечение безопасности Российской Федерации является важнейшей функцией государства. Оно заключается в реализации системы политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер защиты конституционного строя, конституционных прав и свобод граждан, целостности и неприкосновенности территории. Основу обеспечения безопасности государства составляет оборона. Она состоит в осуществлении системы политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке и ведению вооруженной защиты государства.

Основная роль в решении задач обороны принадлежит военной организации государства. Вместе с тем большая протяженность границ Российской Федерации и наличие военных угроз на всех стратегических направлениях обуславливают необходимость комплексного привлечения к решению задач обороны и обеспечения безопасности сил, средств и ресурсов не только военной организации государства, но и других федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также иных организаций вне зависимости от формы их собственности.

Исходя из этого, в соответствии с Федеральным законом «Об обороне», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного само-

управления во взаимодеиствии с органами военного управления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства в области обороны.

Изменениями, внесенными в 2017 году в ст. 22 п. 4, 6 Закона «Об обороне» в субъектах Российской Федерации, определено, что на территориях (части территории), на которых введено военное положение, с даты начала действия военного положения в порядке, определенном Президентом Российской Федерации, создаются межведомственные координирующие органы - штабы территориальной обороны.

Задачами штабов территориальной обороны являются:

1) обеспечение согласованности совместных действий органов, формирований и организаций, выполняющих мероприятия по территориальной обороне на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

2) обеспечение согласованности мероприятий по территориальной обороне с мероприятиями по обеспечению режима военного положения, мобилизационными мероприятиями, мероприятиями по гражданской обороне и мероприятиями по противодействию терроризму, проводимыми на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

При этом руководство штабами территориальной обороны

возложено на высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), глав муниципальных образований, которые несут персональную ответственность за исполнение возложенных на них федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязанностей в области обороны государства.

Таким образом, задачи, решаемые высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и главами муниципальных образований, расширились и усложнились.

Качественное выполнение управленческих задач оборонно-мобилизационного характера, антитеррористической деятельности, территориальной, гражданской обороны требует от высших должностных лиц как федеральных органов государственной власти, так и органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления соответствующей подготовки. Рассмотрение вопросов такой подготовки в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации составляет цель настоящей статьи.

Очень важно, чтобы руководители федерального и региональ-

ного уровней при решении задач в области обороны оперировали одним понятийным аппаратом и находили взаимопонимание при рассмотрении важных вопросов государственного и военного управления, имели сопоставимый этому стратегический кругозор.

В Военном институте (управления национальной обороной) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Военная академия) в плановом порядке проводится повышение профессиональной подготовки руководителей федерального и регионального уровней Российской Федерации в вопросах обороны.

В основу их подготовки положена концепция непрерывного профессионального совершенствования (повышения квалификации) как военных специалистов, так и представителей федеральных органов исполнительной власти. Основными принципами обучения в системе подготовки и переподготовки являются:

• научность;

• преподавание того, что необходимо в профессиональной деятельности в мирное и военное время;

• создание взаимоувязанной системы получения знаний с практической отработкой материала в ходе практических занятий в Национальном центре управ-

ления обороной Российской Федерации (далее - НЦУО РФ);

• преемственность обучения в единой системе высшего профессионального образования и другие.

Указанная концепция и принципы реализуются через соответствующие дополнительные профессиональные программы.

В результате освоения дополнительных профессиональных программ выпускники должны обладать следующими знаниями и профессиональными навыками:

• на высоком уровне проводить анализ военно-политической обстановки в мире, общественно-политических событий в государстве, обстановки на стратегических направлениях;

• полученные знания применять в области военного и государственного управления;

• осуществлять мониторинг средств массовой информации и глобальных компьютерных сетей;

• применять методы информационно-аналитической работы при сборе и обработке информации на всех этапах подготовки принятия решений и представлять результаты анализа и прогнозирования развития возникающих угроз военной безопасности государству;

• организовывать взаимодействие с пунктами управления

органов военного управления, федеральными органами исполнительной власти РФ и ее субъектов, а также органами местного самоуправления при проведении мероприятий по вопросам организации обороны и безопасности государства с применением современных 1Т-технологий;

• использовать современные научные методы выработки решений по управлению сложными организационно-техническими системами в условиях мирного и военного времени, в чрезвычайных и кризисных ситуациях;

• применять методы получения, обработки и интерпретации экспертной информации в области принятия решений по управлению сложными организационно-техническими системами.

В 34 субъектах Российской Федерации функционируют, в остальных ведется строительство и оснащение ситуационных центров специальной аппаратурой, соответствующим программным обеспечением. На их базе в интересах руководящего состава региональных центров планируется создание региональных центров управления субъектов РФ. Их руководителям необходимо будет пройти обучение.

Руководители федерального и регионального уровней в Военной академии Генерального шта-

=>А**Г^НИЯ И ВЗАИМОД ; ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГ ИСПОЛНИТЕЛЬ -ой в г

Щ ^ДИОНАЛЬНК'И ЦЕНТР УГР.", ПЕНИЯ ОБОРОНОЙ РО :с ЗКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Группа слушателей ФОИВ перед проведением занятий

! I

ХЁШШ

Ж

ба Вооруженных Сил Российской Федерации повышают квалификацию в двух типовых группах.

В первой группе повышают квалификацию по дополнительной профессиональной программе руководители федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, имеющих мобилизационные задания.

С сентября 2015 года на факультете переподготовки и повышения квалификации Военного института (управления национальной обороной) в этой группе прошли обучение более 150 человек.

От органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации это более 70 руководителей. Губернаторы Архангельской, Костромской, Курганской, Ивановской, Новгородской, Псковской, Амурской, Тульской областей, Еврейской автономной области, Ненецкого автономного округа и многие другие руководители глав администрации, их заместители, председатели правительств, их заместители, министры субъектов Российской Федерации.

От федеральных органов исполнительной власти прошли обучение более 80 руководителей. Это руководители Федерального медико-биологического агентства, федеральной службы Росздрав-надзор, федерального агентства Росавтодор, федеральной службы Ространснадзор, федерального агентства Ростуризм, а также многие заместители министров, заместители руководителей федеральных агентств и служб.

Во второй группе проводится обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе федеральных государственных служащих федеральных органов исполнительной власти по вопросам военного планирования.

В период с сентября 2015 года по февраль сего года на факульте-

те переподготовки и повышения квалификации прошли обучение более 230 человек, из них представители:

- Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

- Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

- Администрации Президента Российской Федерации;

- Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации;

- Правительства Российской Федерации;

• министерств;

• федеральных служб;

• федеральных агентств;

• госкорпораций;

• акционерных обществ и других организаций.

На фото отображены слушатели группы ФОИВ факультета переподготовки и повышения квалификации Военного института (управления национальной обороной) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, с которыми проводится инструктаж перед проведением занятий в управлении по взаимодействию с государственными органами и организациями НЦУО РФ.

Для реализации выполнения профессиональных программ привлекаются научно-педагогические кадры, прошедшие профессиональную переподготовку в Военной академии, а также педагоги очного обучения, имеющие опыт практической деятельности в органах военного управления на командных или командно-штабных должностях оперативно-стратегического и стратегического уровней управления.

К преподаванию учебных дисциплин дополнительно привлекаются преподаватели, имеющие профильное высшее образование, а также занимавшие руководящие должности в органах военного управления оперативного и опе-

ративно-стратегического уровней управления, а также имеющие боевой опыт, государственные награды, государственные премии, государственные почетные звания.

Более 60% преподавательского состава, привлекаемого для реализации выполнения данной программы, имеют ученую степень и (или) ученое звание, более 10% - ученую степень доктора наук или ученое звание профессора.

Следует отметить, что основными направлениями совершенствования организации и содержания учебного процесса на факультете являются:

• усиление практической направленности обучения;

• оперативное внедрение в образовательный процесс разработанных и апробированных в реальных условиях новых форм и способов ведения военных действий и организации управления как в системе военного управления, так и федеральных органов исполнительной власти на всех ее уровнях;

• сопряжение военно-профессиональной составляющей подготовки по уровням военного управления (стратегический, оперативно-стратегический, оперативный);

• внедрение единых подходов к методике преподавания дисциплин, проведению военных игр, командно-штабных учений;

• повышение научного потенциала научно-педагогических работников, обеспечивающих учебный процесс на факультете;

• приоритетное комплектование преподавательского состава и научных работников специалистами, имеющими ученую степень и ученое звание;

• широкое внедрение практики привлечения преподавательского состава и научных работников, имеющих опыт оперативной подготовки войск;

• развитие информационного обеспечения образовательного процесса;

• развитие и совершенствование информационных и образовательных ресурсов, в том числе электронных учебников и пособий;

• внедрение локальной вычислительной сети и локальной электронной библиотеки;

• применение современных автоматизированных и информационных систем, в том числе системы видеоконференцсвязи;

• внедрение перспективной системы поддержки принятия решения руководящими лицами органов военного управления (компьютерные технологии, моделирование и другие) в образовательной деятельности.

Для достижения целей в системе обучения на факультете переподготовки и повышения квалификации Военного института (управления национальной обороной) Военная академия имеет учебную материально-техническую базу для проведения всех видов учебных занятий, самостоятельной подготовки слушателей и научно-педагогического состава.

К ней относятся:

• методический кабинет академии, учебно-методические кабинеты кафедр и кабинеты подготовки научно-педагогического состава, оснащенные техническими средствами обучения и автоматизированными рабочими местами на базе персональных электронно-вычислительных машин;

• тренажерная база в составе учебных пунктов управления оперативно-стратегического и оперативного звена укомплектована современными комплексами средств автоматизации и боевого управления, состоящими на вооружении Вооруженных Сил Российской Федерации и оснащенными перспективными программно-аппаратными средствами;

• библиотечный и учебно-информационный фонды;

• учебно-методические материалы по всем учебным дисциплинам образовательных программ, размещенные в локальной вы-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

числительной сети академии с выполнением установленных требований режима секретности и защиты информации.

При этом обеспечена возможность доступа каждого слушателя во время самостоятельной подготовки к базам данных и библиотечным фондам (печатным и (или) электронным изданиям учебной и научной литературы), формируемым по полному перечню дисциплин учебной программы.

Со слушателями ФОИВ факультета переподготовки и повышения квалификации ВАГШ ВС РФ проводятся плановые занятия в НЦУО РФ. Занятия проводит руководящий состав НЦУО РФ, на которых до слушателей доводятся задачи, выполняемые НЦУО РФ в целом, и задачи, решаемые Центром боевого управления, Центром повседневной деятельности войск, Центром координации и контроля полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации и другими центрами, управлениями, структурно входящими в НЦУО РФ.

Слушатели осваивают следующие профессиональные дисциплины: государственное управление; национальная безопасность; военная экономика; военная стратегия; военное управление; информационная безопасность и другие дисциплины.

Итоговая аттестация слушателей завершается сдачей зачета по курсу подготовки с целью проверить и оценить подготовленность выпускников к выполнению профессиональных задач,соответствие их подготовки настоящим квалификационным требованиям.

Слушателям, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу повышения квалификации и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации.

В конце обучения среди слушателей групп ФОИВ-М и ФОИВ-ВП проводится социологический

опрос в форме анкетирования. Задачи опроса: определение социально-психологического портрета обучающихся, изучение, анализ, систематизация факторов, негативно влияющих на образовательный процесс, с целью определения путей его оптимизации.

Как показал анализ возрастной принадлежности обучаемых на факультете, средний возраст слушателей - 47 лет; давность прохождения переподготовки и повышения квалификации - более 5 лет (50%), ведущий мотив повышения квалификации - получение необходимого объема знаний в интересах совершенствования профессиональных навыков.

Свыше 80% слушателей факультета переподготовки и повышения квалификации ВАГШ ВС РФ высказывают свое мнение о высоком уровне и качестве преподавания и представляемом обучаемым материале.

Они отмечают позитивные стороны обучения, в частности:

- образовательный процесс привязан к практической стороне знаний и войсковому опыту;

- интересная тематика и доходчивость доведения учебного материала до обучаемых;

- творческий подход и богатый служебный опыт преподавателей;

- увлекательная работа на семинарских занятиях с учетом опыта практической работы у преподавателей, приведение примеров из жизни и практики, стимулирование креативного мышления у слушателей, способность организовать и поддержать дискуссию;

- хороший и профессиональный контакт с аудиторией, свободное изложение материала с учетом оценки текущей обстановки в мире;

- развитие аналитических способностей и взаимное обогащение знаниями и подходами к возникающим проблемам у обучаемых;

! I

ХЕШШ

Ж

- отличное знание предмета, заинтересованность в общении со слушателями и стремление донести свои знания до них;

- проведение занятий с применением игровых подходов, что способствует восприятию нового материала намного легче и проще.

Большая роль в этом плане, по мнению слушателей, отводится преподавателям, чьи занятия вызвали наибольший интерес, это - Вахрушев В. А., доцент кафедры государственного управления и национальной безопасности, кандидат военных наук, профессор; Лапунов П. М., старший преподаватель кафедры военной стратегии, кандидат военных наук; полковник Лобанов И. Г., старший преподаватель кафедры государственного управления и национальной безопасности, доктор политических наук, доцент; Вильданов М.П., преподаватель кафедры военной стратегии, кандидат военных наук, доцент; полковник Уваров A.A., доцент кафедры государственного управления, кандидат экономических наук, доцент; генерал-майор Жму-рин С. А., заместитель начальника кафедры военной стратегии, доктор военных наук, профессор; генерал-майор Левин С.И., начальник кафедры материально-технического обеспечения, кандидат экономических наук.

Слушатели, прошедшие переподготовку и повышение квалификации на факультете, также выражают благодарность в адрес многих других преподавателей.

В целях повышения качества образовательного процесса обучающиеся предлагают:

• исключить дублирование образовательных ресурсов в ряде тем рабочих программ учебных дисциплин;

• учитывать опыт служебной деятельности слушателей при изложении материалов лекций и проведении семинаров;

• организовывать групповую проектную работу слушателей

над учебными планирующими документами;

• дополнить учебную программу дисциплиной по кафедре разведки.

Наряду с этим слушатели предлагают:

• увеличить срок обучения до двух месяцев с соответствующей корректировкой учебной программы;

• дополнительно на факультете организовать месячные курсы повышения квалификации работников оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) по изучению, во-первых, особенностей организации производства при переходе с мирного на военное время и в условиях ведения войны, во-вторых, особенностей выполнения Государственного оборонного заказа;

• расширить контингент слушателей, привлекаемых от ФОИВ и предприятий ОПК.

В заключение следует отметить, что повышение квалификации специалистов для органов государственного и военного управления должно проводиться системно, находиться в постоянном развитии и оперативно реагировать на изменения, происходящие в формах, способах и средствах вооруженной борьбы.

Опыт подготовки слушателей и анализ практической деятельности в части вопросов обороны показал, что мы движемся в правильном направлении, а знания, полученные слушателями на факультете, внедряются в практику управления.

Это наглядно видно при проведении совместных учений, штабных тренировок с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, порядок и алгоритмы решения дополнительных задач в области обороны требуют дальнейшей проработки, возможно и увеличения учебных дисциплин и количества часов по данной тематике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов, Е.Г., Анисимов, В.Г., Гаръкушев, А.Ю., Селиванов, АЛ, Чварков, C.B. Сущность и проблемы управления обеспечением безопасности и обороной государства // Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук, 2016. № 3 (93). С. 3-10.

2. Анисимов, В.Г., Анисимов, Е.Г., Сауренко, Т.Н., Чварков, C.B., Харченко, Е.Б. Обобщенный показатель эффективности взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при решении задач обеспечения национальной безопасности государства // Вопросы оборонной техники. Серия 16: Технические средства противодействия терроризму, 2017. № 5-6. С. 101-106.

3. Анисимов, Е.Г., Анисимов, В.Г., Сауренко, Т.Н., Чварков, C.B. Экономическая политика в системе национальной безопасности Российской Федерации // Национальные приоритеты России, 2016. №3(21). С. 22-32.

4. «Об обороне» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ (в ред. федеральных законов от 30 декабря 1999 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 4 апреля, 26 декабря 2005 г., 3,6 июля, 4 декабря 2006 г., 19, 26 июня 2007 г., 14, 23 июля 2008 г., 9 апреля, 9 ноября 2009 г., 5, 8 мая, 27 июля, 23 декабря 2010 г., 5 апреля, 8 декабря 2011 г., 25,30 декабря 2012 г., 5 апреля, 2 июля 2013 г., 3 февраля, 4 июня 2014 г., 12 февраля, 30 декабря 2015 г., 1 мая, 3 июля 2016 г.): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 апреля 1996 года; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 15 мая 1996 года. Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс».

5. Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 го-да№ 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.