Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ КИТАЯ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международный бизнес / инновации / бизнесстратегия / российско-китайские взаимоотношения / конкурентные стратегии / трансграничная торговля. / international business / innovation / business strategy / RussianChinese relations / competitive strategies / cross-border trade.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Горнштейн М.Ю., Ван Цзычэнь

В статье проводится комплексный стратегический анализ трансграничной электронной коммерции в Китае с акцентом на взаимодействие политических, экономических, социальных и технологических факторов (схема SWOT-PEST). В исследовании определены значительные внутренние преимущества, такие как благоприятная государственная политика, быстрый технологический прогресс и растущий средний класс, а также слабые стороны, такие как жесткая рыночная конкуренция и недостаточная узнаваемость бренда. Выделяются внешние возможности, включая ускорение экономической глобализации и расширение потребительских рынков, а также угрозы, такие как торговые ограничения и логистическая неэффективность. Подчеркивается важность надежного государственного регулирования для снижения правовых рисков, повышения надежности кредитования и развития этической корпоративной практики. Также подчеркивается необходимость адаптации бизнеса к меняющейся динамике рынка, повышения качества управления и использования инновационных технологий. Полученные результаты дают стратегические рекомендации политикам и компаниям, как ориентироваться и извлекать выгоду из меняющегося ландшафта трансграничной электронной коммерции в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC ANALYSIS OF CROSS-BORDER E-COMMERCE IN CHINA

This article provides a comprehensive strategic analysis of crossborder e-commerce in China, focusing on the interaction of political, economic, social and technological factors (SWOT-PEST framework). The study identifies significant internal advantages such as favorable government policies, rapid technological progress, and a growing middle class, and weaknesses such as fierce market competition and lack of brand recognition. External opportunities, including accelerating economic globalization and expanding consumer markets, and threats, such as trade restrictions and logistical inefficiencies, are highlighted. The importance of robust government regulation is emphasized to reduce legal risks, improve credit reliability and promote ethical corporate practices. The need for businesses to adapt to changing market dynamics, improve management quality and use innovative technologies is also emphasized. The findings provide strategic recommendations to policymakers and companies on how to navigate and capitalize on the changing landscape of cross-border ecommerce in China.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ КИТАЯ»

Горнштейн М.Ю., к.э.н.

профессор Россия, г.Москва Ван Цзычэнь студент магистратуры

МПГУ Россия, г.Москва

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ КИТАЯ

Аннотация. В статье проводится комплексный стратегический анализ трансграничной электронной коммерции в Китае с акцентом на взаимодействие политических, экономических, социальных и технологических факторов (схема SWOT-PEST). В исследовании определены значительные внутренние преимущества, такие как благоприятная государственная политика, быстрый технологический прогресс и растущий средний класс, а также слабые стороны, такие как жесткая рыночная конкуренция и недостаточная узнаваемость бренда. Выделяются внешние возможности, включая ускорение экономической глобализации и расширение потребительских рынков, а также угрозы, такие как торговые ограничения и логистическая неэффективность. Подчеркивается важность надежного государственного регулирования для снижения правовых рисков, повышения надежности кредитования и развития этической корпоративной практики. Также подчеркивается необходимость адаптации бизнеса к меняющейся динамике рынка, повышения качества управления и использования инновационных технологий. Полученные результаты дают стратегические рекомендации политикам и компаниям, как ориентироваться и извлекать выгоду из меняющегося ландшафта трансграничной электронной коммерции в Китае.

Ключевые слова: международный бизнес, инновации, бизнес-стратегия, российско-китайские взаимоотношения, конкурентные стратегии, трансграничная торговля.

Gornstein M.Y., Ph.D. in economics

professor MPSU Russia, Moscow Wang Zichen undergraduate student MPSU Russia, Moscow

STRATEGIC ANALYSIS OF CROSS-BORDER E-COMMERCE IN

CHINA

Abstract. This article provides a comprehensive strategic analysis of cross-border e-commerce in China, focusing on the interaction of political, economic, social and technological factors (SWOT-PEST framework). The study identifies significant internal advantages such as favorable government policies, rapid technological progress, and a growing middle class, and weaknesses such as fierce market competition and lack of brand recognition. External opportunities, including accelerating economic globalization and expanding consumer markets, and threats, such as trade restrictions and logistical inefficiencies, are highlighted. The importance of robust government regulation is emphasized to reduce legal risks, improve credit reliability and promote ethical corporate practices. The needfor businesses to adapt to changing market dynamics, improve management quality and use innovative technologies is also emphasized. The findings provide strategic recommendations to policymakers and companies on how to navigate and capitalize on the changing landscape of cross-border ecommerce in China.

Keywords: international business, innovation, business strategy, Russian-Chinese relations, competitive strategies, cross-border trade.

В последние годы трансграничная электронная торговля в Китае достигла значительного масштаба. Проводимые исследования развития трансграничной электронной коммерции включают изучение проблем трансформации и модернизации внешней торговли Китая, состояния и тенденций развития электронной коммерции, стратегии платформенного маркетинга, трудности развития.

Будучи новой стратегической отраслью, объединяющей Интернет и традиционную внешнюю торговлю, трансграничная электронная коммерция способствует развитию экономической и торговой глобализации. Она стала новой формой международной торговли и способствует новым изменениям в глобальной международной торговле.

Методология исследования: создание модели матричного анализа SWOT-PEST как с внутренней, так и с внешней точки зрения, позволяет координировать, интегрировать и сопоставлять политические, экономические, социальные и технические факторы, с которыми сталкиваются компании в процессе развития трансграничной электронной коммерции Китая. Путем исследования внутренних преимуществ и недостатков, а также внешних возможностей и угроз, существующих в этом процессе, обеспечивается формирование и применение стратегических комбинаций и выдвигаются соответствующие контрмеры и предложения.

Проработанность вопроса. Китайский исследователь Ким

72

установил , что трансграничная электронная коммерция может преодолеть пространственные и географические ограничения и обеспечить связь и транзакции на нулевом расстоянии между покупателями и продавцами. Исследователи Г. Эстрелла, М. Бертин73 обнаружили, что использование онлайн-транзакций в рамках трансграничной электронной коммерции значительно снижает затраты, связанные с расстоянием. Китайский исследователь Ма Шучжун обнаружил74, что географическое расстояние менее негативно влияет на трансграничный экспорт электронной коммерции Китая, а создание пилотной зоны трансграничной электронной коммерции и соответствующая политика льготных тарифов также предоставили огромное пространство для развития трансграничной электронной коммерции.

Основой и важным фактором эффективного развития трансграничной электронной коммерции является логистика. Степень развития и качество трансграничной логистики напрямую влияют на развитие трансграничной электронной коммерции. Поэтому исследования трансграничной логистики электронной коммерции также находятся в центре внимания ученых и специалистов.

Метод SWOT-анализа позволяет комплексно учитывать дифференциацию внутренних и внешних факторов и интересов компании, всесторонне анализировать и позиционировать ее сильные и слабые стороны, возможности и проблемы и формировать лучшую стратегию развития.

РЕБТ-анализ — это современный маркетинговый инструмент принятия решений и стратегического планирования, позволяющий анализировать внешнюю среду компании и оценивать ее влияние на бизнес-процессы. Этот метод выделяет из множества влияющих внешних факторов четыре ключевых: политические, экономические, социально-культурные и технологические, и комплексно оценивает влияние этих факторов на стратегию развития объекта исследования.

72 KIM H Y, SONG S.A Study of Policy Direction on O2O industry developing. Journal of Digital Convergence,2017,15(5):13-25.

73 ESTRELLA G,BERTIN M,GEOMINA T.The Drivers and Impediments for Cross-Border E-Commerce in the EU.Information Economics and Policy,2014(28):83-96.

74 ЧШ^МШ:Шт.Ш^ШШШНШШШ%&т..тЫШШПШ,2019(2):176Ма Шучжун, Фан Чао, Лян Иньфэн. Цифровая торговля, ее эпохальное значение и перспективы исследований. Вопросы международной торговли, 2019(2):176.

Таблица 1. Матричный анализ SWOT-PEST развития трансграничной __электронной коммерции__

SWOT-PEST Политика (P) Экономика (E) Общество (S) Технологии (T)

Внутренние факторы

Преимущест ва Государствен ная поддержка (вР1) Рост числа и увеличение раазмера семей среднего класса (SE1) Высокая концентрация рынка ^1) Быстрое развитие Интернета и мобильной связи

Стратегическ ий бизнес-проект «Один пояс, один путь» благоприятно сказывается на развитии электронной коммерции^ Р2) Большой объем капитальных вложений (SE2) Рост осведомленности потребителей о зарубежных продуктах и диферсификация их потребностей,стиму лирующие потребление (SS2) Быстрое развитие блокчейн- технологий, искусственног о интеллекта, облачных вычислений и больших данных (ST2)

Внедрение пилотной политики в области трансграничн ой электронной коммерции (БР3) Хорошие перспективы развития внутрен-него рынка (SE3)

Упрощение таможен-ных процедур (БР4)

Недостатки Влияние Рост числа Отставание степени Отставание

колебаний малых и узнаваемости бренда систем

обменного средних компании от обслуживания,

курса и компаний зарубежных таких как

изменения электрон-ной крупных брендов трансгранична

налоговой коммерциии (WS1) я логистика и

политики ужесточе-ние трансграничны

^Р1) конкуренция (№Е1) е платежи, от темпов развития трансгранично й электронной коммерции ^Т1)

Недостаток

профессиональ-ных

знаний, навыков и

опыта в области

трансграничной

электронной

коммерции (WS2)

Множество

разновидностей

товаров

трансграничной

электронной

коммерции и их

невысокая

стоимость (WS3)

Внешние факторы

Возмож- Ускорение Возможность Устранение Эффективное

ности процессов для малых и социального разрыва сочетание и

экономичес- средних между богатыми и применение

кой предприятий бедными, больших

глобализации выйти на способствующее данных,

и увеличение международн развитию малых Интернета

масштабов ый рынок и городов вещей и

международ- возможность (ОБ1) технологий

ного трансфор- облачных

экономичес- мации вычислений,

кого отечествен- позволяющее

сотрудни- ных реализовать

чества традицион- процесс

(ОР1) ных взаимосвязи и

предприятий совместного

(ОЕ1) использования

ресурсов,

обеспечива-

ющее

увеличение

возможностей

таможенных

служб по

своевремен-

ному сбору

информации о

типах,

партиях,

количестве

товаров, и

созданию

информаци-

онно -

вычислительн

ых систем

управления

коммерчес-

кими

операциями

(ОТ1)

Предложение Повышение Модернизация

плана уровня промышленной

действий внутреннего структуры (ОБ2)

«Интернет+» потребления

(ОП2) (ОЕ2)

Повышение Расширение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

уровня потребительского

открытости рынка (OS3)

внешнему

миру (ОП3)

Изменения в

потребительских

привычках и

моделях

потребления (OS4)

Угрозы Появление Дисбаланс Рост конкуренции Проблемы

ограничений импорта и на международных трансграничны

и торговых экспорта рынках х платежей в

санкций (TP1) трансграничн ой электронной торговли (TE1) (ТЕ2) трансгранично й электронной коммерции (трудности с расчетами и покупкой иностранной валюты, низкий процент успешных платежей) (ТТ1)

Влияние Высокий уровень Проблемы с

повышения транзакционных формирова-

курса юаня рисков нием и

(TP2) (Ш) реализацией международных логистических систем (ТТ2)

Недостаточный

инновационный

потенциал

отечественных

предприятий (ТС2)

На основе проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что важное преимущество трансграничной электронной коммерции в Китае

заключается в активной поддержке правительством разработки соответствующих национальных законов, нормативных актов и регламентов, способствующих развитию трансграничной электронной коммерции.

Электронная коммерция продолжает расширяться, динамика развития в этой отрасли сильна, а модели управления продолжают обогащаться.5

Недостатки трансграничной электронной коммерции заключаются в недостаточной логистической поддержке этого направления и в отсутствии необходимого количества соответствующих специалистов.

Возможности развития трансграничной электронной коммерции заключаются в использовании преимуществ глобализации мировой экономики, интернационализации бизнеса и развитии информационно -коммуникационных технологий.

Трансграничная электронная коммерция способствует трансформации и совершенствованию бизнес-моделей Китая и может стать важным каналом для расширения сети предприятий за рубежом. Угрозы, с которыми сталкивается трансграничная электронная торговля, заключаются в том, что по мере того, как международные торговые противоречия продолжают обостряться, трансграничные электронные платежи сталкиваются с институциональными трудностями и техническими рисками, которые оказывают большее влияние на развитие трансграничной электронной торговли в Китае.

Трансграничная электронная коммерция должна координироваться с логистикой, финансовыми расчетами и таможенными процедурами, используя современные цифровые технологии, такие как блокчейн, для отслеживания товаров и сокращения логистических затрат и времени коммерческих операций.6

Международные компании должны адаптировать свои модели управления, участвовать, улучшать функциональные характеристики и качество продукции, активно использовать Интернет и электронные технологии и развивать предпринимательскую культуру.

Использованные источники:

1. М.Ю. Горнштейн. Базовые модели электронной коммерции и направления их эффективного применения. // Информационные и телекоммуникационные технологии. - 2023. №56. - С.16-25

2. М.Ю. Горнштейн. Перспективы и условия эффективного применения блокчейн - технологий в отечественной экономике. // Информационные и телекоммуникационные технологии. - 2019. - №40. - С.27-38

3. ESTRELLA G, BERTIN M, GEOMINA T.The Drivers and Impediments for Cross-Border E-Commerce in the EU.Information Economics and Policy,2014(28): 83-96.

4. KIM H Y, SONG S.A Study of Policy Direction on O2O industry developing. Journal of Digital Convergence,2017,15(5):13-25.

5. Ма Шучжун, Фан Чао, Лян Иньфэн. Цифровая торговля, ее эпохальное значение и перспективы исследований. // Вопросы международной торговли, 2019. - (2).:176

6. Чжан Сяхэн. Исследование синергии между трансграничной электронной коммерцией и трансграничной логистикой в рамках инициативы «Пояс и путь». -// Современное управление экономикой. - 2020. - 42 (4). - С.27-32

7. М.Ю. Горнштейн. Базовые модели электронной коммерции и направления их эффективного применения. -// Информационные и телекоммуникационные технологии. - 2023. №56. - С. 16-25

8. М.Ю. Горнштейн. Перспективы и условия эффективного применения блокчейн-технологий в отечественной экономике. -// Информационные и телекоммуникационные технологии. - 2019. №40. - С.27-38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.