Научная статья на тему 'Стратегический анализ среды функционирования ок Русал (алюминиевые дивизионы)'

Стратегический анализ среды функционирования ок Русал (алюминиевые дивизионы) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3041
437
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старовойт Е.С., Данильченко Ю.В.

Приведена стратегическая характеристика ОК РУСАЛ, выявлена значимость факторов внешнего окружения экспертным методом, проведен отраслевой анализ и анализ конкурентов, проанализированы возможности предприятия с помощью маркетинг-микса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегический анализ среды функционирования ок Русал (алюминиевые дивизионы)»

План мероприятий

Мероприятие Существующие Предлагаемые На что направленно

Участие в ярмарках среди вузов. Выезд в школы Выезд преподавателей Выдача буклетов. Прокрутка видеофильма о преимуществах специальностей представленных в институте Перспектива дальнейшего трудоустройства. Акцент сделан на, том что, чем перспективна та или иная специальность на ранке труда в настоящее время

День открытых дверей Преподаватели, которые смогут хорошо рассказать о самом процессе обучения и о качестве образования Действующие студенты привлекут абитуриента рассказом об интересной университетской жизни, о мероприятиях и т. д. Выпускник «успокоит» перспективами трудоустройства именно после университета, покажет на собственном примере. Устроить студенческий концерт Участие в учебном процессе специалистов данной области. Вовлеченность в студенческую жизнь

Организация рекламных кампаний Баннеры на территории КрасГАУ Бегущая строка в городском транспорте. Баннеры в интернете Увеличение информированности абитуриента о вузе

Во-первых, доступная оплата обучения, во-вторых, наличие общежития, в-третьих, наличие привлекательной специальности и в-четвертых, перспектива дальнейшего трудоустройства.

В целом, большинство студентов обучающихся в ИМиИ, положительно отзываются об институте.

2) в группу потенциальных абитуриентов вошли выпускники 11-х классов среднеобразовательных учреждений (школы, гимназии, лицеи), и выпускники средне-профессиональных учреждений проживающиев Железнодорожном и Октябрьском районе г. Красноярска, а так же в районных центрах Красноярского края.

В специально разработанной анкете для этой группы, были представлены вопросы, на ответ которых можно выделить по каким тем или иным причинам, абитуриенты выбирают вузы, которые представлены на рынке образовательных услуг города Красноярска. По результатам опроса данной группы потенциальных абитуриентов было выявлено, что при поступлении в вуз самыми важными критериями являются:

- престижность университета (рейтинг университета на рынке образовательных услуг);

- участие в учебном процессе специалистов данной области (которые могли бы рассказать все плюсы и перспективы данной специальности на рынке труда)

- перспектива дальнейшего трудоустройства;

- наличие общежития, так как основной массой поступающих абитуриентов, являются, прежде всего, иногородние абитуриенты.

По результатам исследования было выявлены причины и мотивы поступления в вузы, на основании чего был разработан план дополнительных мероприятий, по привлечению набольшего числа абитуриентов в Институт Менеджмента и информатики (см. таблицу).

В целом можно сделать вывод о том, что для привлечения абитуриентов в Красноярский государственный Аграрный университет, а именно в Институт Менеджмента и Информатики следует совершенствовать ряд мероприятий в следующих направлениях, которые главным образом влияют на принятие решения абитуриента о поступлении в вуз:

• повышение престижности университета (рейтинг университета на рынке образовательных услуг);

• участие в учебном процессе специалистов данной области (которые могли бы рассказать все плюсы и перспективы данной специальности на рынке труда);

• перспектива дальнейшего трудоустройства.

© Сёмина А. О., Давыдова А. А., Вольных И. И., Черных А. И., 2013

УДК 338.45.01

Е. С. Старовойт Научный руководитель - Ю. В. Данильченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОК РУСАЛ (АЛЮМИНИЕВЫЕ ДИВИЗИОНЫ)

Приведена стратегическая характеристика ОК РУСАЛ, выявлена значимость факторов внешнего окружения экспертным методом, проведен отраслевой анализ и анализ конкурентов, проанализированы возможности предприятия с помощью маркетинг-микса.

Стратегическое управление организацией для российской экономики - новое, непривычное направление. Необходимость в нем появилась в ходе осущест-

вляемых в стране политических и экономических преобразований, результатом которых стал переход от плановой экономики с централизованным стратегиче-

Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»

ским управлением целыми отраслями производства к рыночной экономике, в которой организации и предприятия различных форм собственности получили полную хозяйственную самостоятельность.

Объект исследования - алюминиевые дивизионы объединенной компании РУСАЛ (далее - ОК РУ-САЛ). ОК РУСАЛ - крупнейший в мире производитель алюминия и один из крупнейших производителей глинозема. Основной структурной единицей ОК РУСАЛ является дивизион - подразделение, имеющее четкую специализацию и обладающее высокой степенью автономности.

Основными конкурентами ОК РУСАЛ являются крупные диверсифицированные зарубежные компании. Chalco или Aluminium Corporation of China Limited- крупнейших производитель алюминия в Китае, австралийско-британско-канадская Rio Tinto Alcan - горнодобывающая компания, американская Alcoa, норвежсткая Hydro Aluminium, британско-австралийская BHP Billiton - крупнейшая горнодобывающая компания в мире [1].

Для алюминиевой отрасли ключевыми факторами успеха являются: наличие современного технологического оснащения, ресурсно-сырьевой базы, отлаженная система управления, высокая квалификация управленческого персонала.

Степень влияния силы конкуренции на рынке равна 2,16, что говорит о высоком уровне конкуренции. Прогноз развития уровня силы конкуренции равен +0,61, это означает, что уровень конкуренции будет расти.

В стратегическую группу входят конкурентов ОК РУСАЛ попадают Alcoa, Rio Tinto Alcan, Chalco. Проведено ранжирование конкурентов ОК РУСАЛ -4,76; Alcoa - 4,54; Rio Tinto Alcan - 4,48; Chalco -3,70. Таким образом, основным конкурентом ОК РУСАЛ является компания Alcoa [2-6].

Оценка внешней среды организации была проведена с помощью PEST-анализа.Так как ОК РУСАЛ является промышленным предприятием для анализа выбираем сферы: экономическую, технологическую, политическую. Каждая сфера детализируется тремя факторами. Экономическая: курсом национальной валюты, ценой на энергоресурсы, налоговыми ставками. Технологическая: появлением новых технологий, значимостью тенденций в области НИОКР, новыми патентами. Политическая: антимонопольным законодательством, природоохранным законодательством, внешнеэкономическим законодательством. Наибольшая нестабильность наблюдается в экономической компоненте.

Потребителей алюминия можно разделить на отечественных и зарубежных. Зарубежные потребители представлены западным рынком (Европа, страны СНГ) и восточным (Индия, Китай, Япония). Отечественных потребителей, в свою очередь, сегментировать на предприятия производящие готовую продукцию (фольга, тара, упаковка) и полуфабрикаты (материалы и конструкции для строительства, детали для машиностроения, сплавы).

Стратегический анализ внутренней маркетинговой среды организации был выполнен с помощью марке-

тинг-микса, включающего в себя четыре направления: продукт, цена, продвижение, место.

На сегодняшний день продукция, выпускаемая отечественными металлургическими заводами имеет низкую добавленную стоимость. В основном это первичный металл и сплавы. Качество данной продукции строго утверждено в ГОСТах и стандартах ЬМБ (Лондонской биржи металлов), что не позволяет сделать данное направление основой для разработки конкурентной стратегии. Если продукция не соответствует стандартам, ее просто не будут покупать.

Металлургическая отрасль имеет специфические особенности ценообразования. Цена на металл формируется на Лондонской бирже цветных металлов, где в ходе сессий сопоставляются мнения продавцов и покупателей металлов, в результате чего устанавливается цена на тот или иной металл. Следовательно, спрос является одним из ключевых факторов ценообразования, ставя алюминиевую отрасль в прямую зависимость от положения дел в смежных отраслях, особенно в машиностроении и строительстве.

Кроме того, экспортная ориентированность алюминиевой промышленности заставляет ее реагировать на изменения в конъюнктуре мировой экономики. Снижения темпов строительства в развивающихся странах и сокращение производства в машиностроительной отрасли незамедлительно сказываются на цене алюминия.

Так как цена на алюминий устанавливается на мировом рынке, то единственным способом увеличения прибыли является снижение издержек производства. Львиную долю затрат в себестоимости алюминия (порядка 60%) составляет расходы на электроэнергию. Особенно актуальным этот вопрос становится в свете постоянной тенденции увеличения тарифов на электроэнергию.

Также ужесточаются требования к экологической безопасности производства цветных металлов. Металлургические предприятия находятся под постоянным давлением организаций по охране окружающей среды. Снизить выбросы вредных веществ позволяет использование инновационных технологий и применение современных способов газоочистки. Снижение потерь в процессе электролиза тоже оказывает прямое влияние на затраты.

К одному из стратегических преимуществ относится географическое расположение заводов по производству алюминия. С одной стороны, предприятия, обеспечивающие основные производственные мощности располагаются рядом с гидроэлектростанциями, что обеспечивает их постоянным источником электроэнергии. С другой стороны заводы восточного алюминиевого дивизиона располагаются в непосредственной близости к потребителям, чей спрос, по прогнозам специалистов, будет расти (Китай, Индия).

Политика продвижения активно реализуется. Компания является ключевым спонсором при проведении международных выставок и конференций, куда приглашаются лидирующие в своих секторах предприятия.

Библиографические ссылки

1. URL: http://www.aluminiumleader.com/serious/ industr.

2. Официальный сайт компании Aluminium Corporation of China. URL: http://www.chalco.com.cn.

3. Официальный сайт Alcoa. URL: http://www. alcoa.com/global/en/home. asp.

4. Официальный сайт Rio Tinto Alcan. URL: http://www.riotintoalcan.com.

5. Официальный сайт BHP Billiton. URL: http://www.bhpbilliton. com/home/Pages/default.aspx.

6. Официальный сайт ОК РУСАЛ URL: http://www.rusal.ru/about/facts.aspx.

© Старовойт Е. С., 2013

УДК 669.713.7

И. М. Тетерева Научный руководитель - Ю. В. Данильченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РАЗРАБОТКА ТОВАРНОЙ СТРАТЕГИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Рассмотрены ключевые понятия маркетинговой стратегии. Представлена классификация маркетинговых стратегий. Рассмотрен процесс разработки товарной стратегии.

В настоящее время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Вместе с тем усиливается и роль конкуренции, как основного механизма регулирования хозяйственного процесса. В таких условиях фирма не может ограничиваться только текущим планированием и оперативным управлением своей деятельностью. Назрела необходимость стратегического мышления, которое должно воплотиться в программу действий, уточняющую цели и средства выбранного пути развития. В последнее время основной упор делается на формирование ориентированной на рынок эффективной организационной и управленческой системы и распределение в соответствие с этим управленческих ресурсов фирмы. Иначе говоря, маркетинговая стратегия рассматривается как объединенная система организации всей работы фирмы [1, с. 34].

Ключевыми понятиями маркетинговой стратегии являются: сегменты рынка, цели в отношении рынка и его сегментов, позиция компании на рынке и разрабатываемые на их основе альтернативные решения в отношении комплекса маркетинга.

Эффективность маркетинговой стратегии так же зависит и от информационного обеспечения: качество информации определяет во многом качество маркетинга. При формировании маркетинговой стратегии фирма должна учитывать следующие группы факторов.

1. Тенденции развития спроса и внешней среды организации (рыночный спрос, запросы потребителей, правовое регулирование, состояние и особенности конкурентной борьбы на рынке и т. д.).

2. Управленческие ресурсы и возможности самой фирмы (производственный, торговый, финансовый, кадровый потенциал).

3. Миссия и цели деятельности фирмы.

Наибольшую часть составления маркетинговой

стратегии занимает описание инструментария и способов реализации поставленных стратегических целей, т. е. набор конкретных маркетинговых мероприятий по реализации частных конкретных стратегий комплекса маркетинга:

— продуктовой стратегии;

— ценовой стратегии;

— сбытовой стратегии;

— коммуникационной стратегии.

Маркетинговые стратегии предприятия

Группа маркетинговых стратегий Стратегии, составляющие группу

Связанная с товаром Стратегии изменения ассортиментной политики. Стратегии диверсификации производства. Выход на рынок с новым товаром

Связанная с ценообразованием Ценовые стратегии новых товаров. Цены на группу товаров. Стратегии увеличения прибыли на инвестированный капитал. Стратегии изменения цен на товары, находящиеся на стадии спада

Связанная с рынком и физическим распределением товара Увеличение доли рынка. Выход на новые сегменты рынка. Интенсивное и выборочное распределение

Связанная со стимулированием сбыта Коммуникационные стратегии в канале сбыта. Стратегии охвата рынка. Стратегии торговой фирмы. Создание имиджа предприятия и товара. Стимулирование агентов по продаже

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.