Научная статья на тему 'Стратегический анализ состояния внешней и внутренней сред субъектов предпринимательской деятельности'

Стратегический анализ состояния внешней и внутренней сред субъектов предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
внешняя деловая среда / предпринимательская структура / рыбохозяйственный ком-плекс / рыбопромышленная продукция / ресурсный потенциал / стратегическое планирование / норма-тивно-правовые акты / external business environment / entrepreneurial structure / fishery complex / fish industrial prod-ucts / resource potential / strategic planning / normative legal acts

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кроливецкий Э. Н.

В статье изложены результаты стратегического анализа состояний макро-, микросред, позволив-шие установить их влияние на деятельность рыбопромышленных субъектов хозяйствования и рыбохо-зяйственного комплекса Мурманской области, сформировать комплекс организационно-экономических мер по повышению эффективности используемых ресурсов, экономических результатов предпринима-тельских структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC ANALYSIS OF THE STATE OF THE EXTERNAL AND INTERNAL ENVIRONMENT OF SUBJECTS BUSINESS ACTIVITY

In the article presents the results of the strategic analysis of the states macro-, microenvironment which allowed to establish their impact on the activities of fishing industrial subject of managing and the fisheries com-plex of the Murmansk region, to form a set of organizational and economic measures to improve the efficiency of the resources used, the economic results of enterprise structures.

Текст научной работы на тему «Стратегический анализ состояния внешней и внутренней сред субъектов предпринимательской деятельности»

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#Щ29)),2(0]9 / ECONOMICS

97

Таблица 4

Анализ чувствительности по проекту изменении расценок на оказание услуг хранения

Показатель Отклонение цен на услуги от заданного значения по проекту

85% 90% 95% 100% 105% 110% 115%

Внутренняя норма рентабельности, % 27,8 31,3 34,5 37,6 40,5 43,3 46,0

Чистая приведенная стоимость, тыс. руб. 22779 29595 36334 43072 49808 56500 63192

Дисконтированный срок окупаемости, лет 4,53 4,15 3,87 3,65 3,44 3,28 3,14

Для закрепления конкурентных преимуществ фирме необходимо вести постоянный поиск наиболее прибыльных направлений деятельности. Совершенствование процессов управления инвестиционными процессами позволит не только увеличить прибыль предприятия, но и укрепить рыночные позиции.

Литература:

1. Гайдук В. И. Инвестиционная оценка стратегических решений : учеб. пособие / В. И. Гайдук, Г. В. Комлацкий, А. В. Кондрашова. - Краснодар : Кубанский ГАУ, 2018. - 52 с.

2. Трубилин А. И. Управление проектами : учебное пособие / А. И. Трубилин, В. И. Гайдук, А. В. Кондрашова. - Краснодар : Кубанский ГАУ, 2017. - 153 с.

3. Гайдук В. И. Инвестиционное проектирование : учебно-методическое пособие / В. И. Гайдук, А. В. Кондрашова. - Краснодар : КубГАУ, 2013. -50 с.

4. Гайдук В. И. Управление инвестиционными проектами и программами / В. И. Гайдук, А. В. Кон-драшова, Д. В. Бахтырева // Экономический потенциал и перспективы России: колл. монография. -Краснодар : Краснодарский ЦНТИ - филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2018. - С. 6-20.

УДК 338.43

5. Государственная инвестиционная политика: учеб. пособие / А. И. Трубилин, В. И. Гайдук, Е. А. Шибанихин, А. В. Кондрашова. - Краснодар : Кубанский ГАУ, 2017. - 162 с.

References

1. Gaiduk V. I. Investment evaluation of strategic decisions: studies. on-sobie / V. I. Gaiduk, G. V. Kom-latsky, A. V. Kondrashova. - Krasnodar : Kuban-sky GAU, 2018. 52 PP -

2. Trubilin A. I. project Management : textbook / A. I. Trubilin, V. I. Gayduk, A.V. Kondrashova. -Krasnodar : Kuban state agrarian UNIVERSITY, 2017. 153 p.

3. Gayduk V. I. Investment planning : teaching at-expedient / V. I. Gayduk, A.V. Kondrashova. - Krasnodar : Kubsau, 2013. - 50 p.

4. Gaiduk V. I. management of investment projects and programs / V. I. Gaiduk, A. V. Kondrashova, D. V. Bakhtyreva // Economic potential and prospects of Russia: call. monograph. - Krasnodar : Krasnodar CNTI - branch fgbu "REA" Minenergo Russia 2018. -P. 6-20.

5. State investment policy: studies. Handbook / A. I. Trubi-Lin, V. I. Gaiduk, E. A. Shibanikhin, A. V. Kondrashova. - Krasnodar : Kuban-sky GAU, 2017. -162 p.

Кроливецкий Э.Н.

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения

РР!: 10.24411/2520-6990-2019-10089 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕД СУБЪЕКТОВ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Krolivetsky E.N.

St. Petersburg State Institute of Film and Television

STRATEGIC ANALYSIS OF THE STATE OF THE EXTERNAL AND INTERNAL ENVIRONMENT

OF SUBJECTS BUSINESS ACTIVITY

Аннотация:

В статье изложены результаты стратегического анализа состояний макро-, микросред, позволившие установить их влияние на деятельность рыбопромышленных субъектов хозяйствования и рыбохо-зяйственного комплекса Мурманской области, сформировать комплекс организационно-экономических мер по повышению эффективности используемых ресурсов, экономических результатов предпринимательских структур.

Abstract:

In the article presents the results of the strategic analysis of the states macro-, microenvironment which allowed to establish their impact on the activities offishing industrial subject of managing and the fisheries complex of the Murmansk region, to form a set of organizational and economic measures to improve the efficiency of the resources used, the economic results of enterprise structures.

Ключевые слова: внешняя деловая среда, предпринимательская структура, рыбохозяйственный комплекс; рыбопромышленная продукция; ресурсный потенциал; стратегическое планирование; нормативно-правовые акты.

Key words: external business environment, entrepreneurial structure, fishery complex; fish industrial products; resource potential; strategic planning; normative legal acts.

ЕСОШМТСБ / «Ш11ШетУМ~^©УГМа1>#Щ29)),2©1]9

98_

Результаты анализа экономического и инновационного состояния внешней среды, распределения и эффективного использования располагаемого ресурсного потенциала предпринимательской структуры выступают тем обобщающим компонентом, который позволяет формировать не только состав взаимодействующих технологических элементов системы стратегического планирования развития экономических видов предпринимательской деятельности, но и определять качественные, функциональные и целенаправленные свойства каждого из элементов системы стратегического планирования экономических результатов и эффективности предпринимательской деятельности.

Суммарное влияние многочисленных нормативно-правовых, экономических, технологических и социо-культурных факторов влияния на экономическую деятельность предпринимательской структуры в процессе анализа состояния внешней деловой среды должно определяться группой квалифицированных экспертов аддитивными или интегральными методами, в соответствии с которыми устанавливаемые обобщающие оценки влияния факторов внешней среды в численном выражении должны свидетельствовать о сохранении тенденции экономического развития, повышения ежегодных индексов эффективности используемых ресурсов [2, 3].

Так, например, проведённый автором анализ нормативно-правового регламентирования и влияния экономических внешних факторов на предпринимательскую деятельность предприятий рыбохо-зяйственного комплекса Мурманской области за период 2010-2018 годов позволил не только установить состояние основных рыбопромышленных субъектов хозяйствования и в целом рыбохозяй-ственного комплекса, но и дополнить ряд нормативно-правовых региональных актов, развивающих основные статьи федерального закона от 31.12.2005 года № 199-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (с изменениями на 25 декабря 2018 года), развить организационные и экономические подходы к предпринимательской деятельности, наделить субъекты предпринимательства рыбной отрасли долями (квотами) на вылов водных биоресурсов на долгосрочные стратегические периоды развития (до 2030 года).

Результаты стратегического анализа внешней деловой среды, а также распределяемого и используемого ресурсного потенциала в практике рыболовства предпринимательских структур (внутренняя среда) свидетельствуют о том, что рост индекса предпринимательской уверенности рыбопромышленных субъектов хозяйствования Мурманской области был тесно взаимосвязан с созданием, приобретением и модернизацией 120 рыболовных судов, что позволило за период 2009-2018 годов при общем снижении количества физически изношенных и морально устаревших судов на 30% повысить объём добычи рыбы на 15% [2].

Общее экономическое положение предпринимательских структур в рыбохозяйственном ком-

плексе Мурманской области в настоящее время стабилизировалось, проявились устойчивые тенденции экономического роста. При этом повышение темпов экономического роста следует связывать с повышением капитализации крупных и средних субъектов предпринимательской деятельности в рыбохозяйственном комплексе за счет интеграции рыболовных субъектов хозяйствования, имеющих недостаточный объем квоты на вылов рыбы, с другими предпринимательскими рыболовными структурами, успешно позиционирующих на рынке рыбопромышленной продукции.

Кроме того, происшедшее за анализируемый период времени снижение платы за водные биоресурсы, применение единой ставки сельскохозяйственного налога создает благоприятные условия для дальнейшего обновления и модернизации рыболовецкого флота, повышения эффективности используемых материально-технических и трудовых ресурсов, темпов экономического роста.

Принятые в Российской Федерации законодательные меры по борьбе с незаконным промыслом, а также соблюдение международных правил контроля за легальностью выловленной рыбы в существенной степени ориентированы на повышение ответственности рыболовных компаний за конечные результаты предпринимательской деятельности, снижение объемов незаконного промысла водных биоресурсов.

Вместе с этим, сложившееся за период 20082018 годов общее благоприятное экономическое положение предпринимательских структур рыбопромышленного комплекса, на наш взгляд, не может дать гарантий для долгосрочного успешного развития как отдельных предпринимательских структур, так и всего рыбопромышленного комплекса. Это связано с тем, что для достижения долгосрочных экономических результатов в процессе стратегического планирования развития субъектов предпринимательской деятельности Мурманской области необходимо развивать объекты инфраструктуры для ускоренной обработки промысловых и транспортных судов на принципиально новой технологической основе. При разработке и реализации стратегических планов предпринимательские субъекты рыбного хозяйства должны учитывать наметившуюся в период 20092017 годов тенденцию роста цен на топливо, повышения расходов на доставку рыбопродукции в российские порты из Норвежской экономической зоны из-за удаленности промысла водных биоресурсов [2].

Технология стратегического планирования развития предпринимательских субъектов хозяйствования рыбопромышленного комплекса Мурманской области, в соответствии с нашими представлениями, должна учитывать и то, что предпринимательская деятельность в области рыбопереработки тех субъектов хозяйствования, которые не переведены на единый сельскохозяйственный налог, осуществляется в условиях низкого коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, что может привести к

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#Щ29)),2(0]9 / ECONOMICS

банкротству части средних субъектов предпринимательской деятельности в области рыбопереработки или к существенному уменьшению объемов рыбопереработки [3, 4].

Вместе с этим, необходимо принятие комплекса организационно-экономических мер для снижения быстрорастущих в настоящее время затрат на потребляемую электроэнергию, отопление и другие энергоресурсы как на рыболовецком флоте, так и на береговых субъектах предпринимательской деятельности.

Возрастающий уровень технологической и продуктовой инновационности внешней среды диктует необходимость приведения в соответствие с ним и внутренние условия для роста инновацион-ности как отдельных средних и крупных предпринимательских структур, так и в целом всего рыбопромышленного комплекса Мурманской области.

В настоящее время не осуществляются научно-исследовательские разработки в области мониторинга за сырьевыми запасами морских ресурсов в области Северного морского бассейна. Кроме того, отсутствие современного научно-исследовательского флота не позволяет повысить доказательную базу, основанную на реальной возможности роста общих допустимых уловов рыбы в долгосрочном периоде [1].

Стратегическому ориентированию на достижение рыбопромысловыми предпринимательскими структурами максимально возможных экономических результатов должны способствовать комплексные организационно-экономические мероприятия по освоению новых районов рыбного промысла и выявлению дополнительной сырьевой базы в традиционных районах лова в рамках осуществления новых организационно-технологических нововведений промысловой разведки [5].

Вместе с этим, стратегическому ориентированию на повышение эффективности деятельности, темпов экономического роста средних и крупных субъектов предпринимательской деятельности и в целом рыбопромышленного комплекса Мурманской области должны способствовать законодательные федеральные и региональные акты по устранению бюрократических препятствий в рыболовной деятельности, по рационализации распределения квот на вылов водных биоресурсов в сочетании с повышением ответственности предпринимательских структур за фактическое соответствие вылова рыбы установленным квотам.

На стратегию экономического развития предпринимательских структур рыбопромышленного комплекса Мурманской области оказывают существенное влияние уровень согласования с экономическими интересами участников вылова и переработки водных биоресурсов основные положения федерального закона № 421-ФЗ от 27 ноября 2018 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования отношений в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и аквакультуры (рыбоводства)».

99_

Экономическому развитию предпринимательства в рыбопромышленном комплексе Мурманской области способствовали те статьи федерального закона № 421-ФЗ, которые на основе сбалансированности располагаемого ресурсного потенциала предпринимательских структур рыбопромышленного комплекса и планируемых экономических результатов их деятельности направленны на совершенствование регулирования предпринимательской деятельности по приемке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биологических ресурсов и произведенной на судах рыбной и иной продукции.

Негативное влияние внешних факторов на развитие предпринимательской деятельности все еще сказывается на нерешенности проблем о разграничении морских пространств между Российской Федерацией и Норвегией, о сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Действующие в настоящее время акты о разграничении морских пространств существенно влияют и на финансовые интересы субъектов предпринимательской деятельности при взимании налога на добавленную стоимость с предпринимательских структур за операции по аренде промысловых судов, осуществляемую за пределами Российской Федерации, хотя ранее такие операции не подлежали взиманию налога на добавленную стоимость.

Стратегический анализ состояния внешней и внутренней сред, выступающий одним из основных элементов системы стратегического планирования долгосрочного развития субъектов предпринимательской деятельности, исходя из своих результатов, позволяет выявить реальные возможности влияния на достижение долгосрочных экономических результатов деятельности предпринимательских структур.

Список литературы

1. Абанников В.Н. Инновационный менеджмент: учебное пособие. - СПб.: Негосударственная образовательная автономная некоммерческая организация «Межотраслевой институт подготовки кадров и информатики», 2008. 198 стр.

2. Каткова Т.В., Редькина Т.М., Черемисина А.А. Индивидуальные стратегии развития в зоне Арктики арктических и неарктических государств. // Научное мнение. Экономические, юридические и социологические науки. 2018. № 4. - С. 56-58.

3. Кроливецкий Э.Н., Сажнева Л.П., Череми-сина А.А, Технология стратегического планирования развития хозяйствующего субъекта. // Петербургский экономический журнал. № 4. 2018. - С. 126-131.

4. Черемисина А.А. Влияние сезонности на эффективность функционирования предприятий сферы сервиса. // Журнал правовых и экономических исследований. 2014. № 3. - С. 202-207.

5. Черемисина А.А. Повышение качества услуг на основе автоматизации бизнес-процессов обслуживания. / Сб. научных трудов «Вызовы цифровой экономики: условия, ключевые институты, инфраструктура». - Брянск: Изд-во Брянского инженерно-технологического института, 2018. - С. 280-283.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.