Научная статья на тему 'Стратегический анализ рынка мяса и мясопродуктов Республики Беларусь: общие параметры рынка'

Стратегический анализ рынка мяса и мясопродуктов Республики Беларусь: общие параметры рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
975
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маркетинговая стратегия / стратегический анализ / маркетинговая среда / общие параметры рынка / рынок мяса и мясопродуктов

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — П. Б. Любецкий

В настоящей статье предложена структура стратегического анализа, предполагающая выделение в нем двух компонентов: общих параметров рынка и факторов маркетинговой среды предприятия. На основе изученного отечественного и зарубежного опыта в области теории и практики стратегического менеджмента и маркетинга установлен состав показателей каждого из выделенных компонентов стратегического анализа. Проведен стратегический анализ рынка мяса и мясопродуктов Республики Беларусь по предложенной структуре, по итогам которого изучены общие параметры рынка и факторы маркетинговой среды предприятия. Приведены результаты стратегического анализа отраслевого рынка, которые позволили не только представить общие параметры рынка в сжатом, информативном виде и понять условия их формирования, причины и следствия, но и выявить стратегические возможности для белорусских мясокомбинатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC ANALYSIS OF THE MEAT AND MEAT PRODUCTS' MARKET OF THE REPUBLIC OF BELARUS: COMMON MARKET PARAMETERS

The author of the article proposes the structure of the strategic analysis that consists of two components: common market parameters and factors of the marketing environment of an enterprise. On the base of the native and foreign theoretical and practical experience of strategic management and marketing, the structure of each parameter of the studied components of the strategic analysis has been identified. The strategic analysis of the meat and meat products market of the Republic of Belarus has been carried out according to the suggested structure. The results of that analysis were used as a base for the studying of common market parameters and factors of the marketing environment of the enterprise. The results of strategic analysis of the meat and meat products market contributed to both the identification of the common market parameters in the compressed, informative form, understand the conditions of their origin, causes and consequences and to revealing strategic opportunities for the Belarusian meatprocessing plants.

Текст научной работы на тему «Стратегический анализ рынка мяса и мясопродуктов Республики Беларусь: общие параметры рынка»

7. Методика по формированию системы таблиц "Затраты - Выпуск". Утверждена приказом Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 10 августа 2006 года N° 181 [Электронный ресурс]. - Минск: Министерство статистки и анализа Республики Беларусь, 2006. - 27 с. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/statinstrum/ methodiki/m13.doc. Дата доступа: 31.08.2007.

8. Сельское хозяйство Республики Беларусь: стат. сб. / Отв. за вып. В.Н. Синкевич. - Минск: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2006. - 254 с.

9. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2006: стат. сб. / Отв. за вып. Л. Л. Рыбчик. - Минск: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2006. - 615 с.

Информация об авторах

Константинова Наталья Николаевна - аспирантка УО " Белорусская государственная сельскохозяйственная академия".

Константинов Сергей Александрович - доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономической теории УО "Белорусская государственная сельскохозяйственная академия". Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (02233) 5-93-90. E-mail: skonst@tut.by.

Дата поступления статьи - 20 сентября 2007 г.

УДК 339.187

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЫНКА МЯСА

И МЯСОПРОДУКТОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ОБЩИЕ ПАРАМЕТРЫ РЫНКА

П. Б. ЛЮБЕЦКИЙ, ассистент УО "Белорусская государственная сельскохозяйственная академия"

STRATEGIC ANALYSIS OF THE MEAT AND MEAT

PRODUCTS' MARKET OF THE REPUBLIC OF BELARUS: COMMON MARKET PARAMETERS

P. B. LIUBETSKI, the assistant The Establishment of education "The Belorussian state agricultural academy"

В настоящей статье предложена структура стратегического анализа, предполагающая выделение в нем двух компонентов: общих параметров рынка и факторов маркетинговой среды предприятия. На основе изученного отечественного и

The author of the article proposes the structure of the strategic analysis that consists of two components: common market parameters and factors of the marketing environment of an enterprise. On the base of the native and foreign theoretical and practical experience of

зарубежного опыта в области теории и практики стратегического менеджмента и маркетинга установлен состав показателей каждого из выделенных компонентов стратегического анализа. Проведен стратегический анализ рынка мяса и мясопродуктов Республики Беларусь по предложенной структуре, по итогам которого изучены общие параметры рынка и факторы маркетинговой среды предприятия. Приведены результаты стратегического анализа отраслевого рынка, которые позволили не только представить общие параметры рынка в сжатом, информативном виде и понять условия их формирования, причины и следствия, но и выявить стратегические возможности для белорусских мясокомбинатов.

strategic management and marketing, the structure of each parameter of the studied components of the strategic analysis has been identified. The strategic analysis of the meat and meat products market of the Republic of Belarus has been carried out according to the suggested structure. The results of that analysis were used as a base for the studying of common market parameters andfactors of the marketing environment of the enterprise. The results of strategic analysis of the meat and meat products market contributed to both the identification of the common market parameters in the compressed, informative form, understand the conditions of their origin, causes and consequences and to revealing strategic opportunities for the Belarusian meat-processing plants.

Ключевые слова: маркетинговая стратегия, стратегический анализ, маркетинговая среда, общие параметры рынка, рынок мяса и мясопродуктов.

Введение. Гармоничное развитие любого предприятия невозможно без продуманной маркетинговой стратегии. Согласно основным постулатам стратегического маркетинга разработка маркетинговой стратегии начинается с анализа рынка и во всем предопределяется его результатами. Очевидно, что анализ рынка должен носить стратегический характер. Под стратегическим анализом в данном исследовании понимается комплекс дескриптивно-каузальных исследований, который призван определить не только современное состояние рынка мяса и мясопродуктов, но и оценить факторы, воздействующие на него, что даст четкое представление о перспективах рынка и работы на нем.

Материалы и методы. При проведении исследования использовались методы синтеза, обобщения, аналогии, методы наблюдения, анализа динамических рядов, сезонной декомпозиции, корреляционно-регрессионного анализа, экономико-статистический и расчетно-конструк-тивный методы. Информационной базой исследования послужили данные статистических ежегодников, бюллетеней, отраслевые своды и формы бухгалтерской и статистической отчетности предприятий мясопере-

рабатывающей промышленности, публикации и материалы отечественных и зарубежных авторов, касающиеся проблем стратегического маркетинга и рынка мяса и мясопродуктов.

Результаты и предложения. Для достижения целей заявленного стратегического анализа рынка необходимо исследовать конъюнктуру рынка, а также изучить маркетинговую среду предприятий, составляющую рамочное пространство для формирования конъюнктуры. Это даст возможность структурировано и комплексно изучить рынок, выделив при этом главные детерминанты бизнеса предприятия [1].

Состояние рынка можно охарактеризовать через систему количественных и качественных показателей, каждый из которых отражает определенную сторону рыночной ситуации. Перечень наиболее важных из них определил структуру стратегического анализа, которая представляется нам в виде двух компонентов, одним из которых будут общие параметры, а другим - факторы маркетинговой среды. Первый компонент объединяет общеотраслевые характеристики рынка, а второй -индивидуальные параметры рынка конкретного предприятия (табл. 1).

Состав каждого компонента структуры стратегического анализа рынка был определен нами в результате анализа публикаций и опыта отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области аналитики, стратегического менеджмента и маркетинга.

Апробация предложенной структуры стратегического анализа была проведена на примере рынка мяса и мясопродуктов Республики Бела-

Таблица 1 - Компоненты структуры стратегического анализа

Общие параметры рынка Факторы маркетинговой среды

■ тип рынка; ■ масштаб рынка - его емкость, объем операций по купле-продаже товара; ■ средняя норма прибыли; ■ степень сбалансированности рынка - соотношение спроса и предложения; ■ динамика рынка - изменчивость основных параметров рынка, ее векторы, скорость и интенсивность, основные тенденции; ■ уровень устойчивости основных параметров рынка в динамике и пространстве; ■ риски и их уровень; ■ цикличность рынка - положение рынка в определенной стадии экономического или сезонного цикла; ■ товарные категории, конкурирующие за нужды и потребности потребителей данного рынка (товарная номенклатура). ■ степень деловой активности -заполненность хозяйственного портфеля фирм, маркетинговая деятельность, число и размер заказов; ■ ресурсная база производителей-продавцов; ■ поведение и предпочтения покупателей и потребителей; ■ сила и размах конкурентной борьбы; ■ ситуация на смежных рынках - финансовом, ценных бумаг, сырья, труда и др.; ■ степень влияния на рынок контактных аудиторий - инвесторов, государства, общественных организаций.

русь. На наш взгляд, целесообразно выделять две его части: рынок мяса и продуктов убоя и рынок мясопродуктов.

Рынок мяса и продуктов убоя Республики Беларусь по типу рыночной структуры может быть определен как монополистическая, приближающаяся к свободной, конкуренция. Изучение его номенклатуры показало, что в мире говядина, свинина, мясо птицы и прочие виды мяса занимают в структуре производства соответственно 25; 39; 29; 7 %; в Беларуси - соответственно 35,5; 35,6; 26,4; 2,5 %, а сбалансированное по качественным параметрам потребление, по мнению белорусских ученых [2], предполагает следующую его структуру: 40; 40; 17; 3 %.

В Республике Беларусь в последние годы сложилась устойчивая структура поставщиков мяса и мясопродуктов. Этот рынок формируется предложением мясоперерабатывающих организаций на 65-70 % , на 15-18 % -сельскохозяйственными организациями, на 0,5 % - фермерскими и крестьянскими хозяйствами, а также не более чем 13-16 % приходится на мясо, произведенное в личных подсобных хозяйствах населения [3]. Более двух третьих произведенного мяса каждая административно-территориальная единица республики реализует на своем региональном рынке.

Рынок мясопродуктов Республики Беларусь по типу рыночной структуры относится к монополистической конкуренции, которая, в отличие от рынка мяса, ближе к олигополии. Номенклатура продукции рынка мясопродуктов намного шире номенклатуры рынка мяса и на крупных мясокомбинатах превышает 300 наименований.

Рынок мясопродуктов также представляет собой совокупность локальных рынков [4] (более 90 % продукции, присутствующей на региональном рынке, произведено местными производителями). При условии однородности производимых мясопродуктов локальность была бы разумеющимся и уместным признаком для рынка, как, например, в настоящее время приемлема для рынка мяса. Однако в условиях неидентичного ассортимента и потребительской дифференциации продукции локальность рынка негативно отражается на использовании маркетинговой концепции участниками рынка.

В настоящее время локальность рынка порождается не только естественным путем - освоением и удерживанием ближайшего с территориальной точки зрения рынка, но и искусственно - путем негласных действий местных властей по поддержке сбыта продукции производителей своего региона [5, 6].

Масштаб рынка мяса и мясопродуктов в 2006 г. в денежном выражении по нашим расчетам составил около 3,3 млрд долл. На основе данных госстатистики, нами была рассчитана емкость этого рынка в масштабе республики по основным его составляющим (табл. 2).

Таблица 2 - Емкость рынка продукции мясной отрасли в разрезе его

основных составляющих в динамике за 2002-2006 гг., тыс. т

Продукция Год Средний темп роста, %

2002 2003 2004 2005 2006

Мясо - всего * 385,7 382,9 417,1 479,3 545,3 109,2

из него: для конечного потребления 258,4 215,5 238,7 274,4 309,9 105,5

Колбасные изделия 160,7 176,7 188,7 209,5 232,5 109,7

Мясные полуфабрикаты - всего * 45,4 54,3 64,3 82,1 110,1 124,9

из них: для конечного потребления 45,3 54,0 63,9 81,5 109,0 124,7

Мясные консервы, туб 44,4 39,1 27,8 42,5 33,1 97,5

Мясные консервы, т 15,7 13,8 9,8 15,0 11,7 97,5

Мясо и мясопродукты 607,4 627,7 679,9 785,9 899,6 110,4

Мясо и мясопродукты * 480,1 460,0 501,0 580,4 663,1 108,7

*обозначена продукция, включающая промежуточное потребление (использование на

производственные цели).

Из таблицы 2 видно, что емкость рынка мяса и мясопродуктов для конечного потребления прирастает в среднем на 10 % в год. Такой стремительный темп прироста емкости рынка обусловлен современной аграрной политикой, государственным регулированием ценообразования и социально-экономической ситуацией в стране. Наибольший темп прироста емкости рынка характерен для мясных полуфабрикатов (+24,8 %) и колбасных изделий (+9,7 %), отрицательный - для мясных консервов (-2,5 %).

Привлекательность рынка отрасли обычно характеризуется таким показателем, как средняя норма прибыли, которая за период 2002-2006 гг. значительно колебалась в пределах от -0,42 % в 2004 г. до +6,58 % в 2006 г. Такая привлекательность оценивается как невысокая, однако в 2005 и 2006 гг. прирост данного показателя составил свыше 3,3 %, что позволяет характеризовать рынок как перспективный, при условии сохранения существующей тенденции.

Баланс спроса и предложения на внутреннем рынке Республики Беларусь достигается при определенном уровне цен, формируя величину емкости рынка. Поскольку в республике мяса и мясопродуктов производится больше, чем необходимо населению, оставшийся объем предложения направляется на другой рынок (в основном рынок Российской Федерации).

Рассматривая региональные рынки, нужно отметить, что близким к состоянию сбалансированности спроса и собственного предложения является рынок Гомельской области. Рынок г. Минска самый емкий среди региональных рынков и сильно зависит от предложения других регионов, поскольку спрос превышает его собственное предложение более чем в 7,4 раза по мясу и более чем в 2 раза по колбасам.

Устойчивость рынка мяса и мясопродуктов определяется стабильностью деятельности его субъектов. В целом продовольственный рынок Беларуси, в том числе и рынок мяса и мясопродуктов, характеризуется как устойчиво функционирующий, но требующий повышения уровня сбалансированности [2].

Развитие белорусского рынка мяса и мясопродуктов в последние годы совпадает с общей тенденцией мирового рынка, который с середины 80-х гг. прошлого века характеризуется высокими темпами развития. За последние 30 лет мировое производство мяса увеличилось в 2,2 раза [7]. При сохранении высоких темпов развития экономики и росте доходов домашних хозяйств будет наблюдаться рост потребления мяса и мясопродуктов вплоть до уровня европейских стран, равного 70-90 кг в год, что создает в ближайшее десятилетие хорошие перспективы для работы на рынке мяса и мясопродуктов Беларуси.

Цикличность развития белорусского рынка мяса и мясопродуктов в масштабе национальной экономики в ретроспективе установить пока невозможно, так как войны и смена экономических формаций в стране искажает реальную картину. В то же время в масштабе отрасли и в годовом интервале рынку мяса и мясопродукции свойственна сезонность, которую также можно считать цикличностью на микроуровне.

Сезонность рынка мяса и мясопродуктов обусловлена двумя факторами - спецификой сельскохозяйственного производства и особенностями потребительского спроса. Реализация скота на переработку падает в феврале, июле и ноябре-декабре каждого года, а возрастает в марте-апреле, сентябре-октябре. Относительно стабильны объемы производства в интервале май-июнь. Такие колебания обусловлены технологическими особенностями производства мяса крупного рогатого скота (выбраковки перед и после периода стельности), который занимает в структуре поставок на мясокомбинаты более 55 %.

Выработка колбасных изделий как основного товара рынка мясопродуктов варьируется мясокомбинатами в зависимости от потребительского спроса. Производство колбасных изделий существенно падает в январе-феврале, а затем постепенно растет, достигая максимума в августе, после чего ежегодно повторяется значительное падение в ноябре, за которым следует резкий рост в декабре. Причины колебаний потребительского спроса, находящие свое отражение в динамике производства, связаны с событиями и периодами в жизни потребителей (праздники, " мертвый" период после новогодних праздников, церковные посты и т.д.).

Сезонность спроса на мясо и птицу проявлялась в меньшей степени, чем на колбасные изделия, однако к 2006 г. коэффициенты сезонности данных групп товаров практически сравнялись, благодаря хорошо выраженным и противоположно направленным тенденциям их изменения (по колбасным изделиям - снижение, а по мясу и птице - повышение меры колеблемости). Сезонность спроса в 2006 г. не превышает десяти процентов от среднегодового уровня и по величине оценивается нами как средняя, что подчеркивает ее немаловажность и требует принимать ее во внимание при разработке маркетинговой стратегии наряду с другими важнейшими параметрами спроса.

Риски, присущие рынку мяса, в последнее десятилетие увеличились. В связи с эпизоотиями губчатой энцефалопатии (BSE) и ящура (FMD) в 2000-2001 гг. потребление мяса в мире претерпело заметные изменения, которые до настоящего времени не полностью нивелированы, к тому же велика вероятность их возобновления. Белорусский рынок эпизоотии затронули в меньшей степени, однако их негативное влияние на параметры потребительского спроса на мясо и мясопродукты заметно (осторожность, переключение, снижение потребления).

Недостаточная емкость внутреннего рынка республики для отечественной мясной промышленности формирует риски ее дальнейшего развития, которое имеет внешнеэкономическую окраску.

Экспортная направленность дальнейшего развития белорусского производства мяса и мясопродуктов столкнется в ближайшем будущем с двумя ограничителями. Во-первых, предстоящее вступление в ВТО негативно отразится на положении мяса и мясопродуктов отечественного производства на внутреннем рынке и наиболее вероятном внешнем рынке - рынке Российской Федерации. В пользу белорусского мяса говорит тот факт, что продукция, выработанная из сырья, произведенного в СНГ, выгодно отличается от аналогичной, но произведенной из мяса, закупленного по импорту в Дальнем Зарубежье [8]. Однако конкурентоспособность белорусского мяса и мясопродуктов по цене уже сегодня ограничивает возможности сбыта. Во-вторых, активность России в направлении развития своего сельского хозяйства, масштаб инвестиций и темпы роста производства мясопродуктов российскими предприятиями с каждым годом будут оказывать все большее противодействие белорусскому экспорту.

Риск изменения темпов роста белорусской экономики и, как следствие, доходов населения также имеет место. Учитывая, что для рынка мяса и мясопродуктов доход потребителя является самым важным фактором спроса и детерминантом его развития, перспектива мясоперерабатывающей промышленности неоднозначна. Рыночные риски можно

уменьшить посредством целенаправленных и систематических маркетинговых исследований, по результатам которых должны быть выработаны изменения в маркетинговых стратегиях предприятий.

Таким образом, в результате стратегического анализа общих параметров рынка мяса и мясопродуктов выявлены следующие возможности для мясоперерабатывающей промышленности, которые могут быть использованы при разработке маркетинговой стратегии:

1. Единый национальный рынок мяса и мясопродуктов в Республике Беларусь отсутствует в силу того, что не завершены процессы перехода к рыночной экономике. В настоящий момент он представляет собой совокупность локальных региональных рынков.

2. Динамика структуры спроса и промышленной выработки видов мяса выделяет свинину и мясо птицы в качестве наиболее перспективных товаров рынка мяса.

3. Товары рынка мясопродуктов производятся по большей части на крупных мясоперерабатывающих предприятиях республики, и среди них стратегический интерес для мясокомбината в настоящее время представляют колбасные изделия и мясные полуфабрикаты.

4. Рынку мяса и мясопродуктов присуще свойство локальности, обозначающее его относительную замкнутость для межрегиональной конкуренции. Положительная динамика снижения степени локализован-ности рынков открывает новые возможности для конкурентоспособных предприятий.

5. Емкость внутреннего рынка ежегодно возрастает примерно на 10 %, а темп роста рынка мясных полуфабрикатов делает их наиболее привлекательной позицией в товарной номенклатуре.

6. Привлекательность рынка отрасли низкая (что ограничивает доступ на рынок новым конкурентам), но с положительной динамикой.

7. Реальный платежеспособный спрос внутреннего рынка обеспечен предложением, но потенциальное предложение белорусской промышленности существенно превышает емкость белорусского рынка и делает возможным дальнейший рост производства в основном для экспорта в Российскую Федерацию.

8. Рынок мяса и мясопродуктов характеризуется относительной устойчивостью основных характеристик, а риски, свойственные как мировому мясному рынку, так и специфичному белорусскому рынку, достаточно высоки. Высокие риски предъявляют к маркетинговой стратегии требования тщательности ее разработки и вероятностной оценки вариантов развития мясокомбината в зависимости от возможных ситуаций на рынке в перспективе.

Литература

1. Фляйшер, К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе / К. Фляйшер, Б. Бенсуссан. -Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 541 с.: ил.

2. Формирование рынков сельскохозяйственной продукции. Методологические основы: Монография / З.М. Ильина [и др.]; под ред. З.М. Ильиной. - Минск: Институт экономики НАН Беларуси, 2006. - 396 с.

3. Регионы Республики Беларусь 2006: стат. сб. / Минск: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2007. - 795 с.

4. Любецкий, П.Б. Рынок мясопродукции Республики Беларусь / П.Б. Лю-бецкий // Регион - 2006. Конкурентоспособность бизнеса и технологий как фактов реализации общенациональных проектов: материалы меж-дунар. науч.-практ. конф., Брянск, 23-24 мая 2006 г. / НОУ Брянский открытый ун-т управления и бизнеса; под ред. проф. А.В. Матвеева. -Брянск, 2006. - С. 274-280.

5. Новиков, А. Что происходит за Минской кольцевой? В региональных каплях проблем отражаются океаны / А. Новиков // Продовольственный рынок. - 2006. - 4 апр. - С. 6.

6. Новиков, А. Обыкновенная легенда. Двигатели " Савушкиного продукта"/ А. Новиков // Продовольственный рынок. - 2006. - 4 апр. - С. 9.

7. Рынки сырья и продовольствия в условиях глобализации: науч.-практ. издание. Монография / З.М. Ильина [и др.]; под ред. З.М. Ильиной. - Минск: Институт аграрной экономики НАН Беларуси, 2005. - 100 с.

8. Перельман, И. Д. Выход продукции при разделке импортного сырья / И. Д. Перельман, Г. С. Фоменко // Сайт торгового дома "Арника" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tharnika.ru/clients/ clients/print_articles.asp?idp=rus&idd=articles&ids=/clients/&id=162 -Дата доступа: 21.03.2005.

Информация об авторе

Любецкий Павел Брониславович - ассистент кафедры маркетинга УО "Белорусская государственная сельскохозяйственная академия". Информация для контактов: тел. (моб.) 8 (029) 121-32-48.

Дата поступления статьи - 15 октября 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.