Научная статья на тему 'Стратегический анализ при процедурах бизнес-моделирования'

Стратегический анализ при процедурах бизнес-моделирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / BUSINESS MODEL / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / STRATEGIC ANALYSIS / SWOT-АНАЛИЗ / SWOT ANALYSIS / БУХГАЛТЕРСКИЙ ИНЖИНИРИНГ / ACCOUNTING ENGINEERING / СТОХАСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / STOCHASTIC ANALYSIS / ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Запорожцева Е.Н.

В статье рассмотрены проблемы применения различных методов экономического анализа в зависимости от заданного вектора развития и фактора времени, используемых при построении бизнес-моделей. Представлено использование детерминированного метода при бизнес-моделировании в прошедшем и настоящем времени для ретроспективного анализа. Показана альтернатива выбора методов при стратегическом анализе бизнес-моделей с заданным потенциалом. Рассмотрены принципы проведения SWOT-анализа и инжинирингового менеджмента, задекларирована возможность применения стохастического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article discusses the problems of applying various economic methods depending on given vector and time factor used in construction of business models. Using of deterministic method for business modeling in past and present time for retrospective analysis is presented. Alternative is shown for selecting methods of analysis for strategic analysis of business models with a given potential. Principles of SWOT analysis and engineering management are considered, possibility of using stochastic analysis is declared.

Текст научной работы на тему «Стратегический анализ при процедурах бизнес-моделирования»

РАЗДЕЛ III. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ

РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И АУДИТА

УДК 658

Запорожцева Е. Н.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИ ПРОЦЕДУРАХ БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы применения различных методов экономического анализа в зависимости от заданного вектора развития и фактора времени, используемых при построении бизнес-моделей. Представлено использование детерминированного метода при бизнес-моделировании в прошедшем и настоящем времени для ретроспективного анализа. Показана альтернатива выбора методов при стратегическом анализе бизнес-моделей с заданным потенциалом. Рассмотрены принципы проведения SWOT-анализа и инжинирингового менеджмента, задекларирована возможность применения стохастического анализа.

Ключевые слова

Бизнес-модель, стратегический анализ, SWOT-анализ, бухгалтерский инжиниринг, стохастический анализ, потенциал.

JEL: M10

Zaporozhtseva E. N.

STRATEGIC ANALYSIS UNDER PROCEDURES OF BUSINESS-MODELING

Annotation

Article discusses the problems of applying various economic methods depending on given vector and time factor used in construction of business models. Using of deterministic method for business modeling in past and present time for retrospective analysis is presented. Alternative is shown for selecting methods of analysis for strategic analysis of business models with a given potential. Principles of SWOT analysis and engineering management are considered, the possibility of using stochastic analysis is declared.

Keywords

Business model, strategic analysis, SWOT analysis, accounting engineering, stochastic analysis, potential.

Моделирование является одним из основных инструментов, обеспечивающих систематизацию процессов, явлений и результатов в единый комплекс.

Формирование модели бизнеса (или бизнес-модели) может развиваться в двух направлениях:

1) создание модели существующего в настоящее время бизнеса;

2) формирование модели будущего бизнеса.

Первое направление, по своей сути, является отражением уже действующих основных положений деятельности предприятий, основанных на характеристиках того или иного вида экономической деятельности, внутренней системы координации организационных процессов, внешней конъюнктуре рынка и сформированных потребностях покупателей продукции. Так, например, если сравнить бизнес-модели компаний Microsoft и Linux, которые занимаются разработкой и продажей операционных систем для персональных компьютеров, можно систематизировать следующие основные направления, которые необходимо отразить в бизнес-моделях этих фирм.

Компания Microsoft, являющаяся одной из преуспевающих в мире, занимает лидирующие позиции в сегменте разработки и продажи операционных систем, имеет бизнес-модель, основанную на следующих элементах.

1. Сформированный штат высококвалифицированных специалистов, штатных программистов, получающих высокую заработную плату и сохраняющих коммерческую тайну, не разглашающих исходных программных кодов для пользователей.

2. Осуществление продаж копий операционной системы за достаточно невысокую цену.

3. Предоставление покупателям бесплатной технической поддержки.

4. Соотношение доходы - издержки - прибыль обеспечивает высокий уровень жизнеспособности фирмы. Наибольшая часть издержек связана с разработкой программ и носит фиксированный характер, а переменные издержки несущественны (запись и упаковка компакт-дисков), поэтому каждая продажа «несёт» высокую прибыль.

Компания Linux, являющаяся альтернативной компанией, также занимается созданием и продвижением опера-

ционной системы, имеет модель бизнеса, основанную на следующих позициях.

1. Операционная система создается и совершенствуется программистами из разных стран мира на договорных началах.

2. Бесплатное распространение системы, открытое распространение исходных кодов, свободный доступ к ним всех пользователей с правом внесения в коды любых изменений.

3. Техническая поддержка на платной основе, содержание штатных специалистов для этих целей.

4. Получение прибыли за счет технической поддержки [7, с. 34].

Таким образом, две компании, осуществляющие один и тот же вид деятельности, имеют совершенно различные модели бизнеса. Однако, несмотря на различия, можно выявить основные ключевые позиции, которые отражаются в модели:

1. Человеческие ресурсы.

2. Ассортимент продукции.

3. Продажи.

4. Организацию работы.

5. Социальную ответственность.

6. Миссию организации.

Несмотря на идентичный ассортимент продукции, остальные позиции имеют совершенно различный характер: высококвалифицированных штатных специалистов и волонтеров; продажа кодов операционных систем и бесплатное распространение; бесплатное и платное техобслуживание; обеспечение социальных гарантий штатному персоналу и полное отсутствие социальной ответственности для добровольцев.

Миссия констатирует и описывает деятельность организации в настоящее время: какую продукцию производит, кто является клиентом и т. д. Миссия компании обычно описывает нынешний бизнес компании; в миссии содержится общая характеристика сегодняшних возможностей организации, ее целевой аудитории, видов деятельности и структуры бизнеса [7, с. 38]. Так, миссия ком-

пании «Otis Elevator» (производство лифтов) - «предоставить всем клиентам средства перемещения людей и грузов вверх, вниз и в стороны на ограниченное расстояние с надежностью, какую не может обеспечить ни одна другая компания». Миссия компании «3COM» -подключать индивидуальных и корпоративных пользователей к источникам информации с помощью современных, простых и надежных средств. Наше видение глобальной компьютеризации -мир, в котором подключение к Интернету проще, доступнее, дешевле [7, с. 37].

Таким образом, формирование модели существующего бизнеса - это, по своей сути, моделирование уже случившегося, которое изменить организация не может, и оно достаточно интересно с точки зрения ретроспективного анализа. Такая модель бизнеса имеет статичный характер и больше направлена на анализ прошлого, чем на формирование будущего.

Развитие второго направления, то есть создание модели будущего бизнеса, предусматривает определение целей организации, формирование и реализацию стратегии.

Этап постановки целей характеризуется трансформацией миссии организации в конкретные результаты деятельности. Соответственно, чем выше цели ставятся собственниками и руководством организации, тем больших результатов возможно достигнуть. Конечно, тем сложнее и путь достижения, однако сложный путь - это не плохой путь, а открывающий всё большие возможности, например, связи с контрагентами различного уровня, выход на разные сегменты рынка и т. д. Это, в первую очередь, усиливает конкурентные преимущества и укрепляет позиции организации на рынке.

Как цели, так и результаты могут быть финансовыми и стратегическими.

К финансовым целям традиционно относятся положительные финансовые

результаты: прибыль, окупаемость, увеличение доходности и т.д.

К стратегическим целям относятся укрепление положения на рынке, повышение конкурентоспособности продукции, охват наибольшего сегмента рынка, повышение уровня деловой репутации, получение лидирующих позиций в технологической сфере и т.д. Так, стратегические цели компании «Ford Motor» - удовлетворение клиентов за счет поставки качественных легковых и грузовых автомобилей, разработки новых видов продукции, уменьшения времени промышленного внедрения новых транспортных средств, повышения эффективности всех предприятий и производственных процессов, создания партнерских отношений с работниками, профсоюзами, дилерами и поставщиками [7. С. 40].

Финансовые и стратегические цели корпорации «3М» - достичь среднегодового роста прибыли на акцию минимум 10 %, прибыльности акционерного капитала - на 20-25 %, рентабельности привлеченного капитала - не ниже 27 %; не меньше 30 % продаваемой продукции должно быть выпущено за последние 4 года [7. С. 40].

Корпоративные стратегические цели «General Electric» - стать самой конкурентоспособной компанией в мире, быть самой лучшей в своем виде деятельности, перевести всю деятельность в глобальный масштаб, работать в Интернете.

Финансовые цели «Motorola» -обеспечить ежегодный рост доходов на 15 % за счет самофинансирования, обеспечить среднюю норму доходности активов на уровне 13-15 %, обеспечить среднюю норму доходности акционерного капитала на уровне 16-18 %, добиться отличных показателей финансовой отчетности.

Как видно, стратегические цели компаний направлены в будущее, что как раз и требует формирование модели будущего бизнеса. И если в первом слу-

чае моделирования бизнеса применялись категории, присущие прошлому и настоящему: человеческие ресурсы, выпуск продукции, продажи, финансовые ресурсы и т. д., то во втором случае необходимо добавлять и категории будущего, такие как ресурсный потенциал, человеческий потенциал, финансовый потенциал и другие.

Анализ бизнес-моделей существующего в настоящий момент бизнеса основан на достаточно традиционных в настоящее время подходах изучения ресурсов и эффективности их использования. Так проводится оценка человеческих ресурсов (персонала организации) и их производительности труда, материальных ресурсов и показателей матери-алоотдачи и материалоемкости, основных средств и фондоотдачи, анализ ассортимента продукции, ее структуры и качества, изучаются показатели рентабельности продаж, собственного и заемного капитала и т.д.

Экономико-математические методы моделирования в этом случае преду-

Данная схема имеет линейный характер, в которой затраты прямо пропорциональны объему выпускаемой продукции. Гипотеза линейности имеет следующий вид X/ = а¿X/, (¿, ] = 1, — , п), где а/ - коэффициент прямых затрат.

сматривают построение моделей в виде системы уравнений, которые показывают балансовые соотношения произведенной и проданной продукции. Каждое уравнение отражает требование баланса между производимой предприятием продукцией и спросом на нее. В целом формируется система экономических объектов (предприятий), каждый из которых выпускает определенный ассортимент продукции и эта продукция потребляется другими участниками экономических отношений (покупателями). В данных балансовых уравнениях учитываются требования соответствия выпуска продукции и спроса на нее. Кроме того используются балансовые соотношения, отражающие соответствие численности работников и наличия рабочих мест, платежеспособности покупателей и предложения товаров (работ, услуг). При этом соответствие понимается как равенство или как достаточность ресурсов для покрытия потребности. Схема такого баланса представлена в табл. 1.

Второй вид модели, как указывалось выше, предусматривает использование потенциала различного уровня: макро- и микроуровней. Определение экономического потенциала на макроуровне дано А. Н. Азрилияном в Большом экономическом словаре: «экономический

Таблица 1 - Общая схема баланса производства и продаж продукции

Производители Покупатели Выпуск продукции (работ, услуг)

1 2 ... п

1 х„ Х12 Х1п Х1

2 Х21 Х22 Х2п Х2

п Хп1 Хп2 Хпп Хп

Амортизация С1 С2 С ^п

Оплата труда VI V2 V,,

Материальные затраты 11 12 7 7п

Прибыль мх М2 Мп

Выпуск продукции (работ, услуг) х х2 Хп

потенциал с макроэкономической точки зрения это совокупные данные экономики государства, ее отраслей, предприятий, хозяйств для ведения производственно-экономической деятельности, производства продукции, товаров, услуг, удовлетворения потребности населения и общественных потребностей, создания условий развития производства и потребления. Экономический потенциал государства оценивается его природными ресурсами, средствами производства и научно-техническим потенциалом, накопленным национальным богатством» [1, с. 209]. Практические проблемы экономического потенциала на макроуровне достаточно широко исследованы в работах Кушна-ренко Т. В. Типологизация территорий региона как составных компонентов региональной воспроизводственной системы в соотнесении с целевыми установками стратегического развития региона в целом позволяет более полно охарактеризовать происходящие социально-экономические процессы, а также выявить условия перехода к более высокому типу уклада. При этом, как показывают результаты исследования данной проблемы, в структуре экономического потенциала уклада можно выделить следующие элементы: технологический потенциал; трудовой потенциал; инвестиционный потенциал; потенциал организационно-управленческих взаимодействий [5. С. 126].

Наиболее приближенное к микроуровню определение потенциала в экономике дает Е.Е. Румянцева в Новой экономической энциклопедии: это сумма разных видов ресурсов, в том числе материальных, финансовых, интеллектуальных, научно-технических и других, благодаря которым возможно получить определенные результаты [6. С. 455].

На практике на микроуровне выявлены и исследованы:

- ресурсный потенциал (А. А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд III [7, с. 135], В. И. Ткач, М. В. Шумейко,

Т. О. Графова [9. с. 212], Е.В. Кузнецова [4, с. 266];

- маркетинговый потенциал (В. И. Ткач, М. В. Шумейко, Т. О. Графова [9, с. 212];

- капитал внутреннего и внешнего потенциала С. П. Катринин [3].

Само понятие потенциала как возможностей требует и привлечения и новых методов анализа.

Одним из таких способов является SWOT-анализ (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats - соответственно сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы). Естественно, потенциал организации может быть исследован исключительно посредством анализа сильных сторон и возможностей и нивелирования слабых сторон и угроз.

Ресурсный потенциал организации представлен опытом и знаниями персонала, интеллектуальным капиталом, уникальными навыками специалистов, квалифицированными кадрами, организационными ресурсами, стратегически ценными активами.

Анализ навыков и опыта позволяет спрогнозирвать снижение себестоимости продукции и уровня брака, применение электронной коммерции и высокотехнологичных ноу-хау, собственного стиля рекламы и т. д.

Наличие ценных материальных и нематериальных активов позволяет оценить предприятие, располагает современными производственными мощностями: выгодным расположением, правом собственности на ценные природные ресурсы, информационными системами, хорошей деловой репутацией, привлекательным видом торговой марки и др.

Организационные ресурсы предприятия показывают возможности внедрения передовых технологий, развития клиентской базы, патентование основных изделий и их элементов, распространения и обмена информацией с поставщиками и покупателями и др.

Особое место занимает потенциал формирования финансовых ресурсов предприятия, обусловленный факторами внешней и внутренней среды. К факторам внешней среды непрямого влияния относятся: система налогообложения, нормы амортизационных отчислений, соотношение параметров потребления и накопления используемого национального дохода, учетная ставка национального банка, характер регулирования эмиссионной деятельности предприятий, характер поддержки отдельных отраслей и сфер деятельности, государственная политика привлечения и защиты иностранных инвестиций. Факторами внешней среды, непосредственно влияющими на потенциал формирования финансовых ресурсов считается конъюнктура рынка ценных бумаг, конъюнктура кредитного рынка, существующая практика предоставления коммерческого кредита покупателям, состав кредитных продуктов коммерческих банков и небанковских финансовых институтов, кредитная политика коммерческих банков.

Внутренними факторами, влияющими на потенциал формирования финансовых ресурсов предприятия, являются: операционный леверидж, политика формирования прибыли предприятия, амортизационная политика предприятия, налоговая политика предприятия, дивидендная политика предприятия, эмиссионная политика предприятия, уровень кредитоспособности предприятия, средневзвешенная стоимость капитала.

По итогам оценки факторов внешней и внутренней среды составляется матрица сильных и слабых сторон организации по формированию финансовых ресурсов и предлагаются определенные мероприятия, направленные на развитие потенциала формирования собственных финансовых ресурсов из внутренних источников, потенциала формирования собственных финансовых ресурсов из внешних источников и потенциала привлечения заемных финансовых ресурсов.

Одним из достаточно надежно развивающихся аналитических инструментов, направленных на стратегическое управление организациями различных видов деятельности и выстраивающих свой бизнес на различных моделях, является бухгалтерский инжиниринг, теоретическая основа которого представлена показателями чистых активов и чистых пассивов, отражающих реальную собственность предприятия. Методологическая основа бухгалтерского инжиниринга раскрывается посредством системы производных балансовых отчетов, а информационная основа - структурированным планом счетов, адаптированным для бизнес-модели.

В настоящее время уже сформирован адаптивный инжиниринговый учет и менеджмент. Структурированный план счетов имеет возможности агрегирования до уровня мегасчетов, что позволяет оперативно реагировать на изменение собственности под влиянием быстрых изменений современной экономики, ведь текущий потенциал может быть достаточно быстро растрачен, и оперативный контроль позволяет все время держать «руку на пульсе».

В настоящее время уже разработаны и предложены к применению производные балансовые отчеты ресурсного и маркетингового потенциала (В. И. Ткач, М. В. Шумейко, Т. О. Графова), капитала внутреннего и внешнего потенциала (Ка-теринин С. П.), предусматривающие реализацию алгоритма: начальный оператор (мегасчета, составляющие капитала) -стратегические, ресурсные, маркетинговые проводки - гипотетические процессы реализации активов и удовлетворения обязательств - конечный оператор (показатель собственности, полученный в результате действия потенциала). Данный инструмент позволяет в бизнес-моделировании определять и использовать в управлении бизнес-моделью зону экономического риска и маржу безопасности. Активная зона означает излишек ресурсов, пассивная - их недостаток и

нейтральную сбалансированность ресурсов и потребности в них.

Существует ещё и экономико-математический метод анализа бизнес-моделей, отражающих будущее, потенциальное развитие организации. Это метод стохастического анализа, который направлен на решение задач, где нет точной информации о значениях целевой функции и ограничениях. Стохастические процедуры позволяют решать задачи, которые невозможно решить детерминированными методами как в первом случае бизнес-моделей существующего бизнеса. Метод стохастического анализа достаточно развит за рубежом и применяется, главным образом, в финансовых институтах. В России в целом, и особенно в реальном секторе экономики, он практически не используется.

Таким образом, исследование процессов моделирования бизнеса позволило выявить возможность построения бизнес-моделей в двух направлениях: с точки зрения настоящего бизнеса и будущего, потенциального бизнеса. Расхождение в ключевых позициях бизнес-моделей требует и различных подходов к их стратегическому управлению и анализу. И если в первом случае достаточно и традиционных детерминированных методов факторного анализа, то во втором случае возможно проведение SWOT-анализа потенциала организации путем развития сильных сторон и возможностей и нивелирования слабых сторон и угроз. Также управление бизнес-моделью, созданной для воплощения потенциала организации, возможно при помощи инструментов бухгалтерского инжиниринга, то есть системы производных балансовых отчетов, позволяющих осуществлять менеджмент потенциала организации. Одновременно задекларированный метод стохастического анализа может стать в уже недалеком будущем достаточно перспективной альтернативой стратегического управления и прогнозирования развития бизнес-моделей.

Библиографический список

1. Азрилиян, А.Н. Большой экономический словарь. М.: Институт новой экономики, 2008.

2. Бланк, И.А. Финансовая стратегия предприятия. - К.: Эльга, Ника-Центр, 2004.

3. Катеринин С.П. Учетно-аналитическая система управления инновационной деятельностью организации. Дисс. ... к.э.н. - Ростов н/Д, 2016.

4. Кузнецова Е.В. Система планов счетов и бухгалтерское управление экономическими процессами: монография. - Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2010.

5. Кушнаренко Т.В. Типологизации территорий регионов по экономическому потенциалу хозяйственных укладов // Крымский научный вестник. - 2015. -№4-1. - С. 124-138.

6. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. - М.: ИНФРА-М, 2011.

7. Сазерленд Д., Кэнуэлл Д. Стратегический менеджмент. Ключевые понятия. - Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005.

8. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник: учеб. пособие / Под ред. В.Н. Волковой и А.А.Емельянова. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Ткач В.И, Шумейко М.В., Гра-фова Т.О. Стратегический и управленческий учет: монография. - Ростов н/Д: РГЭУ (РИНХ), 2008.

10. Ткач В.И. Университет: инжиниринговый менеджмент: моногр. - Ростов н/Д: Изд. центр ДГТУ, 2016.

11. Томпсон-мл. А., Скрикленд А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. - М., 2013.

12. Фёльмер Г., Шид А. Введение в стохастические финансы. Дискретное время. - М.: МЦНМО, 2008.

Bibliographic list

1. Azriliyan A.N. Large economic dictionary. Ed. A.N. Azriliyan. M.: New Economics Institute, 2008.

2. Blank, I.A. Financial strategy of enterprise. - K.: Elga, Nika-Center, 2004.

3. Katerynin S.P. Accounting-analytical system of management of innovative activity of organization. - Rostov-on-Don, 2016.

4. Kuznetsova E.V. System of chart of accounts and accounting management of economic processes: monograph. - Rostov-on-Don: Publishing house SFU, 2010.

5. Kushnarenko T.V. Typologization of territories of regions on economic potential of economic structures // Crimean Scientific Bulletin. - 2015. - №4-1. - 124-138 pp.

6. Rumyantseva E.E. New Economic Encyclopedia. - M: INFRA-M, 2011

7. Sutherland J., Kenwell D. Strategic Management. Key concepts. - Dnepropetrovsk: Balance Business Books, 2005.

8. Theory of systems and systems analysis in management of organizations Eds. V.N. Volkova A.A. Emelyanova. - M.: Finance and Statistics; INFRA-M, 2012.

9. Tkach V.I., Shumeiko M.V., Grafova T.O. Strategic and management accounting: monograph. - Rostov-on-Don: RSEU (RINH), 2008.

10. Tkach V.I. University: Engineering Management. Monograph. - Rostov-on-Don: Publishing Center of DSTU, 2016.

11. Thompson Jr. Arthur A., Screek-land A. Strategic management: concepts and situations for analysis. - M., 2013.

12. Volmer G., Shid A. Introduction to Stochastic Finances. Discrete time. -M.: MCMNO, 2008.

УДК 657.6:330.45

Бахтеев А. В.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДЕКОМПОЗИЦИИ АУДИТОРСКОГО РИСКА

Аннотация

Статья дано описание результатов проведенного автором исследования, посвященного разработке модификации классической модели аудиторского риска (ARM) с целью ее адаптации к практической оценке риска с применением логико-вероятностного моделирования. Проведен исторический анализ возникновения классической ARM, сделан обзор научных исследований в области моделирования аудиторского риска. На основе проведенного анализа и обзора сформулированы требования к характеристикам искомой модели аудиторского риска. Представлена авторская модификация ARM, полученная в результате декомпозиции классической концептуальной модели до уровня простых утверждений бинарного вида. Дано описание основных структурных элементов разработанной модели и их взаимосвязи.

Ключевые слова

Модель аудиторского риска, риск существенного искажения, оценка риска, логико-вероятностное моделирование.

JEL: C19, M42

Bakhteev A. V.

CONCEPTUAL MODEL OF AUDIT RISK DECOMPOSITION

Annotation

Article is devoted to description the results of research conducted by author devoted to classical audit risk model (ARM) modification development with aim to adapting it to a prac-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.