Научная статья на тему 'Стратегический анализ потребностей целевых групп при оценке конкурентоспособности муниципальных образований'

Стратегический анализ потребностей целевых групп при оценке конкурентоспособности муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕР / CLUSTER / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ / PLACE MARKETING / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUNICIPALITY / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / MUNICIPAL MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудрова Надежда Анатольевна, Самотуга Владимир Николаевич

Настоящее исследование направлено на выявление потребностей целевых групп при оценке конкурентосопособности муниципальных образований. Цель. Разработка научно-методического обоснования при выборе системы показателей для стратегического анализа муниципальных образований. Задачи. Для достижения поставленной цели в работе предполагается решение следующих задач: выявление потребностей целевых групп с целью проведения стратегического анализа муниципальных образований; разработка системы показателей (критериев) для анализа муниципальных образований; разработка матрицы стратегической важности/степени удовлетворенности с целью выявления существующих проблем и перспектив развития муниципальных образований. Методология. Исследование основано на принципах диалектического подхода к изучаемым проблемам. В качестве инструментов исследования применялись экономико-статистические методы, сравнительный анализ, специальные методы стратегического анализа. Результаты. Авторами предложена адаптированная методика в изучении и продвижении муниципального образования в рамках использования стратегического подхода. Выводы. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что успех территории (муниципального образования) может быть достигнут за счет синергического эффекта на базе совместных действий нескольких целевых групп, имеющих общие или согласованные интересы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кудрова Надежда Анатольевна, Самотуга Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Needs of Target Groups at Assessment of Competitiveness of Municipalities: A Strategic Analysis

This study identifies the needs of target groups at assessment of competitiveness of municipalities. Aim. Scientifically and methodologically, this study substantiates the selection of factors used for a strategic analysis of municipalities. Tasks. To achieve this goal, it attempts to solve the following problems: identifying the needs of target groups, developing a system of factors (criteria) to analyze municipalities, and devising a matrix that identifies existing problems and prospects in developing municipalities. Methods. This study uses a dialectical approach, applying economic statistics, comparative analysis, and special strategic analysis methods. Results. Within this strategic approach, the authors propose an adapted methodology to examine municipalities. Conclusion. The research concludes that a municipality can succeed by creating a synergistic cooperation between several target groups with common or aligned interests.

Текст научной работы на тему «Стратегический анализ потребностей целевых групп при оценке конкурентоспособности муниципальных образований»

Стратегический анализ потребностей целевых групп при оценке конкурентоспособности муниципальных образований

The Needs of Target Groups at Assessment of Competitiveness of Municipalities: A Strategic Analysis

Кудрова Надежда Анатольевна

заведующий кафедрой Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, кандидат экономических наук, доцент 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Nadezhda A. Kudrova

St. Petersburg University of Management Technologies and Economics Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Самотуга Владимир Николаевич

доцент Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, кандидат исторических наук, доцент

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Vladimir N. Samotuga

St. Petersburg University of Management Technologies and Economics Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

> <

УДК 352:005.332.4

Настоящее исследование направлено на выявление потребностей целевых групп при оценке конкурентосопособности муниципальных образований.

Цель. Разработка научно-методического обоснования при выборе системы показателей для стратегического анализа муниципальных образований.

Задачи. Для достижения поставленной цели в работе предполагается решение следующих задач: выявление потребностей целевых групп с целью проведения стратегического анализа муниципальных образований; разработка системы показателей (критериев) для анализа муниципальных образований; разработка матрицы стратегической важности/степени удовлетворенности с целью выявления существующих проблем и перспектив развития муниципальных образований.

Методология. Исследование основано на принципах диалектического подхода к изучаемым проблемам. В качестве инструментов исследования применялись экономико-статистические методы, сравнительный анализ, специальные методы стратегического анализа.

Результаты. Авторами предложена адаптированная методика в изучении и продвижении муниципального образования в рамках использования стратегического подхода.

Выводы. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что успех территории (муниципального образования) может быть достигнут за счет синергического эффекта на базе совместных действий нескольких целевых групп, имеющих общие или согласованные интересы.

Ключевые слова: кластер, стратегия, территориальный маркетинг, муниципальное образование, стратегическое планирование, муниципальная система управления

This study identifies the needs of target groups at assessment of competitiveness of municipalities.

Aim. Scientifically and methodologically, this study substantiates the selection of factors used for a strategic analysis of municipalities. Tasks. To achieve this goal, it attempts to solve the following problems: identifying the needs of target groups, developing a system of factors (criteria) to analyze municipalities, and devising a matrix that identifies existing problems and prospects in developing municipalities. Methods. This study uses a dialectical approach, applying economic statistics, comparative analysis, and special strategic analysis methods. Results. Within this strategic approach, the authors propose an adapted methodology to examine municipalities.

^ Conclusion. The research concludes that a mu-

ш nicipality can succeed by creating a synergistic

cooperation between several target groups with ^ common or aligned interests.

Ш &

i Keywords: cluster, strategy, place marketing,

s municipality, strategic planning, municipal

x management system

ш В современных кластерных теориях в качестве

™ одного из направлений повышения конкурен-

!= тоспособности территории рассматривается

формирование групп предприятий (или кла-

^ стеров), взаимодействующих в единой техно-

< логической цепочке. Применение этих теорий

!= в рамках решения проблемы развития терри-

к торий позволяет выявить и развить потенциал

EÍ региональных кластеров. Мы предлагаем расо

uj сматривать не только промышленные кластеры, но и другие группы, объединенные общими целями и интересами.

Формирование наиболее перспективных кластеров может происходить вокруг ведущих промышленных предприятий или отраслей, инновационных производств, технологий или других наиболее привлекательных в регионе ресурсов (земли, недвижимости, капитала, персонала и т. д.). Мы полагаем, что соответствующий выбор должен основываться на качественной и количественной оценках.

Использование данного инструментария предполагает аналитически взвешенный подход, основанный на изучении потребностей различных групп потребителей с дальнейшей реализацией для них полного комплекса маркетинга. Сложность состоит в многоплановости целей развития территории и наличии порой противоречащих друг другу потребностей различных целевых групп.

Определяя базовую стратегию территориального маркетинга, мы никоим образом не исключаем применения какой-либо другой стратегии маркетинга по конкретному направлению. Так, маркетинг имиджа, как одна из базовых стратегий, необходим любой территории и должен использоваться для продвижения во внешней среде. Однако в рамках предлагаемого нами подхода данное направление (маркетинг имиджа) рассматривается как элемент мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта (ФОССТИС). При этом разработка имиджа муниципального образования должна носить комплексный характер.

В качестве целевых аудиторий рассматриваются не только внешние инвесторы, но и внутренние потребители. Муниципалитет в первую очередь должен увлечь своей стратегией жителей города (территории) и руководителей крупных предприятий с тем, чтобы они стали не только «целевой группой потребителей», но и активными участниками осуществления

стратегии развития, наиболее заинтересованными в конечном результате.

В настоящее время в соответствии с действующим законодательством муниципальными образованиями являются города и муниципальные районы. Их деятельность регулируется федеральным законом № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятым 6 октября 2003 г. Города выступают лидерами как местного, так и регионального и в целом федерального развития. Такую роль играют прежде всего крупные города, в которых сосредотачивается огромный экономический потенциал.

В мировой практике известны примеры городов, которые создают гораздо большее богатство, чем целые нации. Комплексным доказательством этого служит способность городов генерировать доходы бюджетов всех уровней. Об этом убедительно свидетельствует положительный опыт Гамбурга и других городов Германии [1; 2, с. 78-81].

В консолидированном бюджете среднего российского региона на собственные доходы столичного города приходится до 20%. Успешность территориального развития очень часто зависит от достижений в развитии областного центра и эффективности реализации принятой стратегии. Потребность в эффективной методике разработки и реализации стратегического плана существенно еще более возрастает в связи с принятием закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г.

Стратегический подход подразумевает выбор миссии и стратегических целей, а также выбор и разработку стратегии. Для муниципального образования выбор миссии сложнее, чем для самого крупного предприятия. В целях принятия наиболее эффективного управленческого решения по вопросу выбора стратегии развития цели должны быть сформулированы как можно более четко.

Цели муниципального образования можно подразделить на общие цели развития (что соответствует миссии организации) и на вытекающие из них конкретные цели и задачи по направлениям. Общие цели должны характеризовать необходимое состояние развития территории на определенные моменты времени, быть четкими, относительно краткими, понятными и привлекательными для широкой аудитории.

К выработке и обсуждению целей необходимо привлечь представителей всех категорий заинтересованных лиц: работников муниципалитета, руководителей ведущих предприятий, предпринимателей, банкиров, население, вузы, общественные организации.

Стратегические цели социально-экономического развития муниципального образования требуют обсуждения и проработки в деловых кругах и в прессе. Для достижения эффективности цели должны быть ранжированы по степени важности для территории. В первую очередь это связано с тем, что имеющиеся ресурсы всегда ограничены, а решение некоторых проблем (социально-экономического, экологического или другого характера) не всегда может быть отложено. Таким образом, определение приоритетов становится одной из важнейших управленческих задач.

Следующей задачей на этапе выдвижения и разработки целей является их конкретизация и установление критериальных показателей. Конкретные цели должны отвечать на вопросы «Что должно произойти, в каком конкретном направлении и когда?», «Какие количественные результаты должны быть получены?».

Расплывчатые формулировки типа «улучшить демографическую ситуацию» не дают базы для стратегического планирования, так как не называют конкретных показателей (например: «стимулировать повышение уровня рождаемости» и т. п.) и не дают критериальных значений, выраженных в конкретных цифрах и сроках. При этом показатели развития должны быть сопоставимы с социально-экономическими стандартами и учитывать особенности развития и инфраструктуры экономики муниципального образования.

Выбор миссии и стратегических целей является первым шагом к стратегическому комплексному планированию развития муниципального образования [3]. Изменение структуры экономики в сторону рыночных отношений, усиление роли и ответственности муниципальных властей за развитие территорий, а также накопленный многолетний опыт в коммерческой деятельности позволяет рассматривать возможность более широкого применения различных инструментов для территорий. Кроме того, сами задачи и стратегии территориального маркетинга нуждаются в серьезной ревизии, о чем далее пойдет речь. Необходимо уточнить роль руководства муниципалитета в разработке и реализации стратегии муниципального маркетинга.

Государственная экономическая политика наметила одним из основных направлений увеличение самостоятельности территорий (муниципальных образований). При этом вопрос значительного расширения полномочий пока не подкреплен экономически. Фискал ь-ная система и существующие межбюджетные отношения не увеличивают возможности дополнительного получения поступлений в местные бюджеты и, тем более, пока не подразуме-

вают возобновления бюджетов развития на ^

территориях. Сегодня в государственной эко- ш

номической политике переход от бездефицит- х

ного бюджета к бюджету развития территории ш

рассматривается как перспективный шаг в раз- ^

витии экономики в целом. В связи с этим роль ^

1 к местных органов власти (т. е. руководства му- х

ниципальных образований) становится все бо- ш

лее значительной и с большей долей самостоя- ™

тельности. с

>

На наш взгляд, необходимо выделить два < субъекта, включаемых в понятие «руковод- ^ ство». Это органы законодательной (или пред- < ставительной) и исполнительной власти на >= местах. Они наделены различными полномо- ^ чиями и осуществляют разные функции, но ^ как две ветви власти руководствуются общими 2 целями. При этом необходимо понимать, что стратегический подход к развитию муниципального образования нацелен на повышение привлекательности территории в целом и обеспечение ее гармоничного развития.

Руководство муниципального образования играет ведущую роль в осуществлении местной политики. Для успешного выбора общей территориальной политики необходимо детальное и всестороннее представление о будущем — как самого муниципального образования, так и государственной политики и внешней среды. Без такого представления элементы территориального стратегического направления развития (иначе говоря, территориальной политики развития) могут войти в противоречие друг с другом. Необходим консенсус между стратегическими целями и методами их достижения с учетом тенденций политики государства и конъюнктуры рынка.

Представительные органы муниципальной системы управления самостоятельно устанавливают местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате. Они участвуют в регулировании межбюджетных отношений с субъектами Федерации в части выравнивания уровня доходов муниципального образования. Представительный орган формирует и утверждает местный бюджет по доходной части с учетом дотаций и субвенций или привлекаемых заемных средств. В расходной части определяются направления использования средств бюджета, финансирование собственных целевых программ, объемы предоставления социальных льгот, финансируемых за счет муниципального бюджета.

Исполнительные органы местного самоуправления контролируют исполнение местного бюджета и по доходной, и по расходной части. Они своевременно предоставляют информацию представительному органу власти муниципального образования и вышестоящим органам власти о положении дел, а также кон-

^ тролируют деятельность муниципальных пред-ш приятий и организаций, следят за использо-х ванием муниципального имущества, проводят ш финансово-экономический анализ с целью оцен-^ ки эффективности использования муниципаль-х ного имущества. Все данные предоставляются х представительному органу власти для приня-ш тия дальнейших решений.

™ Таким образом, обе ветви муниципальной ^ власти участвуют в формировании и испол-

< нении бюджета территории в рамках своих ^ полномочий по закону. Поэтому вопрос управ-

< ления маркетингом, как и вопрос стратегиче-1= ского планирования, может быть решен при ^ взаимодействии обеих ветвей власти при со-^ трудничестве со специалистами.

2 Необходимо отметить, что предварительный проект бюджета муниципального образования выносит на обсуждение представительному органу власти исполнительный орган. Поэтому и вопрос подготовки и предварительной разработки стратегического плана является прерогативой профессионалов из числа представителей исполнительного органа власти.

В разработке стратегической комплексной программы развития территории необходимо участие структурных подразделений администрации муниципального образования. Вопросы финансового, экономического, социального характера, имеющихся ресурсов, муниципальной собственности лучше всего знают профессионалы, работающие в соответствующих подразделениях исполнительного органа власти.

Первое предложение по совершенствованию развития территории направлено на изменение подхода к анализу внутренней и внешней среды, особенно в части определения заинтересованных лиц — целевых аудиторий. Мы предлагаем выделить пять крупных целевых групп потребителей, заинтересованных в тех или иных товарах (услугах, условиях) в исследуемом муниципалитете. В отличие от существующих методик, предлагается не только расширить круг целевых групп и их потребностей, но и выявить степень зависимости их удовлетворения от руководства муниципального образования.

Выявление степени возможности влияния муниципалитета на удовлетворение потребностей определит механизмы влияния и необходимость использования тех или иных рычагов, а также уровень ожидаемых результатов. При этом необходим ранжированный подход к формированию перечня потребностей каждой из целевых групп с точки зрения важности и возможности повышения конкурентоспособности территорий.

Определение важности показателей должно быть определено на основе экспертных оценок

и мнения представителей исследуемых целевых групп. Степень удовлетворенности потребителей позволяет сопоставить абстрактный критериальный показатель (например, количество мест в детских садах на одного ребенка от 2 до 7 лет) с мнением потребителей, пользующихся данной услугой (или товаром). Для такой оценки необходимо проводить дополнительное маркетинговое исследование именно среди пользователей и потенциальных получателей исследуемой услуги или товара.

Обобщенные результаты анализа потребностей целевых групп предлагается отразить в следующей форме (табл. 1), которая должна лечь в основу выработки стратегических решений и выбора стратегии маркетинга территории по основным целевым группам [4].

Приведенные в табл. 1 показатели являются базовыми и могут изменяться в зависимости от специфики конкретных территорий. Графа «Степень удовлетворенности» заполняется на основании маркетингового анализа, проведенного при изучении конкретного города. Поскольку предлагается ранжированный анализ, где степень важности распределена таким образом, что самому важному показателю присваивается значение 11 баллов (или другое по количеству показателей), а наименее значимому — 1, то и оценку удовлетворенности необходимо ранжировать от максимальной (5 баллов) до минимальной (1 балл). На основе данных оценок предлагается составить матрицу «стратегической ценности — удовлетворенности», которая позволит наглядно увидеть проблемные моменты (слабые стороны) и перспективные направления (сильные стороны) (рис. 1).

Представленная матрица дает возможность определить сильные стороны (потребности, попавшие в правые квадранты) и слабые стороны (потребности, попавшие в левые квадранты). В правом верхнем квадранте сгруппированы факторы, важные для территории и высоко оцененные пользователями (т. е. сильные стороны), в левом верхнем — важные для территории, но имеющие очень низкую оценку (проблемы, снижающие конкурентоспособность). В правом нижнем квадранте отображается потенциал, который может быть использован для развития территории, в левом нижнем — факторы, способные перерасти в проблемы, но им уделяется мало внимания.

Основной целью разработки такой матрицы является выявление существующих проблем и перспектив развития. Все полученные результаты необходимо сопоставить со степенью возможного влияния на ситуацию со стороны администрации муниципального образования для выбора наиболее действенных методов воздействия [5].

Таблица 1 <

Стратегический анализ потребностей целевых групп территории (население) ш

Потребности Степень удовлетворенности Возможность воздействия со стороны муниципалитета Основной критериальный показатель Стратегическая важность для территории (ранг)

Целевая группа — население

Рабочие места, уровень зарплаты 4 Низкая Уровень безработицы, средняя заработная плата, структура вакансий 11

Безопасность 3 Средняя Показатели МВД 8

Здравоохранение 1 Высокая Доступность медицинского обслуживания, уровень, наличие современных методов лечения и диагностики, цены 10

Образование (школы, детские сады, ДО) 3 Высокая Обеспеченность местами в ДОУ и школах, уровень подготовки 6

Жилье 3 Средняя Обеспеченность жильем, муниципальная очередь, количество вводимых домов (м2), доступность приобретения (цены, кредиты, программы) 9

Коммунальные услуги 2 Высокая Качество обслуживания, уровень цен 5

Транспорт 2 Средняя Обеспечение транспортом всех районов, количество рейсов, загруженность, цены на проезд 4

Связь, Интернет 3 Средняя Наличие конкуренции, цены, качество 7

Цены 4 Низкая Уровень цен, система регулирования на товары первой необходимости, лекарства и медицинские препараты 2

Досуг 3 Низкая Наличие и доступность досуговых учреждений 3

Экология 2 Низкая Уровень загазованности, сточные воды, уровень радиации, близость вредных производств 1

а

11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

а ю

о

н

а э

а

Я) % 8

ч

4 7 л '

Ен и

о С

и 6

о

о о о о

и 5

ф §

В. н О

О О

о

о

о

4 5

Степень удовлетворенности

Рис. 1. Матрица «стратегическая важность — степень удовлетворенности»

В соответствии с предложенной нами методикой (см. табл. 1) необходимо проанализировать показатели и по другим целевым группам:

• хозяйствующие субъекты;

• внешние инвесторы;

• бюджетополучатели;

• контактные аудитории.

Из перечисленных целевых групп наиболее разнородными являются контактные аудитории — это могут быть как юридические, так

Таблица 2

Основные потребности и их оценочные показатели

Основные потребности Оценочные показатели

Хозяйствующие субъекты территории

Инженерная инфраструктура Наличие железнодорожных и автомагистралей, их качество, наличие аэропорта

Доступность финансов Количество банков и видов банковских услуг, их доступность; возможность участия в государственных и федеральных программах с целевым финансированием; наличие альтернативных источников финансов

Режим благоприятствования Наличие преференций для местных производителей

Безопасность для бизнеса Уровень коррупции; криминальная обстановка

Квалифицированный персонал Структура персонала территории по уровню и направлению образования в разрезе половозрастных групп. Наличие учебных заведений, готовящих необходимый персонал

Внешние инвесторы

Наличие ресурсов и их доступность Оценка наличия и объемов природно-сырьевых ресурсов, доступность их добычи и переработки; уровень полномочий местного самоуправления

Структура поддержки бизнеса Наличие специальных структур, их полномочия, программы, ресурсы, степень влия-

Трудовые ресурсы Структура персонала территории по уровню и направлению образования в разрезе половозрастных групп. Существующий уровень и ожидания по заработной плате

Земля и производственные мощности Количество свободных или продающихся земель по категориям; объемы пустующих или готовых к продаже производственных мощностей, степень их износа, наличие коммуникаций, подъездных путей, складских помещений, оборудования; месторасположение

Коммуникации Наличие по видам коммуникаций, доступность, протяженность, уровень износа, потребность в капитальном ремонте, в чьем ведении

Бюджетополучатели

Своевременное перечисление средств Уровень исполнения бюджета; регулярность бюджетных поступлений и выплат из бюджета всех уровней; зависимость экономики территории от бюджетных поступлений

Гарантия работы Динамика количества бюджетных рабочих мест, перспективы их сохранения; перспективы участия в госзаказе (муниципальном заказе)

Контактные аудитории

Доступность и достоверность информации Наличие официальных сайтов с полноценной информацией по направлениям, присутствие в соцсетях; участие в крупных выставках по направлениям

Лояльность органов власти Политика муниципалитета по отношению к различным гражданам (конфессии, национальности, политические убеждения и т. д.); открытость для критики

Возможность диалога Наличие информационных каналов для диалога; доступность к общению администрации и т. д.

и физические лица, заинтересованные в получении разнообразной информации о территории с различными целями (от туризма до развития бизнес-контактов). Кроме того, контактные аудитории очень сложно анализировать в части выявления их интересов и степени удовлетворенности, так как они разобщены и не всегда могут быть изучены с высокой степенью достоверности. Для изучения данной целевой группы в последнее время активно используются современные технологии — опросы через Интернет, в различных социальных сетях и т. д. Для изучения вышеперечисленных целевых аудиторий предлагаем использовать показатели, представленные в табл. 2. Эти же показатели позволяют провести сравнение конкурентоспособности территории со средними показателями по

России (если такие существуют) либо в динамике.

Следующий шаг после составления матриц — оценка степени влияния и методов воздействия, применяемых администрацией муниципалитета. На данном шаге основная цель состоит в том, чтобы выбрать стратегию поведения руководства муниципалитета по отношению к каждой целевой группе и выработать методы воздействия, направленные на повышение уровня удовлетворенности по всем целевым группам.

Роль руководства муниципального образования в разработке комплекса маркетинга в первую очередь сводится к предоставлению достоверной информации социально-экономического и политического характера. Именно местные власти способны предоставить наи-

более полную и достоверную информацию о развитии территории, а также при необходимости собрать дополнительную информацию, привлекая органы статистики, муниципальные организации и предприятия и прочие организации [6].

Вторая задача местных органов исполнительной власти — организация рабочей группы (временной комиссии и т. п.) по разработке комплексной программы развития территории и всемерная помощь в ее работе.

В качестве третьей задачи можно выделить разработку проекта комплексной программы развития территории, которую должен будет рассмотреть и утвердить представительный орган местной власти.

И наконец, после принятия программы представительным органом власти исполнительная власть переходит к реализации программы и контролю над ее выполнением. Функция контроля является всеобъемлющей и основополагающей в структуре управления, так как должна осуществляться в комплексе по всем показателям.

Основной задачей контроля над исполнением принятой программы комплексного развития является оценка динамики основных показателей социально-экономического развития территории, рост бюджетных поступлений, изменение баланса ввоза-вывоза продукции и финансовых потоков.

Роль представительного органа местного самоуправления сводится не только к обсуждению и утверждению комплексной программы развития региона, но и к принятию необходимых документов, касающихся фискальной политики территории, вопросов наибольшего благоприятствования тем или иным направлениям развития, а также к продвижению как программы, так и территории на рынке.

Вопросы имиджа, РИ-мероприятия напрямую связаны с политикой, проводимой на местном уровне, поэтому в формировании положительного имиджа и продвижении территории особо значимую роль играют именно органы представительной власти, их действия, заявления, выбранная ими стратегия и тактика взаимодействия с различными контактными аудиториями.

Очевидно, что весь комплекс маркетинговых мероприятий в рамках реализации стратегического направления развития муниципального образования должны осуществлять совместно обе ветви власти с привлечением специалистов, общественных организаций, представителей различных категорий населения и предприятий, СМИ и других заинтересованных сторон.

Только совместная деятельность по разработке и (в большей степени) по реализации

комплексной программы стратегического раз- ^ вития территории, построенной на принципах ш территориального маркетинга, может принести х положительный эффект. ш

Привлечение местного населения к обсуж- ^ дению программы поможет выявить различ- ^ ные проблемы, в том числе социального ха- х рактера, а также обеспечит принцип соучастия ш в управлении, что должно позитивно сказать- ™ ся на отношении населения к реализации про- ^ граммы. <

На этапе разработки комплекса маркетинга ^ территории необходимо: <

• разработать стратегию муниципалитета по >= отношению к каждой целевой группе, вы- ^ брать каналы и методы взаимодействия, опре- ^ делить преференции; 2

• разработать «продуктовую стратегию» — определить, какие товары, услуги, сервисы необходимо разрабатывать в муниципалитете для удовлетворения потребностей различных целевых групп;

• выработать «ценовую стратегию» — определить, какие затраты необходимы на выполнение поставленных целей, за счет каких источников финансирования будут осуществляться работы (проекты) и по каким ценам будут реализовываться (либо какой экономический или другой эффект можно ожидать);

• разработать мероприятия ФОССТИС, которые имеют существенную специфику, когда речь идет о муниципалитете. Мероприятия ФОССТИС для муниципалитета в первую очередь направлены на создание общественного мнения и одобрение выбранной стратегии развития территории.

Основная цель состоит в том, чтобы получить поддержку максимального числа лиц и организаций, живущих и работающих на данной территории. Создание положительного имиджа муниципалитета и его продвижение может складываться из множества составляющих, но должно быть направлено на создание единого видения муниципального образования, пропаганду его стратегических целей.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что успех территории можно достигнуть за счет синергического эффекта, который может быть получен за счет совместных действий нескольких целевых групп, имеющих общие или согласованные интересы.

Литература

1. Самотуга В. Н. Развитие инвестиционной политики на уровне российских и немецких городов // Экономика Севера-Запада: проблемы и перспективы развития. 2005. № 4 (26). С. 68-71.

2. Самотуга В. Н. Современная система градоре-гулирования в Германии. Умный город. 21 век:

> <с

Мат-лы науч.-практич. конф. (Санкт-Петербург, 24-25 ноября 2014 г.). СПб.: Изд-во ГПА, 2014. 108 с.

Кудрова Н. А. Управленческий цикл разработки стратегии региона на основе сбалансированной системы показателей // Инновации и инвестиции. 2013. № 1. С.27-29.

Кудрова Н. А., Григорян К. В. Кластерный анализ перспектив развития в регионах ЦФО социально-экономических интегрированных кластерных струкТУР // Статистика и экономика. 2012. № 6-2. С. 3-5. Кудрова Н. А. Формирование стратегического развития интегрированных социально-экономических кластерных структур региона с использованием сбалансированной системы показателей // Транспортное дело России. 2012. № 6-3. С. 39-42. Кудрова Н. А., Ангеловский М. М. Интегрированная социально-экономическая система с использованием мотивационной модели // Путеводитель предпринимателя. 2013. № 20. С 53-158.

References

1. Samotuga V. N. Razvitie investitsionnoy politiki na urovne rossiyskikh i nemetskikh gorodov [The development of investment policy at the level of Russian and German cities]. Ekonomika Severa-Zapada:prob-lemy i perspektivy razvitiya, 2005, no. 4 (26), pp. 6871.

2. Samotuga V. N. Sovremennaya sistema gradoreguli-rovaniya v Germanii [Modern system of urban re-

gulation in Germany]. Umnyy gorod. 21 vek: mat. nauch.-prakt. konf. Sankt-Peterburg, 24—25 noyabrya 2014 g. [Smart city. 21 century: Proc. sci.-pract. conf. St. Petersburg, Nov. 24-25, 2014]. St. Petersburg: State Polar Academy Publ., 2014. 108 p.

3. Kudrova N. A. Upravlencheskiy tsikl razrabotki stra-tegii regiona na osnove sbalansirovannoy sistemy pokazateley [Managerial cycle for the development of a region strategy based on a balanced scorecard system]. Innovatsii i investitsii, 2013, no. 1, pp. 2729.

4. Kudrova N. A., Grigoryan K. V. Klasternyy analiz per-spektiv razvitiya v regionakh TsFO sotsial'no-ekono-micheskikh integrirovannykh klasternykh struktur [Cluster analysis of the prospects for the development in the regions of the Central Federal District of socioeconomic integrated cluster structures]. Statistika i ekonomika, 2012, no. 6-2, pp. 3-5.

5. Kudrova N. A. Formirovanie strategicheskogo raz-vitiya integrirovannykh sotsial'no-ekonomicheskikh klasternykh struktur regiona s ispol'zovaniem sbalan-sirovannoy sistemy pokazateley [Formation of strategic development of integrated socio-economic cluster structures in the region using a balanced score-card system]. Transportnoe delo Rossii, 2012, no. 6-3, pp. 39-42.

6. Kudrova N. A., Angelovskiy M. M. Integrirovannaya sotsial'no-ekonomicheskaya sistema s ispol'zovaniem motivatsionnoy modeli [Integrated socio-economic system using a motivational model]. Putevoditel' pred-prinimatelya, 2013, no. 20, pp. 153-158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.