Научная статья на тему 'Стратегический анализ положения ООО «Марс» на современном рынке кондитерских изделий'

Стратегический анализ положения ООО «Марс» на современном рынке кондитерских изделий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4934
675
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / PEST-АНАЛИЗ / МОДЕЛЬ 5 КОНКУРЕНТНЫХ СИЛ ПОРТЕРА / ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дюдюн Татьяна Юрьевна, Шишкин Алексей Владимирович

В статье рассмотрен стратегический анализ деятельности кондитерской компании на примере ООО «Марс», определено положение организации на российском рынке кондитерских изделий. Представлена характеристика конкурентного статуса организации, определен ее стратегический потенциал, исследован маркетинговый комплекс как важный ресурс успешного проведения стратегии. Проведены PEST-анализ и модель пяти сил конкуренции М. Портера для организации ООО «Марс». Авторами сформулированы стратегические направления развития организации ООО «Марс» к концу 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегический анализ положения ООО «Марс» на современном рынке кондитерских изделий»

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ООО

«МАРС» НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ

КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ 1 "2 Дюдюн Т.Ю. , Шишкин А.В.

1Дюдюн Татьяна Юрьевна - кандидат экономических наук,

доцент;

Шишкин Алексей Владимирович - магистрант, кафедра государственного контроля и права в сфере

природопользования, земли и имущества, Московский финансово-юридический университет,

г. Москва

Аннотация: в статье рассмотрен стратегический анализ деятельности кондитерской компании на примере ООО «Марс», определено положение организации на российском рынке кондитерских изделий. Представлена характеристика конкурентного статуса организации, определен ее стратегический потенциал, исследован маркетинговый комплекс как важный ресурс успешного проведения стратегии. Проведены PEST-анализ и модель пяти сил конкуренции М. Портера для организации ООО «Марс». Авторами сформулированы стратегические направления развития организации ООО «Марс» к концу 2020 года. Ключевые слова: рынок кондитерских изделий, стратегические направления развития, РЕ$>Т-анализ, модель 5 конкурентных сил Портера, организация.

338.1

Компания «Марс» пришла на российский рынок в 1991 году, создав организацию «Мастер Фудс» для продажи широкого ассортимента кондитерских изделий и питания для домашних животных, а также организации сети распространения продукции на территории России.

Для крупных капиталовложений в большой производственный комплекс в России компанией «Марс» был выбран г. Ступино, как самое перспективное место для

строительства комплекса. Основным видом деятельности организации является: «Производство шоколада и сахаристых кондитерских изделий». В основе культуры и подхода к ведению бизнеса ООО «Марс» лежат 5 принципов Mars: Качество, Ответственность, Взаимовыгодность, Эффективность и Свобода.

На сегодняшний день ООО «Марс» - бюджетообразующее предприятие Ступинского района. Удельный вес промышленного производства предприятия составляет 60% от общего объема производства, производимого крупными и средними предприятиями Ступинского района. Основные экономические показатели деятельности организации ООО «Марс» за 2016 - 2018 гг представлены на рис. 1.

Основные экономические показатели деятельности организации ООО «Марс» за 2016 - 2018 гг

17386

Чистая прибыль

Прибыль от продаж

Валовая прибыль

Себестоимость

Выручка от продаж

16717 14669

20940

18872 13211

54198 52910

46031

~I 48354 483544

47920

49671

102552 102581

I

0 20000 40000 60000 80000 □ 2018 год □ 2017 год □ 2016 год

93951 100000 120000

Рис. 1. Основные экономические показатели деятельности

ООО «Марс»

Таким образом, у рассматриваемой организации наблюдается стабильный рост выручки от продаж, себестоимость демонстрирует меньший темп роста. Превышение темпа роста выручки над себестоимостью, положительно характеризует деятельность организации, что привело к увеличению всех видов прибыли.

Основным видом деятельности ООО «Марс» является: «Производство шоколада и сахаристых кондитерских изделий», т. е. компания относится к кондитерской промышленности. Кондитерская промышленность - одна из важнейших отраслей экономики страны, призванная обеспечить устойчивое снабжение населения качественными продуктами питания в объемах и ассортименте, необходимых для формирования правильного рациона питания [1].

На российском рынке кондитерских изделий представлено большое количество игроков, среди которых существенную долю занимают предприятия кондитерского холдинга «Объединенные кондитеры». На долю холдинга «Объединенные кондитеры» (ТМ «Аленка», «Бабаевский», «Красный Октябрь», «РотФронт»), ООО «Марс» (ТМ Bounty, Mars, Snickers), ООО «Нестле Россия» и ООО «Мон'дэлис Русь» (ТМ Alpen Gold, Milka) в 2018 году суммарно пришлось порядка 62% от совокупного объема предложения в натуральном выражении. Также среди ключевых игроков следует отметить - ЗАО «Конти-Рус» (ТМ Konti, Timi), ЗАО «Ферреро Руссия» (ТМ Ferrero, Rafaello, «Kinder-Сюрприз») и др.

По предварительным данным, в 2018 году объем видимого потребления кондитерских изделий составит 3598 тысяч тонн (рис. 2).

Сегодня российский рынок кондитерских изделий близок к насыщению, рост объема производства в будущем будет осуществляться в основном за счет спроса на кондитерские изделия с более качественными характеристиками.

Рис. 2. Объемы видимого потребления кондитерских изделий, в 2013-2018 гг., тыс. тонн1

Таким образом, внешняя среда ООО «Марс», процессы глобализации, усиление научно-технического прогресса все больше усиливают влияние внешних причин на деятельность рассматриваемой организации.

С помощью PEST-анализа были выявлены основные факторы внешней среды [2], влияющие на деятельность ООО «Марс» (табл. 1).

1 Источник: данные Росстата, данные за 2018 год, оценка

69

Таблица 1. РЕБТ-анализ ООО «Марс»

Политические факторы: -активное формирование нормативно-правовой базы деятельности кондитерских компаний; -направленность государственной политики на поддержку здорового образа жизни населения; -рост ставки НДС до 20% с 2019 года; -снижение таможенных пошлин, которое составило в среднем 1-3%. Социальные факторы: -повышен интерес к здоровому образу жизни, и как следствие к правильному сбалансированному питанию; -улучшение системы маркировки и информирования потребителей о свойствах товара рост населения формирует новый пласт потенциальных покупателей; -временной фактор, т. к. считается, что потребление продукции зависит от времени года.

Экономические факторы; -изменение курса валют; -рост затрат на электроэнергию; шоколад - один из самых подорожавших продуктов пищевой промышленности; при отсутствии роста реальных доходов населения, фиксируется увеличение спроса на продукцию повышенного качества среднего и премиального сегментов; -рост популярности правильного питания и здорового образа жизни стимулирует интерес потребителей к шоколаду; -уровень инфляции снизился, а покупательская возможность наоборот, возросла; -рынок российского шоколада постоянно растет, а спрос на шоколадную продукцию стабилен. Технологические факторы: -повышение технического и технологического уровня оснащенности организации; -организация поддерживает двусторонние связи с научными и профессиональными организациями с целью непрерывного обновления и пополнения знаний; -организация оценила эффективность существующих практик и вложила средства в менее энергоемкие оборудование и технологии, эти меры позволит добиться небольшого, но значимого сокращения энергопотребления во всех сферах бизнеса; -ООО «Марс» рационально использует свой капитал, посредством инвестиций в более эффективное оборудование и процессы; -в работе организации успешно применяются новейшие технологии.

Для выявления благоприятных возможностей и опасностей, с которыми может столкнуться ООО «Марс» в отрасли, авторы использовали модель 5 конкурентных сил Портера (рис. 3).

Поставщики

«Food starinpex». «Топыш foods group», «Siiicom», «Solans Spas Ma cca stoima », ООО «РУС AT РИК ОМ».

Товары субституты

множество продуктов заменителей шоколада: от шоколадных конфет до шоколадных

Потребители

на селение любого пола. начнвая от детей возраста 5 лети заканчивая пожилыми людьми

Рис. 3. Модель пяти сил конкуренции М. Портера для организации ООО «Марс»

Таким образом, наибольшее влияние на функционирование и развитие ООО «Марс» оказывают такие факторы, как рыночная власть покупателей (потребителей услуг) и угроза вторжения новых участников - конкурентов.

Поэтому стоит особое внимание уделять интересам и пожеланиям клиентов, а также укреплению конкурентных преимуществ организации.

Анализируемой компании рекомендовано направить усилия в развитие имеющегося рынка и продукта, что подтверждено портфельным анализом с помощью Матрицы Бостонской Консультационной Группы (БКГ), который показал, что портфель продукции ООО «Марс» достаточно сбалансирован, т. к. есть приносящие хорошую прибыль

стратегические единицы бизнеса - «Корма для животных», «Жевательная резинка» (звезда) и «Шоколад» (дойная корова) (рис. 4).

110,0% 108,0% 106,0%

й 104,0%

Л

а

102,0%

о

100,0%

а

а

£ 98,0%

96,0% 94,0%

92,0%

Матрица БКГ ООО «Марс»

С

Звезд

Жевательная резинка

^ Продукты питания

* Корма для животных

* Шоколад

Дойные коровы

0,0% 10,0% 20,0% 30,0% 40,0% 50,0% Относительная доля рынка, %

Рис. 4. Матрица БКГ ООО «Марс»

Авторы считают, что на сегодняшний день, рассматриваемая организация является одной из самых успешных кондитерских компаний, и несомненно, занимает одну из лидирующих позиций. ООО «Марс» не стоит на месте, постоянно развивается, интересуется технологиями. Связав сильные и слабые стороны с возможностями и организации, на основе трендово-целевого подхода авторами сформулированы стратегические направления развития организации ООО «Марс» к концу 2020 года:

- увеличить уровень информированности покупателя о товарах организации «Марс» на 30% к концу 2020 года;

- улучшить качество выпускаемой продукции и уровня обслуживания путем: закупки 20% требуемых объемов у поставщиков с сертификатом RSPO (сертификация цепочки поставок пальмового масла) с начата года; снижения

количества претензий в расчете на миллион единиц изготовленной продукции на 10% по всей организации ООО «Марс»; к концу текущего года получать весь кофе только из сертифицированных источников;

- увеличить долю на шоколадном рынке России при сохранении высокой прибыльности к концу 2020 года на 20% и тем самым, занять лидирующие позиции на Российском рынке шоколадной и жевательной продукции;

- создать новой «полезный» имидж товара путем прекращения к середине 2020 года поставки шоколадных изделий организации ООО «Марс» с калорийностью более 250 калорий на порцию.

Таким образом, для дальнейшего развития ООО «Марс» рекомендована комбинированная стратегия

концентрированного роста [3].

Список литературы

1. Абрамов В.С., Абрамов С.В. Стратегии развития компаний: Учебное пособие. М.: Издательство МГИМО-Университет, 2015. 111 с.

2. Агафонов В.А. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры. М.: Издательство РИОР, 2018. 276 с.

3. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник. М.: Издательство Форум, 2017. 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.