Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК ОСНОВА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК ОСНОВА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1237
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИЯ / STRATEGIC ANALYSIS / MANAGEMENT DECISIONS / MANAGEMENT DECISION MAKING / STRATEGIC MANAGEMENT / DEVELOPMENT STRATEGY / STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вакаева Е.А., Наконечная Т.В.

Научная статья посвящена рассмотрению понятия «стратегический анализ» как основы и механизма принятия управленческих решений на предприятии и анализу ее основных инструментов. Актуальность исследования обусловлена важностью стратегического развития бизнеса, что требует от руководства разработки и принятия управленческих решений, основанных на информации и анализе стратегии. В рамках статьи рассмотрены теоретические аспекты понятия «принятие управленческих решений». Перечислены этапы разработки и принятия управленческих решений. Рассмотрены теоретические аспекты понятия «стратегический анализ». Проанализированы преимущества и недостатки наиболее популярных инструментов стратегического анализа. Описаны новые уникальные модели проведения стратегического анализа, которые все чаще используются российскими предприятиями при принятии управленческих решений. Также рассматривается вопрос стратегического анализа, как ключевого фактора для принятия управленческих решений. В ходе анализа автор приходит к выводу, что внедрение стратегии и ее пошаговая реализация, может обеспечить постоянный экономический рост организации, а также повышать конкурентоспособность оказываемых услуг и выпускаемых товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC ANALYSIS AS A BASIS FOR MAKING MANAGEMENT DECISIONS

The scientific article is devoted to the consideration of the concept of "strategic analysis" as the basis and mechanism for making managerial decisions at the enterprise and the analysis of its main tools. The relevance of the study is due to the importance of strategic business development, which requires management to develop and make management decisions based on information and strategy analysis. The article examines the theoretical aspects of the concept of "management decision making". The stages of development and adoption of management decisions are listed. The theoretical aspects of the concept of "strategic analysis" are considered. The advantages and disadvantages of the most popular strategic analysis tools are analyzed. The article describes new unique models of strategic analysis, which are increasingly used by Russian enterprises in making management decisions. The issue of strategic analysis is also considered as a key factor for making management decisions. In the course of the analysis, the author comes to the conclusion that the implementation of the strategy and its step-by-step implementation can ensure the constant economic growth of the organization, as well as increase the competitiveness of the services provided and the goods produced.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК ОСНОВА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ»

Стратегический анализ как основа принятия управленческих решений

Вакаева Елизавета Алексеевна

студент, кафедра «Бухгалтерский учет, аудит, статистика», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Уфимский филиал, terra-buh@mail.ru

Наконечная Татьяна Викторовна,

кандидат экономических наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Уфимский филиал, tvnakonechnaya@fa.ru

Научная статья посвящена рассмотрению понятия «стратегический анализ» как основы и механизма принятия управленческих решений на предприятии и анализу ее основных инструментов. Актуальность исследования обусловлена важностью стратегического развития бизнеса, что требует от руководства разработки и принятия управленческих решений, основанных на информации и анализе стратегии. В рамках статьи рассмотрены теоретические аспекты понятия «принятие управленческих решений». Перечислены этапы разработки и принятия управленческих решений. Рассмотрены теоретические аспекты понятия «стратегический анализ». Проанализированы преимущества и недостатки наиболее популярных инструментов стратегического анализа. Описаны новые уникальные модели проведения стратегического анализа, которые все чаще используются российскими предприятиями при принятии управленческих решений. Также рассматривается вопрос стратегического анализа, как ключевого фактора для принятия управленческих решений. В ходе анализа автор приходит к выводу, что внедрение стратегии и ее пошаговая реализация, может обеспечить постоянный экономический рост организации, а также повышать конкурентоспособность оказываемых услуг и выпускаемых товаров.

Ключевые слова: стратегический анализ; управленческие решения; принятие управленческих решений; стратегическое управление; стратегия развития; стратегия.

о см о см

О!

^

I-О ш т х

<

т о х

X

Современные условия введения предпринимательской деятельности требуют от их руководителей разработки и принятия эффективных управленческих решений, задачей которых выступает решение возникших проблем и совершенствование организации производства и сбыта продукции. Одним из ключевых стратегических вопросов российского бизнеса выступает обеспечение финансовой устойчивости организации и ее развития/масштабирования.

Чаще всего принятие управленческого решения -это результат нахождения эффективного компромисса. Положительный результат в одном достигается за счет определенного ущерба в другом. Например, повышение качества выпускаемой продукции, как правило, приводит к росту издержек. И тогда руководству предприятия необходимо будет искать дополнительные источники денежных средств, которые ограничены в связи с ростом ставок на кредитные продукты. При принятии управленческих решений необходимо обязательно учитывать все возможные негативные последствия [11].

Задача принятия управленческого решения заключается в том, что для ее решения необходимо сопоставлять плюсы и минусы планируемых действий для получения максимального общего выигрыша. Очень часто руководитель вынужден принимать субъективное решение в том, какие негативные моменты допустимы для получения ожидаемого конечного результата.

Сам процесс разработки и принятия управленческих решений, может состоять из нескольких этапов, каждый из которых имеет свою роль, место и значение при управлении развитием бизнеса [12]:

- постановка проблемы - как правило, ее формирование возникает в рамках операционного управления предприятием, когда факторы внутренней и внешней среды, начинают отрицательным образом воздействовать на экономическую эффективность производственной деятельности;

- формулировка ограничений и критерий принятия управленческого решения;

- генерирование вариантов принятия управленческого решения - взвешиваются все «за» и «против» при анализе каждого альтернативного варианта решения проблемы;

- оценка предпочтительности вариантов решения во всех аспектах - идет процесс прогнозирования возможно оценки последствия для предприятия в случае принятия каждого альтернативного варианта принятого управленческого решения;

- выбор наиболее предпочтительного варианта управленческого решения для стратегического развития бизнеса;

- реализация управленческого решения после его принятия руководством предприятия;

- обратная связь - получаемые результаты находятся под мониторингом и анализируются руководством

предприятия, чтобы в случае неверно принятого управленческого решения изменить вектор и принять другой альтернативный вариант.

Однако, встает острый вопрос, какой информацией руководствоваться менеджменту для принятия эффективных управленческих решений. По нашему мнению, инструменты стратегического анализа - это основа принятия управленческих решений, позволяя руководству предприятия формировать стратегию развития.

На сегодняшний день, инструменты стратегического анализа управления предприятием - острый вопрос и актуальный для российского и зарубежного бизнеса. В рамках проведенных исследованиях такими ученными и авторами, как Новичкова Л.М., Шаламова А.А., Мокру-шина М.Ю., Савинов А.П. и другими было установлено, что большая часть организаций используют одни и те же инструменты стратегического анализа.

В целом наиболее часто используемым инструментами являются следующие: ССВУ-анализ, ПЭСТ-ана-лиз, «Сбалансированная система показателей» и другие [1].

Однако, остается открытым вопрос какими инструментами стратегического анализа необходимо пользоваться при принятии эффективных управленческих решений.

По этой причине, целью научной статьи выступает рассмотрение понятия «стратегический анализ» как основы и механизма принятия управленческих решений на предприятии и анализ ее основных инструментов.

Актуальность научного исследования на тематику «стратегический анализ как основа принятия управленческих решений» обусловлена важностью стратегического развития бизнеса, что требует от руководства разработки и принятия управленческих решений, основанных на информации и анализе стратегии.

Стратегический анализ предприятия - это процесс исследования и оценки деятельности, отрасли и рынка организации, в результате которого компания получает необходимую информацию для разработки краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной конкурентоспособной стратегии [3]. Важными аспектами стратегического анализа предприятия выступает определение основных направлений деятельности бизнеса, формирование целей, финансовых показателей и задач для отдельных подразделений.

Стратегический анализ выступает основой для проведения стратегического планирования коммерческой деятельности предприятий любой отрасли и формы хозяйствования [2].

При разработке стратегического планирования проводится анализ двух основных групп факторов, влияющих на деятельность предприятия:

- факторы внешней среды;

- факторы внутренней среды.

Главная задача при анализе факторов внешней и внутренней среды предприятия - это определение угроз и возможностей, от которых зависит стратегическое развитие бизнеса. Кроме того, к основным задачам стратегического анализа предприятия относятся [6]:

- формирование стратегического планирования организации или бизнес-планов новых инвестиционных проектов;

- оценка, анализ и определение путей повышения уровня конкурентоспособности предприятия;

- определение факторов, которые тормозят дальнейшее развитие бизнеса;

- определение факторов и инструментов, которые позволяют масштабировать бизнес;

- определение тенденций потребительского рынка, предпочтений клиентов и группы целевой аудитории для разработки маркетинговой стратегии;

- оптимизация структуры капитала, формирования базы финансовых ресурсов предприятия для совершения производственной деятельности.

Важной задачей стратегического анализа при принятии управленческих решений является, как учет возможностей/перспектив, так и оценка вероятных рисков и угроз.

Информационной базой при стратегическом анализе предприятия могут быть различные документы, финансовые отчеты, бухгалтерская документация и т.д.

Однако, в современной практике все чаще возникают случаи искажения информации в финансовой отчетности компании. По этой причине, менеджменту необходимо пользоваться стандартом МСА 315, суть которого заключается в том, что аудитор выявляет и оценивает риски существенного искажения, как по причине недобросовестных действий, так и вследствие ошибки, на уровне финансовой отчетности и на уровне предпосылок, посредством изучения организации и ее окружения, включая систему внутреннего контроля организации, таким образом обеспечивая основу для разработки и осуществления аудиторских процедур в ответ на оцененные риски существенного искажения [13].

Теперь рассмотрим особенности использования основных моделей стратегического анализа, которые широко применимые отечественными и зарубежными компаниями при принятии управленческих решений.

SWOT анализ - классический инструмент стратегического анализа, базирующийся на анализе четырех сфер, среди которых сила, слабость возможности и угрозы компании [4]. Данный инструмент стратегического анализа не выступает высокоэффективным по той простой причине, что на его результаты большое влияние оказывает субъективный фактор и точка зрения лиц, его применяющих и интерпретирующих. Кроме того, одним из ключевых недостаток данного инструмента стратегического анализа для предприятий России выступает быстрое изменение условий внешней среды. То, что сегодня было преимуществом, завтра может уже стать угрозой и наоборот. С учетом динамичности отечественного пространства, использование только SWOT анализа недостаток для российских управляющих

Несмотря на это, в нем присутствуют такие преимущества, как простота проведения и неприхотливость. Данный инструмент стратегического анализа может быть использован предприятиями малого бизнеса или просто стартап-проектам. Также, дополнительным преимуществом SWOT анализа выступает его совместимость с любым другим методом стратегического анализа.

ПЭСТ-анализ, особенно популярный среди больших корпораций, используется для оценки внешней среды организации и выявления факторов, которые могут оказать влияние на ее функционирование [5].

Преимуществами PEST-анализа выступают его наглядность и простота применения, которые позволяет определить возможности для развития бизнеса и реализации конкурентного потенциала [9].

Недостатками данного инструмента стратегического анализа выступают такие факторы, как ограничение доступа к достоверной и надежной информации, а также

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м о

о

CS

о

CS

о ш m

X

<

m О X X

то, что данный анализ стоит проводить на постоянной основе, а значит, требует принятия следующей меры в стратегическом планировании и управлении предприятием: проведение постоянной оптимизации стратегии развития.

Метод «Пяти сил Портера» был разработан в 1979 году Майклом Портером в Гарвардской школе бизнеса как простой фрейм для оценки конкурентоспособной мощи и позиции организации на рынке. Теория базируется на концепции, что имеется пять сил, которые определяют конкурентоспособную мощь и привлекательность рынка [7].

Основным преимуществом данного метода является то, что данный инструмент стратегического анализа, наиболее подходящий для повышения уровня конкурентоспособности предприятия, ведь «пять сил Портера» позволяют на постоянной основе проводить исследование возможностей и рисков внешней среды, определять конкурентные перспективы от внедрения новой производственной деятельности или выхода на новый рынок/сегмент/отрасль [8].

Недостатком данной модели выступает то, что отсутствует анализ постоянной динамики внешней среды. Чем динамичнее среда - тем меньший уровень эффективность данного инструмента. С учетом экономики Росси, данная модель стратегического анализа неактуальна. Кроме того, она не позволяет учитывать интересы государства, как ключевого стейкхолдера, что ошибка для отечественных управляющих и предпринимателей.

С целью оптимизации инструментов стратегического анализа при принятии управленческих решений на предприятии необходимо использование других универсальных методов, среди которых модель Адизеса и модель Маккинси 7С.

Модель Маккинси - инструмент стратегического анализа, который проводит оценку внутренней среды предприятия по 7 категориям, 3 из которых «жесткие», а 4 «мягкие».

Интересным моментом инструмента является не только анализ стратегии, организационной структуры и системы управления предприятия. Но и анализ стиля управления, суммы навыков/компетенций сотрудников, а также оценка системы ценностей, выраженной в рамках корпоративной культуры компании.

Модель Адизеса заключается в том, что все компании схожи с живыми организмами и проходят одинаковые стадии жизненного цикла. Понимание текущего этапа предприятия помогает сформировать стратегию его управления и развития [10].

А ведь именно отсутствие анализа данного критерия - ключевая проблема для многих крупных корпораций экономики России. Существует целая рекомендательная система, которая помогает диагностировать этап жизненного цикла компании. Выявить текущие проблемы, их характер (нормальные или аномальные), и определить план конечных действий.

Таким образом, в рамках научного исследования можно установить, что современные предприятия используют в основном одни и те же инструменты стратегического анализа для принятия управленческих решений. Как правило, их основными критериями является анализ внешней и внутренней среды для определения угроз, возможностей, недостатков и преимуществ бизнес-структуры. Однако, для российских предприятий ак-

туальным является анализ и других аспектов стратегического развития, например, определение этапа жизненного цикла компании, ведь многие организации находятся на завершающем этапе и в случае отсутствия внедрения и разработки инновационных решений близятся к своей ликвидации.

Именно по этой причине важным выступает процесс оптимизации инструментов стратегического анализа, в результат которого руководство современного предприятия имеет возможность получить ответы на острые вопросы, заключающиеся в дальнейших перспективах стратегического развития бизнеса.

В целом же, стоит сделать следующее заключение: управленческие решения выступают ключевым инструментом управления предприятием и развитием его бизнеса. Ежедневно коммерческая организация сталкивается с различными вызовами, формирующих проблемы для управления бизнесом. По этой причине, менеджерам необходима постановка задачи, в рамках реализации которой принимаются те или иные управленческие решения. Именно от качества разработки и принятия управленческих решений, по факту, зависит уровень эффективности коммерческой деятельности бизнес-субъектов в экономике России и за рубежом. А чтобы данные управленческие решения были эффективными, необходимо использовать различные инструменты стратегического анализа.

Литература

1. МСА 315 (пересмотренный). URL: https://www.audit-it.ru/terms/audit/msa_3l5.html (дата обращения: 25.09.2020).

2. Стратегический анализ и инструменты стратегии / Р.Арзуманян. - Ер.: НОФ «Нораванк», 2016. - 328 стр.

3. Гайдук В.И., Такахо Э.Е.Методы и инструменты стратегического планирования // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2014. №103.

4. Стратегический анализ предприятия: современные методы и модели, виды и инструменты. URL: http://powerbranding.ru/biznes-analiz/ (дата обращения: 25.09.2020).

5. Ермакова К.Л., Штоколова К.В. Инструменты стратегического анализа деятельности организации // Политика, экономика и инновации. 2018. №4 (21).

6. Платонова И.В., Азанова Е.А. Методы проведения стратегического анализа в системе управления предприятием // Инновационная наука. 2016. №11-1.

7. Стратегический анализ: основные инструменты. URL: https://www.gd.ru/articles/10374-strategicheskiy-analiz (дата обращения: 25.09.2020).

8. Новичкова Л.М. Инструменты стратегического анализа компании // Молодой ученый. - 2015. - №21.1. - С. 56-60.

9. Шаламова А.А., Мокрушина М.Ю. Роль и значение стратегического анализа в деятельности предприятия // Современные тенденции развития науки и технологий. URL:

https://elibrary.ru/download/elibrary_27675752_42898232. pdf (дата обращения: 25.09.2020).

10. Савинов А.П. Методология стратегического анализа предприятия // Academy. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_27813485_57864358. pdf (дата обращения: 25.09.2020).

11. Инструменты стратегического анализа. URL: https://aspro.ru/company/news/5034/ (дата обращения: 25.09.2020).

12. Жуков В.А. Особенности принятия управленческих решений компаниями в условиях риска // Вестник ГУУ. - 2016. - №12. - С.177-181.

13. Коваль О.С. Технология процесса разработки и принятия управленческих решений в предпринимательских структурах // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №9. - С.257-259.

Strategic analysis as a basis for making management

decisions Vakaeva E.A., Nakonechnaya T.V.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The scientific article is devoted to the consideration of the concept of "strategic analysis" as the basis and mechanism for making managerial decisions at the enterprise and the analysis of its main tools. The relevance of the study is due to the importance of strategic business development, which requires management to develop and make management decisions based on information and strategy analysis. The article examines the theoretical aspects of the concept of "management decision making". The stages of development and adoption of management decisions are listed. The theoretical aspects of the concept of "strategic analysis" are considered. The advantages and disadvantages of the most popular strategic analysis tools are analyzed. The article describes new unique models of strategic analysis, which are increasingly used by Russian enterprises in making management decisions. The issue of strategic analysis is also considered as a key factor for making management decisions. In the course of the analysis, the author comes to the conclusion that the implementation of the strategy and its step-by-step implementation can ensure the constant economic growth of the organization, as well as increase the competitiveness of the services provided and the goods produced. Key words: strategic analysis; management decisions; management decision making; strategic management; development strategy; strategy.

References

1. ISA 315 (Revised). URL: https://www.audit-it.ru/terms/audit/msa_315.html (date accessed: 09/25/2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Strategic analysis and strategy tools / R. Arzumanyan. - Er .:

Foundation "Noravank", 2016. - 328 pages.

3. Gaiduk V.I., Takakho E.E. Methods and tools of strategic planning // Scientific journal of KubSAU - Scientific Journal of KubSAU. 2014. No. 103.

4. Strategic analysis of the enterprise: modern methods and models, types and tools. URL: http://powerbranding.ru/biznes-analiz/ (date accessed: 09/25/2020).

5. Ermakova K.L., Shtokolova K.V. Tools for strategic analysis of

the organization's activities // Politics, Economics and Innovations. 2018. No. 4 (21).

6. Platonova I.V., Azanova E.A. Methods for conducting strategic

analysis in the enterprise management system // Innovative Science. 2016. No. 11-1.

7. Strategic analysis: basic tools. URL: https://www.gd.ru/articles/10374-strategicheskiy-analiz (date accessed: 09/25/2020).

8. Novichkova L.M. Tools for strategic analysis of the company //

Young scientist. - 2015. - No. 21.1. - S. 56-60.

9. Shalamova A.A., Mokrushina M.Yu. The role and importance of

strategic analysis in the activities of the enterprise // Modern trends in the development of science and technology. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_27675752_42898232.pdf (date accessed: 09/25/2020).

10. Savinov A.P. Methodology of strategic analysis of the enterprise // Academy. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_27813485_57864358.pdf (date accessed: 09/25/2020).

11. Tools for strategic analysis. URL: https://aspro.ru/company/news/5034/ (date accessed: 09/25/2020).

12. Zhukov V.A. Peculiarities of making management decisions by companies under risk conditions // Vestnik GUU. - 2016. - No. 12. - S. 177-181.

13. Koval O.S. Technology of the process of developing and making management decisions in business structures // Theory and practice of social development. - 2012. - No. 9. - S.257-259.

X X О го А С.

X

го m

о

to о to о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.