Научная статья на тему 'Стратегический альянс: сущность и цели создания'

Стратегический альянс: сущность и цели создания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1705
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STRATEGIC MANAGEMENT / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС / STRATEGIC ALLIANCE / БИЗНЕС / BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеев Александр Николаевич, Тришин Артем Андреевич

Статья посвящена теоретическим и практическим особенностям формирования стратегических альянсов. Авторы уточняют сущность категории «стратегический альянс», анализируют имеющиеся подходы к их формированию в мировой экономике. По результатам исследования определены основные мотивы и условия эффективного вхождения предприятий в стратегический альянс в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Satisfaction and loyalty of educational services consumers in a competitive environment

Article is devoted to the theoretical and practical features of formation of strategic alliances. Authors specify essence of the category "strategic alliance”, analyze the available approaches to their formation in world economy. By results of research the main motives and conditions of effective entry of the enterprises into strategic alliance in modern conditions are defined.

Текст научной работы на тему «Стратегический альянс: сущность и цели создания»

стратегический альянс: сущность и цели создания

Алексеев А.Н., Тришин А.А.

Возникновение в теории и практике управления более глубокого интереса к тематике создания и развития стратегических альянсов можно датировать завершением XX - началом XXI вв. Именно в этот период стратегические альянсы становятся одним из ключевых факторов устойчивого развития мировой экономики. В тоже время, нельзя не отметить, что в условиях национальных или региональных экономик, явление равноправного партнерства, позволяющее повышать общую результативность без потери хозяйственной самостоятельности, возникло значительно раньше.

Исследование теоретических аспектов создания и развития стратегических альянсов позволяет утверждать, что научно-методического единства по данному вопросу в настоящий момент не сформировалось. Отечественными и зарубежными авторами приводится большое количество трактовок данного понятия, имеющих зачастую ряд принципиальных отличий.

Так, по мнению В.Д. Марковой и С.Л. Кузнецовой, стратегический альянс представляет собой создаваемую на временной основе группу независимых предприятий, связанных современными информационными технологиями, объединившими свои ресурсы и усилия в целях эффективного использования благоприятной рыночной ситуации [6]. Американские профессора А. Томпсон-мл. и Л. Стрикленд предлагают более общее определение: «стратегический альянс — это кооперативное соглашение между компаниями, выходящее за пределы их обычных взаимоотношений, но не предполагающее слияния или полного партнерства» [4]. Более высокой конкретизацией отличается трактовка французских исследователей Б. Гаретта и П. Дюссожа, понимающих под альянсом «объединение независимых предприятий, которые намерены заняться специфическим родом производства или хотят реализовать проект, используя интеллектуальные и материальные ресурсы друг друга, вместо того, чтобы действовать самостоятельно или идти по пути слияния или присоединения» [2]. В иных зарубежных работах стратегический альянс трактуется, как международное сотрудничество двух или более партнеров на определенный срок, которое предполагает координацию их действий для достижения поставленных целей (М. Делапьер); переходный механизм, стимулирующий проведение стратегии партнерства в исключительно неопределенной среде (Д. Лей, Дж. Слокум); иная форма конкуренции, где достижение гармонии в отношениях между партнерами не является главным мерилом успеха такого сотрудничества (Г. Хемел) и др.

Авторы настоящей статьи считают наиболее полно отражающим сущность определение стратегического альянса, предложенное А.О. Знаменским, который под стратегическими альянсами подразумевает «объединение нескольких независимых предприятий, которые намерены заняться специфическим видом производства или намереваются завершить проект, используя при этом знания, материалы и другие ре-

© Алексеев А.Н., Тришин А.А., 2016

сурсы друг друга, не разделяя ни с кем рисков и стараясь опередить конкурентов или создать условия для слияния или присоединения предприятий» [5].

Анализ практического опыта свидетельствует, что одним из наиболее значимых факторов формирования межфирменного сотрудничества оказывается стремление предприятий достичь глобального присутствия, поскольку оно позволяет получать прибыль даже при резком снижении потребительского спроса на некоторых рынках. Кроме того, стратегические альянсы позволяют решать трудности, возникающие из-за преодоления рыночных, административных, межкультурных и коммуникационных барьеров в процессе глобализации.

Создание систем межфирменного сотрудничества может быть обусловлено также стремлением предприятий к уменьшению своих транзакционных издержек, так как совместный маркетинг закупок для доступа к новым видам и источникам сопутствующих услуг, укрепление позиций по отношению к поставщикам, интеграция отлаженных систем распределения, а также совместное использование торговых марок гарантируют партнерам значительную экономию ресурсов [10].

Стоит отметить, что стратегические альянс подразумевает проведение совместных исследований, технологический обмен, совместное использование производственных мощностей, продвижение на рынок услуг компаний-партнеров или объединение усилий в производстве компонентов или оказания совместных услуг. Г.А. Царицина и Х.Т. Ай-динов отмечают три основополагающие характеристики стратегических альянсов:

• два или более предприятия, которые объединяются для достижения определенных целей, не теряя независимости после создания объединения;

• партнерские предприятия делят преимущества, полученные в результате объединения;

• партнерские предприятия постоянно вносят свой вклад в одну или более сфер стратегической деятельности [8].

В данном случае речь идет именно о стратегическом альянсе, основной целью создания которого является достижение его участниками долгосрочных преимуществ, а основным критерием отнесения альянсов к стратегическим является их роль в создании конкурентных преимуществ предприятия. Альянс становится стратегическим в случае существенного влияния отношений с внешним партнером на развитие предприятия, возможностей привлечения потребителей и защиты от негативного воздействия отраслевой конкуренции.

Д.А. Чернышев справедливо отмечает отсутствие в отечественной литературе по стратегическому менеджменту единого жесткого разграничения организационных форм, которые следует относить или не относить к стратегическим альянсам. Однако в некоторых работах предложена совокупность признаков, которые следует рассматривать как основные характеристики той или иной организационной формы в качестве стратегического альянса. Руководствуясь данным подходом, к стратегическим альянсам можно отнести такие описанные в отечественной литературе виды интеграции предприятий, как: концерн, консорциум, картель и совместное предприятие [9].

В настоящее время стратегические альянсы являются самой перспективной формой интеграции предприятий, так как создание альянсов представляет собой один из

наиболее быстрых и дешевых путей реализации глобальной стратегии. Жукова М.А. выделяет следующие варианты развития стратегических альянсов:

1. Кооперация в рамках последовательных программ приводит к концентрации, т.е. слиянию, перекрестному участию или другой форме перераспределения собственности участников альянсов. В данном случае союз оказывается лишь переходным этапом на пути к концентрации.

2. Кооперация носит эпизодический характер и завершается, не коснувшись стратегических позиций участников, вне зависимости от результатов сотрудничества. По завершению проекта каждый участник вновь обретает самостоятельность, условия конкуренции между партнерами меняются.

3. Стратегические альянсы развиваются во времени, расширяя рамки первоначальных целей, но к вертикальной интеграции это не приводит. Каждый из участников сохраняет самостоятельность в принятии решений и право выйти из альянса. Существование таких «незавершенных» союзов свидетельствует о стремлении партнеров воспользоваться опытом совместной работы для повышения эффективности кооперации.

4. Структуры, создаваемые для осуществления совместной деятельности или кооперативных программ, постепенно выходят из-под контроля партнеров и начинают функционировать как самостоятельные субъекты, развитие которых начинает конкурировать с интересами партнеров.

5. Усиление стратегических позиций одного из партнеров в ущерб другим, благодаря участию в стратегических союзах. Слабые партнеры используют союзы для преодоления собственного технологического отставания, а сильные — в целях нейтрализации более слабых, препятствуя их становлению как конкурента [3].

В качестве основных мотивов вхождения предприятия в стратегический альянс можно выделить следующие: достижение экономии на масштабах маркетинговой сети; совместное использование системы закупок; объединение усилий в создании услуги; снижение неопределенности и укрепление стабильности развития, поскольку в долгосрочных отношениях с критическим партнером объединяются их опыт и ресурсы; снижение рисков в деятельности; получение доступа на рынок, где уже существуют сложившиеся рыночные структуры и определенный менталитет; продвижение на рынок услуг друг друга; передача инновационных технологий, проведение совместных научных и опытно-конструкторских изысканий.

Для достижения предприятием целей вступления в стратегический альянс необходимо:

1) объединение конкурентов, достаточно сильных вместе для создания успешной коалиции, и одновременно каждый из которых индивидуально относительно слаб для лидера, занявшего в альянсе центральную позицию;

2) использование предприятием — участником альянса — коалиции для борьбы со своими главными конкурентами, которые по определенным причинам либо не присоединятся к коалиции, либо могут потребовать слишком много уступок за их вхождение в альянс;

3) объединение наиболее желанных «дополняющих» предприятий в стратегический альянс с целью усиления своих долгосрочных конкурентных позиций;

такие партнеры могут обеспечить альянс некоторыми необходимыми товарами (например, важнейшими компонентами), или усилить позицию в части сбыта; 4) уменьшение конкурентной силы мегалидеров отрасли с помощью, так называемых анти-альянсов.

Таким образом, очевидными оказываются преимущества создания и развития стратегических альянсов не только в глобальной, но и в национальной экономиках. При этом важно, что при создании альянса должна учитываться также и стратегическая совместимость интересов партнеров, основанная на их относительных конкурентных позициях, а также согласовании стратегических ценностей предприятия с механизмом создания стоимости в альянсе.

Литература

1. Алексашина Т.В. Коммерциализация инноваций и перспективы развития сетевых форм поддержки инновационных проектов // Экономические и гуманитарные науки. 2015. № 7 (282). С. 43-55.

2. Гарретт Б., Дюссож П. Стратегические альянсы — Инфра-М, 2002.

3. Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе: учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2006. — 192 с.

4. Зинина Н.А. Сущность альянсов // Электронный журнал ВлГУ 2007. — № 18.

5. Знаменский А.О. Стратегические альянсы как международные объединения корпораций // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. № 4. С. 11-19.

6. Маркова В.Д., Кузнецова С.Л. Стратегический менеджмент: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 2001.

7. Рагулина Ю.В. Предпринимательство в России: проблемы и перспективы // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 9. С. 120-123.

8. Царицина Г.А., Айдинов Х.Т. Мировая экономика: Учебное пособие. — М., 2001. — 257 с.

9. Чернышев Д.А. Стратегические альянсы в индустрии гостеприимства как организационно-управленческая модель ведения бизнеса: Монография. — М.: Издательство «У Никитских ворот», 2011.

10. Ярощук А.Б. Особенности венчурного инвестирования в современных условиях // Вестник УРАО. —М., 2015. — № 1.

к вопросу о сущности клиентоориентированной стратегии

в бизнесе

Алексеев А.Н., Чугунов А.А.

Актуальность исследования теоретических и практических аспектов клиентоори-ентированности в бизнесе продиктована суровыми реалиями современных условий хозяйствования. В числе ключевых особенностей, подталкивающих хозяйствующие

© Алексеев А.Н., Чугунов А.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.