Научная статья на тему 'Стратегические решения в системе физического воспитания обучающихся в учебных заведениях МЧС России'

Стратегические решения в системе физического воспитания обучающихся в учебных заведениях МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические решения в системе физического воспитания обучающихся в учебных заведениях МЧС России»

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МЧС

РОССИИ

В.М. Усков, профессор, д.мед.н., Б.В. Кузнецов, к.пед.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Современная система физического воспитания переживает период поиска стратегических решений своего развития. Положено начало периоду методического осмысления и реформирования школьного и вузовского физического воспитания, разработки новой педагогической технологии [1, 2].

В системе физического воспитания выделяется 5 принципов воспитания. Принцип сознательности и активности, когда наибольшего успеха при занятиях физическими упражнениями можно достигнуть при сознательном, заинтересованном отношении занимающихся. Этому будет способствовать четко поставленная преподавателем перед учеником цель в занятиях физическими упражнениями. Он должен довести до сознания занимающихся не только то, что и как выполнять, но и почему предлагается именно это, а не другое упражнение, почему необходимо соблюдать эти, а не другие правила его выполнения. Следствием сознательного отношения к физическим упражнениям при подборе увлекательного материала и соответствующей организации должна быть активность занимающихся, которая проявится в инициативности, самостоятельности и творческом отношении к делу [3, 4, 5].

Принцип наглядности, предполагает широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов и постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью. Принцип доступности и индивидуализации предполагает учет особенностей занимающихся (пол, физическое развитие и подготовленность) и посильность предлагаемых им заданий. Прогресс в развитии физических качеств и в обучении движениям возможен лишь при определенной нагрузке (в пределах разумного), способной стимулировать эти процессы. Однако, при этом важно не превысить меру разумного, чтобы не навредить здоровью занимающегося.

Принцип систематичности предполагает суперкомпенсацию, то есть сверхвосстановление энергоисточников, возбудимости нервной системы, когда лишь при систематических занятиях могут произойти изменения морфологической структуры организма (например, увеличение поперечника мышц) и образовываться двигательные навыки. Отсюда следует, что физические упражнения оказывают стойкое влияние только при условии их повторения; физические упражнения приводят к утомлению, поэтому нужны перерывы для восстановления сил; во время физических упражнений и после них происходят приспособительные изменения, но держатся они только некоторое время. В принципе динамичности лежит постоянное, но постепенное повышение

требований к занимающимся. Это касается как физической нагрузки, так и координационной сложности двигательных действий. Только в этом случае может быть прогресс в развитии физических качеств и в разучивании новых упражнений (совершенствовании техники).

В плане многолетних занятий физическими упражнениями и спортом необходимо учитывать, что по мере увеличения возраста и приближения спортсмена к завершению спортивной карьеры кривая нагрузок и координационной сложности движений выравнивается, затем стабилизируется и далее постепенно снижается. Все методы физического воспитания условно делятся на три группы: методы использования слова: методы наглядного восприятия и практические методы. Суть методов использования слова и методов наглядного восприятия хорошо видна из их названий и поэтому можно не останавливаться на раскрытии их содержания. К практическим методам относятся методы строго регламентированного упражнения. Они обеспечивают оптимальные условия для обучения двигательным действиям и развития физических качеств и предполагают: твердо предписанную программу движений (состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом), точную дозировку нагрузки и отдыха, создание или использование внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся.

Основы обучения движению заключается в том, что вся повседневная практика использования обучающих приемов построена на формировании внутреннего содержания посредством попыток обучаемого подражать каким-то эталонным внешним формам спортивного упражнения, предъявляемого тренером в качестве образца. В то же время очевидно, что сами по себе внешние формы движений представляют собой следствие изменений их внутреннего содержания, а именно, координационного взаимодействия мышечных групп (межмышечная координация) в конкретном спортивном упражнении [2, 3].

Суть метода обучения движению состоит в том, что двигательный навык может формироваться не в естественных условиях, а в условиях специально созданной для этого внешней среды. Воспитание физических качеств основываются на методах силовой подготовки, и включает в себя динамический режим работы мышц и статические усилия.

В теории и практике физического воспитания в основном выделяют две формы занятий физическими упражнениями: урочная форма, основная форма организации систематических занятий и неурочные формы, которые могут быть как эпизодическими, так и систематическими. Основной формой организации систематических занятий по физическому воспитанию считается урочная.

Неурочные формы занятий физическими упражнениями могут быть эпизодическими (походы, катания на лыжах, коньках и т.п.) и систематическими (гигиеническая, производственная гимнастика). Если эпизодические занятия не имеют строгой регламентации, то систематические неурочные формы занятий физическими упражнениями имеют вполне определенные условия и требования к нагрузке.

Общая физическая подготовка (ОФП) — это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта. С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства — уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни. Конкретные принципы и показатели физического совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе. Но в них также всегда присутствует требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности. При этом следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других — силы и т.д., т.е. необходима специальная подготовка. Специальная физическая подготовка — это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности. Спортивная подготовка (тренировка) — это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям [4,5].

Воздействие физических упражнений на человека связано с нагрузкой на его организм, вызывающей активную реакцию функциональных систем. Чтобы определить степень напряженности этих систем при нагрузке, используются показатели интенсивности, которые характеризуют реакцию организма на выполненную работу. Чем больше мышечная работа, тем сильнее возрастает расход энергии. Отношение энергии, полезно затраченной на работу, ко всей израсходованной энергии называется коэффициентом полезного действия.

Таким образом, одним из важнейших факторов, способствующих быстрому духовному и техническому росту занимающихся, является создание на время тренировки особой атмосферы максимальной работоспособности, что достигается неукоснительным следованием предписанным правилам поведения и дисциплинарным требованиям.

Список использованной литературы

1. Бондарев С.С. Формирование морально-психологической готовности у студентов высших учебных заведений / С.С. Бондарев, В.М. Усков // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. Журнал практической и теоретической биологии и медицины. Москва: Т. 9. №2 2. 2010. С. 420-426

2. Кузнецов Б.В. Адаптация курсантов первого курса к образовательному процессу военизированных учебных заведений средствами физической культуры (на примере Воронежского института ГПС МЧС России): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Б.В. Кузнецов. - СПб., 2015. - 24 с.

3. Кузнецов Б.В., Усков В.М., Шуткин С.Н., Ипполитов В.В., Сапожникова Н.Г. Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций». - Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский институт ГПС МЧС России, 2016. - Ч.2 - С. 350-353

4. Усков В.М. Особенности психопрофилактики состояний дезадаптации у участников экстремальных ситуаций / В.М. Усков, М.В. Усков, И.В. Теслинов //Сибирский медицинский журнал. Приложение 1. Материалы конгресса «Психосоциальные факторы и внутренние болезни: состояние и перспективы». Т. 26, 2011. С. 262.

5. Усков В.М., Кузнецов Б.В. Теслинов И.В. Адаптивная физическая культура в воспитании детей с расстройствами аутистического спектра. Паралимпийское движение в России по результатам Рио-де-Жанейро-2016: итоги, пути дальнейшего развития. Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (10-11 ноября 2016 года). - СПб, ФГБУ СПбНИИФК, 2016. - С. 163-167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.