ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ РЕФОРМ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ЕДЕЛЕВ Д.А.,
до кт ор эко н омических наук, профессор, Московский государственный университет пищевых производств, e-mail: [email protected];
МАЙОРОВА Н.В.,
кандидат культурологии, профессор, Московский государственный университет пищевых производств, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается стратегическое противоречие реформ системы образования. Современные инструменты реформирования не отвечают требованиям формирования общества знаний, что представляет угрозу национальным интересам.
Ключевые слова: система высшего образования; реформа образования; единый государственный экзамен; домашние хозяйства.
Strategic contradiction of reforms of an education system is considered in the article. Modern tools of reforming don't meet the requirements of formation of a society of knowledge that poses threat to national interests.
Keywords: higher education system; formation reform; uniform state exam; households.
Коды классификатора JEL: H75, I21, I22.
Тяжелые и многолетние реформы системы высшего образования вызывают все больше нареканий в общественном восприятии. Особенно это проявилось после нашумевшего летом 2012 г. подлога при зачислении студентов по результатам единого государственного экзамена в Российском государственном медицинском институте.
Это пример не столько проблемы как рассматривать этот случай (как единичный или как случайное проявление массовой практики), сколько проблемы более широкой — внедрение новых инструментов управления превратилось в самоцель и сопровождается относительно низкой эффективностью бюджетных расходов на высшее образование. В том числе и по причинам высокой коррупции в данном сегменте высшей школы.
Серьезное исследование проблемы коррупции на страницах журнала [1] выделило 3 основные причины: недостаточное количество финансовых средств с начала периода рыночной трансформации, что предопределило широкие масштабы явления; превращение коррупции в одну из «несущих» структур системы, без которой она уже не сможет существовать в нынешнем виде; древние корни и традиции явления, уходящие в глубину веков российской истории.
Поэтому требуется, с одной стороны, кардинальная реконструкция отраслевых организационно-экономических инструментов, с другой — максимальное преумножение имеющегося экономического потенциала высшей школы, с третьей — строгая координация стратегических целей реформирования образования и инструментов их достижения.
При этом хорошо известно и широко распространено в мире утверждение о неэффективности институтов бесплатного образования за счет государственного бюджета. В ряде случаев это вообще рассматривается в качестве примера полной иррациональности, поскольку доступ к такой форме образования получают в основном представители тех социальных групп и слоев, которым материальная помощь практически не нужна и получается, что бедные субсидируют богатых.
На рис. 1 представлена диаграмма рассеяния, отражающая зависимость между рассматриваемыми показателями. Визуальный анализ диаграммы позволяет сделать вывод о возможном наличии взаимосвязи между рассматриваемыми показателями, количественную оценку которой можно получить с помощью коэффициента линейной корреляции.
Рассчитанный коэффициент корреляции, равный 0,642, свидетельствует о том, что связь между показателями доли занятых с ВПО среди всего населения и среднемесячной номинальной заработной платой по субъектам Российской Федерации в 2010 г. является заметной. Другими словами, полученные результаты показывают, что размеры среднемесячной номинальной заработной платы в ряде случаев опосредуются показателями доли занятых с высшим профессиональным образованием среди всего населения.
Диаграмма рассеяния на рис. 1, где представлен график уравнения регрессии y=1,5x-0,1 (коэффициент достоверности аппроксимации — R2=0,4 — средний уровень достоверности теоретической функции регрессии), рассчитанный и построенный с помощью средств MS Excel, показывает, что изменение доли занятых с высшим профессиональным обра-
© Д.А. Еделев, Н.В. Майорова, 2012
зованием среди всего населения на 1% приведет к изменению значений среднемесячной заработной платы населения на 1,5 тыс. руб., но лишь приблизительно в 4 случаях из 10.
Чукотский авт.
Занятые с ВПО среди всего населения, %
Рис. 1. Графическое представление зависимости между показателями доли занятых с высшим профессиональным образованием среди всего населения (%) и среднемесячной номинальной заработной платы (тыс. руб. на чел.)
по субъектам Российской Федерации в 2010 г1
Данная связь является логически корректной в условиях функционирующего рынка труда, основанного на рыночных принципах. Тем не менее, связь все же не является сильной или абсолютной, что наводит на мысли о том, что: либо высшее образование не сказывается должным образом на экономическом развитии; либо трудовые ресурсы с высшим образованием имеют высокую долю занятости в трудовой деятельности, формирующей иные источники доходов;
либо трудовые ресурсы с высшим образованием имеют высокую долю занятости в теневом секторе экономики.
При этом дифференциация численности населения по уровню образования и размерам доходов в Российской Федерации существенно отличается от других стран.
На рис. 2 в графической форме отражено сопоставление показателей дифференциации численности занятого населения по уровню образования и объему денежных доходов. Видно, что по состоянию на конец 2010 г. в России более четверти рабочих имеют высшее профессиональное и среднее профессиональное образование. Оставшаяся половина занятых имеет уровень образования ниже среднего профессионального.
Рис. 2. Графическое сопоставление значений показателей среднемесячной заработной платы рабочих по уровню образования (руб. на чел.) и долями занятых в структуре занятых по уровню образования в среднем по Российской Федерации в 2009 г2
1 Диаграмма построена авторами на основе данных: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Статистический сборник. М.: Росстат, 2011. С. 54-55, 86-87, 108-109,148-151.
2 Диаграмма построена авторами на основе данных: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Статистический сборник. М.: Росстат, 2010. С. 124-125.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3
236
Д.А. ЕДЕЛЕВ, Н.В. МАЙОРОВА
При этом в среднем занятые с высшим образованием получают зарплату существенно более высокого уровня, чем зарплаты у работников со средним и начальным профессиональным образованием, а также средним общим образованием и получают более чем в 2 раза больше рабочих с основным общим образованием или без него.
С одной стороны, подобное распределение является в определенной мере адекватным для условий развития экономики знаний, когда основная добавленная стоимость создается в наукоемких отраслях, где преимущественно заняты рабочие с высшим образованием.
Но с другой стороны, данная ситуация не адекватна требованиям российского рынка труда, на котором требуется только около четверти работников с высшим образованием, и тенденциям развитых стран.
И Размер среднемесячной заработной, долл. США по ППС □ Численность студентов на 1000 чел. населения_________
Рис. 3. Графическое сопоставление значений показателей среднемесячной заработной платы рабочих
(оценка в долл. США по ППС)3
На рис. 3 представлено сопоставление по отдельным странам по показателям размера среднемесячной заработной платы и численности студентов на 1000 чел. населения. Размер среднемесячной заработной платы опосредует уровень социально-экономического развития той или иной страны с достаточной степенью приближения. В свою очередь численность студентов на 1000 чел. населения косвенно может свидетельствовать об уровне «расходов» общества той или иной страны на инвестиции в образование трудовых ресурсов. Видно, что в России один из самых низких уровней заработной платы по сравнению с другими странами при том, что удельный вес студентов среди всей численности населения является наиболее высоким. Отсюда может следовать два вывода:
во-первых, в России до сих пор не было создано условий для наиболее эффективной и полной реализации накопленного человеческого капитала;
во-вторых, определенные сомнения вызывает реальный уровень образования отечественных трудовых ресурсов, когда происходит коммерчески ориентированное повышение показателей численности занятых с высшим профессиональным образованием, а реальной отдачи от этого нет.
В таких условиях необходимо задействовать механизм эффективного использования средств граждан, которые уже в значительной мере платят и готовы осуществлять в дальнейшем расходы на образование.
В настоящее время в данном контексте рассматривается в основном частно-государственное партнерство в сфере образования, которое осуществляется в целях повышения качества образования, более полного удовлетворения потребностей в образовании, а также эффективного использования бюджетных средств, выделяемых в соответствии с расходными обязательствами соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При этом, официально формами частно-государственного партнерства в сфере образования могут быть концессионные соглашения о строительстве, эксплуатации и управлении объектов образовательной деятельности, передача в доверительное управление управляющим компаниям государственного и муниципального имущества, относящегося к объектам образовательной деятельности, взаимное предоставление в пользование имущества, в том числе на безвозмездной основе, совместная деятельность на основе договора о совместной деятельности.
Но вопрос эффективного привлечения средств граждан, которые представлены на уровне домашних хозяйств, практически отсутствует в предлагаемой системе. Поэтому более эффективно прописать норму гражданско-государственного софинансирования затрат на образование на индивидуальном уровне.
Как известно, в настоящее время, по данным Минобразования, более 60% студентов обучается в стране на платной основе. И в своей основной массе это — студенты государственных вузов. Это означает, что рыночные факторы стали определяющими и для государственных вузов. Но с другой стороны, практически получилось, что в России сформиро-3 Диаграмма построена авторами на основе данных: Россия и страны мира. 2010: Статистический сборник. М.: Росстат, 2010. С. 107, 138-139.
валась двойственная система высшего образования — платная и бесплатная. При этом студенты платной части системы оказываются совершенно отрезанными от какой-либо бюджетной поддержки.
С позиций краткосрочных перспектив эта система решала текущие проблемы с финансированием и срабатывала достаточно эффективно. Однако для длинных горизонтов времени, связанных, прежде всего, со становлением общества знаний [3], следует предполагать, что с постепенным увеличением стоимости обучения будет расти и диспропорция между студентами, занимающими места, финансируемые из госбюджета, и студентами, оплачивающими обучение за счет собственных средств. Поэтому актуальным вопросом становится финансовая помощь студентам, поскольку увеличение платы за обучение без адекватной системы финансовой помощи приведет к созданию фундаментально несправедливой системы финансирования.
Технологическая возможность гражданско-государственного софинансирования затрат на образование на индивидуальном уровне открывается на современном этапе проведения административной реформы, в ходе которой был принят Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», предусматривающий выпуск универсальных электронных карт граждан.
Эта карта будет представлять собой материальный носитель, содержащий введенную в него цифровую информацию о пользователе и о его правах на получение государственных и муниципальных услуг. Соответственно пользователями универсальной электронной картой могут быть граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства в тех случаях, когда это предусмотрено федеральными законами.
При этом универсальная электронная карта станет содержательным документом, удостоверяющим личность гражданина, права застрахованного лица в системах обязательного страхования, иные права гражданина на получение государственных и муниципальных услуг, в том числе в сфере образования. Таким образом, пользователи универсальных электронных карт становятся непосредственными участниками бюджетно-распорядительных отношений. В этом случае важно разработать механизм, позволяющий с помощью универсальных электронных карт организовывать распоряжение средствами бюджетов и внебюджетных фондов различных административных уровней, направляемых на оплату образовательных услуг, в том числе с добавлением собственных средств граждан.
На этой основе сформируется новая структура совокупного спроса населения на образовательные услуги, которая за счет средств граждан и домашних хозяйств может стать более широким источником средств для системы образования. Поэтому ее надо учитывать при разработке новой стратегии развития нашей страны [2].
Данный организационно-экономический инструмент позволит существенно увеличить доходы и высшей школы, существенно ограничить коррупцию, сформировать более равные условия доступа к качественному высшему образованию представителей всех слоев населения, в том числе в территориальном аспекте, а также развивать мотивы роста персональных затрат на получение знаний, определяющих основную специфику соответствующих систем управления и траекторию развития управления высшей школой. А исходя из эффективности функционирования механизма софинансирова-ния затрат на образование — осуществлять дальнейшие мероприятия по совершенствованию единого государственного экзамена, расширению практики автономных учреждений и т. п.
ЛИТЕРАТУРА
1. Клейн Э. Коррупция в российских вузах // ТЕИИА ЕС0М0М1СШ. 2011. Т. 9. № 1.
2. Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Промежуточный доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.vedomosti.ru/tnews/mdex.shtmlT2011/08/19/3337.
3. Татуев А.А., Лебедев А.В. Экономика знаний — ориентир для реформы системы высшего образования // Финансы и кредит. 2010. № 12.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3