УДК 327+339.9
Стратегические приоритеты внешней политики России
в АТР
Александр СИДОРОВ
О терминах
С началом реформ в России стали создаваться принципиально новые федеративные отношения, что обусловило особую роль и место субъектов Федерации во всех аспектах жизнедеятельности страны. Передача существенной части функций по решению социально-экономических проблем на региональный уровень ускорило в их органах власти осознание необходимости формирования инновационной системы с целью обеспечения национальных интересов России [1].
В российском политическом дискурсе понятие «национальные приоритеты» появилось в 80-е годы [2]. Со второй половины 80-х годов термин стал широко употребляться в пропагандистском словаре нового политического мышления в словосочетании «приоритет общечеловеческих ценностей» [3]. Первая попытка по-научному истолковать это понятие предпринята профессором В. Дашичевым в 1988 г., который отошёл от узкой трактовки понятия и связал его с проблемой признания
СИДОРОВ Александр Сергеевич - аспирант Орловского филиала РАНХиГС при Президенте РФ. E-mail.: [email protected]; SPIN-код: 6928-4512.
Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, Дальневосточный федеральный округ, территории опережающего социально-экономического развития.
1 Ишаев В. И. Международное экономическое сотрудничество: региональный аспект. Владивосток: Дальнаука, 2002. С. 72-74.
2 Долгополова Н. А. Национальные приоритеты США: Дебаты и политика. М.: Международные отношения. 1982.
3 Касаткин А. Приоритеты и другие слагаемые политического курса // Международная жизнь. 1994. № 10. С. 94-95.
приоритетности социально-экономического развития [4].
Впервые данный термин стал использоваться в американской политической науке при анализе политического курса в его содержательном и процессуальном аспектах.
В словаре Вебстера термин priority истолковывается как «преимущественное право получать, продавать или совершать какие-либо действия» и (или) как «нечто, требующее первоочередного внимания» [5].
«Американские политологи В. Якоби и С. Шней-дер в статье „Вариабельность в приоритетах политики государства" пишут: „Мы определяем понятие 'приоритеты политики' как составную часть процесса принятия государственного/правительственного решения, через который официальные должностные лица распределяют редкие ресурсы в форме предусмотренных программой целевых расходов"» [6].
Они подчёркивают, что приоритеты отражаются в «правительственной повестке дня» и представляют собой не объявленные намерения, а осязаемое распределение ресурсов, т. е. являются «ключевыми индикаторами того, что правительства делают, а не того, что они планируют сделать». Приоритеты политики обладают качеством операциона-
бельности и верифицируемости, так как находят конкретное выражение в структуре государственных расходов.
От чего же зависит выбор приоритетов?
Среди западных учёных стоит отметить взгляды таких американских политологов, как К. Холсти и К. Дойч, которые выстраивали свои выводы относительно приоритетов, основываясь на взаимопереплетении факторов как внутренней, так и внешней политики, в результате чего появилась многоплановая, многовариантная, сложная объяснительная модель взаимовлияний, в том числе и соотношений внутриполитических и внешнеполитических задач [7].
В российской законотворческой и политической мысли наибольшее развитие получило определение «стратегические национальные приоритеты» как «важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляется устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, её независимости и территориальной целостности» [8].
4 Дашичев В. И. Восток - Запад: поиск новых отношений. О приоритетах внешней политики Советского государства // Литературная газета. 1988. 18 мая.
5 Webster's New World Dictionary of the American Language. N. Y., 1979. P. 475.
6 Jacoby W. J., Schneider S. K. Variability in State Policy Priorities: An Empirical .Analysis // The Journal of Politics. Cambridge. 2001. Vol. 63. № 2.
7 Holsti K. L. International Politics. A Framework for analysis. 7-th ed. N. Y.: Prentice Hall International Editions, 1995. P. 282-283.
8 Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 2009. № 4912. 19 мая.
Дальний Восток как стратегический приоритет России в XXI веке
Следует подчеркнуть, что Дальнему Востоку отводится особая роль в реализации такого приоритетного направления внешней политики России, как интеграция её в Азиатско-Тихоокеанский регион [9].
В настоящее время на долю 21 страны АТР -участников АТЭС приходится 54% мирового ВВП, 44 % оборота международной торговли, более 50 % общемирового объёма иностранных инвестиций и около 40% населения мира [10].
Таким образом, в XXI в. АТР занимает центральное место в мировой экономике и является самым бурно развивающимся регионом мира.
В 2014 г. на долю стран АТЭС пришлось 27% от всего внешнеторгового оборота России, или 211 млрд долл. [11].
Дальневосточный федеральный округ (ДФО) является основной точкой соприкосновения со странами АТЭС, наиболее вовлечённым во внешнеэкономические связи с ними. Внешнеторговый оборот дальневосточных территорий формируется в основном за счёт государств -участников форума АТЭС.
В 2014 г. объём внешней торговли со странами АТЭС составил 32 893,1 млн долл., или 84,3%, от стоимости внешнеторгового оборота ДФО [12].
Реализация стратегических планов развития требует новых подходов в государственном и муниципальном управлении. Следует использовать различные механизмы воздействия всех уровней власти. Наиболее распространённым является программно-целевое планирование, сущность которого состоит в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами.
В последние годы Дальний Восток России активно развивается: помимо комплексных федеральных целевых программ здесь уверенно действует отраслевой бизнес, определяющий перспективы региона и точки роста экономики.
На развитие Дальнего Востока направлен ряд решений президента и правительства страны, в том числе: Энергетическая стратегия РФ на период до 2030 года, Транспортная стратегия РФ на
9 Огнева В. В., Слатинов В. Б. Евразийское экономическое сообщество как модель региональной интеграции стран постсоветского пространства // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 3.
10 APEC Economic Trends Analysis: Economic resilience amidst global headwinds. May 2015 // URL: http://publications.apec.org/publication-detail.php? pub_id=1630
11 Федеральная таможенная служба. Статистика внешней торговли Российской Федерации // URL: http://customs.ru
12 Дальневосточное таможенное управление. Обзор внешнеэкономической деятельности Дальневосточного региона за 2014 год // URL: http://dvtu.customs.ru
период до 2030 года, Стратегия развития лесного комплекса РФ на период до 2020 года, Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года в ДФО, ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2018 года» и др. [13].
Исходя из анализа приведённых нормативно-правовых актов можно определить несколько концептуальных направлений решения задачи опережающего развития Дальневосточного региона:
1. Первоочередным направлением является восстановление предприятий ОПК, относящихся к высшему технологическому укладу, и внедрение их достижений в гражданских отраслях экономики.
2. Реструктурирование экономики на основе привлечения инвестиций для производства продукции с высокой добавленной стоимостью:
газоэнергетики, трубопроводного транспорта, нефтехимических и нефтеперерабатывающих предприятий с глубокой переработкой сырья, гидро- и газогенераторных электростанций.
3. Целенаправленное формирование территорий опережающего развития (ТОР), способных внедрять российские и иностранные научно-технические разработки в реальные условия регионально-производственных комплексов ДФО.
4. Вовлечение эффективно работающих предприятий в структуру больших отраслевых комплексов, которые обеспечивают научно-технические и инновационные исследования и внедрение их в производство.
5. Активное использование инновационных технологий в традиционных сырьевых отраслях экономики.
О Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года
Зти направления нашли своё отражение в утверждённой в 2009 г. Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (далее - Стратегия) [14]. Временные рамки Стратегии разделены на три периода экономического развития: первый (2009-2015 гг.), второй (20162020 гг.), третий (2021-2025 гг.).
1-й период (2009-2015 гг.) предусматривает: опережающий рост объёма инвестиций в регионах относительно средних показателей по России; внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий; небольшое увеличение показателя занятости населения; начальный этап реализации новых промышленных и аграрных инфраструктурных проектов на территориях опережающе-
13 http://www.garant.ru
14 Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2009 г. № 2094) // URL: http://www.garant.ru
го экономического развития, которые послужат драйверами для роста объёмов инвестиций в региональную экономику и для создания новых региональных центров развития.
2-й период (2016-2020 гг.) предусматривает: реализацию крупномасштабных энергетических проектов, в том числе сопряжённых с притоком зарубежных и внутригосударственных финансовых средств, которые обеспечат устранение имеющихся инфраструктурных барьеров; повышение потенциала региональной транспортной инфраструктуры, увеличение объёмов пассажиропотока и грузоперевозок, создание опорной транспортной сети, в том числе сети автомобильных и железных дорог, аэропортов и морских портов; увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью в структуре регионального экспорта.
3-й период (2021-2025 гг.) предусматривает: социально-экономическое развитие регионов, связанное с укреплением ведущих позиций России в мировой экономике и усилением интеграции регионов в систему международных экономических отношений; становление инновационной экономики, участие в международном разделении труда, реализация конкурентного потенциала регионов в сфере высоких технологий, экономики, основанной на знаниях, энергетики
и транспорта; завершающий этап в реализации крупномасштабных проектов в области добычи, переработки и поставки углеводородов, энергетики и транспорта; развитие отечественной науки по приоритетным направлениям научных исследований с целью выхода на передовые позиции в мире; форсированное развитие человеческого капитала, обеспечивающее передовые позиции в системе образования и здравоохранения с увеличением расходов на них до уровня, соразмерного с развитыми странами.
За период с 2010 по 2014 г. объём инвестиций в основной капитал в регионе снизился на 2,2%, или на 18,4 млрд руб. (с 838,5 млрд руб. до 820,1 млрд руб.), при увеличении общероссийских показателей на 70,6%, или на 5597 млрд руб., общий объём инвестиций в ДФО (с учётом иностранных) снизился в указанный период на 15 % [15].
Вместе с тем при сохранении объёма инвестиций в основной капитал в нём значительно увеличилась доля собственных средств региона -с 18,7% в 2009 г. до 45,2% в 2014 г. Данный факт свидетельствует не только об увеличении инвестиционной активности дальневосточных предприятий, но и об улучшении их финансовых показателей.
Численность безработных в ДФО снизилась на 34,3%, или на 114,4 тыс. чел. (2009 г. -333,4 тыс. чел.; 2014 г. - 219 тыс. чел.), при незначительном снижении численности населения региона в указанный период (около 1-1,5 %) [16].
15 Прокапало О. М, Исаев А. Г., Мазитова М. Г. Экономическая конъюнктура в Дальневосточном федеральном округе в 2014 году // Пространственная экономика. 2015. № 2.
16 Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели 2009-2014 г. // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156
Дальневосточные ТОР - основные элементы системы развития международного сотрудничества России со странами АТР
В 2014 г. на государственном уровне началось обсуждение вопросов создания в Дальневосточном регионе территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР) с особенными правовыми режимами и льготными экономическими условиями для предпринимательской, производственной и иных видов деятельности. Прообразом ТОР стали проекты особых экономических зон (ОЭЗ), которые реа-лизовывались на территории России, однако не давшие впечатляющих результатов из-за отсутствия стабильной правовой основы их деятельности [17]. ТОР являются своеобразным фундаментом для обеспечения динамичного развития региона в рамках положений Стратегии.
Важным этапом в создании ТОР стало утверждение Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», закрепившим правовой режим функционирования ТОР, меры господдержки предпринимателей и производителей, а также порядок реализации на них различных видов экономической деятельности [18].
В феврале 2015 г. на федеральном уровне принято решение о образовании в ДФО трёх ТОР, которые должны появиться в Приморье -«Надеждинская» (на территории Надеждинского района площадью 806 га), в Хабаровском крае - «Хабаровск» (г. Хабаровск площадью 587 га) и «Комсомольск» (гг. Комсомольск-на-Амуре и Амурск площадью 210 га) [19]. Это позволит создать более 8700 рабочих мест. Общий объём инвестиции в их реализацию составит 60,39 млрд руб., из них 52,89 млрд руб. частных инвестиций и 7,5 млрд руб. бюджетных [20].
В апреле 2015 г. во Владивостоке прошло заседание правительственной подкомиссии по вопросам реализации инвестиционных проектов в Дальневосточном и Байкальском регионах, на котором рассмотрены и утверждены планы по формированию ещё шести ТОР.
Председатель комиссии и полномочный представитель Президента России в ДФО Ю. Трутнев обозначил необходимость организации ТОР во всех субъектах региона с целью создания стимулов развития территорий, поддержки предпринимате-
17 Огнева В. В. Актуальные проблемы трансграничного сотрудничества субъектов российской Федерации // Среднерусский вестник общественных наук. 2006. № 1.
18 Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 473-Ф3 (ред. от 13 июля 2015 г.) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962
19 Воронцова Н. Приморский край получит зону свободной торговли // Дальневосточный капитал. 2015. № 5.
20 Корень А. В., Татуйко А. В. Налоговое регулирование территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке // Фундаментальные исследования. 2015. № 5.
лей и производителей, а также придания общесистемного характера развитию региона в целом.
По оценкам властей, общий объём инвестиций составит 219,23 млрд руб., в том числе 13,7 млрд руб. бюджетных средств [19].
При реализации планов по созданию ТОР на Дальнем Востоке особое внимание уделяется и мероприятиям по увеличению инвестиционной привлекательности региона для иностранных инвесторов, сотрудничеству с представителями власти и бизнеса стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в особенности с Китаем. Работа по привлечению иностранных инвестиций проводится как на государственном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.
Отправной точкой в сотрудничестве России с Китаем по привлечению инвестиций из КНР в создание производственных мощностей дальневосточных ТОР стало первое российско-китайское ЭКСПО (2014 г., г. Харбин). Дальневосточные субъекты России представили экспозиции, показывающие их торгово-экономический, инвестиционный и научно-технический потенциал и формирующие позитивный имидж региона для китайских инвесторов [21].
Важная роль отведена двустороннему сотрудничеству субъектов Российской Федерации с городами и провинциями КНР.
Так, на первом российско-китайском ЭКСПО делегация Хабаровского края встретилась с делегациями Яньбянь-Корейского автономного округа
провинции Цзилинь, г. Цзямусы, а также провинции Ляонин.
Были продемонстрированы основные инвест-проекты Хабаровского края: создание ТОР; комплексное развитие аэропорта «Новый»; сельскохозяйственные инвестпроекты; создание лесопромышленного кластера по переработке древесины в г. Амурске; реализация туристического инвест-проекта «Амур-батюшка» [22].
Активное участие в привлечении инвестиций в развитие региона принимают и дальневосточные предприятия, являющиеся якорными резидентами ТОР.
В 2014 г. прошли перспективные переговоры со Всекитайской лесопромышленной корпорацией - крупнейшим китайским импортёром круглого леса и пиломатериалов, которая провела РФП-групп, где обсуждались вопросы участия корпорации в проекте создания лесопромышленного кластера по глубокой переработке древесины в пределах ТОР «Комсомольск».
Заинтересованность к проекту также проявляет инвестиционное подразделение китайской корпорации АУ1С.
В 2015 г. на площадке Петербургского международного экономического форума в рамках Российско-китайской межправительственной комиссии состоялось подписание документа между Российско-китайским инвестиционным фондом (РКИФ) и «Нью Сенчери Интернэшнл Лизинг» о создании компании по лизингу самолётов произведённых на авиационным заводе в Комсомольске-на-Амуре, являющемся системообразующим предприятием ТОР «Комсомольск».
Инвесторы из стран АТР продолжают проявлять интерес к участию в экономической деятельности на
21 Первое российско-китайское ЭКСПО в Харбине // Россия и Китай. 2014. № 15. С. 12.
22 О сотрудничестве Хабаровского края с КНР // Россия и Китай. 2014. № 16. С. 26.
территориях опережающего социально-экономического развития в ДФО, в том числе и в качестве самостоятельных резидентов.
Так, в числе потенциальных резидентов ТОР Индустриальный парк «Кангалассы» в Якутии рассматриваются две компании из Китайской Народной Республики, которые намерены направить инвестиции в строительство кирпичного завода и завода по производству металлической арматуры из металлолома, имеющегося в избытке в Якутии, в частности на арктическом побережье [23].
Среди потенциальных резидентов дальневосточных ТОР рассматриваются также и японские компании: JGC - с проектом строительства теплиц для выращивания овощей и Baoli Bitumina Singapore - с проектом создания битумного завода [24].
В 2013 г. председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул важную инициативу строительства «Экономиче-
ского пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI века» («Один пояс и один путь»), которая привлекла большое внимание мировой общественности. Для скорейшей реализации концепции «Один пояс и один путь» руководство КНР готово принять участие в реализации стратегических, тесно связанных с Дальневосточным регионом проектов, включая нефтегазовые трубопроводы, трансграничные мосты, морскую и континентальную логистику, в строительстве ТОР, противостоянии наводнениям и ликвидации последствий стихийных бедствий при расчёте в национальных валютах [25]. Россия, в свою очередь, предлагает реализовать китайский проект «Один пояс и один путь» через его сопряжение с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) [26].
Дальний Восток России является регионом, форсированное развитие которого определено национальным приоритетом на весь XXI в. О высочайшем интересе со стороны федеральных властей свидетельствуют: утверждение Стратегии и госпрограммы, закона о ТОР, подготовка Советом Федерации Федерального Собрания России Закона «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона» [27].
Уже сейчас можно подвести итоги первого периода развития регионов и прийти к выводу, что определение приоритетных направлений, их законодательное закрепление и реализация мероприятий, предусмотренных Стратегией, в целом позволили достигнуть положительных результатов в со-
23 Алпатова А. Якутск - опорная точка Северо-Востока России // Россия и Китай. 2015. № 17. С. 47.
24 ТОРы Дальнего Востока: большие надежды и миллиардные инвестиции // URL: http:// rla.ru/economy/20150330/1055327012.html
25 Су Фанцю. Прекрасные перспективы сотрудничества // Россия и АТР. 2015. № 3. С. 253254.
26 Лузянин С. Г., СемёноваН. М. Россия - Китай - Центральная Азия: транспортные и энергетические интересы // Обозреватель-Observer. 2016. № 2.
27 http://www.council.gov.ru/press-center/discussions/40721
циально-экономическом развитии Дальнего Востока. Вместе с тем в условиях неблагоприятной экономической обстановки в России политическому руководству как федерального центра, так и субъектов Федерации необходимо продолжить наращивать объём инвестирования в развитие Дальнего Востока с целью дальнейшего внедрения инноваций, увеличения доли перерабатывающих производств, а также снижения зависимости экономики региона от цен на топливно-энергетические ресурсы.
Основные усилия в области международного сотрудничества в первую очередь необходимо направить на расширение сотрудничества с такими странами АТР, как Китай, Япония и Республика Корея, а также на увеличение числа контактов между представителями региональных властей и бизнеса ДФО и этих государств. При этом улучшение инвестиционной привлекательности ДФО в глазах стран АТР должно быть основано не только на взаимовыгодных условиях использования природных богатств Дальнего Востока, но и на потенциальной привлекательности развития инновационных производственных мощностей Дальнего Востока.
В ближайшей перспективе можно ожидать усиление динамики и развития интеграционных многосторонних процессов в международных отношениях в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что будет означать новые вызовы и вместе с тем открывать новые возможности для свободы манёвра, проявления инициативного подхода. В свою очередь, российский Дальний Восток имеет все условия стать главным актором в процессе интеграции России в Северо-Восточной Азии и АТР. Развитие международного сотрудничества на базе Дальневосточного региона, в том числе реализация его экономического потенциала, позволит в значительной мере увеличить экономическое и внешнеполитическое влияние России как в АТР, так и на мировой арене.
Библиография • References
Алпатова А. Якутск - опорная точка Северо-Востока России // Россия и Китай.
2015. № 17. С. 45-47. [AlpatovaA. Jakutsk - opornaja tochka Severo-Vostoka Rossii // Rossija i Kitaj. 2015. № 17. S. 45-47]
Воронцова Н. Приморский край получит зону свободной торговли // Дальневосточный капитал. 2015. № 5. С. 16-19. [Voroncova N. Primorskij kraj poluchit zonu svobodnoj torgovli // Dal'nevostochnyj
kapital. 2015. № 5. S. 16-19] Дальневосточное таможенное управление. Обзор внешнеэкономической деятельности Дальневосточного региона за 2014 год // URL: http://dvtu.customs.ru [Dal'nevostochnoe tamozhennoe upravlenie. Obzor vneshnejekonomicheskoj deja-tel'nosti Dal'nevostochnogo regiona za 2014 god // URL: http://dvtu.customs.ru] Дашичев В. И. Восток - Запад: поиск новых отношений. О приоритетах внешней
политики Советского государства // Литературная газета. 1988. 18 мая. [Dashichev V. I. Vostok - Zapad: poisk novyh otnoshenij. O priorítetah vneshnej politiki Sovetskogo gosudarstva // Literaturnaja gazeta. 1988. 18 maja]
Долгополова Н. А. Национальные приоритеты США: Дебаты и политика. М.: Международные отношения. 1982. - 144 с.
[DolgopolovaN. A. Nacional'nye prioritety SShA: Debaty i politika. M.: Mezhdunarodnye otnoshenija. 1982. - 144 s.]
Ишаев В. И. Международное экономическое сотрудничество: региональный аспект. Владивосток: Дальнаука, 2002. - 120 с.
[Ishaev V. I. Mezhdunarodnoe jekonomicheskoe sotrudnichestvo: regional'nyj aspekt. Vladivostok: Dal'nauka, 2002. - 120 s.]
Касаткин А. В. Приоритеты и другие слагаемые политического курса // Международная жизнь. 1994. № 10. С. 94-102.
[KasatkinA. V. Prioritety i drugie slagaemye politicheskogo kursa // Mezhdunarodnaja zhizn'. 1994. № 10. S. 94-102]
Корень А. В., Татуйко А. В. Налоговое регулирование территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке // Фундаментальные исследования. 2015. № 5. С. 619-622.
[Koren' A. V., Tatujko A. V. Nalogovoe regulirovanie territory operezhajushhego soci-al'no-jekonomicheskogo razvitija na Dal'nem Vostoke // Fundamental'nye issledo-vanija. 2015. № 5. S. 619-622]
Лузянин С. Г., Семёнова Н. М. Россия - Китай - Центральная Азия: транспортные и энергетические интересы // Обозреватель-Observer. 2016. № 2. С. 56-66.
[Luzjanin S. G., Semjonova N. M. Rossija - Kitaj - Central'naja Azija: transportnye i jenergeticheskie interesy // Obozrevatel'-Observer. 2016. № 2. S. 56-66]
О сотрудничестве Хабаровского края с КНР // Россия и Китай. 2014. № 16. С. 25-27.
[O sotrudnichestve Habarovskogo kraja s KNR// Rossija i Kitaj. 2014. № 16. S. 25-27]
Огнева В. В. Актуальные проблемы трансграничного сотрудничества субъектов российской Федерации // Среднерусский вестник общественных наук. 2006. № 1. С. 121-126.
[Ogneva V. V. Aktual'nye problemy transgranichnogo sotrudnichestva sub#ektov rossijskoj Federacii // Srednerusskij vestnik obshhestvennyh nauk. 2006. № 1. S. 121-126]
Огнева В. В., Слатинов В. Б. Евразийское экономическое сообщество как модель региональной интеграции стран постсоветского пространства // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 3. С. 188-192.
[Ogneva V. V., Slatinov V. B. Evrazijskoe jekonomicheskoe soobshhestvo kak model' regional'noj integracii stran postsovetskogo prostranstva // Srednerusskij vestnik obshhestvennyh nauk. 2013. № 3. S. 188-192]
Первое российско-китайское ЭКСПО в Харбине // Россия и Китай. 2014. № 15.
[Pervoe rossijsko-kitajskoe JeKSPO v Harbine // Rossija i Kitaj. 2014. № 15]
Прокапало О. М, Исаев А. Г., Мазитова М. Г. Экономическая конъюнктура в Дальневосточном федеральном округе в 2014 году // Пространственная экономика. 2015. № 2. С. 132-164.
[ProkapaLo O. M, Isaev A. G., MazitovaM. G. Jekonomicheskaja kon#junktura v Dal'-nevostochnom federal'nom okruge v 2014 godu // Prostranstvennaja jekonomika. 2015. № 2. S. 132-164]
Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2009 г. № 2094) // URL: http://www.garant.ru
[Strategija social'no-jekonomicheskogo razvitija Dal'nego Vostoka i Bajkal'skogo regiona na period do 2025 goda (rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 28 dekabrja 2009 g. № 2094) // URL: http://www.garant.ru]
Су Фанцю. Прекрасные перспективы сотрудничества // Россия и АТР. 2015. № 3. С. 253-254.
[Su Fancju. Prekrasnye perspektivy sotrudnichestva // Rossija i ATR. 2015. № 3. S. 253-254]
ТОРы Дальнего Востока: большие надежды и миллиардные инвестиции // URL:
http://ria.ru/economy/20150330/1055327012.html [TORy Dal'nego Vostoka: bol'shie nadezhdy i milliardnye investicii // URL: http://ria.
ru/economy/20150330/1055327012.htm] Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 2009. № 4912. 19 мая. [Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 12 maja 2009 g. № 537 «O Strategii nacional'-noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda» // Rossijskaja gazeta. 2009. № 4912. 19 majal]
Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_172962
[Federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2014 g. № 473-FZ (red. ot 13 ijulja 2015 g.) «O territorijah operezhajushhego social'no-jekonomicheskogo razvitija v Rossijskoj Federacii» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962] Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели 2009-2014 г. // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_ 1138623506156
[Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Regiony Rossii. Social'no-jekonomicheskie pokazateli 2009-2014 g. // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_ 1138623506156]
Федеральная таможенная служба. Статистика внешней торговли Российской
Федерации // URL: http://customs.ru [Federal'naja tamozhennaja sluzhba. Statistika vneshnej torgovli Rossijskoj
Federacii // URL: http://customs.ru] APEC Economic Trends Analysis: Economic resilience amidst global headwinds. May 2015 // URL: http://publications.apec.org/publication-detail.php? pub_id=1630 Holsti K. L. International Politics. A Framework for analysis. 7-th ed. N. Y.: Prentice
Hall International Editions, 1995. - 399 p. Jacoby W. J., Schneider S. K. Variability in State Policy Priorities: An Empirical Analysis // The Journal of Politics. Cambridge. 2001. Vol. 63. № 2. P. 544-568 Webster's New World Dictionary of the American Language. N. Y., 1979. P. 475. http://www.council.gov.ru/press-center/discussions/40721 http://www.garant.ru