Научная статья на тему 'Стратегические приоритеты внешней политики России в АТР'

Стратегические приоритеты внешней политики России в АТР Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
208
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сидоров Александр Сергеевич

В статье автор анализирует роль дальневосточных субъектов России в обеспечении стратегических приоритетов внешней политики страны в АТР и приходит к выводу, что в новых реалиях международной обстановки необходимо форсированное развитие Дальневосточного региона, которое бы предусматривало расширение сотрудничества со странами АТР на основе совместной реализации инфраструктурных проектов на Дальнем Востоке, в том числе и в рамках территорий опережающего социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Сидоров Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic priorities of Russia''s foreign policy in the Asia Pacific region

In article the author analyzes the role of the Far-Eastern subjects of the Russian Federation in ensuring the strategic priorities of Russia's foreign policy in the Asia-Pacific region and comes to the conclusion that in the new realities of the international situation required the rapid development of the far Eastern region, which would provide for the expansion of cooperation with Asia-Pacific countries through joint implementation of infrastructure projects in the Far East, including those within the territories of priority socio-economic development.

Текст научной работы на тему «Стратегические приоритеты внешней политики России в АТР»

УДК 327+339.9

Стратегические приоритеты внешней политики России

в АТР

Александр СИДОРОВ

О терминах

С началом реформ в России стали создаваться принципиально новые федеративные отношения, что обусловило особую роль и место субъектов Федерации во всех аспектах жизнедеятельности страны. Передача существенной части функций по решению социально-экономических проблем на региональный уровень ускорило в их органах власти осознание необходимости формирования инновационной системы с целью обеспечения национальных интересов России [1].

В российском политическом дискурсе понятие «национальные приоритеты» появилось в 80-е годы [2]. Со второй половины 80-х годов термин стал широко употребляться в пропагандистском словаре нового политического мышления в словосочетании «приоритет общечеловеческих ценностей» [3]. Первая попытка по-научному истолковать это понятие предпринята профессором В. Дашичевым в 1988 г., который отошёл от узкой трактовки понятия и связал его с проблемой признания

СИДОРОВ Александр Сергеевич - аспирант Орловского филиала РАНХиГС при Президенте РФ. E-mail.: [email protected]; SPIN-код: 6928-4512.

Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, Дальневосточный федеральный округ, территории опережающего социально-экономического развития.

1 Ишаев В. И. Международное экономическое сотрудничество: региональный аспект. Владивосток: Дальнаука, 2002. С. 72-74.

2 Долгополова Н. А. Национальные приоритеты США: Дебаты и политика. М.: Международные отношения. 1982.

3 Касаткин А. Приоритеты и другие слагаемые политического курса // Международная жизнь. 1994. № 10. С. 94-95.

приоритетности социально-экономического развития [4].

Впервые данный термин стал использоваться в американской политической науке при анализе политического курса в его содержательном и процессуальном аспектах.

В словаре Вебстера термин priority истолковывается как «преимущественное право получать, продавать или совершать какие-либо действия» и (или) как «нечто, требующее первоочередного внимания» [5].

«Американские политологи В. Якоби и С. Шней-дер в статье „Вариабельность в приоритетах политики государства" пишут: „Мы определяем понятие 'приоритеты политики' как составную часть процесса принятия государственного/правительственного решения, через который официальные должностные лица распределяют редкие ресурсы в форме предусмотренных программой целевых расходов"» [6].

Они подчёркивают, что приоритеты отражаются в «правительственной повестке дня» и представляют собой не объявленные намерения, а осязаемое распределение ресурсов, т. е. являются «ключевыми индикаторами того, что правительства делают, а не того, что они планируют сделать». Приоритеты политики обладают качеством операциона-

бельности и верифицируемости, так как находят конкретное выражение в структуре государственных расходов.

От чего же зависит выбор приоритетов?

Среди западных учёных стоит отметить взгляды таких американских политологов, как К. Холсти и К. Дойч, которые выстраивали свои выводы относительно приоритетов, основываясь на взаимопереплетении факторов как внутренней, так и внешней политики, в результате чего появилась многоплановая, многовариантная, сложная объяснительная модель взаимовлияний, в том числе и соотношений внутриполитических и внешнеполитических задач [7].

В российской законотворческой и политической мысли наибольшее развитие получило определение «стратегические национальные приоритеты» как «важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляется устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, её независимости и территориальной целостности» [8].

4 Дашичев В. И. Восток - Запад: поиск новых отношений. О приоритетах внешней политики Советского государства // Литературная газета. 1988. 18 мая.

5 Webster's New World Dictionary of the American Language. N. Y., 1979. P. 475.

6 Jacoby W. J., Schneider S. K. Variability in State Policy Priorities: An Empirical .Analysis // The Journal of Politics. Cambridge. 2001. Vol. 63. № 2.

7 Holsti K. L. International Politics. A Framework for analysis. 7-th ed. N. Y.: Prentice Hall International Editions, 1995. P. 282-283.

8 Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 2009. № 4912. 19 мая.

Дальний Восток как стратегический приоритет России в XXI веке

Следует подчеркнуть, что Дальнему Востоку отводится особая роль в реализации такого приоритетного направления внешней политики России, как интеграция её в Азиатско-Тихоокеанский регион [9].

В настоящее время на долю 21 страны АТР -участников АТЭС приходится 54% мирового ВВП, 44 % оборота международной торговли, более 50 % общемирового объёма иностранных инвестиций и около 40% населения мира [10].

Таким образом, в XXI в. АТР занимает центральное место в мировой экономике и является самым бурно развивающимся регионом мира.

В 2014 г. на долю стран АТЭС пришлось 27% от всего внешнеторгового оборота России, или 211 млрд долл. [11].

Дальневосточный федеральный округ (ДФО) является основной точкой соприкосновения со странами АТЭС, наиболее вовлечённым во внешнеэкономические связи с ними. Внешнеторговый оборот дальневосточных территорий формируется в основном за счёт государств -участников форума АТЭС.

В 2014 г. объём внешней торговли со странами АТЭС составил 32 893,1 млн долл., или 84,3%, от стоимости внешнеторгового оборота ДФО [12].

Реализация стратегических планов развития требует новых подходов в государственном и муниципальном управлении. Следует использовать различные механизмы воздействия всех уровней власти. Наиболее распространённым является программно-целевое планирование, сущность которого состоит в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами.

В последние годы Дальний Восток России активно развивается: помимо комплексных федеральных целевых программ здесь уверенно действует отраслевой бизнес, определяющий перспективы региона и точки роста экономики.

На развитие Дальнего Востока направлен ряд решений президента и правительства страны, в том числе: Энергетическая стратегия РФ на период до 2030 года, Транспортная стратегия РФ на

9 Огнева В. В., Слатинов В. Б. Евразийское экономическое сообщество как модель региональной интеграции стран постсоветского пространства // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 3.

10 APEC Economic Trends Analysis: Economic resilience amidst global headwinds. May 2015 // URL: http://publications.apec.org/publication-detail.php? pub_id=1630

11 Федеральная таможенная служба. Статистика внешней торговли Российской Федерации // URL: http://customs.ru

12 Дальневосточное таможенное управление. Обзор внешнеэкономической деятельности Дальневосточного региона за 2014 год // URL: http://dvtu.customs.ru

период до 2030 года, Стратегия развития лесного комплекса РФ на период до 2020 года, Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года в ДФО, ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2018 года» и др. [13].

Исходя из анализа приведённых нормативно-правовых актов можно определить несколько концептуальных направлений решения задачи опережающего развития Дальневосточного региона:

1. Первоочередным направлением является восстановление предприятий ОПК, относящихся к высшему технологическому укладу, и внедрение их достижений в гражданских отраслях экономики.

2. Реструктурирование экономики на основе привлечения инвестиций для производства продукции с высокой добавленной стоимостью:

газоэнергетики, трубопроводного транспорта, нефтехимических и нефтеперерабатывающих предприятий с глубокой переработкой сырья, гидро- и газогенераторных электростанций.

3. Целенаправленное формирование территорий опережающего развития (ТОР), способных внедрять российские и иностранные научно-технические разработки в реальные условия регионально-производственных комплексов ДФО.

4. Вовлечение эффективно работающих предприятий в структуру больших отраслевых комплексов, которые обеспечивают научно-технические и инновационные исследования и внедрение их в производство.

5. Активное использование инновационных технологий в традиционных сырьевых отраслях экономики.

О Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года

Зти направления нашли своё отражение в утверждённой в 2009 г. Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (далее - Стратегия) [14]. Временные рамки Стратегии разделены на три периода экономического развития: первый (2009-2015 гг.), второй (20162020 гг.), третий (2021-2025 гг.).

1-й период (2009-2015 гг.) предусматривает: опережающий рост объёма инвестиций в регионах относительно средних показателей по России; внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий; небольшое увеличение показателя занятости населения; начальный этап реализации новых промышленных и аграрных инфраструктурных проектов на территориях опережающе-

13 http://www.garant.ru

14 Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2009 г. № 2094) // URL: http://www.garant.ru

го экономического развития, которые послужат драйверами для роста объёмов инвестиций в региональную экономику и для создания новых региональных центров развития.

2-й период (2016-2020 гг.) предусматривает: реализацию крупномасштабных энергетических проектов, в том числе сопряжённых с притоком зарубежных и внутригосударственных финансовых средств, которые обеспечат устранение имеющихся инфраструктурных барьеров; повышение потенциала региональной транспортной инфраструктуры, увеличение объёмов пассажиропотока и грузоперевозок, создание опорной транспортной сети, в том числе сети автомобильных и железных дорог, аэропортов и морских портов; увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью в структуре регионального экспорта.

3-й период (2021-2025 гг.) предусматривает: социально-экономическое развитие регионов, связанное с укреплением ведущих позиций России в мировой экономике и усилением интеграции регионов в систему международных экономических отношений; становление инновационной экономики, участие в международном разделении труда, реализация конкурентного потенциала регионов в сфере высоких технологий, экономики, основанной на знаниях, энергетики

и транспорта; завершающий этап в реализации крупномасштабных проектов в области добычи, переработки и поставки углеводородов, энергетики и транспорта; развитие отечественной науки по приоритетным направлениям научных исследований с целью выхода на передовые позиции в мире; форсированное развитие человеческого капитала, обеспечивающее передовые позиции в системе образования и здравоохранения с увеличением расходов на них до уровня, соразмерного с развитыми странами.

За период с 2010 по 2014 г. объём инвестиций в основной капитал в регионе снизился на 2,2%, или на 18,4 млрд руб. (с 838,5 млрд руб. до 820,1 млрд руб.), при увеличении общероссийских показателей на 70,6%, или на 5597 млрд руб., общий объём инвестиций в ДФО (с учётом иностранных) снизился в указанный период на 15 % [15].

Вместе с тем при сохранении объёма инвестиций в основной капитал в нём значительно увеличилась доля собственных средств региона -с 18,7% в 2009 г. до 45,2% в 2014 г. Данный факт свидетельствует не только об увеличении инвестиционной активности дальневосточных предприятий, но и об улучшении их финансовых показателей.

Численность безработных в ДФО снизилась на 34,3%, или на 114,4 тыс. чел. (2009 г. -333,4 тыс. чел.; 2014 г. - 219 тыс. чел.), при незначительном снижении численности населения региона в указанный период (около 1-1,5 %) [16].

15 Прокапало О. М, Исаев А. Г., Мазитова М. Г. Экономическая конъюнктура в Дальневосточном федеральном округе в 2014 году // Пространственная экономика. 2015. № 2.

16 Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели 2009-2014 г. // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156

Дальневосточные ТОР - основные элементы системы развития международного сотрудничества России со странами АТР

В 2014 г. на государственном уровне началось обсуждение вопросов создания в Дальневосточном регионе территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР) с особенными правовыми режимами и льготными экономическими условиями для предпринимательской, производственной и иных видов деятельности. Прообразом ТОР стали проекты особых экономических зон (ОЭЗ), которые реа-лизовывались на территории России, однако не давшие впечатляющих результатов из-за отсутствия стабильной правовой основы их деятельности [17]. ТОР являются своеобразным фундаментом для обеспечения динамичного развития региона в рамках положений Стратегии.

Важным этапом в создании ТОР стало утверждение Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», закрепившим правовой режим функционирования ТОР, меры господдержки предпринимателей и производителей, а также порядок реализации на них различных видов экономической деятельности [18].

В феврале 2015 г. на федеральном уровне принято решение о образовании в ДФО трёх ТОР, которые должны появиться в Приморье -«Надеждинская» (на территории Надеждинского района площадью 806 га), в Хабаровском крае - «Хабаровск» (г. Хабаровск площадью 587 га) и «Комсомольск» (гг. Комсомольск-на-Амуре и Амурск площадью 210 га) [19]. Это позволит создать более 8700 рабочих мест. Общий объём инвестиции в их реализацию составит 60,39 млрд руб., из них 52,89 млрд руб. частных инвестиций и 7,5 млрд руб. бюджетных [20].

В апреле 2015 г. во Владивостоке прошло заседание правительственной подкомиссии по вопросам реализации инвестиционных проектов в Дальневосточном и Байкальском регионах, на котором рассмотрены и утверждены планы по формированию ещё шести ТОР.

Председатель комиссии и полномочный представитель Президента России в ДФО Ю. Трутнев обозначил необходимость организации ТОР во всех субъектах региона с целью создания стимулов развития территорий, поддержки предпринимате-

17 Огнева В. В. Актуальные проблемы трансграничного сотрудничества субъектов российской Федерации // Среднерусский вестник общественных наук. 2006. № 1.

18 Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 473-Ф3 (ред. от 13 июля 2015 г.) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962

19 Воронцова Н. Приморский край получит зону свободной торговли // Дальневосточный капитал. 2015. № 5.

20 Корень А. В., Татуйко А. В. Налоговое регулирование территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке // Фундаментальные исследования. 2015. № 5.

лей и производителей, а также придания общесистемного характера развитию региона в целом.

По оценкам властей, общий объём инвестиций составит 219,23 млрд руб., в том числе 13,7 млрд руб. бюджетных средств [19].

При реализации планов по созданию ТОР на Дальнем Востоке особое внимание уделяется и мероприятиям по увеличению инвестиционной привлекательности региона для иностранных инвесторов, сотрудничеству с представителями власти и бизнеса стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в особенности с Китаем. Работа по привлечению иностранных инвестиций проводится как на государственном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

Отправной точкой в сотрудничестве России с Китаем по привлечению инвестиций из КНР в создание производственных мощностей дальневосточных ТОР стало первое российско-китайское ЭКСПО (2014 г., г. Харбин). Дальневосточные субъекты России представили экспозиции, показывающие их торгово-экономический, инвестиционный и научно-технический потенциал и формирующие позитивный имидж региона для китайских инвесторов [21].

Важная роль отведена двустороннему сотрудничеству субъектов Российской Федерации с городами и провинциями КНР.

Так, на первом российско-китайском ЭКСПО делегация Хабаровского края встретилась с делегациями Яньбянь-Корейского автономного округа

провинции Цзилинь, г. Цзямусы, а также провинции Ляонин.

Были продемонстрированы основные инвест-проекты Хабаровского края: создание ТОР; комплексное развитие аэропорта «Новый»; сельскохозяйственные инвестпроекты; создание лесопромышленного кластера по переработке древесины в г. Амурске; реализация туристического инвест-проекта «Амур-батюшка» [22].

Активное участие в привлечении инвестиций в развитие региона принимают и дальневосточные предприятия, являющиеся якорными резидентами ТОР.

В 2014 г. прошли перспективные переговоры со Всекитайской лесопромышленной корпорацией - крупнейшим китайским импортёром круглого леса и пиломатериалов, которая провела РФП-групп, где обсуждались вопросы участия корпорации в проекте создания лесопромышленного кластера по глубокой переработке древесины в пределах ТОР «Комсомольск».

Заинтересованность к проекту также проявляет инвестиционное подразделение китайской корпорации АУ1С.

В 2015 г. на площадке Петербургского международного экономического форума в рамках Российско-китайской межправительственной комиссии состоялось подписание документа между Российско-китайским инвестиционным фондом (РКИФ) и «Нью Сенчери Интернэшнл Лизинг» о создании компании по лизингу самолётов произведённых на авиационным заводе в Комсомольске-на-Амуре, являющемся системообразующим предприятием ТОР «Комсомольск».

Инвесторы из стран АТР продолжают проявлять интерес к участию в экономической деятельности на

21 Первое российско-китайское ЭКСПО в Харбине // Россия и Китай. 2014. № 15. С. 12.

22 О сотрудничестве Хабаровского края с КНР // Россия и Китай. 2014. № 16. С. 26.

территориях опережающего социально-экономического развития в ДФО, в том числе и в качестве самостоятельных резидентов.

Так, в числе потенциальных резидентов ТОР Индустриальный парк «Кангалассы» в Якутии рассматриваются две компании из Китайской Народной Республики, которые намерены направить инвестиции в строительство кирпичного завода и завода по производству металлической арматуры из металлолома, имеющегося в избытке в Якутии, в частности на арктическом побережье [23].

Среди потенциальных резидентов дальневосточных ТОР рассматриваются также и японские компании: JGC - с проектом строительства теплиц для выращивания овощей и Baoli Bitumina Singapore - с проектом создания битумного завода [24].

В 2013 г. председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул важную инициативу строительства «Экономиче-

ского пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI века» («Один пояс и один путь»), которая привлекла большое внимание мировой общественности. Для скорейшей реализации концепции «Один пояс и один путь» руководство КНР готово принять участие в реализации стратегических, тесно связанных с Дальневосточным регионом проектов, включая нефтегазовые трубопроводы, трансграничные мосты, морскую и континентальную логистику, в строительстве ТОР, противостоянии наводнениям и ликвидации последствий стихийных бедствий при расчёте в национальных валютах [25]. Россия, в свою очередь, предлагает реализовать китайский проект «Один пояс и один путь» через его сопряжение с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) [26].

Дальний Восток России является регионом, форсированное развитие которого определено национальным приоритетом на весь XXI в. О высочайшем интересе со стороны федеральных властей свидетельствуют: утверждение Стратегии и госпрограммы, закона о ТОР, подготовка Советом Федерации Федерального Собрания России Закона «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона» [27].

Уже сейчас можно подвести итоги первого периода развития регионов и прийти к выводу, что определение приоритетных направлений, их законодательное закрепление и реализация мероприятий, предусмотренных Стратегией, в целом позволили достигнуть положительных результатов в со-

23 Алпатова А. Якутск - опорная точка Северо-Востока России // Россия и Китай. 2015. № 17. С. 47.

24 ТОРы Дальнего Востока: большие надежды и миллиардные инвестиции // URL: http:// rla.ru/economy/20150330/1055327012.html

25 Су Фанцю. Прекрасные перспективы сотрудничества // Россия и АТР. 2015. № 3. С. 253254.

26 Лузянин С. Г., СемёноваН. М. Россия - Китай - Центральная Азия: транспортные и энергетические интересы // Обозреватель-Observer. 2016. № 2.

27 http://www.council.gov.ru/press-center/discussions/40721

циально-экономическом развитии Дальнего Востока. Вместе с тем в условиях неблагоприятной экономической обстановки в России политическому руководству как федерального центра, так и субъектов Федерации необходимо продолжить наращивать объём инвестирования в развитие Дальнего Востока с целью дальнейшего внедрения инноваций, увеличения доли перерабатывающих производств, а также снижения зависимости экономики региона от цен на топливно-энергетические ресурсы.

Основные усилия в области международного сотрудничества в первую очередь необходимо направить на расширение сотрудничества с такими странами АТР, как Китай, Япония и Республика Корея, а также на увеличение числа контактов между представителями региональных властей и бизнеса ДФО и этих государств. При этом улучшение инвестиционной привлекательности ДФО в глазах стран АТР должно быть основано не только на взаимовыгодных условиях использования природных богатств Дальнего Востока, но и на потенциальной привлекательности развития инновационных производственных мощностей Дальнего Востока.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ближайшей перспективе можно ожидать усиление динамики и развития интеграционных многосторонних процессов в международных отношениях в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что будет означать новые вызовы и вместе с тем открывать новые возможности для свободы манёвра, проявления инициативного подхода. В свою очередь, российский Дальний Восток имеет все условия стать главным актором в процессе интеграции России в Северо-Восточной Азии и АТР. Развитие международного сотрудничества на базе Дальневосточного региона, в том числе реализация его экономического потенциала, позволит в значительной мере увеличить экономическое и внешнеполитическое влияние России как в АТР, так и на мировой арене.

Библиография • References

Алпатова А. Якутск - опорная точка Северо-Востока России // Россия и Китай.

2015. № 17. С. 45-47. [AlpatovaA. Jakutsk - opornaja tochka Severo-Vostoka Rossii // Rossija i Kitaj. 2015. № 17. S. 45-47]

Воронцова Н. Приморский край получит зону свободной торговли // Дальневосточный капитал. 2015. № 5. С. 16-19. [Voroncova N. Primorskij kraj poluchit zonu svobodnoj torgovli // Dal'nevostochnyj

kapital. 2015. № 5. S. 16-19] Дальневосточное таможенное управление. Обзор внешнеэкономической деятельности Дальневосточного региона за 2014 год // URL: http://dvtu.customs.ru [Dal'nevostochnoe tamozhennoe upravlenie. Obzor vneshnejekonomicheskoj deja-tel'nosti Dal'nevostochnogo regiona za 2014 god // URL: http://dvtu.customs.ru] Дашичев В. И. Восток - Запад: поиск новых отношений. О приоритетах внешней

политики Советского государства // Литературная газета. 1988. 18 мая. [Dashichev V. I. Vostok - Zapad: poisk novyh otnoshenij. O priorítetah vneshnej politiki Sovetskogo gosudarstva // Literaturnaja gazeta. 1988. 18 maja]

Долгополова Н. А. Национальные приоритеты США: Дебаты и политика. М.: Международные отношения. 1982. - 144 с.

[DolgopolovaN. A. Nacional'nye prioritety SShA: Debaty i politika. M.: Mezhdunarodnye otnoshenija. 1982. - 144 s.]

Ишаев В. И. Международное экономическое сотрудничество: региональный аспект. Владивосток: Дальнаука, 2002. - 120 с.

[Ishaev V. I. Mezhdunarodnoe jekonomicheskoe sotrudnichestvo: regional'nyj aspekt. Vladivostok: Dal'nauka, 2002. - 120 s.]

Касаткин А. В. Приоритеты и другие слагаемые политического курса // Международная жизнь. 1994. № 10. С. 94-102.

[KasatkinA. V. Prioritety i drugie slagaemye politicheskogo kursa // Mezhdunarodnaja zhizn'. 1994. № 10. S. 94-102]

Корень А. В., Татуйко А. В. Налоговое регулирование территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке // Фундаментальные исследования. 2015. № 5. С. 619-622.

[Koren' A. V., Tatujko A. V. Nalogovoe regulirovanie territory operezhajushhego soci-al'no-jekonomicheskogo razvitija na Dal'nem Vostoke // Fundamental'nye issledo-vanija. 2015. № 5. S. 619-622]

Лузянин С. Г., Семёнова Н. М. Россия - Китай - Центральная Азия: транспортные и энергетические интересы // Обозреватель-Observer. 2016. № 2. С. 56-66.

[Luzjanin S. G., Semjonova N. M. Rossija - Kitaj - Central'naja Azija: transportnye i jenergeticheskie interesy // Obozrevatel'-Observer. 2016. № 2. S. 56-66]

О сотрудничестве Хабаровского края с КНР // Россия и Китай. 2014. № 16. С. 25-27.

[O sotrudnichestve Habarovskogo kraja s KNR// Rossija i Kitaj. 2014. № 16. S. 25-27]

Огнева В. В. Актуальные проблемы трансграничного сотрудничества субъектов российской Федерации // Среднерусский вестник общественных наук. 2006. № 1. С. 121-126.

[Ogneva V. V. Aktual'nye problemy transgranichnogo sotrudnichestva sub#ektov rossijskoj Federacii // Srednerusskij vestnik obshhestvennyh nauk. 2006. № 1. S. 121-126]

Огнева В. В., Слатинов В. Б. Евразийское экономическое сообщество как модель региональной интеграции стран постсоветского пространства // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 3. С. 188-192.

[Ogneva V. V., Slatinov V. B. Evrazijskoe jekonomicheskoe soobshhestvo kak model' regional'noj integracii stran postsovetskogo prostranstva // Srednerusskij vestnik obshhestvennyh nauk. 2013. № 3. S. 188-192]

Первое российско-китайское ЭКСПО в Харбине // Россия и Китай. 2014. № 15.

[Pervoe rossijsko-kitajskoe JeKSPO v Harbine // Rossija i Kitaj. 2014. № 15]

Прокапало О. М, Исаев А. Г., Мазитова М. Г. Экономическая конъюнктура в Дальневосточном федеральном округе в 2014 году // Пространственная экономика. 2015. № 2. С. 132-164.

[ProkapaLo O. M, Isaev A. G., MazitovaM. G. Jekonomicheskaja kon#junktura v Dal'-nevostochnom federal'nom okruge v 2014 godu // Prostranstvennaja jekonomika. 2015. № 2. S. 132-164]

Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2009 г. № 2094) // URL: http://www.garant.ru

[Strategija social'no-jekonomicheskogo razvitija Dal'nego Vostoka i Bajkal'skogo regiona na period do 2025 goda (rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 28 dekabrja 2009 g. № 2094) // URL: http://www.garant.ru]

Су Фанцю. Прекрасные перспективы сотрудничества // Россия и АТР. 2015. № 3. С. 253-254.

[Su Fancju. Prekrasnye perspektivy sotrudnichestva // Rossija i ATR. 2015. № 3. S. 253-254]

ТОРы Дальнего Востока: большие надежды и миллиардные инвестиции // URL:

http://ria.ru/economy/20150330/1055327012.html [TORy Dal'nego Vostoka: bol'shie nadezhdy i milliardnye investicii // URL: http://ria.

ru/economy/20150330/1055327012.htm] Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 2009. № 4912. 19 мая. [Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 12 maja 2009 g. № 537 «O Strategii nacional'-noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda» // Rossijskaja gazeta. 2009. № 4912. 19 majal]

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_172962

[Federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2014 g. № 473-FZ (red. ot 13 ijulja 2015 g.) «O territorijah operezhajushhego social'no-jekonomicheskogo razvitija v Rossijskoj Federacii» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962] Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели 2009-2014 г. // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_ 1138623506156

[Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Regiony Rossii. Social'no-jekonomicheskie pokazateli 2009-2014 g. // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_ 1138623506156]

Федеральная таможенная служба. Статистика внешней торговли Российской

Федерации // URL: http://customs.ru [Federal'naja tamozhennaja sluzhba. Statistika vneshnej torgovli Rossijskoj

Federacii // URL: http://customs.ru] APEC Economic Trends Analysis: Economic resilience amidst global headwinds. May 2015 // URL: http://publications.apec.org/publication-detail.php? pub_id=1630 Holsti K. L. International Politics. A Framework for analysis. 7-th ed. N. Y.: Prentice

Hall International Editions, 1995. - 399 p. Jacoby W. J., Schneider S. K. Variability in State Policy Priorities: An Empirical Analysis // The Journal of Politics. Cambridge. 2001. Vol. 63. № 2. P. 544-568 Webster's New World Dictionary of the American Language. N. Y., 1979. P. 475. http://www.council.gov.ru/press-center/discussions/40721 http://www.garant.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.