Научная статья на тему 'Стратегические приоритеты развития туризма (на примере Уральского федерального округа)'

Стратегические приоритеты развития туризма (на примере Уральского федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
920
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ / ТУРИЗМ / УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / STRATEGIC PRIORITIES / TOURISM / URAL FEDERAL DISTRICT / TOURIST DESTINATION / NATURAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кучумов Артур Викторович, Печерица Елена Васильевна

В статье проанализированы приоритетные направления туристической отрасли УФО. Выявлены основные проблемы, влияющие на развитие туристской дестинации в УФО. Предложены мероприятия по их устранению и созданию единого бренда туристического региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PRIORITIES FOR THE DEVELOPMENT OF TOURISM (ON THE EXAMPLE OF THE URAL FEDERAL DISTRICT)

The article analyzes the priority areas of the tourism industry in the Ural Federal District. The main problems that affect the development of tourist destinations in the Ural Federal District are identified. Measures to eliminate them and create a single brand of the tourist region are proposed.

Текст научной работы на тему «Стратегические приоритеты развития туризма (на примере Уральского федерального округа)»

УДК 338.467

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

А.В. Кучумов1, Е.В. Печерица2

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),

191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21

В статье проанализированы приоритетные направления туристической отрасли УФО. Выявлены основные проблемы, влияющие на развитие туристской дестинации в УФО. Предложены мероприятия по их устранению и созданию единого бренда туристического региона.

Ключевые слова: стратегические приоритеты, туризм, Уральский Федеральный Округ, туристическая дестинация, природные ресурсы.

STRATEGIC PRIORITIES FOR THE DEVELOPMENT OF TOURISM (ON THE EXAMPLE OF

THE URAL FEDERAL DISTRICT)

A.V. Kuchumov

St.Petersburg State University of Economics (SPbGEU), The article analyzes the priority areas of the tourism industry in the Ural Federal District. The main problems that affect the development of tourist destinations in the Ural Federal District are identified. Measures to eliminate them and create a single brand of the tourist region are proposed.

Keywords: strategic priorities, tourism, Ural Federal District, tourist destination, natural resources.

Разнообразие конкурентных преимуществ у различных российских регионов, исходящее из преобладающих факторов конкурентоспособности, обуславливает различные подходы к использованию региональных стратегий в экономической политике регионов. [2] Сложившая на сегодняшний день жесткая конкуренция на международном и российском туристическом рынках глобальных компаний ведет к ограничению возможности встраивания экономики российских регионов в существующие цепочки с высокой добавленной стоимостью. Поэтому, наиболее реалистичным путем устойчивого развития российских регионов является выстраивание собственных цепочек добавленной стоимости на базе имеющихся ресурсов и конкурентных преимуществ. [3]

В работе Неживенко Е.А. пишет, что одним из важнейших аспектов обеспечения конкурентоспособности России является конкурентоспособность ее регионов. [1] В настоящее время все более активно исследуется региональная конкурентоспособность и в теоретической и в практической плоскости. Но, несмотря на предпринимаемые усилия и в связи с новизной данной проблемы единые подходы к изучению сущности конкурентоспособности региона, выявлению конкурентных преимуществ регионов, выбору инструментов диагностики конкурентоспособности, определению

приоритетных направлений обеспечения конкурентоспособности регионов и разработке на этой основе региональной экономической политики еще не сформированы. Таким образом, обнаруживается острая потребность в диагностике конкурентоспособности региона и разработке на этой основе региональной экономической политики.

Предметом статьи является конкурентоспособные преимущества Уральского федерального округа на российском и международном рынке туристических услуг.

В условиях сложившейся экономической ситуации, огромное значение обрело развитие и популяризация внутреннего туризма. Целью статьи является анализ туристического потенциала Уральского федерального округа и разработка мероприятий по продвижению уральской туристической дестинации

На сегодняшний день среди путешественников все большую популярность приобретают здоровый образ жизни и активный отдых.

Разнообразные туристические ресурсы УФО позволяют заниматься активными видами отдыха зимой и летом одновременно с которыми у туристов имеется возможность посетить такие знаменитые и уникальные в своем роде туристические аттракции как перевал Дятлова и Маньпупунер.

1Кучумов Артур Викторович - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг СПбГЭУ, e-mail: arturspb 1 @ya.ru;

2Печерица Елена Васильевна, кандидат социологических наук доцент, доцент кафедры экономической безопасности СПбГЭУ, e-mail: helene8@yandex.ru.

Стратегические приоритеты развития туризма

Каждая территория УФО обладает своими природными особенностями, а в следствие этого и различной наполненностью туров. Рас-

смотрим взаимосвязь ресурсов и видов туризма в Уральском Федеральном Округе (таблица 1).

Таблица 1 - Взаимосвязь ресурсов и видов туризма в Уральском Федеральном Округе

Субъект

Ресурсы

Природные

Культурные

Образовательные

Виды туризма

Типы гостиниц

Свердловска я область

Золото, платина, асбест, бокситы, минеральное сырье, горы, пещеры, заповедники

Монастыри, церкви, санатории, профилактории, горнолыжные курорты

32 ВУЗа, 51 НИИ (Екатеринбургский Государственный Университет)

Экологический, экскурсионный, образовательный, паломничество, лечебно - оздоровительный, спортивный, горнолыжный

Отель 3*,4*,5*, Spa, B&B, хо-стелы, кемпинг, профилактории, санатории, мини-отели, загородные дома

Курганская область

Уран, пещеры, бентонитовые глины, камни,

пески, мин. и питьевые подземные воды

Горнолыжные курорты, монастыри, церкви

Местные университеты, не популярные для жителей других регионов

Охота, рыбалка,

спортивный, лечебно - оздоровительный, спортивный, горнолыжный, паломнический

Отели 3*,4*, B&B, апартаменты, мини-отели

Челябинская область

Графит, золото, магнезит, доломит, тальк, глины, руды, бурый уголь, облицовочный камень, горы, пещеры

Храмы, монастыри, места силы, горнолыжные курорты, санатории

39 ВУЗов (ЮжноУральский Федеральный Университет)

Экологический, экскурсионный, Горнолыжный, спортивный, экстремальный, религиозный, паломничество,

лечебно-оздоровительный, образовательный

Отели 3*,4*,5*, В&В, загородные дома, мини-отели, гостевые дома, базы отдыха, санатории

Тюменская область

Нефть, газ, са-пропели, лес, кварцевые пески, известняки, 39 заказников, 29 памятников природы, пресная вода, мин. воды (йод, бром)

Монастыри,

храмы, санатории

89 ВУЗов (Тюменский Государственный Университет)

Деловой, экскурсионный, охота, рыбалка, экологический, религиозный, паломничество, Лечебно-оздоровительный, образовательный

Отель 3*,4*,5*, В&В, мини-отели, апартаменты, дома отдыха, санатории

ЯНАО

Газ, нефть, углеводород, железо, хром, свинец, олово, золото, серебро, археологические находки

Горнолыжные

курорты, храмы, церкви

Филиалы вузов других регионов РФ в основном нефтегазовой направленности

Деловой, этнографический, экологический, приключенческий, экстремальный, горнолыжный

Отель 3*,4*, B&B, мини-отели, апартаменты, пансионат

ХМАО -Югра

Нефть, газ, лес, золото, железные руды, медь, боксит, цинк, свинец, уголь, торф, сапропель, минеральные и

термальные подземные воды

Санатории, профилактории, горнолыжные трассы

49 ВУЗов (Сургутский государственный педагогический университет, Ханты -Мансийская государственная академия)

Событийный, деловой, экскурсионный, экстремальный, этнографический, спортивный, экологический, лечебно-оздоровительный

Отель3*,4*,5*, В&В, мини-отели, апартаменты, загородные дома, база отдыха, санатории

Источник: составлено авторами

Приоритетными направлениями туристической отрасли УФО являются деловой,

экологический, культурно-познавательный, спортивный, которые в свою очередь стимули-

А.В. Кучумов, Е.В. Печерица

руют развитие лечебно-оздоровительного, горнолыжного, этнического и других видов туризма. Уральский федеральный округ занимает лидирующие позиции в России по запасам полезных ископаемых, по добыче нефтегазовых природных ресурсов, по деятельности перерабатывающих предприятий. Здесь сосредоточены две трети всех разведанных месторождений нефти РФ. Несмотря на это, округ обладает прекрасным туристическим потенциалом, что позволяет развивать различные виды туризма и привлекать туристов не только из близ расположенных областей, но и из других стран. Уральские горы содержат почти все элементы периодической таблицы Менделеева: асбест, бокситы, ванадий, железные руды, золото, ка-

лийную и поваренную соль, медь, никель, платину, самоцветы (малахит, яшму, аметист) серебро, серу, титан, хром, и др.

Основными отраслями экономики УФО являются: тяжелое машиностроение; нефтяная и газовая промышленность; лесная и деревообрабатывающая промышленности; химическая промышленность; черная и цветная металлургия; транспорт.

Анализируя туризм в УФО, необходимо учитывать климатические и природные условия региона, так как именно они на протяжении всех веков оказывали влияние на формирование и развитие всего округа (Таблица 2).

Таблица 2 - Климатические и природные особенности Уральского Федерального Округа

Субъект Климат Средняя ^ ^ Главные реки Озера

Свердловская область Континентальный Янв = - 17,1 Июль = +18,6 Исеть, Тавда, Тура (Обь), Чу-совая, Уфа (Кама) Исетское, Таватуй

Курганская область Резко континентальный Янв= - 17,1 Июль = +19,5 Тобол, Исеть, Миасс, Юрга-мыш, Курта-мыш (более 3000) Идгильды, Медвежье, Маньяс, Малый Маньяс, Окуневское, Половинное, Салтосарайское

Челябинская область Умеренно континентальный Янв= - 15,2 Июль = +18,9 Миасс, Уй, Урал, Ай, Уфа, Увелька, Гум-бейка (более 3000) Большой Кисе-гач, Увильды, Тургояк

Тюменская область Континентальный Янв = - 24,5 Июль = + 17,2 Обь, Иртыш, Тобол, Надым, Пур, Таз Андреевские озера, Соленое, Щучье, Ахманка, Монастырское

ЯНАО Арктический, субарктический, анлан-тико- континентальный Янв = - 27,2 Июль = + 15,6 (48 тыс.) Обь, Надым, Таз, Пур, Мессояха (ок.300 тыс.) Яррото, Нейто, Ямуто

ХМАО - Югра Умеренно континентальный Янв = - 23,9 Июль = +20,0 (2 тыс.) Обь, Иртыш (ок. 290 тыс.) Турсунтский и Левушинский Туманы, Вандэмтор и Трмэмтор, Кинтус, Сырковый сор

Источник: составлено авторами

Этот замечательный во многих отношениях Составим SWOT-анализ туристско-

край с несметными ценнейшими природными ре- рекреационного потенциала Уральского федераль-

сурсами яркой историей привлекает туристов. ного округа (таблица 3).

Стратегические приоритеты развития туризма ...

Таблица 3 - SWOT - анализ туристско-рекреационного потенциала Уральского федерального округа по видам туризма

Сильные стороны развития туризма Слабые стороны развития туризма

- наличие ресурсов для развития таких видов туризма, как: экологический, сельский, паломнический, деловой, лечебно-оздоровительный, культурно-познавательный, охотничье-рыболовный, этнографический, событийный, экстремальный, - наличие развитой транспортной инфраструктуры (аэропорты, автомагистрали, вокзалы). - историко-культурное наследие; - наличие развитой инфраструктуры питания. - благоприятная экологическая среда - высокие цены на туристский продукт в среднем по стране; -слабо развитая туристическая инфраструктура; - специфические климатические условия, ведущие к сезонности туристических услуг; - малое количество стимулирующих факторов для развития туризма; - недостаток квалифицированных кадров, имеющих высшее и средне специальное образование для работы в туризме; - нехватка рекламных маркетинговых мероприятий, для продвижения туристского продукта региона.

Сильные стороны развития культурно-познавательного туризма Слабые стороны развития культурно-познавательного туризма

- наличие археологических памятников; - наличие памятников истории и архитектуры; - наличие природных памятниуков - объекты археологического туризма в основном находятся в неудовлетворительном состоянии и на труднодоступных территориях

Сильные стороны развития лечебного туризма Слабые стороны развития лечебного туризма

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разнообразие санаторных комплексов, - природно-климатические ресурсы (бальнеологические). - недостаток инвестиций

Сильные стороны развития спортивного туризма - развитая инфраструктура и наличие природных ресурсов для развития лыжного, пешеходного, водного, велосипедного и экстремального видов туризма; - наличие инфраструктуры и биоресурсов для развития охотничье-рыболовного туризма Слабые стороны развития спортивного туризма - материально-техническая база не везде содержится в приемлемом состоянии; - отсутствие рекламы на международном рынке турус-луг для продвижения спортивного туристического продукта

Возможности Угрозы

- возможности для комплексного развития различных видов туризма, прекрасно сочетающихся между собой; -развитие туристской инфраструктуры с помощью привлечения инвестиций; - повышение привлекательности имиджа ФО -создание единого туристического имиджа УФО - возможное увеличение стоимости туристических продуктов при обновлении оборудования, влекущее за собой снижение конкурентоспособности; - относительная удаленность региона и как следствие -высокие транспортные издержки; -отсутствие государственной поддержки в развитии туристской деятельности.

Источник: составлено авторами

Ниже приведены предлагаемые мероприятия в табличном виде на основе SWOT -анализа (Таблица 4). Данные мероприятия помогут в создании единого бренда Урала как туристической дестинации и привлечении не только российских, но и зарубежных туристов.

Несмотря на то, что за последнее столетие за Уралом прочно закрепился имидж индустриального края, зарекомендовавший себя в основном как территория горного дела и заводов, стоит уделять внимание и развитию туризма, учитывая богатый природный и культурный потенциал данного округа.

Однако темпы роста туризма в регионе сравнительно низкие, что обусловлено недоста-

точной информационной поддержкой в связи с чем туризм на Урале известен лишь местным жителям, в связи с чем, масса потенциально привлекательных туристических ресурсов используются не в полную силу.

Уральские регионы практически не имеют шансов продвинуть себя ни на российском рынке, ни на мировом рынке туристических услуг без создания единого бренда Урала как уральской туристической дестинации, для чего необходимо формирование совокупного имиджа Урала, предоставляющего все потенциальные для развития виды туризма.

Таблица 4 - Предлагаемые мероприятия по развитию туристско-рекреационного кластера Уральского федерального округа

1. Развитие системы государственной поддержки малого бизнеса в тур индустрии. Поддержка инвестиционных проектов государственными органами власти путем предоставления грантов на конкурсной основе Инвестирование средств государства, в объекты культурного наследия.

2.Развитие туристской инфраструктуры Облагораживание и обустраивание придорожных территорий, речных путей. Обеспечение необходимым оборудованием территорий массового туризма. Содействие государства в реставрации и возрождении памятников истории Разработка специальных маршрутов для путешественников, заинтересованных в посещении объектов культурного наследия Сохранение культурных обычаев местного населения

3. Создание системы рекламно-информационного обеспечения туристической деятельности Создание и актуализация информационных справочников для туристов (перечень туристических объектов, календари событий, списки средств размещения, карты с указанием туристических объектов) Создание и продвижение единого позитивного бренда туристического региона Установление эффективного информационного взаимодействия между участниками туристического кластера.

Источник: составлено авторами

Литература

1. Неживенко Е.А. Актуальные проблемы исследования конкурентоспособности российских регионов. Вестник Южно-Уральского профессионального института. 2012. Т. 7. № 1. С. 83-95.

2. Полякова А.Г., Кузнецов Д.И. Стратегические аспекты обеспечения конкурентоспособности эко-

номической системы региона. Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2012. № 1. С. 40-42. 3. Руднева Л.Н., Курушина Е.В., Симарова И.С. Устойчивое развитие Тюменской области в условиях глобализации экономики. В сборнике: Проблемы устойчивого развития российских регионов материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2014. С. 135-141.

УДК 330.123.6

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ИМЕЮЩИХ МАСШТАБНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ

ПОСЛЕДСТВИЯ

С.К.Лунева3 ,П.П.Погорельский

1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ)

191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21

2 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ),

195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29 4

В статье исследованы особенности развития экономики современного общества, роль сферы услуг, занятость населения в странах на примере Германии. Даны сравнительные характеристики финансирования системы здравоохранения в разных странах. Проблемы недостаточного финансирования здравоохранения в России определяют задачи повышение эффективности, безопасности и доступности которых является одним из приоритетных направлений развития медицинской деятельности. Рассмотрены проблемы оказания медицинских услуг.

Ключевые слова: сфера услуг, медицинские услуги, здравоохранение, безопасность, медицинские экспертизы, иммунопрофилактика

3 Лунева Светлана Курусовна - старший преподаватель кафедры безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций СПбГЭУ, тел.: +7-911-915-16-70, e-mail: isvetlana1508@mail.ru

4 Погорельский Петр Павлович, соискатель, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) , тел.: +7-911-915-16-70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.