Научная статья на тему 'Стратегические приоритеты и факторы конкурентоспособности гостиничных предприятий в современных условиях'

Стратегические приоритеты и факторы конкурентоспособности гостиничных предприятий в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пирогова Н. В.

Рассмотрены условия и приоритеты формирования конкурентной стратегии, основные виды используемых стратегий в современных гостиничных предприятиях, показаны тенденции и преимущества кооперирования и интеграции в гостиничном бизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические приоритеты и факторы конкурентоспособности гостиничных предприятий в современных условиях»

ками разных эпох, материализованными фактами новейшей истории, литературно-мемориальными и историко-культурными музеями, природоведческими объектами.

Несмотря на то, что в рекреационном комплексе России много не решенных проблем мы должны помнить, что наша страна огромная по территории, крайне неоднородна и многообразна. Именно потому, что рекреационные районы России разные, они дополняют друг друга, каждый занимается «своим делом». У нас огромные природные богатства и если мы направим их в нужное русло, то расширим рекреационное обслуживание как крупную отрасль экономики. Но этими возможностями надо очень рационально пользоваться, чтобы не испортить среду обитания человека, не ухудшить его условия жизни из-за непредвиденных последствий наших решений.

Список литературы:

1. Николаенко Д.В. Рекреационная география: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.В. Николаенко. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - С. 171-174.

2. Романов А.А. География туризма: учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2002. - С. 52-53.

3. Кусков А.С. Рекреационная география: учебно-методический комплекс / А.С. Кусков, В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова. - М.: МПСИ, Флинта, 2005. - С. 69-79, 81-84, 104-105.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

© Пирогова Н.В.*

Уральский филиал Российского государственного университета туризма и сервиса, г. Екатеринбург

Рассмотрены условия и приоритеты формирования конкурентной стратегии, основные виды используемых стратегий в современных гостиничных предприятиях, показаны тенденции и преимущества кооперирования и интеграции в гостиничном бизнесе.

Формирование стратегии, отвечающей потребностям и особенностям проявления потребностей в гостинично-рекреационных услугах, является важнейшим условием успешного развития гостиничного хозяйства в со-

* Старший преподаватель кафедры Гостиничного сервиса.

временных условиях. Деловая или конкурентная стратегия гостиничных организаций нацелена на достижение конкурентных преимуществ.

Развитие гостиничного бизнеса сопровождается повышением конкуренции по всем направлениям сервисной деятельности. Конкурентные преимущества могут быть обеспечены за счет различных факторов: более дешевого сырья, высокого качества продукции, монопольного положения в отрасли и т.д. В сервисной деятельности конкурентные преимущества определяются удержанием определенной доли рынка и ее увеличением, постоянным повышением разнообразия и качества оказываемых услуг. Совершенствование управлением конкурентоспособностью предприятий и организаций является актуальным и представляет собой важное экономическое условие формирования высокоразвитого отечественного рынка.

Понятие конкурентоспособности трактуется в литературе весьма неоднозначно. В общем виде, конкурентоспособность предприятия может быть определена как его сравнительное преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри национальной экономики и за ее пределами. Конкурентоспособность предприятия можно рассматривать как систему взаимосвязанных конкурентных преимуществ, что позволяет понимать конкурентоспособность как эффективность управления конкурентными преимуществами. Развитая конкуренция формирует новые требования ко всем участникам рыночных отношений. Такая ситуация требует обеспечения устойчивости предприятий, которая возможна на основе постоянного повышения уровня качества услуг, предлагаемых гостиничными предприятиями, а также эффективного управления их деятельностью, ориентированного на достижение своих целей путем повышения уровня конкурентоспособности.

Конкурентный потенциал отражает ориентацию и мобилизацию потенциала предприятия на реализацию конкурентной стратегии и создание устойчивых конкурентных преимуществ. В данном случае большое значение имеет потенциал предприятия, уровень развития которого определяет его успех на рынке. В то же время необходимо отметить неразрывную связь указанных коммерческих и организационных функций, которые должны реализоваться в определенной системной последовательности, определяемой комплексом факторов и условий функционирования предприятия. От эффективности реализации указанных функций предприятия зависит фактически конкурентоспособность предприятия в целом, позволяющая завоевать новые рыночные сегменты на рынке гостинично-рекреационных услуг.

Конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

Современное гостиничное хозяйство представляет собой элемент инфраструктуры и является показателем обустроенности социального пространства в рамках города, культурно-деловых объектов, производства. Гостиничное хозяйство выполняет функцию укрепления связей, превращая их в систему интеграционных процессов с реализацией социально-культурного обмена, с развитием культуры познания.

Главная черта гостиничного хозяйства - расширение собственной востребованности через создание клиентурных отношений, в которых определяющими становятся функциональные качества гостеприимства. Оно выражается в развитии сервисных структур и форм. Гостиничное хозяйство как самостоятельный элемент инфраструктуры территориально-поселенческой структуры разрешает одно из противоречий между индивидуальными потребностями и отчуждением социальной среды [1].

Большую роль в развитии предприятия гостинично-рекреационной сферы играет стратегия маркетинга. Маркетинговая стратегия включает в себя принципиальные долгосрочные решения, дающие ориентиры и направляющие отдельные мероприятия маркетинга на достижение поставленных целей.

Выбор стратегии ограничивают внутренние и внешние условия. Если организация включает в себя несколько деловых единиц (стратегических подразделений), то каждая из них разрабатывает собственную целевую стратегию.

Инновационные маркетинговые стратегии в области гостиничных продуктов означают стратегию по созданию новых продуктов и потребностей. Рыночные новинки - это продукты, которые или по-новому решают проблему, или удовлетворяют потребность, решения которой раньше не было. Примерами концептуальных инноваций, могут служить такие направления гостеприимства, которые сравнительно недавно появились как в российской так и мировой практике: гостиничные цепи (появились в США в 50-х годах, у нас в конце 90-х), мини-гостиницы, гостиницы капсульного типа, гостиницы типа low-cost (easyHotel, Yotel), плавучие отели «ботели» - от boat (лодка), микробутики, конгресс-отели и др. Уникальным примером гостиничной инновации может быть гостиница на дне океана - Poseidon Undersea Resort (остров Посейдон), которая состоит из обособленных комнат-капсул и находится под водой на глубине 15 м на базе подводной станции.

Инновационные стратегии гостиничного хозяйства охватывают такие направления, как концептуальные инновации, включающие в себя новые архитектурные или организационные решения, выбор необычного месторасположения, комплексную интеллектуализацию зданий, индивидуальный дизайн, фирменный стиль и другие. Инновационные стратегии в условиях усиления угрозы чрезвычайных ситуаций и международного терроризма получили новый импульс развития, включая новые охранные системы и средства слежения.

Технологические стратегии представляют собой ориентацию технического потенциала гостиничного предприятия на потребности рынка. Технологические стратегии близки по своему содержанию к стратегиям инновационной деятельности предприятия и представляют по существу реализацию инноваций в технологии гостиничных услуг. К технологическим стратегиям, получившим распространение в последние годы, относят Direct mail -рассылка информации по электронной почте; CRS - Computer Reservation System - бронирование в реальном времени через Интернет; CRM - Consumer Relationship Management и другие.

В число активно используемых технологических стратегий крупных гостиничных предприятий входит применение франчайчинговых технологий ведения гостиничного бизнеса. Стратегия франчайзинга - это система организации бизнеса, по которой одна компания передает другой право на продажу своей продукции или услуг. По договору (лицензии), который заключают эти компании, франчайзер обязуется предоставить франчайзи торговую марку, ноу-хау, рекламную поддержку, пакет документов по организации бизнеса (франшизу), а также обучить персонал франчайзи. Последний обязуется оплатить франчайзеру пакет документации, осуществлять отчисления от доходов, вести бизнес по правилам франчайзера. Система позволяет франчайзеру получать дополнительный доход, не вкладывая денег в расширение бизнеса. Выгода франчайзи в том, что он вкладывает средства в стабильный бизнес при минимальном риске потерять деньги.

Франчайзинг - относительно новая форма партнерских отношений в России. Франчайзинг предполагает обучение определенным стандартам, наличие профессионалов, которые могут на только управлять, но и обучать.

Экономическое содержание франчайзинга заключается в поддержании и распространении концепций, которые имеют вес и признание на рынке, а также в том, чтобы помочь предпринимателям, начинающим бизнесменам и инвесторам, создающим свое новое дело или диверсифицирующим свою деятельность, избежать затруднений и неустойчивости, сопутствующих новым начинаниям. Франчайзинг является одним из наиболее распространенных способов интеграции предприятий гостиничного бизнеса. Удельный вес гостиничных предприятий, работающих на договоре франчайзинга, составляет 80 % [3].

О том, какое развитие получили стратегии интеграции в гостиничном бизнесе свидетельствует тот факт, что всего в мире на сегодняшний день функционируют свыше 300 гостиничных сетей с 7 миллионами номеров. В состав гостиничных сетей входят около 50 % гостиничных номеров в мире. Формы вхождения предприятий в состав гостиничных сетей различны.

Интеграционные стратегии в гостиничном бизнесе проявляются в форме различных договорных отношений. Одно из перспективных направлений -создание управляющих компаний в сфере гостиничного хозяйства.

К числу наиболее крупных управляющих компаний на российском рынке относятся Heliopark, АЗИМУТ Сеть Отелей, AMAKS Hotel & Resorts, Русские отели, Интурист, Отель Групп, Cronwell Hotels & Resorts и другие. В Москве 25 % отелей управляются сетевыми компаниями, в Санкт-Петербурге - 38 %.

Заслуживает рассмотрения опыт формирования организационной стратегии гостиничных предприятий г. Москвы в рамках Управляющей компании «Ваш Отель». Оценка результатов функционирования УК «Ваш Отель» показала, что профессиональное управление и внедрение новых методов ведения гостиничного бизнеса в рамках ассоциации привело к тому, что прибыль гостиничных предприятий, входящих в состав управляющей компании, возросла за 2010 год в пять раз, а загрузка номерного фонда гостиниц достигла 60 %, что является общемировой нормой загрузки номерного фонда [2].

Различия между франчайзингом и управляющей компанией состоят в различной степени ответственности. Когда гостиничная сеть берет в управление гостиницу, то прибыль сети зависит от доходности конкретной гостиницы, и сеть несет ответственность перед собственниками за все. А когда продается по договору франшизы право на использование торговой марки, то все проблемы гостиницы ложатся на плечи владельцев, и в таком случае, несмотря на помощь, успех гостиницы будет зависеть от того, как владелец сумеет правильно использовать гостиничный бренд и те стандарты, которые присущи франчайзеру.

Таким образом, организационные стратегии основаны на формировании крупных гостиничных сетей и объединений. При этом стратегия крупных гостиничных сетей существенно отличается от стратегических планов развития небольших гостиничных предприятий.

Небольшие гостиничные предприятия также нуждаются в кооперации усилий. Первое в России некоммерческое партнерство «Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга» было создано в 2003 г. В дальнейшем появились аналогичные организации во многих городах, которые объединяют усилия различных организаций, работающих в сегменте малых средств размещения и способствуют укреплению позиций малых гостиниц в структуре индустрии гостеприимства.

Расчеты автора, проведенные на основании данных государственной статистики [4], показали, что среднее число мест, приходящихся на одну гостиницу, снижается. Если в 2003 г. на одну гостиницу приходилось 89 мест, то в 2009 г - 67 мест, что косвенно свидетельствует о развитии сектора малых гостиниц и аналогичных средств размещения.

Общими условиями формирования стратегии гостиничных предприятий является необходимость учитывать рыночные тенденции и факторы внешней среды. К числу основных тенденций гостиничного рынка в 2010 году относятся: режим экономии средств со стороны клиентов, поиск наибо-

лее оптимальных тарифов, поиск гостиниц через туроператоров, повышение конкуренции и увеличение Интернет-коммуникаций. Важным условием усиления конкурентоспособности гостиничных предприятий является выбор оптимальной стратегии с учетом всех рыночных факторов.

Список литературы:

1. Туризм и гостиничное хозяйство / Под ред. Л.П. Шматько. - изд. 4-е. -Ростов-н/Д: Феникс; Изд. центр «МарТ», 2010. - С. 191.

2. «Гостиничная Компания» провела круглый стол // Отель. - 2011. -№ 2. - С. 11.

3. Выгодный альянс // Отель. - 2011. - № 1. - С. 20.

4. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат. сб. / Росстат. -М., 2010. - С. 303.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.