Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СДЕРЖИВАЮЩИХ ФАКТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АПК: НА ПРИМЕРЕ РУМЫНИИ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СДЕРЖИВАЮЩИХ ФАКТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АПК: НА ПРИМЕРЕ РУМЫНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУМЫНИЯ / ЕС / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРОЭКСПОРТ / БАРЬЕРЫ / ЗЕРНО / КУКУРУЗА / КОНКУРЕНЦИЯ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукиан Владислав

Румыния занимает 6-е место по площади используемых сельскохозяйственных угодий среди стран ЕС и входит в десятку крупнейших мировых экспортеров пшеницы и кукурузы (9 место в мире по экспорту пшеницы и 6 место по экспорт кукурузы). Зерновые и масличные представляют самую важную сельскохозяйственную культуру в производстве и экспорте Румынии. Страна культивирует 13,9 млн га в 2021 г. и по этому критерию расположилась после сельскохозяйственных лидеров ЕС, таких как Франция, Испания, Великобритания, Германия и Польша. В статье обозначается современная ситуация румынского АПК, эффективные стратегии развития национального сельского хозяйства, а также избранные стратегические подходы позволили добиться таких результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC APPROACHES TO OVERCOMING RESTRAINT FACTORS OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX: ON THE EXAMPLE OF ROMANIA

Romania ranks 6th in terms of the area of used agricultural land among the EU countries and is one of the ten largest world exporters of wheat and corn (9th in the world in wheat exports and 6th in corn exports). Cereals and oilseeds represent the most important crop in Romanian production and export. The country is cultivated 13.9 million hectares in 2021. According to this criterion, is ranked after EU agricultural leaders such as France, Spain, the UK, Germany and Poland. The article outlines the current situation of the Romanian agro-industrial complex, effective strategies for the development of national agriculture, as well as selected strategic approaches, have made it possible to achieve such results.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СДЕРЖИВАЮЩИХ ФАКТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АПК: НА ПРИМЕРЕ РУМЫНИИ»

Столыпинский вестник №9/2022

Научная статья Original article УДК 339.972

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СДЕРЖИВАЮЩИХ ФАКТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

АПК: НА ПРИМЕРЕ РУМЫНИИ

STRATEGIC APPROACHES TO OVERCOMING RESTRAINT FACTORS OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX: ON THE

EXAMPLE OF ROMANIA

Лукиан Владислав, аспирант, департамент мировой экономики и международного бизнеса, факультет международных экономических отношений, ФГБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (25167, Москва, пр-кт Ленинградский, д. 49/2), тел. 8(499) 943-98-55, adalman@mail.ru

Luchian Vladislav, postgraduate degree, department of world economy and international business, faculty of international economic relations, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Prospekt, 125993, Moscow, Russia), phone +7 499 943 98 55, adalman@mail.ru

Аннотация: Румыния занимает 6-е место по площади используемых сельскохозяйственных угодий среди стран ЕС и входит в десятку крупнейших мировых экспортеров пшеницы и кукурузы (9 место в мире по экспорту

Столыпинский вестник

5526

пшеницы и 6 место по экспорт кукурузы). Зерновые и масличные представляют самую важную сельскохозяйственную культуру в производстве и экспорте Румынии. Страна культивирует 13,9 млн га в 2021 г. и по этому критерию расположилась после сельскохозяйственных лидеров ЕС, таких как Франция, Испания, Великобритания, Германия и Польша. В статье обозначается современная ситуация румынского АПК, эффективные стратегии развития национального сельского хозяйства, а также избранные стратегические подходы позволили добиться таких результатов. Annotation: Romania ranks 6th in terms of the area of used agricultural land among the EU countries and is one of the ten largest world exporters of wheat and corn (9th in the world in wheat exports and 6th in corn exports). Cereals and oilseeds represent the most important crop in Romanian production and export. The country is cultivated 13.9 million hectares in 2021. According to this criterion, is ranked after EU agricultural leaders such as France, Spain, the UK, Germany and Poland. The article outlines the current situation of the Romanian agro-industrial complex, effective strategies for the development of national agriculture, as well as selected strategic approaches, have made it possible to achieve such results. Ключевые слова: Румыния, ЕС, сельское хозяйство, агроэкспорт, барьеры, зерно, кукуруза, конкуренция, развитие

Keywords: Romania, EU, agriculture, agro-exports, barriers, grain, corn, competition, development

Введение. Анализ сдерживающих факторов развития сельского хозяйства Румынии

Вклад сельского хозяйства в ВВП страны уверенно снижается. Румыния по-прежнему имеет наибольшую долю сельскохозяйственного сектора в структуре ВВП среди всех стран членов Европейского Союза, что в 3,5 раза выше, чем в среднем по Европе. Кроме того, в 2021 г. в сельском хозяйстве было занято 24,3% активного населения Румынии, что более чем в 6 раз

5527

превышает показатели стран ЕС, где этот показатель не более 4,4% активного населения. Также, важно отметить, что доля рабочей силы в Румынии, занятой в сельском хозяйстве, в 2020 г. имела значение, достаточно близкое к значению, зафиксированному еще в 1992 г., хотя доля сельского хозяйства в ВВП за этот период уменьшилась более чем в 4 раза, что свидетельствует о значительных потерях эффективности.

Валовая добавленная стоимость в 2020 г. на одного занятого в сельском хозяйстве составила лишь 18% от среднего показателя по Европейскому Союзу. Этот показатель еще ниже, если его соотносить с показателями стран Западной Европы. Валовая добавленная стоимость, создаваемая занятыми в сельском хозяйстве в Румынии, составляет всего 7% от стоимости, создаваемой в странах агролидерах ЕС, например по Франции, и, соответственно, 9% от стоимости, создаваемой в Испании.

Если рассмотрим валовую добавленную стоимость на сельхоз гектар, то Румыния по-прежнему находится на одной из последних позиций, что составляет около 600 евро/га (2019 г.). Для сравнения, в странах Западной Европы валовая добавленная стоимость на гектар превышает 1135 евро/га [15].

Примерно 85% всей рабочей силы в сельском хозяйстве Румынии и в 2021 году неоплачиваемая (работа на собственных подсобных хозяйствах). Напротив, средняя доля неоплачиваемых работников в аграрном секторе ЕС составляет не более 72%, а в государствах, основных агроконкурентах значительно ниже (Испания - 50.7%, Франция - 63,1%, Германия - 55,8%). Страны с наибольшей заработной платой в сельском хозяйстве также регистрируют самую высокую валовую добавленную стоимость, создаваемую на уровне сельхоз работников. Все это приводит к фундаментальной проблеме, стоящей перед румынским сельским хозяйством, а именно к относительно низкой урожайности сельскохозяйственной продукции в целом. Учитывая обширные сельскохозяйственные угодья и достаточно разумный уровень их использования в Румынии, становится ясно, что производство и

5528

переработка агропродукции является основным ограничивающим фактором сельскохозяйственного сектора в целом.

Даже по культурам-лидерам на мировых рынках, где Румыния занимает ведущие места в Топ-10 как экспортер биржевых товаров (к примеру, зерно и кукуруза) урожайность отстает от среднего европейского показателя. Этот показатель в ЕС равен 37,1% по производству пшеницы и 49,3% по производству кукурузы. В этом отношении Румыния уступает многим странам Центральной и Восточной Европы.

Низкая урожайность в производстве зерна и кукурузы ограничивает объем, стоимость и вклад в годовой ВВП [16].

Ниже проводим ряд обоснованных факторов, объясняющих такую низкую производительность:

1. Высокая фрагментация сельскохозяйственных угодий Румынии Этот фактор является самой острой проблемой для национального сельского хозяйства. Фрагментированная сельхоз собственность имеет средний размер, что сопоставимо, к примеру, Мальте или Кипру (островные государства ЕС с территорией существенно меньше Румынии). По этому показателю страна в аутсайдерах среди стран членов ЕС.

Почти 75% ферм в Румынии имеют площадь менее 2 га, а доля ферм до 10 га составляет 98% от общего числа и 39% от общей используемой сельскохозяйственной площади наделов. На противоположной экстреме находятся фермы размером более 100 га, которые составляют всего 0,5% от общего числа, но эксплуатируют 49% сельхоз земель. В отличие от других стран ЕС, сегмент средних ферм (от 10 до 100 га), представлен в Румынии крайне слабо.

5529

0.50%

2.30%

4.70% 18.80°%

,о/ 1.60%

74.30%

2J0%.5°%

.20%

83.20%

29.90%

36.40%

18.30%

Румыния Болгария

10.50%

22.10% 14.30% 23.50%

29.60%

37.20%

26.60%

9% 12.10%

14.70%

2.80% 12.80% 11.50%

22.10%

50.90%

Чехия Испания Франция Италия ■ >50га ■ 10-50га ■ 5-10га И2-5га И0,1-2га

2.40%

6% 4.60% 8%

79%

1.80% 20.80%

22.20% 31.10% 24.10%

Венгрия Польша

Рис. 1 Фермерские хозяйства ЕС исходя из размера в гектарах (2017 г., % от количества фермерских хозяйств) Источник: Eurostat

К примеру, Франция и Чехия, страны с высокой урожайностью сельскохозяйственных биржевых культур (commodities), статистически фиксировали в 2020 г. более 29% от общего числа ферм, представленных хозяйствами площадью более 50 га. Большая доля ферм площадью более 50 га дает странам ЕС такие преимущества, как экономия за счет масштаба, возможность профессионально подготовить большее количество кадров, легкий доступ к финансированию и более быстрое технологическое вовлечение в обработку сельхозугодий [17].

2. Уровень профессиональной подготовки фермеров

Рабочая сила в румынском сельскохозяйственном секторе имеет недостаточный уровень подготовки по сравнению с другими государствами ЕС. Так, по данным Европейской комиссии и опроса в 2020 г., 96,4% румынских фермеров ответили, что они приобрели свои профессиональные знания в области сельского хозяйства на основе исключительно практического опыта. 70,9% фермеров ЕС проходят первично обучение на профильных курсах и повышают системно свои знания («ротационные и реверсивные (обмен опытом) академические программы»).

5530

Италия Чехия Франция Польша ЕС

Испания Венгрия Болгари Румыния

90.80% 3% 6%

46.70% 18.70% 3 4.60%

38.40% 32.30% 29.30%

52.20% 20.20% 27.60%

70.90% 22.20% 6.90%

82.20% 16.10% 1.60

14.40% 3.50%

92.90% 1.30% 5.80%

I Личный практический опыт

96.40%

Базовое образование

3.10°% 0.5

Полный цикл проф образования

Рис. 2 Уровень профессиональной подготовки фермеров (2020 г., % опрошенных)

Источник: Европейская комиссия, Академия экономических наук - Бухарест

Уровень подготовки фермеров в Румынии ниже, чем даже в таких странах-членах ЕС, как Венгрия и Польша (17,9% и 47,8% фермеров соответственно сообщили, что они прошли базовую и полную подготовку в области сельского хозяйства) [18].

Еще одна проблема, характерная для румынского сельскохозяйственного сектора с точки зрения человеческих ресурсов, заключается в том, что в нем нет четко определенного профессионального статуса фермера. Это имеет серьезные последствия с точки зрения налогообложения, социального страхования и медицинской помощи.

3. Низкий уровень капитализации и заработков в сельском хозяйстве

Степень капитализации сельскохозяйственного сектора в Румынии намного ниже, чем в сопоставимых странах ЕС. Румыния на предпоследнем месте в Евросоюзе с точки зрения капитализации сельскохозяйственных холдингов.

5531

4750

юз. j 91Q1 1Л

_ _ 1929

Loi:

858 758

1

1 ■ ■ ■ ■ ■

•А* ^ Jl- Л Л- ^

s s s / / S / / /

Рис. 3 Средний капитал/га - зерновые, семенные и масличные культуры (2018 г., Евро/га)

Источник: Comisia Prezidenfialapentru Politici Publice de Dezvoltare a Agriculturii - Президентская комиссия по государственной политике в области развития сельского хозяйства

К числу причин такого низкого уровня капитализации относят высокий уровень фрагментации (отсутствие эффекта масштаба и возможности легкого получения финансирования), низкие доходы на уровне фермерских хозяйств, а также вышеупомянутое отсутствие сельскохозяйственной подготовки среди фермеров. Анализ, проведенный Президентской комиссией по государственной политике в области развития сельского хозяйства, показывает тот факт, что с точки зрения капиталовложений сельское хозяйство Румынии находится на той же стадии, что и сельское хозяйство в 1965-1970 годах. Данные могут показаться устаревшими, но актуализация их показала, что существенных изменений за последние годы не произошло [19]. 4. Автоматизация и технологическая оснащенность сельского хозяйства Основным препятствием для технологической обеспеченности румынских фермеров является все та же небольшая площадь сельскохозяйственных угодий, что не позволяет эффективно использовать современные

5532

Столыпинский вестник №9/2022

технологические средства, а также не оправдывает инвестиции в них с точки зрения получаемых урожаев.

Симптомы низкой капитализации в сельском хозяйстве многочисленны и существенно влияют на урожайность. Например, технологическое оснащение агрохолдингов и по сей момент находится в зачаточном состоянии. Например, менее 2% ферм в Румынии владеют хотя бы одним трактором. Помимо количественных моментов, важно отметить, что есть разница в оборудовании и на качественном уровне. В эксплуатации находится большое количество оборудования уже морально амортизированного или купленного б/у. Так, в 2019 году этот показатель составлял 73,1% в случае тракторов (базовая техника) и 69,6% в случае комбайнов. Основным препятствием для технологической обеспеченности румынских фермеров является ранее упомянутая, небольшая площадь сельскохозяйственных угодий [20].

У ✓

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

82°% 83% 79%

62% 61%

44%

11% 9%

.¿Я

3%

Рис. 4 Доля фермерских хозяйств, имеющих трактор (2018 г.,) Источник: Comisia Prezidenfialapentru Politici Publice de Dezvoltare a Agriculturii - Президентская комиссия по государственной политике в области развития сельского хозяйства

5533

Столыпинский вестник №9/2022

Парк сельскохозяйственной техники в Румынии незначительно вырос за последние 32 года. Этот показатель растет в среднем на 1% в год, что также отражает низкий уровень капитализации румынского сельского хозяйства.

025р.029°-°3 0.03 0.03 0.030.0290.03 0.03 0.03 о;озО.°31Э:031р:031Э.03?}1р310.031?.

^i^.38

0.04

19931994199519961997199819992000200120022003200420052006200720082009201020112012201320142015201620172018

Рис. 5 Динамика парка сельхозтехники (1993-2019гг., машин на гектар доступной сельскохозяйственной площади)

Источник: Comisia Prezidenfialapentru Politici Publice de Dezvoltare a Agriculturii - Президентская комиссия по государственной политике в области развития сельского хозяйства

Отсутствие современного парка представляет собой серьезное препятствие для достижения высоких показателей, особенно по биржевым товарным группам. Достичь среднеевропейский уровень урожайности с гектара (или теоретической урожайности почвы) в Румынии невозможно без масштабных инвестиций в сельскохозяйственные технологии последнего поколения. Государство делает для этого крайне мало [21].

5. Инфраструктура хранения и логистического обслуживания Еще одной проблемой является нехватка мощностей для хранения сельскохозяйственной продукции, особенно зерновых элеваторов. Министерство сельского хозяйства и развития сельских районов (MADR) оценило мощность хранения зерна примерно в 18-19 миллионов тонн в 2019 году (элеваторы - 8 миллионов тонн, склады - 9-10 миллионов тонн).

5534

Столыпинский вестник №9/2022

Большинство этих хранилищ относительно старые (2/3 были построены до 1989 г.) и в настоящее время принадлежат крупным международным компаниям по торговле зерном, присутствующим в Румынии. Новых инфраструктурных агропроектов крупней мировые агротрейдеры, в отличие от российского или украинского рынка, не ведут [22].

6. Годовая стоимость произведенных товаров

Также, важно отметить, что Румыния находится в аутсайдерах и по критерию годовой стоимости произведенных товаров. Анализ структуры фермерских хозяйств по их экономическому размеру подчеркивает недоиспользование сельскохозяйственного потенциала Румынии.

0.20% 1.50% 1.30% 1.70% 0.90%-2.80% 4%

2

0.70% 9.90%

8.20%

3

11.40% 3.70% 3.10%

25.30% 8.10%

6.80%

5

5.30%

.¿3

6

6.40%

#

52.10%

26.70%

10.40%

5

1.50%

1.10%

У

44.80%

3.50%

с/

19.90% 16.30% 22.70% 8.70%

26.60% 0.70% 32%

1

5.60%

30.20%

6.90% 20.80%

8.10% 6.60% 6.40%

F

У

1

1.70%

21.80% 12.40%

4

7.80%

О?"

33.80%

31.40%

10.90%

23.50% 0.40%

■ <2000 ■ 2000-15000 ■ 15000-25000 ■ 25000-100000 ■ >100000

Рис. 6 Распределение ферм в Европе в зависимости от годовой стоимости произведенных товаров (2017, % от численности ферм) Источник: SNSPA - Scoala nationalapentru studiipolitice si administrative (Bucuresti)

Более 68% ферм в Румынии имеют стандартный годовой объем производства ниже 2000 евро, что не наблюдается ни в одной другой европейской стране. Вышеупомянутая высокая степень фрагментации

3

6

2

1

5535

сельскохозяйственной собственности оказывает прямое негативное влияние на урожайность с гектара, особенно с точки зрения производства зерновых и масличных культур.

Крупные агрохолдинги, организованные по принципу корпораций, могут снизить свои операционные риски за счет вертикальной интеграции (например, интеграции производства зерна с его переработкой) и могут более легко выйти на рынки национального или мирового капитала, чтобы финансировать свое поступательное развитие, чего, к сожалению, не происходит столь динамично, как в иных странах ЕС [23].

7. Низкий уровень функциональности ирригационной системы и ее инфраструктурного поддержания

Румыния значительно отстает от других стран членов ЕС, в том числе с точки зрения обновления и инвестиций в ирригационную систему страны. Учитывая, что засуха часто затрагивает более 50% сельскохозяйственных земель Румынии, лишь 12% сельскохозяйственных земель имеют эффективное и своевременное орошение. Основными проблемами, ограничивающими развитие системы, являются: ранее упомянутая высокая фрагментация аграрных хозяйств, в результате чего появляется множество мелких и очень мелких компаний или собственников, не имеющих экономических ресурсов, необходимых для перезапуска ирригационных заборов воды и систем или поддержания уже существующих оросительных возможностей.

Ирригационная инфраструктура и поливная техника для большего числа частных хозяйств устарела и крайне энергозатратна (особенно тех, кто ведет террасированное обслуживание наделов) и была возведена в основном до 1989 года.

8. Жидкое топливо

Другой проблемой является отсутствие доступа к необходимой инфраструктуре, такой как, к примеру, жидкое топливо. Все страны ЕС,

5536

включая Венгрию и Болгарию, достигли 100% охвата сельскохозяйственных угодий жидкотопливной инфраструктурой, в то время как в Румынии охват составляет лишь 56% [24].

9. Средства защиты растений и удобрения

Румыния существенно отстает от других стран-членов ЕС по расходам фермеров на средства защиты растений, что является еще одним фактором, влияющим на урожайность сельскохозяйственных культур. Этот фактор еще сильнее ударит по румынским агрохолдингам в меру санкционных ограничений в части импортных относительно дорогих удобрений из России.

10.Низкий уровень инвестиции национального бюджета и собственников бизнеса в развитии национального сельского хозяйства

Румыния находится на предпоследнем месте в ЕС по расходам государственного бюджета на сельское хозяйство на гектар. Эта статистика не дает полной картины, потому что большая часть инвестиций в сельское хозяйство в Румынии поступает из таких программ, как Национальная программа развития сельских районов или Общая сельскохозяйственная политика, которые в значительной степени финансируются за счет европейских фондов. Сколько на самом деле инвестирует румынское правительство в 1 гектар сельскохозяйственных угодий - ответить сложно. Официальной информации идентифицировать в источниках как верхних органов власти или уездных - не удалось.

5537

465

172 165

165 149 146

1111

л* ^ Л А Л- А*

^ / у / */ / / и

Рис. 7 Расходы государственного бюджета Румынии на сельское хозяйство (2019 г., Евро/га)

Источник: Министерство сельского хозяйства и развития сельских территорий Румынии

Румыния отстает от ЕС, особенно с точки зрения затрат фермеров на средства защиты растений, которые напрямую влияют на производительность с гектара. Объяснить недостаточную капитализацию румынского сельского хозяйства можно трудным доступом к капиталу для румынских фермеров, учитывая, что подавляющее большинство из них занимается натуральным сельским хозяйством в разрозненных, мелких и очень мелких хозяйствах [25].

5538

143

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

64 70 82 75

|| Н || -

Семена Химические Средства защиты Прочие расходы,

удобрения растений характерные

выращиваемым культурам

■ Румыния ■ ЕС

Рис. 8 Инвестиции на гектар сельхозугодий при промежуточном расходе -зерно (Евро/га используемой площади в текущих ценах, 2019 г.) Источник: Министерство сельского хозяйства и развития сельских территорий Румынии

Промежуточные затраты в сельском хозяйстве Румынии одни из самых низких в ЕС. На 55,9% ниже среднего показателя. Если в странах ЕС банковские кредиты, предоставляемые европейским агрохолдингам, составляют в среднем 1700-2000 Евро/га, однако в Румынии эта величина составляет лишь около 110 Евро/га [26].

11.Высокий уровень уклонения от уплаты налогов в сельскохозяйственном секторе

Уклонение от уплаты налогов остается серьезной проблемой в сельскохозяйственном секторе Румынии и оказывает ощутимое негативное влияние на отчисления в уездные и государственный бюджеты верхнего уровня. Согласно данным Налогового совета Румынии, на долю сельскохозяйственного сектора приходится вторая по величине доля общего уклонения от уплаты налогов в Румынии: 9% или примерно 1,7-2,1 миллиарда евро (в зависимости от референтного года анализа).

5539

Сегмент в сельском хозяйстве, где этот вид уклонения от уплаты налогов проявляется наиболее сильно - продажа основных биржевых сельскохозяйственных товарных групп, особенно зерновых\зернобобовых (основная статья дохода бюджета) и плодоовощных культур. Производитель реализует продукцию прямо с поля трейдеру, закупщику или дистрибутору, и она доходит до конечных национальных потребителей по цене в несколько раз выше. Прямых контрактных отношений с мировыми компаниями закупщиками практически нет. Незадекларированные суммы между моментом покупки посредником и конечной продажей попадают в серую и черную зону налогового уклонения.

- Пищевая промышленность

- Сельское хозяйство " Производство электроэнергии ■ Переработка нефти

- Металлургия

- Автопром

- Машиностроение " Образование " Табачные изделия _ Телекоммуникации " Производство напитков

Рис. 9 Доля различных секторов экономики в уклонении от уплаты НДС (2020 г., %)

Источник: Consiliul Fiscal - Финансовый совет Румынии (профильное министерство)

Если же брать во внимание пищевую промышленность, сельское хозяйство, производство табачный изделий и напитков, все то, что относим к профильным продовольственным и агропромышленным отраслям - эта доля более 25% [27].

12.«Черные» и/или сезонные рабочие

5540

Сельское хозяйство также сильно затронуто явлением «черной или серой» работы, что сложно поддается количественной оценке, учитывая широко распространенную практику натурального сельского хозяйства и неоплачиваемого семейного труда [28]. В части сезонной работы это, в основном, мигранты из Украины и Молдовы.

Государственные меры по преодолению барьеров роста сельского хозяйства

Все же важно отметить и те меры, которые предпринимает Правительство Румынии для устранения негативных эффектов. Приняты отдельные программы на национальном уровне [29]. Ряд из них обозначим ниже:

1. Оптимизация размера сельскохозяйственных угодий путем регистрации собственности в Национальную единую кадастровую систему;

2. Совершенствование предоставления субсидий и стимулирование фермерских объединений;

3. Введение минимального размера коммерческих и адресных фискальных мер и налоговых обременений;

4. Повышение степени капитализации агрохолдингов за счет облегчения доступа к кредитам через механизмы «сельскохозяйственных кредитных гарантий»;

5. Реконструкция ирригационных систем и их модернизация;

6. Обучение инвестиционной грамоте и облегчение доступа к европейским национальным фондам, программам;

7. Повышение степени профессиональной подготовки фермеров за счет содействия профессиональному и техническому сельскохозяйственному образованию;

8. Повышение степени вовлеченности молодых людей в сельском хозяйстве;

5541

9. Сокращение уклонения от уплаты налогов в аграрном секторе за счет лицензирования зернохранилищ, оптимизации налогообложения в аграрном секторе. Стимулирующие меры регулирования по снижению уклонения от уплаты налогов;

10. Устойчивое развитие сельских районов за счет внедрения инноваций из других стран ЕС.

11. Программы по формированию сельских кластеров и агротуризма;

12. Продвижение современных моделей управления фермами с целью увеличения добавленной стоимости в сельском хозяйстве (к примеру, те, в которых удалось принять участие: за счет методологий ротации или диверсификации сбора урожая; навыки использования диджитал инструментов и приложений ИТ (чипирование скота или биржевых товаров); сельскохозяйственная робототехника;

Но эффективность этих мер недостаточна. Результаты не приводят к переломным трендам в сельхоз отраслях и при развитии агроэкспорта. Осуществляя такой комплекс мер, полагаю, Румыния могла бы увеличить общий объем производства зерновых примерно на 70%, закрепив свой статус регионального агролидера [30].

Выводы

Румыния стремится стать региональным лидером Большого Причерноморья в мировой системе поставок агропродовольствия на европейский и мировой рынки. Несмотря на усилия Правительства и компаний внешнеэкономических операторов Румынии, наблюдается: • Медленное, не пропорциональное росту сельскохозяйственного сектора,

развитие перерабатывающей, селекционной и логистической отраслей

обслуживания товаропроводящих цепочек агросектора;

5542

• Не покрывается органический рост агросектора сопутствующей наземной, морской и речной инфраструктурой (причальные стенки, погрузочные доки, портовые элеваторы, низкотемпературные склады и т.д.);

• Отсутствие сформированной политики и инвестиционного портфолио агропроектов конкурентных при представлении на мировых рынках капитала;

В случае сохранения положительного тренда агропромышленных поставок Румыния удержит региональное первенство среди стран Восточной Европы в поставках основных биржевых товарных групп в среднесрочной перспективе (товарные группы: пшеница, кукуруза, соя и др.). Цель: переход в наращивание объемов поставок, выход в более высокие переделы продукции, отсутствие своих «представителей в территориях и торговых домов» и т.д. - не даст возможности удержать и приумножить достигнутые результаты органического роста в экспортных поставках, несмотря на государственную политику продвижения.

Список литературы:

1. [1] Национальная программа реформ Румынии - 2021 (Programul National de Reforma (PNR) 2021) [Принят 5 июня 2021 г.]. Текст : электронный. -URL: https://ec.europa.eu/mfo/sites/default/files/2021-european-semester-national-reform-programme-romania_ro.pdf (дата обращения: 12.10.2022) и http://www.mae.ro/node/47937 (комментарии Министерства иностранных дел Румынии: рекомендации 2019 г. http://www.mae.ro/sites/default/files/file/anul_2019/2019_pdf/rst2019_ro.pdf \рекомендации

2020г.https://www.mae.ro/sites/default/files/file/anul_2020/pdf_2020/2020.1 1.04_rst_2020_ro_joue.pdf (дата обращения: 23.09.2022)

2. [2] Национальная стратегическая система 2007-2013 (Cadrul Strategic National de Referinta (CSNR) - 2007-2013) [Принятa 11 ноября 2006 г.]. Текст : электронный. - URL:

5543

https://biblioteca.regielive.ro/referate/economie/cadrul-strategic-national-de-referinta-2007-2013-137474.html (дата обращения: 07.10.2022).

3. [3] Национальная стратегия на 2007-2013 гг. (Strategiei nationale in domeniul CDI pe perioada 2007-2013) [Принят 1 июня 2004 г.]. Текст : электронный. - URL: - http://www.strategie-cdi.uefiscdi.ro/index0c98.html?id=50 (дата обращения: 23.08.2022)

4. [4] Национальная стратегия устойчивого развития Румынии. Горизонт 2013-2020-2030 (Strategia Nationalä pentru Dezvoltare Durabilä a Romaniei Orizonturi 2013-2020-2030. Guvernul Romaniei). Ministerul Mediului si dezvoltarii durabile. // Programul Natiunilor Unite pentru Dezvoltare. // Centrul National pentru dezvoltare durabila. Bucuresti. 2008. - Текст : электронный. - URL: - http://www.mmediu.ro/beta/wp-content/uploads/2012/06/2012-06-

12_dezvoltare_durabila_snddfinalromana2008.pdf (дата обращения: 12.07.2022)

5. [5] Национальная стратегия устойчивого развития Румынии до 2030 г. (Strategia nationala pentru dezvoltarea durabila a Romaniei - 2030) [Принят 9 ноября 2018 г. - HG nr. 877/2018]. Текст : электронный. - URL: https://www.edu.ro/sites/default/files/Strategia-nationala-pentru-dezvoltarea-durabila-a-Rom%C3%A2niei-2030.pdf (дата обращения: 12.10.2021).

6. [6] Национальная стратегия цифровой повестки дня Румынии до 2020 г. (Strategia Nationalä privind Agenda Digitalä pentru Romania 2020) [Принят 1 февраля 2015 г.]. Текст : электронный. - URL: -https://epale.ec.europa.eu/sites/default/files/strategia-nationala-agenda-digitala-pentru-romania-20202c-20-feb.2015.pdf (дата обращения: 03.08.2022)

7. [7] Национальная экспортная стратегия на 2014-2020 гг. - Министерство экономики Румынии, 2013 г. (Strategia Nationalä de Export 2014-2020) [Принят 1 сентября 2013 г.]. Текст : электронный. - URL: -

5544

https://cursdeguvernare.ro/wp-content/uploads/2014/06/SNE_2014_2020.pdf (дата обращения: 17.10.2021)

8. [8] Национальной стратегии среднесрочного экономического развития Румынии (Strategia na^ionala de dezvoltare economica a Romaniei pe termen mediu) [Принят 1 марта 2000 г.]. - Текст : электронный. - URL: http://www.cdep.ro/pdfs/strategie.pdf (дата обращения: 11.09.2021).

9. [9] Общие стратегические рамки 2014-2020 (Cadrul Strategic Comun (CSC)

- 2014-2020) [Принят 11 мая 2012 г.]. Текст : электронный. - URL: https://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docoffic/working/strategic_frame work/csf_part1_ro.pdf (дата обращения: 17.09.2022).

10. [10] Поддержка развития сельских районов 2007-13 гг., Румыния -Европейская комиссия (Previous rural development programming periods, Comisia Europeana) [Принят 2 марта 2006 г.]. Текст : электронный. - URL:

- https://ec.europa.eu/agriculture/rural-development-previous/2007-2013_ro (дата обращения: 22.07.2022)

11. [11] Стратегии Европы 2020 (Strategia Europei 2020) [Принят 3 марта 2010 г.]. Текст : электронный. - URL: https://www.edu.ro/sites/default/files/Strategia-nationala-pentru-dezvoltarea-durabila-a-Rom%C3%A2niei-2030.pdf и https://ec.europa.eu/eu2020/pdf/C0MPLET%20EN%20BARR0S0%20%20 %20007%20-%20Europe%202020%20-%20EN%20version.pdf (дата обращения: 7.10.2022).

12. [12] Стратегию территориального развития Румынии до 2035 г. (Strategia de dezvoltare teritoriala a Romaniei 2035) [Принят 5 ноября 2018 г.]. Текст : электронный. - URL: https://www.mdlpa.ro/pages/sdtr (дата обращения: 22.10.2021) и Стратегия развития Румынии на следующие 20 лет, Румынская академия наук (Strategia de dezvoltare Romaniei in urmatorii 20 de ani, publicata de catre Academia Romana - 2016-2035, Volum I (The development strategy of Romania in the next 20 years) coord.: acad. Ionel-

5545

Valentin Vlad. Текст : электронный. - URL: https://acad.ro/bdar/strategiaAR/doc11/Strategia.pdf (дата обращения: 12.10.2022)

13. [13] Стратегия развития Румынии в последующие 20 лет (Strategia de dezvoltare a României în urmätorii 20 de ani) - Academia Romana//Coordonator: Acad. Ionel-Valentin Vlad. Preçedintele Academiei Române//Editura Academiei Române. 2015. Текст : электронный. - URL: http://www.acad.ro/bdar/strategiaAR/doc11/Strategia.pdf (дата обращения: 03.01.2022 и 15.08.2022)

14. [14] Экспортная стратегия Румынии на 2021-2025 гг. с развитием до 2030 г. - - Министерство экономики Румынии, 2020 г. (Strategiei de Export a României 2021-2025, cu extindere pänä în 2030) [Принят 1 сентября 2013 г.]. Текст : электронный. - URL: -https://www.revistamobila.ro/tag/strategia-de-export-a-romaniei-2021-2025/ (дата обращения: 07.10.2022)

15. [15] Лукиан В., 30 лет экономических реформ и 15 лет евроинтеграции Румынии: от коммунизма к капитализму. Экономика и предпринимательство. № 2 (139), 2022г. С. 1161-1170. ISSN: 1999-2300

16. [16] Albu L.L., (2017). Impactul aderärii României la Uniunea Europeanä asupra economiei românesti. Analizä sectorialä (industrie, agriculturä, servicii etc.). Bucureçti: Institutul European din România - С. 126-132. ISBN: 978606-8202-57-0

17. [17] Albu, C., Ghibutiu, A., Oehler-Sincai, I.M., Lianu, C., Giurgiu, A. (2013). Perspective §i provocäri ale exporturilor româneçti în perioada 2010 -2014, prin prisma rela^iilor comerciale bilaterale §i regionale ale Uniunii Europene, Institutul European din România. ISBN 978-606-8202-36-5 Текст : электронный. - URL: - http://ier.gov.ro/wp-content/uploads/publicatii/spos_4_2012_site .pdf (дата обращения : 23.11.2021, 06.12.2021, 04.12.2021, 12.01.2022, 17.01.2022, 05.03.2022)

5546

18. [18] Albu, L. L., Ghizdeanu, I., Dinu, S., Iordan, M. (2016). Consideratii privind convergenta in UE si corelatii macroeconomice in perspectivä in: Strategia de dezvoltare a Romaniei in urmätorii 20 de ani, Volumul III, Partea a 2-a (coord. Ionel-Valentin Vlad), Editura Academiei Romane, Bucuresti. (P. 277-282). ISBN 978-973-27-2768-3 Текст : электронный. -URL: - https://acad.ro/bdar/strategiaAR/doc14/Strategia-SumarExecutiv.pdf и http://www.strategie-cdi.uefiscdi.ro/index0c98.html?id=50 (дата обращения: 17.11.2021, 12.12.2021, 23.12.2021, 02.04.2022, 17.07.2022, 05.09.2022)

19. [18] Alexandri, C., Luca, L. (2008). Romania and CAP Reform, Agricultural Economics and Rural Development, New Series, V(3-4): ISSN: 161-180. Текст : электронный. - URL: -http ://www.eadr.ro/RePEc/iag/iag_pdf/AERD0804_161-180.pdf (дата обращения: 21.07.2022, 11.10.2022)

20. [19] Dritsakis, N., (2004) Exports, investments and economic development of pre-accessioncountries of the European Union: an empirical investigation of Bulgaria and Romania, Applied Economics, 36 (16), ISSN: 1831-1838.

21. [20] Hubbard, C., Hubbard, L. (2008). Bulgaria and Romania: Paths to EU Accession and the Agricultural Sector, Centre for Rural Economy Discussion Paper Series no. 17. - С. 8-17. ISBN отсутствует.

22. [21] L. Navarini, A. Zoppe (2018). Potential output estimates and their role in the EU fiscal policy Surveillance, Directorate-General for Internal Policies, Briefing. Economic Governance Support Unit (EGOV) Author: Directorate-General for Internal Policies PE 574.407 - February 2020. ISBN отсутствует.

23. [22] Rädoi, D., Aldea, V., Beldescu, A., 2001. Impactul adoptärii acquis -uluicomunitar privind politica comercialä comunä, in perspectiva aderärii la UE. Academia Romanä, ed. Evaluarea Stärii Economiei Nationale, ESEN - 2: Un proiect deschis, Probleme ale integrärii Romaniei in Uniunea Europeanä, Cerin^e §i evaluäri. Bucure§ti: INCE. - С. 312. ISBN отсутствует.

5547

24. [23] Raiffeisen Bank - Румыния периода глубоких преобразований: 10 лет блужданий, 20 лет сближения» (Romania transformarilor profunde: 10 ani de ratacire, 20 de ani de convergent) - Текст : электронный. - URL: -https://www.bankingnews.ro/ionut-dumitru-raiffeisen-crestere-economica.html

25. [24] AMECO Database - Текст : электронный. - URL: -https://ec.europa.eu/info/business-economy-euro/indicators-statistics/economic-databases/macro-economic-database-ameco/ameco-database_en

26. [25] EDPR profile of Romania - Текст : электронный. - URL: -https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/scoreboard/romania

27. [26] EU country Factsheet. Posted workers - Romania, - Текст : электронный. - URL: -http://ec.europa.eu/social/keyDocuments.jsp?pager.offset=20&&langId=en& mode=advancedSubmit&advSearchKey=PostWork

28. [27] Eurobarometru 104, 2021 - Текст : электронный. - URL: -https ://ec. europa.eu/romania/tags/eurobarometru_ro

29. [28] Eurobarometru 86, 2020 - Текст : электронный. - URL: -http://ec.europa.eu/COMMFrontOffice/publicopinion/index.cfm/Survey/getS urveyDetail/inst

30. [29] Societatea Academica din Romania (2017). Raport anual de analiza §i prognoza - Romania 2017, - Текст : электронный. - URL: -http://sar.org.ro/wp-content/uploads/2017/03/L-RAP0RT-SAR-2017_T0T.pdf

31. [30] Академии наук Румынии (2017). Годов аналитический отчет (Societatea Academica din Romania (2017). Raport anual de analiza §i prognoza - Romania 2017), - Текст : электронный. - URL: -http://sar.org.ro/wp-content/uploads/2017/03/L-RAP0RT-SAR-2017_T0T.pdf

5548

Literature

1. [1] National Reform Program of Romania - 2021 (Programul National de Reformä (PNR) 2021) [Adopted June 5, 2021]. Text: electronic. - URL: https://ec.europa.eu/info/sites/default/files/2021-european-semester-national-reform-programme-romania_ro.pdf (accessed 12.10.2022) and http://www .mae.ro/node/47937 (Romanian Ministry of Foreign Affairs comments: 2019 recommendations

http://www.mae.ro/sites/default/files/file/anul_2019/2019_pdf/rst2019_ro.pdf \2020 recommendations.https:

//www.mae.ro/sites/default/files/file/anul_2020/pdf_2020/2020.11.04_rst_202 0_ro_joue.pdf (accessed 23.09.2022)

2. [2] National Strategic System 2007-2013 (Cadrul Strategic National de Referintä (CSNR) - 2007-2013) [Adopted November 11, 2006]. Text: electronic. - URL: https://biblioteca.regielive.ro/referate/economie/cadrul-strategic-national-de-referinta-2007-2013-137474.html (accessed 07.10.2022).

3. [3] National strategy for 2007-2013. (Strategiei nationale in domeniul CDI pe perioada 2007-2013) [Adopted June 1, 2004]. Text: electronic. - URL: -http://www.strategie-cdi.uefiscdi.ro/index0c98.html?id=50 (date of access: 08/23/2022)

4. [4] Romanian National Strategy for Sustainable Development. Horizon 20132020-2030 Ministerul Mediului si dezvoltarii durabile. // Programul Natiunilor Unite pentru Dezvoltare. // Centrul National pentru dezvoltare durabila. Bucuresti. 2008. - Text: electronic. - URL: - http://www.mmediu.ro/beta/wp-content/uploads/2012/06/2012-06-

12_dezvoltare_durabila_snddfinalromana2008.pdf (date of access: 07/12/2022)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. [5] National Strategy for Sustainable Development of Romania until 2030 (Strategia nationala pentru dezvoltarea durabila a Romaniei - 2030) [Adopted on November 9, 2018 - HG nr. 877/2018]. Text: electronic. - URL:

5549

https://www.edu.ro/sites/default/files/Strategia-nationala-pentru-dezvoltarea-durabila-a-Rom%C3%A2niei-2030.pdf (accessed 10/12/2021).

6. [6] National Strategy for the Romanian Digital Agenda 2020 (Strategia Nationalä privind Agenda Digitalä pentru Romania 2020) [Adopted February 1, 2015]. Text: electronic. - URL: -https://epale.ec.europa.eu/sites/default/files/strategia-nationala-agenda-digitala-pentru-romania-20202c-20-feb.2015.pdf (Date of access: 08/03/2022 )

7. [7] National Export Strategy for 2014-2020. - Romanian Ministry of Economy, 2013 (Strategia Nationalä de Export 2014-2020) [Adopted September 1, 2013]. Text: electronic. - URL: - https://cursdeguvernare.ro/wp-content/uploads/2014/06/SNE_2014_2020.pdf (date of access: 10/17/2021)

8. [8] National Strategy for Medium-Term Economic Development of Romania (Strategia nationalä de dezvoltare economicä a Romaniei pe termen mediu) [Adopted March 1, 2000]. - Text : electronic. - URL: http://www.cdep.ro/pdfs/strategie.pdf (date of access: 09/11/2021).

9. [9] Common Strategic Framework 2014-2020 (Cadrul Strategic Comun (CSC) - 2014-2020) [Adopted May 11, 2012]. Text: electronic. - URL: https://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docoffic/working/strategic_frame work/csf_part1_ro.pdf (accessed 17.09.2022).

10. [10] Support for Rural Development 2007-13, Romania - European Commission (Previous rural development programming periods, Comisia Europeanä) [Adopted March 2, 2006]. Text: electronic. - URL: -https://ec.europa.eu/agriculture/rural-development-previous/2007-2013_ro (date of access: 22.07.2022)

11. [11] Strategy Europe 2020 (Strategia Europei 2020) [Adopted March 3, 2010]. Text: electronic. - URL: https://www.edu.ro/sites/default/files/Strategia-nationala-pentru-dezvoltarea-durabila-a-Rom%C3%A2niei-2030.pdf and https://ec.europa.eu

5550

/eu2020/pdf/C0MPLET%20EN%20BARR0S0%20%20%20007%20-%20Europe%202020%20-%20EN%20version.pdf (accessed 7.10.2022).

12. [12] Romanian Territorial Development Strategy until 2035 (Strategia de dezvoltare teritorialä a Romaniei 2035) [Adopted November 5, 2018]. Text: electronic. - URL: https://www.mdlpa.ro/pages/sdtr (date of access: 22.10.2021) and Romanian Development Strategy for the next 20 years, Romanian Academy of Sciences (Strategia de dezvoltare Romaniei in urmätorii 20 de ani, publicatä de cätre Academia Romanä - 2016-2035, Volum I (The development strategy of Romania in the next 20 years) coord.: acad. Ionel-Valentin Vlad Text: electronic - URL: https://acad.ro/bdar/strategiaAR/ doc11/Strategia.pdf (date of access: 10/12/2022)

13. [13] Romanian Development Strategy for the next 20 years (Strategia de dezvoltare a Romaniei in urmätorii 20 de ani) - Academia Romana//Coordonator: Acad. Ionel-Valentin Vlad. Pre§edintele Academiei Romane//Editura Academiei Romane. 2015. Text: electronic. - URL: http://www.acad.ro/bdar/strategiaAR/doc11/Strategia.pdf (date of access: 01/03/2022 and 08/15/2022)

14. [14] Export strategy of Romania for 2021-2025. with development up to 2030 - Romanian Ministry of Economy, 2020 (Strategiei de Export a Romaniei 20212025, cu extindere panä in 2030) [Adopted September 1, 2013]. Text: electronic. - URL: - https://www.revistamobila.ro/tag/strategia-de-export-a-romaniei-2021 -2025/ (date of access: 07.10.2022)

15. [15] Lucian V., 30 years of economic reforms and 15 years of European integration of Romania: from communism to capitalism. Economy and entrepreneurship. No. 2 (139), 2022 pp. 1161-1170. ISSN: 1999-2300

16. [16] Albu L.L., (2017). Impactul aderärii Romaniei la Uniunea Europeanä asupra economiei romanesti. Analizä sectorialä (industrie, agriculturä, servicii etc.). Bucure§ti: Institutul European din Romania - pp. 126-132. ISBN: 978606-8202-57-0

5551

17. [17] Albu, C., Ghibutiu, A., Oehler-Sincai, I.M., Lianu, C., Giurgiu, A. (2013). Perspective §i provocäri ale exporturilor romane§ti in perioada 2010-2014, prin prisma rela^iilor comerciale bilaterale §i regionale ale Uniunii Europene, Institutul European din Romania. ISBN 978-606-8202-36-5 Text: electronic. -URL: - http://ier.gov.ro/wp-content/uploads/publicatii/spos_4_2012_site.pdf (accessed: 23.11.2021, 06.12.2021, 04.12.2021, 12.01.2022, 17.01.2022, 05.03 .2022)

18. [18] Albu, L. L., Ghizdeanu, I., Dinu, S., Jordan, M. (2016). Consideratii privind convergenta in UE si corelatii macroeconomice in perspectivä in: Strategia de dezvoltare a Romaniei in urmätorii 20 de ani, Volumul III, Partea a 2-a (coord. Ionel-Valentin Vlad), Editura Academiei Romane, Bucuresti. (p. 277-282). ISBN 978-973-27-2768-3 Text: electronic. - URL: -https://acad.ro/bdar/strategiaAR/doc14/Strategia-SumarExecutiv.pdf and http://www.strategie-cdi.uefiscdi.ro/index0c98.html?id=50 (date of access: 17.11 .2021, 12/12/2021, 12/23/2021, 04/02/2022, 07/17/2022, 09/05/2022)

19. [18] Alexandri, C., Luca, L. (2008). Romania and CAP Reform, Agricultural Economics and Rural Development, New Series, V(3-4): ISSN: 161-180. Text: electronic. - URL: -http://www.eadr.ro/RePEc/iag/iag_pdf/AERD0804_161-180.pdf (date of access: 21.07.2022, 11.10.2022)

20. [19] Dritsakis, N., (2004) Exports, investments and economic development of pre-accessioncountries of the European Union: an empirical investigation of Bulgaria and Romania, Applied Economics, 36(16), ISSN: 1831-1838.

21. [20] Hubbard, C., Hubbard, L. (2008). Bulgaria and Romania: Paths to EU Accession and the Agricultural Sector, Center for Rural Economy Discussion Paper Series no. 17. - P. 8-17. ISBN missing.

22. [21] L. Navarini, A. Zoppe (2018). Potential output estimates and their role in the EU fiscal policy Surveillance, Directorate-General for Internal Policies,

5552

Briefing. Economic Governance Support Unit (EGOV) Author: Directorate-General for Internal Policies PE 574.407 - February 2020. No ISBN.

23. [22] Rädoi, D., Aldea, V., Beldescu, A., 2001. Impactul adoptärii acquis -uluicomunitar privind politica comercialä comunä, in perspectiva aderarii la UE. Academia Romanä, ed. Evaluarea Stärii Economiei Nationale, ESEN - 2: Un proiect deschis, Probleme ale integrärii Romaniei in Uniunea Europeanä, Cerinte §i evaluäri. Bucuresti: INCE. - P. 312. No ISBN.

24. [23] Raiffeisen Bank - Romania of a period of profound transformation: 10 years of wandering, 20 years of rapprochement" (Romania transformärilor profunde: 10 ani de rätäcire, 20 de ani de convergentä) - Text: electronic. -URL:- https://www.bankingnews.ro/ionut-dumitru-raiffeisen-crestere-economica.html

25. [24] AMECO Database - Text : electronic. - URL: -https://ec.europa.eu/info/business-economy-euro/indicators-statistics/economic-databases/macro-economic-database-ameco/ameco-database_en

26. [25] EDPR profile of Romania - Text : electronic. - URL: -https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/scoreboard/romania

27. [26] EU country Factsheet. Posted workers - Romania, - Text: electronic. -URL: -http://ec.europa.eu/social/keyDocuments.jsp?pager.offset=20&&langId=en& mode=advancedSubmit&advSearchKey=PostWork

28. [27] Eurobarometru 104, 2021 - Text: electronic. - URL: -https ://ec. europa.eu/romania/tags/eurobarometru_ro

29. [28] Eurobarometru 86, 2020 - Text: electronic. - URL: -http ://ec. europa.eu/COMMFrontOffice/publicopinion/index.cfm/Survey/getS urveyDetail/inst

5553

30. [29] Societatea Academicä din Romania (2017). Report anual de analizä §i prognozä - Romania 2017, - Text: electronic. - URL:- http://sar.org.ro/wp-content/uploads/2017/03/1.-RAP0RT-SAR-2017_T0T.pdf

31. [30] Romanian Academy of Sciences (2017). Years of analytical report (Societatea Academicä din Romania (2017). Report anual de analizä §i prognozä - Romania 2017), - Text: electronic. - URL:- http://sar.org.ro/wp-content/uploads/2017/03/1.-RAP0RT-SAR-2017_T0T.pdf

© Лукиан В., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 9/2022.

Для цитирования: Лукиан В. "Стратегические подходы преодоления сдерживающих факторов экономического развития АПК: на примере Румынии"// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 9/2022

5554

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.