Научная статья на тему 'Стратегические подходы к управлению туризмом в муниципальных образованиях Республики Карелия'

Стратегические подходы к управлению туризмом в муниципальных образованиях Республики Карелия Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
309
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ТУРИЗМОМ / ТУРИСТСКИЙ БИЗНЕС / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ТУРИСТСКИЕ РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / TOURISM MANAGEMENT / TOURIST BUSINESS / MUNICIPALITIES / TOURIST AND RECREATIONAL POTENTIAL / MUNICIPAL PROGRAMS / TOURIST AND RECREATIONAL ZONES / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Степанова Светлана Викторовна, Чубиева Инна Васильевна

В статье рассматриваются вопросы управления туризмом на муниципальном уровне в Республике Карелия на примере Пряжинского национального муниципального района

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Степанова Светлана Викторовна, Чубиева Инна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategical approach to management of tourism in municipal district of Republic of Karelia

There are questions about management of tourism in municipal district of Republic of Karelia.

Текст научной работы на тему «Стратегические подходы к управлению туризмом в муниципальных образованиях Республики Карелия»

УДК 338.48 (470.22)

© С.В. Степанова © И.В. Чубиева

Стратегические подходы к управлению туризмом в муниципальных образованиях Республики Карелия

В статье рассматриваются вопросы управления туризмом на муниципальном уровне в Республике Карелия на примере Пряжинского национального муниципального района.

Управление туризмом, туристский бизнес, муниципальные образования, туристско-рекреационный потенциал, муниципальные программы, туристские рекреационные зоны, эффективность.

Светлана Викторовна СТЕПАНОВА

кандидат экономических наук,

научный сотрудник Института экономики Карельского научного центра РАН

Инна Васильевна ЧУБИЕВА

кандидат экономических наук,

научный сотрудник Института экономики Карельского научного центра РАН

Современные рыночные преобразования, изменение геополитической ситуации в стране вызвали значительные изменения в управлении процессом регионального развития: появление новых возможностей у региональных властей сопровождалось возникновением новых социально-экономических проблем. В сложившихся новых условиях возникла насущная необходимость управления на уровне региона процессом социально-экономического развития. С этой целью в Республике Карелия, начиная с 90-х гг. XX в. и по настоящий момент, функционирует и совершенствуется система территориального стратегического планирования, которая на практике выражается в виде «системы взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга плановых документов» [5].

Согласно представленной в Концепции социально-экономического развития Республики Карелия до 2012 г. цели развитие туризма должно способствовать реализации следующих направлений:

1. Формирование благоприятного имиджа республики на международном рынке.

2. Создание современного туристско-рекреационного комплекса.

3. Увеличение инвестиционной привлекательности региона [1].

В рамках Концепции социально-экономического развития Республики Карелия была сформулирована Стратегия регионального развития республики. С целью конкретизации направлений развития туризма и средств их реализации и, следовательно, более эффективного управления

данной сферой экономической деятельности в регионе разрабатываются и реализуются Стратегии развития туризма. К 2006 г реализована Стратегия развития туризма в Республике Карелия на 2000 — 2006 гг., в настоящее время осуществляется выполнение второй Стратегии развития туризма на период 2007 — 2010 гг. На базе основных стратегических документов разрабатываются и реализуются республиканские целевые программы развития туризма, предусматривающие детализацию задач и мероприятий на соответствующий период и ресурсно-организационное обеспечение их реализации.

Таким образом, обозначение туризма в качестве приоритетного направления социально-экономического развития Республики Карелия и внесение его в основной стратегический документ представляло, по сути, новый этап в развитии туристского бизнеса в регионе. На уровне республики происходит переосмысление роли туризма (на уровне власти, общества и бизнеса) в экономической жизни региона. Туризм начинает позиционировать себя в качестве перспективной, эффективно развивающейся сферы бизнеса, способной стать ускорителем социально-экономических процессов в регионе и требующей принципиально иных подходов к управлению его развитием со стороны территориальных властей [2, 6].

В настоящее время развитие туристской сферы в Пряжинском национальном муниципальном районе Республики Карелия рассматривается как одно из перспективных направлений социально-экономического развития территории.

В качестве факторов, определяющих данное направление, можно выделить следующие:

— выгодное экономико-географическое положение;

— благоприятная экологическая обстановка;

— развитая гидрографическая сеть;

— низкий уровень хозяйственного освоения территории;

— наличие культурных традиций и т. д. Развитию туризма на территории муниципального образования способствует участие района в различных специализированных туристских выставках и ярмарках, международных проектах [4].

При разработке Генеральной схемы размещения объектов туризма на территории Республики Карелия1, в соответствии с концепцией туристской зоны, в состав «Центральной» туристской зоны была включена территория Пряжинского национального муниципального района. В качестве основных критериев зонирования территории муниципальных образований, вошедших в состав туристской зоны, были выбраны следующие:

о наличие инфраструктуры (транспортной и пр.);

о высокая плотность объектов показа; о видовые характеристики (природа, ландшафт);

о туристский потенциал (маркетинг и прогноз финансового результата); о интерес инвесторов [3].

Следует подчеркнуть, что при разработке Схемы территориального планирования Пряжинского муниципального района до 2030 г. данные критерии учтены как основополагающие при выделении муниципальных рекреационных зон: «Ведлозе-рье», «Сямозерье» и «Среднее течение р. Шуя»2.

В связи с отсутствием в муниципальных туристских рекреационных зонах зарегистрированных субъектов хозяйствования сферы туризма было принято решение о формировании структуры управления в два этапа.

Первый — открытие на территории Пряжинского национального муниципального района филиалов туристических предприятий Республики Карелия, Санкт-Петербурга, Москвы (не менее двух) и хозяйственных структур, оказывающих туристско-экскурсионные услуги, на базе учреждений культуры, образования, лесного и сельского хозяйства.

Второй этап — создание муниципального информационного туристского центра, учредителями которого выступят органы муниципальной власти, региональные туроператоры, заинтересованные предприятия и организации. Наряду с хозяйственной деятельностью информационный туристский центр обеспечит создание электронного банка данных туристического потенциала туристских зон, подготовку материалов для издания справочников и путеводителей по туристическим маршрутам.

Создание туристских зон тесно связано с экономико-социальным развитием сельских поселений муниципального района и направлено на активизацию таких секторов экономики, как туристская и досуговая сфера, торговля, транспорт, производство сувенирной и сельскохозяйственной продукции.

Координация и взаимодействие республиканских, муниципальных, поселенческих органов управления и ведущих туроператоров Карелии, Санкт-Петербурга, Москвы и субъектов хозяйствования позволит:

^ создать целый спектр конкурентоспособного туристского продукта и услуг;

^ создать дополнительные рабочие места для предприятий туристской инфраструктуры;

^ возродить культуру, традиции, художественные промыслы и ремесла коренных народов Карелии;

^ привлечь инвестиции для создания современной туристской инфраструктуры;

^ увеличить налоговые отчисления в муниципальный бюджет и бюджеты поселений;

^ ввести в экономическую деятельность земли, не используемые в хозяйственном обороте, имеющие рекреационную ценность.

Для размещения туристско-рекреационной зоны «Ведлозерье» выбрана территория Ведлозерского сельского поселения, которая расположена в западной части Пряжинского национального муниципального района и граничит с Олонецким, Питкярантским и Суоярвским муниципальными районами, находится на расстоянии 50 км от пгт. Пряжа и около 100 км от г. Петрозаводска.

На территории туристско-рекреационной зоны «Ведлозерье» выделены центры туристской активности: «Кинерма» и «Тул-мозеро».

Наличие уникального историко-культурного наследия и природно-ресурсный потенциал создают благоприятные условия для развития туристской сферы на территории туристско-рекреационной зоны «Ведлозерье», прогнозные экономические показатели которой представлены в таблице 1.

Наиболее важными объектами туристской инфраструктуры на территории, которые требуют инвестиционных вложений, являются: реконструкция участка автодороги, строительство станций АЗС, строительство гостиницы и туристской базы, центр ремесел.

Таблица 1. Прогнозные экономические показатели развития туристско-рекреационной зоны

«Ведлозерье»

Наименование показателя 2010 г. 2015 г. 2030 г.

Количество принятых туристов и экскурсантов, тыс. чел. в год 4 5 8

Количество новых рабочих мест 5 10 10

Количество предприятий (организаций), осуществляющих туристическую деятельность 1 2 2

Количество туристских учреждений 5 10 10

* Прогнозные расчеты выполнены авторами при разработке «Схемы территориального планирования Пряжинского муниципального района до 2030 г.».

Вторая туристско-рекреационная зона на территории Пряжинского национального муниципального района включает в себя историко-культурную территорию «Сямозерье». На территории туристско-рекреационной зоны «Сямозерье» выделены следующие центры туристской активности: «Корзинская», «Центральная», «Восточная».

Прогнозные экономические показатели развития туристско-рекреационной зоны «Сямозерье» представлены в таблице 2.

Туристско-рекреационная зона «Среднее течение р. Шуя» расположена на территории Пряжинского городского поселения и Матросского сельского поселения вдоль речного русла р. Шуя. Территория туристско-рекреационной зоны приобрела популярность среди туристов в связи с проведением следующих мероприятий: о чемпионат России по акробатическому фристайлу на бурной воде;

о первенство России по технике водного туризма;

о первенство России по рафтингу среди юниоров;

о республиканские сельские фольклорные праздники юмора (Фестиваль народного юмора под открытым небом).

В таблице 3 приведены прогнозные показатели данной зоны.

Для дальнейшего развития туристской сферы на территории туристско-рекреационной зоны «Среднее течение р. Шуя» Пряжинского национального муниципального района следует создать современные объекты туристской инфраструктуры:

- учебно-производственное подразделение по подготовке и повышению квалификации кадров для туристской индустрии РК высших и средних специальных учреждений, ведущих подготовку кадров в сфере туризма и сервиса;

- курортную поликлинику и пансионат с лечением в пос. Матросы с привлечением специалистов республиканской больницы им. В.А. Баранова;

Таблица 2. Прогнозные экономические показатели туристско-рекреационной зоны

«Сямозерье»

Наименование показателя 2010 г. 2015 г. 2030 г.

Количество принятых туристов и экскурсантов, тыс. чел. в год 5 6 10

Количество новых рабочих мест 10 10 5

Количество предприятий (организаций), осуществляющих туристическую деятельность 1 2 2

Количество туристских учреждений 10 10 5

* Прогнозные расчеты выполнены авторами при разработке «Схемы территориального планирования Пряжинского муниципального района до 2030 г.».

Таблица 3. Прогнозные экономические показатели туристско-рекреационной зоны

«Среднее течение р. Шуя»

Наименование показателя 2010 г. 2015 г. 2030 г.

Количество принятых туристов и экскурсантов, тыс. чел. в год 5 7 10

Количество новых рабочих мест 10 10 10

Количество предприятий (организаций), осуществляющих туристическую деятельность 1 1 1

Количество рекреационных учреждений 5 5 5

* Прогнозные расчеты выполнены авторами при разработке «Схемы территориального планирования Пряжинского муниципального района до 2030 г.».

- военно-мемориальный комплекс в память о погибших в Великой Отечественной войне (д. Киндасово).

При выборе земельных участков под размещение туристских объектов на территории Пряжинского национального муниципального района предъявлялись следующие требования:

о близость расположения к ключевым объектам туристского показа и преимущественное расположение поблизости или на побережье водных объектов;

о легкая транспортная доступность и по возможности удовлетворительное состояние подъездных путей;

о доступная площадь и возможность строительства и размещения комплекса объектов туристской и вспомогательной инфраструктуры;

о отсутствие или минимум ограничений по хозяйственному использованию участков (режим землепользования);

о высокие видеоэкологические характеристики;

о возможность объединения объектов показа и инфраструктурных объектов [8].

Управление процессом развития туризма требует разработки системы стратегических документов на муниципальном уровне. С этой целью в рассматриваемом муниципальном образовании была разработана программа «Развитие туризма в Пряжинском муниципальном районе на 2008 — 2010 гг.» (в том числе при участии авторов)3. Данная программа содержит наиболее актуальные направления развития туристской сферы в муниципальном районе и мероприятия по их реализации в целях создания организационно-управленческой и экономической среды, благоприятной для дальнейшего развития туризма.

Целью реализуемой в 2008 — 2010 гг. муниципальной программы развития туризма является формирование современной конкурентоспособной туристской сферы в качестве одного из ведущих направлений территориальной специализа-

ции [4]. Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи программы:

• создание условий для возрождения, развития и освоения новых туристско-рекреационных ресурсов муниципального района;

• рациональное использование природного и культурного наследия района;

• совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма;

• вовлечение местного населения в процесс формирования туристских услуг в районе, развитие народных промыслов и ремесел, создание дополнительных рабочих мест;

• организация и проведение национальных праздников, фольклорных фестивалей, выставок, ярмарок и других мероприятий, способствующих привлечению туристских потоков в район;

• формирование конкурентоспособного муниципального туристского продукта, обеспечивающего позитивный имидж и узнаваемость Пряжинского национального муниципального района на международном, российском и региональном туристских рынках;

• содействие повышению конкурентоспособности муниципальных туристских услуг за счет улучшения качества обслуживания, безопасности туристов и их информационного обеспечения на туристских маршрутах в соответствии с международными стандартами;

• поддержка развития предпринимательства в сфере туризма, прежде всего малого и среднего бизнеса;

• содействие обеспечению развития инфраструктуры туризма путем привлечения российских и иностранных инвестиций для реконструкции, совершенствования и создания новых туристских продуктов и объектов;

• увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организационно реализация муниципальной программы «Развитие туризма в Пряжинском муниципальном районе на 2008 — 2010 гг.» разделена на два основных этапа:

1. Первый — аналитический и подготовительный этап (первое полугодие 2008 г.).

2. Второй этап — реализация основных мероприятий Программы (второе полугодие 2008 — 2010 гг.).

Цель первого этапа — информационное и маркетинговое обеспечение реализации программных мероприятий, создание условий для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, что предполагает осуществление комплекса таких мероприятий, как:

- анализ результатов, достигнутых в сфере развития туризма в 2005 — 2007 гг.;

- подготовка и начало реализации системы программных мероприятий;

- анализ промежуточных результатов работы;

- корректировка системы программных мероприятий второго этапа.

- В рамках реализации второго этапа планируется следующее:

- привлечение инвестиций и строительство объектов инфраструктуры;

- подготовка и повышение квалификации туристских кадров;

- вовлечение местного населения в предпринимательскую деятельность в сфере туризма.

Главным итогом реализации муниципальной программы «Развитие туризма в Пряжинском муниципальном районе на 2008 — 2010 гг.» предполагается создание условий для постепенного формирования на территории района современного туристского комплекса, позволяющего обеспечить стабильный приток туристов на территорию, увеличение налоговых поступлений, повышение розничного товарооборота, инвестиций в основные производственные фонды, самозанятости населения, сохранение, рациональное использование куль-

турно-исторического и природного наследия района. Финансирование муниципальной программы предполагается за счет следующих источников:

^ средства республиканского бюджета, в том числе выделяемые на конкурсной основе в виде централизованных инвестиционных ресурсов, — 7000 тыс. руб.

^ средства муниципального бюджета Пряжинского района, бюджетов поселений района, направляемые на реализацию основных мероприятий реализации программы, — 204 тыс. руб.;

^ внебюджетные средства, включая собственные средства организаций сферы туризма, кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, средства частных отечественных и зарубежных инвесторов, целевые отчисления от прибыли организаций, заинтересованных в развитии туризма (на добровольной и договорной основе), — 45 156 тыс. руб.

Для характеристики эффективности развития туризма на территории Пряжин-ского национального муниципального района применены показатели экономического и социального эффектов.

При оценке экономической эффективности от реализации инвестиционных проектов по формированию и развитию в республике туристско-рекреационного комплекса в качестве расчетных данных использованы следующие:

1. Средняя стоимость проживания одного туриста с учетом размещения по типу полного пансиона и полупансиона, а также с учетом пользования дополнительными услугами составляет 2000 руб./день.

2. Средняя продолжительность пребывания одного туриста на территории республики составляет 3—4 суток.

3. Размер инвестиций в инвестиционные проекты сферы туризма и гостеприимства в регионе оценен на основе перечня предполагаемых к строительству объектов инфраструктуры и их ориентировочной стоимости.

В качестве показателей эффективности инвестиционных проектов сферы туризма и гостеприимства выбраны:

^ для оценки экономической эффективности — чистый дисконтированный доход (в рублях), индекс прибыльности и внутренняя норма рентабельности;

^ для оценки бюджетной эффективности — суммарный размер налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от реализации проектов в сфере туризма;

^ для оценки социальной эффективности — количество рабочих мест, вновь создаваемых непосредственно в сфере туристской инфраструктуры, и средний размер заработной платы [7].

Экономические эффекты от выполнения программных мероприятий должны способствовать привлечению инвестиций в туристскую инфраструктуру, обустройству территорий и объектов туристского показа, разработке новых турпродуктов. Увеличение туристского потока в муниципальном районе обеспечит повышение прямых и косвенных доходов от туризма, создаст благоприятные условия для развития предпринимательства как в сфере туризма, так и в смежных секторах экономики, а также в целом в сфере услуг. Рассчитанный экономический эффект от реализации данной программы включает в себя следующие показатели:

> развитие территориальной инфраструктуры, увеличение количества реально работающих объектов размещения: с 29 в 2007 г. до 35 единиц к 2010 г.;

> увеличение туристских потоков к 2010 г. в 1,5 раза;

> обеспечение поступлений налогов и сборов в бюджетную систему по туристской отрасли за весь период действия Программы: 2007 г. — 211 тыс. руб., к 2010 г. — 650 тыс. руб.;

> рост объемов внебюджетных инвестиций в инфраструктуру туризма в 5 раз4.

Основная масса предполагаемых к реализации инвестиционных проектов предусматривает строительство туристской, транспортной, инженерной и вспомогательной инфраструктуры, направленных на формирование современной конкурентоспособной туристской сферы в пределах Пряжинского национального муниципального района. Реализация проекта развития туристской инфраструктуры создаст условия для диверсификации экономики Пряжинского района с усилением сервисной специализации.

В качестве социального эффекта от реализации Программы можно выделить следующее:

^ увеличение самозанятости населения и развитие альтернативных сфер занятости;

^ создание условий для развития сферы услуг в районе;

^ диверсификация рынка туристских услуг и повышение качества обслуживания туристов;

^ культурно-духовное воспитание и просвещение населения и гостей района на основе развития различных видов туризма;

^ сохранение и рациональное использование природного и социально-культурного наследия важнейших туристско-рекреационных ресурсов и традиционного уклада жизни местного населения.

Следует подчеркнуть, что основной социальный эффект от развития туризма в районе заключается в развитии предпринимательства и организации различных видов самозанятости населения, при этом обеспечивается сохранение национальных традиций, культуры и образа жизни местного населения, что приобретает особую актуальность в условиях сложной демографической ситуации, оттока населения из района [3].

Итак, управление процессом развития туризма на территории отдельных муниципальных образований является перспективным направлением социально-эконо-

мического развития данных территорий в частности и Республики Карелия в целом, которое способно стабилизировать экономическую ситуацию, смягчить социальные

проблемы, выступить реальным фактором сохранения, воспроизводства природного и культурно-исторического потенциала территорий.

Литература

1. Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 г.: утв. Постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 04.07.2006 г. № 2520-Ш ЗС с учетом изменений и дополнений в Концепцию социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999 — 2002 — 2010 гг. «Возрождение Карелии» и Концепцию социально-экономического развития Республики Карелия на период 2002 — 2006 — 2010 гг.

2. Корка, С.В. (Степанова, С.В.). Управление процессом развития туризма как одним из основных факторов ускорения социально-экономических процессов в регионе / С.В. Корка (С.В. Степанова) // Этносоциум и межнациональная культура. — 2007. — № 8.

3. Пояснительная записка «Генеральная схема размещения объектов и инфраструктуры туризма Центральной туристской зоны в развитие Схемы территориального планирования Республики Карелия». — СПб.: ФГУП «НИПИ Урбанистики», 2007.

4. Программа «Развитие туризма в Пряжинском муниципальном районе на 2008 — 2010 гг.»: утв. решением XXI сессии Совета Пряжинского муниципального района I созыва от 10.06.2008 г. № 34.

5. Савельев, Ю.В. Современное территориальное стратегическое планирование: состояние, перспективы и организация (опыт Республики Карелия) / Ю.В.Савельев, А.И. Шишкин. — Петрозаводск, 2003. — 357 с.

6. Степанова, С.В. Влияние туризма на региональное развитие (на примере Республики Карелия) / С.В. Степанова // Экономика и управление — 2008. — № 2.

7. Стратегия развития туризма в Республике Карелия на 2007 — 2010 гг.

8. Чубиева, И.В. Развитие сферы туризма при изменении функционального использования территории: региональный аспект / И.В. Чубиева // Северные туристские дестинации как доминанта развития туризма Северо-Западного региона: труды межрегиональной науч.-практ. конф. — Петрозаводск: Изд-во Карельского НЦ РАН, 2008.

Примечания

1 Генеральная схема размещения объектов и инфраструктуры туризма в РК в составе «Схемы территориального планирования РК». — СПб.: ФГУП «НИПИ Урбанистики», 2007.

2 Разработчики: Институт экономики КарНЦ РАН (с участием авторов) и ООО ИЦ «Штрих».

3 Муниципальная программа «Развитие туризма в Пряжинском муниципальном районе на 2008 — 2010 гг.» (утверждена решением XXI сессии Совета Пряжинского муниципального района I созыва от 10.06.2008 г. № 34).

4 По итогам 2008 г. на территории Пряжинского муниципального района ведут свою деятельность около 30 туристских фирм Карелии, создано 125 новых рабочих мест в туриндустрии; введено в эксплуатации 2 гостевых дома, создано около 100 новых мест размещения в средствах размещения, расположенных на территории района; подготовлена и периодически обновляется Интернет-страница по развитию туризма на официальном сайте администрации Пряжинского муниципального района; привлечено около 47 млн. руб. внебюджетных инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.