Научная статья на тему 'Стратегические оценка и управление геополитическим риском государства в условиях глобализации'

Стратегические оценка и управление геополитическим риском государства в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
677
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глущенко В. В.

Для России крайне важно оживление инвестиционной деятельности. Это связано с тем, что износ основных фондов составляет 67-85%. Степень изношенности основных фондов такова, что не позволяет выпускать конкурентоспособную продукция. Уровень инвестиций в российскую экономику продолжает оставаться низким. В наилучшем в этом плане 2000 году было обновлено всего 3% основных фондов. Нетрудно подсчитать, что при таких объемах инвестиций полное обновление основных фондов произойдет через 33,3 года. Очевидно, что существующее оборудование при его степени износа не может прослужить эти годы. По некоторым оценкам отечественная электротехническая промышленность уже отстает на 3-4 технологических поколения от наиболее передовых производителей. Предпринятые для активизации инвестиционной деятельности меры пока результата не дают…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические оценка и управление геополитическим риском государства в условиях глобализации»

стратегические оценка и управление геополитическим риском государства

в условиях глобализации

В. В. ГЛУЩЕНКО, доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Финансы и кредит» Московского экономико-финансового института

Для России в настоящее время крайне важно оживление инвестиционной деятельности. Это связано с тем, что износ основных фондов составляет 67 — 85 %. Степень изношенности основных фондов такова, что не позволяет выпускать конкурентоспособную продукцию. Уровень инвестиций в российскую экономику, естественно, продолжает оставаться низким. В наилучшем в этом плане 2000 г. было обновлено всего 3 % основных фондов. Нетрудно подсчитать, что при таких объемах инвестиций полное обновление основных фондов произойдет через 33,3 года. Очевидно, что существующее оборудование при его степени износа не может прослужить эти годы. По некоторым оценкам, отечественная электротехническая промышленность уже отстает на 3-4 технологических поколения от наиболее передовых производителей. Меры, предпринятые для активизации инвестиционной деятельности, пока результата не дают.

В теории государства и права выделяют различные исторические типы государства. Под историческим типом государства подразумевают совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-исторической формации. По этому признаку выделяют рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое государство. В настоящее время представляется возможным говорить о постиндустриальном государстве, существующем в условиях монополярного глобального мира. Поэтому практически результативной может оказаться технологическая теория государства и права. При таком подходе государство рассматривают как сложную организационно-производственную систему. Технологическая теория права — это система

формальных и общеобязательных, обеспечиваемых государственным принуждением запретов, разрешений, норм поведения, свобод отношений в государстве в процессе реализации технологий общественного бытия в политической, социальной, экономической, технологической, экологической сферах, отражающая волю субъекта государственного управления.

Системно-управленческий подход в рамках технологической теории государства и права заключается в том, что государство рассматривается как сложная система, которая характеризуется универсальным набором параметров эффективности: доходами (например, на душу населения); затратами (труда, ресурсов); рисками, временем реализации социально-экономических технологических циклов (например, в связи с существованием административных барьеров в предпринимательстве); ликвидностью (в частности международной валютной ликвидностью, ее достаточностью или избыточностью). При таком подходе право (наряду с экономическими, административными, информационными методами) рассматривается как один из инструментов управления названными характеристиками (параметрами эффективности) государства.

Система управления глобализационными процессами носит сложный и распределенный характер. Она включает международные соглашения и деятельность международных финансово-экономических организаций МВФ, ВТО, ОСЭР и др.), реальную деятельность правительства и корпораций и другие элементы [1].

Очевидно, крайне актуально проведение стратегической оценки и управления геополитическим

- 11

риском России, в частности как фактора, влияющего на инвестиционный процесс. Важно определить факторы, влияющие на повышение точности оценки и эффективности управления геополитическим риском государства в условиях глобализации.

Для достижения намеченной цели следует решить следующие задачи: исследования понятия и сущности риска; исследования методов оценки рисков; исследования методов оценки геополитического и политического риска инвестиционного проекта; разработки принципов стратегического управления геополитическим риском государства. Объектом исследования являются геополитический и политический риски государства и социально-экономической деятельности в его границах в условиях глобализации. Предметом исследования выступают методы стратегической оценки и принципы управления геополитическим риском, в том числе инвестиционной деятельности в условиях глобализации.

Глобализация — сложное и многогранное явление, охватывающее в той или иной степени все стороны общественной жизни и наиболее рельефно предстающее перед нами в таких гранях, как интеграция социальных связей и политических взаимодействий, технологический прогресс, повышение роли финансов и интеллектуального капитала, ускорение информационной интеграции, интенсификация культурных контактов.

Представляется возможным высказать гипотезу «инновационной природы» глобализации. Можно утверждать, что объективная составляющая глобализации, в частности, связана с тем, что:

• резко возросли темпы научно-технического прогресса (приблизительно вдвое каждые пять лет), что порождает необходимость в постоянной инновационной деятельности и развитии высоких технологий;

• для дальнейшего технического прогресса требуется все большая концентрация ресурсов (финансовых, интеллектуальных, технологических), что обостряет и придает глобальный характер конкуренции, усиливает международную специализацию и разделение труда. Субъективная составляющая глобализации

состоит в стремлении определенных государств, групп государств, этно-религиозных групп, транснациональных компаний к глобализму — силовому навязыванию геополитического господства, в том числе и для монополизации отдельных видов деятельности, прежде всего тех, которые приносят максимальный и скорый доход финансово-кредитных и посреднических операций.

12 -

Инвестиции определят как затраты денежных средств, направленные на воспроизводство капитала, его поддержание и расширение. В наиболее общей формулировке инвестиции — это вложение временно свободных денежных средств в различные формы финансового и материального богатства с целью получения прибыли. Инвестиции делят на реальные и финансовые. Реальные инвестиции выступают как капитальные вложения в производственный основной капитал, в объекты хозяйственной деятельности (новое строительство, реконструкция, техническое перевооружение, расширение действующих предприятий и т. п.) [2]. Они наиболее важны с социально-экономической точки зрения, так как именно в результате реальных инвестиций создаются новые рабочие места, увеличивается валовой внутренний продукт государства и др.

Инвесторы в качестве критериев для оценки целесообразности и эффективности инвестиций рассматривают: безопасность вложений, доходность вложений, рост вложений, ликвидность вложений [3].

Путем опросов бизнес-сообщества было установлено, что согласие на инвестирование в Россию возникает только при большем уровне дохода. Это объясняется низким уровнем рыночной свободы, высоким уровнем налогообложения и коррупции. Имеет место и изменение оценки значимости (динамизм) факторов, влияющих на эффективность деятельности предпринимателей, что может являться дополнительным источником риска [4]. Таким образом, опросы подтверждают влияние рисков на инвестиционную активность. Стратегический характер оценки рисков инвестиционной деятельности связан с тем, что они должны выполняться на длительный период, равный продолжительности проекта. На практике широко применяется оценка рисков на каждой из стадий проекта в отдельности, после чего вычисляют суммарный риск всего проекта [5].

Известно большое число определений риска, что связано со сложностью явления и множественностью направлений его исследований. В дальнейшем в настоящей работе будем исходить из того, что риск — это возможное отклонение параметров проекта от плановых значений. Так как риск влияет на поведение инвесторов, то существуют основания считать риск экономической категорией. При этом возможно исследование влияния риска на принятие инвестиционных решений в рамках системного подхода в экономической теории с учетом взаимного влияния риска на инвестиционную активность и, наоборот, инвестиционной активности на риски, в частности геополитический риск.

По причинам возникновения и числу подвергающихся риску объектов выделяют фундаментальные и специфические риски. Специфические риски связаны с конкретным субъектом финансово-хозяйственной деятельности как по причинам, так и по наступающему ущербу. Специфические риски признают страховыми (т. е. пригодными для страхования), а фундаментальные таковыми не признаются. Фундаментальные риски принято относить к «форс-мажорным» обстоятельствам. Форс-мажорные обстоятельства не включаются в число страховых случаев, а выводятся за рамки страхового договора. Частным случаем фундаментального риска выступает систематический риск — риск «падения» рынка в целом и др. Определение геополитического риска дано в работе: «Геополитическими рисками назовем риск ухудшения геополитического положения государства и нации, снижение жизненной энергии этноса по любой из возможных причин» [6].

Геополитические риски являются стратегическими и глобальными по масштабам ущерба. В перспективном, текущем, оперативном управлении экономической сферой государства они тесно пересекаются и могут находить выражение как политические риски. Политические риски проявляются в изменении условий, улучшении или нарушении условий производственно-торгового процесса по причинам, определяемым деятельностью органов государственного управления [6].

До недавнего времени при принятии инвестиционных решений исследовались специфические риски инвестиционного проекта. Риски «форс-мажорных» обстоятельств оценивались предварительно, отдельно от оценки специфических рисков и рассматривались как своеобразный «фон» для принятия инвестиционного решения, непосредственно в процедуре принятия инвестиционного решения не учитывались.

Представляется возможным выдвинуть научную гипотезу о том, что глобализация социально-экономической жизни, рост масштабов и активизация деятельности транснациональных корпораций привели к тому, что в условиях глобальных мировой геополитики, интеграции социально-экономических связей, глобальной конкуренции, порождающих высокую динамику мировой геополитической и социально-экономической среды, фундаментальные геополитические риски становятся управляемыми и из разряда пассивных факторов инвестиционного фона переходят в разряд активных факторов оценки инвестиционных проектов.

При таком подходе для оценки совокупного (интегрального) риска инвестиционных проектов могут использоваться формулы:

Рип = Рфр + Рр или рип = 1 - а - рфр) * (1 - рс).

где Рип — интегральный (суммарный) риск инвестиционного проекта;

Рфр — фундаментальный риск инвестиционного проекта;

Рр — специфический риск инвестиционного

ср

проекта.

Для прояснения сущности геополитического риска исследуем его функции. Принято выделять такие функции риска, как стимулирующую (конструктивный и деструктивный аспект) и защитную (историко-генетический и социально-правовой аспект). Можно говорить о том, что стимулирующая конструктивная функция геополитического риска находит выражение в том, что субъекты экономической деятельности исследуют источники риска и создают социально-экономические формы деятельности и ее организации, позволяющие снизить геополитический риск. В рамках этой функции можно считать, что государство и транснациональные корпорации являются организационной формой защиты от геополитического риска.

Стимулирующая деструктивная функция геополитического риска состоит в том, что конкурирующие государства и корпорации могут улучшить свои геополитические позиции, разрушив или снизив эффективность системы защиты геополитических интересов других государств и корпораций.

Историко-генетический аспект защитной функции геополитического риска состоит в том, что субъекты социально-экономической деятельности, в частности народы, используют государство (включая армию) для защиты от геополитического риска. Степень выполнения государством защитной функции проявляется в его суверенитете, степени военной, экономической, технологической и других видов безопасности.

Социально-правовой аспект защитной функции геополитического риска состоит в необходимости закрепления в системе права государства законодательных норм, обеспечивающих защиту от возможности реализации геополитического риска. Предлагается выделить специальную отрасль права по защите от геополитических рисков в условиях глобализации.

Анализ социально-экономических проявлений и последствий риска позволил выделить в дополнение к известным функциям риска компенсирующую и селективную функции риска [6]. Компенсирующая функция геополитического риска состоит в том, что инвестиционные и товарные потоки направляются в страны с эффективной

- 13

системой защиты от геополитических рисков. Реальность действия этой функции геополитического риска подтверждает мировая статистика, которая показывает, что наиболее привлекательными для инвестиций являются высокоразвитые страны, входящие в социально-экономический клуб — «золотой миллиард» и геополитический клуб — «восьмерку». В середине 1990-х гг. 80 % инвестиций — это взаимные инвестиции между наиболее развитыми странами. При этом наиболее экономически развитые страны имеют развитые системы защиты геополитических интересов [7].

Селективная функция геополитического риска состоит в том, что потоки инвестиций и товаров направляются в те страны, где они защищены от отрицательного воздействия геополитического риска. Таким образом, субъекты в процессе социально-экономической деятельности (в частности, в процессах миграции населения, торговли и инвестиционной деятельности) выделяют (селектируют) страны с повышенным или сниженным уровнями суверенитета государства.

Рассмотрим влияние геополитического риска на инвестиционную деятельность с учетом взаимосвязи геополитического и финансовых рисков. Финансовые риски — возможность потери денежных средств. Финансовые риски взаимосвязаны с политическими, а следовательно, и геополитическими, и включают:

• риски, связанные с покупательной способностью денег (инфляционные и дефляционные, валютные, риск ликвидности);

• риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски, которые включают: риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риск прямых финансовых потерь). Инфляционный риск — это риск того, что при

росте инфляции получаемые денежные доходы обесцениваются быстрее, чем растут — с точки зрения реальной покупательной способности. В России отсутствие необходимой промышленной политики и инвестиций приводит к сокращению российской товарной массы и снижению покупательной способности денег. Пятнадцать лет новейшей истории России показывают, что преодолеть галопирующую инфляцию без диверсификации отраслей и развития высоких технологий, наполнения рынков отечественными товарами проблематично. В условиях галопирующей инфляции (свыше 10 % в год) в значительной мере дезорганизуется производство, ценовая система, и возрастают риски в ценообразовании [8]. Последнее затрудняет прогнозирование финансовых результатов инвестиций.

14 -

Если говорить о валютном курсе, то трансформация и моноотраслевой (газово-нефтяной) характер современной российской экономики под воздействием глобализации одновременно с инфляцией порождают валютную дефляцию — увеличение курса рубля по отношению к иностранным валютам, что ухудшает условия воспроизводственного процесса и снижает ценовую конкурентоспособность отечественных товаров. Как известно, дефляционный риск сопровождается ухудшением экономических условий предпринимательства и снижением доходов.

Валютные риски представляют собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций. Повышение геополитического риска, инфляционный и дефляционный риск одновременно приводят к повышению этого риска.

Риски ликвидности связаны с возможностью потерь при реализации объектов недвижимости, ценных бумаг или товаров из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости. Геополитический риск в своем росте приводит к резкому падению ликвидности всех видов (финансовых и немонетарных) активов, которые не могут быть перемещены за пределы зоны геополитического риска. Возможно, в этом состоит неизменность направления финансовых потоков из России в более стабильные страны.

Риск упущенной выгоды — это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба или неполучения прибыли в результате неосуществления какого-то мероприятия (инвестирование, хеджирование и др.). Наличие геополитического риска приводит к снижению риска упущенной выгоды в результате неинвестирования средств в Россию.

Риск снижения доходности реализуется как снижение процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам. «Портфель» — это совокупность ценных бумаг, которые имеются у инвестора. Риск снижения доходности может включать процентные риски и кредитные риски. Как уже отмечалось, наличие связи между риском и доходностью подтверждается и путем опросов бизнесменов [4].

Процентные риски — это опасность потерь коммерческими банками и другими финансово-кредитными учреждениями в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам. К этим рискам относят также риск

потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам. Рассматривая механизм влияния геополитического риска на процентные риски, можно отметить, что отрицательные экономические последствия геополитического риска состоят одновременно в понижении дохода от инвестиционной деятельности (не все проекты заканчиваются успехом) и повышении затрат на эту деятельность по той же причине (часть инвестиционных проектов порождает расходы, но не дает доходов). Такое влияние можно учесть аналитически.

Используем метод расчета индекса рентабельности инвестиций с учетом геополитического риска проекта PI . Формула для расчета принимает вид:

k=N

PIp = ( Z Pk/ (1+f) k) *Рп/(Rs*IC/P„) = PI*Рп 2

k=1

где PI — индекс рентабельности инвестиций с учетом риска;

Pk — доход, генерируемый проектом в k-й год; r — коэффициент дисконтирования; Рп — вероятность реализации инвестиционного проекта Р = 1 — Р ;

* п ип

Рип — величина риска инвестиционного проекта;

IC — разовые инвестиции в проект; Яэ — коэффициент, отражающий относительный уровень расходов на момент установления невозможности реализации или обеспечения прибыльности проекта. Если: PIр > 1, то проект следует принять; PI < 1, то проект следует отвергнуть;

ср

PI р = 1, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

Таким образом, математически обосновано, что индекс рентабельности инвестиций с учетом геополитического (впрочем, как и любого другого) риска прямо пропорционален квадрату вероятности геополитического риска инвестиционной деятельности. Аналогичные формулы могут быть получены и для других методов оценки эффективности инвестиций.

Кредитный риск будем рассматривать как риск невозврата выданных кредитов и инвестированных сумм. Кредитный риск в условиях повышения геополитического риска тоже возрастает. Для повышения обоснованности инвестиционных решений нужно повысить точность оценок рисков.

Для принятия инвестиционных решений практически очень важно, что геополитический

и политический риски носят стратегический характер и должны вычисляться на достаточно продолжительный период времени, равный периоду времени реализации конкретного проекта.

Фундаментальный и специфический риски инвестиционного проекта могут быть оценены с применением известных методов оценки рисков. Методы оценки специфических рисков наиболее разработаны и используются в практике принятия инвестиционных решений. Для оценки таких рисков наиболее часто используют метод индивидуальных оценок, метод средних величин и метод процентов [6].

Для оценки геополитического и политического риска наиболее применим метод индивидуальных оценок. Метод индивидуальных оценок применяется только в отношении рисков, которые невозможно сопоставить со средним типом риска по причине уникальности. Практически этот метод оценки риска может состоять в применении экспертных методов, например метода аналитических экспертных оценок, метода интервью, метода Де-льфи. Для применения метода интервью и метода Дельфи необходимо разработать анкеты для опроса экспертов. Эти анкеты должны отражать как структуру оцениваемого экспертом риска, так и методику его расчета, а также обеспечивать возможность проверки истинности (верификации) полученных оценок. При оценке будем исходить из того, что фундаментальный риск инвестиционного проекта можно представить как сложный многокомпонентный риск, состоящий из следующих элементов:

1) геополитического риска;

2) риска глобальных стихийных бедствий (например, цунами в Юго-Восточной Азии или урагана «Катрина» в Новом Орлеане США);

3) риска глобальных техногенных катастроф (например, аварии на Чернобыльской АЭС).

Можно сказать, что в свою очередь геополитический риск состоит из следующих структурных элементов: риска внешнего завоевания и оккупации государства, риска распада государства под воздействием внутренних факторов (износа основных фондов, нарушения этно-религиозного баланса и др.); риска снижения суверенитета; политического риска, странового риска, который может быть структурирован на риски конвертируемости валюты, трансферта или моратория платежа. Методика анализа и оценки странового риска известна [9].

Что касается методик оценки геополитического и политического риска, то они не разработаны или носят конфиденциальный характер, и объявляются лишь результаты вычислений в виде рейтингов ин-

- 15

вестиционной привлекательности. Вместе с тем в условиях глобализации и либерализации инвестиционной деятельности требуется доступный широкому кругу потенциальных инвесторов методический аппарат анализа инвестиционных рисков.

В рамках системного подхода к оценке геополитического и политического рисков внешнеполитические, внешнеэкономические проблемы должны рассматриваться в их взаимной связи с внутриполитическими и социально-экономическими проблемами.

Риск снижения уровня суверенитета государства может быть признан центральным звеном в оценке геополитического риска инвестиционной деятельности в условиях глобализации. Политическая устойчивость, несомненно, учитывается инвесторами как один из важнейших элементов политического риска.

Итак, ключевым понятием, связанным с понятием геополитического риска инвестиционной деятельности, является понятие суверенитета. Представляется возможным выделить суверенитет политический, экономический, правовой, технологический, продовольственный, культурный и др. Для оценки (например, экспертной) рисков, связанных с названными составляющими суверенитета, необходимо определить их содержание и сущность.

Суверенитет идеологический состоит в способности управляющего слоя суперэтноса сформулировать адекватную условиям его существования идеологию как систему взглядов, практически реализуемую, мотивирующую и привлекательную для решения проблем внешней и внутренней сфер государства [1,с. 87].

Суверенитет политический определяется способностью народа и органов власти принимать внешне- и внутриполитические решения исходя из конкретной ситуации в интересах народа и государства, решения по укреплению геополитического положения государства.

Суверенитет экономический можно определить как способность органов власти принимать экономически выгодные (или не противоречащие) интересам народа и государства решения.

Суверенитет правовой определяется возможностью отстаивать юрисдикцию государства на определенной территории и в определенных вопросах, обеспечивать принятие международных правовых актов и конвенций, отвечающих интересам государства, общества, национальной экономики, а также принимать полезные для страны и общества законы, одновременно при этом не принимать вредные законы и подзакон-

16 -

ные акты. Необходима возможность формирования специальной отрасли права — правового обеспечения суверенитета государства.

Суверенитет технологический состоит в способности государства иметь технологическую базу различных форм собственности и организационно-правовых форм, которая бы обеспечивала возможность доступа для государства к необходимым ему и обществу для существования средств.

Суверенитет продовольственный состоит в способности государства и национальных производителей различных форм собственности самостоятельно (без участия импорта) обеспечить на 80 % продовольствием население страны.

Суверенитет культурный состоит в способности отстаивать, пропагандировать, распространять на другие страны и регионы свои культурные ценности и влияние в сфере культуры.

Оценка геополитического риска в целом и его отдельных составляющих может основываться на исследовании влияющих на него факторов. Для выяснения этих факторов был проведен анализ геополитической истории [10].

В качестве факторов, влияющих на оценку геополитического риска инвестиционного проекта, можно выделить следующие:

• членство в системе коллективной безопасности;

• степень участия в региональном экономическом сотрудничестве;

• значимость и влияние в глобальных специализированных организациях сотрудничества, в том числе во Всемирном банке, МВФ, ВТО и др.;

• военную мощь с учетом степени глобальности ее действия;

• экономические тенденции;

• уровень развития высоких, в частности военных и информационных, технологий;

• рудиментарную глобальную конституционную и юридическую структуру;

• привлекательность идеологии;

• привлекательность национальной культуры и др. На основе приведенных факторов может быть

сформирована анкета для экспертной оценки геополитического риска инвестиционной деятельности в стране, в частности в России. Затем эти данные можно использовать для оценки интегрального риска инвестиционной деятельности в условиях глобализации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, представляется возможным предложить для оценки геополитического и политического рисков некоторые совокупности коэффициентов. Для геополитического риска это могли быть такие коэффициенты:

1) доля жителей страны, принимающих свое время (не желающих жить в другое время) — по некоторым оценкам, в России она составляет 40 %;

2) уровень отношения количества самоубийств к среднемировому (если он больше 1, то это может быть свидетельством признания «беспросветности» существования в конкретном государстве);

3) отношение ежегодного процента роста (снижения) численности населения по отношению к среднемировым цифрам;

4) отношение процента инновационной продукции к среднемировому уровню (или относительно численности населения) и др.

Для оценки уровня политических рисков в государстве можно использовать следующую совокупность коэффициентов:

1) отношение пропавших без вести к такому же параметру в среднем в мире;

2) доля избирателей, не принимающих участия в голосовании и др.

Помимо абсолютных значений этих коэффициентов может рассматриваться и оцениваться их динамика.

Очевидно, что геополитическим риском государства в условиях глобализации необходимо управлять стратегически, т. е. на достаточно длительный период в 20 — 25 лет. Отправной точкой такого управления следует признать анализ источников и оценку влияния структурных элементов риска на его стратегическую интегральную оценку.

Интегральный характер геополитического риска приводит к необходимости исследовать принимаемые государственные решения (например, о приватизации аэропортов или Аэрофлота — естественного рынка сбыта отечественных самолетов), решения крупных транснациональных компаний (например, Аэрофлота о закупке иностранных дальнемагистральных самолетов за рубежом, что грозит России потерей стратегической авиации как компоненты вооруженных сил с соответствующим ухудшением военно-политического положения страны с огромной сухопутной границей), тенденции развития бизнеса (например, отсутствие восстановительных инвестиций, низкий уровень инноваций и вывоз капитала); развитие социальной среды (коэффициент отношения доходов 10 % самых богатых к доходам 10 % самых бедных); состояние этнических отношений (захват при попустительстве местных властей и правоохранительных органов рынков криминальными незаконными мигрантами, лишающий экономику свободы ценообразования, а местное население справедливого

вознаграждения за труд как источника повышения рождаемости); демографических тенденций (сокращение численности населения и «утечка мозгов»); культурной сферы (засилье иностранных произведений, подражание их стилю и т. п.) и других фактов с точки зрения их влияния на геополитическое положение России и тенденции его изменения в условиях глобализации.

Процесс государственного управления геополитическим риском государства должен быть распределен и защищен от эгоистического влияния различных лоббистских групп, включая зарубежные. Вместе с тем во избежание ситуации безответственности и конфликтов различных ведомств этот процесс должен быть координируем (например, Советом безопасности РФ) и подконтролен представительным органам власти (например, Комитету по безопасности Госдумы РФ). Это может порождать необходимость по-новому посмотреть на распределение функций и ответственности между различными государственными органами, проблему тайны и конфиденциальности в этой сфере с учетом того, что именно тайна и конфиденциальность могут использоваться для усугубления геополитического риска государства. В результате, потребуется закрепление изменений в распределении функций, сферы действия государственной тайны в соответствующих нормативных актах и положениях. Работа государственного координирующего и контролирующего органов может основываться на принципах:

• системности, который подразумевает необходимость изучения и учета влияния разнородных факторов на геополитический риск государства;

• гласности, состоящего в обязанности органов государственной власти и хозяйствующих субъектов информировать общественность в средствах массовой информации о событиях, фактах и тенденциях, влияющих на изменение оценки геополитического риска государства;

• адекватного реагирования, предполагающий выработку корректирующих воздействий соответствующих по интенсивности и эффективности последствий значимости и опасности решаемой проблемы;

• работы в реальном масштабе времени, т. е. реакция и воздействия на геополитический риск должны осуществляться достаточно быстро, чтобы влиять на протекающие процессы, не допустить выхода процесса из-под контроля и т. п.

В заключение подчеркнем исключительную важность предложенных в статье коэффициентов

- 17

для оценки уровня геополитического и политического риска. Также выявлены факторы, влияющие на оценку геополитического риска инвестиционной деятельности, предложены принципы управления геополитическим риском.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глущенко В. В. Риски инновационной и инвестиционной деятельности в условиях глобализации. — г. Железнодорожный, М. О., ООО НПЦ «Крылья», 2006. — 230 с.

2. Игошин Н. В. Инвестиции. Организация управления и финансирование. Уч. для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 542 с.

3. Глущенко В. В. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: системно-управленческий подход — г. Железнодорожный, М. О., ТОО НПЦ «Крылья», 1999. —336 с.

4. Москвин В. А. Управление рисками при реализации инвестиционных проектов. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 352 с.

5. Кныш М. Ю, Перекатов Б. А., Тютиков Ю. П. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности: Учеб. пособие/КнышМ. Ю., Перекатов Б. А., Тютиков Ю. П. — СПб.: Изд. дом «Бизнес-Пресса», 1998. — 315с.

6. Глущенко В. В. Управление рисками. Страхование. — г. Железнодорожный, М. О.: ТОО НПЦ «Крылья», 1999. —336 с.

7. Сапожникова Н. Т. Процесс глобализации и международные монополии / Современная теория глобализации: экономические очерки. — М.: ГУУ,

2002. С. 63 - 75.

8. Цены и ценообразование: Учебник /И. К. Салимжанов, О. В. Португалова, В. Е. Новиков и др. ; Под ред. И. К. Салимжанова. — М. :ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 360 с.

9. Севрук В. Т. Банковские риски. — М. : «Дело Лтд», 1995. — 72 с.

10. З. Бжезинский. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. — М. — Международные отношения,

2003.-250 с.

Реклама в журналах Издательского дома «Финансы и кредит»

Мы гарантируем Вам:

S оперативное размещение S Гибкую систему скидок S индивидуальный подход S особые условия для рекламных агентств. Ваши выгоды очевидны, потому что у нас: S самые низкие цены

S Широкая профессиональная аудитория по всей территории россии и сНГ S оперативная публикация рекламы осуществляется в необходимые Вам сроки S Высокая эффективность рекламы проверена временем.

Реклама в наших журналах — прямой путь к конечному потребителю.

Тел./факс: (495) 621-69-49, http: www.financepress.ru

(495) 621-91-90 E-mail: [email protected]

(495)621-72-79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.