А.В. МАРКОВ
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
Успешное развитие региона на современном этапе, по мнению одного из основоположников стратегического менеджмента И. Ансоффа, будет определяться тем, насколько он способен отказаться от привычного, обращенного на традиционные рынки и виды продукции, взгляда вовнутрь в пользу взгляда во внешний мир будущих тенденций, опасностей и новых возможностей [1].
Изменения, которые произошли в экономике и общественной жизни России, в еще большей мере требуют от руководителей всех уровней умения видеть перспективы, принимать стратегические решения и оценивать долгосрочные последствия этих решений с участием консультантов и экспертов, реализовывать предпринимательские идеи. У подавляющего большинства энергетических предприятий нет ни практического опыта в организации решения стратегических проблем, ни осознания своей ответственности за последствия принимаемых решений. Переходный период в российской экономике характеризуется, скорее, накоплением опыта выживания, адаптации к экстремальным условиям, нежели развитием способностей принятия стратегических решений по обеспечению долговременного социально-экономического успеха. В то же время переход к устойчивому развитию невозможен без становления на энергетических предприятиях систем эффективного стратегического менеджмента.
Министерством топлива и энергетики Российской Федерации с участием ряда министерств и ведомств, институтов Академии наук России разработана Энергетическая стратегия России, в которой определены направления и этапы развития энергетического комплекса страны, приоритеты и средства структурной, региональной перестройки [3].
В энергетической стратегии России важную роль играют проблемы региональной энергетической политики. Процессы перестройки экономики имеют значительную специфику для различных регионов, определяемую особенностями их экономического потенциала, структурой промышленного и топливно-энергетического комплексов (ТЭК), климатическими и географическими факторами. Связь макроэкономических показателей ТЭК и эффективности функционирования экономики требует при разработке направлений развития энергетики применения системного анализа, выявления наиболее существенных связей ТЭК с внешней и внутренней экономической, политической и социальной средой регионов. Их энергетические стратегии должны иметь комплексный характер, определять направления совершенствования энергетической базы на основании существующей и прогнозируемой потребности в топливно-энергетических ресурсах, учитывать экономические и правовые аспекты взаимодействия производителей и потребителей энергии, технологические, социальные, экологические факторы.
Важную роль играют задачи совершенствования законодательства и разработки нормативных актов, учитывающих региональную специфику и регулирующих взаимоотношения субъектов энергетического рынка с потребителями топливно-энергетических ресурсов, органами управления и общественностью. На сегодняшний день отсутствует полноценная законодательная база, устанавливающая четкие правила взаимодействия регионов и государства как внутри энергетической отрасли, так и с потребителями энергии и органами государственного управления. Федеральная и региональная энергетическая по-
литика фактически основывается на имущественном управлении ТЭК. Слабо ощутима регулирующая роль органов государственного управления.
История России свидетельствует о том, что даже во времена сильного административного контроля за функционированием экономики ни один из планов экономического развития даже на 5 лет не был выполнен по натуральным показателям. Более того, чрезмерная адресация к конкретным пообъектным показателям экономического развития при стратегическом планировании снижает гибкость стратегии по отношению к различным сценариям развития и угрожает кризисными последствиями при возникновении отклонений от заданных показателей, предсказать которые на сегодня невозможно. Вместе с тем в процессе реализации Энергетической стратегии необходимо проведение мониторинга основных показателей функционирования отрасли.
Следует отметить, что практически не уделяется внимания региональным проблемам ТЭК. Не ясны принципы взаимодействия с администрациями с учетом региональной специфики. Не предусматривается компенсация регионам экономического и экологического ущерба за счет действующих на их территории ГЭС и АЭС.
В соответствии с основными положениями Энергетической стратегии России на период до 2020 г., Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики разработало региональную компоненту государственной энергетической политики - «Энергетическая стратегия Чувашской Республики на период до 2020 года» от 30.12.2005 № 349 [2].
В этой стратегии были сформулированы цели, задачи и приоритеты энергетической политики Чувашской Республики на перспективу, рассмотрены основные проблемы развития энергетического комплекса (ЭК) и важнейшие тенденции и прогнозные параметры развития энергетики в увязке с ожидаемым экономическим развитием, намечены основные составляющие региональной энергетической политики. Стратегия уделила значительное внимание оценке состояния и основным проблемам безопасности и эффективности энергетики Чувашской Республики, а также перспективе развития ЭК и его отдельных секторов. В документе также были подробно освещены региональные особенности развития ЭК, научно-техническая и инновационная политика в энергетике, проблемы взаимодействия ЭК со смежными отраслями промышленности. Завершена стратегия разделом, посвященным кадровым сопровождениям реализации Энергетической стратегии Чувашской Республики.
Основной целью стратегии декларировано повышение надежности, устойчивости и эффективности функционирования энергетического комплекса Чувашской Республики, а главной задачей - определение путей достижения качественно нового состояния ЭК и выделение приоритетов развития комплекса, формирование мер и механизмов региональной энергетической политики.
В стратегии слабо выделены первоочередные проблемы, которые необходимо решать для претворения наметок стратегии в жизнь. Среди них на первое место выдвигается проблема устранения высокой степени износа основных фондов, в которых уже устарели от 50 до 75% оборудования - в зависимости от отраслей.
Проблемой номер два для ЭК остаются сохраняющийся в отраслях дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование.
Важнейшая проблема в ЭК - отсутствие конкуренции между взаимозаменяемыми энергоресурсами, в результате чего образуется деформация соотношения цен между ними и структурой спроса, характеризующейся чрезмерной ориентацией на газ и снижением доли угля.
Так, например, РАО «ЕЭС России», обязанное представлять интересы государства, в основном стремится к увеличению собственной прибыли и часто не учитывает экономические интересы регионов. На наш взгляд, реформирование работоспособного электроэнергетического комплекса России проведено поспешно без создания необходимой правовой базы, разграничения прав и ответственности сторон.
Индустриально развитые энергоизбыточные области Поволжья, передав в состав РАО «ЕЭС» экономичные ГЭС, стали энергодефицитными. В результате в этих регионах произошло искусственное завышение тарифов. Отсутствие единого, общего для всех субъектов оптового рынка правил, перекрестное субсидирование одних регионов за счет других привели к тому, что фактически оптовый рынок электрической энергии и мощности в России отсутствует. В связи с этим объективно возникновение противоречий в сфере энергетики между РАО «ЕЭС» и регионами по методам формирования оптового рынка, тарифной и инвестиционной политики. Регионы стремятся к обеспечению действительной возможности свободной конкуренции производителей энергии на энергетическом рынке.
Стратегия развития РАО «ЕЭС» ориентирована только на решение финансовых задач РАО и практически не учитывает необходимость комплексного подхода к стоящим проблемам с учетом общегосударственных экономических, региональных, топливных, социальных факторов, наряду с поставленными целями создания конкурентной среды в сфере генерации и сбыта. Концепция не предусматривает создание равных исходных условий для конкурирующих объектов. Так, ТЭЦ, входящие в АО-энерго, приобретают газ по цене на 25% большей, чем электростанции РАО «ЕЭС».
В то же время ТЭЦ АО-энерго, более экономно используя топливо при комбинированной выработке энергии, имеют более высокие тарифы на отпускаемую электроэнергию, в том числе за счет перехода на пропорциональный метод распределения расхода топлива между электрической и тепловой энергией. В условиях введения жестких лимитов на газ действие перечисленных факторов способствует перерасходу топлива в стране и не отвечает нормальным условиям конкуренции станций РАО и региональных энергосистем.
Участие в оптовом рынке лучших ТЭЦ АО-энерго может привести к негативным экономическим последствиям для энергетической базы субъектов федерации и росту тарифов. Менее экономичные ТЭЦ при предлагаемой реструктуризации должны закрываться, но в большинстве случаев нет возможности покрытия тепловых нагрузок их потребителей. В результате увеличатся расходы региональных бюджетов.
Экстренная реализация модели реформирования РАО «ЕЭС» и региональных АО-энерго на данном этапе нецелесообразна. На первом этапе необходимо создать условия для повышения технического уровня и реконструкции региональных ТЭЦ за счет включения в тарифы инвестиционной составляющей. Это позволит обеспечить значительно меньший рост тарифов по сравнению с реструктуризацией генерирующих мощностей. Введение лимитов на поставку газа определяет необходимость увеличения на ТЭЦ доли комбинированной выработки электроэнергии за счет передачи тепловой нагрузки малоэффективных котельных и ограничения ввода новых газовых котельных. Такие вопросы значительно проще решаются в рамках региональных энергосистем при комплексном взаимодействии с администрациями регионов и муниципальных органов.
С выходом экономики из кризиса неизбежно появление дефицита генерирующих мощностей. Наиболее неблагоприятной при этом окажется энергетическая ситуация энергодефицитных регионов с сильной зависимостью от по-
ступления энергии из сетей РАО. В связи с этим для регионов актуально снижение энергозависимости за счет увеличения выработки собственной электроэнергии путем реализации скрытых потенциальных возможностей существующего оборудования электростанций. Реализация этого пути может создать финансовую основу для дальнейшего внедрения в энергосистемы высокоэффективных газотурбинных и парогазовых технологий.
Таким образом, основными приоритетами долгосрочной региональной политики следует считать:
- снижение энергоемкости внутреннего регионального продукта;
- рост производства и потребления электрической энергии;
- повышение уровня энергетической безопасности;
- взаимодействие в области создания генерирующих мощностей и распределительных сетей с крупными компаниями;
- комплексное использование традиционных и альтернативных энергетических ресурсов - преимущественно в сельской местности;
- вовлечение крупного и малого бизнеса в реализацию проектов повышения энергетической эффективности объектов, развитие конкуренции на рынке энергосбережения.
К числу основных составляющих долгосрочной республиканской энергетической политики стратегия относит развитие внутренних энергетических рынков, формирование рационального энергетического баланса, проведение региональной энергетической политики, социальной, научно-технической и инновационной политики.
Важнейшим принципом обеспечения энергетической безопасности являются гарантированность и надежность энергообеспечения экономики и населения Чувашской Республики, контроль со стороны властей за надежным энергоснабжением объектов, обеспечивающих энергетическую безопасность республики.
При этом разработанный топливно-энергетический баланс (ТЭБ) предусматривает рост поставок природного газа с 87,1 в 2004 г. от общего объема энергоносителей до 91,6% к 2020 г. В то же время увеличится поставка электроэнергии (с 2,5 до 4,5%). Внутреннее потребление с 2004 по 2020 г. возрастет примерно на 26,5%.
В данном случае соотношение составляющей природного газа в общем ТЭБ (91,6 (!) из 100%) показывает зависимость развития ЭК Чувашской Республики от одного вида энергоресурсов. Как известно, природный газ относится к невозобновляемым источникам энергии. Согласно данным Института мировых ресурсов и других международных организаций запасов жидкого ископаемого топлива в России осталось на одно-два поколения, угля и урана - на два-четыре поколения жителей России.
Таким образом, развитие возобновляемой энергетики должно явиться ключевым фактором роста энергетики и устойчивого развития Чувашской Республики и Российской Федерации в целом. Главным инструментом осуществления республиканской политики должен стать комплекс мер тарифного, налогового, антимонопольного регулирования.
Важное место в стратегии отводится проблемам повышения энергетической эффективности. На современном этапе экономика России характеризуется высокой энергоемкостью, в 2-3 раза превышающей удельную энергоемкость экономик развитых стран. Причинами такого положения кроме более суровых климатических условий и территориального фактора являются сформировавшаяся в течение длительного периода структура промышленного производства и нарастающая технологическая отсталость энергетических отраслей промышленности и
жилищно-коммунального хозяйства, а также недооценка стоимости энергоресурсов, прежде всего газа, не стимулирующая энергосбережение.
Поэтому целью политики должно стать жесткое и безусловное достижение намеченных ориентиров роста энергоэффективности с использованием широкого спектра регулирующих и стимулирующих мер, обеспечивающих структурную перестройку экономики в пользу малоэнергоемких обрабатывающих отраслей и сферы услуг, а также реализацию потенциала технологического энергосбережения.
Для широкого внедрения энергосбережения необходимо ускоренное развитие его научно-технической базы. Без развития этой сферы внедрение наукоемких и энергосберегающих технологий невозможно. Переход от прямой финансовой помощи государства к системе реализации эффективных бизнес-проектов, страхования коммерческих и некоммерческих рисков повысит экономическую заинтересованность организаций науки.
Вместе с тем научные разработки и производство энергосберегающей техники еще не гарантируют их широкого внедрения.
Необходимо принять меры по повышению эффективности использования энергоресурсов для внедрения энергосберегающих технологий в производстве.
Сдерживание развития энергоемких отраслей и интенсификация энергосбережения позволят при росте экономики за 20 лет в 2,3-3,3 раза ограничиться ростом потребления энергии в 1,25-1,4 раза и электроэнергии - в 1,35-1,5 раза.
Республиканская инвестиционная политика в ЭК, согласно положениям стратегии, будет предусматривать решение двух задач: наращивание объема инвестиций и изменение их структуры.
Мерами государственной поддержки инвестиций в ЭК должны быть: улучшение предпринимательского климата, создание ясных, прозрачных и стабильных правил экономической деятельности компаний; совершенствование амортизационной политики и государственного тарифного регулирования в сфере естественных монополий; устранение необоснованных административных барьеров; развитие лизинговых отношений.
Согласно Энергетической стратегии России государственная поддержка будет различаться в зависимости от отраслевой специфики, однако приоритетным инструментом будут экономические мотивации частных инвестиций. Прямая поддержка в виде финансирования из бюджетов всех уровней будет ограничена проектами, имеющими стратегическое значение или высокую социальную значимость, и будет осуществляться посредством программно-целевых механизмов.
Несмотря на ограничения прямого бюджетного финансирования, государственная поддержка инвестиций в ЭК не будет предусматривать отказа от инвестиций, осуществляемых под контролем государства. В частности, инвестиционные программы развития единой национальной электрической сети (осуществляемые федеральной сетевой компанией), системы магистральных газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов будут рассматриваться и утверждаться правительством и финансироваться за счет собственных средств организаций и привлеченных средств инвесторов при обеспечении регулируемыми тарифами на услуги соответствующих организаций, экономически обоснованной доходности инвестированного капитала и при выполнении принципов политики бюджетной эффективности энергетики.
Стратегия Чувашской Республики уделяет мало внимания решению экологических проблем. ЭК является одним из крупнейших источников загрязнения окружающей природной среды. На его долю приходится 48% выбросов вредных веществ в атмосферу, 23% сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, 22% образования вредных отходов от общепромыш-
ленных объемов, а также до 70% выбросов парниковых газов. Несмотря на устойчивую тенденцию к сокращению объемов выбросов загрязненных веществ в атмосферу, электроэнергетика по этому показателю занимает первое место среди отраслей промышленности (25%). В связи с этим целью республиканской политики в области экологии должны стать последовательное ограничение нагрузки ЭК на окружающую среду, приближение к европейским экологическим нормам.
Целью республиканской политики в сфере развития внутреннего рынка топливно-энергетических ресурсов должно явиться устойчивое удовлетворение спроса на ресурсы высокого качества по стабильным и приемлемым для потребителей ценам на основе создания и развития прозрачных энергетических рынков с высоким уровнем конкуренции и справедливыми принципами организации торговли.
В области ценовой политики предполагается поэтапная ликвидация диспропорций между ценами основных энергоносителей на основе приближения цен на природный газ к уровню, учитывающему его потребительские и экологические качества и стимулирующему использование альтернативных видов топлива.
В стратегии намечается ряд мер по рационализации топливно-энергетического баланса, в частности:
- продолжение электрификации с ростом потребления электроэнергии в 1,15 раза быстрее общего спроса на энергию за счет повышения электровооруженности труда;
- замедление роста расхода энергоресурсов на централизованное теплоснабжение в 1,07 раза относительно общего энергопотребления в связи с большими возможностями снижения потерь и экономии тепла.
Одной из важнейших задач республиканской социальной политики в энергетике является гарантированное обеспечение энергетическими ресурсами населения, социально значимых и стратегических объектов по доступным ценам.
Сравнительно высокий уровень расходов на энергообеспечение в доходах малообеспеченных слоев населения, недостаточный уровень социальной поддержки реформ обусловливают необходимость проведения активной социальной политики, целью которой является минимизация негативных последствий повышения цен на энергоресурсы для социально незащищенных групп населения.
Таким образом, на основе Энергетической стратегии Чувашской Республики ключевыми задачами энергетической политики регионов следует считать:
- формирование единой стратегии научно-технического и социальноэкономического развития и энергоэффективного функционирования топливноэнергетического комплекса для обеспечения экономики регионов и населения всеми видами качественных энергоресурсов путем разработки и выполнения комплексных программ развития энергоисточников и инженерной инфраструктуры городов и сельских населенных пунктов;
- ориентацию отраслей экономики на энергоэффективный путь развития на основе высокоэффективного оборудования и технологий, обеспечение адекватного роста производства электрической и тепловой энергии в условиях постоянного роста потребления энергоресурсов и ухудшающегося состояния энергетической базы страны;
- разработку механизмов дополнительного стимулирования организаций и учреждений, муниципальных образований и органов исполнительной власти регионов по реализации энергосберегающих мероприятий для создания предпосылок повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов потребителями, оптимизации топливно-энергетического баланса регионов;
- внедрение нетрадиционных источников энергии и организации региональных демонстрационных зон энергоэффективности;
- строгое ограничение принятия в эксплуатацию вновь построенных, реконструированных и вводимых после проведения капитального ремонта жилых домов и объектов социальной сферы без приборов поквартирного учета расхода энергоресурсов, проверки в установленном порядке теплоэнергетических и гидравлических характеристик зданий, а также без устройств утилизации тепла уходящего воздуха, соответствующих нормативным требованиям;
- продолжение работы по проведению мониторинга эффективности потребления топливно-энергетических ресурсов.
Вместе с тем основополагающий документ нельзя назвать полноценным, отвечающим на важнейшие вопросы будущего развития республиканского ЭК. Требуются дополнительные усилия по доработке документа, превращению его в действенный, конструктивный инструмент создания экономического и политического будущего республики.
Литература
1. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. М.: Экономика, 1999. 265 с.
2. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.12.2005 № 349 «Энергетическая стратегия Чувашской Республики на период до 2020 года».
3. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года // Российская бизнес-газета. 2003. 30 сентября, 7 октября.
МАРКОВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ родился в 1979 г. Окончил Чувашский государственный университет. Ассистент кафедры региональной экономики и предпринимательства Чувашского университета. Занимается изучением экономических проблем энергетического сектора. Автор 14 публикаций.