Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ: В ПОИСКАХ НОВОЙ МОДЕЛИ РОСТА'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ: В ПОИСКАХ НОВОЙ МОДЕЛИ РОСТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономический рост / белорусская экономика / социально-экономическое развитие / структурные и институциональные факторы и ограничения / системные противоречия / модель экономического развития / стратегические ориентиры / economic growth / Belarusian economy / socio-economic development / structural and institutional factors and constraints / system contradictions / model of economic development / strategic guidelines
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ: В ПОИСКАХ НОВОЙ МОДЕЛИ РОСТА»

Рожковская Е.А.

к.э.н., доцент, доцент Белорусского государственного экономического университета

E.Rozhkovskaya@mail.ru

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ:

В ПОИСКАХ НОВОЙ МОДЕЛИ РОСТА

Ключевые слова: экономический рост, белорусская экономика, социально-экономическое развитие, структурные и институциональные факторы и ограничения, системные противоречия, модель экономического развития, стратегические ориентиры.

Keywords: economic growth, Belarusian economy, socio-economic development, structural and institutional factors and constraints, system contradictions, model of economic development, strategic guidelines.

В настоящее время белорусская экономика развивается в условиях чрезвычайной турбулентности и значительной степени неопределенности, обусловленных нарастанием проблем институционального и структурного характера, обострением системных противоречий действующей модели развития, резким ухудшением внешне- и внутриполитической ситуации. В результате, несмотря на чрезвычайно благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру в 2021 г., вызванную восстановительным ростом глобальной экономики, по итогам года темп роста ВВП Беларуси составил всего 102,3%, что на фоне прироста мирового ВВП на 5,5%, ВВП Российской Федерации (за январь-ноябрь 2021 г.) -на 4,7%1, свидетельствует о значительном сокращении потенциала роста белорусской экономики и ухудшении возможностей ее развития.

Сложившаяся в стране неблагоприятная социально-экономическая ситуация усугубляется введением западными странами в отношении важнейших секторов национальной экономики масштабных санкционных мер, которые ограничивают не только возможности сбыта отечественной продукции на внешних рынках, предусматривают сокращение поставок импортного технологического оборудования и комплектующих, но и предполагают фактически закрытие для страны внешних рынков капитала (европейского и американского). Это по сути означает резкое сужение возможностей доступа Беларуси к внешним заимствованиям, которые в условиях сокращения экспортных доходов необходимы для поддержания сложившегося в стране уровня благосостояния, а также для безусловного исполнения государственных обязательств по накопленным ранее долгам. Эти обстоятельства вызывают резкое возрастание рисков долгосрочной стагнации белорусской экономики, поскольку ее экспортно ориентированный характер (доля экспорта в ВВП составляет около 70%) в условиях сжатия внешнего спроса и ограничения внешних финансовых ресурсов обусловливает сокращение внутреннего производства товаров и услуг, уменьшение потребительского и инвестиционного спроса. Согласно прогнозным оценкам международных финансовых организаций, в 2022 г. ожидается спад экономической активности в стране, вызванный негативным влиянием санкционных мер. При этом в среднесрочной перспективе темпы роста ВВП Республики Беларусь вряд ли превысят 101-101,5%2, что в условиях прироста мировой экономики на 3-4% ежегодно, обусловливает нарастание разрыва в уровне экономического развития между республикой и остальным миром.

Вместе с тем ожидаемые низкие темпы роста белорусской экономики являются не только следствием пандемии коронавируса и резкого ухудшения внешнеполитической ситуации. События 2020-2021 годов явились лишь триггером обострения и углубления латентно протекающих в белорусской экономике в последнее десятилетие кризисных процессов, ускоряя их переход в открытую фазу.

Отмечающиеся негативные тенденции вызваны дисфункциями действующей модели развития и системы функционирования национальной экономики, накоплением противоречий и нерешенных внутренних проблем, имеющих фундаментальный характер и ограничивающих возможности роста экономики. К их числу относятся: хронические дисбалансы и макроэкономическая несбалансированность экономики; консервация ее неэффективной отраслевой структуры и нерациональной структуры экспортных поставок; высокая импортоемкость и затратность экономики; несовершенство институциональной среды и недостаточная гибкость экономической системы, неэффективность распределения ресурсов (финансовых, трудовых, материальных) по видам и сферам деятельности; низкое качество и недостаточная результативность системы государственного управления, а также ряд других факторов, в совокупности обусловливающих низкую конкурентоспособность национальной экономики.

1 О текущей ситуации в российской экономике. Октябрь-ноябрь 2021 года / Министерство экономического развития Российской Федерации. - https://www.economy.gov.ru/material/file/b230b42856493d2fDfca9b34cc05bf35/20211229.pdf

2 Global Economic Prospects. A World Bank Group Flagship Report. 2022. - https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/ handle/10986/36519/9781464817601 .pdf; World Economic Outlook / International Monetary Fund. 2021. - https://www.imf.org/en/ Publications/WE0/Issues/2021/10/12/world-economic-outlook-october-2021

Названные негативные процессы активно разворачивались на протяжении последнего десятилетия, что привело к существенному замедлению макроэкономической динамики в Республике Беларусь (таблица 1) и к увеличению отрыва белорусской экономики по уровню благосостояния от развитых стран: так, если в 2010 г. среднедушевой объем ВВП Беларуси по паритету покупательской способности (III 1С) составлял 31,6% американского и 46% европейского, в 2020 г. это соотношение уменьшилось и составило соответственно 30,9 и 42,9%1.

Таблица 1

Среднегодовые темпы роста основных макроэкономических показателей Республики Беларусь

в 2000-2020 гг., %2

Показатель 2000-2010 гг. 2010-2020 гг.

Валовой внутренний продукт 107,4 100,9

Продукция промышленности 108,0 101,6

Продукция сельского хозяйства 104,5 102,1

Реальная заработная плата 112,7 106,8

Реальные денежные доходы населения 111,7 104,3

Розничный товарооборот 115,3 105,9

Инвестиции в основной капитал 115,2 97,8

Экспорт товаров и услуг 105,8 104,0

Импорт товаров и услуг 109,4 102,7

Отмеченное замедление экономической динамики Беларуси и сползание экономики в ловушку низких темпов роста является предсказуемым и закономерным результатом действующей в стране модели социально-экономического развития, основанной на чрезмерном огосударствлении и избыточном вмешательстве государства в экономику, применении преимущественно методов ручного управления экономикой, слабости рыночных механизмов хозяйствования, недостаточной степени развития конкурентных отношений, ограничения равного доступа хозяйствующих субъектов к государственной финансовой поддержке и др. Результатом явилось резкое сокращение инвестиционной активности в стране - за 2010-2020 гг. объем инвестиций в основной капитал сократился в реальном выражении практически на 20%, при этом на долю частных инвестиций приходится лишь треть их совокупного объема. Вследствие сокращения капитальных вложений происходит нарастание экономического и технологического отставания Беларуси от развитых стран: в республике удельный вес высокотехнологичных производств в добавленной стоимости обрабатывающей промышленности составляет чуть более 5%, в то время как в Европе, Японии, США - не менее 10-20%, при этом уровень производительности труда по экономике в целом (ВДС на одного занятого) в Беларуси составляет около 15% уровня Евросоюза и только 60% Российской Федерации. Одновременно отмечается ухудшение финансового состояния предприятий: объем суммарной задолженности организаций увеличился в реальном выражении более чем двукратно, превысив в 2020 г. объем произведенного ВВП, при этом доля убыточных организаций возросла с 5,1% в 2010 г. до 15-20% в 2015-2020 гг.

Очевидно, что развитие белорусской экономики в рамках действующей модели роста непродуктивно и ведет к консервации нерациональной и низкодоходной структуры экономики, накоплению и воспроизводству застарелых проблем и, соответственно, к стагнации экономики. С точки зрения экономической политики основная сложность состоит в том, что преодолеть кризис гораздо проще, чем обеспечить выход из долговременной экономической стагна-ции3. Никакие косметические меры не могут устранить системные противоречия и фундаментальные ограничения действующей модели функционирования белорусской экономики. Решение этих проблем настоятельно требует реализации масштабных системных мер, всеобъемлющего комплекса кардинальных структурных реформ и институциональных преобразований в белорусской экономике, выработки новой модели, механизма и стратегии социально-экономического развития, объективно учитывающей изменение внешних и внутренних факторов и условий, отвечающей национальным интересам и обеспечивающей способность экономики противостоять многочисленным вызовам и угрозам. Стратегия системных преобразований белорусской экономики, основанная на модернизации действующей модели развития, совершенствовании механизмов ее функционирования, должна быть направлена на повышение эффективности и конкурентоспособности экономики, устранение препятствий в осуществлении активной инвестиционной деятельности, опираться на конкурентные преимущества, достигнутые позитивные результаты и имеющиеся заделы в разных секторах экономики, учитывать накопленный опыт государственного управления экономическими процессами в Беларуси и за ее пределами.

Стратегия развития любого государства предполагает разработку и задействование механизмов, направленных на обеспечение динамичного роста экономики, трансформацию ее структуры в пользу отраслей с высокой добавленной стоимостью, решение проблем инновационно-технологического и социального развития и т.д. Коренные различия касаются в основном лишь выбора и реализации системообразующей модели роста экономики, определения базовых основ системы ее функционирования, которые в конечном итоге определяют вектор социально-экономического раз-

1 Database of International Monetary Fund. - https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2021/October/weo-report? c=913,lll ,&s=NGDPRPPPPC,PPPPC,&sy=2010&ey=2020&ssm=0&scsm=1 &scc=0&ssd=1&ssc=0&sic=0&sort=country&ds=.&br=1

2 Рассчитано на основе данных источника: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2021. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/d8c/yr1d8w95a75bhnumml7vbg6jqxyih369.pdf

3 Аганбегян А.Г. Как возобновить социально-экономический рост в России? // Научные труды ВЭО России. - М., 2021. -Т. 222. - С. 164-182.

вития государства. Поэтому при выработке новой/значительного усовершенствования действующей модели развития необходимо концептуально определиться с ее основополагающими стратегическими ориентирами, задающими контур и направленность перспективного экономического развития Республики Беларусь.

Важно иметь при этом в виду, что эффективная реализация стратегии социально-экономического развития Беларуси невозможна без достижения консенсуса среди ключевых макрогрупп - государства, населения и бизнеса - относительно перспектив, возможностей и приоритетов развития экономики. Необходима масштабная работа по согласованию интересов субъектов экономики, что позволит принять единые правила игры в экономике, дать четкий сигнал экономическим агентам относительно направленности структурных и институциональных преобразований, повысить доверие субъектов экономики к проводимой государственной политике. На наш взгляд, к числу принципиально важных вопросов, требующих пересмотра, обсуждения и выработки консолидированного решения относительно контуров перспективной модели развития белорусской экономики, являются следующие.

В первую очередь, это вопрос, касающийся определения степени вмешательства государства в экономику. Разумеется, современные тренды экономического развития, связанные с возрастанием роли государства, и исторически сложившаяся в белорусском обществе приверженность к сильной государственной власти предопределяет значительную степень участия государства в экономике. Однако в настоящее время ее масштабы являются явно избыточными, подавляющими действие и без того слабых рыночных механизмов, сдерживающими экономическую инициативу «снизу» и механизмы мотивации, и требуют тонкой перенастройки системы государственного управления экономическими процессами, замещения прямых методов управления косвенными. Дополнительным аргументом в пользу необходимости снижения прямого государственного участия в экономике является сформировавшийся запрос со стороны общества, связанный с заметным снижением патерналистских ожиданий и увеличением потребности в экономических свободах, игнорирование которого ведет к нарастанию институциональных противоречий и ограничений развития. Так если результаты шестой волны опросов Global Surveys Values (GSV) (2010-2014 гг.) зафиксировали у 23,2% опрошенных ожидания в большей ответственности государства в решении экономических проблем населения, то в рамках седьмой волны опросов (2017-2020 гг.) их демонстрировали только 8,1% белорусов (для сравнения, в России -41,9 и 17,7% соответственно). В рамках седьмой волны опросов большинство опрошенных белорусов (66,7%) высказались за необходимость увеличения собственности частного бизнеса, в то время как в России - 38,2%, Казахстане -48,3%1.

Во-вторых, предстоит четко определиться с тем, с опорой на какой сектор - государственный или частный -будет развиваться белорусская экономика. Следует иметь в виду, что предприятия госсектора в Беларуси являются недостаточно эффективными: расчеты показывают, что выручка на одного занятого на госпредприятиях в 1,5 раза ниже, чем по экономике в целом и в 1,8-1,9 раза ниже, чем на предприятиях с иностранной формой собственности. Это остро ставит вопрос о необходимости реформирования госпредприятий, усиления роли частного сектора. Программа социально экономического развития Республики Беларусь на период до 2025 г. предусматривает увеличение доли малого и среднего бизнеса до 33% ВДС2, однако проводимая политика в отношении развития предпринимательства является непоследовательной, декларируемые в программных документах цели и задачи по увеличению роли частного сектора в экономике в реальности сопровождаются принятием мер, сдерживающих развитие бизнеса и ухудшающих деловой климат (увеличение налогообложения предпринимателей, сокращение перечня нелицензируе-мых видов деятельности и др.). В то же время, как показывает опыт экономических преобразований в России, концентрация предприятий в частном секторе не позволяет решать проблемы стратегического развития. Поэтому необходимо определиться с масштабами развития частного и государственного бизнеса в стране, определить, как и в каком направлении будут развиваться государственные предприятия, как повысить эффективность их функционирования, как обеспечить достойный уровень жизни занятых, высвобождаемых в процессе реформирования предприятий госсектора.

В-третьих, это вопрос, связанный с необходимостью реформирования отношений собственности. Общеизвестно, что на сегодняшний день программа массовой приватизации в Беларуси является незавершенной. В настоящее время на долю предприятий с государственной формой собственности приходится свыше 72% промышленного производства и около 60% инвестиций в основной капитал, а также около 80% просроченной дебиторской и задолженности по кредитам и займам. По оценкам Евразийского банка реконструкции и развития, на долю занятых в организациях госсектора в Беларуси приходится около 46%, в то время как в России - около 15, Казахстане - 19, Польше - 6, Латвии, Литве - 17 - 18%3. На наш взгляд, в Беларуси необходимо активизировать процессы приватизации и формирования критической массы высокоэффективных собственников, заинтересованных в результатах деятельности их предприятий, что способно дать мощный импульс к повышению конкурентоспособности экономики и ее эффективности. Кроме того, приватизация предприятий могла бы стать одним из важнейших источников роста доходов государства, направляемых на развитие и модернизацию экономики.

В-четвертых, это вопрос совершенствования действующей системы государственного планирования и управления экономикой. Не отрицая необходимость и преимущества стратегического планирования, следует отметить, что существующая в республике система планирования и прогнозирования имеет во многом формальный характер, явля-

1 https://www.worldvaluessurvey.org/WVSOnline.jsp

2 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 гг. - https://president.gov.by/bucket/ assets/uploads/documents/2021/292uk.pdf

3 Transition Report 2020-21. European Bank for Reconstruction and Development. - https://www.ebrd.com/news/publications/ transition-report/transition-report-202021.html

ется неэффективной, негибкой и мало соответствует требованиям времени и реальным экономическим условиям1. В настоящее время необходимо усилить индикативный и стратегический характер разрабатываемых программных и прогнозных документов, обеспечить переход от установления и доведения директивных показателей к повышению эффективности мер экономической политики и качества системы управления экономикой, приступить к формированию и реализации концепции «надлежащего государственного управления» («good governance»). Одновременно необходима модернизация подходов в области управления госпредприятиями, совершенствование методов и инструментов корпоративного управления, формирования развитой конкурентной среды, создание условий, способствующих становлению благоприятного делового климата.

В-пятых, реализуемая в настоящее время политика макроэкономической сбалансированности, меры денежно-кредитного регулирования, направленные на обеспечение финансовой устойчивости и ценовой стабильности, а также действующая налоговая политика, демонстрирующая ярко выраженный фискальный характер, не отвечают в полной мере требованиям ускоренного экономического развития. Это требует корректировки подходов к проведению макроэкономической, монетарной и бюджетно-налоговой политики в направлении усиления функций стимулирования роста, инициируя экономическую активность в стране, при одновременном совершенствовании политики распределения, предоставлении равных возможностей доступа субъектов хозяйствования различных форм собственности к ограниченным средствам государственной финансовой поддержки.

В целом, в ближайшее время предстоит дополнительно определиться с широким кругом вопросов относительно перспективного развития белорусской экономики, которые вытекают из сформулированных выше проблем и являются по сути производными от них. Они касаются выработки ключевых отраслевых приоритетов структурной трансформации экономики; будущих моделей социального и инвестиционного развития; перспектив развития финансового рынка, совершенствования налоговой и денежно-кредитной политики. Предстоит также определиться с выбором между стремлением государства к экономической независимости и углублением интеграционных процессов в рамках Союзного государства и ЕАЭС; актуализировать решение вопросов, связанных с расширением экономических свобод и развитием конкурентных отношений; формированием благоприятных условий для инвестирования, в том числе привлечения иностранных стратегических инвесторов и т.д.

Перечисленные вопросы - это только контуры, ориентиры будущей модели развития, однако уже сегодня необходимо определиться с ее общей направленностью и концептуальным содержанием, что позволит в ближайшей перспективе приступить к ее детальной разработке и реализации, консолидировав усилия государства, общества и бизнеса в достижении стратегических целей экономического развития.

1 Рожковская Е.А. Проблемы и направления совершенствования краткосрочного макроэкономического прогнозирования в Республике Беларусь // Научные труды / Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. - М., 2021. - С. 138-166.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.