Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ПОСЛЕВОЕННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ПОСЛЕВОЕННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
Бюджетная децентрализация / энергоэффективность / региональная экономика / эко-инновации / устойчивое развитие.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бородина Оксана Анатольевна

Актуальная внутренняя ситуация в Украине в результате военных действий, разрушенный промышленный потенциал и социальные объекты, значительное количество эвакуированных лиц, требует эффективных, быстрых, с синергетическим эффектом, инструментов послевоенного возрождения экономики. Исследованиями статьи доказывается, что потенциальные угрозы временной потери связи и управляемости территориями, требуют мер бюжетной децентрализации и синхронизации бюджетной политики разных уровней власти. Констатировано, что регуляторные бюджетные механизмы должны оказывать стимулирующий эффект для работы органов власти местного уровня и способствовать эффективному управлению общественными финансами. Приводятся аргументы в пользу рассмотрения энергоменеджмента и энергоэффективности как факторов, обеспечивающих энергетическую безопасность в контексте процессов евроинтеграции Украины, а также, провозглашенного курса на низкоуглеродную экономику, «зеленый переход» и декарбонизацию. Текущее исследование актуализирует имеющиеся ресурсные и инновационные тенденции экологизации национальной и региональных экосистем, в частности, в энергетической отрасли экономики Украины. Определены актуальные предпосылки и факторы экологизации инновационных систем на национальном и региональных уровнях постконфликтных условиях с учетом последних интеграционных изменений в отношениях Украины и мира

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бородина Оксана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ПОСЛЕВОЕННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ»

УДК 338.246.8

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ПОСЛЕВОЕННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ

БОРОДИНА ОКСАНА АНАТОЛЬЕВНА

докторант Институт экономики промышленности НАН Украины, Киев, Украина

Аннотация. Актуальная внутренняя ситуация в Украине в результате военных действий, разрушенный промышленный потенциал и социальные объекты, значительное количество эвакуированных лиц, требует эффективных, быстрых, с синергетическим эффектом, инструментов послевоенного возрождения экономики.

Исследованиями статьи доказывается, что потенциальные угрозы временной потери связи и управляемости территориями, требуют мер бюжетной децентрализации и синхронизации бюджетной политики разных уровней власти. Констатировано, что регуляторные бюджетные механизмы должны оказывать стимулирующий эффект для работы органов власти местного уровня и способствовать эффективному управлению общественными финансами.

Приводятся аргументы в пользу рассмотрения энергоменеджмента и энергоэффективности как факторов, обеспечивающих энергетическую безопасность в контексте процессов евроинтеграции Украины, а также, провозглашенного курса на низкоуглеродную экономику, «зеленый переход» и декарбонизацию. Текущее исследование актуализирует имеющиеся ресурсные и инновационные тенденции экологизации национальной и региональных экосистем, в частности, в энергетической отрасли экономики Украины.

Определены актуальные предпосылки и факторы экологизации инновационных систем на национальном и региональных уровнях постконфликтных условиях с учетом последних интеграционных изменений в отношениях Украины и мира.

Ключевые слова. Бюджетная децентрализация, энергоэффективность, региональная экономика, эко-инновации, устойчивое развитие.

Введение. Ситуаци в Украине, а именно разрушенный промышленный потенциал и социальные объекты, масштабные разрушения государственной и коммунальной собственности, значительное количество внутриперемещенных и эвакуированных лиц требует эффективных, быстрых, с синергетическим эффектом, инструментов послевоенного возрождения экономики. В настоящее время такими драйверами могут стать эффективная адаптированная бюджетная децентрализация и инновационные инструменты управления энергетическим сектором в рамках интеграции в европейскую энергосистему и на основе Индустрии 4.0 и принципы региональной и промышленной Smart-специализации.

Дальнейшее движение в направлении эффективной интеграции в мировую экономическую среду для Украины, имеющую в настоящее время высокую энергоемкость валового внутреннего продукта, должно сопровождаться результативной адаптацией мирового опыта повышения энергоэффективности. Такой инструментарий обеспечит собственную энергобезопасность и использование существующих национальных рычагов развития, в частности, процессы бюджетной децентрализации, которые предоставили финансовые возможности для реализации региональных и местных инициатив, имплементация принципов Индустрии 4.0, эффективные эко-инновации. В то же время, национальный потенциал для обеспечения энергоэффективности остается высоким, но его медленное привлечение обусловлено нормативно-правовым и институциональным несовершенством, инертностью на местах, отсутствием должного уровня отраслевых инвестиций, низкой информированностью населения. Современные тренды экологизации и

энергоэффективности в региональном и местном измерениях должны быть комплексно стимулированы на уровне государства и реализованы на региональном и местных уровнях.

Анализ последних исследований и публикаций. Теоретические, методологические и прикладные аспекты вопросов влияния децентрализации на модернизацию экономики широко рассматривались учеными Институт экономики промышленности НАН Украины А. Амошей, Ю. Залозновой, В. Ляшенко, И. Пидоричевой [1], Ю. Харазишвили, Д. Череватский, А. Лях, М. Солдак [2]. Среди известных ученых, занимающихся проблематикой повышения энергоэффективности в новой модели децентрализованного административно-территориального устройства Украины, можно выделить таких ученых, как Шкарлет С.М., Микитенко В.В [3], Бандура С. И., Дейнеко Л. В., Демешок О.А., Худолей В.Ю.

Провозглашение в декабре 2019 года Европейским Союзом нового стратегического плана Green Deal [4] знаменовало новый этап своего развития, который является существенной трансформацией общественного сознания. Декарбонизация, минимизация углеродных выбросов, переход на альтернативные источники энергии - центральные элементы Green Deal, которые станут базисом для ряда фундаментальных трансформационных переходов, мер по нормативной адаптации, внедрению протекционных механизмов. В качестве политической основы эта европейская программа является ответом на вызовы глобальных климатических проблем, загрязнение окружающей среды и, учитывая инициативы, позиционированием Европейского Союза как мирового лидера.

Согласно закрепленному в Конституции Украины стратегическому курсу на полноценное членство в ЕС, была сформирована Концепция «зеленого» энергетического перехода Украины до 2050 года [5]. В то же время масштабный процесс мировой поддержки Украины в военном конфликте открывает перспективы проведения взвешенных мероприятий по трансформации собственного энергорынка, а также общеэкономической интеграции в ЕС, тем более что национальные интеграционные намерения совпадают с европейскими ресурсними возможностями.

Как один из крупнейших энергетических рынков в Европе, энергорынок Украины остро нуждается в декарбонизации, как направлении обеспечения энергетической безопасности государства. Украинская энергосистема в конце февраля 2022 г. была в тестовом формате отключена от энергосистем Беларуси и РФ и прошла технические мероприятия по ее интеграции в энергосети континентальной Европы ENTSO-E в кратчайшие сроки и согласование нормативных документов [6].

Процесс подготовки к интеграции энергосистемы Украины в энергосистему ЕС проводился в течение 6 лет, имел финансовое подтверждение в размере 700 млн. евро инвестиций [7]. Для Украины открываются возможности для крайне важной в условиях военного времени антикризисной помощи из Европы. Долгожданная мера привлечет интерес инвесторов, Украина может рассчитывать на финансовую помощь европейских партнеров на восстановление разрушенной военными действиями инфраструктуры, и зарубежные партнеры уже заявили о готовности оказать такую помощь, в размере 100 млрд. евро из ЕС и 32,5 млрд. дол. из США[8]. Инвестиционные средства кроме восстановления разрушенной инфраструктуры и объектов критического социального значения следует направить в наиболее рентабельные и экологические производства, которые смогут стать драйверами восстановления послевоенной экономики.

За последние годы в Украине реализовывались несколько программ и стратегий, ориентированных на снижение вредного влияния от хозяйственной деятельности человека на внешнюю среду. Можно выделить проекты экологизации энергетического сектора в контексте объявления Green Deal в ЕС. Среди программных документов экологической направленности можно выделить: Стратегию государственной экологической политики Украины на период до 2030 года, Стратегии экологической безопасности и адаптации к изменению климата на период до 2030 года, региональные природоохранные программы.

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

Эти документы преследуют цель перехода украинской экономики на эколого-ориентированный декарбонизированный путь развития, предусматривающий рациональное использование природных ресурсов. Но, несмотря на значительный ряд усилий государства в этом направлении, качество и скорость экономических преобразований на пути к экологизации неудовлетворительны, что продемонстрировано соответствующими индикаторами. Так, согласно Международному индексу экологической эффективности стран Environmental Perfomance Index (EPI-2020)[9], из 180 государств на основании ранжирования по 32 критериям Украина в 2020 году заняла 60 место. Важное значение в контексте исследования имеет Глобальный инновационный индекс (The Global Innovation Index GII) -2021, сформированный для 131 страны мира, основываясь на 80 показателях наличия ресурсов и результатов инноваций. Украина в этом рейтинге находится на 49-й позиции [10].

GLOBAL INNOVATION INDEX (GII) 2021 rankings

GII rank Economy Score Income Region

Group rank rank

1 Switzerland 65,5 1 1

2 Sweden 63,1 2 2

3 United States of America 61,3 3 1

4 United Kingdom 59,8 4 3

5 Republic of Korea 59,3 5 1

6 Netherlands 58,6 6 4

7 Finland 58,4 7 5

8 Sigapore 57,8 8 2

9 Denmark 57,3 9 6

10 Germany 57,3 10 7

Рис.1. Первая десятка стран согласно GII-2021[10]

То есть корреляция инновационности и экологической эффективности государства бесспорна. В то же время, согласно GII, Украина в 2021 г. улучшила только 3 показателя из 7: креативности, научных знаний, человеческого капитала и исследований.

Бюджетная децентрализация. Существенные трансформации, вызванные военными действиями, а также потенциальные угрозы временной потери связи и управляемости территориями, требуют синхронизации бюджетной политики разных уровней власти. За время, необходимое для переформатирования центральной власти на военный лад, жизнедеятельность страны в большинстве своем поддерживалась именно благодаря самоорганизованности громад. Общины взяли на себя задачи в гуманитарной сфере, принимая беженцев первых дней войны, обеспечивая оборону в системе терробороны. Между тем, эта самоорганизация происходит на собственных ограниченных ресурсах.

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

Главное преимущество общин - максимально полное владение информацией о реальных потребностях обеспечения их надлежащего функционирования, а также об имеющихся и потенциально доступных на их уровне ресурсах - должно быть усилено координацией их действий для обеспечения устойчивости и жизнеспособности страны. Такие функции являются компетенцией центральных органов исполнительной власти, и в настоящее время имеются проблемы в их осуществлении. В то же время, качественная самоорганизация общин должна перерасти в общенациональную сплоченность, а устойчивость общин - стать основой устойчивости государства.

Значительный социальный эффект бюджетная децентрализация приобретет для вынужденных переселенцев и эвакуированных лиц, потому что позволит улучшить помощь для таких семей в общинах, где они оказались. Положительное преимущество бюджетной децентрализации в виде минимизации коррупции, исключение финансового распределения из центра, а в условиях крайней нехватки средств в разрушенной войной инфраструктуре этот аргумент достаточно весомый.

Систематизация актуальних проблем бюджетной децентрализации (БД) и путей их решения приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Пути преодоления актуальных проблем БД в экономике Украины

Проблема Пути решения

Необходимость громад в методической поддержке со стороны центральних органов исполнительной власти Обеспечить открытую помощь - укомплектував официальные сайты профильных Министерств средствами антихакерской защиты, а также специфическую помощь через сетевую коммуникацию - по определению потребностей громад, в т.ч. продовольственной, коммунальной, социальной, бытовой сфер, транспортной логистики, обеспечения сохранности и порядка, внедрения эффективных управленческих моделей.

Построение адекватных дифференцированных рекомендаций для громад, политики финансовой помощи, а в перспективе -послевоенного восстановления На базе профильных Министерств провести классификацию громад (громады с низкими рисками с большим количеством внутри перемещенных лиц, общины с повышенными потенциальными рисками, громады в зонах, приближенных к боевым действиям и т.п.).

Нехватка системных управленческих подходов к обеспечению устойчивости жизнедеятельности общин в зависимости от уровня и типологии рисков Привлечь профильных специалистов в рабочие органы центрального уровня, которые будут осуществлять координацию гуманитарной помощи, вопросы устойчивости секторов экономики. На уровне Министерств и областных администрвций проводить финансовую поддержку общин, в которых существенно выросло население за счет эвакуированных. Разработать средства оперативной компенсации расходов предприятий аграрного бизнеса и фермеров, направленных на поддержку общин и переселенцев, для обеспечения их возможности вовремя начать сезонные полевые работы.

Источник: составлено автором

Восстановление экономики должно быть максимально адаптивным к новым геополитическим и геокультурным реалиям. Учитывая беспрецедентную финансовую помощь наших зарубежных партнеров, можно с высокой вероятностью говорить, что наполнение внебюджетных фондов для украинской экономики вполне возможно.

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

Меры по либерализации, бюджетной децентрализации свидетельствуют, что прямая взаимосвязь, существующая между степенью экономической свободы и темпами экономического развития, безусловна.

Уже сегодня должна формироваться стратегия послевоенного экономического развития Украины, ориентированная на максимальную дерегуляцию и демонополизацию.

А учитывая реалии военного времени, когда разрушениям подвергаются прежде всего большие составы топлива и продовольствия, а также мощные логистические узлы, целесообразно говорить о скорейшем заложении основ своеобразной «москитной экономики» (по аналогии с «москитными» военными стратегиями, когда основные цели на поле боя достигаются прежде всего за счет использования небольших, наемных и сверхмобильных инновационных средств и ресурсов).

Фреймворк 1ндустрии 4.0 - базис для послевоенной трансформации экономики Украины. Неоиндустриальная модернизация должна проводиться на основе повышения удельного веса наукоемкого производства, развития смарт-промышленности и широкого использования во всех сферах новейших информационно-коммуникационных технологий.

Фреймворк (программная платформа) этой концепции содержит (Рис.2):

Quelle: Plattform Industrie 4.0

Рис. 2. Основные составляющие Индустрии 4.0 по оценке АППАУ [11]

Основными структурными элементами Индустрии 4.0 являются:

-экспоненциальный (не линейный) рост инноваций,

- беспрецедентный рост новых технологий и возможностей их использования,

- удешевление управленческих решений и обслуживание систем управления,

-инновационные экосистемы

Приведенные принципы базисны для реновации экономики Украины в послевоенное время, ведь наиболее эффективным способом развития разрушенной экономики будет развитие инновационно-активных регионов и отраслей, которые, в свою очередь, станут драйверами развития связанных территорий и отраслей, обеспечивая при этом синергетический эффект.

По оценкам специалистов, признаками послевоенной Украины будут: функционирование институтов в том числе государственных, наличие квалифицированной рабочей силы, ведь 80% эвакуированный вернутся в страну после «горячей» фазы войны,

фискальный дефицит преимущественно финансируется за счет международной помощи и НБУ, Украина движется к членству в ЕС, часть территорий (преимущественно западная, не претерпела значительных разрушений. То есть, инфраструктурно и экономически, послевоенная Украина будет коррелировать с послевоенной Европой). Следовательно, необходимой считается настоятельная потребность в разработке профильными Министерствами и соответствующими Комитетами Парламента, зарубежными донорскими организациями пошаговой программы реновационной послевоенной трансформации экономики Украины на принципах Индустрии 4.0:

-техническое и технологическое переоборудование предприятий в сторону высокотехнологичных производств и диджитализации,

-технические мероприятия по модернизации логистических систем и обновлению транспортной сети,

-поддержка «цифровой мобильности» промышленности и бизнеса, в том числе перемещенного,

-организация дополнительных транспортных коридоров для ввоза гуманитарной помощи и экспорта,

-мероприятия по организации занятости перемещенных лиц, в том числе программы переквалификации на высокотехнологичные предприятия.

Региональный энергоменеджмент и эко-инновации как драйверы послевоенной трансформации экономики.

Согласно аналитическим исследованиям Global Energy Forecasts, к 2050 году налицо будет мировая тенденция сокращения потребления нефтепродуктов как источника энергии, вместо них же лидирующие позиции займут возобновляемые источники электричества и

EnerGreen(2050)

6 В 7

42

Рис.3. Сценарные тренды мирового энергопотребления по источникам (уголь, газ, нефть,

электричество, биогаз, тепло) [12]

Государственное влияние на региональный менеджмент инновационного развитияв том числе, декарбонизация и «зеленый переход», в регионе имеет существенное значение. При этом государство играет роль фасилитатора на начальных стадиях регионального развития, затем, передавая эти функции в соответствующие институты инновационного развития. При этом государство и органы исполнительной власти в числе стейкхолдеров процессов декарбонизации, а оценка реализуемости и возможных последствий их регулирования требует создания гибридных модельных комплексов, сочетающих в себе моделирование климата, моделирование энергетики и моделирование экономики и инвестиций развитие тех или иных технологий и направлений.

Существуют две группы моделей декарбонизации для разных стейкхолдеров. Первая группа оценивает масштаб климатического воздействия и то, как человечеству к ним приспособиться (сценарии адаптации), а вторая - смотрит, как противостоять изменению

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

зеленая енергетика (Рис.3).

климата (сценарии декарбонизации). При этом каждую группу стейкхолдеров волнуют свои вопросы (Табл.2).

_Таблица 2 - Основные стейкхолдеры процесса декарбонизации_

Стейкхолдер Вопрос, на который отвечает связанный модельный комплекс

Национальные регуляторы и центральные органы исполнительной власти Как и с какой скоростью проводить декарбонизацию экономики максимально эффективно для страны.

Регуляторы на международном уровне Как и когда большинство стран мира смогут достичь целей Парижского соглашения [13]

Финансовый сектор Каковы возможные последствия полного прекращения финансирования углесодержащих проектов

Бизнес-сообщество Как максимально эффективно декарбонизировать компанию? Как адаптировать реальные активы компании к изменениям климата?

Национальные климатические организации и климатические активисты Какие возможны последствия для мира в случае непринятия митигации (попыток противодействия) изменениям климата

Население Как методы декарбонизации/адаптации повлияют на доходы, здоровье и уровень жизни населения?

Источник: составлено автором

Подходы к моделированию разных секторов экономики универсальны, но из-за фокусировки исследования на вопросах энергетического комплекса, рассмотрим модельные инструментарии, ориентированные на энергетический комплекс. Такие модели можно разделить на две большие категории: сверху-вниз (нисходящие) и снизу-вверх (восходящие), а также интегрированные связанные модели (Таблица 3).

Таблица 3 - Преимущества и недостатки моделей декарбонизации

Тип модели декарбонизации Функциональные и структурные особенности Недостатки

Нисходящие модели Употребляются экономистами и органами государственного управления. Ориентированы на агрегирование макроэкономических секторов. Характеризуются упрощенным представлением компонентов и не подходят для определения отраслевой политики. Их область применения -оценка влияния энергетической и климатической политики на социально-экономические сектора, такие как социальный рост, общественное благополучие, занятость и т. д. -нисходящим моделям не хватает технологических деталей, они ограничиваются моделированием инструментов финансовой политики, - имеют методологические ограничения. Параметры эластичности и повышения эффективности в нисходящих моделях оцениваются на основе эмпирических данных.

Восходящие модели Восходящий подход заключается в разработке инженерных моделей с подробным описанием технологических аспектов энергетической системы и того, -традиционные восходящие модели описывают технологии, но не реалистично отражают

как она может развиваться в будущем, что позволяет определять отраслевую политику.

экономические решения,

принимаемые предприятиями

и потребителями при выборе технологий, и не отражают потенциальных обратных связей макроэкономического равновесия

Источник: составлено автором

Следует подчеркнуть, что перечень интегрированных моделей декарбонизации, применяемых в настоящее время в странах ЕС в энергетических отраслях, содержит ряд таких образцов, как: PRIMES, GAINS, GLOBIOM-G4M, PROMETHEUS, CAPRI, POLES и т.д. Приведенные комплексные модели имеют разнообразное целевое направление в методологии, временных горизонтах, секторальном охвате и входных данных. Анализ возможного применения моделей декарбонизации экономики Украины в прогнозируемый послевоенный период развития позволяет констатировать необходимость интегрированного подхода и применения гибридных моделей. Ведь модели жесткой связки будут плохо подходить для моделирования на кризисных и форс-мажорных условиях, каковы условия восстановления экономики, разрушенной военными действиями.

В последние годы в Украине начата реализация такой модели регионального развития, как справедливая трансформация. Согласно Концепции Государственной целевой программы справедливой трансформации угольных регионов Украины на период до 2030 года, одобренной Постановлением Кабинета Министров Украины от 22.09.2021 г. № 1024, понятие «справедливая трансформация» трактуется как «модель развития региона, предусматривающая достойную жизнь и достаточный заработок всем жителям, в том числе работникам, на которых повлияет процесс отказа от ископаемого топлива (ликвидация производственных мощностей, закрытие угледобывающих предприятий и т.п.)»[14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В контексте приведенного для Украины критически первоочередными мерами является формирование национального Green Deal. Национальной особенностью в этой сфере является экологически вредная угольная энергетика. Однако уменьшение доли угольной энергетики должно происходить постепенно на основе формирования соответствующей альтернативы такого вида экономической деятельности, используя опыт Китая, Чехии, Германии, Польши относительно диверсификации в отрасли. Мировые примеры гармонической трансформации угольных регионов демонстрируют стратегическое течение событий и существенное влияние на экономику стран. Поэтому для Украины, которая находится в новом для себя процессе трансформации угольной отрасли, следует отражать и корректировать эти процессы в национальном Green Deal.

Ситуация в Украине требует первоочередных действий на самых высоких ступенях власти. Так, Правительством Украины провозглашено создание четырех фондов возрождения - соответственно восстановления имущества и инфраструктуры, трансформации экономики, обслуживания и погашения долга, поддержки пострадавшего бизнеса [15]. Предлагаемые Фонды объединяют две тенденции - национальную по получению средств для развития через соответствующий государственный институт, и европейскую - получение финансирования путем соответствующего Фонда.

Возобновляемая энергетика как новая технология требует для внедрения соответствующих механизмов поддержки: политических, законодательных, экономических. Модели, представленные в исследовании, с помощью аппарата математической логики, можно интерпретировать следующим образом: с целью достижения целей разработки механизмов внедрения возобновляемой энергетики на региональном и местном уровнях (Development of mechanisms for the implementation of renewable energy at the regional and local

levels), следует поэтапно реализовать прикладный комплекс из десяти организационно-экономических, фискальных, институциональных и нормативно-правовых мер (табл.4).

Таблица 4 - Соответствие мер механизмов поддержания возобновляемой энергетики и _их формализованного представления_

Наименование мероприятия Сушность мероприятия Формализованный вид в формуле (1)

Adoption of laws regulating the conditions for access to energy systems for installations on renewable energy sources (RES) Принятие законов, регламентирующих условия доступа к энергосистемам Для перехода на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) Lawen

Establishment of special guaranteed tariffs for the purchase of electricity produced from RES, as well as obligations for energy networks to purchase this electricity Установление специальных гарантированных тарифов на покупку производимой от ВИЭ электроэнергии, а также, обязательств для эренгосетей покупать эту энергию Estar

Establishment of a mandatory share of electricity produced from RES in the balance of electricity sold by power grids Установление обязательной доли электроэнергии, произведенной от ВИЭ в балансе продаж электроэнергии электросетей g^mand

Financing of research activities leading to a reduction in the cost of renewable energy Финансирование научно-исследовательских мер, которые приведут к снижению стоимости ВИЭ Finres

Establishment of state and other institutions to promote renewable energy and implement special programs and demonstrate projects Создание государственных учреждений для пропаганды ВИЭ, реализация специальных проектов gçState

Preferential loans for the purchase of renewable energy equipment and partial return on investment for consumers Льготные ссуды на приобретение оборудования ВИЭ и частичный возврат инвестиций для потребителей Loanspref

Наименование мероприятия Сушность мероприятия Формализованный вид в формуле (1)

Accelerated depreciation of RES equipment Ускоренная амортизация оборудования для ВИЭ Depac

Organization of public support and the introduction of voluntary forms of support, such as the purchase of Green Energy by consumers, as well as the transparency of information on the share of clean electricity in the balance of energy networks Организация общественной поддержки и внедрение добровольных форм поддержки, таких как покупка потребителями «Зеленой энергии», а также прозрачность информации о доле экологически чистой электроэнергии в балансе энергосетей Pubsup

Subsidizing investments in renewable energy Субсидирование инвестиций в ВИЭ jnvsub

Tax exemption and reduction of tax rates Освобождение от уплаты налогов и понижение ставок налогов Taxex

Указанные меры относятся к множеству методов эффективного стимулирования притока инвестиций к возобновляемой зеленой энергетике (Methods of effective stimulation of investment inflow to renewable green energy). В таком случае, формализация концептуально-

аналитической модели комплексной поддержки механизмов внедрения возобновляемой энергетики, имеет следующий вид, приведенный в формуле:

0ергепепегду ^ еп у Е^аг у Е5тапй у рыгез у Е5з1Ме у 10ап5рге/ у 0ерас у

РиЬ5ир и 1прзиЬиТахех } ЕМЕТНОО°геепепегау (1)

Где 06ргепепегду - достижение целей разработки механизмов внедрения возобновляемой энергетики на региональном и местном уровнях,

МЕТНОйвгеепепегву - множество методов эффективного стимулирования притока инвестиций к возобновляемой зеленой энергетике.

Следует отметить, что некоторые меры стимулирования механизмов возобновляемой энергетики уже начали свое внедрение в реальных условиях в Украине. Так, например, объявленное начало налоговой реформы, безусловно, будет способствовать эффективной реализации предлагаемой концептуально-аналитической модели. Присоединение украинской энергосистемы к европейской системе ENTSO-Е позволит в военное время обезопасить стабильную работу украинской энергосистемы, а в послевоенное время - развитие генерации и энергоинвестиций.

Выводы. Итак, подытоживая результаты исследования, отметим, что европейский опыт социально-экономического развития демонстрирует системный и комплексный подход, включая сверхсовременные меры по достижению климато-нейтральной Европы. События последнего времени: рассмотрение заявки Украины к вступлению в ЕС по ускоренной процедуре, развитие Украины после военного конфликта требует нестандартных решений по усовершенствованию регулирования энергетической безопасности и природопользования.

Экологическая цель достижения углеродно-нейтрального уровня экономики, декарбонизация энергетически-интенсивных отраслей, предполагает внедрение максимально взвешенных и эффективных подходов к координации финансовых инвестиций в соответствующие сегменты, формирование правовых и регуляторных основ, использование имеющегося ресурсного потенциала и интеграционных перспектив, фасилитации государством экологических программ. Например, обусловленный декарбонизацией «зеленый» переход к альтернативным источникам энергии может привести к значительным финансовым последствиям для домохозяйств.

При этом, учитывая характерные для Украины правовые и инфраструктурные предпосылки, а именно: социальный и экономический вес угольной отрасли; сравнительную дешевизну и значительный удельный вес атомной энергии; препятствия и недостатки для децентрализации рынка электроэнергии; отрицательные тренды развития возобновляемой энергетики; асимметрию в распределении энергетических ресурсов на региональном уровне; первоначальное положение в развитии движения энергетической кооперации, но и мощный аграрный сектор как базис для развития биоэнергетики можно констатировать имеющийся ресурсный потенциал для создания синергетического импакта в различных отраслях экономики Украины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Amosha, O.; Zaloznova, Yu.; Ivanov, S.; Liashenko, V.; Pidorycheva, I. (2021). Innovatsiine Prydniprovia: hra na vyperedzhennia. Kiyv: Institute of Industrial Economics, 2021, рр. 108-202.

2. Cherevatskyi, D.; Soldak, M.; Liakh, O., Zaloznova, Yu. (2020). Tsyrkuliarna smart-spetsializatsiia staropromyslovykh shakhtarskykh rehioniv Ukrainy. Kiyv: Institute of Industrial Economics, рр. 20-48.

3. Mykytenko, V. (2013). Cil'ovi funkcionali strateguvannya ta formuvannya strategiï upravlinnya zabezpechennyam energoefektivnosti funkcionuvannya promislovosti. Ekonomika prirodokoristuvannya i ohoroni dovkillya, pp. 41 - 48.

4. European Comission. A European Green Deal. Available online: https://ec.europa.eu/info/strategy/priorities-2019-2024/european-green-deal_en (accessed on 15 Avril 2022).

5. Ministry of Environmental Protection and Natural Resources. Kontseptsiia «zelenoho» enerhetychnoho perekhodu Ukrainy do 2050 roku. Available online: https://mepr.gov.ua/news/34424.html (accessed on 15 Avril 2022).

6. Cabinet of Ministers of Ukraine. Available online: https://www.kmu.gov.ua/news/polshcha-pidtrimuye-ukrayinu-v-konteksti-yaknajshvidshoyi-sinhronizaciyi-ukrayinskoyi-energosistemi-z-entso-e (accessed on 15 Avril 2022).

7. Interfaks - Ukraina. Pidtrymka YeS nadzvychainoi synkhronizatsii enerhosystemy Ukrainy z ENTSO-E stane istorychnym rishenniam. Available online: https://ua.interfax.com.ua/news/general/804185.html (accessed on 15 Avril 2022).

8. The Washington Post. Biden administration requests $32.5 billion in Ukraine aid and coronavirus funds. Available online: https://www.washingtonpost.com/world/2022/03/03/russia-ukraine-war-putin-news/#link-HRAPLUUIN5BHNIOMUNDOXZQEL4 (accessed on 15 Avril 2022).

9. Environmental Perfomance Index (EPI-2020), Available online: https://epi.yale.edu/epi-results/2020/component/epi (accessed on 15 Avril 2022).

10. The Global Innovation Index GII, Available online: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2021.pdf (accessed on 15 Avril 2022).

11. Индустрия 4.0. Available online: https://appau.org.ua/publications/industriya-4-0-shho-tse-take-ta-navishho-tse-ukrayini/ (accessed on 15 Avril 2022).

12. Global Energy Forecasts: EnerFuture. URL: https://www.enerdata.net/research/forecast-enerfuture.html (accessed on 15 Avril 2022).

13. United Nation Climate Change. The Paris Agreement - Publication. Available online: https://unfccc.int/documents/184656 (accessed on 15 Avril 2022).

14. The Verkhovna Rada Of Ukraine. Pro skhvalennia Kontseptsii Derzhavnoi tsilovoi prohramy spravedlyvoi transformatsii vuhilnykh rehioniv Ukrainy na period do 2030 roku. Available online: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1024-2021 -%D0%BF#Text (accessed on 15 Avril 2022).

15. UNIAN. Available online: https://www.unian.ua/economics/finance/uryad-stvoryuye-chotiri-fondi-vidnovlennya-ukrajini-shmigal-novini-ukrajina-11727847.html (accessed on 15 Avril 2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.