Научная статья на тему 'Стратегические направления развития туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации на современном этапе'

Стратегические направления развития туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
412
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ТУРИСТСКАЯ СРЕДА / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ГОСТИНИЧНАЯ БАЗА / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ВИДЫ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белозерова Юлия Михайловна

Статья раскрывает вопросы современных задач стратегического управления индустрией туризма в Российской Федерации. Автор приводит обоснование возможных путей и методов развития туризма. В статье раскрываются стратегические ориентиры, которые могут способствовать успеху российского туризма. Материалы статьи могут быть полезны для разработки стратегии развития туризма в Российской Феде-рации до2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления развития туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации на современном этапе»

деление прав на объекты, а также социальный эффект от их функционирования напрямую зависят от качества управления, что, соответственно, требует высокопрофессионального управления.

При этом при управлении недвижимостью необходимо учитывать местоположение объектов, их техническое состояние, состав прав, возможности их использования и получения дохода, ликвидность, ситуацию на рынке недвижимости на местном уровне (возможность изменения окружения, появления конкурирующих объектов и пр.), общие тенденции рынка недвижимости и т.д. - то есть весь набор выше названных особенностей. Таким образом, можно утверждать, что вышеперечисленные свойства недвижимости в совокупности составляют ее особенности как объекта управления.

Библиографический список

1. Асаул А.Н. Экономика недвижимости: учебник для вузов / А.Н. Асаул, С.Н. Иванов, М.К. Ста-ровойтов. - 3-е изд., испр. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2009. - 304 с.

2. Бедин Б.М. Управление муниципальными территориями и имуществом: учеб. пособ. / Б.М. Бе-дин. - Иркутск: БГУЭП, 2006. - 208 с.

3. Горемыкин В.А. Экономика недвижимости: учебник / В.А. Горемыкин. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2011. - 833 с.

4. Кензина Е.Ю. Проблемы развития первичного рынка коммерческой недвижимости / Е.Ю. Кен-зина, Г.В. Хомкалов. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. - 165 с.

5. Крутик А.Б. Экономика недвижимости / А.Б. Крутик, М.А. Горенбургов, Ю.М. Горенбургов. -СПб.: Лань, 2000. - 480 с.

6. Маховикова Г.А. Экономика недвижимости: учеб. пособ. / Г.А. Маховикова, Т.Г. Касьяненко. -М.: КНОРУС, 2009. - 304 с.

7. Озеров Е.С. Экономический анализ и оценка недвижимости / Е.С. Озеров. - СПб.: МКС, 2007.

8. Панкратьева Е.А. Оценка недвижимости: учеб. пособ. / Е.А. Панкратьева, Б.М. Бедин, Л. Пенко. - Иркутск: БГУЭП, 2009. - 201 с.

9. Севостьянов А.В. Экономика недвижимости: учеб. пособ. / А.В. Севостьянов, Г.Ю. Каллаур, Е.Б. Шевцова. - М.: Рос. экон. акад., 2008. - 224 с.

10. Смагин В.Н. Экономика недвижимости: учебное пособие / В.Н. Смагин, В. А. Киселева. - М.: ЭКСМО, 2007. - 240 с.

11. Тарасевич Е.И. Экономика недвижимости: учебник / Е.И. Тарасевич. - СПб.: МКС, 2007.

12. Управление недвижимостью: учебник / под ред. С.Н. Максимова. - М.: Дело, 2008 - 432 с.

13. Федотова М.А. Девелопмент в недвижимости: монография / М.А. Федотова, Т.В. Тазихина, А.А. Бакулина. - М.: КНОРУС, 2010. - 264 с.

Ю.М. Белозерова

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация: статья раскрывает вопросы современных задач стратегического управления индустрией туризма в Российской Федерации. Автор приводит обоснование возможных путей и методов развития туризма. В статье раскрываются стратегические ориентиры, которые могут способствовать успеху российского туризма. Материалы ста-

© Белозерова Ю.М., 2013

тьи могут быть полезны для разработки стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2020 года.

Ключевые слова: стратегия развития туризма, информационная туристская среда, транспортная инфраструктура, гостиничная база, перспективные виды туризма

По состоянию на 2012 год в России насчитывается 1282 санатория и пансионата с лечением общей вместимостью 342 тыс. койко-мест. Сократилось количество домов отдыха с 140 в 2011 году до 102, баз отдыха, кемпингов и других организация отдыха с 1636 до 1600 в 2012 году, при этом их вместимость уменьшилась всего на 1 тысячу мест и составила 194 тыс. мест. Число гостиниц и аналогичных средств размещения в стране в 2012 году выросло на 6,8 % и составило 8406 единиц общей вместимостью 585 тыс. мест. Также на 19,7 % в 2012 году выросло число туристских баз, при этом незначительно (6 %) возрос показатель вместимости и сегодня составляет 17 тыс. мест [1].

В части других показателей туристской инфраструктуры можно отметить существенное увеличение протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием с 665 (2011 г.) до 728 тыс. км (2012 г.). Оборот предприятий общественного питания ежегодно прирастает на 6 %, в 2012 году он достиг цифры 1013,6 млрд руб.

Всего в Российской Федерации насчитывается 74 361,967 тыс. музеев [1]. Число посещений музеев, резко снизившееся в 2009 году, ежегодно увеличивается умеренными темпами примерно на 4 % в год. Общее число музеев в стране также растет на 4-5 единиц в год. При этом максимальное количество сотрудников музеев и экскурсоводов отмечается в Москве (4142 чел.) и Санкт-Петербурге (3917 чел.). Необходимо отметить, что темпы роста и абсолютные показатели индивидуальных посещений превышают показатели экскурсионных групп. Это говорит о том, что музеям во многом следует ориентироваться на индивидуальных посетителей, развивая интерактивный компонент экспозиции. С другой стороны, это показывает имеющийся потенциал роста экскурсионного обслуживания. Анализ показателей туристской инфраструктуры регионов Российской Федерации за период с 2010 по первую половину 2013 г. позволил выявить следующие тенденции. Показатели развития туризма (количество прибытий, число ночевок, количество объектов туристской инфраструктуры) растет практически повсеместно, во многом этому способствует активная работа органов исполнительной власти в сфере туризма на местах. Номерной фонд растет ежегодно, улучшается ситуация с дорогами и оборудованием стоянок. Активно ведется работа по реализации инвестиционных проектов в объекты туристской инфраструктуры, для чего используется механизм частно-государственного партнерства. Практически в каждом субъекте Российской Федерации разработаны и действуют несколько программных документов, обозначающих планы по развитию туризма на 3-5 лет вперед. В большинстве регионов разработаны отдельные долгосрочные целевые программы для муниципальных образований. Дальний горизонт планирования составляет 2016-2020 гг. В содержание всех программных документов входят меры по совершенствованию туристской инфраструктуры, заложены планы реализации инвестиционных проектов [5].

Туризм пока занимает небольшую долю внутреннего регионального продукта. В ту-ристско-ориентированных регионах этот показатель достигает 14,9 % (Краснодарский край), 9 % (Владимирская область), 3,5 % (Ставропольский край). Но в большинстве субъектов Федерации этот показатель составляет порядка 1 % ВРП и менее [5]. Значительная часть регионов не ведет учет данного показателя и затрудняется его определить ввиду особенностей статистического учета субъектов экономики. Действительно, инвестиционная деятельность развернута довольно широко в сфере создания объектов туристской инфраструктуры по всей

Российской Федерации [4]. В последние годы, благодаря проведению активной политики развития туризма [3] и пристальному вниманию к отрасли со стороны всех уровней власти, организации крупных международных спортивных и культурных мероприятий в стране, уровень туристской инфраструктуры претерпел значительные изменения в лучшую сторону. Появились новые объекты туристского показа, предприятия размещения, изменилось лицо туристских центров, улучшены дороги, построены транспортные узлы. Однако сегодня все еще остаются нерешенными многие задачи по совершенствованию туристской инфраструктуры.

Так, требуют серьезного внимания вопросы формирования комфортной информационной туристской среды. Для этого необходимо:

во-первых, разработать единый подход к информационной работе с туристами, включающий правила формирования, размещения, предоставления, периодичность обновления, состав и перечень сведений минимального информационного сопровождения туристской услуги;

во-вторых, разработать, внедрить и развивать единую унифицированную систему туристской навигации на улицах, в местностях, внутри зданий и сооружений, являющихся объектами туристского показа, на средствах транспорта, транспортных узлах, автомобильных дорогах;

в-третьих, провести работу по сбору, анализу и оценке, организации централизованного хранения и использования уже имеющихся информационных материалов о туристских ресурсах регионов Российской Федерации, выполненных в виде текстовых, мультимедийных, фото-, видео-, аудиоматериалов и программных продуктов;

в-четвертых, провести работу по созданию недостающих информационных материалов о туристских ресурсах регионов Российской Федерации на русском и иностранных языках;

в-пятых, провести ревизию работы имеющихся интернет-ресурсов, освещающих вопросы туризма в Российской Федерации, оценить эффективность работы с позиций их вклада в продвижение отечественного туристского продукта; создать Национальный информационный туристский портал (далее - НИТП), объединяющий функции средства массовой информации в сфере внутреннего и въездного туризма, архива информационных материалов, системы бронирования туристских услуг, социальной сети, инструмента мониторинга, сбора и анализа данных о потребительском спросе на туристские услуги и отзывов об их качестве, образовательного и культурно-развлекательного ресурса.

Отрадно, что планы по созданию полномасштабной автоматизированной системы управления туристской отраслью существуют, и уже идет работа по претворению их в жизнь. Это полностью соответствует инновационному сценарию социально-экономического развития Российской Федерации [3].

Также не менее актуальными остаются вопросы развития транспортной инфраструктуры, обустройства дорог и дорожной инфраструктуры, решение вопросов организации движения туристических автобусов в условиях высокой загрузки автодорог, обустройства стоянок в зонах повышенного туристского интереса. Также наибольший потенциал роста на внутреннем рынке сегодня имеет самодеятельный автотуризм, чему немало способствует повышение количества автомобилей на душу населения, обустройство автотуристских кластеров на ключевых трассах федерального значения, развитие сети придорожных гостиниц. Однако остаются нерешенными вопросы обеспечения безопасности туристов на маршруте, недостаток и низкая оперативность работы станций технического обслуживания автомобилей в регионах Российской Федерации, недостаточная информированность населения о су-

ществующих туристских маршрутах и местах туристского показа, организации питания и безопасного ночлега по пути. Не смотря на указанные сложности автомобильный туризм можно считать наиболее перспективным для организации путешествий внутри региона или в соседние регионы.

Особенно важным и острым вопросом на сегодня являются высокие цены на услуги железнодорожного и авиационного транспорта на линиях внутреннего сообщения. Решение данного вопроса требует как активных действий со стороны регулирующих органов государственной власти, так и создания условий для усиления конкуренции среди перевозчиков, проявления частной инициативы, организации коммерческих нерегулярных рейсов, привлечения транспортных компаний, способных предложить сниженные цены на услуги приемлемого качества. Понижение цен на внутренние пассажирские перевозки сегодня является центральной стратегической задачей, решение которой во многом определяет степень конкурентоспособности туристских услуг в России на внутреннем и международном рынке.

Не менее важно уделять достаточное внимание состоянию и уровню комфортности транспортных средств, используемых для перевозки туристов. Периодическое обновление подвижного состава, модернизация средств транспорта, мероприятия по контролю их технического состояния - все это закладывает условия для безопасной организации туризма. Сегодня следует говорить о высоком уровне износа не только железнодорожных вагонов, самолетов на внутренних авиалиниях, речных судов, туристских автобусов, но и об устаревании развлекательных объектов. Во многих курортных городах в парках культуры и отдыха до сих пор эксплуатируются аттракционы, выпущенные еще во времена Советского Союза. То же можно сказать о состоянии фуникулеров, канатных дорог, пристаней, вокзалов и автостанций.

Современное состояние гостиничной базы заметно улучшилось за последние пять лет, появились новые предприятия размещения, в том числе разного класса обслуживания. В ближайшей перспективе необходимо продолжать курс на наращивание отельной базы с учетом пожеланий реальной и потенциальной потребительской аудитории. Все еще дефицитными можно считать средства размещения экономичного и среднего ценового сегмента, предлагающие стандартизированный набор услуг заявленного качества. Увеличение емкости данного типа номерного фонда становится главной предпосылкой к развитию внутреннего и въездного туризма.

Частная инициатива - мини-гостиницы, жилища граждан, сдаваемые внаем, позволяет заметно увеличить емкость рынка. Курортные города сегодня предлагают целый спектр услуг по размещению туристов. Однако чрезмерно активное строительство частных гостиниц иногда не только перегружает туристскую инфраструктуру, портит городской пейзаж, но и не способно удовлетворить требуемый туристами уровень качества услуг. Поэтому наряду с мерами по стимулированию предпринимательской инициативы местных жителей необходимо предусматривать в градостроительной политике потенциал роста частных гостиниц, учитывать его при разработке программ развития коммунальных сетей, регулировать уровень качества услуг и при необходимости нормировать величину турпотока для обеспечения комфортных условий жизни местного населения, отдыха туристов и соблюдения норм рекреационной нагрузки природной территории.

Индивидуальные средства размещения вносят огромный вклад в развитие туризма на местах. Потенциальный спрос на такие виды туризма, как сельский, экологический, этнический, рыболовный и охотничий практически полностью мог бы быть обеспечен данным сегментом средств размещения. Также развитие частного сектора ведет к росту предпринима-

тельской активности на местах, созданию рабочий мест, увеличению дохода и качества жизни населения.

Соответственно необходимо разработать меры по стимулированию развития туристской инфраструктуры на местах за счет инициативы местных жителей. Для этого начинающим предпринимателям необходимо оказать содействие в получении разрешительной документации, решением вопросов с землеотведением, обустройством дорог и других коммуникаций (свет, газ, вода, канализация), предоставить серьезные налоговые льготы как минимум на первые пять лет после ввода объекта в эксплуатацию. Также важно предоставить предпринимателям доступ к разработанным типовым проектам мини-отеля, туристской деревни, кемпинга, гостевого дома и прочих объектов туристской инфраструктуры, полностью согласованным с планами развития туризма, градостроительной политикой, требованиями надзорных органов и служб региона. Обучение, общение с такими же предпринимателями, обеспечение доступа к технологиям и опыту позволит подстегнуть активность малого бизнеса и понизить риск первоначальных инвестиций. Особенно данное направление работы важно в условиях острой нехватки рабочих мест в сельской местности и вынужденной урбанизации населения практически всех регионов Российской Федерации.

Одной из серьезных задач при развитии туристской инфраструктуры является организация подъездных путей, обустройство линий электропередач, водопровода и канализации, вывоза мусора и уборки территории с учетом экологических требований для обеспечения устойчивости развития туризма и неистощимости рекреационных ресурсов. Особенно остро проблема загрязнения стоит в местах активного развития самодеятельного туризма, образования стихийных стоянок, кемпингов и диких пляжей. Без решения вопроса по уборке природных территорий нельзя говорить о потенциале роста и благоприятном влиянии на туристские ресурсы всех видов отдыха на природе - наиболее массового и востребованного направления рекреации россиян.

Вопрос обеспечения экологической чистоты должен решаться на всех уровнях власти, исходя из принципов:

- нормирования - формирование и доведение до сведения населения Российской Федерации правил поведения туриста или отдыхающего;

- контроля - определение ответственности за нарушение правил поведения туриста и ухудшение экологии местности;

- просвещения - воспитание культуры и экологии отдыха путем взывания к чувству гражданской ответственности, патриотизма, общественного порицания нарушителей;

- распределения обязанностей по уборке природных территорий, берегов водоемов, туристских стоянок, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства.

Кроме того, быстрый темп изменений в жизни общества, информатизация всех процессов, смена социального портрета потребителей туристского продукта и новые задачи, стоящие перед всей страной диктуют необходимость качественного изменения подхода к организации туристской инфраструктуры. Сегодня уже недостаточно нарастить количество мест размещения, число музеев или протяженность автодорог. Необходимо отталкиваться от растущих и усложняющихся потребностей целевых аудиторий. Для этого необходимо определить наиболее перспективные виды туризма, требующие целевого развития в каждом регионе Российской Федерации и разработать планы по приведению туристской инфраструктуры в соответствие со специфическими запросами реальной и целевой аудитории.

В целом требующими пристального внимания и наиболее перспективными с позиций устойчивого социально-экономического развития регионов Российской Федерации за счет

увеличения внутреннего и въездного туристского потока можно считать следующие виды туризма:

- культурно-познавательный;

- молодежный;

- детский и юношеский, в том числе экскурсионные программы для школьников и учащихся учебных заведений профессионального образования;

- рыболовный и охотничий;

- сельский;

- экологический;

- лечебно-оздоровительный;

- спортивный.

Приведенный список не является исчерпывающим, каждый регион вправе самостоятельно определить свою специализацию в туристском плане и развивать те виды туризма, которые наиболее соответствуют имеющимся туристским ресурсам. Однако приведенный перечень демонстрирует направленность современной государственной политики на формирование условий для роста культурного потенциала, здоровья и качества жизни россиян. Также указанные виды туризма имеют значительные резервы к росту в плане наличия потенциального спроса и туристских ресурсов. В то же время такие виды туризма, как пляжный или деловой традиционно пользуются повышенным спросом и достигли высокой степени развития в ряде регионов страны и не отличаются высокой конкурентоспособностью на внутреннем и международном рынке ввиду объективных обстоятельств, как то короткий туристический сезон, ограниченность морского побережья (для пляжного туризма), инвестиционная активность, фаза экономического цикла (для делового туризма).

Для развития выше указанных видов туризма необходимо предпринимать особые меры по созданию или реновации туристско-рекреационного комплекса. Подробнее об этом изложено в проекте Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2020 года, ответственным исполнителем пи разработке которой являлся автор данной статьи.

Библиографический список

1. Россия 2013: Статистический справочник/ Росстат. - М., 2013. - 62 с.

2. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.- М.: Министерство экономического развития, 2013 г.

3. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, утв. Приказом Ростуризма от 6 мая 2008 года №51

4. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», утв. постановлением Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644.

5. Отчеты по итогам работы за первое полугодие 2013 г. органов исполнительной власти в сфере туризма Краснодарского края, Владимирской области, Республики Татарстан, Ставропольского края, Калужской области, Иркутской области, Тверской области, Республики Бурятия, Белгородской области, Новосибирской области, Воронежской области, Астраханской области, Алтайского края, Смоленской области, Брянской области, Приморского края, Ивановской области, Амурской области. - М.: Минкультуры РФ, 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.