Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
931
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСТИНИЦА / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / HOTEL / HOSPITALITY BUSINESS / DEVELOPMENT TRENDS / INCREASING COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оборин Матвей Сергеевич

Рассматриваются специфические особенности функционирования и развития предприятий гостиничного комплекса в российских условиях, включая институциональные, организационные и управленческие аспекты. Гостиничный бизнес - это достаточно специфическая область предпринимательской деятельности, где успех каждого отдельного предприятия зависит не только от потока частных управленческих решений, общих тенденций развития рынка туристических услуг и общеэкономической ситуации в целом, но и специфических особенностей отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Оборин Матвей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC DIRECTIONS OF HOTEL INDUSTRY DEVELOPMENT

The specific features of the functioning and development of enterprises of the hotel complex in the Russian context, including institutional, organizational and managerial aspects, are considered. The hotel business is a rather specific area of entrepreneurial activity, which depends not only on the flow of private government decisions, but also on general trends in the development of the tourist services market and general economic situations in general, but also on special conditions.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ»

ЭКОНОМИКА И СЕРВИС I ECONOMICS & SERVICES

УДК 338

DOI: 10.24411 /2413-693X-2020-10407

Стратегические направления развития гостиничной индустрии

ОБОРИН Матвей Сергеевич, д.э.н., профессор recreachin@rambler.ru

Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Пермь, Россия;

ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь, Россия; ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет им. академика Д.Н. Прянишникова», г. Пермь, Россия;

ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», г. Сочи, Россия

Аннотация. Рассматриваются специфические особенности функционирования и развития предприятий гостиничного комплекса в российских условиях, включая институциональные, организационные и управленческие аспекты. Гостиничный бизнес — это достаточно специфическая область предпринимательской деятельности, где успех каждого отдельного предприятия зависит не только от потока частных управленческих решений, общих тенденций развития рынка туристических услуг и общеэкономической ситуации в целом, но и специфических особенностей отрасли.

Ключевые слова: гостиница, гостиничный бизнес, тенденции развития, повышение конкурентоспособности.

Для цитирования: Оборин М.С. Стратегические направления развития гостиничной индустрии II Сервис Plus. 2020. Т. 14. №4. С. 56-65. DOI: 10.24411/2413-693Х-2020-10407

Статья поступила в редакцию: 12.11.2020.

Статья принята к публикации: 12.12.2020.

Strategic directions of hotel industry development

Matvey S. OBORIN, Dr.Sc. (Economics), Prof., recreachin@rambler.ru ORCID iD: 0000-0002-4281-8615

Piekhanov Russian University of Economics, Perm Institute (branch); Perm State National Research University;

Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov, Perm, Russian Federation.

Sochi State University, Sochi, Russian Federation

Abstract. The specific features of the functioning and development of enterprises of the hotel complex in the Russian context, including institutional, organizational and managerial aspects, are considered. The hotel business is a rather specific area of entrepreneurial activity, which depends not only on the flow of private government decisions, but also on general trends in the development of the tourist services market and general economic situations in general, but also on special conditions.

Keywords: hotel, hospitality business, development trends, increasing competitiveness

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Стратегические направления развития гостиничной индустрии

For citation: Oborin, M.S. (2020). Strategic directions of hotel industry development. Service plus, 14 (4), 56-65. (In Russ.). DOI: 10.24411 /2413-693X-2020-10407 Submitted: 2020/11/12. Accepted: 2020/12/12.

Глобальные процессы социально-экономического развития государств, высокая скорость информационного обмена и рост технологий привели к трансформации национальных экономик, их зависимости от темпов роста и достижений лидирующих стран. Негативным следствием усиливающихся процессов являются кризисные тенденции, которые оказывают различный по силе воздействия эффект на территории и регионы. Следует отметить положительные аспекты, связанные с формированием сферы услуг, ориентированной на человека и его растущие потребности в полноценном труде и отдыхе: высокие стандарты уровня жизни, качество сервиса, научно обоснованные подходы к организации рабочего режима, передовые технологии в управлении социально-экономической сферой. Основной вектор взаимодействия между странами и регионами формируется в области коммуникационного и культурного обмена идеями, проектами и достижениями во всех сферах жизнедеятельности, усиливается интеграция ведущих корпораций, их влияние на внутреннюю среду территорий присутствия, на основе синтеза науки и опыта ускоренными темпами осуществляется разработка и внедрение инноваций.

В России стратегическое развитие связано с обеспечением национальной безопасности, социально-экономическим благополучием субъектов страны, повышением финансово-бюджетной независимости, которая напрямую связана со структурной модернизацией отраслей, диверсификацией в пользу тех видов экономической деятельности, которые соответствуют гармоничному развитию. В нашей стране сфера услуг развивается в соответствии с общемировым трендом, опережая промышленное и материальное производство. На региональном уровне данный факт имеет важное значение, способствуя поиску точек роста, которые позволят выйти из рецессии и способствовать привлечению платежеспособного спроса при низких затратах. Реализация данных целей осуществляется на основе активного развития программ по импортозамещению, инновационной и технологической реиндустриализации в субъектах России, внедрения программно-целевого и

сетевого подхода в здравоохранении, туризме, курортной медицине для сохранения человеческого капитала. Успешное выполнение показателей по основным направлениям социально-экономического развития страны предполагает изучение и адаптацию передового зарубежного опыта, организацию и проведение в регионах мероприятий международного уровня в области науки, образования, культуры, экономики, спорта. Достижение рассмотренных целей и задач осуществляется в условиях интегрированной экономики, возникновении сложных форм сетевого и кластерного взаимодействия, усилении партнерства и кооперации, роста цифровиза-ции и модернизации ключевых бизнес-процессов. Эффективная социально-экономическая, технологическая и культурная интеграции невозможна представить без высокоразвитой гостиничной индустрии.

Системность кризисных явлений, их глобальность и длительность оказывает негативное влияние на гостиничный бизнес и его конкурентоспособность, поэтому одним из направлений актуальных исследований является стратегическое планирование и оптимизация традиционных преимуществ отрасли в экономической системе государств и регионов.

В зарубежных научных трудах по стратегическому менеджменту определено, что индустрия туризма и гостеприимства является прибыльным бизнесом, занимает уникальное положение с высокой капиталоемкостью, большим риском и жесткой конкурентной средой [16; 18]. Учеными отмечены наиболее актуальные области прикладных исследований, связанных с повышением эффективности антикризисного управления и стратегического планирования: экологическая неопределенность, внутренняя среда организаций, конкурентные стратегии, корпоративное управление, глобальные стратегии, принятие стратегических решений и лидерство [17; 20; 22]. Особенностью функционирования предприятий гостиничного бизнеса является ориентация на внутренний потенциал интенсивность развития конкурентных преимуществ, оптимизацию ресурсов в отличие от сферы материального производства, в большей степени ориентированной на внешние условия [19; 21]. Страте-

SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2020 Том 14 №4

гические усилия гостиницы должны быть направлены на получение уникального ресурса, обеспечивающего высокие конкурентные позиции на рынке присутствия. Влияние глобальных кризисов способствовало также развитию моделей и концепций управления, ориентированных на эффективность тактических действий и проблемам их совмещения с разработанными долгосрочными целями отдельно взятой бизнес-единицы [23; 24]. В России потенциал стратегического развития гостиничной индустрии обусловлен социально-экономическим уровнем регионов, туристско-рекреационной привлекательностью и иными факторами.

Нормативно-правовые акты стратегического характера направлены на развитие отрасли туризма и индустрии гостеприимства в России и регионах, обеспечение социально-экономического роста территорий и качества жизни населения за счет привлечения платежеспособного спроса, формирования инфраструктуры и создания новых рабочих мест. Преобладающим является программно-целевой и кластерный подходы, сценарное планирование.

Показатели деятельности гостиниц и аналогичных средств размещения в России представлены в таблице 1.

Таблица 1

Отдельные показатели деятельности коллективных средств размещения 2011-2017 гг., ед*

Table 1

Selected performance Indicators of collective accommodation facilities 2011-2017, Units *

Показатели 2011 2014 2015 2016 2017 Темп роста. % Изм., абс

Число коллективных средств размещения 13062 15590 20136 20534 25291 193,6 12229,0

в том числе:

гостиницы и аналогичные средства эазмещения 8416 10714 13958 15368 18753 222,8 18753,0

специализированные средства размещения 4646 4876 6178 5166 6538 140,7 6538,0

Число номеров, тыс. 560 671 771 795 884 157,9 324,0

в том числе:

в гостиницах и аналогичных средствах эазмещения 278 372 433 482 508 182,7 230

в специализированных средствах размещения 282 299 337 313 376 133,3 94,0

Число мест, тыс. 1294 1573 1763 1848 2168 167,5 874,0

в том числе:

в гостиницах и аналогичных средствах эазмещения 571 815 923 1046 1137 199,1 566,0

в специализированных средствах размещения 723 758 840 802 1031 142,6 308,0

Число ночевок, тыс. 166197 184018 212195 216838 253695 152,6 87498,0

в том числе:

в гостиницах и аналогичных средствах эазмещения 67271 84119 100156 115175 135905 202,0 68634,0

в специализированных средствах размещения 98926 99899 112023 101663 117750 119,0 18824,0

Численность размещенных лиц, тыс. человек 37399 44219 49284 54448 61623 164,8 24224,0

в том числе:

в гостиницах и аналогичных средствах эазмещения 27112 33160 36817 42981 48412 178,6 21300,0

в специализированных средствах размещения 10287 11059 12467 11466 13211 128,4 2924,0

доставлено no данным Официальных сайтов Федерального управления статистики, Ростуризма

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Стратегические направления развития гостиничной индустрии

Согласно Росстату, доля гостиниц в общем объеме всех средств размещения в России стабильно возрастает и на 2019 год занимает свыше 90%. В послед-

ние 6 лет гостиницы являются самой многочисленной категорией среди всех объектов размещения (рис. 2).

Другие организации гостиничного типа

X о стелы Пансионаты Мотели

Меблированные комнаты Гостиницы

4 5

2 2

2 2

28 26 17

35 62

0%

20%

40%

60%

80%

100%

Рисунок 1 — Число гостиниц и аналогичных средств размещения в России в 2015-2017гг., %

Figure 1 — The number of hotels and similar accommodation facilities in Russia in 2015-2017,%

Влияние гостиничной индустрии на социально-экономическое развитие территорий и сопутствующих видов экономической деятельности способствовали актуализации исследований закономерностей и тенденций эволюции отрасли.

Изучению особенностей и сущности индустрии гостеприимства посвятили свои работы многие ученые. Существует два основных направления научной мысли: первое основано на предположении о том, что инду-

стрия гостеприимства является частью сферы туризма; второе состоит в том, индустрия гостеприимства включает в себя туризм, ресторанный и гостиничный бизнес, отдых и развлечения. Современные авторы сходятся во мнении, что индустрия гостеприимства и туризм — разные понятия. При этом, понятие гостеприимство является более широким, емким и общим, чем туризм.

Дефиниции понятия «индустрия гостеприимства» различных временных периодов представлены в таблице 2.

Таблица 2

Понятие «индустрия гостеприимства» у отечественных и зарубежных авторов

Table 2

The concept of «hospitality industry» by domestic and foreign authors

Год Автор Особенности рассматриваемого понятия

1995 Браймер P. Вид предпринимательской деятельности, функционирующей в определенных рыночных границах в соответствии со сложившейся деловой практикой

1999 Уокер Дж. Р. Кооперация субъектов туристско-рекреационной сферы, которая может осуществляться периодически или системно

2001 Ваген Л. Совокупность предприятий, оказывающих базовые услуги по размещению и питанию, могут быть дополнены досугом

2003 Зорин В.И., Квартальное В.А. Сервисная деятельность, в которой основным ресурсом является персонал, так как обеспечивает качество обслуживания и впечатление гостей

2006 Романова М.М. Сетевая или кластерная форма организации бизнеса, направленная на производства универсального продукта в туристско-рекреационной сфере

2009 Елканова Д.И., Осипов Д.А., Романов Д.В. Сегмент сервисной экономики, ориентированной на запросы, потребности и желания туристов

SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2020 Том 14 №4

Год Автор Особенности рассматриваемого понятия

2011 Доброжанская Е.Б. Межотраслевой комплекс, специализирующийся на обслуживании приезжающих в данную местность людей и включающей совокупность средств размещения, объектов питания, объектов познавательного, делового, развлекательного, оздоровительного и спортивного назначения, а также предприятия по изготовлению туристского снаряжения и сувениров

2012 Скобкин С.С. Подсистема региональной экономики, эффективно использующая различные типы ресурсов

2012 Макринова Е.И., Иваницкая Т.Ю. Широкий спектр предпринимательской деятельности, основанной на технологиях обслуживания различных категорий потребителей, взаимосвязанной с такими сферами как индустрия питания, досуга, развлечений, спорта, активного отдыха и т.п.

2014 Похомчикова Е.О. Совокупность гостиниц и иных средств размещения, предприятий общественного питания, а также туроператорских и турагентских компаний, принадлежность к сфере услуг, ориентированной на широкий круг потребителей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2017 Баласанян С.А.; Меняйлов A.A. Интегральный вид социокультурной, экономической, образовательной деятельности, имеющий коммерческую и социальную ценность

2017 Солнцева О.Г., Оганесян А.П. Отождествление понятий «гостиничный бизнес» и «индустрия гостеприимства»: совокупность предприятий, оказывающих основные услуги по размещению

Все представленные трактовки говорят о сложности, комплексности изучаемого понятия. Большинство определений можно разделить на структурные и целевые. Со структурной точки зрения к определению индустрии гостеприимства подошли Уокер Дж. Р., Ваген П., Доброжанская Е.Б. и другие. Зорин И.В., Квартальнов В.А., Елканова Д. И., Осипов Д. А., Романов В. В. рас-

сматривали содержание понятия с точки зрения результата, на который направлены деятельность индустрия.

Элементы индустрии гостеприимства и особенности их функционирования в современных экономических условиях можно представить следующим образом (рисунок 2).

Рисунок 2 — Системная характеристика индустрии гостеприимства в условиях интегрированной экономики

Figure 2 — System characteristics of the hospitality industry in an integrated economy

2020 Том 14 №4

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Стратегические направления развития гостиничной индустрии

Современные экономические условия, в которых обоснованное тактическое и стратегическое планиро-

развивается индустрия гостеприимства, способствуют вание. Взаимосвязанным понятием, которое в послед-

формированию характеристик, в которых отражается ние годы все больше входит в научный оборот, являет-

сетевой характер деятельности предприятий, направ- ся «гостиничный бизнес» (табл. 3). ленность на высокие коммерческие результаты, научно

Таблица 3

Содержание понятия «гостиничный бизнес» в отечественной науке

Table 3

The content of the concept of "hotel business" in domestic science

Год Автор Содержание понятия

2015 Печерица Е.В., Шарафа-нова Е.Е. Коллективные средства размещения, которые могут быть отнесены к сети, активно внедряют инновации

2016 Шерешева М.Ю., Полянская Е.Е. Характеризуется прибыльностью, сетевым взаимодействием, узнаваемостью бренда и стандартизированным продуктом Подчеркивается тождество понятий «гостиничная сеть» и «гостиничная цепь»

2016 Макарова Д.Д., Магжано-ваЛ.П., Марутько С.С. Ориентация на удовлетворение различных запросов гостей, повышение доходов и конкурентоспособности

2017 Морозов В.Ю., Мурашова Ю.В. Отождествляется с понятием гостиничной индустрии, отмечен выраженный характер присутствия международных операторов гостиничных услуг

2018 Милова Д.Н. Не разделяются понятия с гостиничной индустрией, акцент сделан на сети, инновации, тенденции здорового образа жизни, которые учитываются при достижении стратегических целей

Таким образом, в науке употребляются два основных термина: «индустрия гостеприимства» и «гостиничный бизнес», которые некоторыми авторами разделяются, некоторыми употребляются в качестве синонимов и описания предприятий, оказывающих гостиничные услуги. Если говорить о различиях употребления, можно выделить несколько принципиально важных моментов: понятие «гостиничный бизнес» делает акцент на факторах и механизмах, связанных с коммерческим эффектом деятельности предприятий, инновациях и перспективных формах организации деятельности, в частности сетевому взаимодействию; «индустрия гостеприимства» в большей степени характеризует структурные и социально-экономические особенности, связанные с основными видами деятельности, закономерностями организации производственного процесса, маркетинга, логистики, персонала. Важным этапом эволюции понятия «гостиничный бизнес» является его трактовка как направления стратегического менеджмента, что позволяет существенно расширить параметры и критерии эффективности управления, принять во внимание большее число факторов, которые оказывают значительное влияние

на развитие предприятий, оказывающих гостиничные услуги.

Системообразующим элементом гостиничного бизнеса и гостиничной индустрии являются предприятия, оказывающие гостиничные услуги. Под гостиничным предприятием понимается предприятие, формирующее и предлагающее комплексный гостиничный продукт, задействующее в этих процессах все секторы и элементы индустрии туризма и гостеприимства.

На основе вышеизложенного представим структуру индустрии гостеприимства (рис. 3).

Перспективные направления развития гостиничной индустрии связаны с научно-теоретическим разделением данных понятий и особенностями ресурсного обеспечения (рис. 4).

Под гостиничной индустрией будем понимать совокупность предприятий, взаимосвязанных однородным видом экономической деятельности в сфере размещения и оказания сопутствующих услуг в турист-ско-рекреационной, досуговой и иных сферах, которые объединены единым процессом производства и продвижения услуг.

SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2020 Том 14 №4

Структура индустрии гостеприимства

Уровни

Объекты

Показатели

Базовый уровень

Гостиницы, санатории, турбазы, пансионаты, дома отдыха

т

Загрузка номерного и коечного фонда

Сопутствующий

W

Театры, учреждения досуга, культуры, спорта

Количество посетителей на мероприятиях

Вспомогательный

Предприятия питания,

транспорта, экскурсионные бюро

Индивидуальные и групповые цены на услуги

Рисунок 3 — Структура индустрии гостеприимства (составлено автором по /5; 6JJ

Figure 3 — The structure of the hospitality industry (compiled by the author according to /5; 6JJ

Условия функционирования

Ф

Отраслевые

А

Потенциал и система управления

Резервы и механизмы адаптации и роста

Mr

Территориальные Гостиничная индустрия

4

Гостиничный комплекс

V Предприятие гостиничного бизнеса

Внутренние результаты и внешние эффекты

Ограничения развития

Границы и ресурсы

Уровень туризма

Рыночные Гостиничный бизнес Емкость рынка

А

Качество и количество ресурсов

Рисунок 4 — Взаимосвязь основных понятий индустрии гостеприимства (составлено автором)

Figure 4 — The relationship of the basic concepts of the hospitality industry (compiled by the author)

2020 Том 14 №4

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Стратегические направления развития гостиничной индустрии

Гостиничный бизнес — интегрированный бизнес-процесс предприятий размещения, направленный на высокие финансово-экономические результаты на основе научно-технического прогресса и стандартов гостеприимства. Особенностями гостиничного бизнеса являются прибыльность, интегрированный характер: сетевой, кластерный, агломерационный, системность инноваций и их связь с управленческим и производственным процессом, гибкость и адаптивность. Понятие гостиничного бизнеса является более узким, включено в гостиничную индустрию.

Предприятие гостиничного бизнеса — единичный объект управления, производящий гостиничный продукт (услугу), имеющий высокую потребительскую ценность.

Основными стратегическими направлениями развития гостиничной индустрии в сложившихся макроэкономических условиях могут быть:

— формирование программ, направленных на раз-

витие туристско-рекреационной сферы регионов, ориентированных на различные социальные группы, позволяющие повысить загрузку гостиничного комплекса: лечебно-оздоровительный (Пермский и Краснодарский края), пляжный (Сочи, Крым), культурно-познавательный (Центральный федеральный округ), образовательный (Санкт-Петербург), промышленный (Ростовская область) туризм;

— участие в проектах федерального и регионального значения, направленных на повышение привлекательности регионов и территорий в качестве финансовых, промышленных, научно-образовательных, туристских центров;

— проектирование программ кадровой и инфраструктурной поддержки отрасли в регионах с привлечением ведущих специалистов отрасли, управляющих и научных сотрудников, транслирующих передовые практики в сфере бизнеса и технологий обслуживания, инноваций, имеющих стратегическое значение.

Список использованных источников:

1. Алетдинова А. А. Методы моделирования инновационной деятельности в маркетинге организаций. Новосибирск: II Изд-во Новосибирского государственного технического университета, 2017.147, с. 11-23.

2. Бабурин В. А. Инновационный маркетинг и рекламная деятельность в сфере сервиса II Технико-технологические проблемы сервиса. 2017. № 17. С. 193-202

3. Бабурин В. А. Инновационный маркетинг и рекламная деятельность в сфере сервиса II Технико-технологические проблемы сервиса. 2016. № 17. С. 93-102.

4. Грищенко Д.А. Инновационное развитие гостиничного предприятия II Международный научный журнал «Инновационная наука». 2016. №1. С. 53-57.

5. Ехина М.А. Организация обслуживания в гостиницах. — Академия, 2016. —207 с.

6. Зюляев H.A. Детерминанты спроса на гостиничные услуги II Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов: новые вызовы для менеджмента компаний Материалы 3-й Всероссийской конференции, под научной редакцией С. В. Чупрова, Н. Н. Даниленко. — 2017. — С. 117-120.

7. Козлов Д.А. Прогноз развития внутреннего туризма Российской Федерации II Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 2— 4. — С. 521-525.

8. Роглев Х.И. Некоторые мысли по поводу развития гостиничного бизнеса II Ресторанный и гостиничный бизнес.-2017. - №1.-С.64. 26.

9. Романов К.Е. Российские гостиницы в цифрах II Турбизнес. — 2017. — №3. — С. 20— 25.

10. Сфиева З.Х., Вагабов М.М. Особенности управления предприятиями гостиничного бизнеса в современных условиях / З.Х. Сфиева II Общественные и гуманитарные науки. — 2015. — №2 (31). — С. 23-27

11. Трофимова Е. О состоянии гостиничного бизнеса России //Турбизнес. —2016. — № 34. — С.37-41.

12. Тонкачеева М. Современная гостиница во всемирной паутине. Грамотный пиар без навязчивой рекламы II Отель. 2016. № 4. С. 38-42

13. Флит A.J1. Пути повышения конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства// Вестник Национальной академии туризма. — 2016. — № 4 (28). — С. 34— 36.

14. Фролова А.Е. Гостиничный номер по требованию — будущее гостиничного сервиса//Нижегородская наука. 2017. №5(5). С. 23-30.

SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2020 Том 14 №4

15. Юдина E.B., Ухина T.B., Коновалова E.E., Хохлов И.Ю., Шалаев Д.В., Лебедева О.Е. Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятий индустрии туризма и гостеприимства// Экономика и предпринимательство. 2018. № 11 (100). С. 693-696.

16. Aladag O.F., Koseoglu М.А., King В., Mehraliyev F. Strategy implementation research in hospitality and tourism: Current status and future potential. Int. J. Hosp. Manage. 2020.

17. Adner R. Ecosystem as structure: an actionable construct for strategy. J. Manage. 2016; 43(1): 39-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Bouncken R.B., Fredrich V., Pesch R. Configurational answer to the ongoing riddle of formal and/or emergent planning practices. J. Bus. Res. 2016; 69 (9): 3609-3615.

19. Davis P.E., Bendickson J.S. Strategic antecedents of innovation: variance between small and large firms. J. Small Bus. Manag. 2018; 00(507):1-18. *

20. Guo J., Zhou В., Zhang H., Ни C., Song M. Does strategic planning help firms translate slack resources into better performance? J. Manag. Organ. 2018:1-13.

21. Koseoglu M.A., Ross G., Okumus F. Competitive intelligence practices in hotels. Int. J. Hosp. Manag. 2016; 53: 161-172.

22. Koseoglu M.A., Chan E.S., Okumus F., Altin M. How do hotels operationalize their competitive intelligence efforts into their management processes? Proposing a holistic model. Int. J. Hosp. Manag. 2019; 83:283-292.

23. Koseoglu M.A., Law R., Okumus F., Barca M., Dogan I.C. Evolution of strategic management research lines in hospitality and tourism. J. Hosp. Mark. Manage. 2018:1-21.

24. Singal M. How is the hospitality and tourism industry different? An empirical test of some structural characteristics. Int. J. Hosp. Manag. 2015; 47:116-119.

References

1. Aletdinova, A. A. (2017). Metody modelirovaniya innovacionnoj deyatel'nosti v marketinge organizacij [Methods of modeling innovation activity in the marketing of organizations], Novosibirsk: Izd-vo Novosibirskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Publishing house of Novosibirsk State Technical University], 11-23. (In Russ.).

2. Baburin, V. A. (2017). Innovative marketing and advertising activity in service sphere. Tekhniko-tekhnologicheskie problemy servisa [Technical and technological problems of service], 17,193-202. (In Russ.).

3. Baburin, V. A. (2016). Innovative marketing and advertising activity in service sphere. Tekhniko-tekhnologicheskie problemy servisa [Technical and technological problems of service], 17, 93-102. (In Russ.).

4. Grishchenko, D.A. (2016). Innovative development in hospitality. Mezhdunarodnyi nauchnyi zhurnal «Innovacionnaya nauka» [International scientific journal «Innovative science»], 1, 53-57. (In Russ.).

5. Ekhina, M.A. (2016). Organizaciya obsluzhivaniya v gostinicah [Organization of service in hotels], Moscow: Akademi-ya. (In Russ.).

6. Zyulyaev, N.A. (2017). Determinanty sprosa na gostinichnye uslugi [Determinants of demand for hotel services], Ak-tivizaciya intellektual'nogo i resursnogo potenciala regionov: novye vyzovy dlya menedzhmenta kompanij [Activation of intellectual and resource potential of regions]: new challenges for company management Proceedings of the III Russian conference, 117-120. (In Russ.).

7. Kozlov, D.A. (2016). Forecast of development of Russian domestic tourism. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh ifun-damental'nyh issledovanij [International Journal of Applied and Fundamental Research], 2—4, 521-525. (In Russ.).

8. Roglev, H.I. (2017). Nekotorye mysli po povodu razvitiya gostinichnogo biznesa [Some thoughts on the development of the hotel business], Restorannyj i gostinichnyj biznes [Restaurant and hotel business], 1, 64. 26. (In Russ.).

9. Romanov, K.E. (2017). Rossijskie gostinicy v cifrah [Russian hotels in numbers], Turbiznes [Tourist business], 3, 20-25.

10. Sfieva, Z.H., Vagabov, M.M. (2015). Features of the hotel business enterprise management in modern conditions. Obshchestvennye i gumanitarnye nauki [Social and human sciences], 2 (31), 23-27. (In Russ.).

11. Trofimova, E. (2016). О sostoyanii gostinichnogo biznesa Rossii [The state of hotel business in Russia], Turbiznes [Tourist business], 34, 37-41. (In Russ.).

12. Tonkacheeva, M. (2016). Sovremennaya gostinica vo vsemirnoj pautine. Gramotnyj piar bez navyazchivoj reklamy

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Оборин M. С.

Стратегические направления развития гостиничной индустрии

[A modern hotel on the World Wide Web. Competent PR without intrusive advertising], Otel' [The hotel], 4, 38-42. (In Russ.).

13. Flit, A.L. (2016). Ways to improve competitiveness in hospitality industry. Vestnik Nacional'noj akademii turizma [Bulletin of National Academy of Tourism], 4 (28), 34— 36. (In Russ.).

14. Frolova, A.E. (2017). Gostinichnyj nomer po trebovaniyu — budushchee gostinichnogo servisa [Hotel room on demand — the future of hotel service], Nizhegorodskaya nauka [Nizhny Novgorod Science], 5 (5), 23-30. (In Russ.).

15. Yudina, E.V., Uhina, T.V., Konovalova, E.E., Hohlov, I.Yu., Shalaev, D.V., &Lebedeva, O.E. (2018). Strategic management of the competitiveness of the tourism and hospitality industry. Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and business], 11 (100), 693-696. (In Russ.).

16. Aladag, O.F., Koseoglu, M.A., King, B., & Mehraliyev, F. (2020). Strategy implementation research in hospitality and tourism: Current status and future potential. Int. J. Hosp. Manage.

17. Adner, R. (2016). Ecosystem as structure: an actionable construct for strategy. J. Manage, 43(1), 39-58.

18. Bouncken, R.B., Fredrich, V., &Pesch, R. (2016). Configurational answer to the ongoing riddle of formal and/or emergent planning practices. J. Bus. Res., 69(9), 3609-3615.

19. Davis, PE., Bendickson, J.S. (2018). Strategic antecedents of innovation: variance between small and large firms. J. Small Bus. Manag., 00(507), 1-18.

20. Guo, J., Zhou, B., Zhang, H., Hu, C., & Song, M. (2018). Does strategic planning help firms translate slack resources into better performance? J. Manag. Organ., 1-13.

21. Koseoglu, M.A., Ross, G., &Okumus, F. (2016). Competitive intelligence practices in hotels. Int. J. Hosp. Manag., 53, 161-172.

22. Koseoglu, M.A., Chan, E.S., Okumus, F., &Altin, M. (2019). How do hotels operationalize their competitive intelligence efforts into their management processes? Proposing a holistic model. Int. J. Hosp. Manag., 83, 283-292.

23. Koseoglu, M.A., Law, R., Okumus, F., Barca, M., &Dogan, I.C. (2018). Evolution of strategic management research lines in hospitality and tourism. J. Hosp. Mark. Manage., 1-21.

24. Singal, M. (2015). How is the hospitality and tourism industry different? An empirical test of some structural characteristics. Int. J. Hosp. Manag., 47,116-119.

SCIENTIFIC JOURNAL

SERVICE plus

2020 Том 14 №4

WWW.PHILOSOPH.RJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.