Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА ПОСЛЕ КОРОНАКРИЗИСА'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА ПОСЛЕ КОРОНАКРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / ПОСЛЕДСТВИЯ / КОРОНАКРИЗИС / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комарова С.Н., Прокопец Т.Н.

Статья посвящена разработке стратегий и мер развития гостиничного бизнеса после COVID-19. До тех пор, пока со стороны государства не будут приняты реальные меры поддержки гостиничного сектора, коллективные средства по временному размещению пытаются самостоятельно найти возможные способы выхода из финансового кризиса, ставшего следствием распространения новой коронавирусной инфекции. Последствия распространения коронавирусной инфекции наихудшим образом отразились именно на гостиничном секторе всего Мира. На сегодняшний день представляется невозможным спрогнозировать последующие пути развития гостиничной индустрии по причине непрекращающихся вспышек заболевания населения, в следствии чего принятие экстренных мер и введение жестких условий ставят гостиничный сектор под угрозу несостоятельности. Более того, на сегодняшний день невозможно определить сроки улучшения эпидемиологической ситуации в России и в Мире в целом, не ясны пути и возможности выхода из кризиса. Предприятия гостиничного сектора, в период пандемии, пострадали более всех отраслей российской экономики, многие представители бизнеса ликвидировали свои предприятия, многие находятся на грани банкротства или под угрозой приобретения их другими представителями отрасли, рейдерского захвата. К таким мерам по большей части относятся сокращение численности персонала и лимитированное расходование денежных средств. На сегодняшний день, экономия гостиниц на расходах, связанных с производством и реализацией сервисных услуг, негативно отражается на уровне качества таких услуг. В первую очередь субъектам гостиничного бизнеса необходимо понять, смогут ли они преодолеть последствия COVID-19 и продолжить осуществлять свою деятельность в прежнем режиме. Для этого необходимо оценить все возможные финансовые и коммерческие риски, факторы прямого и косвенного воздействия возможных рисков на деятельность коллективного средства размещения, их последствия. При довольно непростых условиях, условиях действия двух кризисов - эпидемиологического и экономического, будущее предприятий гостиничного сектора достаточно неопределенно. Ситуация с распространением новой коронавирусной инфекции еще более осложнит положение представителей гостиничного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Комарова С.Н., Прокопец Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC DIRECTIONS OF HOTEL BUSINESS DEVELOPMENT AFTER THE CORONACRISIS

The article is devoted to the development of strategies and measures for the development of the hotel business after COVID-19. Until the state takes real measures to support the hotel sector, the collective funds for temporary accommodation are trying to independently find possible ways out of the financial crisis caused by the spread of a new coronavirus infection. The consequences of the spread of coronavirus infection have had the worst impact on the hotel sector around the world. To date, it seems impossible to predict the future development of the hotel industry due to the ongoing outbreaks of the disease of the population, as a result of which the adoption of emergency measures and the introduction of strict conditions put the hotel sector at risk of insolvency. Moreover, to date, it is impossible to determine the time frame for improving the epidemiological situation in Russia and in the World as a whole, and the ways and possibilities of overcoming the crisis are not clear. During the pandemic, the hotel sector enterprises suffered more than all the branches of the Russian economy, many business representatives liquidated their enterprises, many are on the verge of bankruptcy or under the threat of acquisition by other representatives of the industry, raider takeover. These measures mostly include staff reduction and limited spending of funds. To date, the savings of hotels on the costs associated with the production and sale of services, negatively affects the quality of such services. First of all, the subjects of the hotel business need to understand whether they can overcome the consequences of COVID-19 and continue to carry out their activities in the same mode. To do this, it is necessary to assess all possible financial and commercial risks, factors of direct and indirect impact of possible risks on the activities of the collective placement facility, and their consequences. Under rather difficult conditions, under the conditions of two crises - epidemiological and economic, the future of the hotel sector enterprises is rather uncertain. The situation with the spread of a new coronavirus infection will further complicate the situation of representatives of the hotel business.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА ПОСЛЕ КОРОНАКРИЗИСА»

10.24412/2309-4788-2021-10963

С.Н. Комарова - к.с.н., доцент кафедры антикризисного и корпоративного управления факультета менеджмента и предпринимательства ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Ростов-на-Дону, Россия, svetlananiko_kom@mail.ru,

S.N. Komarova - Candidate of Social Sciences, docent associate professor of the department of crisis management and corporate governance, faculty of management and entrepreneurship, Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russia;

Т.Н. Прокопец - к.э.н., доцент кафедры антикризисного и корпоративного управления факультета менеджмента и предпринимательства ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Ростов-на-Дону, Россия, hatani@mail.ru,

T.N. Prokopets - candidate of economic sciences, docent associate professor of the department of crisis management and corporate governance, faculty of management and entrepreneurship, Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russia.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА ПОСЛЕ КОРОНАКРИЗИСА STRATEGIC DIRECTIONS OF HOTEL BUSINESS DEVELOPMENT AFTER THE CORONACRISIS

Аннотация. Статья посвящена разработке стратегий и мер развития гостиничного бизнеса после COVID-19. До тех пор, пока со стороны государства не будут приняты реальные меры поддержки гостиничного сектора, коллективные средства по временному размещению пытаются самостоятельно найти возможные способы выхода из финансового кризиса, ставшего следствием распространения новой коронавирусной инфекции.

Последствия распространения коронавирусной инфекции наихудшим образом отразились именно на гостиничном секторе всего Мира. На сегодняшний день представляется невозможным спрогнозировать последующие пути развития гостиничной индустрии по причине непрекращающихся вспышек заболевания населения, в следствии чего принятие экстренных мер и введение жестких условий ставят гостиничный сектор под угрозу несостоятельности. Более того, на сегодняшний день невозможно определить сроки улучшения эпидемиологической ситуации в России и в Мире в целом, не ясны пути и возможности выхода из кризиса. Предприятия гостиничного сектора, в период пандемии, пострадали более всех отраслей российской экономики, многие представители бизнеса ликвидировали свои предприятия, многие находятся на грани банкротства или под угрозой приобретения их другими представителями отрасли, рейдерского захвата.

К таким мерам по большей части относятся сокращение численности персонала и лимитированное расходование денежных средств. На сегодняшний день, экономия гостиниц на расходах, связанных с производством и реализацией сервисных услуг, негативно отражается на уровне качества таких услуг.

В первую очередь субъектам гостиничного бизнеса необходимо понять, смогут ли они преодолеть последствия COVID-19 и продолжить осуществлять свою деятельность в прежнем режиме. Для этого необходимо оценить все возможные финансовые и коммерческие риски, факторы прямого и косвенного воздействия возможных рисков на деятельность коллективного средства размещения, их последствия.

При довольно непростых условиях, условиях действия двух кризисов - эпидемиологического и экономического, будущее предприятий гостиничного сектора достаточно неопределенно. Ситуация с распространением новой коронавирусной инфекции еще более осложнит положение представителей гостиничного бизнеса.

Abstract. The article is devoted to the development of strategies and measures for the development of the hotel business after COVID -19. Until the state takes real measures to support the hotel sector, the collective funds for temporary accommodation are trying to independently find possible ways out of the financial crisis caused by the spread of a new coronavirus infection.

The consequences of the spread of coronavirus infection have had the worst impact on the hotel sector around the world. To date, it seems impossible to predict the future development of the hotel industry due to the ongoing outbreaks of the disease of the population, as a result of which the adoption of emergency measures and the introduction of strict conditions put the hotel sector at risk of insolvency. Moreover, to date, it is impossible to determine the time frame for improving the epidemiological situation in Russia and in the World as a whole, and the ways and possibilities of overcoming the crisis are not clear. During the pandemic, the hotel sector enterprises suffered more than all the branches of the Russian economy, many business representatives liquidated their enterprises, many are on the verge of bankruptcy or under the threat of acquisition by other representatives of the industry, raider takeover.

These measures mostly include staff reduction and limited spending of funds. To date, the savings of hotels on the costs associated with the production and sale of services, negatively affects the quality of such services.

First of all, the subjects of the hotel business need to understand whether they can overcome the consequences of COVID-19 and continue to carry out their activities in the same mode. To do this, it is necessary to assess all possible financial and commercial risks, factors of direct and indirect impact of possible risks on the activities of the collective placement facility, and their consequences.

Under rather difficult conditions, under the conditions of two crises - epidemiological and economic, the future of the hotel sector enterprises is rather uncertain. The situation with the spread of a new coronavirus infection will further complicate the situation of representatives of the hotel business.

Ключевые слова: стратегия, гостиничный бизнес, последствия, коронакризис, направления развития.

Keywords: strategy, hotel business, consequences, coronacrisis, development directions.

Введение. На сегодняшний день представляется невозможным спрогнозировать последующие пути развития гостиничной индустрии по причине непрекращающихся вспышек заболевания населения, в следствии чего принятие экстренных мер и введение жестких условий ставят гостиничный сектор под угрозу несостоятельности. Более того, на сегодняшний день невозможно определить сроки улучшения эпидемиологической ситуации в России и в Мире в целом, не ясны пути и возможности выхода из кризиса. Предприятия гостиничного сектора, в период пандемии, пострадали более всех отраслей российской экономики, многие представители бизнеса ликвидировали свои предприятия, многие находятся на грани банкротства или под угрозой приобретения их другими представителями отрасли, рейдерского захвата.

Осуществление гостиничной деятельности во время эпидемиологического кризиса - это риск с неуправляемыми факторами и эти факторы не могут быть изменены по воли сторон, участники гостиничного бизнеса могут их только учесть при анализе рисков и возможных потерь от него. Будет ли гостиничный бизнес рентабельным в условиях коронакризиса во многом зависит от правильно выработанной стратегии управления рисками.

Несмотря на то, что риски это в основном негативное явление, им также присущи и стимулирующие функции. Нельзя исключать того, что при нынешних условиях риски, для многих гостиничных хозяйств сыграют компенсирующую функцию, то есть послужат возможности не только восстановления финансовой стабильности предприятия, но и извлечения дополнительной прибыли.

Основная часть

Для того, что выявить наличие перспектив развития гостиничного сектора в дальнейшем в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, следует наметить те внутренние и внешние факторы, которые на сегодняшний день существенно влияют на отечественный гостиничный сектор, и будут способствовать восстановлению и развитию гостиничного сектора. Для определения внешних и внутренних причин для роста либо падения гостиничной индустрии был проведен SWOT анализ, представленный в таблице 1

Из результатов представленных в таблице 1 SWOT-анализа следует, что при повышении качества предоставляемых гостиничных услуг, грамотно разработанной стратегии ведения бизнеса в новых условиях существует большая вероятность не только стабилизации бизнеса, но и роста экономических показателей, повышение уровня доходов гостиничного предприятия. Однако, не смотря на высокий коэффициент потенциальных потребителей гостиничных услуг, высокая стоимость и низкое качество сервисных услуг, открытие границ приведет к оттоку отечественных потребителей за границу, по причине более развитого уровня сервиса зарубежных представителей гостиничной индустрии.

Таблица 1 - SWOT-анализ гостиничного сектора в период распространения

коронавирусной инфекции (составлено авторами)

Возможности Угрозы

Реальные меры государственной поддержки 57 Ужесточение требований к гостиницам и иным средствам размещения 56

Стратегическое партнерство 74 Рост уровня бедности населения 57

Повышение качества оказываемых основных и дополнительных услуг 88 Ухудшение эпидемиологической ситуации 60

Массовая реклама, использование VR/AR технологий 74 Открытие государственных границ 79

Повышение уровня доходов за счет привлечения потребителей 68 Ликвидация малых предприятий гостиничного бизнеса 36

Сильные стороны Слабые стороны

Ограничение выезда граждан РФ за пределы государства 61 Высокая стоимость гостиничных услуг 83

Высокий территориальный потенциал (природная, историческая привлекательность регионов) 59 Политическая непривлекательность России 61

Уровень конкуренции в сегменте 56 Низкий уровень качества услуг 64

Количество потенциальных потребителей 86 Финансовый криз в гостиничной сфере 75

Представление о нуждах отечественного потребителя 61 Потенциальные потребители избегают мест с большим скоплением людей 53

В данном случае представителям гостиничного сектора, а также непосредственно органам государственной власти, муниципальным образованиям, необходимо направить силы на развитие регионов страны, которые входят в три географических региона: арктическая - зона арктических пустынь, субарктическая - тундра и лесотундра, умеренная - тайга, смешанный лес, степи и пустыни. Ни одна из стран Мира не обладает такими природными ресурсами. Развитие гостиничного сектора, внутреннего и въездного туризма в регионах страны во многом будет зависеть от политической привлекательности России.

Как не удивительно, но закрытие границ, ограничение выезда отнесено именно к сильной стороне, так как временная изолированность граждан на территории государства для гостиничного бизнеса является его преимуществом. Кроме того, тогда как для отдельной гостиницы и иного средства массового размещения высокий уровень конкуренции будет являться угрозой, для развития всего гостиничного сектора в целом - это явление положительное, которое приведет к повышению качества оказываемых услуг, предоставляемых коллективными средствами размещения, поспособствует диверсификации предложений гостиничных сервисных услуг.

Мы видим, что гостиничный сектор способен развиваться в новых условиях, в полной мере соответствовать новым требованиям и стандартам. Для работы в новом режиме представителям гостиничной индустрии следует поставить перед собой новый цели, принять новую эффективную стратегию управления. В случае дальнейшего ухудшения эпидемиологической ситуации и перевода части сотрудников на удаленный режим, необходимо трансформировать систему управления персоналом таким образом, чтобы она обеспечивала слаженное взаимодействие персонала условиях работы в смешанном режиме.

В условиях изменения «климата» в сфере гостиничного бизнеса, аппарату управления коллективным средством размещения следует провести реконцепцию гостиницы или иного средства размещения, перейти из одного сегмента в другой. К примеру, отели, рассчитанные на корпоративный сегмент, как и транзитные отели, в период пандемии COVID-19 понесли колоссальные потери - кроме приостановления деятельности с марта по июнь 2020 г., в стране действует запрет на массовое собрание людей, все конференции, деловые мероприятия проходят в режиме online, в гибридном формате. Кроме того, за счет экономии средств, компании не направляют своих сотрудников в длительные командировки с вынужденным проживанием в бизнес-отеле, в режиме online проводят тимбилдинги и иные мероприятия, когда ранее это был сегмент именно деловых отелей. В таком случае, последним следует рассмотреть возможность трансформирования с бизнес-туризма на другие направления гостиничных сегментов. Благодаря обширным помещениям возможно перепрофилирование под размещение в таких отелях детских спортивных групп нацелится на интересы детей. Также, для гостиниц, отелей и иных средств размещения, которые ранее не допускали на свою территорию постояльцев с домашними животными, предлагается рассмотреть вариант стать Petfriendly, то есть выставить на рынок предложение проживания с животными. По примеру многих зарубежных гостиниц, является реальным предлагать номера в долгосрочную аренду, для постоянного проживания постояльца.

Хотелось бы отметить, что такие отели как Redisson, Accor на рынке гостиничных услуг предлагают совершенно новую, но, по их мнению, актуальную услугу на сегодняшний день - номера под удаленную работу. По мнению автора, такая услуга, хоть и является принципиально новой на российском рынке гостиничных услуг, пользоваться высоким спросом у работодателей не будет, так как, не смотря на ряд отвлекающих факторов, содержать сотрудника на удаленной домашней работе обойдется дешевле.

У некоторых гостиниц, отелей появится возможность, при высоком качестве производимых услуг, перейти из дешевого сегмента в более дорогостоящий. Переход в более дорогостоящий сегмент, в данном контексте, это не только повышение стоимости гостиничных услуг, это, в первую очередь, модернизация, достижение превалирующего уровня качества оказываемых услуг, и, в большей степени, это будет касаться именно дополнительных услуг, которые предлагаются гостиницами, отелями и иными средствам размещения. Предлагается прибегнуть к существенным изменениям именно дополнительных услуг, так как возможность их реконструирования более высокая. Каждое средство размещения направлено, в первую очередь, на размещение гостей, но не каждое может предложить качественные, совершенно новые, интересные услуги. Гостиничная индустрия - это индустрия впечатлений, и если гостиница грамотно разработает свои конкурентные преимущества среди аналогичных представителей гостиничного сектора - потребитель будет заинтересован в получении именно такой услуги.

Разработка новых стандартов обслуживания и достижения высокого уровня дополнительных услуг составят значимое конкурентное преимущество среди прочих участников гостиничного бизнеса. Изучение конъюнктуры рынка во время ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции поможет выявить и предугадать нужды потребителей, их предъявляемые требования к коллективным средствам размещения и ожидания от потребления предоставленной услуги. Разумно предположить, что в настоящее время главным требованием к гостиницам, отелям и иным средствам размещения со стороны потенциальных потребителей будет обеспечение безопасности услуги для их здоровья. Именно повышение безопасности здоровья при предоставляемых гостиничных услугах в ближайшее время будет являться одним из решающих факторов при потреблении такого рода сервисных услуг.

Меры по развитию услуг в период пандемии, не будут результативными если потребитель, на которого предложение разработанных услуг будет направленно, не узнают о возможности получения таковых. В этом случае реклама, на которую представители гостиничного бизнеса значительно сокращают свои расходы и не только

в период пандемии, не теряет своей актуальности и даже наоборот, приобретает наибольшую важность для представления услуг потенциальному клиенту. В период действия ограничительных мер, запрета выезда гражданам Российской Федерации за пределы страны - реклама в средствах массовой информации, сети Internet, отвлекающая от тяжелой эпидемиологической ситуации в Мире, позволила бы коллективным средствам размещения, после снятия режима самоизоляции граждан, повысить загруженность отелей. Однако, представители гостиничной индустрии упустили данную возможность - экономия средств на рекламе была ошибочным решением.

Для некоторых гостиниц и иных средств размещения, в особенности малых предприятий, сокращение расходов на рекламу было вынужденным решением. Для рекламы, улучшения обслуживания и внедрения новых технологий необходимо наличие немалых финансовых средств, в которых, по состоянию на сегодняшний день, субъекты гостиничного сектора резко ограничены, что повлияло на перемену стратегии с «управление доходами» на стратегию «управления расходами», что тоже не совсем верно. В данном случае, предлагается гостиницам и средствам размещения, возобновивших свою работу после снятия ограничительных мер, все-таки вернуться к управлению именно доходами - перенаправить чистую прибыль на развитие бизнеса. Здесь в выгодном положении окажутся акционерные общества, которые по результатам отчетного года, на собрании акционеров, могут принять решение не выплачивать дивиденды акционерам, премии членам Совета директоров, а направить денежные средства на покрытие убытков, иных обязательных расходов и развитию своего предприятия. Разумеется, реализация такой жесткой меры зависит от степени заинтересованности собственников в дальнейшем поддержании и развитии коллективного средства размещения.

Помимо прочего, гостиничным предприятиям следует формировать резервный фонд, на случай не только ухудшения эпидемиологической ситуации, но и возможности наступления другого кризиса, и их нежелательных последствий. Денежные средства с этого фонда помогут бизнесу пережить неблагоприятный период и при этом понести незначительные финансовые потери.

Ряду коллективных средств размещения будет выгодно заключить соглашения о стратегическом партнерстве. Здесь будет актуальным заключать соглашения в том случае, если на развитие дополнительных услуг недостаточно средств. Стратегическое партнерство создается на определенный срок и нацелено на развитие конкурентных преимуществ партнеров, создание единой сбытовой сети, совместной реализации услуг.

Партнерство по принципу вертикальной интеграции позволит гостиницам и иным средствам размещения добавить либо расширить диапазон предлагаемых услуг. Используя данную стратегию, партнеры могут расширить клиентскую базу. Это может быть партнерство гостиницы с организацией общественного питания, в случае отсутствия на территории субъекта кафе, лобби бара, ресторана, либо для организации питания в номере, в особенности такое партнерство будет актуальным для небольших гостиниц, мини-отелей, в особенности хостелов.

Так же, при размещении постояльцев с домашними животными, возможно заключение соглашения о расположении ветеринарного кабинета, магазина с товарами для животных на базе гостиницы. Не говоря уже о партнерстве с авиа и железнодорожными перевозчиками, в прибрежных регионах это может партнерство и с водными видами транспорта.

На практике можно разработать и запустить свою торговую марку, для производства товара (услуг) и его дальнейшей реализации как среди постояльцев гостиницы или иного средства размещения, так и широкому кругу потребителей, возьмем к примеру заключение договора на производство шоколадных изделий между средством размещения и фабрикой по производству кондитерских изделий, или выпуск журнальной продукции с основными темами в сфере гостиничной индустрии, которые представляют интерес не только другим представителям гостиничного бизнеса, но и в качестве практических учебных пособий для студентов ВУЗов по направлениям сервис, туризм, торговое дело, менеджмент.

Стратегическое партнерство возможно не только между российскими юридическими лицами, но и между российскими и иностранными юридическими лицами, которым будет интересно выйти со своими товарами на российский рынок услуг.

В период распространения коронавирусной инфекции выгодное стратегическое партнерство для многих субъектов малого предпринимательства гостиничного сектора наиболее выгодная мера для продвижения своих услуг на рынке аналогичных товаров и увеличения прибыли.

Необходимо подчеркнуть, что представители гостиничного сектора Ростовской области для стабилизации своей деятельности могут воспользоваться мерами финансовой и гарантийной поддержки. Автономная некоммерческая организация - микрофинансовая компания «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» предоставляет льготные микрозаймы в сумме от 100 тыс.руб. до 3 млн.руб. на срок до 36 мес., с отсрочкой до 6 мес. по основному долгу, по следующим ставкам:

- от 1% до 2% при залоговом обеспечении ликвидного движимого и\или недвижимого имущества, и\или поручительства третьих лиц%

- 4,5% под поручительство Гарантийного Фонда Ростовской области;

- 6,75% без предоставления обеспечения [1].

Входящая в инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, Некоммерческая организация «Гарантийный фонд Ростовской области» организация, сотрудничающая с АО «Корпорация МСП» и с АО «МСП Банк» по программе предоставления согарантий, предоставляет гарантийные продукты для получения займов, кредитов и банковских гарантий в размере до 100 млн.руб., по ставке вознаграждения 0,5% годовых. Фонд предусмотрел короткие сроки рассмотрения заявки один рабочий день [2]. Кроме прочего,

Фонд проводит бесплатные вебинары для представителей малого и среднего бизнеса, в том числе и для представителей гостиничного сектора, как для наиболее пострадавших отраслей экономики в период действия пандемии COVID-19.

Безусловно, «уход» некоторого количества коллективных средств размещения благоприятно для остальных представителей отрасли - гостиницы и аналогичные средства коллективного размещения войдут в период повышенной конкуренции, гонки за потенциального потребителя. Для государства снижение количественного показателя гостиничных объектов приведет к уменьшению налогооблагаемой базы и, соответственно, сумм платежей по налогам и сборам в пользу казны.

Такие сегменты гостиничного сектора как бизнес-отели и хостелы рискуют исчезнуть с гостиничного рынка как невостребованный сегмент, и если на смену привычных хостелов придут мобильные гостиницы, то бизнес-отели будут ликвидированы как одни из важнейших представителей индустрии, по крайней мере, до улучшения эпидемиологической ситуации не только на территории России, но и во всем Мире. Появление на рынке мобильных гостиниц явно не направлено на развитие качественных гостиничных услуг, но и без бюджетного представителя на рынке обойтись сектору будет не просто.

Нельзя допускать, чтобы представители гостиничного сектора искали пути преодоления последствий ко-ронакризиса самостоятельно, но и разрабатывать меры поддержки без их участия, формировать новые административные барьеры для осуществления деятельности в области предоставления гостиничных услуг, также не верно. В данном конкретном случае речь идет не только о государственной поддержке гостиничного сектора, но и о поддержке гостиничным сектором самого государства, деятельности всей индустрии гостеприимства в интересах государства, то есть о мерах взаимоподдержки. Государству следует разрабатывать меры дальнейшей поддержки гостиничного сектора с учетом рекомендаций представителей самой гостиничной индустрии.

Заключение. Меры государственной поддержки гостиничного сектора, предложенные авторами в данной работе, позволят не только восстановить сектор, но и поднять его на новый уровень. Только при переходе к GR отношениям, возможен выход из экономического кризиса самого государства, так и гостиничного сектора, который, при условии правильного и устойчивого развития вверх поспособствует восстановлению и росту российской экономики.

Источники:

1. Автономная некоммерческая организация - микрофинансовая компания «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rrapp.ru/vopros-otvet/mikrofinansirovanie.html - дата обращения 17.11.2020г..

2. Некоммерческая организация - Гарантийный фонт Ростовской области [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dongarant.ru/ - дата обращения 17.11.2020г..

References:

1. Autonomous non-profit organization-microfinance company " Rostov Regional Agency for Entrepreneurship Support "[Electronic resource] Access mode: http://www.rrapp.ru/vopros-otvet/mikrofinansirovanie.html -date of application 17.11.2020;

2. Non-profit organization-Guarantee Fund of the Rostov region [Electronic resource] Access mode: https://dongarant.ru/ -accessed 17.11.2020.

10.24412/2309-4788-2021-10964

Е.И. Кочубей - канд. философских наук, доцент, кафедра Бизнес-процессов и экономической безопасности, Институт экономики, управления и социальных коммуникаций, Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (г. Краснодар), 219924@mail.ru,

E. I. Kochubey - cand. philosophical Sciences, associate Professor Department of Business processes and economic security, Institute of Economics, management and social communication, Academy of marketing and socially-information technologies - IMSIT (Krasnodar);

А.В. Сапунов - канд. экономических наук, доцент, кафедра Государственного и корпоративного управления, Институт экономики, управления и социальных коммуникаций, Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (г. Краснодар), dismallll@mail.ru,

A. V.Sapunov - cand. economic Sciences, associate Professor Department of Public and corporate governance, Institute of Economics, management and social communication, Academy of marketing and socially-information technologies - IMSIT (Krasnodar).

ФАКТОРЫ ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В 2020 Г.

И МЕХАНИЗМЫ ИХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ FACTORS OF DESTABILIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY IN 2020 AND MECHANISMS FOR THEIR PREVENTION

Аннотация. В статье на основе статистических наблюдений, аналитических данных определены факторы, в том числе выделены дестабилизирующие, которые оказали существенное влияние на экономику Российской Федерации в 2020 году в условиях объявленной пандемии, рассмотрены механизмы, способные улучшить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.