УДК: 658.8
Ахтем А. Э.
магистрант, направление подготовки «Менеджмент» «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Научный руководитель: Одаренко Т. Е.
к.э.н., доцент
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЫНКА РЕКРЕАЦИОННЫХ УСЛУГ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
В данной работе приведены тенденции для развития рынка туристских услуг в сфере оздоровительного туризма Крыма. Также предоставлены определенные итоги при оценке конкурентных позиций рекреационных областей Крыма. Аргументированы стратегии товара и цены, для развития определенной территории, кроме того стратегия для распределения и продвижения оздоровительного туризма Крымского полуострова.
Ключевые слова: стратегия, конкурентоспособность, туризм, рыночные отношения, Крым, исследования, рекреация, туристическая услуга.
Когда происходит формирование рыночных отношений, изучение структур рынка, их организации на определенной территории и их отличительных черт получает особую актуальность. В международной практике данный тип изучения формируется в рамках особого научно-практического направления — геомаркетинга [1, 5]. Методы геомаркетингового анализа весьма перспективны для изучения рынка оздоровительного туризма благодаря особой специфике и особенностям спроса и предложения в данной сфере. Спрос на туристские услуги очень довольно сильно зависим от политических и социальных факторов, подвергается сезонным колебаниям. Предложение же отличается неэластичностью, так как оно немобильно и не создает для своего будущего запасов, туристские услуги оздоровительного туризма задействуются напрямую в момент использования той или иной услугой рекреации в сфере оздоровительного туризма. Помимо всего нет структурированности, так как одни территории будут лучше развиты чем другие в плане формирования туристского продукта оздоровительного туризма [2]. Применение конкретного геомаркетингового подхода дает возможность в нужное время вычислять характерные черты быстроменяющегося и все более требовательного спроса на услуги оздоровительного туризма, стимулы и препятствия, влияющие на потребительский выбор.
Анализ конъюнктуры и создание стратегии совершенствования позиций конкуренции для конкретной территории, увеличения имиджа деловой и социальной конкурентоспособности является одним из направлений геомаркетинговых исследований. Для полуострова вопрос конкурентоспособности в отрасли рекреации является на сегодняшний момент наиболее актуальным. Возможность конкурировать или конкурентоспособность — это некая особенность территории завлекать и удерживать стабильность в туризме за счет рационального использования природных и социально-экономических особенностей данной территории с целью удовлетворения потребностей туристов и получения прибыли. Появляется потребность для подробного рассмотрения сильных и слабых сторон рынка рекреационных услуг региона.
Самый лучший в плане оздоровительного туризма Крыма — это Южный берег «Большой Ялты». Он славится благоприятным климатом, великолепным воздухом который помогает при бронхо-легочных заболеваниях. В городах и поселках ЮБК относительная безопасность для туристов и чистота лесов, как следствие на данной территории самое
большое количество санаториев, пансионатов и гостиниц, связанных с рекреацией, что приводит к увеличению спроса и предложения в данной сфере, стабильному росту и популяризации данного региона. Слабыми сторонами являются недостаточно развитые инфраструктура региона и транспортное сообщение. По мнению многих специалистов проблема в высокой стоимости большинства услуг, но в плане соотношения цены и качества, любой желающий найдет подходящее под свой кошелек [8].
На достаточном уровне в последнее время конкурируют между собой Юго-Восточный и Центральные регионы, которые обладают неплохими природными и культурными ресурсами для развития оздоровительного туризма в данных регионах, а также в них хорошо развита транспортная среда, позволяющая без особых проблем попадать в любой город данных регионов. Непосредственно в Юго-Восточном районе самое лучшее эколого-санитарное состояние территорий. Правда по мнению большинства недостаточно мощный потенциал, необоснованно высокие цены, неблагоприятная криминогенная ситуация — это слабые стороны при развитии лечебно-оздоровительного туризма района и приводит к уменьшению спроса, низким объемам реализации и как следствие низкой экономической эффективности [3].
Слабую конкурентоспособность имеет Северо-Западный и Восточный районы. Их можно разделить на промежуточные категории: ярко выраженная специализация одного из старейших районов, мощный потенциал бальнеологических и грязевых ресурсов, центр отдыха и средний уровень рекреационной инфраструктуры.
Приобретенные результаты дают возможность сформулировать стратегические направления развития оздоровительного туризма в регионе.
Главной целью товарной стратегии является совершенствование спроса и предложения на полуострове.
Ценовая политика заключается в предоставлении привлекательных цен. Для повышения эффективности туризма необходимо снижение цены, предоставление некоторых льгот для постоянных клиентов и разработка системы маркетинга для привлечения новых клиентов. Из числа различных методов ценообразования принято использовать только три с ориентацией на уровень конкуренции [3].
При формировании стратегии развития оздоровительного туризма необходимо выполнить следующие задачи:
- расширение охвата сбытовой сети при сокращении количества посредников;
- расширение сети филиалов и представительств крымских предприятий вне региона;
- более активное внедрение способов сбыта посредством сети Интернет;
- продажа туров по типу «Все включено» [11].
При реализации стратегии распределения должен учитываться территориальный уровень рынка сбыта. На национальном рынке в зависимости от величины потенциала сбыта рекреационных услуг выделяются рынки первого порядка и второго порядка, где условия несколько хуже, но имеют перспективы, и рынки третьего порядка, объединяющие все остальные области.
В рамках государств СНГ сбытовая политика обязана быть нацеленной прежде всего на европейскую часть Российской Федерации. Именно здесь находится наибольший потенциальный рынок, сохранивший традиции к отдыху в регионе.
Из более дальних Европейских стран для развития оздоровительного туризма рекреационная политика должна быть направлена на Великобританию, Германию, Францию и страны Центральной Европы в целом [5].
Подобная стратегия должна быть направлена на завоевание доверия туристов, в том числе путем рекламы и развития маркетинга на предприятиях рекреационной сферы
районов. Все это позволяет расширить аудиторию, завести необходимые контакты для дальнейшего сотрудничества, улучшая экономику государства в целом.
Стратегия направлена на развитие взаимодействия всех районов Крыма с целью удовлетворения различных потребностей туристов. Цель данной стратегии — объединение усилий для устранения недостатков каждого отдельного района с возможностью подчеркнуть все преимущества для дальнейшего сотрудничества разных туристских организаций, чтобы подогреть интерес потенциальных посетителей к полуострову в целом.
Проводя итоги полученных функционально-территориальных ресурсов следует отметить, что Крым имеет рекреационные возможности для разнообразных видов туризма, которые позволят изменить потоки рекреантов и нагрузку на окружающую среду. Отрицательным моментом являются незначительные капитальные вложения для создания инфраструктуры и ярко выраженная сезонность.
Таким образом в Крыму можно развивать такие виды туризма как: парусный спорт и дайвинг (спортивный туризм); проведение учебных и учебно-производственных практик (учебный туризм); научные экспедиции; приморский курортно-оздоровительный туризм; подводная охота; рыбная ловля; сбор лекарственных трав, плодов и ягод (промысловый туризм).
Вывод. Реализация усиления конкурентных возможностей должна способствовать новым преимуществам Крымского региона. При этом следует сделать упор на круглогодичную деятельность, разнообразии предлагаемых услуг и исторических достопримечательностях в сочетании их с природно-познавательным туризмом, качеством и комфортностью видов услуг, не имеющих аналогов дегустационных, этнических экстрим- и др.
Литература
1. П. Джемс, К. Джонс Американская география: современное состояние и перспективы / П. Джемс, К. Джонс. — М., 1957. — 550 с.
2. Копанев, А. С., Дурович А. П. Маркетинг в туризме / А. С. Копанев, А. П. Дурович. — Минск : Экономэкспресс, 2008.
3. Маркетинг / Под ред. А. Н. Романова и др. — М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010.
4. Слепокуров, А. С. Геоэкологические и инновационные аспекты развития туризма в Крыму. — Симферополь : Сонат, 2009.
5. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50646-94. Услуги населению. Термины и определения.
6. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50645-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц.
7. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51185-98. Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования.
8. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ. Утверждены постановлением правительства РФ от 25.04.1997 г. №490.
9. Система сертификации ГОСТ Р. Правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц. Утверждены постановлением Госстандарта России от 14.10.1994 г. №18
10. Страчкова, Н. В. Культура народов Причерноморья / Н. В. Страчкова, Г. А. Галух, Н. С. Сахнова. — 2002. — №34. — С. 216-220.
11. Ахтем А. Э., Худякова А. Д. Стратегические направления повышения конкурентоспособности рынка рекреационных услуг в Крыму / А. Э. Ахтем, А .Д. Худякова // Таврический научный обозреватель. — № 1 (6). — 2016. — С. 41 -46.