Научная статья на тему 'Стратегические направления комплексного развития городских территорий'

Стратегические направления комплексного развития городских территорий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
76
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
комплексное развитие территорий / стратегическое планирование / Красноярск / SWOT-анализ / PEST-анализ / анализ заинтересованных сторон / ситуационный анализ / содержательный анализ / integrated development of territories / strategic planning / Krasnoyarsk / SWOT analysis / PEST analysis / stakeholder analysis / situational analysis / content analysis

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чепелева Кристина Викторовна, Киль Елизавета Андреевна, Филиппов Александр Геннадьевич, Шпенькова Татьяна Александровна, Косцова Светлана Александровна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме усовершенствования механизма комплексного развития городских территорий. В данной статье предпринята попытка раскрыть основные причины сдерживающие развитие механизма комплексного развития городских территорий. Целью исследования являлась разработка стратегических направлений комплексного развития различных типов городских территорий. Объектом исследования выступали территории города Красноярска, подлежащие комплексному развитию (территории бывших промышленных предприятий, занятые индивидуальными жилыми домами, незастроенные). В ходе исследования были проанализированы стратегические и программные документы федерального, регионального и местного уровней о комплексном развитии городских территорий, использованы методы ситуационного анализа, а также теория заинтересованных сторон. В качестве вывода авторами предложены стратегические направления комплексного развития городских территорий актуальные не только для г. Красноярска. Обоснована мысль о том, что для устранения проблемных и спорных ситуаций при реализации проектов комплексного развития территорий необходимо осуществить процесс стратегического планирования их развития в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Чепелева Кристина Викторовна, Киль Елизавета Андреевна, Филиппов Александр Геннадьевич, Шпенькова Татьяна Александровна, Косцова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic directions for the integrated development of urban areas

The article is devoted to the current problem of improving the mechanism for the integrated development of urban areas. This article makes an attempt to reveal the main reasons hindering the development of the mechanism for the integrated development of urban areas. The purpose of the study was to develop strategic directions for the integrated development of various types of urban areas. The object of the study was the territory of the city of Krasnoyarsk, subject to comprehensive development (territories of former industrial enterprises, occupied by individual residential buildings, undeveloped). During the study, strategic and program documents at the federal, regional and local levels on the integrated development of urban areas were analyzed, and methods of situational analysis were used, as well as stakeholder theory. As a conclusion, the authors proposed strategic directions for the integrated development of urban areas that are relevant not only for the city of Krasnoyarsk. The idea is substantiated that in order to eliminate problematic and controversial situations when implementing projects for the integrated development of territories, it is necessary to carry out a process of strategic planning for their development in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления комплексного развития городских территорий»

Стратегические направления комплексного развития городских территорий

Чепелева Кристина Викторовна

кандидат экономических наук, доцент, Красноярский государственный аграрный университет, kristychepeleva@mail.ru

Киль Елизавета Андреевна

магистрант, Сибирский Федеральный Университет, kil-e11@mail.ru Филиппов Александр Геннадьевич

магистрант, Сибирский Федеральный Университет, sanya-fily@mail.ru

Шпенькова Татьяна Александровна

магистрант, Сибирский Федеральный tshpenkova@yandex.ru

Университет,

Косцова Светлана Александровна

магистрант, Сибирский Федеральный Университет, lana_kost@vk.com

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме усовершенствования механизма комплексного развития городских территорий. В данной статье предпринята попытка раскрыть основные причины сдерживающие развитие механизма комплексного развития городских территорий. Целью исследования являлась разработка стратегических направлений комплексного развития различных типов городских территорий. Объектом исследования выступали территории города Красноярска, подлежащие комплексному развитию (территории бывших промышленных предприятий, занятые индивидуальными жилыми домами, незастроенные). В ходе исследования были проанализированы стратегические и программные документы федерального, регионального и местного уровней о комплексном развитии городских территорий, использованы методы ситуационного анализа, а также теория заинтересованных сторон. В качестве вывода авторами предложены стратегические направления комплексного развития городских территорий актуальные не только для г. Красноярска. Обоснована мысль о том, что для устранения проблемных и спорных ситуаций при реализации проектов комплексного развития территорий необходимо осуществить процесс стратегического планирования их развития в РФ.

Ключевые слова: комплексное развитие территорий, стратегическое планирование, Красноярск, SWOT-анализ, PEST-анализ, анализ заинтересованных сторон, ситуационный анализ, содержательный анализ.

Введение. Комплексное развитие территорий (далее КРТ) является важным направлением государственной политики. Оно позволяет более эффективно использовать ресурсы территорий и создавать благоприятные условия для развития различных секторов экономики и социальной сферы.

Механизм комплексного развития территорий включает в себя разработку стратегического плана, который учитывает потребности и потенциалы конкретных территорий, а также приоритеты государственной политики и стандарты. В рамках этого подхода проводятся мероприятия по улучшению социальной инфраструктуры, поддержке предпринимательства и развитию местного экономического потенциала, охране природы и окружающей среды, развитию туризма, культуры и образования.

Одной из целей комплексного развития территорий является повышение качества жизни жителей и создание условий для устойчивого развития, а также привлечение инвестиций и развитие местного предпринимательства. Для достижения этих целей применяются различные инструменты, включая разработку инфраструктурных проектов, привлечение государственных и частных инвестиций, проведение реформ в сфере управления и разработку специальных программ развития.

Целью исследования является разработка стратегических направлений комплексного развития различных типов городских территорий.

Среди ключевых задач исследования изучение стратегических и программных документов федерального, регионального и местного уровней о комплексном развитии городских территорий, использование методов ситуационного анализа (SWOT и PEST-анализы), анализа заинтересованных сторон комплексного развития различных типов городских территорий, разработка стратегических направлений комплексного развития территорий г. Красноярска.

Объектом исследования являются территории города Красноярска, подлежащие комплексному развитию (территории бывших промышленных предприятий, занятые индивидуальными жилыми домами, незастроенные).

Предметом исследования являются стратегическое управление комплексным развитием городских территорий.

Материалы и методы исследования. Исследование проведено на основе материалов, представленных в научных публикациях следующих отечественных авторов: Астафьева С.А. [1], Гусевой Г.В. [2], Ефимова А.В. [3], Лаптева А.В. [3], Мохова А.И. [4], Просвирнин Д.А. [5], Саенко И.А. [6], Сарченко В.И. [7], Светлакова В.И. [8], Хиревича С.А. [9], Хомутинниковой О.Э. [10] и других.

Информация для исследования выбрана из открытых источников сети Интернет, с официального сайта Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Администрации города Красноярска, а также из электронных учебников и пособий по теме исследования.

В работе использованы следующие методы исследования: общенаучные (анализ и систематизация материала, детализация имеющейся информации по теме исследования, сравнение, обобщение и анализ полученной в ходе работы информации),

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м

CJ

м см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

SWOT-анализ, PEST-анализ, анализ заинтересованных сторон, контент-анализ стратегических программ и документов.

Результаты исследования. Обновленное понятие Комплексное развитие территорий было внесено Федеральным законом от 30.12.2020 г. № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий».

Комплексное развитие территорий является одним из приоритетов достижения Национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях развития России до 2030 года». Для успешной реализации проектов комплексного развития территорий необходимо утверждение целей на определенный срок, составление пошагового плана мероприятий, назначение исполнителей, определение целевых индикаторов, которые будут свидетельствовать о достигнутых результатах.

Рассмотрим стратегические документы и программы комплексного развития территорий, разработанные Правительством Российской Федерации и Красноярского края (таблицы 1, 2, 3).

Таблица 1

Содержательный анализ Стратегий развития Российской Федерации, включающих информацию о комплексном развитии террито-

Полное наименование Приоритеты развития Целе-

документа, дата утвер- вые по-

ждения, сроки реализа- каза-

ции тели

Стратегия развития жи- 1. Создание качественной городской Нет дан-

лищной сферы Россий- среды. ных

ской Федерации на период 2. Устойчивое развитие и экономиче-

до 25 года ский рост с развитием открытой город-

(дата утверждения 2018 г., ской среды, транспортной и инженерной

сроки реализации 2020- инфраструктуры городов, туризма.

2025 г.) 3. Комплексное освоение промышлен-

ных зон и реконструкция застроенных

территорий.

Стратегия развития строи- 1. Подготовка мастер-планов для ком- Нет дан-

тельной отрасли и жи- плексного развития территорий 85 субъ- ных

лищно-коммунального хо- ектах.

зяйства Российской Феде- 2. Использование механизма комплекс- 2. тыс. га

рации до 2030 года с про- ного развития территории в целях вовле- 2023 -

гнозом на период до 2035 чения, в оборот неэффективно использу- 40;

года емых земельных участков. 2024 -

(дата утверждения 2021 г., 3. Донастройка механизма вовлечения в 50;

сроки реализации 2022- оборот земель, включая использование 2025 -

2030 г.) инструментов АО «ДОМ.РФ», упрощение 60;

процедур и использование договоров за- 2026 -

стройки и комплексного развития терри- 90;

торий; 2027 -

4. Использование инструментов ком- 110;

плексного развития территорий для фор- 2028 -

мирования комфортной городской среды 130;

с высоким инвестиционным потенциалом 2029 -

и бюджетной эффективностью; 170;

5. Количество принятых решений о КРТ. 2030 -

200.

5. шт.

2023 -

466;

2024 -

566;

2025 -

766;

2026 -

1117;

2027 -

1117;

2028 -

1117;

2029 -

1117;

2030 -

1117.

Изучив Стратегии развития Российской Федерации, включающие информацию о комплексном развитии территорий, можно отметить, упоминание механизма КРТ при освоении и обновлении земельных участков для формирования комфортной городской среды и повышения инвестиционной привлекательности территорий. Однако в документах отсутствуют конкретные стратегические шаги, позволяющие отследить процесс реализации долгосрочных программ.

Таблица 2

Содержательный анализ национальных проектов Российской Федерации, включающих информацию о комплексном развитии терри-

Полное наименование документа, дата утверждения, сроки реализации Приоритеты развития Целевые показатели

Жильё и городская среда (дата утверждения 2019 г., сроки реализации 2019-2024 г.) 1. Разработан методический документ «Стандарт комплексного развития территорий» с учетом лучших мировых практик в области городского планирования. 2. Актуализация нормативно-правовых документов градостроительного регулирования и планировки территории, архитектурного регулирования. Нет данных

Информация, содержащаяся в национальном проекте РФ «Жилье и городская среда» не определяет стратегические шаги для совершенствования механизма комплексного развития, а также не содержит целевые показатели, предназначенные для контроля работы государственных органов. Таблица 3 Содержательный анализ региональных программ Красноярского края, включающих информацию о комплексном развитии территорий (составлено на основе источников [14-18])

Полное наименование документа, дата утверждения, сроки реализации Приоритеты развития Целевые показатели

План мероприятий содействия развитию конкуренции в Красноярском крае на 2021-2025 (дата утверждения 2021 г., сроки реализации 2021-2025 г.) Стратегический подход к развитию среды обитания диктует необходимость планомерного комплексного развития территорий и разносторонних подходов к проблеме обеспечения населения жильем. Нет данных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приоритетные направления развития территориальных кластеров г. Красноярска на 2021 - 2028 г. в рамках подготовки к 400-летию основания г. Красноярска с учетом межрегиональных, федеральных и мировых трендов (дата утверждения 2021 г., сроки реализации 2021-2028 г.) Внесение изменений в ПЗЗ, в части уточнения границ территорий, предусматривающих осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий. Нет данных

Отраслевая программа «Развитие строительной отрасли Красноярского края на 2023 - 2025 годы» (дата утверждения 2022 г., сроки реализации 2023-2025 г.) Утверждены необходимые нормативно-правовые акты и определен региональный оператор для реализации проектов КРТ на территории Красноярского края. 2022-2023 г. -Общая площадь территорий КРТ - 29,4 га; Реализуемая площадь помещений - 380 тыс. кв. м

Прогноз социально-экономического развития города Красноярска на 2023-2025 годы (дата утверждения 2022 г., сроки реализации 2023-2025 г.) Обеспечение эффективной модернизации и комплексное развитие городских инфраструктур для комплексного развития городской среды и улучшения жилищных условий. Нет данных

Стратегия социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года (дата утверждения 2016 г., сроки реализации 2020-2030 г.)

1. Ориентация на комплексную застройку и инфраструктурное обеспечение территорий;

2. Обеспечение жителей услугами и работой в пределах пешеходной доступности для перераспределения транспортных потоков и снижения нагрузки на городскую инфраструктуру.

Содержательный анализ региональных программ Красноярского края показывает, что в документах отражена информация об использовании механизма комплексного развития городских территорий и модернизации региональных и местных нормативно-правовых документов, но при этом отсутствуют целевые индикаторы, отражающие динамику выполнения поставленных шагов.

Рассмотренные стратегические документы являются частью исследованных программ и проектов, в которых присутствует упоминание о механизме комплексного развития территорий или же связанных с ним процессов. При исследовании нормативной литературы были также проанализированы документы, не содержащие информации о комплексном развитии городских территорий, среди них следующие.

Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года (дата утверждения 2016 г., сроки реализации 20202030 г.).

Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» (дата утверждения 2018 г., сроки реализации

2018-2025 г.).

Федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» (дата утверждения 2018 г., сроки реализации 2018-2024 г.).

Региональный проект «Жилье (Красноярский край)» (дата утверждения 2019 г., сроки реализации 2019-2024 г.).

Региональный проект «Формирование комфортной городской среды (Красноярский край)» (дата утверждения 2019 г., сроки реализации 2019-2024 г.).

Региональный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда (Красноярский край)» (дата утверждения 2019 г., сроки реализации

2019-2024 г.).

Анализ документов позволяет сделать вывод о том, что лишь некоторые имеют целевые индикаторы, благодаря которым можно отследить результат работы федеральных и региональных государственных органов власти. Такими документами являются Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года и отраслевая программа «Развитие строительной отрасли Красноярского края на 2023 - 2025 годы». Представленные целевые индикаторы определяют площади неэффективно использующихся земельных участков, которые планируется развивать и количество решений о комплексном развитии территорий для страны в целом. Также в отраслевой региональной программе Красноярского края указан перспективный объем площадей, который может получиться при реализации проектов КРТ.

Учитывая вышеизложенное можно судить о том, что механизм комплексного развития территорий только начинают интегрировать в нормативные и стратегические документы. В настоящий момент долгосрочные и среднесрочные документы на федеральном и региональном уровнях не содержат полной информации о процессе пространственного планирования и развития городских территорий.

Разработка стратегических направлений требует глубокого анализа различных типов городских территорий. Для реализации данного процесса используем наиболее распространённые методы ситуационного анализа. Сущностью ситуационного анализа является выявление сильных и слабых сторон объекта исследования, которым являются городские территории во внутренней среде, и возможностей и угроз во внешней среде, где оказывают влияние различные политические, экономические, социальные и другие факторы.

Механизм комплексного развития территорий принят относительно недавно, поэтому принятые решения о комплексном развитии территорий в Российской Федерации, имеющиеся в открытом доступе, были выявлены в отношении территорий 45 субъектов Российской Федерации. Общее количество таких решений - 174, в том числе принято 80 решений о КРТ жилой застройки (рисунок 1) [19].

■ КРТ жилой застройки

■ КРТ нежилой застройки

■ КРТ незастроенных территорий

Рисунок 1 - Распределение решений о КРТ по видам

Объектом исследования являются территории города Красноярска, подлежащие комплексному развитию.

Таблица 4

Территории города Красноярска, подлежащие комплексному разви-

Название территории КРТ Характеристика Вид разрешенного использования

Территория в границах улиц Лесопарковой - Садовой в Октябрьском районе Площадь земельного участка равна 72 035 кв. м. Застройка представлена частным сектором с хаотичным расположением малоэтажных домов. Застройка многоэтажными жилыми домами

Территория в границах улиц Сопочной - Пушкина - Революции - Чкалова -пр-та Николаевского в Октябрьском/ Железнодорожном районах Площадь территории равна 147 690 кв. м. В границах микрорайона «Николаевская слобода» находятся беспорядочно расположенные индивидуальные жилые дома и постройки.

Антенное поле между Ботаническим микрорайоном и микрорайоном Ветлу-жанка. Площадь территории - 100 га. Антенное поле представляет собой огромное равнинное пространство. Застройка многоэтажными жилыми домами

Военный городок на улице Малиновского в микрорайоне Зеленая Роща Площадь территории 220 га. Красноярский военный город является полноценным музеем из 2-х и трехэтажных зданий из красного кирпича.

Территория по ул. Димитрова в Железнодорожном районе Площадь ЗУ равна 9003 кв. м На территории расположены 3 дома, находящиеся в аварийном состоянии. Зона многофункциональной застройки

Территория по ул. Калинина Площадь земельного участка, составляет 18,4 га. Территория представляет собой ровное пространство с растительностью в виде деревьев и кустарников. Зона осуществления деятельности по КРТ в целях жилой и общественно-деловой застройки

Несмежные территории по обе стороны ул. Шахтеров Площадь территории равна 18,1 га. ЗУ заняты нежилыми помещениями, складами и гаражами.

Территория в границах улиц Семафорная-Вави-лова Площадь ЗУ равна 9,5 га. На территории стоят 19 аварийных домов (в основном двухэтажные деревянные бараки).

X X О го А С.

X

го m

о

м о м

CJ

м см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

Согласно сайту Администрации города Красноярска [20], в настоящее время около 8 территорий города находятся в начальной стадии процесса комплексного развития территорий. Данные территории и их краткая характеристика представлены в таблице 4.

Рассмотрев представленные территории города Красноярска, которые определены Администрацией города для комплексного развития, можно сделать следующие выводы:

- общая площадь территории для комплексного развития в городе Красноярске равна 3 474 730 кв. м;

- общая площадь территорий с неразвитой дорожной-транспортной и коммунальной инфраструктурой равна 3 347 690 кв. м;

- общий перспективный объем жилой застройки - 2 509 491,7 кв. м жилья.

Комплексное развитие территорий требует решения множества сложных нормативно-правовых, социально-экономических, экологических и инфраструктурных проблем, таких как:

- отсутствие единой системы оценки экономических издержек территории, выделенной под КРТ, с учетом её особенностей, проживающих людей и имеющихся объектов;

- отсутствие на региональном уровне нормативных документов и процедуры по осуществлению механизма КРТ, которые помогут в установленном порядке решать возникающие правовые и бюрократические проблемы, а не в рамках индивидуальных договоренностей;

- трудности с выкупом земельных участков у собственников;

- отсутствие закреплённых минимальных размеров земельных участков для КРТ;

- недостаточно детальное и проработанное содержание договора о комплексном развитии территорий;

- недостаточная государственная поддержка в виде программ и финансирования;

- нарушение иерархии документов планирования пространственного развития [22, 23].

Для полноценного и своевременного выполнения стратегических планов необходимо преодолеть обозначенные выше проблемы на пути реализации проектов комплексного развития территорий.

Информация о факторах внутренней среды объекта исследования и внешних возможностях и угрозах систематизирована из научных статей, учебников, публичных обсуждений и др. (таблица 5).

Таблица 5

Исходная матрица SWOT-анализа территорий города Красноярска (составлено на основе источников [1-10, 22, 23])

5) Сотрудничество с Финансовым институтом развития в жилищной сфере России «ДОМ.РФ»_

5) Недостаток государственных дотаций

S (Сильные стороны) W (Слабые стороны)

1) Размерные характеристики земельных участков 2) Благоприятная окружающая застройка 3) Расположение вблизи транспортных развязок/современных дорожных проездов 4) Наличие уникальных природных особенностей территории 5) Пешеходная доступность до самодостаточных территорий/центра города 1) Отсутствующие/изношенные инженерные сети на земельном участке 2) Неудовлетворительное состояние транспортно-дорожной сети внутри территории 3) Земельный участок или его часть не находится на государственном балансе 4) Загрязненность почвы токсичными веществами 5) Неудачная форма земельного участка

O (Возможности) T (Угрозы)

1) Поддержка жилищного строительства - льготные ипотеки и программы 2)Развитие отечественного предпринимательства 3) Внесение изменений в законодательную базу о комплексном развитии территорий 4) Совершенствование налогового законодательства 1) Частичное приостановление импорта материалов и оборудования для строительства 2) Повышение ставки кредитования для населения и бизнеса 3) Снижение платежеспособности населения 4) Неблагоприятные законодательные изменения

Отфильтровав сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы, которые его окружают, важно проанализировать, как сильные стороны помогут приумножить возможности и нейтрализовать угрозы, а слабые стороны нивелируются внешними возможностями и не усугубят угрозы.

Составив результирующую матрицу Б^ОТ-анализа, сформируем основные стратегические направления, которые помогут при эффективной реализации проектов комплексного развития различных типов городских территорий. Важными стратегическими направлениями для реализации КРТ являются:

- создание классификации земельных участков, подлежащих комплексному развитию, относительно размеров территорий;

- организация тесного сотрудничества финансового института развития жилищной сферы России «ДОМ.РФ» с застройщиками и проектными организациями для создания современных проектов;

- разработка программ по снятию ограничений для предоставления проектного финансирования для реализации проектов комплексного развития территорий;

- разработка государственных программ, предоставляющих поддержку про реализации социальной, дорожно-транспортной и инженерной инфраструктуры проектов КРТ;

- разработка механизма выкупа земельных участков у собственников при реализации комплексного развития застроенных территорий;

- снижение налоговых ставок для участников КРТ;

- внедрение в строительный процесс современных отечественных материалов, технологий и оборудования.

В результате, исследовав внутренние факторы городских территорий и внешние возможности и угрозы, были сформированы стратегические направления, на которые необходимо обратить внимание при разработке стратегического документа - плана мероприятий комплексного развития территорий. В настоящее время обозначенные проблемы в повестке государственных органов власти, беспокоят участников строительной отрасли и общественность, а также тормозят процесс эффективного пространственного планирования в городах и регионах страны.

Реализация проектов комплексного развития не может осуществляться без участия заинтересованных сторон, которые условно можно разделить на четыре типа: заинтересованные стороны «второй линии», угрожающие, поддерживающие, «больших возможностей и больших угроз». Каждому типу заинтересованных сторон соответствует специфическая стратегия взаимодействия.

Таблица 6

Распределение заинтересованных сторон относительно их типа

«Второй линии» Угрожающие Поддерживающие «Больших возможностей и больших угроз»

Регистраторы прав; Риэлторы; Потребитель; Региональные инженерные ведомства и изыскатели; Страховые компании. Производители материалов; Транспортные компании; Арендодатели строительных машин и оборудования; Собственники имущества Учебные организации; Научно-исследовательские центры; Финансовый институт «ДОМ.РФ»; Проектные институты и бюро; Органы власти; Инвесторы; СРО, отраслевые ассоциации; Застройщик Генеральные подрядчики; Строительно-монтажные организации; Банковские учреждения

В реализации проектов комплексного развития задействовано огромное количество участников строительной отрасли и государственного аппарата управления, поэтому для выбора стратегий взаимодействия с этими участниками разделим их на четыре типа и отразим результат в таблице 6.

После ранжирования заинтересованных сторон определим потенциал сотрудничества и угроз, а также ключевые точки взаимодействия с каждым участником при реализации проектов комплексного развития территорий.

Необходимо отметить, что наиболее важной заинтересованной стороной является поддерживающий тип, так как именно эти участники будут способствовать и стимулировать совершенствование механизма комплексного развития территорий и внедрение новых инструментов для его эффективной работы.

При анализе заинтересованных сторон и точек взаимодействия с ними рассмотрим их влияние на проект реализации комплексного развития по степени важности. Наименее важным являются заинтересованные стороны «второй линии». В нашем случае к ним относятся регистраторы прав, риэлторы, потребители, региональные инженерные ведомства и изыскатели, страховые компании. Эти участники в текущий момент времени имеют как низкий потенциал сотрудничества, так и низкий потенциал угроз. Основной стратегией является «выжидательная», сущность которой заключается в мониторинге изменений целей и интересов данной группы заинтересованных сторон и своевременная разработка стратегии взаимодействия с ними. Возможными угрозами при взаимодействии с этой группой заинтересованных сторон является увеличение сроков реализации проекта КРТ, увеличение стоимости проекта и внедрение неверных маркетинговых мероприятий, которые не приведут к реализации построенных площадей.

К угрожающим заинтересованным сторонам отнесены производители материалов, транспортные компании, арендодатели строительных машин и оборудования, собственники имущества. Данные заинтересованные стороны обладают относительно низким потенциалом сотрудничества, поскольку имеются альтернативные варианты взаимодействия, переход на которые не требует значительных затрат, и относительно высоким потенциалом угроз при прекращении сотрудничества. Стратегия для взаимодействия с такими участниками называется «защитная», при которой заинтересованная сторона старается удержать заинтересованные стороны или простимулировать его участие в проекте. Угрозами от таких заинтересованных сторон могут выступать повышение инвестиционных вложений в проект, увеличение сроков строительства объектов, некачественная строительная продукция и судебные разбирательства.

К заинтересованным сторонам «больших возможностей и больших угроз» относятся генеральные подрядчики, строительно-монтажные организации, банковские учреждения. При взаимодействии с ними применяется стратегия «маневрирования», предполагающая минимизацию потенциала угроз и максимизацию потенциала сотрудничества с ними. Данная группа заинтересованных сторон проявляет большой интерес к сотрудничеству, ресурсам проекта и ключевым компетенциям специалистов, но при достижении своей цели прекращает эффективное взаимодействие. Возможными угрозами при взаимодействии с указанными участниками являются консервация объектов проекта, некачественное выполнение работ и отказ в получении заемных средств, что отрицательно скажется на реализации проекта.

Наиболее важное и перспективное сотрудничество должно организовываться с заинтересованными сторонами «поддерживающего» типа. К данному типу отнесены учебные органи-

зации, научно-исследовательские центры, финансовый институт развития жилищной сферы России «ДОМ.РФ», проектные институты и бюро, органы власти, инвесторы, СРО, отраслевые ассоциации, застройщики. Для взаимодействия с «поддерживающим» типом может использоваться стратегия «наступления», которая предполагает совместное использование собственного потенциала (компетенций) и потенциала (компетенций) заинтересованных сторон поддерживающего типа на основе комплементарности, что обеспечивает получение синергетического эффекта. Основными угрозами при реализации проектов комплексного развития с заинтересованными сторонами «поддерживающего» типа являются:

- некачественное обучение рабочих кадров в области подготовки и реализации проектов КРТ;

- отсутствие положительных практических применений механизмов при эффективной реализации проектов КРТ;

- некачественные архитектурно-строительные решения, которые могу привести к увеличению издержек при строительстве;

- ограничительные меры, предусмотренные договором, перекладывание всей статьи расходов на застройщика;

- «выход» из проекта с удержанием инвестиционных вложений;

- скрытие недоброкачественных работ свои членов, некачественная аттестация работников и продукции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ограниченность в проектных решениях, создание ограничений для участия в льготных программах, как для застройщика, так и для покупателя;

- нежелание развивать выбранную городскую территорию согласно современным стандартам комплексного развития.

Несмотря на большое количество значительных угроз для проектов КРТ, «поддерживающий» тип заинтересованных сторон является самым значимым при совершенствовании механизма комплексного развития территорий. Поэтому при создании стратегических направлений комплексного развития городских территорий нужно взаимодействовать именно с этой группой заинтересованных сторон, чтобы разработать и внедрить современные и практичные решения для эффективной реализации проектов КРТ.

Обсуждение. К основным проблемам комплексного развития территорий относятся неэффективность нормативных документов, недостаточная государственная поддержка в виде программ и финансирования, несогласованность участников реализации проектов КРТ, отсутствие механизмов взаимодействия с собственниками имущества, попадающего в границы зоны КРТ.

Результатом исследования являются стратегические направления комплексного развития территорий для г. Красноярска. Основные из них:

- совершенствование нормативно-правовой базы в сфере КРТ;

- совершенствование налогового законодательства в части налогооблагаемой прибыли участников при реализации проектов КРТ;

- разработка программ государственной поддержки при строительстве инженерной, дорожно-транспортной и социальной инфраструктуры при реализации проектов КРТ;

- подготовка квалифицированных специалистов КРТ;

- разработка методик решения спорных вопросов с собственниками земельных участков;

- внедрение отечественных материалов и оборудования при реализации проектов комплексного развития территорий;

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м

Сл>

fO CS

о

CS

о ш m

X

3

<

m О X X

- сотрудничество основных заинтересованных сторон с финансовым институтом развития в жилищной сфере России «ДОМ.РФ».

Заключение. Таким образом, для устранения проблемных и спорных ситуаций при реализации проектов КРТ необходимо осуществить процесс полноценного стратегического планирования их развития в РФ, которое как единый механизм позволит обеспечить достижение лучших результатов и общих целей.

Разработанные в ходе исследования стратегические направления комплексного развития территорий актуальны не только для города Красноярска, но и для любого среднего и крупного города РФ. При этом для более эффективного функционирования механизма КРТ, в целом федеральными органами власти должны быть пересмотрены и внесены корректировки в нормативные и градостроительные документы, пересмотрены экономические стимулы в сфере комплексного развития территорий и способы разрешения спорных вопросов, возникающих при реализации проектов.

Литература

1. Формирование механизма оценки социально-экономической эффективности градостроительных проектов органами местного самоуправления / С. А. Астафьев, В. И. Сарченко, А. В. Якубовский [и др.] // Baikal Research Journal, 2020. № 2. - 2025 с.

2. Гусева, Г. В. Формирование пространственно-экономической модели комплексного развития территорий жилой застройки в регионе / Г. В. Гусева, С. А. Астафьев // Социально-экономический и гуманитарный журнал. - 2023. - № 1. - С. 94106.

3. Город - идея и практика : монография / В. С. Ефимов, В. И. Сарченко, А. В. Лаптева [и др.] ; - Сибирский федеральный университет. - Красноярск, 2019. - 528 с. - ISBN 978-57638-4171-8.

4. Мохов, А. И. Моделирование комплексного развития территорий / А. И. Мохов, И. Ю. Беляева, Л. А. Мохова // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2019. - №2. - С. 858862.

5. Просвирнин, Д. А. Современные аспекты комплексного подхода к развитию городских территорий / Д. А. Просвирнин // Актуальные вопросы экономических наук. - 2016. - №1. - С. 76-81.

6. Развитие теории и методологии управления качеством жилищного строительства и повышения степени комфортности проектов комплексной застройки территорий : диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук : 08.00.05 / Саенко Ирина Александровна; [место защиты: Байкал. гос. ун-т]. - Иркутск, 2019. - 39 с.

7. Девелопмент: экономика развития территорий и повышения комфортности городской среды / С. А. Астафьев, В. И. Сарченко, И. А. Саенко [и др.] - Москва: Издательство АСВ, 2022. - 400 с.

8. Светлаков, В. И. Модель цикла комплексного развития территории / В. И. Светлаков, А. Г. Мохов // Экономика и бизнес. - 2014. - №6. - С. 1-12.

9. Хиревич, С. А. Качество городской среды как фактор роста капитализации недвижимости : специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Хиревич Сергей Анатольевич ; Байкальский государственный университет. - Красноярск. - 2017. - 246 с.

10. Хомутинникова, О. Э. Комплексное устойчивое развитие территории / О. Э. Хомутинникова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - № 4. - С. 32-35.

11. Стратегия развития жилищной сферы Российской Федерации на период до 18 года // minstroyrf.gov.ru : [сайт]. - URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/15909/.

12. Проект стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года // minstroyrf.gov.ru : [сайт]. - URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/18723/.

13. Национальный проект «Жильё и городская среда» // национальныепроекты.рф : [сайт]. - URL: https://националь-ныепроекты.рф/ projects/zhile-i-gorodskaya-sreda.

14. План мероприятий содействия развитию конкуренции в Красноярском крае на 2021-2025 год // plan.fas.gov.ru : [сайт].

- URL: https://plan.fas.gov.ru/roadmap/region/RU-KYA/.

15. Приоритетные направления развития территориальных кластеров г. Красноярска на 2021 - 2028 г. в рамках подготовки к 400-летию основания г. Красноярска с учетом межрегиональных, федеральных и мировых трендов // admkrsk.ru : [сайт]. - URL: http://www.admkrsk.ru/citytoday/economics/ investpolitika/Documents/Investpasport%2021.

16. Отраслевая программа «Развитие строительной отрасли Красноярского края на 2023 - 2025 годы» // krskstate.ru : [сайт]. - URL: http://www.krskstate.ru/dat/bin/docs_attach/162700_709_r.

17. Прогноз социально-экономического развития города Красноярска на 2023-2025 годы // admkrsk.ru : [сайт]. - URL: http://www.admkrsk.ru/citytoday/

economics/social_situation/Pages/prognoz.aspx (дата обращения: 10.05.2023).

18. Стратегия социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года // econ.krskstate.ru : [сайт]. - URL: http://econ.krskstate.ru/ser_kray/2030.

19. Мониторинг практики реализации проектов комплексного развития территории жилой застройки в российских городах // urbaneconomics.ru: [сайт]. - URL: https://urbaneconomics.ru/.

20. Сведения о принятых решениях о развитии территории // Администрация города Красноярска : официальный сайт. -2023. - URL: http://www.admkrsk.ru/citytoday/building/kompleksnoe_razvitie/Pa ges/krt.aspx.

21. Киль, Е. А. Анализ земельных участков для комплексного развития территории на примере города Красноярска / Е. А. Киль, С. А. Хиревич // Актуальные вопросы строительства: Взгляд в будущее. - 2022. - № 1. - C. 132-136.

22. Лукьянчук, К. С. Существующие проблемы комплексного развития территории и пути их решения / К. С. Лукьянчук // Столыпинский вестник. - 2023. - № 2. - С. 1213-1218.

23. Землякова, Г. Л. Перспективы развития института комплексного развития территорий в аспекте обеспечения прав граждан / Г. Л. Землякова // Экономика и право. - 2023. - № 1.

- С. 125-132.

Strategic directions for the integrated development of urban areas Chepeleva K.V., Kil E.A., Filippov A.G., Shpenkova T.A., Kostsova S.A.

Krasnoyarsk State Agrarian University, Siberian Federal University JEL classification: L61, L74, R53

The article is devoted to the current problem of improving the mechanism for the integrated development of urban areas. This article makes an attempt to reveal the main reasons hindering the development of the mechanism for the integrated development of urban areas. The purpose of the study was to develop strategic directions for the integrated development of various types of urban areas. The object of the study was the territory of the city of Krasnoyarsk, subject to comprehensive development (territories of former industrial enterprises, occupied by individual residential buildings, undeveloped). During the study, strategic and program documents at the federal, regional and local levels on the integrated development of urban areas were analyzed, and methods of situational analysis were used, as well as stakeholder theory. As a conclusion,

the authors proposed strategic directions for the integrated development of urban areas that are relevant not only for the city of Krasnoyarsk. The idea is substantiated that in order to eliminate problematic and controversial situations when implementing projects for the integrated development of territories, it is necessary to carry out a process of strategic planning for their development in the Russian Federation. Keywords: integrated development of territories, strategic planning, Krasnoyarsk, SWOT analysis, PEST analysis, stakeholder analysis, situational analysis, content analysis. References

1. Formation of a mechanism for assessing the socio-economic efficiency of urban

development projects by local governments / S. A. Astafiev, V. I. Sarchenko, A. V. Yakubovsky [et al.] // Baikal Research Journal, 2020. No. 2. - 20 -25 s.

2. Guseva, G.V. Formation of a spatial-economic model for the integrated

development of residential areas in the region / G.V. Guseva, S.A. Astafiev // Socio-economic and humanitarian journal. - 2023. - No. 1. - P. 94-106.

3. City - idea and practice: monograph / V. S. Efimov, V. I. Sarchenko, A. V. Lapteva

[and others]; - Siberian Federal University. - Krasnoyarsk, 2019. - 528 p. - ISBN 978-5-7638-4171-8.

4. Mokhov, A. I. Modeling of integrated development of territories / A. I. Mokhov, I. Yu.

Belyaeva, L. A. Mokhova // Russia: trends and development prospects. - 2019.

- No. 2. - pp. 858-862.

5. Prosvirnin, D. A. Modern aspects of an integrated approach to the development of

urban territories / D. A. Prosvirnin // Current issues of economic sciences. - 2016.

- No. 1. - P. 76-81.

6. Development of the theory and methodology of managing the quality of housing

construction and increasing the degree of comfort of projects for integrated development of territories: dissertation for the degree of Doctor of Economic Sciences: 08.00.05 / Saenko Irina Aleksandrovna; [place of protection: Baikal. state University]. - Irkutsk, 2019. - 39 p.

7. Development: economics of territory development and increasing the comfort of the

urban environment / S. A. Astafiev, V. I. Sarchenko, I. A. Saenko [etc.] - Moscow: ASV Publishing House, 2022. - 400 p.

8. Svetlakov, V. I. Model of the cycle of complex development of the territory / V. I.

Svetlakov, A. G. Mokhov // Economics and business. - 2014. - No. 6. - P. 1-12.

9. Hirevich, S. A. The quality of the urban environment as a factor in the growth of real

estate capitalization: specialty 08.00.05 "Economics and management of the national economy": dissertation for the degree of candidate of economic sciences / Hirevich Sergey Anatolyevich; Baikal State University. - Krasnoyarsk. - 2017.

- 246 p.

10. Khomutinnikova, O. E. Integrated sustainable development of the territory / O. E.

Khomutinnikova // Economics and business: theory and practice. - 2020. - No. 4. - P. 32-35.

11. Strategy for the development of the housing sector of the Russian Federation for

the period until 18 // minstroyrf.gov.ru: [website]. - URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/15909/.

12. Draft strategy for the development of the construction industry and housing and

communal services of the Russian Federation until 2030 with a forecast for the period until 2035 // minstroyrf.gov.ru: [site]. - URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/18723/.

13. National project "Housing and urban environment" // nationalprojects.rf: [website].

- URL: https://nationalprojects.rf/projects/zhile-i-gorodskaya-sreda.

14. Action plan for promoting the development of competition in the Krasnoyarsk

Territory for 2021-2025 // plan.fas.gov.ru: [website]. - URL: https://plan.fas.gov.ru/roadmap/region/RU-KYA/.

15. Priority directions for the development of territorial clusters in Krasnoyarsk for 2021

- 2028 in preparation for the 400th anniversary of the founding of Krasnoyarsk, taking into account interregional, federal and global trends // admkrsk.ru: [site]. -URL:

http://www.admkrsk.ru/citytoday/economics/investpolitika/Documents/Investpas port%2021.

16. Industry program "Development of the construction industry of the Krasnoyarsk

Territory for 2023 - 2025" // krskstate.ru: [website]. - URL: http://www.krskstate.ru/dat/bin/docs_attach/162700_709_r.

17. Forecast of socio-economic development of the city of Krasnoyarsk for 2023-2025

// admkrsk.ru: [site]. - URL:

http://www.admkrsk.ru/citytoday/economics/social_situation/Pages/prognoz.asp x (access date: 05/10/2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Strategy for the socio-economic development of the Krasnoyarsk Territory until

2030 // econ.krskstate.ru: [website]. - URL:

http://econ.krskstate.ru/ser_kray/2030.

19. Monitoring the practice of implementing projects for the integrated development of

residential areas in Russian cities // urbaneconomics.ru: [site]. - URL: https://urbaneconomics.ru/.

20. Information on decisions made on the development of the territory // Administration

of the city of Krasnoyarsk: official website. - 2023. - URL: http://www.admkrsk.ru/citytoday/building/kompleksnoe_razvitie/Pages/krt.aspx.

21. Kil, E. A. Analysis of land plots for the integrated development of the territory using

the example of the city of Krasnoyarsk / E. A. Kil, S. A. Khirevich // Current issues of construction: A look into the future. - 2022. - No. 1. - P. 132-136.

22. Lukyanchuk, K. S. Existing problems of integrated development of the territory and

ways to solve them / K. S. Lukyanchuk // Stolypin Bulletin. - 2023. - No. 2. - P. 1213-1218.

23. Zemlyakova, G. L. Prospects for the development of the institution of integrated

development of territories in the aspect of ensuring the rights of citizens / G. L. Zemlyakova // Economics and Law. - 2023. - No. 1. - P. 125-132.

X X

O

00 >

c.

X

00 m

o

ho o ho CJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.