Научная статья на тему 'Стратегические направления изменения социальной политики Российской Федерации'

Стратегические направления изменения социальной политики Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
82
21
Поделиться
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL POLICY / СОЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / SOCIAL TRANSFORMATION / СРЕДНЯЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / AVERAGE WAGE / ТРУДОСПОСОБНЫЙ ВОЗРАСТ / НЕЛИНЕЙНЫЕ ФАКТОРЫ / NONLINEAR FACTORS / ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / ATTRACTIVENESS / РАВНАЯ ОПЛАТА ЗА РАВНЫЙ ТРУД / EQUAL WORK / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / REGIONAL DEVELOPMENT DIFFERENTIATION / ДОРОЖНАЯ КАРТА / ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / REPRODUCTIVE POTENTIAL / PRODUCTIVE AGE / SCIENCE / EDUCATION / EQUAL PAY / ROADMAP

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Угрюмова А.А.

Современные крупномасштабные социальные реформы на федеральном и региональном уровнях направлены на формирование устойчивой социальной среды Российской Федерации и ее регионов. В этой связи особенно актуальным становится изучение механизма их реализации и конкретных результатов, возникающих в процессе реформирования. Особенностью развития социальной среды является ее опосредованная реакция на управляющее воздействие, которое во многом объясняется действием нелинейных факторов. Помимо того, реализация линейных показателей может привести к неожиданным негативным последствиям и требует мониторинга полученных результатов. Целью работы является выявление стратегически важных направлений изменения социальной политики РФ. Реализация данной цели обусловила выявление системы качественно новых (нелинейных) факторов, оценку особенностей их влияния на социальную среду, исследование взаимодействия линейных и нелинейных факторов, формирование предложений по оценке эффективности социальной политики. В статье были использованы методы логического и сравнительного анализа, метод обобщений. В частности, для обобщения количественной характеристики нагрузки на экономически активное население лиц старше трудоспособного возраста были использованы статистический анализ и приемы бенчмаркетинга. Реализован системный анализ факторов, и применена методология целевого управления, обеспечивающие эффективность реализации социальной политики. Сформулирована система показателей, характеризующих формирование социальной среды в экономике России, исследовано их взаимодействие. Предложен механизм партисипативного взаимодействия общества и власти, нацеленный на повышение эффективности реализации социальной политики и обеспечивающий выявление стратегически важных направлений изменения социальной политики РФ. Сделан вывод о возможности корректировки приоритетов по оценке эффективности социальной политики с финансово-экономических (затратных) на конечные, выходные показатели.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Угрюмова А.А.,

Strategic trends for the Russian Federation social policy change

Importance The modern large-scale federal and regional social reforms aim to create the stable social environment of the Russian Federation and its regions. In this connection, the study of the mechanism of their implementation and particular results, which arise in the reform process, becomes especially relevant. The feature of the social environment development incorporates its indirect response to control action that, in many instances, is explained by an impact of nonlinear factors. In addition, the linear indicators implementation can lead to unexpected negative consequences, and this requires monitoring of findings. Objectives The goal of the paper is to identify strategically important trends of change in the Russian social policy. The achievement of this goal would stipulate the identification of the system of qualitatively new (nonlinear) factors, the assessment of the specifics of their influence on the social environment, the study of interaction of linear and nonlinear factors, and proposals for evaluation of the effectiveness of social policies. Methods I used the methods of logical and comparative analysis, and also a generalization method. In particular, in order to summarize the quantitative characteristics of pressure on economically active persons, who are productive age senior, I used the statistical analysis and methods of benchmarking. I also used a systematic analysis of the factors and the methodology of target management that ensures the effectiveness of social policy. Results I set forth a system of indicators characterizing the formation of social environment in the Russian economy. I offer a mechanism of participatory interaction between society and authority that is aimed at improving the efficiency of social policy implementation and provides opportunities for detection of strategically important trends of change in the Russian social policy. Conclusions and Relevance I consider the possibility to adjust the priorities connected with the evaluation of social policy effectiveness from economic and financial (cost-based) to the aggregate resulting indicators.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления изменения социальной политики Российской Федерации»

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

УДК 338.26

стратегические направления

изменения социальной политики российской федерации*

А.А. УГРЮМОВА,

доктор экономических наук,

профессор кафедры экономики и менеджмента

E-mail: feminaa@mail.ru

Московский государственный областной

социально-гуманитарный институт

Современные крупномасштабные социальные реформы на федеральном и региональном уровнях направлены на формирование устойчивой социальной среды Российской Федерации и ее регионов. В этой связи особенно актуальным становится изучение механизма их реализации и конкретных результатов, возникающих в процессе реформирования. Особенностью развития социальной среды является ее опосредованная реакция на управляющее воздействие, которое во многом объясняется действием нелинейных факторов. Помимо того, реализация линейных показателей может привести к неожиданным негативным последствиям и требует мониторинга полученных результатов.

Целью работы является выявление стратегически важных направлений изменения социальной политики РФ. Реализация данной цели обусловила выявление системы качественно новых (нелинейных) факторов, оценку особенностей их влияния на социальную среду, исследование взаимодействия линейных и нелинейных факторов, формирование предложений по оценке эффективности социальной политики.

В статье были использованы методы логического и сравнительного анализа, метод обобщений. В частности, для обобщения количественной ха-

8 Статья подготовлена по заказу Московской областной Думы в рамках научно-исследовательской работы, посвященной финансово-экономическим и организационным аспектам функционирования системы начального, общего и среднего профессионального образования Московской области (проект № МОД-2014ЮК-162).

рактеристики нагрузки на экономически активное население лиц старше трудоспособного возраста были использованы статистический анализ и приемы бенч-маркетинга. Реализован системный анализ факторов, и применена методология целевого управления, обеспечивающие эффективность реализации социальной политики.

Сформулирована система показателей, характеризующих формирование социальной среды в экономике России, исследовано их взаимодействие. Предложен механизм партисипативного взаимодействия общества и власти, нацеленный на повышение эффективности реализации социальной политики и обеспечивающий выявление стратегически важных направлений изменения социальной политики РФ. Сделан вывод о возможности корректировки приоритетов по оценке эффективности социальной политики с финансово-экономических (затратных) на конечные, выходные показатели.

Ключевые слова: социальная политика, социальная трансформация, средняя заработная плата, трудоспособный возраст, нелинейные факторы, привлекательность науки и образования, равная оплата за равный труд, дифференциация регионального развития, дорожная карта, воспроизводственный потенциал

Становление современной экономики России не может быть реализовано без продуманной социальной политики, адаптированной к конкретным условиям не только страны в целом, но и к специфичес-

-43 (280) - 2014-

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:

приоритеты и безопасность priorites and security

Повышение качества и уровня жизни

Повышение ОПЖ и ОПЗЖ

Примечание. ЭАН — экономически активное население; ОПЖ — ожидаемая продолжительность жизни; ОПЗЖ — ожидаемая продолжительность здоровой жизни.

Рис. 1. Ведущие направления социальной политики Российской Федерации

ким условиям разнообразных региональных систем, составляющим данную национальную экономику. В условиях усиливающейся дифференциации регионального развития страны необходимо отслеживать и корректировать методы социального управления, максимально адаптировать их как применительно к специфическим сложившимся условиям конкретного региона, так и с учетом процессов, которые протекают в текущий момент времени [1, 2, 7]. При этом объективные тенденции социальной трансформации часто не только дополняются субъективными изменениями, но регламентируются данными факторами.

Обычно линейные системы более предсказуемы и управляемы. В условиях преобладания действия линейных факторов действие социальной политики поддается более достоверному прогнозированию и позволяет выстраивать четкие закономерности и взаимосвязи между событиями и их вероятными следствиями. В наиболее обобщенном виде объективные (линейные) направления социальной политики можно представить в следующем виде (рис. 1).

Однако в настоящее время социально-экономические условия характеризуются весомым воз-

действием субъективных (нелинейных) факторов, формированием условий с ограниченной линейностью. Более того, усиливающиеся глобализационные процессы, интенсивные информационно-коммуникационные связи содействуют ситуации, при которой роль данной группы факторов возрастает, становится предметом исследования ученых и все более регламентирует процесс реализации социальной политики [3].

Действие линейной группы все существеннее определяют такие показатели, как: индекс счастья, уровень удовлетворенности (в частности, оценка качества жизни или удовлетворенности потребителей услуг качеством социального обслуживания), склонность к здоровому образу жизни, восприимчивость к инновациям, репутация, привлекательность науки и образования, уровень доверия и мотивация в обществе [9]. При этом действие данной группы факторов коренным образом отличается от линейного воздействия.

Российским правительством была поставлена задача модернизации социальной политики и отдельных ее составляющих. В этой связи важной является детализация ее основных направлений.

Очевидно, важнейшим и достаточно объективным результирующим показателем удачной и эффективной социальной политики можно назвать увеличение продолжительности жизни населения. В современных условиях социально-экономического развития еще более желаемым показателем становится ожидаемая продолжительность здоровой жизни. С одной стороны, именно этот показатель решает государственные задачи увеличения в составе населения экономически активной его части, а с другой стороны — формирует положительную обратную реакцию населения в виде формирования ощущения удовлетворенности, счастья, доверия к государственной власти и ее представителям [10].

Одним из основных документов, регламентирующих стратегические изменения в социальной сфере, является Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [5], который предусматривает к 2018 г., в частности:

• увеличение размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза;

• повышение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе;

• повышение средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе и др. Основной целью предполагаемого планомерного и постепенного повышения заработной платы всех работников социальной сферы является повышение престижности и привлекательности труда в данной области. Данное решение подкрепляется фактическим недофинансированием национального социального сектора в сравнении с развитыми странами мира.

По информации Федерального казначейства и Организации экономического сотрудничества и развития, в России в 2009 г. расходовали на образование 4,6% ВВП. За этот же период аналогичный показатель в других странах составлял: в Швеции — 6,1%; в Финляндии и Франции — 5,5; в Бразилии и Великобритании — 5,2; в США — 5%х.

1 Федеральное казначейство. URL: http://roskazna.ru; Организация экономического сотрудничества и развития. URL: http://oecdru.org.

-43 (280)

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

Мировые рейтинги, оценивающие расходы на образование, отводят России достаточно скромное место. Так, в 2009 г. наша страна занимала по данному показателю только 109-е место из 186 стран. Все это свидетельствует о долевом отставании от рыночно развитых стран, однако и в абсолютных величинах национальный бюджет также уступает названным странам.

Недостаточное инвестирование социальной сферы особенно проявилось в финансировании НИОКР. Так, в 2000 г. оно составило 1,05% ВВП, в 2003 г. — 1,28%, а к 2009 г. снизилась до 1%. В абсолютном выражении это меньше, чем в США, в 17 раз, в Евросоюзе — в 12 раз, в Китае — в 6,4 раза [8].

В целях реализации системного подхода применительно к всесторонней оценке факторов, определяющих конечную эффективность реализации социальной политики, предлагается сравнить механизм их воздействия на социальную среду и представить данные в табл. 1.

Как следует из анализа данных табл. 1, важнейшие результирующие показатели -увеличение ОПЖ и ОПЗЖ — напрямую связаны с развитием социальной инфраструктуры, а формирование достойных доходов экономически активного населения (ЭАН) оказывает влияние практически на всю систему показателей, характеризующих формирование социальной среды в экономике России.

При этом каждый их перечисленных показателей нуждается в дальнейшей детализации и осмыслении его действия. Так, восприимчивость к инновациям может быть классифицирована в зависимости от качества восприятия субъекта, источника восприятия, вида субъекта, объекта восприятия и от предмета восприятия [12].

Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гг., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р [6], на федеральном уровне предполагает реализацию принятых «дорожных карт», в которых отражены планы мероприятий по повышению качества работы учреждений социальной сферы и показатели повышения оплаты труда работников.

При этом Минобрнауки России подчеркивает недопустимость искусственного снижения показателя численности педагогических работников путем массового оформления трудовых отношений по основному месту работы на долю ставки.

При естественно возникающем недостатке финансирования в социальной сфере стали форми-

- 2014-

NATIONAL INTERESTS: priorites and security

Таблица 1

Механизм воздействия системы показателей, характеризующих формирование социальной среды в экономике России

Формируемые показатели Результирующие показатели

Линейные Нелинейные

Формирование достойных доходов ЭАН 1. Создание устойчивого и доминирующего в обществе среднего класса, как в государственном секторе, так и частном секторе. 2. Снижение бедности и уменьшение расслоения 1. Уверенность ЭАН в завтрашнем дне. 2. Раскрытие внутреннего потенциала. 3. Уменьшение социальной напряженности. 4. Доверие к правительству и результатам его законотворческой деятельности. 5. Уменьшение социальной напряженности

Социальная поддержка нетрудоспособного населения Показатели 1, 2. 3. Адресная поддержка малообеспеченных слоев населения в виде денежных и неденежных регуляторов Показатели 2, 3, 4, 5. 6. Уверенность малообеспеченных слоев в будущем. 7. Удовлетворенность качеством социальных услуг

Регулирование и поддержка малого и среднего бизнеса Показатели 1,2. 4. Ускоренное развитие различных секторов экономики. 5. Снижение зависимости местных бюджетов от внешних вливаний. 6. Создание новых рабочих мест. 7. Снижение безработицы Показатели 1, 2, 3, 4, 5. 8. Восприимчивость к инновациям. 9. Доступность и достоверность информации

Сдерживание безработицы и обеспечение эффективной занятости Показатели 1, 2, 4, 5, 6, 7. 8. Рациональная структура распределения занятого населения по секторам экономики. 9. Соответствие профессионально-квалификационной структуры занятого населения структуре рабочих мест. 10. Соответствие структуры, объемов и профилей подготовки кадров в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования потребностям экономики регионов. 11. Пропорции распределения трудовых ресурсов страны по сферам общественно полезной деятельности Показатели 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9

Формирование субъектов рынка, обеспечивающих трудоустройство ЭАН Показатели 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 Показатели 1, 2, 3, 5, 7, 9

Развитие социальной инфраструктуры: образования и науки, здравоохранения и др. Показатели 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11 Показатели 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. 10. Репутация социальной организации. 11. Увеличение ОПЖ и ОПЗЖ. 12. Склонность к здоровому образу жизни. 13. Увеличение степени возможности участия населения в процессе принятия решений

Примечание. ЭАН — экономически активное население; ОПЖ — ожидаемая продолжительность жизни; ОПЗЖ — ожидаемая продолжительность здоровой жизни. Источник: составлено автором.

роваться «отлаженные» способы решения проблемы повышения средней заработной платы, часто вызывающие проявление негативных нелинейных факторов: к наиболее распространенным способам можно отнести снижение количества персонала, работающего на долю ставки, и увеличение доли

работников с высокой квалификацией (и соответствующей заработной платой).

К персоналу, работающему на долю ставки, часто относятся пенсионеры, постепенно сокращающие объем своей трудовой деятельности. Для данной категории занятых лиц доля ставки является

существенным подспорьем к достаточно нищенской пенсии, а сам факт увольнения такого работника может быть классифицирован как моральное и финансовое насилие, проявление эйджизма.

По данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, отсутствие у пенсионера дополнительного источника дохода кроме пенсии неизбежно приводит к попаданию в группу бедности [11].

Кроме того, по объективным причинам (связанным с законодательным регулированием РФ) трудовой стаж преподавателей высшей квалификации — докторов и кандидатов наук меньше, ведь он не включает времени очного обучения в вузе, очной аспирантуре и докторантуре. Следовательно, уровень начисляемой пенсии также ниже, одновременно ниже и уровень удовлетворенности жизнью [10].

Одновременно необходимо учитывать и возникающую параллельно тенденцию увеличения нагрузки на экономически активное население России.

Особенности формирования социальной среды по 8 федеральным округам представлены в табл. 2.

Распределение пенсионеров в региональном разрезе России столь же неравномерно, насколько велика дивергенция регионов и по другим признакам. Среди регионов с низкой долей пенсионеров можно выделить Дальневосточный, Северо-Кавказский и Уральский федеральные округа. Эти регионы имеют долю населения старше трудоспособного возраста ниже 10%. Именно они относятся к территориям, максимально попадающим под угрозу бедности, ведь, по данным ИСЭПН РАН, потен-

циальный риск бедности выше в группе регионов, где низка доля пенсионеров в общей численности населения. Соответственно бедность ниже в группе субъектов РФ с максимальной долей пенсионеров в населении [10].

Последними по показателю экономической активности стали Северо-Кавказский, Сибирский и Южный федеральные округа.

Позиционирование Северо-Кавказского федерального округа сразу по 3 показателям как безусловного аутсайдера делает этот регион территорией повышенной социальной дискомфортности.

Приведенная информация и ее анализ еще раз подтверждают вывод, что выбор и формулировка социальной стратегии должны предусматривать особенности конкретного региона (территории, федерального округа).

Согласно исследованиям ИСЭПН РАН, существует прямая взаимосвязь между удовлетворенностью жизнью и материальным положением населения. Люди, удовлетворенные своим материальным положением, в 7 раз чаще удовлетворены жизнью [10].

Еще одной категорией, часто попадающей под сокращение, становятся молодые сотрудники, которые только начинают адаптироваться к работе и обычно по тем или иным причинам не могут позволить себе полной занятости. Обычно ограничения на полную занятость связаны с обучением в аспирантуре, уходом за ребенком и пр. Увольнение данной категории сотрудников автоматически урезает будущие возможности развития организации и сокращает ее воспроизводственный потенциал.

Таблица 2

Характеристика нагрузки на экономически активное население, лиц старше трудоспособного возраста по федеральным округам за 2012 г.

Численность Численность Население стар- Относительный Коэффициент пен-

населения экономически ше трудоспособ- показатель эконо- сионной нагрузки

Федеральный на 01.01.2012, активного населе- ного возраста, мической актив- на экономически

округ тыс. чел. ния, тыс. чел. тыс. чел. ности,0/» активное населе-

(место ФО (место ФО (место ФО в рей- (место ФО в рей- ние, 0 (место ФО

в рейтинге РФ) в рейтинге РФ) тинге РФ) тинге РФ) в рейтинге РФ)

Центральный 38 538 (1-е) 21 041 (1-е) 9 506 (1-е) 54,6 (3-е) 45,2 (2-е)

Северо-Западный 13 660 (5-е) 7 649 (4-е) 3 205 (5-е) 56,0 (1-е) 41,9 (4-е)

Южный 13 884 (4-е) 6 993 (5-е) 3 262 (4-е) 50,4 (7-е) 46,6 (1-е)

Северо-Кавказский 9 493 (7-е) 4 485 (7-е) 1 424 (7-е) 47,2 (8-е) 31,8 (8-е)

Приволжский 29 812 (2-е) 15 715 (2-е) 6 749 (2-е) 52,7 (5-е) 42,9 (3-е)

Уральский 12 143 (6-е) 6 551 (6-е) 2 453 (6-е) 53,9 (4-е) 37,4 (6-е)

Сибирский 19 261 (3-е) 9 813 (3-е) 3 914 (3-е) 50,9 (6-е) 39,9 (5-е)

Дальневосточный 6 266 (8-е) 3 427 (8-е) 1 201 (8-е) 54,7 (2-е) 35,0 (7-е)

Всего по РФ... 143 057 75 676 31 714 52,9 41,9

Источник: по данным Росстата и расчетам автора. URL: http://www.gks.ru.

Косвенным подтверждением негативной тенденции могут быть также данные по закономерному снижению количества совместителей, занятых в системе общего среднего образования в г. Коломне, а именно: в 2011 г. совместителей было 52 чел., или 6,3%; в 2012 г. — 43 чел., или 5,1%; в 2013 г. — 41 чел., или 4,9%. Приведенные данные свидетельствуют о закономерной тенденции снижения занятости совместителей за 2011-2013 гг. на 1,4%, что также можно рассматривать как способ реализации курса на повышение средней заработной планы в городе.

Вместе с тем совместительство можно рассматривать как способ пополнения своих доходов за счет второй работы. Опрос, проведенный Исследовательским центром портала SuperJob.ru, показал, что 45% работающих сограждан хотели бы иметь вторую работу, но пока не нашли подходящего варианта, а 2/3 работающих россиян подрабатывают или ищут дополнительный заработок2.

Распространенным способом реализации задачи повышения заработной платы становится рост ставочной нагрузки преподавательского состава, который позволяет, с одной стороны, решить проблему увеличения нормативов подушевого планирования, а с другой стороны — в максимальной степени сохранить контингент персонала в социальном секторе.

На сегодняшний день российские вузы, учреждения начального, общего и среднего профессионального образования устанавливают разные нормы на выполнение одинаковых видов нагрузки, что автоматически приводит к нарушению принципа «равная оплата за равный труд».

Таким образом, реализация Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» неизбежно сталкивается с проявлением действия нелинейных факторов и расходится с требованиями Конвенции МОТ от 06.06.1962 № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» [4], которую ратифицировала Россия. Как известно, указанная конвенция провозгласила устранение всякой дискриминации в отношении:

• трудового законодательства и соглашений, которые предоставляют равные экономические условия для всех законно проживающих и работающих в данной стране;

• условий труда;

2 Две трети работающих россиян подрабатывают или ищут дополнительный заработок // Superjob.ru. Рекрутинговый портал. URL: http://superjob.ru/community/life/34698.

• мероприятий по здравоохранению, охране труда и обеспечению благосостояния трудящихся;

• ставок заработной платы, которые определяются в соответствии с принципом равной оплаты за труд равной ценности.

Так как любая социальная стратегия предусматривает систему взаимодействий между социальными группами, нацеленную на благосостояние человека, его социальную защиту, развитие и социально-экономическую безопасность, целесообразно сформировать механизм и формы партисипативного взаимодействия общества и власти, нацеленный на повышение эффективности реализации социальной политики (рис. 2).

С точки зрения автора, этапы и элементы взаимодействия общества и власти целесообразно формировать согласно теории целевого управления, которая в наибольшей степени обеспечивает желаемое достижение заявленных целей, а также обеспечивает коррекцию ранее принятой стратегии в случае ее отторжения действительностью.

Аналогичные подходы широко представлены в современной экономической литературе и апробированы в различных секторах не только социальной сферы, но и экономической деятельности3.

Таким образом, появляется возможность скорректировать приоритеты по результатам оценки эффективности социальной политики с чисто финансово-экономических (затратных) на желаемые или заявленные показатели (или результирующие). Механизм публичного управления особенно важен в условиях управления социальной средой, обладающей такими качествами, как динамизм, результативность, комплексность, многообразие и интерактивность.

Формирование такой стратегической цели, как повышение заработной платы в социальном секторе, есть отражение цели более высокого уровня — повышения продолжительности жизни населения, а в идеале — продолжительности здоровой жизни населения. Следовательно, партисипативное взаимодействие общества и власти, предполагающее оценку и коррекцию результатов этого воздействия, как нельзя лучше подходит для реализации социальной политики Российской Федерации и контроля за реализацией ее основных целей и миссии.

3 Брагин Л.А, Колоскова Л.М. Концептуальная модель и методы стратегического управления розничными предприятиями // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2013. № 7. С. 73-80.

Рис. 2. Механизм партисипативного взаимодействия общества и власти

Список литературы

1. Александрова О.А. Социальное государство современной России: старые проблемы и новые вызовы // Народонаселение. 2013. № 2. С. 4-12.

2. Жеребин В.М. Актуальные задачи современной социальной политики // Народонаселение. 2013. № 1. С. 23-29.

3. Ерохина Е.В. Региональная инновационная система и новая парадигма управления. Калуга: ЗАО «Прайт-К», 2013. 264 с.

4. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. Т. 2. Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1321-1329. URL: http://www.lawlibrary.ru/izdanie44086.html.

5. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597.

6. О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гг.: распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р.

7. О Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р.

8. Рогов С.М. Россия должна стать научной сверхдержавой // Вестник Российской академии наук. 2010. Т. 80. № 7. С. 579-590.

9. Римашевская Н.М., Мигранова Л.А. Интегральная оценка уровня жизни // Современные производительные силы. 2013. № 2. С. 72-84.

10. Старшее поколение и будущее / под науч. ред. чл.-корр. РАН Н.М. Римашевской. М.: Экономическое образование, 2014. 212 с.

11. Токсанбаева М.С. Структура российской занятости: проблемы, оценки // Человек и труд. 2013. № 1. С. 10-14.

12. Угрюмова А.А. Системный подход к управлению региональной инновационной восприимчивостью // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 43. С. 17-22.

National interests: priorities and security Social sphere

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

STRATEGIC TRENDS FOR THE RUSSIAN FEDERATION SOCIAL POLICY CHANGE

Aleksandra A. UGRYUMOVA

Abstract

Importance The modern large-scale federal and regional social reforms aim to create the stable social environment of the Russian Federation and its regions. In this connection, the study of the mechanism of their implementation and particular results, which arise in the reform process, becomes especially relevant. The feature of the social environment development incorporates its indirect response to control action that, in many instances, is explained by an impact of nonlinear factors. In addition, the linear indicators implementation can lead to unexpected negative consequences, and this requires monitoring of findings. Objectives The goal of the paper is to identify strategically important trends of change in the Russian social policy. The achievement of this goal would stipulate the identification of the system of qualitatively new (nonlinear) factors, the assessment of the specifics of their influence on the social environment, the study of interaction of linear and nonlinear factors, and proposals for evaluation of the effectiveness of social policies. Methods I used the methods of logical and comparative analysis, and also a generalization method. In particular, in order to summarize the quantitative characteristics of pressure on economically active persons, who are productive age senior, I used the statistical analysis and methods of benchmarking. I also used a systematic analysis of the factors and the methodology of target management that ensures the effectiveness of social policy.

Results I set forth a system of indicators characterizing the formation of social environment in the Russian economy. I offer a mechanism of participatory interaction between society and authority that is aimed at improving the efficiency of social policy implementation and provides opportunities for detection of strategically important trends of change in the Russian social policy.

Conclusions and Relevance I consider the possibility to adjust the priorities connected with the evaluation of social policy effectiveness from economic and financial (cost-based) to the aggregate resulting indicators.

Keywords: social policy, social transformation, average wage, productive age, nonlinear factors, science, education, attractiveness, equal pay, equal work, regional development differentiation, roadmap, reproductive potential

References

1. Aleksandrova O.A. Sotsial'noe gosudarstvo sovremennoi Rossii: starye problemy i novye vyzovy [The social welfare state of modern Russia: old problems and new challenges]. Narodonaselenie — Human population, 2013, no. 2, pp. 4-12.

2. Zherebin V.M. Aktual'nye zadachi sovremennoi sotsial'noi politiki [Topical issues of modern social policy]. Narodonaselenie — Human population, 2013, no. 1, pp. 23-29.

3. Erokhina E.V. Regional'naya innovatsionnaya sistema i novaya paradigma upravleniya [Regional innovation system and new management paradigm]. Kaluga, ZAO Prait-K Publ., 2013, 264 p.

4. Konventsii i rekomendatsii, prinyatye Mezh-dunarodnoi konferentsiei truda. 1957-1990 [Conventions and Recommendations adopted by General Conference of the International Labour Organization. 1957-1990]. Geneva, International Labour Office, 1991, vol. 2, pp. 1321-1329. Available at: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=346 (In Russ.)

5. Decree of the RF President "On Measures for the implementation of State social policy" of May 07, 2012 № 597. (In Russ.)

6. Order of the RF Government "On Program of stage improvement of the remuneration system in the State (municipal) institutions for the period of 20122018" of November 26, 2012 № 2190-r. (In Russ.)

7. Resolution of the RF Government "On Strategy of innovation development of the Russian Federation for the period up to 2020" of December 08, 2011 № 2227-r. (In Russ.)

8. Rogov S.M. Rossiya dolzhna stat' nauchnoi sverkhderzhavoi [Russia should become a scientific superpower]. Vestnik Rossiiskoi akademii nauk — Bul-

letin of Russian Academy of Sciences, 2010, vol. 80, no. 7, pp. 579-590.

9. Rimashevskaya N.M., Migranova L.A. Integ-ral'naya otsenka urovnya zhizni [Integral assessment of the standard of living]. Sovremennye proizvoditel'nye sily — Modern productive forces, 2013, no. 2, pp. 72-84.

10. Starshee pokolenie i budushchee [The older generation and the future]. Moscow, Ekonomicheskoe obrazovanie Publ., 2014, 212 p.

11. Toksanbaeva M.S. Struktura rossiiskoi zanyato-sti: problemy, otsenki [Structure of the Russian employment: problems, evaluation]. Cheloveki trud—Person and labor, 2013, no. 1, pp. 10-14.

12. Ugryumova A.A. Sistemnyi podkhod k uprav-leniyu regional'noi innovatsionnoi vospriimchivost'yu [A system approach to management of regional innovation susceptibility]. Regional 'naya ekonomika: teoriya

i praktika — Regional economics: theory and practice, 2011, no. 43, pp. 17-22.

Aleksandra A. UGRYUMOVA

Moscow Region State Institute of Humanities and Social Studies, Kolomna, Moscow Region, Russian Federation feminaa@mail.ru

Acknowledgments

The article was written by request of the Moscow Regional Duma as part of research work on financial-economic and organizational aspects of functioning of the system of primary, general and secondary vocational education of the Moscow Region (project No. MOD-2014/OK-162).