Научная статья на тему 'Стратегические направления и перспективы развития в РФ логистической информационной платформы LOGINK '

Стратегические направления и перспективы развития в РФ логистической информационной платформы LOGINK Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая трансформация / национальная цифровая транспортно-логистическая платформа / информационная платформа LOGINK / международные грузовые перевозки / автоматизированная система / digital transformation / national digital transport and logistics platform / LOGINK information platform / international freight transportation / automated system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александр Викторович Парфенов, Сюй Наймин

Изучаются направления цифровой трансформации унимодальных и мультимодальных грузовых перевозок в рамках проекта «Суперсервис 22», государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), автоматизированной системы ЭТРАН, проекта ИНТЕРТРАН. Определяются стратегические цели создания в России национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Обобщается и исследуется опыт поэтапного строительства в КНР транспортно-логистической платформы публичной информации LOGINK. Выделяются и характеризуются три этапа развития информационной платформы LOGINK: этап внутренней стандартизации; этап региональной интеграции; этап международного продвижения. Идентифицируются виды и потоки информационного обмена на транспортно-логистической платформе LOGINK. Рассматривается динамика развития международного сотрудничества платформы LOGINK с морскими портами, ведущими судоходными компаниями и глобальными логистическими операторами. Изучается сотрудничество транспортно-логистической платформы LOGINK с международными организациями и учреждениями, устанавливающими стандарты в области логистики и грузовых перевозок. Устанавливаются стратегические направления использования платформы LOGINK в рамках инициативы «Один пояс, один путь» с целью увеличения влияния Китая на международные грузовые перевозки и глобальные цепочки поставок. Разрабатываются предложения по изменению стратегии «международного продвижения» платформы LOGINK и активизации ее сотрудничества с логистическими операторами альтернативных маршрутов контейнерных перевозок и трансграничных транзитных путей, в частности с российскими портами, железнодорожными перевозчиками и ведущими логистическими компаниями в России. Определяются и содержательно характеризуются этапы реализации стратегии «международного продвижения» информационной платформы LOGINK на российском рынке транспортно-логистических услуг. Обосновывается целесообразность сопряжения информационной платформы LOGINK с экосистемой цифровых транспортных коридоров Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Александр Викторович Парфенов, Сюй Наймин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic directions and prospects for the development of the LOGINK logistics information platform in the Russian Federation

The directions of digital transformation of unimodal and multimodal freight transportation are being studied within the framework of the Superservice 22 project, the state information system of electronic transportation documents (GIS EPD), the automated ETRAN system, and the INTERTRAN project. The strategic goals of creating a national digital transport and logistics platform in Russia are determined. The experience of the phased construction of the LOGINK transport and logistics public information platform in China is summarized and investigated. Three stages of the development of the LOGINK information platform are distinguished and characterized: the stage of internal standardization; the stage of regional integration; the stage of international promotion. The types and flows of information exchange on the LOGIN transport and logistics platform are identified. The dynamics of the development of the LOGIN platform's international cooperation with seaports, leading shipping companies and global logistics operators is considered. The cooperation of the LOGINK transport and logistics platform with international organizations and institutions that set standards in the field of logistics and freight transportation is being studied. Strategic directions for using the LOGINK platform are being established within the framework of the “One Belt, One Road” initiative in order to increase China's influence on international freight transportation and global supply chains. Proposals are being developed to change the strategy of “international promotion” of the LOGINK platform and enhance its cooperation with logistics operators of alternative container transportation routes and cross-border transit routes, in particular with Russian ports, rail carriers and leading logistics companies in Russia. The stages of the implementation of the strategy of “international promotion” of the LOGINK information platform in the Russian market of transport and logistics services are determined and characterized in a meaningful way. The expediency of combining the LOGINK information platform with the ecosystem of digital transport corridors of the Eurasian Economic Union is substantiated.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления и перспективы развития в РФ логистической информационной платформы LOGINK »

Научная статья УДК 656.073.51

https://doi.org/10.24143/2073-5537-2023-4-87-95 EDN DSOGXY

Стратегические направления и перспективы развития в РФ логистической информационной платформы LOGINK

Александр Викторович Парфеновш, Сюй Наймин

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия, parfenof@mail.ruИ

Аннотация. Изучаются направления цифровой трансформации унимодальных и мультимодальных грузовых перевозок в рамках проекта «Суперсервис 22», государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), автоматизированной системы ЭТРАН, проекта ИНТЕРТРАН. Определяются стратегические цели создания в России национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Обобщается и исследуется опыт поэтапного строительства в КНР транспортно-логистической платформы публичной информации LOGINK. Выделяются и характеризуются три этапа развития информационной платформы LOGINK этап внутренней стандартизации; этап региональной интеграции; этап международного продвижения. Идентифицируются виды и потоки информационного обмена на транспортно-логистической платформе LOGINK. Рассматривается динамика развития международного сотрудничества платформы LOGINK с морскими портами, ведущими судоходными компаниями и глобальными логистическими операторами. Изучается сотрудничество транспортно-логистической платформы LOGINK с международными организациями и учреждениями, устанавливающими стандарты в области логистики и грузовых перевозок. Устанавливаются стратегические направления использования платформы LOGINK в рамках инициативы «Один пояс, один путь» с целью увеличения влияния Китая на международные грузовые перевозки и глобальные цепочки поставок. Разрабатываются предложения по изменению стратегии «международного продвижения» платформы LOGINK и активизации ее сотрудничества с логистическими операторами альтернативных маршрутов контейнерных перевозок и трансграничных транзитных путей, в частности с российскими портами, железнодорожными перевозчиками и ведущими логистическими компаниями в России. Определяются и содержательно характеризуются этапы реализации стратегии «международного продвижения» информационной платформы LOGINK на российском рынке транспортно-логистических услуг. Обосновывается целесообразность сопряжения информационной платформы LOGINK с экосистемой цифровых транспортных коридоров Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: цифровая трансформация, национальная цифровая транспортно-логистическая платформа, информационная платформа LOGINK, международные грузовые перевозки, автоматизированная система

Для цитирования: Парфенов А. В., Сюй Наймин. Стратегические направления и перспективы развития в РФ логистической информационной платформы LOGINK // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2023. № 4. С. 87-95. https://doi.org/10.24143/2073-5537-2023-4-87-95. EDN DSOGXY.

Original article

Strategic directions and prospects for the development of the LOGINK logistics information platform in the Russian Federation

Alexander V. Parfenov Xu Naming

Saint-Petersburg State Economic University, Saint-Petersburg, Russia, parfenof@mail.ruM

Abstract. The directions of digital transformation of unimodal and multimodal freight transportation are being studied within the framework of the Superservice 22 project, the state information system of electronic transportation documents (GIS EPD), the automated ETRAN system, and the INTERTRAN project. The strategic goals of creating a national digital transport and logistics platform in Russia are determined. The experience of the phased construction of the LOGINK transport and logistics public information platform in China is summarized and investigated. Three

© Парфенов А. В., Сюй Наймин., 2023

«

£ О О bJ

•е я я >я

ч О

Рч

stages of the development of the LOGINK information platform are distinguished and characterized: the stage of internal standardization; the stage of regional integration; the stage of international promotion. The types and flows of information exchange on the LOGIN transport and logistics platform are identified. The dynamics of the development of the LOGIN platform's international cooperation with seaports, leading shipping companies and global logistics operators is considered. The cooperation of the LOGINK transport and logistics platform with international organizations and institutions that set standards in the field of logistics and freight transportation is being studied. Strategic directions for using the LOGINK platform are being established within the framework of the "One Belt, One Road" initiative in order to increase China's influence on international freight transportation and global supply chains. Proposals are being developed to change the strategy of "international promotion" of the LOGINK platform and enhance its cooperation with logistics operators of alternative container transportation routes and cross-border transit routes, in particular with Russian ports, rail carriers and leading logistics companies in Russia. The stages of the implementation of the strategy of "international promotion" of the LOGINK information platform in the Russian market of transport and logistics services are determined and characterized in a meaningful way. The expediency of combining the LOGINK information platform with the ecosystem of digital transport corridors of the Eurasian Economic Union is substantiated.

Keywords: digital transformation, national digital transport and logistics platform, LOGINK information platform, international freight transportation, automated system

For citation: Parfenov A. V., Xu Naiming. Strategic directions and prospects for the development of the LOGINK logistics information platform in the Russian Federation. Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economics. 2023;4:87-95. (In Russ.). https://doi.org/10.24143/2073-5537-2023-4-87-95. EDN DSOGXY.

о

ffi «

2 О

И

Введение

В «Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» в качестве основных направлений цифровиза-ции транспортного комплекса и повышения эффективности логистических услуг предусмотрено создание цифровых платформ, распространение платформенных технологий и смарт-контрактов, что позволит упростить взаимодействия между участниками перевозочного процесса, устранить посредников, не формирующих добавочную стоимость, и, как следствие, сократить логистические затраты [1].

На Восточном экономическом форуме - 2023 генеральный директор Global Ports А. Лихолёт заявил, что российский рынок нуждается в создании единой цифровой платформы, единого подхода в области цифровой логистики, единой экосистемы, на базе которой можно развивать мультимо-дальные перевозки. Единая цифровая платформа транспортного комплекса России должна создаваться под руководством государства и должна быть равноудаленной от всех участников рынка транспортно-логистических услуг, чтобы обеспечить равнозначные конкурентные условия [2].

Необходимость сопряжения отраслевых цифровых платформ между собой и другими государственными информационными системами в рамках единой государственной платформы с общими стандартами и протоколами обмена данными была отмечена специалистами и поддержана представителями Министерства транспорта РФ еще в ноябре 2018 г. на пленарной дискуссии «Транспорт России. Единая цифровая платформа», которая состоялась в рамках «Транспортной недели - 2018» [3]. В ноябре 2019 г. на пленарной дискуссии «Цифровая трансформация транспорта: диалог бизнеса и государства» в рамках «Транспортной недели - 2019» бы-

ли подведены первые итоги цифровой трансформации транспортного комплекса России. Так, заместитель генерального директора ФГУП «Защита-ИнфоТранс» В. Парахин сообщил о разработке прототипа федеральной цифровой платформы для грузовых и пассажирских автомобильных перевозок «Суперсервис 22» и его защите на рабочей группе Федерального проекта «Госуправление» в рамках национальной программы «Цифровая экономика» [4]. Для поэтапного запуска федеральной цифровой платформы была предусмотрена реализация шести приоритетных сервисов: личный кабинет перевозчика, электронная транспортная накладная, безбумажное оформление путевых листов и разрешений для перевозки крупногабаритных грузов, спецразрешений для транспорта с опасным грузом и электронное резервирование времени пересечения границы РФ [5].

Как пилотный проект электронный документооборот в сфере автомобильных грузовых перевозок был запущен с 01 января 2022 г. На базе данного проекта была создана новая федеральная государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), использование которой позволяет участникам грузовых перевозок с помощью операторов ЭПД обмениваться документами и сведениями, подписывать их в режиме реального времени, а также представлять такие документы и сведения органам государственной власти РФ. Промышленная эксплуатация федеральной информационной системы началась 01 сентября 2022 г. [6].

Необходимо отметить, что в сфере железнодорожных грузовых перевозок технологии электронного документооборота стали применяться с сентября 2002 г. на базе автоматизированной системы ЭТРАН (электронная транспортная накладная) ОАО «РЖД»: сначала в качестве эксперимента,

а затем на повсеместной основе. Основными направлениями эволюционного развития автоматизированной системы ЭТРАН являются расширение ее функционала от учета услуг до возможности принятия управленческих решений, позволяющих повысить эффективность грузовых и/или порожних перевозок, а также внедрение электронного документооборота в трансграничном сообщении [7].

С сентября 2019 г. ОАО «РЖД» и транспортная группа FESCO запустили электронное оформление интермодальных перевозок импортных грузов через Владивостокский морской торговый порт, входящий в группу FESCO, в рамках проекта ИНТЕРТРАН. На первом этапе реализации проекта ИНТЕРТРАН технология электронного документооборота была доступна только для оформления импортных грузовых перевозок, на втором - расширена на перевозки транзитных грузов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу [8].

Следующим этапом в создании единой цифровой платформы транспортного комплекса России является начало реализации с 01 октября 2023 г. пилотного проекта по сопряжению автоматизированной системы ЭТРАН с ГИС ЭПД для бесшовного электронного оформления мультимодальных грузовых перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом, предложенного Ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика», ОАО РЖД, группой FESCO и поддержанного Министерством транспорта РФ [9].

Несмотря на большой накопленный опыт и приобретенные компетенции по цифровой трансформации унимодальных и мультимодальных грузовых перевозок в рамках проектов «Суперсервис 22», ГИС ЭПД, ЭТРАН, ИНТЕРТРАН и др., в нашей стране так и не создана государственная цифровая платформа, которая устанавливала бы единые стандарты информационного взаимодействия, электронного документооборота и мониторинга движения грузов на всех видах транспорта. В связи с этим Министерство транспорта РФ 29 июня 2023 г. объявило открытый конкурс на проведение исследования по созданию Национальной цифровой транспортно-логистической платформы, которая позволит обмениваться информацией со странами АСЕАН, БРИКС, ШОС и ЕАЭС. На выполнение данной научно-исследовательской работы выделено 57 млн руб., и она должна быть завершена до 20 мая 2024 г. [10].

С учетом вышеизложенного определенный научный и практический интерес представляет опыт создания и функционирования цифровых платформ национального и международного уровня на рынке транспортно-логистических услуг в дружественных для России странах, прежде всего в Китайской Народной Республике (КНР), являющейся в настоящее время ее ведущим внешнеторговым партнером. В представленной статье пред-

принята попытка обобщить и исследовать опыт поэтапного строительства в Китае транспортно-логистической платформы публичной информации LOGINK, определить перспективные направления ее сотрудничества с морскими портами, железнодорожными перевозчиками и ведущими логистическими компаниями в России. В процессе подготовки статьи был проведен ретроспективный анализ законодательных и нормативно-правовых актов КНР и РФ в области цифровой трансформации грузовых перевозок, а также международных договоров и соглашений Китая со странами - участницами трансграничного обмена логистической информацией.

Этапы развития транспортно-логистической информационной платформы LOGINK

Создание Национальной транспортно-логис-тической платформы публичной информации (логотип LOGINK) является одной из основных задач и ключевым проектом «Среднесрочного и долгосрочного плана развития логистической отрасли (2014-2020)», принятого Государственным советом КНР в октябре 2014 г. Важнейшими целями среднесрочного и долгосрочного плана развития логистической отрасли Китая на национальном уровне является формирование сети государственных информационных служб логистики, возглавляемых Министерством транспорта КНР и Национальной комиссией по развитию и реформам, а также многостороннее участие государства в разработке и реализации национальной логистической стратегии [11].

В различных источниках китайского сегмента сети Интернет Национальная транспортно-логисти-ческая платформа публичной информации именуется также как Национальная логистическая информационная платформа, Национальная информационная платформа логистики, Национальная платформа общественной информации для транспорта и логистики.

Исходя из установленных Государственным советом КНР стратегических целей, Национальная логистическая информационная платформа должна создать:

- инфраструктуру логистических информационных услуг, охватывающую всю страну и распространяющуюся на международный уровень;

- хранилище данных, охватывающее всю производственную цепочку;

- комплексный сервисный портал национального уровня.

Постепенно аккумулируя статические данные и динамическую информацию в логистической отрасли и смежных отраслях, связанных с добычей и переработкой, LOGINK формирует общедоступный и открытый источник достоверной информации из Китая и зарубежных стран. При этом

<

A

г

0

1 N

K

в

F

£ S о

bJ

a,

о

t

-ея я >я

ч О

Рч

LOGINK стремится обеспечить эффективную реализацию безопасного и свободного обмена логистической информацией на межрегиональном, межотраслевом и международном уровнях.

Поэтапное строительство Национальной логистической информационной платформы в КНР началось в 2007 г., изначально LOGINK была создана для снижения затрат на логистику ведущей китайской компании в области электронной коммерции Alibaba Group. Изучение и анализ информации, приведенной на корпоративном сайте LOGINK, позволяет выделить три основных этапа развития Национальной логистической информа-

ционной платформы (наименование этапов и их временные периоды приведены с учетом [12]).

Этап 1. Внутренняя стандартизация (2007-2012 гг.). С переходом международной логистики от информатизации к цифровизации в середине 2000-х гг. особенно заметна стала фрагментация логистических процессов в Китае. На первом этапе LOGINK находилась в ведении Департамента транспорта провинции Чжэцзян и разрабатывала стандартизированные документы и форматы данных, стремясь стать «единой точкой обслуживания» для обмена всей логистической информацией (табл. 1) [12].

Таблица 1 Table 1

Виды и потоки информационного обмена на платформе LOGINK Types and flows of information exchange on the LOGINK platform

Информационный поток Виды обмена информацией

Государство для бизнеса ^2В) 1. Статус судна и груза: данные отслеживания в пути, планирование рейсов для морских, железнодорожных, воздушных и автомобильных грузовых перевозок; состояние ввоза и вывоза товаров из портов, складов и других мест хранения; таможенный, карантинный и досмотровый статус товаров и т. д. 2. Регистрация компании и комплексная проверка: регистрация бизнеса, кредиты, информация о соблюдении и несоблюдении требований регулирующих служб; информация о лицензиях и разрешениях на вождение грузового автотранспорта и т. д. 3. Условия перевозки: автодорожные, водные и железнодорожные перевозки; информация о задержках в портах и на водных путях и т. д. 4. Общая информация: политика, правила, стандарты и статистика от правительства и отраслевых ассоциаций

Бизнес для государства (B2G) 1. Таможенное оформление. 2. Другая нормативная информация, например данные деклараций об опасности. 3. Электронный биллинг портовыми властями и железными дорогами. 4. Геолокационные данные от спутниковых навигационных систем и датчиков (например, грузовиков)

Бизнес для бизнеса (В2В) 1. Онлайн-бронирование (например, на транспортно-экспедиторские услуги). 2. Запрос цен и индекс цен на фрахт. 3. Финансирование и страхование. 4. Счета и оплата. 5. Услуги поиска на платформе. 6. Обмен файлами

E

Я

о a

Я Я к я я

£ О

Я >я 2 О

И <

ш о я

-е-

Все участники цепочек поставок, прежде всего грузоотправители и грузополучатели, транспортные экспедиторы и портовые операторы, должны были принять стандарты LOGINK для обмена данными с платформой. LOGINK также позволяла третьим сторонам, таким как информационные службы государственных органов, получать доступ к общим данным на платформе для изучения и анализа логистической информации цепочек поставок. В 2008 г. к LOGINK присоединились 15 китайских провинций, а с 2009 по 2012 г. Министерство транспорта КНР разработало план расширения платформы по всей стране [12].

Этап 2. Региональная интеграция (2010-2016 гг.). На втором этапе LOGINK перешла от отслеживания внутреннего парка грузовых автомобилей в Китае

к охвату межрегиональных перевозок и интеграции в Сеть логистических информационных услуг Северо-Восточной Азии (ЖАЬ-МЕТ). К 2016 г. к LOGINK присоединились 11 китайских портов, 5 японских портов и 3 корейских порта. Благодаря интеграции с ЫЕАЬ-МЕТ платформа LOGINK получила возможность подключаться к общедоступным логистическим платформам в Японии и Корее для обмена коносаментами и другой информацией на основе совместимых стандартов [12].

Этап 3. Международное продвижение (с 2014 г. по настоящее время). Практически одновременно с запуском инициативы «Один пояс, один путь» Госсовет КНР определил международный обмен логистической информацией в качестве основного приоритета в «Среднесрочном и долгосрочном плане

развития логистической отрасли (2014-2020)». В апреле 2019 г. специальное подразделение управления строительством и эксплуатацией Национальной логистической информационной платформы было переведено из Департамента транспорта провинции Чжэцзян в Китайский центр связи и коммуникационной информации, находящийся непосредственно в подчинении Министерства транспорта КНР, открыв новую главу «... совместного строительства министерствами

и провинциями, в основе которого лежат министерства» [11]. С тех пор Министерство транспорта КНР стало активно участвовать в разработке международных стандартов, устанавливая партнерские отношения с крупными морскими портами, ведущими судоходными компаниями и глобальными логистическими операторами для повышения совместимости форматов сообщений и данных LOGINK со стандартами международных транспортных систем (табл. 2).

Таблица 2 Table 2

Динамика развития международного сотрудничества платформы LOGINK с морскими портами* Dynamics of international cooperation development of the LOGINK platform with seaports

Порт Год начала сотрудничества Примечание

Токио-Иокогама, Япония 2010 Часть NEAL-NET

Пусан, Южная Корея 2010

Кавасаки, Япония 2012

Осака, Япония 2012

Кобе, Япония 2012

Инчхон, Южная Корея 2012

Кваньян, Южная Корея 2012

Иоккаити, Япония 2015

Ниигата, Япония 2015

Ульсан, Южная Корея 2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пхентхэк, Южная Корея 2015

Кланг, Малайзия 2017 Соглашение указывает на то, что обмен предназначен для содействия расширению связей по всей АСЕАН

Синеш, Португалия 2017 Ссылки на соглашение о сотрудничестве в Великобритании

Барселона, Испания 2017 -

Абу-Даби, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) 2017 В соглашении о сотрудничестве отмечается намерение ОАЭ больше торговать с Китаем

Антверпен, Бельгия 2017 -

Джебель Али, Дубай, ОАЭ 2017 Подключен через Maqta Gateway, систему портового сообщества, базирующуюся в Абу-Даби

Одесса, Украина 2018 Включает инициативу по блокчейн-коносаменту

Хайфа, Израиль 2018 Включает инициативу по блокчейн-коносаменту

Рижский свободный порт, Латвия 2018 Также является портом - побратимом Шэньчжэня

Вентспилс, Латвия 2018 В соглашении упоминается сотрудничество в области стандартов

Роттердам, Нидерланды 2019 -

Гамбург, Германия 2019 -

Бремен, Германия 2019 -

"d

e

e

в

О <

.

X

с

N

г

0

1

N

K

в

F

* Составлено по [4].

Международное сотрудничество транспорт-но-логистической информационной платформы LOGINK

Национальная логистическая информационная платформа всегда стремилась сотрудничать с международными партнерами для создания безопасной и надежной глобальной системы обмена логистической информацией.

По состоянию на начало марта 2023 г. LOGINK подписала соглашения о сотрудничестве как ми-

нимум с 24 морскими портами, свободными портами и портовыми операторами за пределами Китая [12]. Международное сотрудничество в основном направлено на обмен информацией о местах нахождения и статусе судов и контейнеров, а также на улучшение информированности платформы для мониторинга глобальных грузопотоков.

Необходимо отметить, что в этих же целях LOGINK сотрудничает и со многими китайскими логистическими компаниями, включая государ-

^ ственные предприятия и негосударственные логи-S стические стартапы. Так, в 2016 г. LOGINK подпило сала Соглашение об обмене данными о судах, бро-| нировании и таможне с CargoSmart, в результате ^ которого платформа получила доступ к более чем 90 % глобальных данных о контейнерных перевозе ках. Кроме того, LOGINK установила партнерские о отношения с China Ocean Shipping Company § (COSCO) и China Merchants Group [12]. g На третьем этапе усилилось также сотрудниче-Ц ство Национальной логистической информацион-§ ной платформы с международными организациями « и учреждениями, устанавливающими стандарты. g Так, в ноябре 2019 г. LOGINK присоединилась g к IPCSA (Международная ассоциация систем пор-g товых сообществ) в качестве ее 46-го глобального | подразделения и активно занимается созданием в международной сети обмена логистической ин-« формацией. В IPCSA входят такие члены, как си-| стема информации о портах (система сообщества | портов), система информации о грузах (система £р сообщества грузов), судоходные и авиационные g компании и операторы «единого окна», обслужи-g вающие более 40 стран, причем число членов ас-Ц социации постоянно увеличивается [12]. и В апреле 2022 г. LOGINK присоединилась g к Международной сети надежного обмена данными ми в области логистики (NoTN) доверенной сети g IPCSA. Сеть NoTN была создана в 2020 г. и объеди-§ нила около 70 портов и 10 аэропортов из более чем | 50-и стран, что позволило им обмениваться инфор-ё мацией о состоянии судов и контейнеров [13]. Тех-g нологические решения для трансграничного обмерз на данными в цепях поставок через платформу ^ NoTN и визуализации международной логистики д позволяют отслеживать товары по всему миру, тем s самым обеспечивая предсказуемость, прозрачность ¿g и определенность в глобальных цепях поставок. « Инновационная модель безопасности и взаим-^ ного доверия между участниками NoTN в транс-га граничном обмене данными и их совместном использовании предоставляет LOGINK дополнитель-§ ные компетенции и ресурсы в области цифровиза-•g ции международной логистики. В то же время С LOGINK как представитель Международной сети в Китае вносит свой вклад в повышение эффективности обслуживания участников NoTN с помощью современной информационно-технологической инфраструктуры. В условиях усиления рисков для безопасности и стабильности глобальных цепей поставок из-за эпидемии COVID-19 сотрудничество между LOGINK и NoTN в значительной степени способствовало укреплению многостороннего взаимного доверия, надежному обмену информацией между участниками цепей поставок, а также прослеживаемости товародвижения между их ключевыми звеньями [13].

В мае 2022 г. платформа LOGINK создала

внутренний коммуникационный материал «Логистика облачной цепочки» на основе «Альянса по гарантиям логистических цепочек поставок» для публикации и реализации национальных руководящих принципов и политик в логистической отрасли и обмена оперативной информацией, связанной с международными логистическими цепочками поставок [12].

Направления развития транспортно-логистической информационной платформы LOGINK в рамках инициативы «Один пояс, один путь»

В настоящее время уже практически завершено формирование базовой модели развития LOGINK как «национальной общественной платформы + региональной общественной платформы + платформы коммерческих услуг» в области информационного сервиса для транспорта и логистики в Китае, достигнуты существенные результаты в стандартизации информации, обмене данными и международном сотрудничестве [11]. По мнению специалистов [12], дальнейшее увеличение влияние Китая на международные перевозки и глобальные цепочки поставок будет происходить посредством активного использования LOGINK в рамках инициативы «Один пояс, один путь» (BRI).

Во-первых, интеграция с Cainiao Network логистическим провайдером Alibaba Group, который имеет сеть из более чем 200 складов по всему миру и в последние несколько лет сосредоточился на расширении своей деятельности в Европе, построив главный хаб в аэропорту Льеж в Бельгии и открыв региональные склады в Мадриде, Париже, Бремене и Риме, позволит LOGINK отслеживать логистические потоки в международной электронной торговле.

Во-вторых, подключение большего числа стран -участников инициативы «Один пояс, один путь» -к LOGINK позволит ей получить доступ к информации из логистических систем этих стран, что повысит прозрачность трансграничной логистики и усилит потенциальное влияние Китая на глобальные цепочки поставок.

В-третьих, китайские провайдеры логистических услуг и связанные с ними поставщики технологий и инженерно-технических услуг за счет LOGINK получат более легкий доступ к международным рынкам, на которых будут признаваться китайские технические стандарты.

Предполагается [11], что и в дальнейшем Национальная логистическая информационная платформа будет следовать общим требованиям «Концепции построения мощной транспортной страны», принятой Центральным комитетом Коммунистической партии Китая и Государственным советом КНР, и продолжит реализацию планов развития на всех уровнях.

Стратегия «международного продвижения» транспортно-логистической информационной платформы LOGINK на российском рынке

На первом этапе реализации стратегии «международного продвижения» на российском рынке логистических услуг LOGINK целесообразно подписать соглашения о сотрудничестве с портами Дальневосточного морского бассейна, расположенными на территории свободного порта Владивосток, прежде всего с входящим в состав группы FESCO ПАО «Владивостокский морской торговый порт» (ВМТП). По данным официального сайта транспортной группы FESCO [14], ежегодная пропускная способность ВМТП составляет 5 млн т генеральных грузов и нефтепродуктов, 82 тыс. единиц автомобилей и колесной техники и более 768 тыс. ТЕи контейнерных грузов. Планируется, что в 2023 г. оборот контейнеров увеличится примерно на 10 %, до 840 тыс. ТЕи, а к 2025 г. контейнерный оборот ВМТП вырастет примерно в 1,7 раз, достигнув максимума в 1 млн ТЕи [15].

Помимо увеличения внешнеторгового грузооборота, актуальность заключения соглашения о сотрудничестве между LOGINK и ВМТП обусловливается и тем, что порт Владивостока был выбран в качестве трансграничного транзитного порта при организации перевозок грузов между материковыми китайскими провинциями. Главное таможенное управление КНР, три министерства и государственные комиссии одобрили провинцию Цзилинь для дальнейшего расширения сферы деятельности по трансграничным перевозкам товаров внутренней торговли, добавив порт Владивосток как транзитный порт в России, а также контейнерный терминал Чжоушань Юнчжоу и порт Цзясин Чжапу в провинции Чжэцзян в качестве портов трансграничной транспортировки товаров внутренней торговли [16].

Как известно, в северо-восточных провинциях Цзилинь и Хэйлунцзян, являющихся важными производственными и складскими базами энергоресурсов, сырья и зерна, нет морских портов, поэтому они переправляют свои грузы через порт Далянь в провинции Ляонин. Потенциальная возможность с 01 июня 2023 г. перевалки грузов через российский порт Владивосток позволит значительно сократить расстояние наземной перевозки и снизить стоимость доставки товаров внутренней торговли в провинции Юго-Восточного Китая [17].

Кроме того, на территории Владивостокского морского торгового порта в 2024-2025 гг. планируется создание Восточного транспортно-логистического узла (ВТЛУ) для «арктического транзита» по Северному морскому пути. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» построит глубоководный портовый терминал с двумя новыми причалами общей длиной 750 м и глубиной каждого причала около 16,5 м, что позволит ВМТП принимать кон-

тейнеровозы вместимостью более 10 тыс. TEU. Предполагается, что портовый терминал будет работать в режиме трансшипмента: контейнеры из Китая и других государств Юго-Восточной Азии будут перегружаться с обычных судов на суда ледового класса и перевозиться по Северному морскому пути в европейские страны, а также в российские порты Северного бассейна и в обратных маршрутах. Пилотные перевозки должны начаться в 2025 г. [18].

По мере стабилизации геополитической ситуации в мире к инфраструктуре логистической информационной платформы LOGINK смогут подключиться и российские морские порты Черномор-ско-Азовского, Балтийского и Каспийского бассейнов.

На втором этапе реализации стратегии «международного продвижения» в России LOGINK целесообразно подписать соглашения о сотрудничестве с российскими провайдерами логистических услуг, прежде всего с ОАО «РЖД» и его дочерними компаниями, которые являются ведущими логистическими операторами железнодорожных перевозок контейнерных грузов в международном, в том числе транзитном, сообщении. Помимо ОАО «РЖД», АО «РЖД Логистика» и АО «РЖД Бизнес Актив», к числу потенциальных партнеров LOGINK на российском рынке логистических услуг можно отнести: транспортную группу FESCO, АО «Евро-сиб СПб-транспортные системы», АО «Объединенная транспортно-логистическая компания -Евразийский железнодорожный альянс» (АО «ОТЛК ЕРА»), а также входящие в группу компаний «Дело» ПАО «ТрансКонтейнер» и Global Ports Investments PLC.

На третьем этапе реализации стратегии «международного продвижения» на российском рынке транспортно-логистических услуг целесообразно сопряжение LOGINK с экосистемой цифровых транспортных коридоров Евразийского экономического союза (ЕАЭС), создание которой началось в 2020 г. и активно продолжается в настоящее время [19, 20].

Заключение

В условиях усиления геополитической нестабильности и регионализации мировой торговли LOGINK необходимо переформулировать стратегию «международного продвижения» и активизировать сотрудничество с логистическими операторами альтернативных маршрутов контейнерных перевозок и трансграничных транзитных путей в рамках инициативы «Один пояс, один путь», в частности с российскими портами и ведущими логистическими компаниями России.

В представленной статье разработана поэтапная стратегия развития международного сотрудничества информационной платформы LOGINK на рос-

<

A

г

0

1

N

K

в

F

£ 5 о

bJ

сииском рынке транспортно-логистических услуг, предусматривающая подписание соглашении об обмене логистической информацией с морскими портами, прежде всего Дальневосточного и Северного бассейнов, а в среднесрочной перспективе и с морскими портами Черноморско-Азовского, Балтийского и Каспийского бассейнов, заключение соглашений о сотрудничестве с ОАО «РЖД», его дочерними компаниями и ведущими провайдерами логистических услуг в России и в конечном итоге

сопряжение инфраструктуры LOGINK с экосистемой цифровых транспортных коридоров ЕАЭС.

В целом же практическая реализация LOGINK поэтапной стратегии «международного продвижения» на российском рынке может стать еще одним катализатором цифровой трансформации глобальных цепей поставок в мировой торговле и будет способствовать созданию в России национальной цифровой транспортно-логистической платформы.

-ея я >я

ч О

Рч

Список источников

о

я

>я 2 о

и

1. О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года: Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 № 3363-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/727294161 (дата обращения: 01.09.2023).

2. Минтранс: электронные сервисы формируют бесшовную грузовую логистику. URL: https://mintrans.gov.ru/ press-center/news/10861 (дата обращения: 01.09.2023).

3. Пленарная дискуссия «Транспорт России. Единая цифровая платформа» прошла 20 ноября в рамках Транспортной недели - 2018. URL: https://mintrans.gov.ru/ press-center/news/8902 (дата обращения: 01.09.2023).

4. Единая цифровая платформа объединит все сервисы для транспорта и логистики России. URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/9352 (дата обращения: 01.09.2023).

5. Королев Н. Из машин выгружают бумагу // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4459 981 (дата обращения: 01.09.2023).

6. ГИС ЭПД - актуальная информация. URL: https://rostransnadzor.gov.ru/news/1478 (дата обращения: 01.09.2023).

7. Этран - Электронная транспортная накладная / TAdviser. URL: https://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения: 01.09.2023).

8. ИНТЕРТРАН оцифрует транспортные коридоры // Гудок. URL: https://gudok.ru/newspaper/?ID=1480738 (дата обращения: 01.09.2023).

9. Цифровые инновации в грузовой логистике / Рос. акад. трансп. URL: https://rosacademtrans.ru/logisitcs (дата обращения: 01.09.2023).

10. Минтранс создает цифровую транспортную платформу для обмена данными с БРИКС и ШОС // Вед. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/07/06/ 983962-mintrans-sozdaet-tsifrovuyu-transportnuyu-platformu-dlya-obmena-dannimi-s-briks-i-shos?ysclid=lj qp79coo43451 47558 (дата обращения: 01.09.2023).

11. Национальная платформа общественной инфор-

мации по транспорту и логистике. Обзор платформы. URL: https://www.logink.cn/col/col38/index.html (дата обращения: 03.09.2023).

12. LOGINK, скромная национальная информационная платформа по транспорту и логистике. URL: https://c.m.163.com/news/a/HSL0ICGV0552H5D0.html (дата обращения: 03.09.2023).

13. Национальная информационная платформа логистики присоединяется к Международной сети надежного обмена данными в области логистики. URL: https://www.logink.cn/art/2022/4/19/art_715_55760.html (дата обращения: 03.09.2023).

14. О транспортной группе FESCO. URL: https://www. fesco.ru/ru/about (дата обращения: 03.09.2023).

15. Ермолаев Н. ВМТП планирует увеличить оборот контейнеров на треть. URL: https://portnews.ru/comments/ 3349 (дата обращения: 03.09.2023).

16. Российский Владивосток станет трансграничным транзитным портом для товаров внутренней торговли. URL: https://companies.caixin.com/2023-05-13/102055279.html (дата обращения: 03.09.2023).

17. Китай утвердил порт Владивосток в качестве транзитного узла для своих внутренних перевозок. URL: https://portnews.ru/news/347354 (дата обращения: 03.09.2023).

18. Транспортная группа FESCO. URL: https://www.fesco.ru/ru/press-center/news/fesco-i-struktura-rosatoma-planiruyut-sozdat-na-territorii-vmtp-transportno-logisticheskiy-uzel-dlya/ (дата обращения: 03.09.2023).

19. О формировании экосистемы цифровых транспортных коридоров Евразийского экономического союза: Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 31.01.2020 № 4. URL: https://docs.cntd.ru/ document/564200761 (дата обращения: 03.09.2023).

20. В ЕАЭС продолжается создание экосистемы цифровых транспортных коридоров. URL: https://eec.eaeunion.org/ news/v-eaes-prodolzhaetsya-sozdanie-ekosistemy-tsifrovykh-transportnykh-koridorov (дата обращения: 03.09.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. O Transportnoi strategii Rossiiskoi Federatsii do 2030 goda s prognozom na period do 2035 goda: Rasporia-zhenie Pravitel'stva RF ot 27.11.2021 № 3363-r [On the Transport Strategy of the Russian Federation until 2030 with a forecast for the period up to 2035: Decree of the Government of the Russian Federation dated 11/27/2021 No. 3363-r]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/727294161 (accessed: 01.09.2023).

2. Mintrans: elektronnye servisy formiruiut besshov-nuiu gruzovuiu logistiku [Ministry of Transport: electronic services form a seamless freight logistics]. Available at:

https://mintrans.gov.ru/press-center/news/10861 (accessed: 01.09.2023).

3. Plenarnaia diskussiia «Transport Rossii. Edinaia tsifrovaia plaforma» proshla 20 noiabria v ramkakh Transportnoi nedeli - 2018 [Plenary discussion "Transport of Russia. The Unified Digital Platform" was held on November 20 as part of the Transport Week 2018]. Available at: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/8902 (accessed: 01.09.2023).

4. Edinaia tsifrovaia plaforma ob"edinit vse servisy dlia transporta i logistiki Rossii [A single digital platform

will unite all services for transport and logistics in Russia]. Available at: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/9352 (accessed: 01.09.2023).

5. Korolev N. Iz mashin vygruzhaiut bumagu [Paper is being unloaded from the machines]. Kommersant". Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4459981 (accessed: 01.09.2023).

6. GIS EPD - aktual'naia informatsiia [GIS EPD - up-to-date information]. Available at: https://rostransnadzor.gov.ru/ news/1478 (accessed: 01.09.2023).

7. Etran - Elektronnaia transportnaia nakladnaia [Etran - Electronic bill of lading]. TAdviser. Available at: https://www.tadviser.ru/index.php (accessed: 01.09.2023).

8. INTERTRAN otsifruet transportnye koridory [INTERTRANS digitizes transport corridors]. Gudok. Available at: https://gudok.ru/newspaper/?ID=1480738 (accessed: 01.09.2023).

9. Tsifrovye innovatsii v gruzovoi logistike [Digital innovations in freight logistics]. Rossiiskaia akademiia transporta. Available at: https://rosacademtrans.ru/logisitcs (accessed: 01.09.2023).

10. Mintrans sozdaet tsifrovuiu transportnuiu platformu dlia obmena dannymi s BRIKS i ShOS [The Ministry of Transport is creating a digital transport platform for data exchange with BRICS and SCO]. Vedomosti. Available at: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/07/06/9839 62-mintrans-sozdaet-tsifrovuyu-transportnuyu-platformu-dlya-obmena-dannimi-s-briks-i-shos?ysclid=ljqp79coo4345147558 (accessed: 01.09.2023).

11. Natsional'naia plaforma obshchestvennoi infor-matsii po transportu i logistike. Obzor plaformy [National Public Information Platform on Transport and Logistics. Platform Overview]. Available at: https://www.logink.cn/ col/col38/index.html (accessed: 03.09.2023).

12. LOGINK, skromnaia natsional'naia informatsion-naia plaforma po transportu i logistike [LOGINK, a modest national information platform for transport and logistics]. Available at: https://c.m.163.com/news/a/HSLOICGV 0552H5D0.html (accessed: 03.09.2023).

13. Natsional'naia informatsionnaia plaforma logistiki prisoediniaetsia k Mezhdunarodnoi seti nadezhnogo obmena

dannymi v oblasti logistiki [The National Logistics Information Platform joins the International Network of Reliable Data Exchange in the field of logistics]. Available at: https://www.logink.cn/art/2022/4/19/art_715_55760.html (accessed: 03.09.2023).

14. O transportnoi gruppe FESCO [About the FESCO Transport Group]. Available at: https://www.fesco.ru/ru/ about (accessed: 03.09.2023).

15. Ermolaev N. VMTP planiruet uvelichit' oborot kon-teinerov na tret' [VMTP plans to increase container turnover by a third]. Available at: https://portnews.ru/comments/3349 (accessed: 03.09.2023).

16. Rossiiskii Vladivostok stanet transgranichnym tranzitnym portom dlia tovarov vnutrennei torgovli [Russian Vladivostok will become a cross-border transit port for domestic trade goods]. Available at: https://companies.caixin.com/2023-05-13/102055279.html (accessed: 03.09.2023).

17. Kitai utverdil port Vladivostok v kachestve tranzitnogo uzla dlia svoikh vnutrennikh perevozok [China has approved the port of Vladivostok as a transit hub for its domestic traffic]. Available at: https://portnews.ru/news/347354 (accessed: 03.09.2023).

18. Transportnaia gruppa FESCO [FESCO Transport Group]. Available at: https://www.fesco.ru/ru/press-center/news/fesco-i-struktura-rosatoma-planiruyut-sozdat-na-territorii-vmtp-transportno-logisticheskiy-uzel-dlya/ (accessed: 03.09.2023).

19. O formirovanii ekosistemy tsifrovykh transportnykh koridorov Evraziiskogo ekonomicheskogo soiuza: Rasporia-zhenie Evraziiskogo mezhpravitel'stvennogo soveta ot 31.01.2020 № 4 [On the formation of the ecosystem of digital transport corridors of the Eurasian Economic Union: Order of the Eurasian Intergovernmental Council dated 01/31/2020 No. 4]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/564200761 (accessed: 03.09.2023).

20. V EAES prodolzhaetsia sozdanie ekosistemy tsifrovykh transportnykh koridorov [The creation of an ecosystem of digital transport corridors continues in the EAEU]. Available at: https://eec.eaeunion.org/news/v-eaes-prodolzhaetsya-sozdanie-ekosistemy-tsifrovykh-transportnykh-koridorov (accessed: 03.09.2023).

в

a. p

Г

0

1

Статья поступила в редакцию 04.09.2023; одобрена после рецензирования 05.11.2023; принята к публикации 15.12.2023 The article was submitted 04.09.2023; approved after reviewing 05.11.2023; accepted for publication 15.12.2023

Информация об авторах I Information about the authors

Александр Викторович Парфенов - доктор экономических наук; профессор кафедры логистики и управления цепями поставок; Санкт-Петербургский государственный экономический университет; parfenof@mail.ru

Alexander V. Parfenov - Doctor of Economic Sciences; Professor of the Department of Logistics and Supply Chain Management; Saint-Petersburg State Economic University; parfenof@mail.ru

Сюй Наймин — аспирант кафедры логистики и управления цепями поставок; Санкт-Петербургский государственный экономический университет; fsqx002@qq.com

Xu Naiming - Postgraduate Student of the Department of Logistics and Supply Chain Management; Saint-Petersburg State Economic University; fsqx002@qq.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.