Научная статья на тему 'Стратегические направления диверсификации производства предприятий пищевой промышленности'

Стратегические направления диверсификации производства предприятий пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
316
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булавка Александр Геннадьевич

В статье исследованы подходы отечественных и зарубежных авто-ров к оценке стратегий диверсификации и предложена авторская классификация стратегий диверсификации производства с выявлением их положительных и отрицательных моментов. На основе особенностей процесса диверсификации производства на предприятиях пищевой промышленности были разработаны стратегические направления диверсификации производства. Исходя из проведенных исследований на предприятиях пище-вой промышленности был предложен алгоритм механизма реализации стратегических направлений диверсификации, который представлен двумя взаимосвязанными ветвями: теоретической и практической.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Булавка Александр Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC DIRECTIONS OF DIVERSIFICATION OF THE FOOD INDUSTRY

The article studies approaches of domestic and foreign author's approach to the evaluation of diversification strategies and the author's classification of diversification of production strategies with the identification of their positive and negative aspects. Based on the features of the process of diversification of production at food industry enterprises have been developed strategic directions of diversification of production. On the basis of research carried out at food industry enterprises proposed an algorithm of mechanism for implementing the strategic direction of diversification, which is represented by two interrelated branches: theoretical and practical.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления диверсификации производства предприятий пищевой промышленности»

УДК 338.33

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

А. Г. БУЛАВКА, аспирант УО «Могилевский государственный университет продовольствия»

STRATEGIC DIRECTIONS OF DIVERSIFICATION OF THE FOOD INDUSTRY

A. G. BULAVKA, postgraduate student The Education Establishment «Mogilev State University of Foodstuffs»

В статье исследованы подходы отечественных и зарубежных авторов к оценке стратегий диверсификации и предложена авторская классификация стратегий диверсификации производства с выявлением их положительных и отрицательных моментов. На основе особенностей процесса диверсификации производства на предприятиях пищевой промышленности были разработаны стратегические направления диверсификации производства. Исходя из проведенных исследований на предприятиях пищевой промышленности был предложен алгоритм механизма реализации стратегических направлений диверсификации, который представлен двумя взаимосвязанными ветвями: теоретической и практической.

The article studies approaches of domestic and foreign author's approach to the evaluation of diversification strategies and the author's classification of diversification of production strategies with the identification of their positive and negative aspects. Based on the features of the process of diversification of production at food industry enterprises have been developed strategic directions of diversification of production. On the basis of research carried out at food industry enterprises proposed an algorithm of mechanism for implementing the strategic direction of diversification, which is represented by two interrelated branches: theoretical and practical.

Введение. Одним из основных направлений повышения эффективности функционирования предприятий пищевой про-

мышленности является их модернизация. При этом выбор наиболее эффективных направлений модернизации должен носить не тактический характер, обусловленный текущими потребностями предприятий, а стратегический, обусловленный возможностью долгосрочного устойчивого развития предприятия и стабильным трендом роста качественных показателей деятельности. При этом наиболее эффективным, с нашей точки зрения, направлением развития организации в существующих производственно-экономических условиях, является диверсификация производства.

Диверсификация производства - это направление развития предприятий, основанное на создании новых высокоэффективных видов производств или модернизации существующих, за счет использования достижений научно-технического прогресса и внедрения инноваций с целью повышения эффективности использования ресурсов, улучшения экономического состояния, повышения конкурентоспособности и уменьшения предпринимательского риска.

Процесс диверсификации производства основывается на разработке и использовании стратегии диверсификации производ-ства,основным элементом которой является выявление и выбор наиболее подходящего для конкретного предприятия стратегического направления или направлений диверсификации производства.

Анализ источников. Вопросы стратегического направления диверсификации производства предприятий пищевой промышленности освещены в работах В. П. Федько, Е. В. Прохоровой, Е. Г. Жулиной, А. В. Кокорева, Е. Милованова, и других ученых. В то же время остается актуальной проблема выбора наиболее подходящего для конкретного предприятия стратегического направления или направлений диверсификации производства.

Методы исследования. В процессе проведения исследований использовались методы сравнительного анализа, монографический, абстрактно-логический.

Основная часть. Наибольшее внимание стратегическому планированию развития предприятия уделяется с точки зрения маркетинга. В рамках данного направления в работах различных авторов выделяются стратегии развития предприятия на основе диверсификации. Первые разработки в данной области принадлежат И. Ансоффу и М. Портеру. С точки зрения И. Ансоффа, стратегия диверсификации является одной из возможных стратегий роста компании, однако она должна рассматриваться отдельно ввиду существенного отличия от других. Также автором приводится зависимость между развитием экономики и принятием решения об использовании стратегии диверсификации и оцениваются факторы, возникновение которых сложно предположить, однако они оказывают существенное влияние на принятие стратегических решений компанией. Рассматривая вопрос видов стратегий диверсификации, И. Ансофф выделяет вертикальную, горизонтальную и боковую стратегии диверсификации. Также автор большое внимание уделяет оценке вероятных стратегий диверсификации и предлагает для этого использование качественного и количественного анализа [1].

В исследованиях М. Портера была выявлена прямая зависимость между степенью диверсификации и объемом дивидендов. Также автор приводит механизм реализации стратегии диверсификации. По мнению М. Портера, прежде чем приступать к реализации стратегии диверсификации, необходимо провести ряд подготовительных тестов. Также автором выделяются четыре возможных направления (концепции) диверсификации: портфельный менеджмент, реструктуризация, передача опыта и совместная деятельность [2].

Рассматривая вопросы современной оценки стратегий диверсификации, можно выделить исследования таких авторов как В. Федько, Е. Прохорова, Е. Жулина, А. Кокорев, Е. Милованов и

др. [3-7].

В. Федько определяет диверсификацию как «стратегию маркетинга, при которой создаются множества новых разновидностей продукта (или видов деятельности фирмы), заполняющих реальные рыночные ниши» [3]. Суть диверсификации сводиться

исключительно к созданию новых видов или разновидностей товара.

Е. Прохорова рассматривает стратегию диверсификации не отдельно, а связанно со стратегией интеграции. Более того в паре интеграция-диверсификация основное место отводиться именно интеграционным процессам. Также автором вводится понятие центра тяжести (места наиболее эффективного приложения ресурсов предприятия, которое принесло наибольшую отдачу) и на основании отношений стратегий предприятия к центру тяжести приводится широкая классификация стратегий [4]. С нашей точки зрения, данный подход достаточно громоздкий и не обладает необходимыми инструментами для беспрепятственного практического применения.

С точки зрения Д. Субхаш, выделяются три возможные стратегии диверсификации:

- концентрическая - заключается в создании продукции, которая связана с существующими рынками или технологиями компании;

- горизонтальная - заключается в создании продукции, которая не связана с существующими товарами компании, однако может быть продана той же группе потребителей;

- конгломератная - заключается в создании продукции, которая не имеет никакой связи с существующими рыками и технологиями компании [8].

В. Бабаев выделяет следующие виды стратегий, основанные на диверсификации:

1) конгломератная стратегия диверсификации - переход предприятия в область, не связанную с текущей деятельностью;

2) синергетическая стратегия диверсификации:

- концентрическая - ориентация на существующие потребности при изменении технологий;

- горизонтальная - ориентация на существующие технологии;

- вертикальная - получение синергетического эффекта за счет технологий, которые предшествуют или идут за используемыми технологиями [9].

Таким образом, на основе подходов различных авторов, приведем собственную оценку стратегий диверсификации производства применительно к пищевой промышленности.

Для эффективного применения стратегий диверсификации необходимо проведение предварительных исследований. Они должны включать в себя анализ внутренней и внешней среды. Недостаточный анализ существующих условий может негативно сказаться на эффективности применения стратегий диверсификации.

При принятии решения о использовании стратегий диверсификации предприятие может развиваться по одному из следующих стратегических направлений, основанных на существующих видах диверсификации:

- стратегия горизонтальной диверсификации;

- стратегия вертикальной диверсификации;

- стратегия конгломератной диверсификации;

- стратегия смешанной диверсификации.

В основе стратегии горизонтальной диверсификации лежит создание новых видов деятельности или новых видов продукции, которые связаны технологически с существующими.

Стратегия вертикальной диверсификации предполагает расширение деятельности компании вниз или вверх по технологической цепочке производства.

При использовании стратегии конгломератной диверсификации предприятие направляет свои ресурсы в создание абсолютно новых видов продукции или производств, не имеющих взаимосвязи с существующими.

Стратегия смешанной диверсификации предполагает проведение комплексной стратегии с использованием нескольких перечисленных выше стратегий.

Каждая из указанных стратегий имеет свои положительные и отрицательные стороны, приведенные в таблице.

Оценка стратегий диверсификации

Стратегии диверсификации

горизонтальная

вертикальная

конгломератная

смешанная

Положительные эффекты

эффект синергии, который проявляется при использовании существующих технологий; снижение затрат на единицу продукции, за счет экономии на группе неизменных условно-постоянных затрат

эффект синергии, который проявляется за счет работы в той же области;

уменьшение рисков в деятельности, за счет получения контроля над поставщиками или над системой распределения; снижение затрат на единицу продукции_

вероятно существенное снижение риска за счет перемещения ресурсов в несвязанные области

полученные положительные эффекты зависят от вида комбинирования трех возможных стратегий диверсификации; возможность получить положительны эффекты из нескольких стратегий

Отрицательные эффекты

связанность с существующими видами деятельности приводит к слабому снижению рисков;

повышаются требования к подразделениям предприятия

усложнение структуры управления;

увеличение требований к подразделениям предприятия;

снижение уровня специализации

существенный рост издержек на этапе внедрения; усложнение структуры управления;

увеличение требований к подразделениям предприятия;

снижение уровня специализации

получаемые положительные эффекты носят менее выраженный характер по сравнению с применением отдельных стратегий; степень эффективности применения существенно зависит от проработки стратегии

Рассмотренные стратегии используются для достижения стратегических направлений диверсификации. Основанием для выделения стратегических направлений служат особенности процесса диверсификации производства на предприятиях пищевой промышленности. Стратегические направления диверсификации производства на предприятиях пищевой промышленности будут иметь следующий вид, представленный на рис. 1.

Стратегические направления диверсификации производства в пищевой промышленности

повышения конкурентоспособности продукции, продвижения ее на внешние рынки и сокращения импорта; повышение качества, снижение себестоимости, импортоемкости и материалоемкости продукции; проведение структурной перестройки белорусской экономики, сокращение отрицательного сальдо внешней торговли; формирование благоприятной среды для развития научно-технической деятельности и инновационного бизнеса; обеспечение занятости трудоспособных граждан и достойного уровня оплаты труда.

Рис. 1. Стратегические направления диверсификации производства

Механизм реализации стратегических направлений диверсификации состоит из следующих этапов:

- анализ внешней и внутренней среды;

- формулировка целей и задач;

- выбор стратегии диверсификации;

- описание путей и методов ее достижения;

- расчет бюджета;

- описание средств и методов контроля;

- построение календарного графика реализации стратегии;

- реализация стратегии и контроль.

С практической точки зрения, принятие решение о использовании стратегии диверсификации и разработка конкретного направления развития в рамках выбранной стратегии проходит четыре этапа.

Первый этап - сбор идей.

Второй этап - экономическая и технологическая оценка собранных идей.

Третий этап - разработка бизнес-планов инвестиционных проектов.

Четвертый этап - реализация проектов.

Алгоритм реализации стратегических направлений диверсификации, а также взаимосвязь теоретических и практических этапов алгоритмов приведена на рис. 2.

Теоретический алгоритм

-Л-

Анализ внешней и внутренней среды

Практический алгоритм

ТЕ

Анализ внешней и внутренней среды

Определение целей и задач

Выбор стратегии диверсификации

Описание путей и методов достижения поставленных целей

Реализация стратегии

]------

Составление бюджета

>

Описание средств и методов контроля

Построение календарного графика работ

>--1

Сбор идей 1

Оценка собранных идей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработка бизнес планов инвестиционных проектов

Реализация проектов

Рис. 2. Алгоритмы реализации стратегических направлений диверсификации и их взаимосвязь

Заключение. Таким образом, проведенные исследования стратегических направлений диверсификации производства предприятий пищевой промышленности позволяют сделать следующие основные выводы и предложения:

1. В результате исследования работ отечественных и зарубежных авторов, систематизации и оценки полученной информации, были выявлены основные стратегии диверсификации, которые включают в себя вертикальную, горизонтальную, конгломератную и смешанную. По каждой из выявленных стратегий были оценены преимущества и недостатки их использования. Выявленная классификация стратегий диверсификации позволяет более осмысленно подходить к выбору направления развития и строить такие планы стратегического развития, которые с наибольшей долей вероятности приведут к достижению поставленных целей.

2. На основе особенностей процесса диверсификации производства на предприятиях пищевой промышленности были разработаны стратегические направления диверсификации производства. Также была проведена группировка выявленных стратегических направлений по причинно-следственным связям. Данные наработки позволят предприятиям пищевой промышленности разрабатывать стратегический план развития, положив в основу стратегические цели, соответствующие разработанным стратегическим направлениям диверсификации производства, что даст возможность проводить целевую стратегическую политику диверсификации производства и с высокой долей вероятности достигать преимуществ развития посредством диверсификации производства.

3. Исходя из проведенных исследований на предприятиях пищевой промышленности, а также дополнительного использования разработок отечественных и зарубежных авторов, был предложен алгоритм механизма реализации стратегических направлений диверсификации. Использование данного алгоритма позволит предприятиям перерабатывающего комплекса, с одной стороны, получить пошаговую инструкцию для внедрения в деятельность стратегических направлений, основанных на диверсификации производства, используя практическую ветку алгоритма, а с другой стороны, дает возможность проведения более глубокого исследования на каждом из этапов, посредством теоретической ветки алгоритма. Следова-

тельно, разработанный алгоритм позволяет минимизировать время и средства необходимые для разработки и внедрения в деятельность стратегий, основанных на диверсификации производства, и является информационной основой для использования в деятельности стратегических направлений диверсификации производства.

Список литературы

1. Ansoff, I. H. Strategies for diversification / I. H. Ansoff // Harvard business review. - 1957. - Vol. 35, №2. - P. 113-124.

2. Porter, M. E. From competitive advantage to corporate strategy / M. E. Porter // Harvard business review. - 1987. - May-June. - P. 45-59.

3. Федько В. П. Основы маркетинга: 100 экзаменационных ответов / В. П. Федько, Н. Г. Федько. - Ростов - на/Д: МарТ, 2000. - 448 с.

4. Прохорова, Е. В. Взаимосвязь интеграционной и диверсификационной стратегий предприятия / Е. В. Прохорова // Веснж БДЭУ. - 2006. - №4. - С. 17-25.

5. Жулина, Е. Г. Диверсификация деятельности предприятия / Е. Г. Жулина, Т. Л. Мягкова, О. Б. Кацуба // Управление персоналом. - 2006. - №10. - С. 176.

6. Кокорев, А. В. Стратегия сервисизации как направление диверсификации деятельности предприятий : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / А. В. Кокорев ; Московский государственный университет сервиса. - М., 2005. - 28 с.

7. Милованов, Е. Стратегия диверсификации - основа финансовой устойчивости многопрофильного предприятия бытового обслуживания / Е. Милованов // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - №10. - С. 96 - 104.

8. Subhash, C. J. Marketing planning and strategy / C. J. Subhash. - 6-th edition. -Cincinnati: South-Western Educational Publishing, 1999. - 930 p.

9. Бабаев, В. Ю. Диверсификация как инструмент управления развитием предприятия / В. Ю. Бабаев // Экономика и управление. - 2010. - №4. - С. 29-34.

Информация об авторе

Булавка Александр Геннадьевич- магистр экономических наук, ассистент кафедры экономики и организации производства Могилевского государственного университета продовольствия, тел. служ. (0222) 48-24-00. E-mail: slr-vsp@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 14.04.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.