© Т. В. Петрова, Г.Г. Казанцева, 2008
УДК 65
Т.Н. Петрова, Г.Г. Казанцева
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ КАРТЫ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗА ТЕЛЕЙ УГОЛЬНОЙ КОМПАНИИ
Представлены стратегические карты Сбалансированной системы показателей, полученные путем каскадирования и необходимые для эффективного внедрения системы управления в угольной компании.
ТЪ настоящее время угольная ком-
-Ш-М пания - это сложный технологический комплекс по добыче и переработке угля, объединяющий десятки предприятий. Экономическая стабильность угольной компании, эффективность ее деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с непрерывным совершенствованием и развитием производственно-
хозяйственной деятельности, которая может быть позитивной только в случае, если в компании используется эффективная система управления.
По итогам анализа современных стратегических систем управления наиболее оптимальной системой управ-ления с учетом специфических особен-ностей для угольной компании является Сбалансированная система показателей (ССП). Компонентами ССП являются миссия, видение будущего, стратегия компании, а так же составляющие (финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, обучение и развитие) со стратегическими целями и показателями эффективности.
Для определения основных направлений развития угольной компании или, другими словами, стратегических направлений ее развития, необходимо придерживаться основных положений по разработке ССП, рекомендуемых ав-
торами данной системы Р. Капланом и Д. Нортоном.
В первую очередь, следует определить миссию угольной компании с дальнейшей формулировкой видения и стратегий развития компании.
Миссия угольной компании должна быть обусловлена спецификой товара (уголь), реализуемого угольной компанией, его потребительской ценностью и спектром применения для производственных и бытовых нужд. Таким образом, основная цель существования угольной компании, т.е. ее миссия -«Обеспечение сегментов топливно-энергетических внутренних и внешних сырьевых рынков угольной продукцией».
Далее, на основе миссии необходимо определить, каким мы хотим видеть наше будущее? Менеджмент компании должен иметь представление о том, какого направления развития она придерживается. Видение представляет собой словесную картину того, какой компания хочет стать в будущем - через 5, 10 или 15 лет.
В качестве видения угольной компании предлагается следующая формулировка: «Быть устойчиво конкурентоспособной угольной компанией».
По результатам проведенного 8\¥ОТ-анализа и анкетирования целе-
сообразен следующий набор стратегических направлений для угольной компании:
- удовлетворение потребителей (за счет достаточных объемов угольной продукции высокого качества);
- ведение эффективного, безопасного и экологически чистого производства (за счет адаптивности организационной структуры управления и наличия высокого потенциала трудовых ресурсов, а так же отработанной законодательной базы по вопросам регулирования ведения безопасного производства, соблюдения экологических норм по сбросам и выбросам вредных веществ и
т.д.);
- внедрение инноваций, прогрессивных техники и технологий, новых видов продукции (за счет возможности использовать на производстве современные технико-технологические ресурсы отрасли и т.д.);
- мотивация и повышение квалификации персонала (за счет высокопроизводительного оборудования, снижающего трудоемкость работ, хорошего социального обеспечения и гибкой системы оплаты труда и т.д.).
В результате трансформирования стратегических направлений в стратегические цели и показатели, выбранные экспертами, формируется корпоративная стратегическая карта угольной компании (рис. 1).
О разработанных стратегических направлениях, стратегических целях и показателях компании должны знать как акционеры и топ-менеджеры, так и весь персонал компании. Без этого условия реализация стратегических планов невозможна, и процесс стратегического планирования оказывается бесполезным.
При адаптации ССП к специфике угольной компании следует воспользо-
ваться методом каскадирования. Адаптированная схема каскадирования для организационных единиц угольной компании представлена на рис. 2.
Как видно из рис. 2, на уровне структурной единицы «Шахта №> стратегическая карта разрабатывается без составляющей финансы, так как шах-та не является самостоятельным юридическим лицом и не может рас-поряжаться финансовыми средствами. Финансовая составляющая воплощается в действительность посредством реализации остальных трех составляющих, следовательно, все стратегические направления будут выполнены.
Меньшей структурной единицей после шахты, является «Технологический процесс». Составление стратегических карт по технологическим процессам позволяет максимально учесть в них специфику угледобывающего производства. В отличие от структурной единицы «Шахта Ы». стратегическая карта по «Технологическому процессу» состоит только из двух составляющих бизнес-процессы и обучение и развитие. Составляющая клиенты не учитывается при сос-тавлении стратегических карт, так как на уровне технологического процесса интересы потребителя угля напрямую не учитываются, и реализуются лишь через оставшиеся две составляющие.
При разработке участковых, групповых и личных стратегических карт набор составляющих будет различным в зависимости от профессиональных обязанностей работника.
Универсальная стратегическая карта для структурной единицы «Шахта №> представлена на рис. 3. Основой для каскадирования на уровень «Шахты №> является страте-гическая карта «Угольной компании» (корпоративная стратегическая карта) (рис. 1).
СТРАТЕГИ Ч ЕСКИЕ ПОКАЗАТ ЕЛ И
Удовлетворен ние потребителей Мотивация и увеличение квалификации персонала Ведение эффективного, безопасного и экологически чистого производства Внедрение инноваций, прогрессивной техники и технологий, новых видов продукции
т
ФИÆÂ НСОВАЯСОСТА ВЛ Я Ю ЩАЯ
Увеличение стоимости компании
t
і
Рыночная стоимость і
компании 1
__________________________і
—I
Структура основных фондов по группам
Рентабельность
инвестиции
Прибыль
Повышение инвестиционной и коммерческой привлекательности компании
Рентабельность в сравнении с конкурентами
f
кл Кентская составляющая
Объем продаж в денежном выражении
Стабильность отношений с клиентами
Налаживание партнерских^ отношений с потребителем готовой продукции
Выполнение контрактн ых условий поставок
t
і
і
і
і
і
СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВНУТРЕННИХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
Себестоимость ! тонны углЯ
Расширенное во спроизводство основных средств
Соблюдение допустимых норм загрязнения окружающей среды
Управляемое производство
Производительность труда работников ГШ11
t
I
I
Объективность
планирования
Соблюдение графика ввода-выбытия очистных забоев
| Соблюдение требований ТБ
Безопас но е производство
и пром. безопасности
t
_L
СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Уровень
.травматизма на 1 млн.тонн 1
Уровень квалификации персонала
Эффективные трудовые ресурсы
Расходы на обучение персонала
t
Уровен ь удовлетворен ности персонала условиями I работы и вознаграждениями
| СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ1
Plie. 1. Стратегическая карта угольной компании
СТРАТЕГИИ ЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Миссия, видение
т
Стратегические направления
т
Угольная компания Финансы Клиенты Бизнес-процессы Обучение и развитие
Цели Показатели Нормы Инициативы Цели Показатели Нормы Инициативы Цели Показатели Нормы Инициативы Цели Показатели Нормы Инициативы
Шахта * Клиенты г Бизнес-процессы ' Обучение и развитие
Цели Показатели Нормы Инициативы Цели Показатели Нормы Инициативы Цели Показатели Нормы Инициативы
Технологические процессы (очистные, подготовительные и т.д.) >1 ' Бизнес-процессы 'Обучение и развитие
Цели Показатели Нормы Инициативы Цели Показатели Нормы Инициативы
Участковые, групповые и личні ле стратегические карты
Рис. 2. Схема каскадирования ССП для угольной компании
Удовлетворенние потребителей Мотивация и увеличение квалификации персонала Ведение эффективного, безопасного и экологически чистого производства Внедрение инноваций, прогрессивной техники и технологий, новых видов продукции
т
КЛИЕНТСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
Соблюдение графиков поставок угля
Соблюдение условий поставок угля
Соответствие объемов добычи объемам продаж
t
Качество отгружаемой продукции
t
СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВНУТРЕННИХ БИЗНЕС -ПРОЦЕССОВ
Производственная
себестоимость
Структура п ро извод стве н но й себестоимости
Соотношение темна прироста производительности труда и заработной
Эффективность
производства
Объективность прогноза газо-динамических явлений
Эффективность предупреждений газодинамических явлений
Соблюдение требования промышленной .безопасности
f
Объективность планирован ведения горных работ
f
ани^
і Оптимизация нормативов 1 расходования оборот, средств
Процент использования производственных мощностей
Непревышение допустимых объемов сбросов и выбросов в окружающую среду
Ритмичность добычи угля
Отсутствие несчастных случаев и инцидентов па производстве
П
—
3
m
5
£
m
О
Я
Е
м
=
с
я
>
w
5
и
¡э
S
СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Величина затрат на дополнительные поощрения работникам
Текучесть кадров
Количество инноваций предложенных работниками
Эффективные трудовые ресурсы
Регулярность проведения профессиональной подготовки работников
t
I Средняя продолжительность .1 времени работы по квалификационному разряду
, Количество работников, имеющие смежные профессии
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ'
Рис. 3. Стратегическая карта «Шахты N»
В стратегической карте «Шахты К» стратегические направления сохранятся те же, что и в корпоративной стратегической карте. Стратегические цели и показатели трансформируются в те, которые возможны для достижения в рамках отдельной хозяйственной единицы -шахты.
Таким образом, на разных организационных уровнях стратегические карты ССП представлены различным набором составляющих. В стратегических картах определенного уровня сохраняются только та информация, которая способствует работникам соответствующего уровня достижению общей цели компании (миссии).
Тем самым, разработанная ССП на всех организационных уровнях компа-
нии будет функционировать как эффективная стратегическая система управления организацией, способствующая оптимальному планированию, организации, мотивации и контролю за деятельностью всех структурных подразделений компании и ее работников. ССП призвана согласовывать стратегические направления работы с операционными с помощью четко разработанного инструментария к действию персонала, находящегося на разных корпоративных уровнях. Понимание целей компании и компетенция персонала к их достижению образуют факторы успешного внедрения ССП, следовательно, способствуют повышению конкурентоспособности компании на рынке, птш
— Коротко об авторах -------------------------------------------------------------------
Петрова Т.В. - доктор экономических наук, профессор,
Казанцева Г.Г. - аспирант,
кафедра ЭУП СибГИУ. Г. Новокузнецк.
Рецензент канд. экон. наук, доцент Г.Г. Держерукова, кафедры финансов Новокузнецкого филиала-института Кемеровского государственного университета (НФИ КемГУ).
А
---------------------------------------------- РУКОПИСИ,
ДЕПОНИРОВАННЫЕ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ
МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Езерский М.Ю. Формирование структуры сети, моделирующей технологическую систему шахты (666/12-08 — 17.10.08) 9 с.
Езерский М.Ю. Алгоритм реализации сети нечеткого вывода, моделирующей технологическую систему шахты (667/12-08 — 17.10.08) 6 с.
Файл:
Каталог:
Шаблон:
Заголовок:
Содержание:
Автор:
Ключевые слова: Заметки:
Дата создания:
Число сохранений: Дата сохранения: Сохранил:
Полное время правки: Дата печати:
При последней печати страниц: слов: знаков:
12_Петрова
Е:\С диска по работе в универе\ГИАБ_2008\12\Рубрика
С:Ш5ег5\Таня\АррВа1а\Яоат1^\М1сго50Й\Шаблоны\]Чоппа1.с1о1т
ОТ
Гитис Л.Х.
15.10.2008 8:31:00 10
17.10.2008 16:20:00 Г итис Л.Х.
29 мин.
25.11.2008 23:46:00 7
1 091 (прибл.)
6 224 (прибл.)