Научная статья на тему 'Стратегические аспекты инвестиционного развития региона (на примере Орловской области)'

Стратегические аспекты инвестиционного развития региона (на примере Орловской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
544
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шибаева Н. А.

Определяется основная цель региональной инвестиционной политики, которая заключается в реализации структурных преобразований, направленных на повышение капиталоотдачи и качества жизнедеятельности населения региона. Раскрываются основные стратегические и тактические задачи регионального инвестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические аспекты инвестиционного развития региона (на примере Орловской области)»

УДК 336.322(075.8)

Н.А. Шибаева (Орел, ОрелГТУ)

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Определяется основная цель региональной инвестиционной политики, которая заключается в реализации структурных преобразований, направленных на повышение капиталоотдачи и качества жизнедеятельности населения региона. Раскрываются основные стратегические и тактические задачи регионального инвестирования.

Стратегия инвестиционного развития региона определяется его региональной инвестиционной политикой, которая представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых региональными органами власти для аргументированного обоснования объемов и межотраслевых пропорций инвестиций, а также для создания благоприятного инвестиционного климата, которые сосредоточены на реализации основных целей инвестиционной деятельности с учетом социально-экономического и экологического развития области.

Инвестиционная деятельность в Орловской области за 1997-2007 гг. дала заметные положительные результаты. Политика налогового стимулирования деятельности инвесторов, обеспечение им гарантий от рисков способствовали ежегодному росту объемов вложения финансовых средств в основной капитал (в среднем 6-8 %), которые направлялись на развитие экономики. В 2006 г. их объем составил 8595 млн руб. против 1305 млн руб. в 1997 г. За эти годы выросли объемы инвестиций, направляемых на укрепление материально-технической базы социальной сферы. На такие цели только бюджетных средств ежегодно выделяется от 250 до 400 млн руб. Активную позицию в инвестиционном процессе региона занимают многие промышленные и сельскохозяйственные предприятия, предприятия малого бизнеса области, которые готовят свои инвестиционные предложения, разрабатывают соответствующие бизнес-планы. В качестве приоритетных выделяются такие направления, как сельское хозяйство, энергетика, экология, строительство, связь, информационные технологии и инновационные проекты.

Вместе с тем в управлении инвестиционной деятельностью региона имеются проблемы и нерешенные вопросы. Прежде всего, это отсутствие Комплексной целевой программы инвестиционной деятельности Орловской области, где были бы определены: стратегия, тактика, цели и задачи, которые соответственно решаются теми инвестиционными проектами, которые реализуются в регионе. На данный момент приоритет отдается в основном инвестиционным проектам с более высокой коммерческой эффективностью, что не всегда является благоприятным для эколого-социального развития региона.

Содержание эффективной региональной инвестиционной политики Орловской области должно обуславливается Стратегией развития Орлов-

ской области, составной частью которой является Инвестиционная стратегия, т. е. целенаправленная деятельность по выбору приоритетов капиталоинтенсивного развития региона и определению важнейших направлений финансирования инвестиций. Стратегия определяет важнейшие, как правило, долгосрочные цели развития области в то время, как политика формирует текущие задачи и методы их реализации.

Инвестиционная стратегия региона — это модель взаимодействия всех ресурсов, направляемых в материальные и нематериальные активы (в том числе в «человеческий капитал»), позволяющая региональным органам власти установить приоритеты развития и эффективно выполнять свою миссию, добиваясь при этом устойчивых конкурентных преимуществ. Формирование целей инвестиционной деятельности и эффективного механизма их реализации на разных уровнях управления является ничем иным, как инвестиционной политикой.

Цель региональной инвестиционной политики заключается в реализации структурных преобразований, направленных на повышение капита-лоотдачи и качества жизнедеятельности в Орловской области.

В ближайшее десятилетие региональная инвестиционная политика Орловской области должна представлять собой систему целевых ориентиров, определяющих направление инвестиций и выработку инвестиционных реше -ний, которые в условиях рыночных отношений концентрируются на обеспечении целенаправленного эколого-социально-экономического развития региона и его хозяйствующих субъектов в режиме расширенного воспроизводства, при условии повышения доли частных и внешних инвестиций, а также средств акционерных накоплений в их общерегиональном объеме.

Практическая сущность региональной инвестиционной политики заключается в том, чтобы максимально использовать в интересах всего общества благоприятные инвестиционные возможности и факторы и минимизировать негативное влияние инвестиционных рисков на экологосоциально-экономическое положение отдельного региона. На практике региональная инвестиционная политика реализуется как последовательное решение конкретных стратегических и тактических задач.

К задачам стратегического характера относятся:

- повышение общей инвестиционной привлекательности региона, снижение инвестиционных рисков;

- увеличение инвестиционных ресурсов региона за счет бюджетных и внебюджетных источников всех уровней государственного управления, финансовых ресурсов частного капитала (в том числе иностранного), а также сбережений населения;

- создание эффективно работающей инфраструктуры регионального инвестиционного рынка;

- формирование здоровой конкурентной среды;

- концентрация инвестиционных ресурсов региона на развитии приоритетных сфер экономики и решении наиболее актуальных задач соци-ального развития;

- расширение платежеспособного спроса, в том числе спроса на продукцию предприятий региона и спроса на инвестиционные ресурсы;

- разработка и внедрение в практику рыночного механизма регулирования инвестиционного процесса;

- увеличение инвестиционной обеспеченности депрессивных территорий и стагнирующих отраслей;

- формирование новых источников налоговых и рентных платежей;

- поиск объектов и направлений, приемлемых с точки зрения эффективности для инвестирования и др.

Тактические инвестиционные задачи, решаемые на региональном уровне, меняются по мере изменения ситуации в регионе и в стране в целом, к числу таких задач, решаемых региональными властями, можно отнести:

- создание на уровне региона инфраструктуры расчетов между субъектами регионального инвестиционного рынка, в том числе, опробование различных платежных средств;

- насыщение потребности реального сектора экономики региона ликвидными оборотными средствами, в том числе за счет выпуска корпоративных ценных бумаг, региональных ценных бумаг, вексельного обращения;

- мобилизация внешних ддя предприятий региона финансовых источников;

- создание условий, обеспечивающих увеличение внутренних источников инвестиционных ресурсов предприятий, т. е. амортизации и прибыли;

- создание надежных каналов ддя инвестирования привлеченных капиталов;

- усиление контроля со стороны региональных властей за целевым использованием средств из регионального бюджета, направляемых на инвестирование;

- регламентированное распределение льготных инвестиций по отдельным проектам, отраслям экономики и территориям;

- включение в хозяйственный оборот имеющихся в регионе ресурсов, включая права на использование природных ресурсов, недвижимость, научно-технический потенциал региона и др.

В ближайшие годы инвестиционная политика области будет направлена на реализацию программ и проектов в наукоемких отраслях промышленности, развитие производственной и инженерной инфраструктуры, социальной сферы, а также на обеспечение роста жилищного строительства.

Администрацией Орловской области планируется, что ежегодный прирост инвестиций в основной капитал составит 8-10 % (таблица). Эти средства будут направлены на развитие экономики региона.

Планируемые показатели инвестиционных вложений в Орловской области на ближайшие пять лет, млн руб.

2005 (факт) 2006 2007 2008 2009 2010

Инвестиции в основной капитал 8 595 9 455 10 400 11 440 12 584 13 842

Прогнозируется дальнейшее увеличение ввода жилья, при этом возрастут объемы индивидуального жилищного строительства и жилья для малообеспеченных и социально-незащищенных граждан. Всего за 20062008 гг. за счет всех источников финансирования предполагается ввести

1,1 млн кв. м. общей площади жилых домов, и за 2008 г. ввод составит 420 тыс. кв. м., что выше уровня 2000 г. в 1,7 раза.

Эффективность инвестиционной политики во многом определяется системностью, четкостью и обоснованностью приоритетов, механизмами ее реализации. Как показывает отечественная, а особенно мировая практика, наиболее эффективным механизмом реализации инвестиционной политики являются целевые инвестиционные программы. Важнейшим элементом формирования инвестиционной политики, реализуемой посредством целевых программ, является установление приоритетов развития («точек роста») региона, отрасли. Представляется, что наиболее верным для выявления «точек роста» является подход Франсуа Перру, основателя теории полюсов роста («точек роста»). В соответствии с данной теорией, полюс роста — это набор развивающихся и расширяющихся отраслей (видов деятельности), территориально размещенных в промышленной зоне и способных вызвать дальнейшее развитие экономической деятельности по всему региону своего влияния.

Целевое размещение инвестиционных ресурсов уменьшит слабые места и укрепит сильные стороны основных отраслей региона. Их привлекательность измеряется в рамках будущего инвестиционного потенциала и занятости, тогда как конкурентное положение оценивается как рыночная доля по отношению к импорту. Необходимо направлять инвестиции непосредственно в те производства, которые обещают хорошие потребительские перспективы, но удельный вес которых на российском рынке мал из-за преобладания импорта. Экономическое значение ключевых отраслей можно оценивать по четырем критериям:

- доля добавленной стоимости в промышленности;

- промышленная занятость;

- зависимость от импорта и соответственно привлекательность для инвесторов;

- потенциал роста и последующего экспорта.

Использование Администрацией Орловской области отдельных мер и стимулов, а также их разумное сочетание позволит направлять инвестиционную деятельность региона в нужном направлении. Одним из важнейших условий эффективного функционирования регионального инвестиционного механизма является обеспечение легитимности действия государственных регуляторов, закрепление методов воздействия на инвестиционные процессы в регионе в соответствии с действующими законодательными актами и принятыми программами целевого развития при обязательном наличии жестких условий их реализации.

Определяющее влияние на инвестиционные процессы в регионе оказывает финансовое состояние хозяйствующих в нем субъектов, так как это

первичная мотивация к вложению средств, нижняя граница масштабов инвестиционной деятельности региона. Более же крупными влияющими факторами на инвестиционную активность в регионе являются политические ожидания, экологическая обстановка и экономическая конъюнктура рынка инвестиций, в том числе динамика инфляционного процесса, уровень налогообложения, ставка рефинансирования инвестиций, конкурентоспособность продукции, уровень монополизма в инвестиционной сфере. Таким образом, инвестиционная активность стимулируется через рост реализуемых инвестиционных ресурсов и эффективность их использования в приоритетных секторах материального производства и социальной сферы, которые определяют процесс расширенного воспроизводства, темпы экономического роста региона. Инвестиции формируют производственный потенциал региона на новой научно-технической базе, создают конкурентоспособную продукцию и способствуют поддержанию неэффективных, но социально-значимых отраслей экономики. Следовательно, одной из задач инвестиционной политики является анализ и прогнозирование следующих показателей: пропорций в отраслевом и региональном разделении труда; уровня жизни и социальной защиты населения; динамики воспроизводственных процессов в экономике и окружающей природной среде; структуры основного капитала, а также финансового положения региона для оценки его инвестиционного потенциала. То есть для эффективного управления инвестиционной деятельностью в регионе необходимо создать систему мониторинга эколого-социально-экономического развития региона, который будет осуществляться на протяжении всего жизненного цикла инвестиционной политики.

Осуществление мониторинга означает постоянный контроль за получением конкретных результатов, предусмотренных целевой программой. Это, прежде всего, необходимо для измерения эффекта от реализации инвестиционной политики. Таким образом, мониторинг является необходимым условием успешного проведения текущей оценки в первую очередь анализа воздействия инвестиционной политики на эколого-социально-экономическое положение региона.

Инвестиционный процесс должен обладать высокой информативностью в региональном аспекте, для этого необходимо сформировать по Орловской области свой перечень аналитических показателей по подгруппам информации, которые будут включать в себя следующие характеристики:

- объемы реальных инвестиций в абсолютном выражении и их структуры по отношению к собственным средствам предприятий;

- структуры реальных инвестиций по отраслям экономики региона;

- структуры реальных инвестиций в социальной сфере;

- структуры реальных инвестиций на охрану окружающей среды;

- соотношения реальных инвестиций производственной и непроизводственной сферы;

- индексы инвестиций в основной капитал;

- удельный вес государственного сектора экономики в сфере инвестиционной деятельности;

- инвестиции иностранных инвесторов в абсолютном выражении;

- инвестиции иностранных инвесторов по отраслям экономики;

- финансирование реальных инвестиций по формам собственности;

- распределение капитальных вложений по источникам финансирования;

- структуры внебюджетных источников финансирования инвестиций.

Существуют десятки и даже сотни показателей жизнедеятельности региона, которые необходимо постоянно контролировать, создавая благоприятную среду для эффективного управления инвестиционными процессами.

Каждый инвестиционный поток переходит в инвестиционный процесс, реализующийся по заранее установленным направлениям, которые определяются исходя из заранее разработанной Концепции развития региона, учитывающей его необходимую перспективу эколого-социально-экономического воспроизводства.

УДК 331.582

Р.В. Конов (Тула, ТулГУ)

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА

Представлен подход к решению проблем регионального рынка труда, основанный на активном включении в систему государственного управления занятостью трудовых ресурсов организаций, занимающихся повышением квалификации, профессиональной подготовкой и переподготовкой кадров.

Согласно методологии МОТ, занятыми считаются лица, которые в течение определенного периода времени осуществляют деятельность, приносящую им доход в денежной или натуральной формах. Таким образом, в соответствии с общепринятыми международными документами ООН определение занятости содержит два важнейших признака — наличие работы и получение дохода от нее, позволяющих относить (или не относить) человека к категории занятых. Этот же подход представлен в официальных документах государственного трудового законодательства РФ, в соответствии с которыми к занятому населению относятся наемные работники; самозанятые; работники, помогающие членам семьи на семейных предприятиях; сезонные работники; временно неработающие по объективным причинам; учащиеся вечерних отделений учреждений профессионального образования; ученики, проходящие профессиональную подготовку на производстве; военнослужащие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.