Научная статья на тему 'Стратегические аспекты государственной поддержки экспорта российской продукции'

Стратегические аспекты государственной поддержки экспорта российской продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
313
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / GLOBALIZATION OF WORLD ECONOMY / СТРАХОВАНИЕ ЭКСПОРТА / INSURANCE OF EXPORT / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ СТРУКТУРЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ / DIVERSIFICATION OF FOREIGN TRADE STRUCTURE / ENCOURAGING EXPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цатуров Левон Эрнестович

В статье анализируются методы и инструменты государственной поддержки экспортных операций российской промышленности в условиях растущей конкуренции со стороны зарубежных производителей, а также рассматриваются риски роста отечественной экономики в связи с наметившимся усилением интеграционных процессов в мировой экономике. Разработаны практические рекомендации, позволяющие российским предприятиям снизить свою зависимость от торговли в основном сырьевыми товарами на мировых рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes methods and instruments of state support to export operations of Russian industry in conditions of intensifying competition on the part of overseas producers. The author also describes risks connected with home industry growth due to increasing integration processes in global economy. The author offers practical recommendations which can give Russian enterprises an opportunity to decline their dependence on trading in raw materials on global markets.

Текст научной работы на тему «Стратегические аспекты государственной поддержки экспорта российской продукции»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Л. Э. Цатуров

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА РОССИЙСКОЙ ПРОДУКЦИИ

В статье анализируются методы и инструменты государственной поддержки экспортных операций российской промышленности в условиях растущей конкуренции со стороны зарубежных производителей, а также рассматриваются риски роста отечественной экономики в связи с наметившимся усилением интеграционных процессов в мировой экономике. Разработаны практические рекомендации, позволяющие российским предприятиям снизить свою зависимость от торговли в основном сырьевыми товарами на мировых рынках.

Ключевые слова и словосочетания: государственная поддержка, конкурентоспособность, стимулирование экспорта, глобализация мировой экономики, страхование экспорта, диверсификация структуры внешней торговли.

Увеличение объемов экспорта - один из ключевых инструментов обеспечения роста российской экономики в средне- и долгосрочной перспективе. За предыдущее десятилетие экономический рост преимущественно обеспечивался расширением торговли сырьевыми товарами при одновременном росте внутреннего потребления, формировавшегося за счет притока в страну доходов от экспорта нефти и газа. В последние годы, однако, стимулы этого источника роста практически иссякли из-за продолжающегося замедленного развития мировой экономики, что привело к падению темпов роста спроса, а также стабилизации цен на энергоносители на мировых рынках. В этой связи России предстоит искать новые перспективные возможности развития своего производства и сферы услуг, которые впоследствии смогут стимулировать рост экспорта и повышение конкурентоспособности страны на международной арене.

Для России характерны три основных направления стимулирования экспорта товаров (рис. 1): 1) прямая государственная поддержка экспорта и проведение мероприятий по повышению производственного потенциала в тех областях и сферах, где имеются наилучшие шансы для выхода на экспортные рынки; 2) развитие самих компаний, проведение их внутренней модернизации и изменение стратегии развития с целью укрепления их рыночных позиций и создания конкурентоспособной продукции; 3) активное использование инструментов международной интеграции для продвижения своих интересов и укрепления позиций на мировых рынках.

Только посредством всех трех представленных направлений развития экспорта стоит ожидать значительного прироста внешнеторгового оборота и качественного изменения структуры самого экспорта. Последнее является немаловажным, так как будущее отечественной экономики видится в диверси-

фикации структуры внешней торговли и снижении зависимости от торговли сырьевыми товарами в пользу продукции с высокой добавленной стоимостью, включая и продукцию инновационных и высокотехнологичных отраслей. Диверсификацию при этом не следует понимать как отказ от традиционных направлений экспорта, которые, по мнению автора, должны продолжать развиваться и расширяться, а государство должно продолжать политику защиты интересов российской нефтегазовой сферы на всех ключевых рынках присутствия.

Рис. 1. Направления стимулирования экспортных операций

В связи с тем что глобализация и процессы международной интеграции в мире продолжают усиливаться, а формы этой интеграции - достаточно активно видоизменяться, государственная поддержка должна отражать все современные тенденции и быть гибкой, чтобы активно реагировать на постоянные изменения и вновь появляющиеся риски. По мнению экспертов, сегодня для достижения существенных экономических результатов в глобальном пространстве страны должны показывать высокие показатели экономического роста и располагать наработанными внешнеторговыми связями, а также обладать положительным инвестиционным и предпринимательским климатом и низкими политическими рисками. Это связано с трансформацией глобальной экономики, которая уже представляет собой не только торговлю и обмен товарами между странами, но и единое пространство по созданию новых видов продукции, обмену технологиями и кадрами, а также решению комплексных социальных и экологических проблем. В соответствии с проведенным анализом международной консультационной компанией «Эрнст энд Янг» были выявлены основные факторы, способствующие развитию глобализации и которые в ближайшие годы будут влиять на продолжение формирования общего экономического пространства (рис. 2).

В ближайшее время международные интеграционные процессы ждут существенные структурные изменения, главным среди которых выступает общемировой технический прогресс, вокруг которого будет в будущем формироваться внешняя торговля и производственная кооперация. К сожалению, Россия не является лидером в высокотехнологических областях экономики и по многим позициям существенно отстает не только от развитых, но и ряда развивающихся стран, включая и страны группы БРИКС1. Без существенного

1 Группа наиболее динамично развивающихся крупных экономик мира - Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка.

прогресса в этой области перспективы наращивания российского экспорта минимальны.

Переход от торговли товарами к торговле услугами; 20% Ускорение трансграничного транспортного сообщения; 29% Появление новых развивающихся экономик; 30% Ускорение притока капитала на развивающиеся рынки; 34% ^^^^^^^^^^^^^^^^^ Новые возможности в экономиках стран БРИКС; 36%

Рост среднего класса в быстроразвивающихся экономиках; 52%

Рис. 2. Факторы роста глобализации мировой экономики1

По многим другим факторам глобализации, как, например, рост среднего класса, приток капитала, развитие транспортной инфраструктуры, торговля услугами, Россия также отстает от других национальных экономик. Стимулирование этих сфер является одним из важнейших направлений государственной поддержки экспорта. Для поддержания конкурентоспособности российской экономики на мировом уровне ей требуется приток инвестиций, причем тех, которые направлены на вложения не в финансовые инструменты, а в реальный сектор экономики, в том числе в модернизацию производственных фондов и освоение новых технологий. Достижение этой цели возможно за счет повышения инвестиционной привлекательности отечественной экономики и снижения существующих экономических и политических рисков. Среди этих ключевых рисков следует выделить прежде всего сложную систему налогообложения, высокий уровень бюрократии и недостаточную эффективность государственного управления на всех уровнях. Решение этих вопросов, несомненно, позволит улучшить предпринимательский климат в стране, повысить инвестиционную привлекательность экономики и соответственно обеспечить приток внутренних и внешних инвестиций в реальное производство, науку и сферу услуг.

Если вопросы, связанные с улучшением инвестиционного и предпринимательского климата, снижением общеполитических и экономических рисков, относятся к мерам косвенной поддержки внешней торговли и повышения экспортного потенциала экономики в целом, то существуют также и направления прямого государственного стимулирования, сосредоточенные на достижении конкретных результатов, предполагающих стратегию и четкие действия содействия отдельным отраслям и компаниям в продвижении их продукции на

1 Данные мирового рейтинга глобализации, проведенного исследовательской компанией «Эрнст энд Янг». - URL: http://www.ey.com/RU/ru/

экспортные рынки (рис. 3). Эти направления прямой поддержки в настоящее время далеко не всегда в полной мере используются государством в интересах бизнеса. Следует отметить, что их реализация на практике сможет принести положительный результат только при определенных условиях. Так, без решения рассмотренных выше общих вопросов поддержки экспорта вряд ли стоит ожидать эффекта от прямой поддержки экспорта, ибо при отсутствии должного предпринимательского климата российская промышленность все равно не сможет выпускать конкурентную продукцию и осваивать новые рынки.

Рис. 3. Меры и направления государственной поддержки российского экспорта

Господдержка только обеспечивает благоприятные условия для экспортеров, но не может заменить их внутрикорпоративные стратегии и операционную деятельность. Также прямая поддержка экспорта возможна, если она является последовательной, основанной на постоянной деятельности государства по защите интересов своих компаний на международных рынках. Постоянные изменения приоритетов, непоследовательность действий и неэффективность принятия решений могут только усугубить и так недостаточно положительную тенденцию отечественного экспорта и привести к потере страной имиджа на международной арене.

Под макроэкономическим стимулированием понимаются действия государства по широкой поддержке экспортных операций, включая взаимодействие на межгосударственном уровне и оптимизацию нормативно-правовой базы. Обеспечение этой поддержки возможно при четком понимании государством и участниками рынка перспектив развития мировой экономики, изменений конкурентных условий ведения бизнеса, динамики спроса на международных рынках и т. д. Только при наличии этих знаний можно разрабатывать и внедрять конкретные программы поддержки, предполагающие долгосрочную и системную поддержку экспорта со стороны государства. Среди основных направлений такой макроэкономической поддержки торговых операций следует выделить реструктурирование экспортных потоков, экспортное финансирование, торговые миссии и коммерческую защиту экспортных операций. Далеко не все из этих направлений используются в настоящее время в России для поддержки собственных экспортеров. При этом выгода данных инструментов очевидна, так как они способствуют созданию единой системы поддержки экспортирующих компаний на наиболее перспективных рынках.

Под реструктурированием экспортных потоков подразумевается деятельность по стимулированию экспорта продукции на такие рынки, которые

представляют с точки зрения роста потребления наибольший потенциал. Изменение ситуации на международных рынках ведет к появлению в мире новых рынков потребления, как, например, рост в настоящее время экономик Азии, включая Китай, Индию и прочие страны данного региона. Этот рост происходит при одновременном торможении экономик многих развитых стран, включая и крупнейшего внешнеторгового партнера России - Европейский союз. В этой связи для обеспечения устойчивого роста отечественного экспорта государству следует реализовывать стратегию продвижения интересов России на новых перспективных рынках при одновременной защите существующих позиций страны на традиционных рынках. Такая реструктуризация экспортных направлений будет выполняться посредством активной деятельности государственных органов, включая подписание двусторонних экономических соглашений о сотрудничестве, участие России в соответствующих региональных международных экономических альянсах, а также создание новых и модернизацию существующих транспортных и логистических коридоров со странами, в сотрудничестве с которыми заинтересована Россия.

Еще одним немаловажным инструментом государственной поддержки экспорта является экспортное кредитование, которое активно используется за рубежом, но практически не применяется в России, в результате чего отечественная промышленность теряет конкурентоспособность по сравнению с другими национальными экономиками. В целом данная сфера деятельности может, по мнению автора, включать в себя следующие основные направления:

- предоставление кредитов покупателям отечественной экспортной продукции;

- предоставление кредитования российским экспортерам;

- страхование экспортных рисков и предоставление гарантий экспортерам;

- организационная и информационно-аналитическая поддержка внешнеэкономической деятельности.

В России система кредитования экспортных операций практически не функционирует, несмотря на создание в разное время соответствующих агентств и организаций. Еще в 1993 г. в России был создан Российский экспортно-импортный банк (Росэксимбанк), однако ему не удалось создать эффективно работающую систему государственных гарантий по коммерческим кредитам, привлекаемым для пополнения оборотных средств экспортно ориентированных предприятий. Аналогичная ситуация была характерна и для государственной системы страхования рисков при внешнеторговых операциях1. Недавно в стране при поддержке Внешэкономбанка было создано Экспортное страховое агентство России (ЭКСАР), которое должно стать эффективным механизмом стимулирования экспортных операций российских предприятий, особенно в высокотехнологичных отраслях. При этом функции ЭСКАРа достаточно ограничены и включают в себя страхование следующих видов деятельности: экспортных кредитов, гарантий, кредитов поставщиков и покупа-

1 См.: Лукиных О. А. Совершенствование систем поддержки экспорта в зарубежных странах // Российский внешнеэкономический вестник. - 2008. - № 11. - С. 64.

телей, рисков по аккредитивам, международного лизинга, а также от политических рисков российских инвестиций за рубежом.

Страхование экспортных операций, несомненно, является существенным методом стимулирования экспорта, однако при этом остаются неохваченными и другие направления поддержки, включая прямое финансирование и финансовую поддержку экспортеров и зарубежных покупателей отечественной продукции. Именно комплексный подход к кредитной и страховой поддержке экспорта может в будущем принести существенные положительные результаты, поэтому России в дополнение к ЭКСАР следует также рассмотреть возможность воссоздания экспортно-импортного банка с четкими функциями по прямому финансированию внешнеторговых операций, причем как для крупных торговых сделок, так и сделок с участием российского среднего бизнеса, для которого такая финансовая поддержка является чрезвычайно важной для повышения конкурентоспособности его продукции.

Еще одно ключевое направление прямой государственной поддержки отечественного экспорта - торговые миссии, деятельность по участию в выставках, конференциях и прочих специализированных мероприятиях по продвижению продукции на международные рынки. Формально Россия поддерживает деятельность торговых представительств практически во всех странах мира, однако зачастую эти структуры не выполняют возложенную на них функцию продвижения интересов отечественного бизнеса. В связи с этим представляется необходимым внедрение практики создания специализированных торговых миссий, направленных на широкую поддержку российских производителей на тех международных рынках, которые в соответствии с проводимыми оценками представляют для отечественной промышленности наибольший интерес. Специализированные миссии также позволят произвести оценку перспектив тех или иных рынков, определить направления и приоритеты экспортной поддержки, установить связи с покупателями и лучшим образом понять их требования и пожелания.

В целом поддержка государством экспорта продукции должна носить комплексный характер и охватывать весь цикл: от создания продукции до ее реализации конечным потребителям. Без поддержки экспортно ориентированного производства сложно ожидать появления конкурентоспособной на внешних рынках продукции, причем конкурентоспособность должна определяться как ее качеством и потребительскими характеристиками, так и ценой. Это достигается господдержкой по таким направлениям, как стимулирование модернизации основных фондов, интенсификация НИОКР и освоение новых технологий, финансирование и страхование непосредственно экспортных операций и деятельность по общей защите интересов отечественного бизнеса на международных рынках.

Поддержка государством экспорта должна не только ограничиваться общими мерами, но и предполагать целевое стимулирование экспортных операций отдельных групп и отраслей национальной экономики. Она должна носить селективный характер, быть эффективной и обеспечивать экспортное развитие тех направлений деятельности, которые в наибольшей степени имеют потенциал роста для достижения высоких экономических результатов на международных рынках. Одним из таких целевых направлений, по мнению

автора, является малый и средний бизнес. Несомненно, что во всем мире именно малые и средние предприятия составляют наибольшее число всех предпринимательских структур, являются одними из основных работодателей и привносят существенный вклад в ВВП своих экономик. В России данный сегмент рынка развит недостаточным образом, а количество малых и средних предприятий значительно отстает от показателей многих стран, включая и многие развивающиеся страны. Более того, основная доля малого и среднего бизнеса в России сосредоточена в таких областях, как сельское хозяйство, сфера услуг, операции с недвижимостью и торговля, т. е. в тех направлениях, по которым практически отсутствуют возможности по развитию экспорта. Одновременно с этим количество производственных и наукоемких предприятий ничтожно мало, что не позволяет говорить об их существенном вкладе в рост отечественной экономики и развитие экспортных операций.

В последнее время российское правительство ставит задачи по диверсификации структуры отечественной экономики и снижению зависимости от торговли сырьевыми товарами, что ведет к необходимости развития внутреннего производства продукции с высокой добавленной стоимостью. В первую очередь это касается высокотехнологичных производств. Данная задача может быть решена посредством стимулирования развития малого и среднего бизнеса, который в наилучшей степени приспособлен к выполнению научно-исследовательских работ, разработке инновационной продукции и использованию новых производственных технологий. Однако сегодняшнее положение отечественных малых и средних предприятий затрудняет их выход на экспортные рынки. Среди этих трудностей можно выделить недостаточность финансовых и прочих ресурсов и возможностей по их привлечению; нехватку информации о возможностях на экспортных рынках, нормативно-правовых требованиях стран-импортеров и потенциальных партнерах; административные и нормативно-законодательные барьеры; невысокое качество подготовки управленческих кадров и отсутствие опыта и навыков по маркетингу и продажам и созданию фирменных продуктовых брендов.

В соответствии с представленными проблемами и потенциальными экспортными возможностями малого и среднего бизнеса России необходима разработка программы поддержки этого сектора экономики для стимулирования его внешнеторговых операций. В первую очередь эта поддержка должна учитывать помощь в привлечении кредитования и субсидировании процентных ставок для снижения общей стоимости финансирования операционной и инвестиционной видов деятельности. Также со стороны государства необходимо содействие в выполнении малыми и средними экспортерами требований стран-импортеров по сертификации и регистрации продукции, что само по себе является достаточно ресурсоемкой деятельностью, требующей от экспортеров существенных инвестиций и знаний международной торговли. Наконец, от государства необходимы инвестиции в создание современной экспортной инфраструктуры для малого и среднего бизнеса, включая базы данных партнеров и покупателей, а также организация и помощь в участии в специализированных выставках и прочих торговых мероприятиях по продвижению продукции на экспортные рынки. Все эти меры поддержки позволят обеспечить стимулирование экспортного потенциала малого и среднего бизнеса по всем

ключевым направлениям деятельности, начиная от оптимизации производственных затрат и снижения инвестиционных расходов до вывода продукции на конечные рынки сбыта.

Помимо целевой поддержки государством малого и среднего бизнеса также необходимо обеспечение развития отдельных отраслей отечественной экономики, имеющих наиболее высокий экспортный потенциал, таких, как отдельные сектора машиностроения, химия и нефтехимия, производство минеральных удобрений, создание наукоемких технологий, пищевая промышленность, производство изделий из драгоценных металлов и камней. Все эти отрасли представляют собой производства с высокой добавленной стоимостью, продукция которых базируется на сырьевых товарах, которые в настоящее время экспортируются в необработанном виде: нефть, газ, металлы, драгоценные камни, апатитовый концентрат.

Основная цель подобной государственной поддержки - повышение конкурентоспособности этих отраслей на международных рынках, что должно включать в себя стимулирование перевооружения и модернизации основных фондов с целью снижения издержек и повышения производственной эффективности и производительности труда, освоения новых технологий, разработки и внедрения современных конкурентных продуктов, пользующихся спросом на экспортных рынках. Данная поддержка также должна включать стимулирование собственных научно-исследовательских разработок и привлечение сторонних инноваций. Поддержка государства по этим ключевым направлениям должна заключаться в оказании помощи в привлечении требуемых инвестиций, в том числе и за счет прямых государственных вложений и гарантий, предоставлении налоговых и прочих льгот на период реализации программ модернизации, а также обеспечении временной таможенной защиты в случае наличия конкурентных угроз со стороны иностранных производителей. При разработке представленных мер поддержки следует иметь в виду ограничения и риски, связанные с участием России в международных организациях, включая Таможенный союз и Всемирную торговую организацию.

Государственная поддержка - необходимый элемент стимулирования экспорта продукции отечественных предприятий, однако она не должна заменять самостоятельную работу предприятий и их предпринимательскую инициативу по модернизации и реструктуризации своего бизнеса для повышения его конкурентоспособности на международных рынках. Именно поэтому увеличение объемов экспорта невозможно без кардинальных изменений в стратегии развития самих предприятий и повышения качества их управления.

Список литературы

1. Лукиных О. А. Совершенствование систем поддержки экспорта в зарубежных странах // Российский внешнеэкономический вестник. - 2008. -№ 11.

2. Тарасенко В. А. Эволюция развития мирового топливно-энергетического комплекса в XX - начале XXI в. как одного из двигателей мировой экономики // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. - № 11 (65).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.