СТРАТЕГИЧЕСКАЯ РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОЕКТОВ
В КОМПАНИИ Ловина В.В.
Ловина Валерия Витальевна — магистрант, кафедра информатики и компьютерного дизайна, факультет информационных систем и технологий, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассматривается роль участия руководителя проектов в деятельности компании.
Ключевые слова: управление проектами, руководитель проекта.
По мере увеличения заказов на руководство компании ложится большая ответственность и нагрузка, руководители проектов сталкиваются с трудностями управления, что приводит к возникновению проблем с выполняемыми проектами. Качественный контроль за проведением проектных работ трудноосуществим в условиях удаленной работы и отсутствия непрерывной коммуникации между сотрудниками, вовлеченными в проектные работы.
Назначение сотрудника руководителем проекта подразумевает подбор проектной группы, участники которой должны иметь достаточную квалификацию и для выполнения определенных ответственностей, а их загруженность позволяет принимать участие более чем в одном проекте. В случае отсутствия в компании сотрудника, отвечающего данным требованиям, руководитель проекта должен оперативно вовлечь в проектную группу дополнительного участника. Руководитель проекта может одновременно вести несколько проектов, если это не сказывается на качестве самого проекта.
Организуя проектные работы, руководитель проектов сталкивается с внутренними и внешними факторами, которые имеют свое влияние на выполнение отдельных этапов проекта и конечный результат и представлены в таблице 1.
Таблица 1. Факторы, влияющие на эффективную деятельность компании
Тип фактора Название Особенности
Внутренние факторы Материально-технические Использование прогрессивных методов и средств работы над проектами, применение передовых технологий, проведение модернизации материально-технической базы.
Организационно-управленческие Определение стратегии развития компании, изучение и освоение ранее не используемых видов товаров с целью расширения перечня предлагаемых услуг.
Экономические Финансовое планирование деятельности компании, экономическое стимулирование проектных работ, поиск внутренних путей сокращения издержек для увеличения прибыли.
Социальные Повышение квалификации сотрудников и улучшение условий их труда.
Внешние факторы Рыночно-конъюнктурные Улучшение показателя конкурентоспособности компании в сфере предоставляемых услуг, организация высокоэффективных маркетинговых и рекламных действий с целью привлечения новых заказчиков и расширения аудитории потенциальных клиентов.
Хозяйственно-правовые и административные Правовые акты, налогообложение и положения, регламентирующие деятельность компании.
Внутренние факторы - факторы, зависящие от деятельности компании, характеризующие проектную работу сотрудников и меняющиеся по результатам работы сотрудников компании.
Внешние факторы - факторы, зависящие косвенно или независящие совсем от деятельности компании, но определяющие уровень использования трудовых и материальных ресурсов.
Выводы об успешности разработанного проекта и эффективности результата делают по тому, насколько он соответствует запланированному плану и следующим характеристикам [1]:
- качественным: проект, работоспособен и выполнен в соответствии с техническим заданием;
- временным: все проектные работы выполнены в срок;
- затратным: финансовые и материальные ресурсы, используемые в проектных работах, соответствуют сметам по используемым ресурсам.
Выбирая информационную систему управления проектами, необходимо учитывать потребности рабочей команды проекта, а также обеспечение полной поддержки и повышение эффективности процессов управления проектами в компании. Наиболее важные требования, которые рассматриваются при выборе системы, следующие [2]:
1) пользовательский интерфейс - должен быть простым для изучения и использования, иметь обучающие программы, средства помощи пользователю, удобные и гибкие инструменты редактирования организации экранных форм, а также базовый встроенный пакет шаблонов и форм;
2) управление данными - программное обеспечение должно эффективно манипулировать и группировать данные в соответствии с выделенными правами пользователя. Помимо объединения данных о проекте по различным параметрам, необходимы функции группировки, фильтрации и сортировки данных, что обеспечит увеличение скорости составления отчетов и улучшению качества работы с данными;
3) механизм планирования - подразумевает выполнение целого ряда требований, отклонение от которых может повлечь за собой неэффективную работу и отклонение от поставленных сроков, например, расчет требуемых ресурсов и бюджета или определение областей риска;
4) обеспечение совместной работы стало возможным благодаря развитию Web-технологий. Благодаря использованию многоуровневой клиент-серверной архитектуры у компании появляется возможность повысить эффективность работы проектной группы, улучшить доступ к данным и коммуникацию пользователей с помощью сети Internet.
Список литературы
1. МазурИ.И., ШапироВ.Д. Управление проектами. М.: Издательство «Омега-Л», 2010. 960 с.
2. Вылегжанина А.О. Информационно-технологическое и программное обеспечение
управления проектом. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. 429 с.
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОЕКТА Ловина В.В.
Ловина Валерия Витальевна — магистрант, кафедра информатики и компьютерного дизайна, факультет информационных систем и технологий, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, г. Санкт-Петербург
Аннотация: процессы управления проектами происходят на протяжении всего выполнения проекта и могут пересекаться временными рамками. Также они взаимосвязаны между собой - результаты выполнения одного процесса являются исходными данными для другого. Ключевые слова: жизненный цикл проекта, управление проектами.
В процессе развития и реализации каждый проект проходит различные фазы, которые в своей совокупности называются жизненным циклом проекта [1]. В зависимости от специфики проекта и потребностей заказчика, фазы жизненного цикла в различных проектах могут отличаться, но существуют четыре основополагающих фазы, представленные на рисунке 1:
1) инициирование;
2) планирование;
3) внедрение;
4) завершение.