УДК 333 Р:378(075.8):330.8
Кухтин Петр Викторович
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия, Москва1
Доцент, докторант кафедры «Государственное и муниципальное управление»
Кандидат экономических наук, доцент E-mail: uzr777@mail.ru
Стратегическая направленность государственной земельно-имущественной политики в городах
Аннотация. Основная стратегическая направленность государственной земельно-имущественной политики в городах заключается в создании благоприятных условий для качественного проживания и саморазвития человека, а также содержании и дальнейшей модернизации (улучшения) среды его обитания - города (однако согласно новому земельному и градостроительному кодексам этот термин заменен на термин - городского поселения). Для системы регулирования земельно-имущественных отношений можно сформулировать девять основных общественных принципов: многообразие равноправных форм собственности на землю и землепользования; платность землепользования; устойчивость городского землепользования (поселения); принцип приоритетности; принцип ответственности; принцип информативности; принцип оптимальности; принцип комплектности; принцип научно-технической обоснованности.
Ключевые слова: земельная политика городов; стратегия развития городских поселений; принципы развития городских поселений; формирование земельного рынка; формирование принципов регулирования городских землепользований.
1 Москва, ул. Касаткина, дом 17
Основная стратегическая направленность государственной земельно-имущественной политики в городах заключается в создании благоприятных условий для качественного проживания и саморазвития человека, а также содержании и дальнейшей модернизации (улучшения) среды его обитания - города (однако согласно новому земельному и градостроительному кодексам этот термин заменен на термин - городского поселения). Согласно этому государство должно доходы от эксплуатации земельно-имущественного комплекса города направлять на обеспечение благосостояния его граждан и поддержании функциональных параметров объектов недвижимости - комплекс городских улучшений территории городских землепользований (фактически любые здания-сооружения и система инженерно-строительно-технических сооружений является комплексом улучшений земли).
Согласно действующей Конституции собственник недвижимости имеет право использовать свое имущество в рамках существующего законодательства и официально за декларированной предпринимательской деятельностью. Основной деятельностью землепользователей (физических и юридических лиц) является извлечение дохода от эксплуатации ими земельно-имущественного комплекса. Целью государства является учет интересов всех членов общества данного региона или города (населенного пункта) в рамках действующего законов и норм, а также создание условий по извлечению дохода от эксплуатации земельно-имущественного комплекса города, как для обеспечения функционального развития данного комплекса, так и для обеспечения реализации других социополитических и управленческих задач. Поэтому государство должно реализовывать такую стратегию регулирования управления земельно-имущественным комплексом города, которая обеспечила стабильное и увеличивающееся поступления доходов (в виде платы за землепользование) которые использовались в интересах развития инфраструктуры города (городского поселения) и улучшения среды обитания и благосостояния жителей. Если говорить о стратегической направленности государственной земельно - имущественной политики в городах, да и всех уровней власти в целом заключается в формировании доходного бюджета и дальнейшего развития (в том числе и привлекательности для проживания людей) управляемой ими территории.
Роль государства не ограничивается только представительством самого большого класса собственников недвижимости, но и выступает гарантом общественно-социально-политических интересов целостности земельного фонда и гарантом его рационального использования. В связи, с чем стратегическая функция государства по управлению земельно - имущественным комплексом (земельным фондом) заключается в создании нормативно-правовой базы регулирования земельных отношений для целей решения комплекса управленческих задач:
• разграничение земель по формам собственности (федеральная, субъекта федерации, муниципальные);
• создание системы юридических, экономических и хозяйственных механизмов по равноправному хозяйствованию всех хозяйствующих субъектов и пользователей земли;
• рациональное использование земель и их охрана как уникального природно-пространственного объекта;
• создание действующей нормативно-правовой базы, по наделению субъектов федерации и органов местного самоуправления правами по регулированию земельно - имущественных отношений на подчиненной территории.
Реализация данных стратегических задач требует создание целой системы нормативно-правовых и финансово-экономических механизмов, которые должны обеспечивать приоритет
государственной системе регулирования земельным фондом и как следствие этого стоять на страже государственного интереса, который может быть представлен в следующем виде:
• долгосрочное прогнозирование и планирование использования земельных ресурсов (земельно - имущественного комплекса города или иного поселения) во благо государства, с соответствующем перераспределением управленческих нагрузок на регионы (субъекты РФ) и муниципальные образования или в соответствии с их специализацией в народном хозяйстве страны;
• либо в условиях действия федеральной нормативно-правовой и социально-экономической базы наладить механизм по реализации намеченных управленческих решений по перераспределению и управлению земельным фондом страны, региона, муниципального образования, города;
• также в рамках этих мероприятий необходимо наладить информационно-мониторинговое и технико-экономическое обеспечение управления земельными ресурсами.
Разработанная система раскрывает общую стратегию земельно - имущественной политики в городе, однако любая научная система управления должна отвечать набору определенных требований, их можно выразить в следующем виде:
1. в основу регулирования земельно - имущественных отношений должна быть положена федеральная нормативно-правовая база, которая должна соединить в себе нормативно-правовую базу субъектов федерации и множество ведомственных нормативно-разъяснительных документов;
2. необходимо взаимно увязывать и согласовывать нормативно-правовые базы по регулированию земельно-имущественных отношений, природопользованию, налогообложению недвижимости, жилищному законодательству, финансовому праву и экологическому праву;
3. государственное регулирование земельно - имущественных отношений в крупных городских должно базироваться на строго научно-экономической базе с применением различных по времени и социально-экономической значимости прогнозно-плановых документов различных отраслей народного хозяйства, в условиях жесткого диффицита пригодных для освоения новых территорий и особенности на рынке недвижимости и в структуре земельного фонда страны;
4. государственное регулирование земельно - имущественных отношений в крупном городском поседении надо осуществлять с учетом современного и прогнозного состояния промышленно-прозводственных сил в городских поселений (регионе), базирующихся на открытой информации о состоянии земельного фонда и других природно-эконмических характеристик влияющих на развитие города;
5. в основу государственное регулирование земельно - имущественных отношений надо закладывать неизменность (постоянность) целевого назначения и правового статуса земельного участка, про декларированного федеральным, региональным и местным законодательством, основанном на особенностях природно-сельскохозяйственного районирования и зонирования земель, а также другими особенностями использования земельного фонда.
6. государственное регулирование земельно-имущественных отношений своей основной целью создание системы экономических, правовых, административных условий обеспечивающих создание эффективного использования земельных
ресурсов, охраны в городах необходимо закладывать целенаправленную эксплуатацию земельных участков (и как следствие это всего земельно -имущественного объекта) согласно их разрешенному использованию и социально- правовому статусу закрепленному федеральным, региональным (субъектом РФ) и местном (муниципальным) законодательством, которое позволит грамотно и рационально перераспределять земельный фонд города и иного поселения и потоки финансовых инвестиций в развитие земельно -имущественного комплекса городов;
7. создание системы законодательных и социально-политических условий и гарантий существования многообразия форм собственности на землю и создание социально-экономических условий влияющих на повышение качества улучшений и соответственно рыночной стоимости земель городов;
8. создание системы административно-правовых и социально-экономических условий для обеспечения наиболее эффективного использования земельных ресурсов, их охраны, создания устойчивых территориальных городских и иных землепользований;
9. дальнейшее развитие системы арендных и субарендных отношений как наиболее эффективной системы землепользования в городах и иных поселениях;
10. создание социально-правовых гарантий в области обеспечения законных прав собственников земли (в частности титульное страхование прав собственности) и в праве выбора разрешенного использования земельного участка, в рамках правового зонирования поселения (населенного пункта - города).
Любой механизм управления отдельными секторами экономики и народным хозяйством, а земельно - имущественные отношения и есть экономические отношения по поводу гражданского оборота земельных участков, должны отвечать определенным наборам общественных принципов функционирования данной системы. Для системы регулирования земельно-имущественных отношений можно сформулировать 9 основных общественных принципов.
1. Многообразие равноправных форм собственности на землю и землепользования - как основа гарантий Конституции Российской Федерации и ряда других нормативно- правовых актов уточняющих положение Конституции. Действующее законодательство позволяет субъектам всех форм собственности иметь равные права по своему распоряжению и использованию земли с обязательным соблюдением экологического законодательства и интересов других хозяйствующих лиц и землепользователей. Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст.260) собственник земельного участка может осуществлять операции по обороту земель в рамках существующего законодательства. Само понятие землепользования имеет более широкое трактование правомочий обусловленных способом предоставления занимаемого участка, и как следствием закрепления определенных прав по распоряжению земельным участком на рынке гражданско-правовых операций. Однако основные положения приоритета землепользователей в хозяйственном использовании земельных участков в земельно-имущественном комплексе остается за ним.
2. Платность землепользования - это основополагающий экономический принцип рыночной экономики, показывающий ценность земли в денежном эквиваленте в гражданско-правовом обороте. Ничто так ни ценится как вещь (объект) имеющий определенный рыночный эквивалент, соотнося это положение к земельным
ресурсам мы можем понаблюдать, что безвозмездное пользование приводит к разбазариванию земельных угодий и потери их качественных характеристик. Поэтому введение федеральным законодательством платности землепользования, законом «О плате за землю», в виде земельного налога и арендной платы позволило реализовать систему экономических показателей стимулирующих рациональное использование земель, перераспределение инвестиционных потоков и создания благоприятных условий финансирования бизнес-проектов, связанных с развитием земельно-имущественного комплекса города и иного поселения, создания системы природоохранных мероприятий по защите земель, формирование доходных статей бюджетов различных уровней.
3. Устойчивость городского землепользования (поселения) - данный принцип показывает долговременность земельно-имущественных отношений по поводу гарантированности прав земельной собственности, как Конституцией РФ, так и рядом других федеральных законодательных актов - Земельный кодекс РФ и Гражданский кодекс РФ. Сама система современного земельного законодательства допускает принудительное изъятие земли у собственников в исключительных случаях, оговоренных законом, с учетом всех процессуальных процедур (по согласованию сторон за выкуп или на условиях предоставления аналогичного участка).
4. Принцип приоритетности - означает, что в основу регулирования земельно-имущественным комплексом города заложен общественный интерес по использованию землепользования в рамках разрешенного использования земли, что позволит удовлетворить потребности общества в определенном объекте города и иного поселения и землепользователя, как получателя дохода от эксплуатации земельного участка.
5. Принцип ответственности - данный принцип означает с одной стороны равенство всех сторон земельно-имущественных отношений перед законом, так и ответственность в экономическом пространстве, подвергаемом воздействию органов власти и управления в интересах третьих лиц.
6. Принцип информативности - данный принцип означает, что все участники земельно-имущественных отношений должны обладать и иметь возможность получить всю информацию о землепользовании и ином имуществе на нем.
7. Принцип оптимальности - данный принцип предполагает, что земельно-имущественные отношения должны базироваться на сочетании общественных интересов города и городской среды, интересов потенциальных инвесторов и возможностей эксплуатации землепользования в рамках системы существующей нормативно-правовой базы. При этом необходимо учитывать определенную невосполнимость земельных ресурсов, поэтому здесь необходимо сочетать эффективный объем капиталовложений в недвижимость (в том числе и в землю) и приумножение свойств земли как природного ресурса (пространственного базиса).
8. Принцип комплектности - данный принцип означает, что здесь необходимо ограниченное сочетание административных и рыночных методов управления, которые своим сочетанием решают комплекс правовых и экономических задач, а также решение социально-экономических проблем населения, развитие природно-исторических и рекреационных территорий в урбанистической среде, увеличивают ценность земельно-имущественного комплекса города.
9. Принцип научно-технической обоснованности - данный принцип предполагает, что регулирование земельно-имущественных отношений в городах и иных поселениях будет базироваться на теории и методике научного анализа тенденций и закономерностей социально-экономического и территориально-исторического развития объекта исследования (города) и создании на этой основе современной теоретической концепции развития объекта (города и иного поселения) с учетом обобщения отечественного и зарубежного опыта регулирования земельно-имущественного комплекса города (населенного пункта).
Данные принципы регулирования земельно-имущественного комплекса города создают базисную основу для более развернутой системы регулирования городской среды, которая должна разделять на подсистемы которые будут функционировать на основе экономико-правовых методов направленного воздействия на поставленную задачу.
Любая система регулирования состоит из системы непрерывных последовательных циклов (операций), применительно к земельно-имущественному комплексу города такие операции будут включать в себя следующий набор действий:
• получение и анализ достоверности информации об объекте регулирования;
• анализ современного состояния объекта регулирования и выработка концепции регулирования применительно к конкретным условиям;
• выработка системы регулирующих мероприятий согласно поставленным задачам и общей стратегии регулирования;
• реализация системы регулирования земельно-имущественным комплексом.
Выполняемость и эффективность данных действий будет целиком и полностью зависеть от достоверности информации об объеме исследования и регулирования.
Само управление системой земельно-имущественного комплекса должна иметь вертикально-горизонтальное структурирование, которое позволит выполнить управление комплексом и одновременно отслеживать происходящие изменения на подконтрольных территориях.
Исходя из этого единая система регулирования земельно-имущественным комплексом страны, а также любого города и иного поселения, должна иметь достаточно сложную многоуровневую и многофункциональную структуру, которая позволяла бы объединить всех участников процесса управления (хозяйствующих субъектов и административно-территориальные структуры).
Такая структура, с правовой точки зрения, состоит из двух частей - регулируемая и регулирующая подсистемы, между которыми существуют, а точнее связывает, хозяйствующие на землю субъекты. Соответственно данные субъекты в регулируемой подсистеме выполняет активную роль динамичности земельных отношений, а в управляющей подсистеме выполняет роль исполнителя, на которого направлено выработанное совокупное регулирующее воздействие.
Рассмотрим более подробнее основную цель управляющей системы, в данном случае она заключается в обеспечении оптимального функционирования земельно-имущественного комплекса города в условиях координального реформирования земельных отношений и построения цивилизованной рыночной системы. Оптимальным функционированием земельно-имущественного комплекса города является постоянная ротация земельных собственников и
естественный процесс распределения и перераспределения земельных ресурсов, с условием постоянной работы данного ресурса на благо общества и собственника с сохранением и увеличением потребительских свойств земли как фактора производства и товара.
Исходя из этого, вытекает задача регулирующей подсистемы, которая будет заключаться в планомерном и поэтапном влиянии на хозяйствующие субъекты для рационального использования земель и распределения и перераспределения, а также восстановлением, утраченных полезных свойств.
Управление земельно-имущественным комплексом есть явление экономических действий на участников данного процесса, соответственно в качестве инструмента воздействия, на участников земельных отношений, необходимо ставить регулируемый земельный рынок. В данном случае земельный рынок, а рынок недвижимости в целом, будет представлять собой отдельную экономическую категорию в экономики государства (города и иного поселения), в основе функционирования земельного рынка заключена система социально-политических интересов, института собственности на землю, деление земли на категории и по целевому назначению, экономико-правовой механизм распределения и перераспределения земель, системы ведения кадастра, ведение мониторинга земли и недвижимости, проведение природоохранительных мероприятий.
В общеэкономическом понятии рынка земли - это обособленный сектор рынка недвижимости, где происходит оборот земельных ресурсов (или природных ресурсов) и осуществляется гражданско-правовой оборот, происходит формирование рыночных отношений (рыночная цена, залоговая стоимость) формируется механизм государственного управления земельной собственностью.
Рассмотрим более подробно структуру и содержание земельного рынка.
Земельный рынок - это обособленный, специфический институт земельных отношений, в котором происходит оборот земельных ресурсов, в рамках определенной территориальной единицы (города и иного поселения), в границах которой происходят сделки купли-продажи, залога, аренды, передачи в уставной капитал; происходит формирование спроса и предложения, происходит структуризация земли как товарной единицы определения рыночной цены, залоговой стоимости, арендной платы. В данном экономико-правовом поле работают механизмы государственного управления земельными ресурсами, которые представлены платой за землю (земельный налог, нормативная цена земли, арендная плата, выкуп права аренды), созданием благоприятных условий для инвестиций в земельно-имущественный комплекс в слабо развитые зоны поселения, разработки земельно-имущественной политики по реконструкции устаревшего жилья и восстановления потребительских свойств земельных ресурсов, регулировании природоохранных мероприятий. Однако здесь необходимо учитывать региональные особенности состава и структуры земельного рынка, так для крупных городов основное содержание земельного рынка будет состоять из состава пригодных для коммерческой эксплуатации земельных участков (свободных и застроенных), системы функциональных связей между различными системами города. Вместе с тем основные экономические параметры земельного рынка тесно зависят от характеристик и взаимосвязей развития единой и региональной рыночной системы, они оказывают взаимное влияние и имеют тесную обратную связь, которая зависит от современного состояния экономики. Соответственно вся рыночная система экономики и его органическая часть - земельный рынок находятся под управлением экономической среды региона, в рамках формирующейся социальной системы: наличие института собственности и формы, экономико-правовое обеспечение, механизм распределения и перераспределения, инвестиционно-финансовая и бюджетно-налоговая политика, социально-историко-культурная среда.
Исходя из этого можно сделать вывод о том, что формирование работающего рыночного механизма управления и регулирования земельно-имущественного отношений в поселениях на современном этапе реформ является базисом реформирования и социально-экономической основой стабильности государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кухтин П.В. Методология управления земельными ресурсами // Монография. — М.: Карпов Е.В., 2004. — 264 с.
2. Кухтин П.В. Экономическая оценка земель населенных пунктов (теория, методика, практика) // Монография. — М.: Карпов Е.В., 2005. — 187с.
3. Кухтин П.В., Левов А.А, Стадолин М.Е. Управление жилищно-коммунальным комплексом как объектом муниципального имущества // Монография. — М.: Карпов Е.В., 2004.
4. Кухтин П.В., Левов А.А. Маркетинг и экономическая оценка земельно — имущественного комплекса городов (населенных пунктов): учебно-методическое пособие // Учебно-методическое пособие — М.: ФГНУ «Российский научныгй центр государственного и муниципального управления», 2003. — 262с.
5. Кухтин П.В., Левов А.А. Методология управления земельно-имущественным комплексом в регионе // Учебно-методическое пособие — М.: ФГНУ «Российский научныгй центр государственного и муниципального управления», 2003. — 410с.
6. Кухтин П.В., Левов А.А., Дружков Р.В., Тихомиров Р.А.. Методология управления земельными ресурсами на региональном уровне // Монография. — М.: Издательство ООО «ПКТ Альтекс», 2008. — 237с.
7. Кухтин П.В., Левов А.А. Управление земельными ресурсами: Учебно-методическое пособие. — 2-е изд. — М.: Карпов Е.В., 2006. — 59 с.
8. Кухтин П.В., Левов А.А., Лобанов В.В., Семкина О.С. Управление земельными ресурсами: Учебное пособие — СПб.: Питер, 2005.— 384 с.
9. Кухтин П.В., Левов А.А., Мирзалиев М.Н., Ряховская А.Н., Широков А.Н., Юркова С.Н. Управление муниципальным хозяйством и местными финансами: Учебно-методическое пособие — М.: ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2004. — 242 с.
10. Кухтин П.В., Левов А.А., Морозов В.Ю., Руднев А.В., Семкина О.С., Хованова Н.В. Управление земельными ресурсами: Учебное пособие — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006. -448 с.
11. Кухтин П.В., Левов А.А., Руднев А.В., Семкина О.С., Хаванова Н.В., Антонов А.Н. Инфраструктура муниципальных образований // Инфраструктура муниципальных образований. Учебное пособие под ред. П.В. Кухтина — М.: КНОРУС, 2008. — 208 с.
12. Кухтин П. В. Государственная стратегия управления земельными ресурсами: методология управления. - Москва: «ММТК-СТРОЙ», 2013. - 136с.
13. Кухтин П. В., Левов А.А., Левов Ф.А., Левов Н.А. «Государственная стратегия управления земельными ресурсами на государственном и муниципальном»
коллективная монография - Москва: Издательство «ММТК-СТРОЙ», 2013. - 154 с.
14. Моттаева А.Б. Методология пространственного распределения предпринимательских структур региона на основе развития транспортной инфраструктуры/А.Б.Моттаева.-СПБ.: Изд-во «Астерион», 2013. - 301 стр.
15. Моттаева А.Б. Региональная практика стимулирования инвестиционной активности и инноваций. Журнал Мир экономики и права- 2012. - №3.
16. Стратегия государственного управления собственностью: государственный и муниципальный аспект. Коллективная монография под общей ред. к.э.н., доцента Кухтина П.В., д.э.н., доцент Моттаевой А.Б.: Коллективная монография. -Москва: «ММТК-СТРОЙ», 2013. - 366 с.
17. Гринкевич Л.С,Н.К Сагайдачная и др. «Государственные и муниципальные финансы России.», М.: НОРМА., 2007.
18. Гараев И.Г «Правовое обеспечение ГФК в современной России». М.: Акалис., 2004
19. Овсянников Л.Н «Экономическая необходимость закона о государственном финансовом контроле». М.: Радуга, 2008
Рецензент: Мохов Андрей Игоревич, профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой, декан, НОУ ВПО «Институт государственного управления, права и инновационных технологий».
Petr Kuhtin
Financial Academy at the Government of the Russian Federation
Russia, Moscow E-mail: uzr777@mail.ru
Strategic orientation of public land and property
Abstract. The main strategic focus of government land and property policy in cities is to create favorable conditions for a high quality stay and human self-development, as well as the maintenance and further development (improving relations) its habitat - the city (however, according to the new land and town planning codes this term is replaced by the term - urban settlements-tion). For a system of regulation of land and property relations can be formulated 9 basic social principles. 1. Diversity equitable forms of land ownership and land use 2. Payment for land use 3. The sustainability of urban land use (village) 4. The principle of priority of 5. The principle of responsibility 6. The principle of informativeness 7. The principle of optimality 8. The principle set-ness 9. The principle of scientific-technical grounded-ness
Keywords: the land policy of cities; the development strategy of urban settlements; the principles of development of urban settlements; the formation of a land market; the formation of the principles of regulation of urban land use.
REFERENCES
1. Kuhtin PV Methodology of management of land resources // Monograph. - M: Karpov, E.V., 2004.-264S.
2. Kuhtin PV Economic evaluation of land of settlements (theory, methodology, practice) // Monograph. - M: Karpov, E.V., 2005. - S.
3. Kuhtin PV, BGN AA, Sadolin M.E. Ter-Minassian Department of housing and communal complex as an object of municipal property // Monograph. - M: Karpov, E.V., 2004.
4. Kuhtin PV, BGN A.A. Marketing and economic evaluation of land - property complex of cities (localities): textbook // Educational-methodical manual): FGNU "Russian nauchnyi center of state and municipal management", 2003. - S.
5. Kuhtin PV, BGN A.A. Methodology of management of land-property complex of the region // Educational-methodical manual): FGNU "Russian nauchnyi center of state and municipal management", 2003. - S.
6. Kuhtin PV, BGN A.A., Cronies R.V., Tikhomirov A... Methodology of land management at the regional level // Monograph. - M: Publishing house OOO "FCT Altex", 2008. - S.
7. Kuhtin PV, BGN A.A. land Management: Educational-methodical manual. - 2-e Izd. -M: Karpov, E.V., 2006. - 59 C.
8. Kuhtin PV, BGN A.A., Lobanov CENTURIES, the Army O S land Management: Training manual - SPb.: Peter, 2005.- 384 S.
9. Kuhtin PV, BGN A.A., Mirzaliyev M.S., Ryakhovsky A.N., Shirokov A.N., Yurkova S.N. The management of the municipal economy and local Finance: Educational-methodical manual): FGNU "Russian scientific center of state and municipal management", 2004. - 242 S.
10. Kuhtin PV, BGN A.A. Morozov, VY, Rudnev A.V., the Army O S, havanova NV land Management-tutorial - 2-e Izd. - SPb.: Peter, 2006. -448 S.
11. Kuhtin PV, BGN A.A., Rudnev A.V., the Army O S, Havanova N.V., Antonov A.N. Infrastructure mosalini formations // the Infrastructure of municipal formations. The textbook edited by the PV kuhtina - M: KNORUS, 2008. - 208 S.
12. Kuhtin P. C. Government strategy for management of land resources: the methodology of control. - Moscow: "MTK-STROY", 2013. - S.
13. KUHTIN P. Century. "STATE STRATEGY for MANAGEMENT of LAND RESOURCES: IN the STATE AND MUNICIPAL LEVEL" collective monography -Moscow: Publishing house "MTK-STROY", 2013. - 154 with.
14. Mottaeva AB Methodology of the spatial distribution of business organizations in the region through the development of transport infrastructure / A.B.Mottaeva. SPB. Univ "Asterion", 2013. - 301 pages
15. Mottaeva AB Regional practice stimulating investment and innovation. World Journal of Economics and Law 2012. - № 3.
16. The strategy of the state property management: state and municipal responsibility. Collective monograph under the General editorship Ph.D., assistant Professor kuhtina P.V., doctor of Economics, Professor of Mottainai A.B.: Collective monograph. -Moscow: "MTK-STROY", 2013. - 366 S.
17. Grinkevich L.S,N.K Sagajdachnaja i dr. «Gosudarstvennye i municipal'nye finansy Rossii.», M.: NORMA., 2007.
18. Garaev I.G «Pravovoe obespechenie GFK v sovremennoj Rossii». M. : Akalis., 2004
19. Ovsjannikov L.N «Jekonomicheskaja neobhodimost' zakona o gosudarstvennom finansovom kontrole». M. : Raduga, 2008