Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА'

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
264
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РОССИЙСКО-УКРАИНСКИЙ КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Минаева Людмила Владимировна

В статье рассматриваются способы применения механизмов стратегической коммуникации в ходе информационной войны. Для определения того, как современные цифровые технологии повлияли на процесс стратегической коммуникации в международном конфликте, был использован материал ситуации в Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC COMMUNICATION AND INFORMATION WAR

The paper considers ways and means of strategic communication used in the course of an information war. The study uses the context of Russian-Ukrainian conflict to find out how modern digital technologies have affected the process of strategic communication in an international conflict situation.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА»

УДК 659 ББК 76. ГРНТИ 19.01.11 КОД ВАК 10.01.10

Минаева Л.В.

Москва, Россия

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ

ВОЙНА

Аннотация. В статье рассматриваются способы применения механизмов стратегической коммуникации в ходе информационной войны. Для определения того, как современные цифровые технологии повлияли на процесс стратегической коммуникации в международном конфликте, был использован материал ситуации в Украине.

Ключевые слова: стратегическая коммуникация, информационная война, цифровые технологии, российско-украинский конфликт

Liudmila Minaeva Moscow, Russia

STRATEGIC COMMUNICATION AND INFORMATION WAR

Abstract. The paper considers ways and means of strategic communication used in the course of an information war. The study uses the context of Russian-Ukrainian conflict to find out how modern digital technologies have affected the process of strategic communication in an international conflict situation.

Key words: strategic communication, information war, digital technologies, Russian-Ukrainian conflict

Введение

Информационные войны ведутся с давних времен и существует уже большая литература по этому вопросу. Тем не менее в современных условиях меняющегося миропорядка эта тема выдвинулась на передний план. Журнал «Российская школа связей с общественностью», конечно же, не мог обойти ее вниманием [Малъкевич,2022]. Настоящая статья продолжает её обсуждение в ракурсе теории и практики стратегической коммуникации.

История вопроса

Стратегические коммуникации сравнительно недавно стали предметом теоретического осмысления. В качестве области их применения выделяют бизнес, социально-культурное пространство, внутреннюю и внешнюю политика государства, военное дело, H международные отношения [Гавра,2015]. Поскольку в настоящей статье в центре внимания находится процесс применения механизмов стратегической коммуникации в политике, то обсуждение ее особенностей в других сферах выводится за скобки.

Впервые понятие стратегической коммуникации появилось в документах Пентагона в 2006г. В докладе Белого Дома Конгрессу США от 16 марта 2010г. «Национальные рамки стратегической коммуникации» были сформулированы основные цели, задачи стратегической коммуникации США и обрисованы её организационные формы.

Содержание концепции стратегической коммуникации описано в докладе следующим образом: к «стратегической коммуникации(ям) мы относим: (а)синхронизацию слов и дел и то, как они будут восприняты отобранными аудиториями, равно как и (в) программы и действия, сознательно направленные на общение и привлечение целевых аудиторий, включая и осуществляемые связями с общественностью, общественной дипломатией и информационных операций» [National Framework for Strategic Communication, 2010].

Более обобщенная трактовка термина стратегическая коммуникация была предложена К. Полом: «скоординированные действия, сообщения, образы и другие виды оповещения и вовлеченности, направленные на информирование, влияние и убеждение определенных целевых аудиторий в поддержку целей государства» [Paul, 2011].

Доклад Королевского института международных отношений определяет стратегическую коммуникацию как «систему взаимосвязанных действий, осуществляемых на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях управления, которая направлена на достижение понимания интересов и потребностей целевых аудиторий и которая выявляет эффективные методы и механизмы активации и поддержки определенных типов поведения со стороны этих аудиторий» [Cornish., Lindley-French, Yorke, 2011].

По мнению советника по стратегическим коммуникациям отдела координации деятельности по борьбе с терроризмом Госдепартамента США Э. Голдман стратегическая коммуникация, по сути, представляет собой стратегию влияния на восприятие, и она заключается в управлении восприятием целевых аудиторий, где центральное место занимает координация информационных потоков. Стратегическая коммуникация направлена на согласование реакции целевых аудиторий с целями национальной политики [Goldman ,2007].

Э. Голдман выделяет следующие условия, при которых коммуникация становится стратегической:

- ключевые сообщения созданы с учетом неоднородности целевой аудитории (то есть не к самой общей, или, наоборот, узкой аудитории);

- в центре коммуникации — интересы и потребности реципиентов ключевых сообщений, а не отправителей;

- коммуникации осуществляются непрерывно на протяжении длительного периода времени;

- ключевые сообщения и действия синхронизируются для достижения стратегических целей.

Стратегическая коммуникация, следовательно, представляет собой новую концепцию достижения национальных интересов страны путем сочетания государственного управления и коммуникационной составляющей.

Необходимо отметить, что несмотря на достаточно большое внимание, которое уделяется концепции стратегической коммуникации в США, практика ее осуществления в конкретных ситуациях еще требует дальнейшего исследования, поскольку она полна противоречий [Пашенцев, 2017].

Целью настоящей статьи является рассмотрение основных механизмов стратегической коммуникации, используемых США и их союзниками в ходе конфликта в Украине в настоящее время. Выше в определении Доклада Белого Дома Конгрессу США (пункт в) обозначены механизмы стратегической коммуникации. В условиях информационного противостояния, когда социальные системы соперничают в информационно -психологической сфере в мирное время с целью продвижения своих национальных интересов, механизмы стратегической коммуникации используются в одинаковой степени (Минаева, 2021). В момент обострения конфликта и перехода его в военную фазу приоритет отдается информационно-психологическим операциям. «С самых первых дней конфликта в ход пускаются технологии информационно-психологического воздействия на массовое сознание населения и политических элит как в зоне конфликта, так и за его пределами: в прицел психологической войны обязательно попадает мировое общественное мнение, а также общественное мнение европейских союзников» (Манойло, 2009:82). Поэтому будут рассмотрены, прежде всего, информационно-психологические операции, причем именно те, которые осуществляются в сети, так как в настоящее

время развитие цифровых технологий превращает стратегическую коммуникацию в оружие массового воздействия.

Материалом исследования послужили сайты британских и российских традиционных СМИ и информационных агентств (BBC, The Times, The Guardian, РИА Новости, ТАСС) и аккаунты социальных сетей Instagram* (сеть признана в России экстремистской), сервис TicTok. В исследовании были использованы общенаучные (наблюдение, сравнение, анализ) и специальные (контент-анализ) методы анализа.

Результаты исследования

Обращаясь к рассмотрению механизмов стратегической коммуникации в ходе конфликта в Украине, отметим, что информационно-психологические операции являются определяющими в структуре стратегической коммуникации в процессе рассматриваемого конфликта, в то время как методы связей с общественностью и публичная дипломатия выполняют поддерживающую функцию.

Поскольку коммуникация, как известно, является процессом, то есть состоит из ряда определенных элементов, для структурирования описания реализации механизмов стратегической коммуникации на Украине целесообразно обратиться к классической модели Лассуэлла, которая предполагает следующую последовательность элементов: источник -сообщение - канал передачи сообщения - реципиент - эффект [Lasswell, 1948] и последовательно их рассмотреть.

Прежде всего, остановимся на источнике сообщения. Было бы наивно полагать, что информационно-психологические операции против России начались 24 февраля 2022г. В течение двадцати лет украинские власти при содействии своих западных кураторов создавали систему Центров информационно-психологических операций, в задачу которых входило исследование информационного поля и настроений населения, подготовка информационно-пропагандистских материалов, разработка информационно-компьютерных технологий и выполнение хакерских заданий.

Ещё в 2004г. был основан 72-й главный ЦИПсО, который в то время был расположен в Севастополе. После государственного переворота в 2014г., когда Крым стал территорией Российской Федерации, Центр был переведен в г.Бровары недалеко от Киева. В июне 2016г. во исполнении указа президента Украины (П.А.Порошенко) при поддержке стран-членов НАТО были сформированы полноценные ССО (Силы специальных операций), в состав которых вошли четыре центра информационно-психологических операций (16-й, 72-й, 74-й, 83-й), размещенные в разных районах страны. Деятельность центров осуществлялась при содействии западных спецслужб, которые не только обеспечили их техническое оснащение, но и способствовали подготовке специалистов. Например, в 2018г. в 72-ЦИПсО работали инструкторы из 77-й бригады информационных войск Великобритании [Центры информационно-психологических операций ССО Украины, 2022].

В центры набирается много молодежи, владеющей знаниями компьютерных технологий, иностранных языков, специалистов по социальной инженерии [Хакер заявил, 2022]. Общее количество сотрудников центров ЦИПсО в составе Сил специальных операций Украины насчитывается 560-600 человек, денежное содержание которых составляет не менее 7 млн грн в месяц. К этому следует добавить структуры в других подразделениях ВСУ [Информационные войска, 2021].

Центры информационно-психологических операций призваны обеспечивать профессиональное осуществление информационной войны. Однако источник сообщения в данном случае включает в себя не только профессионалов. Центры обязаны привлекать к своей работе помощников из числа гражданского населения. Так, за несколько дней до начала военной специальной операции был всплеск рекрутинга таких «помощников».

В принципе, люди, которые вольно или невольно помогали спецслужбам формировать общественное мнение, были всегда. Некоторые шли на это вполне сознательно, по идейным соображениям. Другие таким

образом зарабатывали деньги, потому что за выполнение задания, например, за участие в организованной оппозицией протестной акции, они получали фиксированную плату. Но с развитием цифровых технологий сам процесс рекрутинга «помощников» приобрел иные масштабы.

В социальные сети сотрудниками спецподразделений делается вброс, например, с запросом разработать определенный контент и распространить его на определенных платформах и в Telegram каналах, указывается «цена вопроса» (ролик стоит от 2000 до 4000 долларов), и всегда находятся желающие подзаработать. Так, например, в 2017 г.:

✓ А4398 (72 ЦИПсО) разместил 25 заявок на сумму8 968 000 грн;

✓ А1277 (74 ЦИПсО) разместил 6 заявок на сумму 752 000 грн;

✓ А2455 (83 ЦИПсО) разместил 6 заявок на сумму 663 000 грн.

[Информационные войска, 2021].

В настоящее время число таких заявок значительно возросло. Этический аспект и качество выполнения работы не имеют значение, главное - обеспечить массовый поток дезинформации. Сегодня ежедневно на информационно-психологические операции на Украине против России тратиться 21 млн. долларов.

Источником информации традиционно являются СМИ, относящиеся к публичной дипломатии как направлению стратегической коммуникации. Но сегодня это не только классические пресса, радио и телевидение, но и многочисленные медиаплатформы в Интернет пространстве.

Несмотря на декларированную в Украине свободу слова для журналистов, реальность демонстрирует полную зависимость украинских СМИ, которые принадлежат нескольким медиамагнатам, от уже перечесленных центров информационно-психологических операций. Так, например, 72-ой ЦИПсО контролирует принадлежащие И.Коломойскому ТВ1+1, ТВ2+2, ТВ Плюс-Плюс, ТВ-ТЕТ. 16-ий ЦИПсО курирует принадлежащие Р.Ахметову газету «Сегодня», газету «Вечерком», ТВ

«Украина», ТВ «Донбасс», ТВ «Сигма», ТВ «Сфера». Медиа, принадлежащие Алексею Кучеренко - газета «Аргументы и факты», газета «Форбс-Украина», газета «КП на Украине», информагентство «Футбол» -находятся под контролем 74-ого ЦИПсО, 83 ЦИПсО курирует принадлежащие Сергею Арбузову газету «Взгляд», газету «Капитал», ТВ-Business, БТБ. Понятно, что информационная пропаганда, проводимая украинскими медиа, осуществляется в интересах Запада и, прежде всего, США.

Следует подчеркнуть, что западные СМИ также участвуют в проведении пропагандистских кампаний. И речь не идет об обычной борьбе между медиа, продвигающих интересы определенных политических партий, например, про-демократический ТВ-канал CNN и про-республиканский ТВ-канал FOX-News в США. Речь идет о политическом контроле со стороны государственных структур конкретных медиа и информагентств, которые обеспечивают политически ангажированный информационный мейнстрим. Например, даже уважаемое во всем мире международное агентство новостей и финансовой информации Reuters связало себя обязательствами по распространению необходимой для властей Великобритании информации, заключив с британским правительством еще в шестидесятые годы двадцатого века соответствующий контракт. На тот момент Reuters испытывало финансовые трудности. Распространяемая агентством информация на международной арене, как правило, не проверяется доверяющими ему журналистами, и часто бывает достаточно тенденциозной, что проявилось в период конфликта на Украине, когда Reuters освещало только западную позицию.

Западные властные структуры держат под контролем и мощные технологические компании, законодательно принуждая их вести информационную войну с Россией. Так, ЕС принял «Закон о цифровых услугах», согласно которому Google, Meta* (запрещена и признана экстремистской в РФ), Amazon и Apple обязаны продвигать официальную

66

(читай: одностороннюю) точку зрения на происходящие события и удалять не отвечающий ей контент [Tech giants, 2022].

Таким образом, в условиях цифровизации первичный источник сообщения в информационно-психологических операциях является коллективным актором, в составе которого можно выделить как военные структуры, профессионально осуществляющие воздействие на аудиторию, традиционные СМИ, занимающиеся информированием широкой общественности, так и идеологически или материально мотивированные пользователи сети. Вторичный источник сообщения представляет собой пользователей сети, которые вовлечены в процесс распространения сообщения благодаря техническим возможностям реагирования на сообщение.

Следует подчеркнуть, что по сравнению с предыдущими периодами ведения информационных войн наибольшим изменениям подверглись каналы коммуникации. Возможности цифровых технологий в этом отношении практически безграничны.

Понятно, что все госструктуры стран коллективного Запада используют свои сайты для очернения России и специальной военной операции в Донбассе. Что касается профессиональных спецслужб и их «помощников», то они размещают лживую информацию как на традиционных платформах, так и создают собственные сайты и Telegram каналы. Неудивительно, что с 24 февраля Роскомнадзор заблокировал более 85 тысяч материалов и каналов, продвигавших недостоверную информацию [РКИ заблокировал, 2022]. Соцсети Facebook* и Instagram* признаны в России экстремистскими за распространение призывов к насилию в отношении российских граждан и заблокированы.

Особенностью ведения информационно-психологической войны в Интернете является гибкое использование каналов коммуникации и пабликов, которое позволяет исподволь внедрять определенную тематику в группы в социальных сетях, через таргетированную рекламу. Так, например,

в этот период можно было легко заметить, что какие-то паблики вдруг от нейтрального контента (кулинария, искусство и т. д.) переключались на политическую информацию.

При этом воздействие контента нередко усиливается благодаря широкому использованию ботов, которые многократно повторяют одну и ту же информацию и создают информационный шум, заглушающий правдивые сообщения.

Еще одной уловкой использования канала коммуникации, способствующей усилению информационного воздействия на реципиента и увеличению масштабов охвата аудитории, является создание аккаунта от имени известного человека или взламывание реального аккаунта и размещение на нем нужной для режима Зеленского информации. Поскольку владелец аккаунта является инфлюенсером и имеет большое число доверяющих ему подписчиков, то информация быстро распространяется в Сети.

Таким образом, наряду с явными каналами распространения дезинформация (сайты традиционных СМИ и государственных ведомств коллективного Запада, блоги), а также сайтами компромата, например, украинский сайт «StopFake», созданный весной 2014 года якобы для "борьбы против кремлевской пропаганды", финансирующийся Фондом Сороса и Национальным Фондом ЦРУ в поддержку демократии США, есть и замаскированные ресурсы. Это сайты-клоны, фотохостинги и т.д.

От такого элемента модели коммуникации, как сообщение в период информационной войны не следует ожидать соответствия его содержания действительности. Каждая сторона конфликта неизбежно создает собственный нарратив, который в выгодном свете представляет ее действия, а действия противника получают отрицательную оценку или замалчиваются. Но такого размаха дезинформации, который мы наблюдаем в настоящее время, не было никогда. Слово «фейк» стало обыденным в последние

месяцы, и это тоже один из результатов использования современных цифровых технологий на этот раз при кодировании сообщения.

В настоящее время в Сети практически нет новостных сообщений 6ез визуального компонента. Использование же видеоматериалов в медиатексте в процессе информационной войны становится инструментом манипулирования сознанием реципиента путем создания фейков. Стоковые фотографии, фотошоп, технология deep fake, картинки компьютерных игр, кадры из старых художественных фильмов, наконец, постановочные сцены -всё становится частью ложного сообщения, искажающего реальное положение дел. Визуальный компонент усиливает эмоциональный заряд сообщения и формирует у аудитории определенный ракурс восприятия действительности. Приведем несколько примеров.

Так, в марте в 2022г. в Тик Токе (пользователь @news33733) распространялось сообщение, о бомбардировке Харькова российскими войсками. Сообщение иллюстрировалось видеорядом. На самом деле архивный видеоматериал о взрыве в порту Бейрута был «активизирован» в контексте военной-специальной операции и приписан действиям российской армии (см. рис.1).

Рис. 1. Источник: WWW.KP.RU:https://www.kp.ru/daily/27374/4556165/

С подписью на английском языке (забегая вперед, можно сказать, что сообщение было ориентировано на западную аудиторию) «Russian occupation soldiers drink beer after burning the village. European civilization is disappearing in flames» на сайтах # stopPutin, #stopRussia был размещен кадр из сербского фильма «Красивые деревни красиво горят».

Постановочный фейк о Буче был не только распространен в сети, но и показан в ООН в апреле 2022г. То, что это подделка, было убедительно доказано российскими специалистами, но вброс был сделан и имел большой резонанс как в традиционных СМИ, так и в комментариях политиков разных стран.

Суммируя сказанное о сообщении, можно сказать, что цифровые технологии при его кодировании придают ему документальность, делают его более убедительным, эмоциональным и запоминающимся. Ложная информация выглядит как вполне достоверная, что делает сообщение опасным инструментом ведения информационной войны, так как неподготовленные люди воспринимают его на веру.

Общеизвестно, что коммуникация является эффективной, если сообщение четко ориентировано на целевую аудиторию. В течение продолжительного времени США финансировали информационно -аналитические структуры и неправительственные фонды, которые изучали, а затем формировали общественное мнение на Украине. В частности, в составе ЦИПсО обязательно есть аналитический отдел, который занимается изучением целевых аудиторий. Для этого используются апробированные в ходе многочисленных избирательных и маркетинговых кампаний методики анализа Больших Данных (Big Data), которые позволяют достаточно полно и детально составить психологический портрет конкретных социальных групп, их интересов, забот и тревог.

Целевыми группами в рассматриваемом конфликте были граждане Украины, которым внушали ненависть к России, а сейчас рассказывают о псевдо-победах вооруженных сил Украины, жители других стран коллективного Запада, которых убеждали в том, что Россия представляет угрозу для Европы и Америки, а сейчас рассказывают, что вооруженные силы России состоят из убийц и насильников, поэтому необходимо, чтобы Запад снабжал Украину оружием, а украинским беженцам надо оказывать всяческую помощь, причем бескорыстно, а также граждане России, которым внушали мысль о нарушениях в стране прав человека и отсутствии в ней какой-либо демократии, а сейчас запугивают грядущими терактами со стороны украинских националистов.

Более тонкая настройка на целевую аудиторию должна учитывать социально демографические параметры последней, а также основные эмоции, которые управляют восприятием человека: радость, страх, ненависть, депрессия. Контент-анализ заголовков публикаций в The Times и The Guardian показал, что 97% заголовков статей, в которых упоминается СВО, отражают их отрицательную тональность и используют прием «торговля страхом», создавая образ российского солдата-агрессора. Приведем несколько примеров.

Russian soldiers 'forced families to live in basement with dead bodies'. (April 08 2022, The Times).

Unarmed civilians confront Russian troops in Kherson. (March 08 2022, The Times).

Russian Troops were Brutal, Inhuman and Acted Like Savage Beasts. (April 01 2022, The Times).

Children were among 25 killed in Russian attack on Ukraine's Independence Day. (August 25 2022, The Times.

Russian missiles kill at least 18 in attack on children's centre and apartments. (July 01 2022, The Times).

Подчеркивается жестокость российских солдат, которые убивают всех, включая детей, создают для мирных граждан невыносимые условия для жизни, воюют с безоружными.

Следует подчеркнуть, что в настоящий момент любое самое нелепое сообщение, касающееся СВО, в случае украинской и зарубежной целевых аудиторий падает на хорошо подготовленную почву, для чего в течение многих лет использовались такие методы публичной дипломатии, как информационная пропаганда, осуществляемая посредством СМИ, и система образования отдельных социальных групп с целью формирования лояльных настроений среди населения по отношению к западной, прежде всего, американской политической культуре и системе ценностей, с одной стороны, и культивирования анти-российских взглядов, с другой.

Что касается информационной пропаганды, основным каналом которой являются СМИ, то следует отметить ее избирательность в случае США. Согласно Закону Смита-Мундта (1948г.) правительственное радио и телевещание должно строго следовать географическому принципу: информация, предназначенная для зарубежной аудитории, не может предоставляться внутренней аудитории. Поэтому среди, например, украинского населения иновещание США (Голос Америки, Радио Свобода) было направлено на продвижение ценностей западной демократии и

формирование привлекательного образа Европейского Союза, а также других стран коллективного Запада. В то время, как у населения США и европейских стран благодаря последовательно проводимой СМИ пропаганде складывался образ России как врага.

Уместно в этой связи привести результаты исследование медиаполя стран Большой семерки ^7) «Осьминог», которое регулярно проводится специалистами медиагруппы «Россия сегодня» [Регулярные аналитические исследования]. Анализ материалов СМИ США показал, что независимо от перечня доминирующих тем в разные годы (например, январь-июнь 2019г.: Россия в контексте иранской ядерной программы, развитие ситуации вокруг договора РСМД, шпионские скандалы с участием РФ, российско-американские отношения в контексте международных кризисов, вмешательство РФ в американские выборы; март-июнь 2020г. критика российского здравоохранения, общая критика ситуации РФ в связи с распространением коронавируса, обвинения России в дезинформационных кампаний, связанных с пандемией, влияние COVID-19 на внутриполитические процессы в РФ, август-ноябрь 2020г. - вмешательство России в выборы в США 2016г. и 2020г., фейк-ньюс, медиаугрозы и пропагандистские кампании в соцсетях, обвинения России в хакерских атаках, обвинения России в связях с командой президента Трампа), более 90% публикаций имеют отрицательную окраску и менее одного процента -положительную.

В результате образное выражение «Россия - Империя зла», введенное в политический дискурс еще Рональдом Рейганом, получает практически ежедневное подкрепление в СМИ причем в контексте текущей политической ситуации. Международное общественное мнение постоянно подпитывается публикациями, порочащими Россию и ее президента. Понятно, что, когда началась военная спецоперация на Донбассе, она была воспринята общественностью разных европейских стран именно как агрессия, и никто не вспомнил о предложениях России по ограничению расширения НАТО на

Восток и угрозах пересмотреть Будапештский меморандум, прозвучавших из уст Зеленского на 58-ой Мюнхенской конференции.

Отдельно необходимо остановиться на использовании образования как инструмента стратегической коммуникации. В течение тридцати лет на Украине велась целенаправленная работа по воспитанию поколения молодежи, преданной националистическим идеям и ненавидевшей Россию, и школа принимала в этом процессе самое деятельное участие, а США оказывали ему финансовую поддержку через разнообразные НПО и предоставление грантов для подготовки учебных и учебно-методических материалов.

Анализ школьных учебников в освобожденном Мариуполе показал, что они были нацелены на полный разрыв исторических связей между двумя народами и искажение реальных событий в двадцатом веке. На пресс-конференции, посвященной результатам исследования 300 школьных учебников, изданных на Украине, министр Министерства просвещения РФ привёл цитату из учебника для 7-ого класса, которая ярко демонстрирует общую направленность украинского образования: «Наш характер, наша внешность, наша судьба - европейская, а не азиатская и Евразийская, потому что нацией, обществом, государством мы принадлежим не к материку Евразия, а к части света Европа» [Вукраинских школьныхучебниках,2022].

Учебники должны были соответствовать "Концепции национально-патриотического воспитания детей и молодежи", которое Министерство образования Украины утвердило в 2015г. Согласно ей, задачей просветительской деятельности должно являться "восстановление исторической памяти о периодах государственной традиции на Украине", в частности, периодах Киевской Руси, Великого княжества Литовского, Войска Запорожского, Гетманщины, Украинской Народной Республики, Гетманата Павла Скоропадского, Западно-Украинской Народной Республики, Карпатской Украины и других украинских освободительных проектов. Понятно, что в учебниках особое значение придавалось освещению "героической борьбы

украинского народа за государственную независимость в течение своего исторического пути", которая в ХХ-ХХ1 веках включала деятельность ОУН,

УПА, диссидентское движение,_студенческую революцию на граните,

Оранжевую революцию, Революцию Достоинства [В школах Украины,2015].

По словам херсонских учителей после принятия в 2017г. Закона об образовании, определяющего основной целью страны "обеспечение устойчивого развития Украины и её европейского выбора", учебники опять кардинально корректировались и переписывались, чтобы внедрить в сознание молодых украинцев своей исключительности, полного отказа от общего с Россией и Белоруссией исторического прошлого и приверженности ценностям западной демократии [Как школьные учебники Украины, 2022].

Ненависть к России и националистические идеи культивировались в сознании детей не только в процессе школьного обучения. Многочисленные комиксы, книжки для детей дошкольного возраста, даже сказки преследовали ту же цель - представить Россию как врага. В то же самое время все в тех же учебниках открыто заявлялось, что неоценимую поддержку и помощь Украине в годы её "восстановления независимости" оказывали США.

Воспитание определенной модели поведения молодых людей и положительного восприятия ими американских ценностей осуществлялось через образовательные программы, в частности, «Программу малых стипендий по изучению английского языка» (Access), предназначенную для молодых людей в возрасте от 13 до 20 лет [Подготовка кадров, 2021]. Госдепартамент планировал также выделить $1,9 млн на реализацию инициативы «Глобальные инновации посредством науки и техники» (GIST) [США выделят, 2021]. Во всех проектов сохраняется требование привлекать к их осуществлению американских специалистов и организовывать мероприятия, направленные на знакомство с американской культурой.

Один из традиционных инструментов связей с общественностью -специальное событие - весьма успешно применялся для распространения

американских ценностей среди украинского гражданского населения. Так, например, в 2021г. Госдепартамент США выделил грант в размере $100 000 на организацию и проведение фестивалей, выставок, праздников, кинофестивалей и разного рода шоу, целью которых было бы продвижение американского образа жизни и культуры [Идеология меняется 2021].

В течение тридцати лет США регулярно давали подобные гранты украинским НПО, и главным требованием было внедрение в сознание украинцев американских ценностей. Форма проведения мероприятия не имела значение, но НПО должны были подробно описать, как они будут приобщать разные группы населения к американскому образу мысли и американской демократии.

Заключение

США используют стратегическую коммуникацию для убеждения или принуждения целевой аудитории к принятию решений или действий, способствующих реализации американских национальных интересов. Стратегической долгосрочной целью США и их союзников на Украине было создание из нее плацдарма против России и перераспределение экономических ресурсов страны в собственных интересах. Одновременно с созданием военных баз на территории Украины, направлением военных советников в её вооруженные силы, политической и финансовой поддержкой стремления националистически настроенного руководства Украины разорвать отношения с Россией и интегрироваться в западные экономические и военно-политические структуры США использовали инструменты и технологии стратегической коммуникации для формирования выгодного для США общественного мнения на Украине и выработки новых моделей поведения людей, поддерживающих политику США и стран коллективного Запада.

Стратегическая коммуникация в полной мере применялась и применяется на Украине для обработки населения и политических элит. В течение тридцати лет последовательно использовались такие ее механизмы, как публичная дипломатия и государственные связи с общественностью. Одновременно готовилась основа для полномасштабных информационно -психологических операций, для чего было необходимо, прежде всего, создать соответствующую инфраструктуру.

С началом СВО на передний план вышли именно информационно -психологические операции, эффективность которых сегодня многократно усиливается благодаря современным цифровым технологиям. Массовый охват населения, вовлечение его в коммуникацию, усиление эмоционального заряда сообщения путем использования визуализации, многократное повторение сообщения на разных каналах, создающее своеобразное уплотнение информационной среды - все это способствует повышению степени воздействия стратегической коммуникации на общественное сознание и социально-психологическое состояние гражданского населения в период военного конфликта.

Библиография

В украинских школьных учебниках детей зомбировали и готовили к войне с Россией - Кравцов С.С. // Сайт РАПСИ. Дата размещения 30.03.2022. Дата обращения 21.07.2022. URL: https://rapsinews.ru/incident_news/20220330/307840688.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В школах Украины с 1 сентября вводится курс национально-патриотического воспитания // Сайт ТАСС. Дата размещения 28.08.2015. Дата обращения 21.07.2022. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-

panorama/2218987?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.c om&utm_referrer=google.com

Гавра Д.П. Категория стратегической коммуникации: современное состояние и базовые характеристики // Век информации. 2015. № 3 (4). С. 229-233.

Гуреева Ю., Калинкина К. «Идеология меняется быстро»: США намерены распространять «американские ценности» на Украине через фестивали // Сайт RT. Дата

размещения 25.05.2021. Дата обращения 21.07.2022. URL:

https://russian.rt.com/ussr/article/865174-ssha-ukraina-granty-amerikanskie-cennosti

Информационные войска Украины против Крыма // Сайт RUINFORMER. Дата размещения 21.10.2021. Дата обращения 21.07.2022. URL:

https://ruinformer.com/page/informacionnye-vojska-ukrainy-protiv-kryma

Как школьные учебники Украины учат ненавидеть москалей // Сайт Life. Дата размещения 28.05.2022. Дата обращения 21.07.2022. URL: https://life.ru/p/1496852

Калинкина К. Подготовка кадров: США намерены продолжить работу с молодежью Украины // Сайт RT. Дата размещения 29.04.2021. Дата обращения 21.07.2022. URL: https://russian.rt.com/world/article/857353-ssha-ukraina-molodyozh-obuchenie

Калинкина К. США выделят около 2 млн долларов на «развитие» науки на Украине // Сайт RT. Дата размещения 07.05.2021. Дата обращения 21.07.2022. URL: https://russian.rt.com/world/news/859354-ukraina-nauka-razvitie

Малькевич А.А. Информационная война XXI века: фабрики фейков, центры силы и информационное ополчение // Российская школа связей с общественностью. 2022. №25. С. 157-172.

Минаева Л.В. Стратегическая коммуникация как инструмент продвижения национальных интересов страны // Российская школа связей с общественностью. 2021. № 20. С. 52-76.

Манойло А.В. Информационно-психологическая война в вооруженном конфликте в Южной Осетии // Власть. 2009. №9. С. 81-85.

Пашенцев Е. Н. Стратегическая коммуникация США: особенности и противоречия в условиях международной напряженности // Россия: тенденции и перспективы развития. 2017. №12-2. Дата обращения 21.07.2022. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskaya-kommunikatsiya-ssha-osobennosti-i-protivorechiya-v-usloviyah-mezhdunarodnoy-napryazhennosti

Регулярные аналитические исследования тональности материалов в российских и зарубежных СМИ // Сайт Россия сегодня. Дата обращения 21.07.2022. URL: https://xn--c 1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/osminog/

РКН заблокировал более 85 тысяч материалов с начала спецоперации на Украине // Сайт Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Дата размещения 25.04.2022. Дата обращения 21.07.2022. URL: https://www.zaks.ru/new/archive/view/225456

Хакер заявил об информационно-психологических операциях Украины в России // Сайт Lenta.ru. Дата размещения 23.06.2022. Дата обращения 21.07.2022. URL: https://lenta.ru/news/2022/06/23/years/

Центры информационно-психологических операций ССО Украины. Разгром близок // Сайт Военное обозрение. Дата размещения 03.03.2022. Дата обращения 21.07.2022. URL: https://topwar.rn/192979-centry-informacionno-psihologicheskih-operacij-sso-ukrainy-razgrom-blizok.html

Cornish P., Lindley-French J., Yorke C. (2011). Strategic Communications and National Strategy // A Chatham House Report. September. Дата обращения 21.07.2022. URL: https://www.chathamhouse.org/sites/files/chathamhouse/r0911es%E2%80%93stratcomms.pdf

Goldman E. (2007). Strategic Communication: A Tool for Asymmetric Warfare // Small Wars Journal. October 6. Дата обращения 21.07.2022. URL: http://smallwarsjournal.com/blog/strategic-communication-a-tool-for-asymmetric-warfare

Lasswell, G. (1948). The structure and function of communication in society. // The Communication of Ideas. N.Y.: Harper and Brothers.

National Framework for Strategic Communication. White House Strategic Communication report to Congress, dated 16 March, 2010, released 17 March 2010.

Paul Chr. (2011). Strategic Communication: Origins, Concepts, and Current Debates. Santa Barbara, CA: ABC-CLIO.

Tech giants to be forced to tackle Russian disinformation// The Telegraph. Дата размещения 23.04.2022. Дата обращения 21.07.2022. URL:

www.telegraph.co.uk/business/2022/04/23/tech-giants-forced-tackle-russian-disinformation

References

Cornish P., Lindley-French J., Yorke C. (2011). Strategic Communications and National Strategy // A Chatham House Report. September. Accessed 21.07.2022. URL: https://www.chathamhouse.org/sites/files/chathamhouse/r0911es%E2%80%93stratcomms.pdf

Gavra D.P. Kategoriya strategicheskoy kommunikatsii: sovremennoye sostoyaniye i bazovyye kharakteristiki [Category of strategic communication: current state and basic characteristics] // Vek informatsii. [Age of information]. 2015. № 3 (4). S. 229-233.

Goldman E. (2007). Strategic Communication: A Tool for Asymmetric Warfare // Small Wars Journal. October 6. Accessed 21.07.2022. URL:

http://smallwarsjournal.com/blog/strategic-communication-a-tool-for-asymmetric-warfare

Gureyeva YU., Kalinkina K. «Ideologiya menyayetsya bystro»: SSHA namereny rasprostranyat' «amerikanskiye tsennosti» na Ukraine cherez festivali ["Ideology is changing rapidly": US intends to spread "American values" in Ukraine through festivals] // Sayt RT. Data razmeshcheniya 25.05.2021. Accessed 21.07.2022. URL:

https://russian.rt.com/ussr/article/865174-ssha-ukraina-granty-amerikanskie-cennosti

Informatsionnyye voyska Ukrainy protiv Kryma [Information troops of Ukraine Against Crimea] // Sayt RUINFORMER. Accessed 21.07.2022. URL: https://ruinformer.com/page/informacionnye-vojska-ukrainy-protiv-kryma

Kak shkol'nyye uchebniki Ukrainy uchat nenavidet' moskaley [How school textbooks in Ukraine teach to hate Muscovites] // Sayt Life. Data razmeshcheniya 28.05.2022. Accessed 21.07.2022. URL: https://life.ru/pA496852

Kalinkina K. Podgotovka kadrov: SSHA namereny prodolzhit' rabotu s molodezh'yu Ukrainy [Personnel training: the United States intends to continue working with the youth of Ukraine] // Sayt RT. Data razmeshcheniya 29.04.2021. Accessed 21.07.2022. URL: https://russian.rt.com/world/article/857353-ssha-ukraina-molodyozh-obuchenie

Kalinkina K. SSHA vydelyat okolo 2 mln dollarov na «razvitiye» nauki na Ukraine [The United States will allocate about $2 million for the "development" of science in Ukraine] // Sayt RT. Data razmeshcheniya 07.05.2021. Accessed 21.07.2022. URL: https://russian.rt.com/world/news/859354-ukraina-nauka-razvitie

Khaker zayavil ob informatsionno-psikhologicheskikh operatsiyakh Ukrainy v Rossii [The hacker said about the information and psychological operations of Ukraine in Russia] // Sayt Lenta.ru. Accessed 21.07.2022. URL: https://lenta.ru/news/2022/06/23/years/

Lasswell, G. (1948). The structure and function of communication in society. // The Communication of Ideas. N.Y.: Harper and Brothers.

Mal'kevich A.A. Informatsionnaya voyna XXI veka: fabriki feykov, tsentry sily i informatsionnoye opolcheniye [Information War of the 21st Century: Fake Factories, Centers of Power and Information Militia] // Rossiyskaya shkola svyazey s obshchestvennost'yu. [Russian School of Public Relations]. 2022. №25. pp. 157-172.

Manoylo A.V. Informatsionno-psikhologicheskaya voyna v vooruzhennom konflikte v Yuzhnoy Osetii [Information and psychological warfare in the armed conflict in South Ossetia] // Vlast'. [Power]. 2009. №9. pp. 81-85.

Minayeva L.V. Strategicheskaya kommunikatsiya kak instrument prodvizheniya natsional'nykh interesov strany [Strategic communication as a tool for promoting the national interests of a country] // Rossiyskaya shkola svyazey s obshchestvennost'yu. [Russian School of Public Relations]. 2021. № 20. pp. 52-76.

National Framework for Strategic Communication. White House Strategic Communication report to Congress, dated 16 March, 2010, released 17 March 2010.

Pashentsev E. N. Strategicheskaya kommunikatsiya SSHA: osobennosti i protivorechiya v usloviyakh mezhdunarodnoy napryazhennosti [US Strategic Communication: Peculiarities and Contradictions in Conditions of International Tension] // Rossiya: tendentsii i perspektivy

razvitiya. [Russia: Trends and Development Prospects]. 2017. №12-2. Accessed 21.07.2022. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskaya-kommunikatsiya-ssha-osobennosti-i-protivorechiya-v-usloviyah-mezhdunarodnoy-napryazhennosti

Paul Chr. (2011). Strategic Communication: Origins, Concepts, and Current Debates. Santa Barbara, CA: ABC-CLIO.

Regulyarnyye analiticheskiye issledovaniya tonal'nosti materialov v rossiyskikh i zarubezhnykh SMI [Regular analytical studies of the tone of materials in Russian and foreign media] // Sayt Rossiya segodnya. Accessed 21.07.2022. URL: https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/osminog/

RKN zablokiroval boleye 85 tysyach materialov s nachala spetsoperatsii na Ukraine [The RKN has blocked more than 85,000 materials since the beginning of the special operation in Ukraine] // Sayt Zakonodatel'nogo sobraniya Sankt-Peterburga. Data razmeshcheniya 25.04.2022. Accessed 21.07.2022. URL: https://www.zaks.ru/new/archive/view/225456

Tech giants to be forced to tackle Russian disinformation // The Telegraph. Date of placement 23.04.2022. Accessed 21.07.2022. URL:

www.telegraph.co.uk/business/2022/04/23/tech-giants-forced-tackle-russian-disinformation

Tsentry informatsionno-psikhologicheskikh operatsiy SSO Ukrainy. Razgrom blizok [Centers for Information and Psychological Operations of the SSO of Ukraine. Defeat is near] // Sayt Voyennoye obozreniye. Accessed 21.07.2022. URL: https://topwar.ru/192979-centry-informacionno-psihologicheskih-operacij-sso-ukrainy-razgrom-blizok.html

V shkolakh Ukrainy s 1 sentyabrya vvoditsya kurs natsional'no-patrioticheskogo vospitaniya [Since September 1, a course of national-patriotic education has been introduced in Ukrainian schools] // Sayt TASS. Accessed 21.07.2022. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2218987?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.c om&utm_referrer=google.com

V ukrainskikh shkol'nykh uchebnikakh detey zombirovali i gotovili k voyne s Rossiyey -Kravtsov S.S. [In Ukrainian school textbooks, children were zombified and prepared for war with Russia - Kravtsov] // Sayt RAPSI. Data razmeshcheniya 30.03.2022. Accessed 21.07.2022. URL: https://rapsinews.ru/incident_news/20220330/307840688.html

Сведения об авторе

Минаева Людмила Владимировна - заведующая кафедрой международной коммуникации факультета мировой политики МГУ, доктор

филологических наук, заслуженный профессор Московского университета, e-mail : liudmila.minaeva@gmail. com.

Minaeva Ludmila V. - chairman of department of the international communication of the department of the world policy of MGU, the doctor of philological sciences, the Honored Professor of Moscow University, e-mail: liudmila. minaeva@gmail. com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.