Научная статья на тему 'Стратегическая инициатива в экономике как комплементарный фактор развития субъектов СКФО'

Стратегическая инициатива в экономике как комплементарный фактор развития субъектов СКФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1040
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА / КОМПЛЕМЕНТАРНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / STRATEGIC INITIATIVE / COMPLEMENTARY FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE REGION / STRATEGIC DOCTRINE / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Холопенкова Е.В.

В настоящей работе раскрывается содержание стратегической инициативы как программы конкретных действий, направленных на достижение стратегических целей и целевых значений показателей. Определено, что стратегические инициативы в экономике должны реализовываться с учетом стратегической доктрины региона на основании дополнительных эволюционных или радикальных путей изменения факторов, способствующих достижению поставленных целей, и могут быть представлены как комплементарный фактор развития субъектов Северо-Кавказского региона. В статье обосновывается, что стратегическая инициатива -это новая основополагающая идея, программирующая долговременную общественную пользу и ускоряющая экономический эффект от принятия управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC INITIATIVE IN THE ECONOMY AS A COMPLEMENTARY FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE SUBJECTS OF NCFD

The article reveals the content of the strategic initiative as the programme of concrete actions aimed at achieving the strategic objectives and target values of indicators. Determined that the strategic initiatives in the economy should be implemented taking into account the strategic doctrine in the region on the basis of additional evolutionary or radical ways to change the factors that contribute to the achievement of objectives, and can be represented as a complementary factor in the development of the subjects of the North Caucasus region. The paper argues that the strategic initiative is a new fundamental idea, the programming of long-term societal benefits and accelerating the economic effect of acceptance of administrative decisions.

Текст научной работы на тему «Стратегическая инициатива в экономике как комплементарный фактор развития субъектов СКФО»

Экономические науки

33

УДК 330.322.21

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА В ЭКОНОМИКЕ КАК КОМПЛЕМЕНТАРНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ СКФО

Холопенкова Е. В., кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, управления и маркетинга, ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», филиал в г. Пятигорске E-mail: eholopenkova@mail.ru

В настоящей работе раскрывается содержание стратегической инициативы как программы конкретных действий, направленных на достижение стратегических целей и целевых значений показателей. Определено, что стратегические инициативы в экономике должны реализовываться с учетом стратегической доктрины региона на основании дополнительных эволюционных или радикальных путей изменения факторов, способствующих достижению поставленных целей, и могут быть представлены как комплементарный фактор развития субъектов Северо-Кавказского региона. В статье обосновывается, что стратегическая инициатива -это новая основополагающая идея, программирующая долговременную общественную пользу и ускоряющая экономический эффект от принятия управленческих решений.

Ключевые слова: стратегическая инициатива, комплементарный фактор развития региона, стратегическая доктрина, социально-экономическое развитие.

STRATEGIC INITIATIVE IN THE ECONOMY AS A COMPLEMENTARY FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE SUBJECTS OF NCFD

Kholopenkova E. V., candidate of economic sciences, associate professor of the department of accounting, management and marketing, FSBEIHPE "REU after G. V. Plekhanov" branch in Pyatigorsk

The article reveals the content of the strategic initiative as the programme of concrete actions aimed at achieving the strategic objectives and target values of indicators. Determined that the strategic initiatives in the economy should be implemented taking into account the strategic doctrine in the region on the basis of additional evolutionary or radical ways to change the factors that contribute to the achievement of objectives, and can be represented as a complementary factor in the development of the subjects of the North Caucasus region. The paper argues that the strategic initiative is a new fundamental idea, the programming of long-term societal benefits and accelerating the economic effect of acceptance of administrative decisions.

Key words: strategic initiative, complementary factor in the development of the region, strategic doctrine, socio-economic development.

Термин «стратегическая инициатива» еще недавно не занимал значительное место в российской экономической литературе. Ситуация радикально изменилась в 2011 г. в связи с появлением в России Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов [1]. Активная деятельность сформированного Агентства ввела понятие «стратегическая инициатива» в широкий дискурс. На сегодняшний день данная дефиниция становится довольно известной, и используются в области российской государственной экономической политики.

Содержание стратегической инициативы заключается в том, что она направлена на получение трех взаимосвязанных результатов: стратегического намерения, реализации важных стратегических преимуществ и трансформации организации. Значимость стратегических инициатив особенно проявляется в их практической реализации.

Применительно к региональной экономике стратегической инициативе присущи следующие особенности:

- реализация стратегической инициативы свя-

зана с воздействием как на внутреннюю среду (социально-экономическое положение субъекта в целом), так и на внешнюю, где регион имеет партнеров, конкурентов и пр.;

- субъектом реализации стратегической инициативы может являться руководитель не только региона, но и отдельного государственного института в системе хозяйствования;

- стратегическая инициатива призвана содействовать реализации стратегии развития на региональном уровне;

- стратегическая инициатива является отражением воли руководителя и проявляет его проактивную позицию по отношению к среде;

- стратегическая инициатива придает ускорение организационной массе для достижения одной или нескольких стратегических целей региона;

- стратегическая инициатива может иметь различные формы - проект, план, стратегический документ, бизнес-идея, алгоритм и пр.;

- стратегическая инициатива представляет собой проекты, не отменяющие операционную (ежедневную) деятельность и способные приблизить достижение поставленных стратегических целей [4, с. 14].

Следовательно, стратегическая инициатива в экономике как комплементарный фактор развития заключает в себе деятельность руководителя субъекта или иного государственного института по достижению стратегических целей посредством реализации специальных проектов или иных мер по созданию преимуществ с возможностью навязывания выгодных ей правил, осуществляемая для поддержки основной деятельности данного субъекта. Иначе говоря, конкурентное преимущество отдельного субъекта определяется его уникальностью, а стратегическая инициатива - это то, что позволяет выявить уникальные возможности региона, его отличительные возможности, его «формулу победы».

По объекту воздействия стратегическая инициатива в региональной экономике является средовой, т. е. меняющей систему воздействия во внешней среде, что предполагает опережаю-

щее развитие, попытку определить и опередить будущее [4, с. 16].

Следует отметить, что в регионе может реа-лизовываться сразу несколько стратегических инициатив с разными векторными направлениями. Помимо этого, каждый субъект выступает не только как инициатор стратегических инициатив, но и как их объект, что является проявлением интерактивного характера данных отношений.

Стратегическая инициатива связана с разработкой и реализацией стратегии организации в виде стратегической карты и сбалансированной системы показателей [6, с. 84]. Это опосредует деятельность по достижению стратегической инициативой одной или нескольких целей. Следовательно, реализация стратегической инициативы невозможна через поэтапную технологическую реализацию стратегических планов, «дорожных карт» и пр.

В качестве основы реализации стратегической инициативы в СКФО мы предлагаем использовать стратегические доктрины 1 его субъектов, раскрывающие как цели, так и особенности социально-экономического положения конкретного региона, его «проблемные зоны» и механизмы их преодоления (табл.) [2, с. 106-131].

Таким образом, в качестве основы реализации стратегической инициативы могут быть приняты основные положения СДР субъекта. Далее в зависимости от условий внешней конъюнктуры, специфики поставленных задач и особенностей региона стратегическая инициатива станет комплементарным фактором развития, повышающим эффективность управленческих решений в экономике. При этом стратегическая инициатива должна обеспечивать увязку различных стратегических целей с текущей деятельностью субъекта и реализацией его стратегии. Это позволяют осуществлять те инициативы, содержание которых может носить как параллельный, так и перпендикулярный характер по отношению к деятельности субъекта.

Формировать стратегические инициативы на уровне региона мы предлагаем посредством применения специального стандартного формата

1 Стратегическая доктрина региона (далее - СДР) представляет собой совокупность долгосрочных задач и приоритетных функций, выполняемых территорией в рассматриваемой перспективе, реализация которых должна обеспечить достижение главных целей ее комплексного социально-экономического развития [4, с. 3].

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА В ЭКОНОМИКЕ КАК КОМПЛЕМЕНТАРНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ СКФО

35

Таблица

Стратегическая доктрина (долгосрочное планирование) субъектов СКФО

Субъект СКФО Обоснование стратегической доктрины

Республика Дагестан Стать южным опорно-связующим регионом в торгово-экономическом и культурно-политическом взаимодействии России со странами Каспийского региона, предоставляя другим регионам при этом конкурентоспособную продукцию сельскохозяйственного и промышленного производства, энергоресурсы, а также разнообразные транспортные и туристические услуги.

Республика Ингушетия Оставаясь неотъемлемой частью России, равноправным и самобытным регионом в составе Российской Федерации, приобретает имидж многонациональной, дружелюбной, гостеприимной, инвестиционно-привлекательной, политически стабильной, экономически и культурно развитой, благополучной и самодостаточной республики, в том числе посредством реализации проектов «Энергия древности - будущим поколениям», «Чистоту окружающей среды - сохраним», «Индустрия туризма - гостям», «Хрусталь воды, энергия гор, широта души - Вашему здоровью».

Кабардино-Балкарская Республика Центр здоровья и эффективного природопользования посредством реализации стратегических целей: - обеспечение высоких доходов и качества жизни населения; - обеспечение высоких темпов развития экономики республики; - повышение финансовой самостоятельности республики.

Карачаево-Черкесская Республика Достижение высокого уровня жизни, соответствующего европейским стандартам, формирование конкурентоспособной высокотехнологичной инновационной экономики, обеспечивающей устойчивое и сбалансированное развитие с учетом социокультурных практик этносов Карачаево-Черкесской Республики в составе народно-хозяйственного комплекса России.

Республика Северная Осетия-Алания «Южные ворота России» - это стратегический регион с развитыми транс-портно-логистическими функциями. Благоприятный для туризма и отдыха, и комфортный для проживания.

Чеченская Республика Решение проблемы занятости и повышение уровня жизни населения республики на основе устойчивого экономического роста. Формирование устойчивых предпосылок для перехода на принцип устойчивого развития Чеченской Республики, с упором на собственные силы и возможности, за счет использования и наращивания конкурентоспособных преимуществ.

Ставропольский край Обеспечение гармоничного развития каждой личности на основе повышения благосостояния и качества жизни населения путем инновационного развития экономики края.

для предложения инициативы, который обычно состоит из следующих пунктов:

- описание инициативы;

- стратегическое направление или цель, для поддержки которых предназначена данная инициатива;

- ожидаемые результаты;

- ресурсы, затраты и сроки [3].

В свою очередь управление стратегическими инициативами подразумевает три процесса:

1. Отбор стратегических инициатив - определение, ранжирование и выбор новых стратеги-

ческих инициатив для каждого стратегического направления одновременно с обоснованием приоритетности действующих программ.

2. Финансирование стратегии - составление бюджета стратегических расходов для финансирования стратегических инициатив.

3. Распределение ответственности - выбор «владельцев» и команд направлений для реализации портфеля стратегических инициатив, анализа хода их выполнения при достижении поставленных целей.

Эти процессы приводят краткосрочные про-

граммы действий в соответствие со стратегическими и межфункциональными приоритетами регионов и обеспечивают высокую прозрачность и подотчетность [3].

В заключение отметим, что воздействие стратегической инициативы на экономику СевероКавказского региона определяется ключевыми факторами модернизации, построенными на основе передовых достижений экономической и иных наук. Следовательно, стратегическая инициатива в экономике как комплементарный фактор развития Северо-Кавказского региона призвана обеспечить такие элементы социально-экономического развития, как снижение издержек, по-

вышение производительности, выход на новые рынки сбыта, формирование уникального продуктового предложения, обеспечение устойчивости социальных систем и пр. При этом субъект должен сам выбирать механизмы регулирования внутренней среды, инициируя при этом взаимодействие между объектами внешней среды путем выстраивания каналов коммуникации. В свою очередь, объект стратегической инициативы должен быть способен к возможным преобразованиям, включая и синергетический эффект от взаимодействия с соседними регионами, который должен придать импульс ее реализации в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Распоряжение Правительства РФ от 11.08. 2011 г. № 1393-р «Об учреждении автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». - Режим доступа: http://base.garant.ru/55183153/

2. Жихаревич Б. С. Регионы Северо-Кавказского федерального округа: сравнительный анализ конкурентоспособности и стратегий развития: Монография / Б. С. Жихаревич, А. Б. Крыловский. - М.: Московский общественный научный фонд, 2010. -184 с.

3. Каплан Р., Нортон Д. Управление портфелем стратегических инициатив. - Режим доступа:

http://www.cfin.ru/management/strategy/concepts/ strategic_initiatives.shtml.

4. Новичков Н., Серебренников С. Стратегические инициативы в экономике / Н. Новичков, С. Серебренников // Экономист. - № 6. - 2014. - С. 12-19.

5. Холопенкова Е. В. Концепция обоснования стратегической доктрины Северо-Кавказского региона / Е. В. Холопенкова // Региональная экономика: теория и практика. - № 15 (342). - 2014. - С. 2-6.

6. Koch C. Q&A with Robert Kaplan and David Norton on Strategy Maps and its Link to Corporate Strategy / C. Koch // CIO. - № 1. - 2011. - P. 89-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.